На правах рукописи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
На правах рукописи - страница №1/1

На правах рукописи


ЧЕСНОВА ЕЛЕНА ЛЬВОВНА

ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

НОВОКУЗНЕЦК – 2007
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Орлов Александр Николаевич

Официальные оппоненты: доктор социологических наук,

кандидат педагогических наук, профессор

Заруба Наталья Андреевна


кандидат педагогических наук, доцент



Недоспасова Нина Павловна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Бийский педагогический

государственный университет им.

В.М. Шукшина»
Защита диссертации состоится «___»______________2007г. в ___ часов на заседании диссертационного совета К 212.226.01 при Кузбасской государственной педагогической академии по адресу: 654027, г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кузбасской государственной педагогической академии (654027, г. Новокузнецк,

пр. Пионерский, 13).
Автореферат разослан «____» 2007г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат технических наук, профессор А.Н. Ростовцев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность и степень разработанности проблемы исследования. В настоящее время российский менеджмент – это комплексная инновационная наука, которая зародилась одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий и конкурентоспособности, формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц.

Подготовка менеджера в современных социально-экономических условиях характеризуется активными инновационными процессами, связанными с демократизацией и гуманизацией, введением вариативных учебных планов, нового содержания образования, различных форм его дифференциации и индивидуализации, в связи с чем, расширяется социокультурная среда деятельности менеджера, меняется его назначение.

В процесс подготовки спортивных менеджеров включились многие ученые: разрабатываются различные модели подготовки управленческих кадров для сферы физической культуры и спорта и внедряются в физкультурные вузы России (В.У. Агеевец, А.А. Баженов, А.Г. Барабанов, С.И. Гуськов, В.И. Жолдак, Ю.А. Зубарев, В.А. Какузин, В.В. Кузин, Т.Э. Круглова, А.А. Кудинов, М.Е. Кутепов, С.Д. Неверкович, Д.Е. Несытое, И.И. Переверзин, А.Н. Попов, С.Г. Сейранов, А.А. Сучилин, В.А. Черепов, А.И. Шамардин и др.).

Однако лишь незначительная часть публикаций содержит ин­формацию по многоуровневой подготовке кадров (М.Н. Звалинская, Л.Н. Ильина, В.И. Маслов и др.), особенно спортивных менедже­ров.

С началом активного внедрения культурной и гуманистической концепций формирования личности менеджера проведены исследования по изучению отдельных сторон его культуры: методологической; нравственно-этической; коммуникативной; технологической, субъектного развития и саморазвития личности менеджера в процессе осуществляемой им профессионально-ориентированной деятельности (О.С. Виханский, И.С. Дарховский, Л.И. Евенко, Л.С. Зникина, Л.Р. Кричевский, С.Ф. Макаров, А.И. Наумов, В.А. Поляков, И.А. Сасова, В.Д. Федоров, Л.И. Фишман, А.Г. Шпак, М.Н.Чуйкова и др.).

За рубежом подготовка менеджеров рассматривается в русле классической теории менеджмента, разработанной М. Альбертом, Т. Бойделом, М.Д. Вудкоком, П. Друкером, М.Х. Месконом, Д.Ф. Френсисом, Ф. Хедуори, Л. Якоккой и др.

Анализ практики подготовки будущих менеджеров показал, что формирование их готовности к профессиональной деятельности связывается чаще всего с введением дополнительных, в том числе интегративных спецкурсов (В.И. Андреев, С.В. Белова, Н.В. Бочкина, Е.А. Гришина, Н.Б. Скорбилина и др.).

В связи с этим имеется противоречие между необходимостью повышения эффективности подготовки менеджеров по физической культуре и спорту и недостаточной разработанностью его содержательной и процессуальной структуры в целостном педагогическом процессе высшего педагогического учебного заведения.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении содержательной и процессуальной сторон подготовки менеджеров по физической культуре и спорту. Все это обусловило выбор темы исследования: «Подготовка менеджеров по физической культуре и спорту в системе высшего профессионально-педагогического образования».

Цель исследования: разработка модели, технологии и их внедрение в подготовку менеджеров по физической культуре и спорту на факультете физической культуры педагогического вуза.

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка менеджеров по физической культуре и спорту.

Предмет исследования: процесс подготовки менеджеров по физической культуре и спорту.

