«Наследие Левши: оружейных дел мастера, тульская гармонь» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вед.: 1 Гармонь, гармонь! Гуляют песни звонко За каждый покачнувшийся... 1 107.15kb.
Урок окружающего мира в 4 классе. Умк «Школа России» Тема урока:... 1 51.5kb.
Пешком от станции метро «Тульская» При следовании на станцию метро 1 6.96kb.
Урок «Окружающий мир» Раздел: История Отечества Тема урока: «Мастера... 1 155.48kb.
Этнополитическая ситуация в Республике Молдова в конце XX начале... 1 124.46kb.
Основные правила работы ведомственных архивов 3 494.7kb.
Рекомендации родителям и педагогам «Леворукий ребенок» 1 74.98kb.
Министерство внутренних дел россии 1 428.39kb.
Бюллетень, Папка, раз-дел, подраз-дел, пункт Описание недостатка... 1 18.45kb.
Историческая справка к фонду №374 «Фабричная инспекция Курской губернии» 1 18.75kb.
Программа XIV открытого российского фестиваля кинокомедии «улыбнись... 1 58.07kb.
Строительство завода и развитие производства 1 224.58kb.
- 4 1234.94kb.
«Наследие Левши: оружейных дел мастера, тульская гармонь» - страница №1/1

Разработал: Курбакова Елена Викторовна, воспитатель ГУ СОН ТО ОСРЦН «Искра», г. Щекино Тульской обл.

Тема: «Наследие Левши: оружейных дел мастера, тульская гармонь»

(по программе «Растим патриотов»)



Цель: воспитание патриотических установок.

Задачи: формировать интерес народным промыслам Тульской Земли, содействовать интеллектуальному и нравственному развитию воспитанников.

Оборудование: презентация

Ход занятия:

  1. Вступление. (Слайд 2)

  2. Основная часть.

Тульские оружейники.

(Слайд 3) В 1595 году в Туле были поселены правительством, в количестве 30 человек, русские профессиональные оружейники, называвшиеся тогда самопальными мастерами. Они были обязаны поставлять в казну пищали, за что им были даны по обельной грамоте особые права.

В 1695 году русским кузнецом Никитой Демидовым был основан частный оружейный завод. Сословие тульских оружейников в 1700 году насчитывало уже более 1000 человек. Оружейники изготовляли оружие, частью у себя на дому, частью в небольших мастерских, которые организованы были отдельными цехами оружейников. В 1705 году был устроен первый «Казенный оружейный двор», где собрано было для работы до 800 человек оружейных мастеров.



(Слайд 4) (текст со слайда…) На вторую половину XVIII века приходится расцвет тульского оружейного мастерства. Необычайно возрос спрос на художественно украшенное тульское оружие и партикулярные изделия. Уникальное, удивительное по своему изяществу изобретение туляков — «алмазная грань» на металле и множество других секретов отделки изделий из металла и дерева уходят корнями именно в эту эпоху. В 1853 году на Тульском оружейном заводе по распоряжению государя была открыта Образцовая мастерская для изготовления в ней всякого подарочного, посольского, парадного и наградного оружия с художественной отделкой, а также всевозможного охотничьего оружия — огнестрельного и холодного.

Захаво (Захава) Павел Дмитриевич (Слайд 5) родился в 1779г. в селе Княжевичи Черниговской губернии в семье, принадлежавшей к рядовому казачеству. В 1792г. не имевшего дворянских прав Павла зачислили в Морской корпус в Санкт-Петербурге. Завершив обучение в Морском корпусе, в январе 1800 г.  вступил в должность учителя.

В марте 1802г. Захава получил повышение в чине - был произведен в унтер-лейтенанты в морской артиллерии и служил в Петербургской артиллерийской команде. Однако строевая служба, хотя бы и в столице, Павла Дмитриевича не привлекает, он пишет прошение о переводе и в августе 1803г. получает назначение на Тульский оружейный завод и должность комиссионера по доставке, приему и разбраковке железа, привозимого с уральских заводов.

