Начальный этап обучения хоровому пению - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Начальный этап обучения хоровому пению - страница №1/1

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ

И.Н. Торощина

Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №23» пгт. Тисуль

Певческий голос – драгоценный дар природы, который следует охранять и использовать разумно.

Дети очень эмоциональны. Общаясь друг с другом в коллективе, участвуя в подвижных играх, они часто кричат, перенапрягая голос.

Правильное функционирование голосового аппарата возможно лишь при развитии голоса и слуха в благоприятной обстановке.

Общеизвестно, что систематическое обучение детей пению способствует сохранению здорового голосового аппарата.

Большие детские хоровые коллективы обычно состоят из детей от 7 до 16 лет. Они имеют в своём составе три хоровых группы: младшую, среднюю и старшую. Каждому возрастному периоду соответствуют свои особенности звучания, вытекающие из анатомофизиологических норм развития голоса ребёнка.

В этой работе я рассматриваю особенности воспитания голоса на начальном этапе обучения хоровому пению.

На первых занятиях хормейстер вводит детей в «мир прекрасного» - рассказывает им о музыке, хоре, хоровых певцах, дирижере. Дети младшего школьного возраста весьма эмоциональны, их легко увлечь, сделать участниками беседы.

Прежде чем начинать вокально-хоровою работу, следует научить детей правильно держаться при пении, то есть принимать нужную певческую установку. Хормейстеру надо следить за певческой установкой хористов на каждом занятии, так как от нее зависит правильность работы дыхательного и звукообразующего аппарата. Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу, ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок – это ведет к неправильной манере пения (у малышей такое явление можно наблюдать довольно часто).

На первых же репетициях нужно познакомить детей с видами дирижерских жестов – внимание, дыхание, вступление, снятие (позже, когда дети овладеют этими навыками, дать понятие о forte, piano, ritenuto, accelerando).

Возможности певческих голосов младшего школьного возраста ограничены. Хормейстер должен знать, что красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полетности, эмоциональности.

Дыхание в пении имеет исключительное значение: от дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть свободным, равномерным, естественным. Не все дети младшей группы хора сразу понимают, как нужно дышать, и многие из них, делая вдох, поднимают плечи. Такое дыхание ведет к крикливому пению. Хормейстер должен рассказать и наглядно показать детям, как надо дышать, чтобы работали мышцы живота, а также нижних и верхних отделов грудной клетки, потом на примере своего пения подчеркнуть разницу в звучании голоса при правильном и неправильном дыхании.

Пристального внимания педагога в хоровом пении требует атака звука. Как известно, существует три вида атаки: твердая, мягкая, придыхательная. На мой взгляд, в младшем хоре наряду с использованием мягкой атаки можно применять и твердую атаку, так как она активизирует певческий процесс. Но при этом обязательно следить за звуком, чтобы он не был крикливым, форсированным. Придыхательная атака применяется в хоровом пении лишь как изобразительное средство, необходимое для создания художественного образа. Мягкая атака на начальном этапе может привести к вялому, пассивному звуку. Впоследствии, выработав навык активного звукообразования, следует пользоваться как твердой, так и мягкой атакой.

Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование – фундамент хорового пения. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, «слушать тишину» (неумение сосредоточиться на звучании – одна из причин фальшивого пения и даже гудения).

В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни обладают прекрасным слухом и интонируют безупречно, у других при регулярных хоровых занятиях очень быстро налаживается координация между слухом и голосом; встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога приблизительно в течение одного года; а бывают и такие дети, у которых координация восстанавливается лишь через два – три года регулярных, планомерных занятий.

Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Громкие звуки воспринимаются труднее, чем тихие, и поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание. Нюанс Р можно использовать в хоре как метод работы над трудными интонационными местами в произведении, а не только как «краску», оттенок. Хормейстер детского хора должен знать это и учитывать в своей деятельности не только на первоначальном этапе, но и в дальнейшем при работе над сложными произведениями.

Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона. Это серьезная, трудная и очень важная задача, потому что хороший унисон в хоре – основа чистого многослойного пения.

Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука на слоги лю, ле; затем ввести несложные попевки и, конечно, продолжать эту работу на материале разучиваемых песен.

Очень полезно использовать в упражнениях на унисон гласную «у», которая ведет к образованию «узкого», четко фиксирующего высоту звука. Этому способствует механизм образования гласной «у»: активизируется работа голосовых связок и дыхания. Гласная «у» помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое небо и маленький язычок находит правильное положение. К тому же использование гласной «у» в упражнениях, распеваниях позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.

В работе унисоном полезно использовать пение с закрытым ртом. Этот прием усиливает слуховое внимание певцов и позволяет ощутить высокую вокальную позицию. Но для младших школьников это очень трудный прием, и пользоваться им следует лишь эпизодически.

Хормейстер должен уделять много внимания и воспитанию у юных хористов чувства ритма. Мне представляется полезным использовать при разучивании сложных ритмических рисунков слоги, применяемые в системе относительной сольминации, которые соответствуют определенным длительностям: та- четверти; ти-ти-восьмым; ти-ри-ти-ри- шестнадцатым.

В работе над ритмическим рисунком, представляющим трудность для детей, следует использовать и другие приемы: прохлопывание ритма отдельными детьми, а также всем хором, различные движения под музыку.

У многих детей младшего школьного возраста артикуляционный аппарат пассивен и вял, а потому развитие его требует от хормейстера особого внимания.

Огромное значение в пении имеют гласные, так как все вокальные качества голоса вырабатываются только на гласных. У участников младшего хора на первых порах часто встречается такая ошибка: у них как бы возникает желание быстрее спеть следующий слог, отсюда теряется протяжность, напевность мелодии. Хормейстер должен объяснить и на примере своего пения показать, что поются только гласные звуки, а не согласные. Объяснить это детям можно так: «Чтобы пение было красивым, нужно тянуть звуки, как бы выдувая их из дудочки», « надо спеть так, как спела бы скрипка» ( при этом рукой можно изобразить плавное движение смычка воображаемой скрипки).

Пение гласных должно происходить в единой манере звучания. Обязательным условием для этого является сохранение устойчивого положения гортани при пении различных гласных.

В качестве упражнений можно петь на одном звуке ( на одном дыхании) цепочку из слогов с разными гласными: ма, ме,ми,мо,му; ля,ле,ли,лю и т.д. Петь на слоги полезно и отдельные фразы песен, а также песни целиком.

Внимание педагога требует формирование и естественное произношение согласных в пении. Согласные должны произноситься предельно кратко, однако при краткости необходимо четкое, даже утрированное их произношение.

Формирование певческой деятельности у младших школьников зависит не только от их индивидуальных способностей и коллективного хорового опыта, но также и от тех условий, в которых протекает деятельность. К числу условий относится вопрос дисциплины в хоре.

Хорошее поведение детей на занятиях – залог будущего успеха. Этот вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Дисциплина – это атмосфера, в которой дети творят, трудятся, учатся новому.

Дисциплина на хоровом занятии – это не только внешнее спокойствие учащихся (нет шума, разговоров и т.д.), но и внутреннее состояние хористов – активное, увлеченное, сосредоточенное, что является главным в рабочей атмосфере.



В работе с малышами обязательно надо учитывать обстоятельство, что им трудно долгое время усидеть на месте; они быстро устают и отключаются от учебного процесса.

Огромное значение в работе хорового коллектива играет музыкальный материал, на котором хор учится и творит. Репертуар – одно из основных условий формирования певческой деятельности младших школьников в хоре, так как правильно подобранные произведения способствуют проявлению склонностей к хоровой деятельности, развивают и стимулируют способности к хоровому пению и являются критерием творческого роста коллектива на основе практической подготовленности, то есть опыта.