Гипотеза исследования заключается в том, что подготовка менеджеров по физической культуре и спорту на вузовском этапе будет эффективной если:

- включает анализ и отбор знаний, которые составляют основное методологическое содержание деятельности специалистов с учетом тенденций развития учебного процесса в педвузе, выводящие его на многопрофильный уровень;

- осуществляется как целостный педагогический процесс на основе разработанной модели, оснащенной педагогическими средствами, отличающимися ценностно-смысловой направленностью, диалогичностью, рефлексивностью и полифункциональностью;

- разработаны критерии, по которым можно диагностировать и оценивать уровни развития менеджеров по физической культуре и спорту.

В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить литературные источники по проблеме подготовки менеджеров по физической культуре и спорту для формирования теоретической базы исследования.

2. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели и технологии подготовки менеджеров по физической культуре и спорту.

3. Разработать методические рекомендации по подготовке менеджеров по физической культуре и спорту.



Методологическая основа исследования:

- положения психологической теории личности (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский и др.);

- концепции развития человека как компетентного и творческого специалиста (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Горшкова, В.И. Данильчук, В.А. Извозчиков, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицина и др.);

- теория развития менеджмента (М. Альберт, Т. Бойдел, О.С. Виханский, М.Д. Вудкок, П. Друкер, М.Х. Мескон, А.И. Наумов, Л.И. Фишман, Д.Ф. Френсис, Ф. Хедуори, Л. Якокка и др.);

- психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.);

- концепции системно-целостного подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К. Бабанский, Е.П. Белозерцев, В.С. Ильин, В.В. Краевский, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев и др.);

- концептуальные идеи личностно ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

- исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в высшей школе, эффективных технологий обучения и воспитания студентов, моделей личности и деятельности специалиста (О.С. Анисимов, С. И. Архангельский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластенин и др.).



Методы исследования: теоретические — анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование; эмпирические – анализ передового педагогического опыта по формированию специалистов, опрос с использованием различных видов анкетирования и бесед, тестирование, включенное наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Подготовка менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности в современных условиях является результатом целенаправленно организованного процесса становления личности специалистов, включающего принятие и осмысление управленческих ценностей, формирование собственного отношения к целям и задачам профессиональной деятельности, реализацию их в управленческой деятельности с учетом собственной индивидуальности и представлений о профессиональных планах.

  2. Готовность менеджеров к управленческой деятельности представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство личностного самосознания, мотивационно-ценностного и содержательно-процессуального компонентов. Критериями развития готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности выступают степень развития познавательной, рефлексивной и прогностической активности.

3. Модель подготовки менеджеров по физической культуре и спорту состоит из цели, задач, закономерностей, принципов, условий, методов, функций, компонентов, критериев, показателей уровней ее эффективности и результата.

Опытно-экспериментальная база исследования: студенты факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии. В исследовании приняли участие 72 человека.

Этапы исследования:

Первый этап (2003-2004гг.) - поисково-теоретический. Изучено состояние научного знания по проблеме исследования, установлены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, сформулированы исходные методологические положения, выбраны методы исследования, составлен комплекс диагностических методик и разработана программа опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2004-2005гг.) – практический. В его ходе выявлены особенности потенциала педагогического факультета как среды подготовки менеджеров по физической культуре и спорту. Осуществлено конструирование модели; выявлены дидактические условия и система средств, обеспечивающих ее эффективность; проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (2006-2007гг.) – обобщающий. Разработана технология подготовки менеджеров по физической культуре и спорту, осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнены его основные положения, закончено литературное оформление диссертации.



Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями, включающими обращение к смежным отраслям знаний (философии, социологии, психологии, педагогике); логичностью общей структуры исследования – его целей, задач, методов их решения; достаточным объемом выборки при осуществлении эксперимента; оптимальным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; многоаспектной экспериментальной проверкой основных теоретических положений и выводов, использованием статистических методов обработки полученных данных.

Научная новизна исследования:

- определены функционально-структурные составляющие подготовки менеджеров по физической культуре и спорту в условиях факультета физического воспитания педагогического вуза, которые представляют синтез компонентов будущей профессиональной деятельности (мотивационно-целевой, содержательно-ориентировочный, организационно-планирующий, исполнительно-действенный, контрольно-оценочный, рефлексивный, позиционный);

- выявлена специфика формирования готовности менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности в современных социально-экономических условиях (понимание общественной значимости профессии менеджера, ценностно-нравственная основа самоопределения; ориентация в социально-экономической ситуации в стране и прогноз перспектив ее изменения; осознание необходимости профессиональной подготовки для самоопределения и самореализации и др.);

- сконструирована модель подготовки менеджеров по физической культуре и спорту, определены критерии, показатели и уровни ее функционирования; на основе модели разработана технология подготовки менеджеров по физической культуре и спорту, включающая правильное определение целей, задач, функций теоретической модели, составление программы, а так же наличие оптимально сочетаемых методов, средств, форм работы;