11 февраля 1804г. Павел Дмитриевич прибыл в Тулу. (текст со слайда…) В 1818-1819 гг. Захава провел реорганизацию производства штыков, с этой целью он создал серию новых станков. В результате значительно повысилось качество и производительность работ: из 18 переходов обработки штыка 11 выполнялись на станках. По мнению современников, именно ему «русская победоносная армия обязана усовершенствованием русских штыков»,  Павла Дмитриевича называли «отцом русского штыка».

Сергей Иванович Мосин (слайд 6) родился в селе Рамонь Воронежской губернии. Закончив Воронежский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище, по истечении двух лет строевой службы сдал экзамены в Михайловскую артиллерийскую академию, набрал высокий балл и был зачислен на первый курс технического факультета. В 1875г. С. И. Мосин по окончании академии был назначен начальником инструментальной мастерской Тульского оружейного завода. (текст со слайда…)

Характерно, что об этом изобретении из-за попустительства царских чиновников, не умевших хранить военную тайну, узнали за границей, где в то время шли спешные изыскания в области магазинного оружия.

Узнав об изобретении Мосина, иностранцы решили его перекупить. В 1885 г. от имени одной парижской фирмы Мосину было предложено 600 тысяч франков, а затем сумма дошла до 1 миллиона, за право использовать для французской винтовки изобретенный им реечно-прикладной механизм. Иностранцы вынуждены были признать превосходство русского изобретения. А миф о пресловутом «превосходстве» западноевропейской оружейной техники оказался явно несостоятельным.

Мосин располагал весьма скромными средствами и жил на свое капитанское жалованье. Однако он решительно отверг все предложения иностранцев, поступив как подлинный русский патриот, бескорыстно преданный Родине.

1889 - 1891 гг. были периодом работы с ружьями двух конструкторов - бельгийского Л. Нагана и русского С. И. Мосина, соперничество которых и привело к появлению замечательной по своим свойствам винтовки.

После продолжительного времени пришла пора произвести Мосина в очередной чин - все-таки неловко было ему, известному на весь мир изобретателю, 11 лет ходить в капитанах. В начале августа 1891 г. мундир Сергея Ивановича украсили эполеты полковника гвардейской артиллерии.



Василий Алексеевич Дегтярев (слайд 7)родился 2 января 1880 года в Туле в семье потомственных тульских оружейников. С одиннадцати лет начал работать на Тульском оружейном заводе.

После демобилизации в 1906 году  под руководством В. Г. Федорова принимал участие в изготовлении автоматической винтовки его системы на Сестрорецком оружейном заводе. Изобретательская деятельность Дегтярева началась в 1916 году, когда им был разработан автоматический карабин, в котором были осуществлены основные элементы конструкции, которых он не изменно придерживался в дальнейшем при создании различных образцов автоматического оружия. В 1927 году на вооружение Советской Армии поступил созданный  Дегтяревым ручной пулемет ДП, на базе которого были сконструированы авиационные пулеметы ДА и ДА-2 и танковый пулемет ДТ (Слайд…). Одновременно он проектирует автоматическую винтовку, которая успешно выдержала ряд полигонных испытаний.

В годы Великой Отечественной войны на вооружение Советской Армии поступили 14,5-мм противотанковое ружье  ПТРД, разработанное Дегтяревым в первые месяцы войны, и ручной пулемет образца 1944 года под патрон образца 1943 года. В Тулу больше не возвращался.

Петров Федор Федорович (слайд 8) родился 16 марта 1902 г. в деревне Докторово, ныне это Веневский район Тульской области. Отец его был деревенским кузнецом. В 1922г. был призван в Красную Армию и, проходя военную службу в Москве, получил разрешение учиться на вечернем рабфаке, чтобы получить среднее образование. В 1926г. Ф.Ф. Петров сдал вступительные экзамены в Московское высшее техническое училище имени Баумана и стал студентом механического факультета. Учился он хорошо, с большим желанием, уделяя большое внимание изучению теоретической механики, математики, сопротивлению материалов.

И только в 1934г. был назначен старшим инженером-конструктором в КБ завода, в 1940г. — начальником особого конструкторского бюро.

Федор Федорович был человеком с исключительной волей в достижении поставленной цели. Его идеи и конструкторское мышление в области артиллерийских систем были неисчерпаемыми, он проявил удивительную способность и понимание цели, которую перед ним ставили при создании артиллерийских систем и средств вооружения танков и САУ. Необходимо отметить важную черту его конструкторской деятельности. Он обращал особое внимание на технологичность конструкции, на унификацию и стандартизацию узлов, а это приводило к тому, что несколько орудий, совершенно разных по огневой мощи и боевому применению, имели общий лафет и противотанковое устройство.

