Наша Родина Россия - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Наша Родина Россия - страница №1/1



КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наша Родина — Россия

Россия - крупнейшее по площади, населению и экономичес­кой мощи государство Евро-Азиатского континента. Она раски­нулась на площади свыше 17 миллионов квадратных километров (17 098,2 тыс. кв. км) и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию.

Россия граничит с 18 государствами трех континентов, омывает­ся 12 морями 3 океанов. Общая протяженность ее границ составляет 60 933 км, из них 14,5 тыс. км - сухопутных, 7,1 тыс. км - речных, 0,5 тыс. км - озерных и 38,8 тыс. км морских.

Просторы страны пересекают крупнейшие реки - Лена, Обь (самая длинная река России - 5,4 тыс. км от истока Иртыша), Волга, Енисей (самая многоводная река - 19,8 тыс. куб. м в сек.), Амур. Гордость России - самое глубокое в мире озеро Байкал (глубина 1 620 м; содержит 1/5 пресной воды всех водоемов земного шара).

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года население России составило 142,9 млн. человек, из которых 105,3 млн. — жите­ли городов (73,7%) и около 37,6 млн. - сельские жители (26,3%). Административно-территориальное деление Российской Федерации включает в себя: 21 республику, 9 краев, 46 областей, 2 города феде­рального значения, 1 автономную область, 4 автономных округа.

Наша Родина обладает богатейшими природными ресурсами и разведанными запасами полезных ископаемых, располагает мощ­ным сельскохозяйственным потенциалом. На ее территории нахо­дятся крупнейшие в мире промышленные предприятия и топлив­но-энергетические комплексы. Россию отличает высокий обра­зовательный и культурный уровень населения, развитая наука, уникальная, неповторимая культура и духовность, признанные во всем мире.



Возникновение и развитие конституционных основ в СССР и Российской Федерации

Конституция РСФСР 1918 года. Конституционно-правовое оформление Республики Советов произошло на V Всероссийском съезде Советов, который 10 июля 1918 года принял первую Консти­туцию (Основной Закон) Российской Социалистической Федератив­ной Советской Республики. В Конституцию в качестве составной части была включена Декларация прав трудящегося и эксплуати­руемого народа, утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года. В ней Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которая учрежда­ется на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Конституция устанавливала, что высшей властью в РСФСР является Всероссийский съезд Сове­тов, который избирает Всероссийский Центральный Исполнитель­ный Комитет в количестве не более 200 человек. Последний был всецело ответственен перед съездом и в период между съездами является высшей властью Республики.

Конституция СССР 1924 года, Конституция РСФСР 1925 года. 30 декабря 1922 года I съезд Советов Союза ССР, состоящий из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья, утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР. Это было результатом объединительных усилий советских респуб­лик. Окончательное оформление нового государства завершилось утверждением II съездом Советов СССР 31 января 1924 года Основ­ного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик. Конституция СССР устанавливала, что верховным органом власти СССР является съезд Советов, а в период между съездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей.

На XII Всероссийском съезде Советов, в мае 1925 года, был утвержден измененный текст Конституции РСФСР, по существу же принят новый Основной Закон, согласно которому РСФСР вхо­дила в состав Союза ССР и провозглашалась социалистическим государством рабочих и крестьян, строящимся на основе федера­ции национальных советских республик, где вся власть принадле­жала Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейс­ких депутатов.

Носителем верховной власти в РСФСР являлся Всероссийс­кий съезд Советов. В период между съездами действовал ВЦИК, который избирался Всероссийским съездом Советов в количестве членов, определяемых съездом. Всероссийский съезд Советов созы­вался ВЦИКом один раз в год, а затем — один раз в два года.

В середине 30-х годов согласно партийной идеологии в стране были построены основы социализма, признаками которого счита­лись: ликвидация многоукладности в экономике, безраздельное утверждение социалистической собственности в двух ее формах - государственной и колхозно-кооперативной, ликвидация экс­плуататорских классов, формирование новых социалистических наций, народовластие. Эти изменения в общественном и государс­твенном строе призвана была юридически оформить новая Консти­туция СССР.