- выявлены социальные, организационно-педагогические, индивидуально-психологические условия формирования готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в разработку научных основ подготовки менеджеров по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях, что обогащает общую теорию целостного педагогического процесса и вносит вклад в решение актуальной проблемы совершенствования их подготовки; дан исторический анализ становления менеджмента и подготовки менеджеров по физической культуре и спорту в России и за рубежом, рассмотрен потенциал системы высшего педагогического образования в контексте подготовки менеджеров по физической культуре и спорту; сформулировано авторское определение понятия «готовность менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности», раскрыты ее структурно-содержательные характеристики, описаны уровни развития данного личностного образования у студентов; обосновано понятие «подготовка менеджеров по физической культуре и спорту» в системе педагогического образования, выявлены и обобщены существующие теоретические подходы к построению научного знания в области подготовки менеджеров по физической культуре и спорту.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения и выводы доведены до конкретной технологии подготовки менеджеров по физической культуре и спорту; разработаны методические рекомендации по проектированию и осуществлению дидактических условий и системы средств подготовки будущих специалистов в области управления физической культурой и спортом («Основные направления подготовки менеджеров по физической культуре и спорту).

Результаты работы могут использоваться в качестве практической основы для профессиональной подготовки специалистов данного профиля в рамках системы повышения квалификации, в вузовском преподавании на факультетах гуманитарного профиля, совершенствования общепедагогической системы в целом, создания новых образовательных продуктов (программ, учебных материалов).



Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы получили отражение в научных публикациях, докладах, тезисах докладов и методических рекомендациях.

Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на Международных (Новосибирск, 2006, Барнаул, 2006), Всероссийских (Волжский, 2005), региональных научно-практических конференциях.

С докладами по определенным этапам исследования соискатель выступал на ежегодных научно-практических конференциях (2003 – 2007гг.) Кузбасской государственной педагогической академии.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 271 наименования (из них 10 на иностранном языке), 7 таблиц, 5 рисунков, приложения. Общий объем работы составляет 219 страниц.


СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении раскрыта актуальность темы диссертации, определен научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, этапы, методология и методы; выявлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту; содержатся сведения об апробации, достоверности и внедрении в практику полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы и практические предпосылки профессиональной подготовки менеджеров по физической культуре и спорту» рассмотрены специфика управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта, особенности профессиональной деятельности и подготовки менеджера в данной сфере, представлена модель подготовки менеджеров по физической культуре и спорту в условиях педагогического вуза.

Управление любой социальной, в том числе сферой физической культуры и спорта, предполагает его правовую регуляцию, осуществляемую в соответствии с основными принципами государственной политики. Учитывая это, предс­тавляется целесообразным рассмотрение современного состояния право­вого обеспечения управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта.

В отечественных публикациях последних лет освещены основные преобразования в сфере физической культуры и спорта под влиянием но­вых политических, экономических и социальных условий; отмечается, что российский спорт прошел первый этап реформирования, в стране создана качественно новая модель, которая служит надежной предпосылкой для того, чтобы вся отрасль могла выйти на самоокупаемость (В.И. Жолдак, В.Г. Камалетдинов, В.Б. Мяконьков, А.Н. Попов, С.Г. Сейранов и др.).

На современном этапе развития общества актуализируется проблема целей, содержания и технологий профессиональной подготовки руководителей. Одним из методологических оснований ее решения может быть избран компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является становление интегральной профессионально-личностной компетентности руководителя, определяющей его универсальную способность проектировать и реально обеспечивать новое качество профессиональной деятельности.

Согласно этому подходу, нами выделены четыре компонента интегральной профессионально-личностной компетентности руководителя в области физической культуры и спорта: рефлексивно-ценностный, креативно-смысловой, социокоммуникативный, когнитивно-операционный, каждому из которых соответствуют определенные профессионально-личностные свойства руководителя, базовые для данной компетентности.

Основу рефлексивно-ценностного компонента составляет субъективно-авторская профессиональная позиция руководителя как носителя ценностей; креативно-смысловой компонент отражает профессиональную направленность личности руководителя на инновационные преобразования и творческое созидание нового качества управления; социокоммуникативный компонент детерминирует готовность руководителя к управленческой коммуникации с персоналом и совместной творческой деятельности; когнитивно-операционный компонент свидетельствует о теоретико-технологической компетентности в вопросах управления.

В процессуальном плане реализация целей профессиональной подготовки руководителей способствует обогащению их опыта, что является важнейшим фактором развития профессионально-личностных характеристик управленцев.