В Тулу не возвращался.



Михалев Иван Михайлович (слайд 9) родился 27 августа 1909 в Туле. После окончания опытно-показательной школы девятилетки пришел на Тульский оружейный завод чертежником. 1930-1934 гг. учился в Тульском механическом институте. Возвратившись на завод, работал конструктором по приспособлениям, старшим конструктором, начальником группы конструкторов.

В годы Великой Отечественной войны работал на эвакуированном заводе в г. Медногорске - сначала начальником производства, а с февраля 1943г. – главным инженером-заместителем директора завода.

В 1947г. был назначен начальником и главным конструктором центрального конструкторского бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО), которое возглавлял до 1978г. Под руководством И.М. Михалева было разработано более 80 образцов стрелково-пушечного вооружения, а при его непосредственном участии создано спортивно-охотничье оружие высокого класса. Разработки, созданные ЦКИБом, соответствовали мировым стандартам. Это подтверждают золотые и серебряные медали, завоеванные нашими спортсменами-стрелками на Олимпиадах.

Стечкин Игорь Яковлевич (слайд 10) родился 15 ноября 1922г. в г. Алексине Тульской губернии в семье врача. В 1935 году, когда Игорю исполнилось 13 лет, семья Стечкиных переехала в Тулу. В самом начале войны, в 1941 году освобожденный от службы в армии по зрению, Игорь эвакуируется в Ижевск и поступает в эвакуированное из Москвы МВТУ им. Баумана одновременно работая шлифовшиком на мотозаводе.

В конце 1942г. И.Я. Стечкин возвратился в Тулу и в феврале 1948г закончил Тульский механический институт, успешно защитив дипломный проект по теме: «Самозарядный пистолет калибра 7,65 мм». Молодой инженер не только подготовил чертежи, но и добился разрешения изготовить образец из металла и при защите диплома произвёл из него несколько выстрелов холостыми патронами.

В 1951 г. автоматический пистолет Стечкина (АПС) был принят на вооружение армии. АПС приобрёл множество поклонников, особенно среди солдат и офицеров, которым довелось применять его в боевых условиях

В 1955г. конструктором были созданы два пистолета ТКБ-506 и ТКБ-506 А и специальный патрон к ним для бесшумной стрельбы

В конце 50-хгг. в связи с интенсивным развитием работ по ракетной технике И.Я Стечкин, один из немногих конструкторов стрелкового оружия, активно включился в создание реактивно управляемого вооружения комплексов «Фагот» и «Конкурс».

В 1971 г. И.Я. Стечкин был переведён в Центральное конструкторское бюро спортивно-охотничьего оружия. В ЦКИБ СОО он вновь возвратился к конструированию стрелкового оружия и принял участие в конкурсной работе по созданию укороченного автомата «Модерн». Образец ТКБ- 0116 успешно прошёл государственные испытания. По кучности боя превзошёл образец АКС-74У конструкции М. Т. Калашникова.


Тульская гармошка

(Слайд 11) Старинный город Тула, получивший всемирную известность как город мастеров, гордится многими  своими брендами. Один из них связан не только с промышленным производством, но и с большим пластом культурной жизни, причём не только нашей страны... Этим брендом на протяжении уже не одного столетия является знаменитая тульская гармонь (и его синоним – тульский баян).

Тульская земля является колыбелью гармонного (а впоследствии и баянного) производства в России. В Туле появилась на свет первая отечественная гармонь, была основана первая в России гармонная фабрика; была изготовлена одна из первых в России хроматических гармоней. В Туле был создан первый отечественный баян, а вскоре после этого было впервые организовано их серийное производство. (слайд 12)

В Туле было учреждено Первое Российское общество любителей игры на хроматических гармониках, были сконструированы первые в мире оркестровые гармони и баяны. Все перечисленные события были бы просто невозможны, если бы за ними не стояли конкретные личности, именами которых теперь гордится земля тульская, – люди, которые сделали тульскую гармонь, тульский баян «визитной карточкой» города.