Конституция СССР 1936 года. Новая Конституция СССР была принята на VIII чрезвычайном съезде Советов СССР 5 дека­бря 1936 года. Она объявила Советский Союз социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составляют Советы депутатов трудящихся. Вся власть в СССР принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов депу­татов трудящихся. В то же время впервые советская Конституция зафиксировала, что ВКП (б) представляет собой «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и госу­дарственных».

Высшим органом государственной власти СССР являлся Вер­ховный Совет, который избирался сроком на четыре года. Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался гражданами по избира­тельным округам. Совет Национальностей избирался гражданами по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам.



Конституция РСФСР 1937 года. Новая Конституция РСФСР была принята на XVII чрезвычайном Всероссийском съезде Сове­тов 21 января 1937 года. Высшим органом государственной власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет РСФСР, который избирался гражданами Российской Федерации по избирательным округам. В избирательном округе выдвигался один кандидат на один депутатский мандат («один кандидат - один депутат»). Высо­кая активность избирателей при безальтернативном голосовании обеспечивалась во многом организационными мероприятиями пар­тийных организаций (при избирательных участках под руководс­твом парткомов предприятий и учреждений создавались агитаци­онные пункты, за группами избирателей закреплялись агитаторы, парткомы отвечали за явку избирателей). Объяснялось все это наме­рением правящей партии сохранить свою диктатуру, представляя с помощью «организованных» выборов доказательства поддержки населением политического режима, курса партии, преобразований в советском обществе и государстве.

Конституция СССР 1977 года. На седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года к 60-летию советской власти была принята третья по счету Конституция (Основной Закон) СССР (в соответствии с Конституцией СССР в апреле - июне 1978 года были приняты новые конституции союзных и автономных республик. Очередная Конституция РСФСР была принята на седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва, 12 апреля 1978 года). В ее преамбуле отмечалось, что советское государство, выполнив задачи диктатуры пролетариата, стало общенародным. В СССР построено раз­витое социалистическое общество. КПСС объявлялась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций».

Впервые Конституция ввела принцип свободных выборов, зафик­сировав, что гражданам и общественным организациям гарантиру­ется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Закрепленная советской Конституцией политическая система, система представительных органов государственной власти просу­ществовали более десяти лет, пока в 1988 - начале 1990-х годов в них не были внесены кардинальные изменения, которые явились отражением начавшихся процессов в общественной жизни страны.

Конституция Российской Федерации 1993 года. В 1993 году начинается принципиально новый этап в развитии Российской государственности. Впервые в своей многовековой истории Россия встала на путь становления и развития демократического государс­тва, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной.

Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме, подвела черту под советским периодом развития госу­дарственности нашего Отечества и положила начало новому этапу в развитии отечественного конституционализма. Она урегулировала важнейшие общественные отношения, закрепила конституцион­ные основы Российской Федерации и организации государственной власти в стране.

Закрепляя на высшем юридическом уровне новые реалии обще­ственной жизни в политической, социальной и экономической сферах, Конституция призвана обеспечить построение в России демократического федеративного правового государства с респуб­ликанской формой правления. Эти исходные положения отражают его наиболее важные и принципиальные черты и составляют осно­вы конституционного строя России.

Государственное устройство Российской Федерации

Основы государственного, территориального устройства России определены в Конституции Российской Федерации и основаны на принципе федерализма.

Российский федерализм - это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам являет­ся важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма, децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и органами мест­ного самоуправления.

Россия состоит из республик, краев, областей, городов федераль­ного значения, автономной области, автономных округов - равно­правных субъектов Российской Федерации. При этом правовой ста­тус республики в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. Правовое положение края, области, города федерального значения, авто­номной области, автономного округа устанавливается, наряду с Конституцией России, собственными уставами.

В соответствии с Конституцией России, равноправными субъ­ектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автоном­ных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государс­твенности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого начала своего существования включает и территории с коренным русским населением, и территории республик, авто­номных образований, где компактно проживают иные нации и народности. И если раньше национальные (автономные) образо­вания пользовались достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на тер­ритории которых проживает в большинстве своем русское насе­ление. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем пред­ставители других братских наций и народностей.

Государственная целостность Российской Федерации гаран­тируется тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция Российской Федерации и феде­ральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкос­новенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных Сил и других государственных военных организаций.