В связи с этим содержание профессиональной подготовки руководителей нужно моделировать как личностно-профессиональный опыт перехода к новому качеству управления включающий в себя такие компоненты, как ценностно-смысловой, коммуникативно-деятельностный; познавательно-инструментальный.

Проведенный нами анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что в них подчеркивается значимость организаторской функции в сфере физической культуры и спорта, которая выражается в работе по укреплению дисциплины, повышению творческой активности, совершенствованию технологий профдеятельности физкультурных работников, а также впервые обращается внимание на элементы дипломатической деятельности в работе управленческих кадров.

Эффективное руководство в области физической культуры и спорта предполагает способность передать свое видение проблем другим людям, мотивировать их для решения поставленных задач, управлять вместе с людьми, а не управлять людьми. Понимание ситуации и умение управлять человеческими ресурсами – важнейшие его элементы, т.к. люди и ситуации постоянно меняются, а руководитель должен быть достаточно гибким, чтобы «приспособиться» к происходящим переменам.

Менеджмент в физической культуре и спорте мы рассматриваем как процесс, состоящий из взаимосвязанных общих и специальных функций управления. К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль, а к специальным - социальная защита, оздоровительная, профессиональная ориентация и подготовка, конкретно связанные со структурой организации. Связующим звеном в реализации общих и специальных функций управления являются коммуникация (процесс обмена информацией) и принятие управленческого решения.

По сравнению с зарубежными странами, физкультурно-спортивное менеджмент-образование в России находится на стадии становления и наталкивается на ряд проблем. По мнению Т.Э. Кругловой и В.Б. Мяконькова, к основным из них можно отнести следующие:

- ориентация в большей мере на количественные показатели образованности, такие, как знание, умение, навыки, и недооценка духовного раз­вития личности будущего специалиста, которые он будет реализовывать в профессиональной деятельности руководителя;

- ориентация программ обучения либо на конкретно практические умения и навыки, без учета соответствующей теории, либо на чисто теоретические знания, без учета необходимости формирования практических умений специалиста по менеджменту для определенной отрасли;


  • ориентация на педагогическую подготовку студентов, традиционно сложившуюся в практике высшего физкультурного образования, что затрудняет их управленческую подготовку для будущей работы в системе рыночной экономики, основанной на принципах современного менеджмента;

  • многолетняя подготовка студентов вуза по единому учебному плану в рамках специальности «Физическая культура и спорт», что требует структурной перестройки учебного процесса в вузе с включением новых образовательных программ по менеджерской подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта.

Для решения вышеуказанных проблем нами разработана модель формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров по физической культуре и спорту, цель которой заключается в формировании готовности к профессиональной управленческой деятельности студентов факультета физического воспитания педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки на основе специальных принципов, условий и методов совершенствования учебной деятельности (рис. 1). Выделенные нами взаимодополняемые компоненты являются основой формирования готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности и способствуют становлению менеджера профессионала.

Готовность будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство профессионального самосознания, мотивационно-ценностного и содержательно-процессуального компонентов личности. Критериями развития готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности выступают: степень развития познавательной, рефлексивной и прогностической активности.

К основным тенденциям подготовки менеджеров по физической культуре и спорту в отечественной системе образования относятся: межфункциональность и интегративность в построении учебных планов и программ курсов; гибкость в составлении учебных планов, предоставление курсов по выбору; переход от усвоения теоретических знаний к более целостному пониманию целей образования, его практической направленности; смена акцентов с пассивных лекционных методов и форм обучения к активным, использованию методов проектов, анализа конкретных ситуаций, усилению роли внеаудиторной проектной деятельности и др.; изменения в требованиях к профессиональной квалификации и деятельности преподавателей, которые знали бы не только теоретические, но и практические аспекты бизнеса и управления; расширение форм и возможностей получения профессии менеджера.

Модель формирования готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности включает следующие блоки: принципы; условия; методы; компоненты профессиональной деятельности менеджера (мотивационно-целевой; содержательно-ориентировочный; организационно-планирующий; исполнительно-действенный; контрольно-оценочный; рефлексивный; позиционный); составляющие готовности будущего менеджера к профессиональной деятельности (личностные, операциональные); технологию формирования готовности и результат.

Повышение требований и новые подходы в области подго­товки менеджеров по физической культуре и спорту в сфере экономики и фи­нансов делают необходимыми постоянную разработку и практическое внедрение новых методов учебы; обучение студентов умению быть руководителем, куль­туре управления людьми; воспитание таких способностей как: культура ведения дискуссий, творческая работа в коллективе, профессиональный язык, выработка навыков быстрого реаги­рования на изменения ситуации и т.д.