Воронцов Тимофей Пименович  (Слайд 13)

Значительную часть своей продукции Тимофей Пименович реализовал в Москве. В летнее время на Нижегородской ярмарке им открывалась небольшая лавка, в которой можно было не только купить новый инструмент, но и отремонтировать ранее приобретённый. Здесь постоянно толпились приезжие со всех концов России. В первую очередь именно отсюда тульская гармонь начала распространяться по всей стране.



Сизов Иван Евстратьевич  (Слайд 14)

В июле 1830 году тульский оружейный мастер Иван Евстратьевич Сизов приобрел на Нижегородской ярмарке за 40 рублей ассигнациями (по другим данным за 35 рублей) немецкую однорядную гармонь. Приехав домой, в знаменитую в Туле Чулковскую слободу, он сразу же разобрал своё приобретение на части и одну за другой стал их копировать. Скоро умелец изготовил инструмент, не отличающийся по качеству звучания от зарубежной диковинки. Так появилась на свет первая отечественная гармонь.


Иван Евстратьевич не ограничился созданием единичного образца гармони, а продолжил изготовление этих новых для России музыкальных инструментов, параллельно обучаясь не только тонкостям производства, но и игре на гармони, что в значительной мере способствовало её распространению среди местного населения.

Воодушевлённые примером Сизова многие тульские умельцы также стали изготовлять гармони той же системы. Популярность нового музыкального инструмента среди местного населения постоянно росла, а вслед за популярностью росла и потребность в нём. Гармонные мастера не успевали за неуклонно увеличивающимся спросом. Поэтому очень скоро в дело включились и члены их семей. Появились домашние мастерские, некоторые из которых в дальнейшем превратились в фабрики.

После смерти Ивана Евстратьевича его детище прекратило своё существование.

Чулков Леонтий Алексеевич

Родился в деревне Глухие Поляны Тульской губернии в семье крепостного крестьянина. В 1859 году был отдан в ученики на гармонную  фабрику Воронцова Гаврила Тимофеевича С 1866 года стал работать самостоятельно на дому. Хорошо играл на гармонике. Много экспериментировал над повышением качества звучания инструментов, улучшал конструкции имеющихся гармоник и создавал новые.

В 1875 году организовал гармонную мастерскую, в которой работали шесть его сыновей. Некоторые из них стали продолжателями дела своего отца. Наиболее известными мастерами по изготовлению музыкальных инструментов и конструкторами гармоней стали Геннадий Леонтьевич и Павел Леонтьевич.

Незаурядность мышления Л.А. Чулкова проявилась и в области механизации производственного процесса. Им сконструирован ряд приспособлений, которые облегчали изготовление и сборку различных гармонных деталей. Многие мастера и владельцы фабрик впоследствии стали использовать аналогичные механизмы на своих предприятиях.



Белобородов Николай Иванович (Слайд 15)

Николай родился 15 (27) февраля 1828 года в Туле. Его отец, Иван Матвеевич, служил управляющим у помещиков Кологривовых в имении Медвенки; мать происходила из семьи потомственных оружейников, она умерла вскоре после рождения Николая. Для учёбы сына Иван Матвеевич нанял дьячка местной приходской церкви, который учил его читать на церковно-славянском языке. Учение продолжалось недолго, так как отец решил, что сыну достаточно уметь подписывать свою фамилию и кое-как разбирать написанное.

Будучи подростком, Белобородов начал интересоваться красильным делом. После смерти отца Николай открыл в подвале своего дома маленькую красильню. Красильная мастерская средств давала немного, Белобородов был постоянно в долгах. Впоследствии он её продал для приобретения гармоник для оркестра. За свою общественную деятельность Николай Иванович избирался мещанским старостой.

Умер Николай Иванович в 1912 году. Его похороны превратились в многолюдную процессию. Похоронен Н. И. Белобородов в Туле наВсехсвятском кладбище.



Алексей Петрович Пастухов (Слайд 16)

  1. Подведение итогов. (Слайд 17)

А сейчас мы послушаем одну песню под аккомпанемент тульской гармошки и подумаем над вопросами…

Скачать презентацию можно по адресу: http://educontest.net/component/search/?searchword=levsha&ordering=&searchphrase=all

.