Процесс обучения призван нацеливать менеджеров по физической культуре и спорту на твор­ческую деятельность, поэтому необходимо рационально использо­вать подготовку и переподготовку на основе индивидуальной работы с каждым обучаемым. Все формы образования должны нацеливаются на развитие общего уровня культуры, целеустремленности, трудолюбия, трудоспособности студента.

Среди личностных компонентов профессиональной деятельности будущих менеджеров по физической культуре и спорту мы выделили творческую индивидуальность и ценность профессиональной деятельности.

Проведенный в первой главе теоретический анализ литературы по проблеме исследования дает основание для вывода о том, что готовность будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности включает:

- освоение студентами содержания профессиональной подготовки, теоретико-методологических знаний о формировании личности и деятельности, о ведущих идеях и закономерностях целостного управленческого процесса; ориентации на творческий характер труда менеджера, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения;

- овладение способами и приемами эффективного выполнения профессиональной деятельности с учетом собственных возможностей;

- формирование своего отношения к профессиональной деятельности и субъектам управленческого процесса (самому себе, людям);

- самореализацию и самосовершенствование в профессии.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели и технологии подготовки менеджеров по физической культуре и спорту в педагогическом вузе» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, намечены перспективы подготовки специалистов управленческого звена в области физической культуры и спорта.

На основе построенной модели нами разработана технология формирования готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к профессиональной управленческой деятельности. Она представляет собой последовательность 3-х этапов, на которых решаются преемственно связанные друг с другом задачи развития, как основных компонентов «готовности», так и ее интегративных свойств как целого. На первом этапе формируется целостное представление о профессиональной готовности будущего менеджера, развивается познавательную активность, систематизируются психологические знания об основных объектах будущей профессиональной деятельности менеджера. Второй этап обеспечивает стимулирование проявления студентами собственной позиции через выбор, рефлексию, опыт практического применения управленческих знаний на основе собственных индивидуальных особенностей. На третьем этапе происходит дальнейшее самосовершенствование и самореализация личностного потенциала будущего менеджера.

Специфика этапов формирования готовности к профессиональной деятельности определяется доминирующим значением ее отдельных компонентов на каждом этапе для развития целостной готовности. Логика процесса формирования готовности на каждом из этапов учитывала целевые характеристики развития готовности и предусматривала адекватную им систему средств. В исследовании использовались три основных типа ситуаций: раскрывающие содержание управленческой теории; организующие процессы рефлексии, оценки управленческой деятельности и личности студента; стимулирующие самореализацию личностного потенциала будущего менеджера в управленческой деятельности.

На каждом из этапов формирования готовности будущих менеджеров в сфере физической культуры и спорта реализуются определенные дидактические условия и система средств, преобладает ситуация, которая, как систематизирующий элемент, «нанизывает» вокруг себя другие средства (Таблица 1).

Таблица 1

Дидактические условия и система средств

формирования готовности к управленческой деятельности




Информационно-ориентировочный этап

Рефлексивно-оценочный этап

Самореализационный этап

Целе-вые харак-терис-тики


1. Активизировать интерес студентов к дисциплинам специализации и осознание студентами общественной ценности управленческой деятельности.

2. Сформировать целостное представление о профессиональной готовности, систематизировать и интегрировать специальные знания об основных объектах будущей профессиональной деятельности менеджера.

3. Развить умения по решению управленческих задач организационно-деятельностных, конструктивно-прогностических, информационно-оценочных.


1. Активизировать интерес студентов к производственной практике.

2. Сформировать потребность у студентов в управленческой деятельности ориентироваться на свой опыт, свои управленческие взгляды;

3. Развить следующие умения студентов:

- решать управленческие задачи коррекционно-регулирующего и аналитико-рефлексивного типов;

- наблюдать, анализировать, контролировать, рефлексировать себя в процессе управленческой деятельности.


1. Активизировать осознание студентами личностной значимости профессиональной деятельности.

2. Систематизировать собственный управленческий опыт и управленческие взгляды, выработать собственную позицию, стиль работы и поведения.

3. Развить у студентов умения проектировать и реализовывать собственную профессиональную деятельность.


Содер-жа-

тель-ные

харак-терис-тики


Содержание обучения предусматривает рассмотрение управленческих ценностей, способов эффективной управленческой деятельности с учетом междисциплиных связей .

Содержание обучения предусматривает рефлексию студентом собственной профессиональной готовности.


Содержание обучения способствует целостному видению управленческих проблем.

Про-цессу-альные харак-терис-тики

1. Процесс обучения направлен на осознание будущими специалистами-менеджерами противоречия между требованиями профессиональной готовности к знаниям и умениям менеджера и степенью овладения ими студентами.

2. Методы, формы и приемы обучения должны включать студентов в ситуации приближенные к реальной управленческой действительности.

3. Взаимодействие в управленческом процессе основывается на системе «менеджер- человек», в ходе которого хотя и рассматриваются определенные проблемы, основная роль отводится менеджеру, он руководит, направляет работу всего коллектива, прислушивается к их мнению, но выводы делает сам.


1. Процесс обучения направлен на осознание будущими менеджерами противоречия между требованиями профессиональной готовности к личностным качествам менеджера и сформированностью их у студентов.

2. Методы, формы и приемы обучения включают студентов в ситуации рефлексии, оценки, выбора.

3. Взаимодействие в ходе производственной практики строятся по типу «менеджер – человек», для которого характерно формирование у отдельных студентов ответственности за решения, принимаемые в группе под руководством преподавателя, умения отстаивать свою точку зрения, принимать точку зрения других.


1. Процесс обучения должен способствовать формированию у студентов личностно-значимого опыта профессиональной деятельности.

2. Методы, формы и приемы обучения включают студентов в ситуации защиты проекта собственной управленческой деятельности, способствовать самопроявлению, самореализации потенциала студента.

3. Организация взаимодействия в управленческом процессе строится по типу «менеджер – коллектив», которая предполагает коллективный поиск решения проблемы, различного рода решений в условиях обмена информацией, деловых отношений в коллективе.


Сред-ства

Ситуации усвоения основ управленческой теории.

Ситуации-оценки, ситуации-рефлексии, ситуации-выбора.

Ситуации проекций, прогностические ситуации, ситуации защиты.

Ситуации, раскрывающие содержание управленческой деятельности использовались, в основном, на первом этапе и были направлены на развитие у студентов целостного представления о профессиональной готовности. Педагогический процесс второго этапа построен на основе ситуаций, организующих рефлексию и оценку профессиональной готовности будущего менеджера. На этом этапе использованы ситуации оценки, выбора, рефлексии. На третьем этапе главной задачей выступало стимулирование самореализации, самосовершенствование личности будущего менеджера к управленческой деятельности. В качестве ведущих средств использовались ситуации проекций, прогностические ситуации, ситуации защиты.

В ходе исследования установлено, что для формирования готовности будущих менеджеров к профессиональной деятельности необходимы: осознание значимости учебной деятельности в профессиональной подготовке; развитие управленческих умений; создание высокого уровня мотивации; воспитание адекватной профессиональной самооценки; формирование коммуникативной компетентности; создание ценностных ориентаций; отношение к профессиональной деятельности как к пространству реализации собственных возможностей.

Учебно-профессиональная деятельность студентов в период производственной практики предполагала самостоятельную работу будущих менеджеров по физической культуре и спорту по оценке и выбору информации для решения реальных конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, коррекционно-регулирующих и аналитико-рефлексивных управленческих задач.

Организация деятельности студентов в период управленческой практики включала:

1. Групповое взаимодействие в форме дискуссий в процессе подготовки управления, связанное с обсуждением следующих вопросов: постановка целей, конструирование управленческого процесса, прогнозирование результатов своей работы; подбор оптимальных методов и приемов достижения, целей в управлении; установление необходимых коммуникационных связей между участниками управленческого процесса в ходе работы.

2. Групповое взаимодействие в форме дискуссий в ходе обсуждения проведенной работы, которое включало в себя: объективную оценку управления; коррекцию управленческого содержания и методов, используемых в работе; самоанализ и рефлексию хода управленческой деятельности, субъект-субъектных отношений, возникающих затруднений.

Групповое обсуждение проведенного управленческого процесса строилось по следующему плану: а) самооценивание; б) самопознание в системе «Я и другой человек» (соотнесение себя с другими), которое включало в себя следующее: установку на сравнение и сопоставление, оппонирование, рецензирование, высказывание личного мнения; в) обучение самоанализу (анализ и самоанализ по плану); самоконтролю (самоотчет, установка на самоконтроль); самонаблюдению (установка на самонаблюдение).

Для анализа полученных результатов нами выделены следующие критерии эффективности опытно-экспериментальной работы:


  • повышение степени полноты и системности экономических знаний (теоретические знания и формирование потребностей экономического анализа);

  • степень овладения профессиональными умениями и навыками (практические умения культуры экономической деятельности);

  • степень развитости общих и профессиональных способностей будущего менеджера;

  • степень развитости профессиональных качеств.

Перед началом опытно-экспериментальной работы нами проведен опрос студентов. Что включают будущие менеджеры в понятие «готовность к управленческой деятельности». Так, 54% студентов к понятию «готовность» склонны относить только наличие управленческих знаний, умений и навыков, 19% студентов относят к готовности также некоторые личностные качества, 16% студентов относят к готовности совокупность духовных и материальных ценностей, 11% студентов рассматривают готовность, связывая ее с понятием общая культура человека, которую необходимо осваивать в процессе обучения в вузе и в практической деятельности.

По результатам проведенного опроса будущие менеджеры имеют узкие представления об управленческих ценностях, которые, как правило, сводятся к следующему: наиболее часто в высказываниях студентов встречаются ценности-качества (39%); на втором месте по частоте упоминания (35%) стоят ценности-отношения; на третьем месте (26%) находятся ценности-знания, ценности-цели не встречались в высказываниях студентов, 18,8% от общего числа студентов, принимающих участие в опросе, затруднились ответить на вопрос об основных ценностях управленческой деятельности.

Результаты опроса о намерении студентов по окончании вуза посвятить себя управленческой деятельности показали, что 45,8 % студентов намерены посвятить себя профессии менеджера, так как «больше ничего не умеют делать», «на данный момент я этого хочу», «конечно», «обязательно»; 43,8 % не уверены в своем выборе, так как «жизнь покажет», «еще не знаю», «как получится»; 10,4 % категорично отвечали на вопрос – «нет» мотивировали, чаще всего, боязнью.

При ответе на вопрос «Если бы Вам вновь пришлось поступать в вуз, то Вы выбрали бы эту профессию?» 77% студентов ответили - да, конечно, так как «желаю попробовать себя в роли менеджера», «нравится работать с людьми», «нравиться данная профессия», «я рожден(а) для этой работы». 13% студентов ответили, нет, так как «считаю ее очень ответственной, сложной», или выбор новой профессии связывают с достижением материального благосостояния, 10% студентов не знают.

На основании отношения будущих менеджеров по физической культуре и спорту к профессии были выделены следующие три группы студентов:

- студенты с негативным отношением к профессии менеджера (избранной профессией неудовлетворены, безразлично относятся к дисциплинам специализации, не принимают участия в выделении целей и задач управленческой деятельности) (до ОЭР 14 %, после ОЭР 7%);

- студенты, окончательно не определившиеся в своем выборе профессии менеджера. Для них приемлем компромисс между неопределенным отношением к профессии менеджера, и вероятной перспективой в дальнейшем работать по этой специальности. Они осознают необходимость овладения экономическими знаниями (маркетинг, макроэкономика), но имеют неустойчивый интерес к дисциплинам специализации, цели и задачи управленческой деятельности выделяют только при совместном рассмотрении этого вопроса с преподавателем (56 % до ОЭР, 35% после ОЭР);

- студенты с максимально устойчивым и непротиворечивым индексом профессиональной удовлетворенности, имеют стабильный интерес к дисциплинам специализации, самостоятельно выделяют цели и задачи предстоящей управленческой деятельности (30 % до ОЭР, 58% после ОЭР).

Анализ сочинения на тему «Как я вижу себя в роли менеджера через пять лет?» показал, что 56 % студентов экспериментальной группы, представляют себя как менеджера-профессионала в сфере физической культуры и спорта, который владеет знаниями по менеджменту, истории экономических учений, способен воплотить в управленческий процесс инновационные технологии, идеи; 27 % студентов собираются в будущем разработать свою авторскую технологию. Анализ сочинений показал, что 45,8 % студентов стремятся глубоко осмыслить свою будущую профессиональную деятельность, развернуто описывают структуру своей предстоящей деятельности.

В результате проводимых нами спецкурсов студентами разработаны характеристика менеджера высокой квалификации и требования к молодым менеджерам.

Менеджера высокой квалификации в сфере физической культуры и спорта характеризуют:

1. Ярко выраженная склонность к стратегическому планированию.

2. Умение принимать правильные и своевременные решения о распределении ресурсов.

3. Желание, освоив какую-то работу, не останавливаться на достигнутом, а расширять масштабы своей деятельности.

4. Обладание качеством принимать нестандартные решения (иногда рискованные из-за недостатка информации).

5. Требование предоставления большего объема прав и отсутствие боязни ответственности.

6. Умение легко и быстро учиться в общении.

7. Обладание способностью критически оценивать свои действия.

8. Хорошо развитая интуиция и способность абстрактно анализировать ситуацию.

9. В работе концентрировать внимание на решении задачи, а не на наказании виновных.

10. Предпочтение отдают подчиненным, которые не бояться риска, и делегируют им часть своих обязанностей, освобождая себя.

11. Постоянное самосовершенствование.

Уровень овладения студентами профессиональными знаниями мы изучали в единстве с процессуальными характеристиками деятельности студентов, которые идентифицировались по видоизмененной методике В.П.Беспалько, который под уровнем усвоения понимает определенное качество деятельности, возможной на основе данной информации.

В результате анализа овладения профессиональными знаниями у будущих менеджеров по физической культуре и спорту было выделено три уровня:

- накопленный фонд профессиональных знаний студентов в основном состоит из фактов, система знаний и готовность к их использованию в необходимых ситуациях отсутствует, студенты ограничиваются приведением единичных фактов, механически заученных характеристик, терминов, законов, явлений, но не могут перейти от фактов к выводам (34 % от общего числа студентов до ОЭР, 18% после ОЭР);

- владеют более обобщенными знаниями, способны стандартно оперировать основными управленческими терминами, законами, явлениями, умеют проверять объективность накопленных фактов с помощью стандартных действий, но не способны перенести решение в новые условия, выполняют деятельность по образцу (58 % от общего числа студентов до ОЭР, 45% после ОЭР);

- студенты владеют широким кругом четко дифференцированных знаний, умеют выделять главное, устанавливать связи, проводить аналоги, способны переносить приобретенные знания в новые ситуации (8 % от общего числа студентов до ОЭР, 37% после ОЭР).

В результате анализа наблюдений за учебной деятельностью студентов в процессе обучения в вузе и в период производственной практики были также выявлены следующие три уровня умений решения управленческих задач:

- студенты в процессе обучения в вузе не проявляют активности в профессионально-ориентированных видах учебной деятельности или стремятся избежать данной деятельности, решение управленческих задач проходит по заранее отработанной схеме, не владеют способами анализа управленческих ситуаций, не могут сформулировать те положения менеджмента, которые могут помочь ориентироваться в конкретных ситуациях (38 % от общего числа студентов до ОЭР, 16% после ОЭР);

- студенты в процессе обучения в вузе «ситуативно» участвуют в профессионально-ориентированных видах управленческой деятельности в зависимости от ряда причин (готовности к принятию конкретного решения, внешнего контроля и т.д.), в основном правильно решают поставленные управленческие задачи организационно-деятельностные, оценочно-информационные (56 % от общего числа студентов до ОЭР, 58% после ОЭР);

- студенты в процессе обучения в вузе принимают активное участие в профессионально-ориентированных видах учебной деятельности, владеют способами решения управленческих задач, стремятся решать аналитико-рефлексивные задачи, при анализе управленческих явлений опираются на большое количество значимых связей, образующих структуру будущей профессиональной деятельности, анализируя результаты своей производственной практики они опираются на идеи деятельностного подхода, применяя комплекс оценочных критериев, используют накопленный в период производственной практики опыт менеджера, с учетом собственных возможностей (6 % от общего числа студентов до ОЭР, 26% после ОЭР).

Анализ данных исследования показал, что в результате внедрения разработанной нами технологии формирования готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности многие студенты в сложных управленческих ситуациях не только могут взять на себя ответственность (57%), но им нравится брать ее на себя в сложных ситуациях, респонденты выделяют причины своих неудач (62%), им интересны незапланированные вопросы, т.к. они могут добавить своеобразный штрих к теме или натолкнуть на новую мысль (65%), хотя многие из них отмечают, что не всегда одинаково хорошо удается управлять своим самочувствием и настроением.

Результаты диагностических срезов по определению уровней развития готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности распределились следующим образом (Таблица 2).
Таблица 2

Уровни готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности (в % от числа опрошенных)







До ОЭР

После ОЭР

Уровни

Э.Г.

К.Г.

Э.Г.

К.Г.

Низкий

33,3

30,5

11,2

26,2

Средний

60,4

61,8

49,1

55,2

Высокий

6,3

7,7

39,7

18,6

Из приведенных данных видно, что низкий и средний уровень развития готовности к управленческой деятельности характерен для большинства студентов обеих групп до ОЭР, после проведения ОЭР результаты контрольной группы существенно не изменились, в то время как в экспериментальной значительно увеличилось количество студентов с высоким уровнем и уменьшилось с низким.

В целом, изучение уровней развития готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности после проведения ОЭР показало следующие результаты:

- у студентов сформирована система управленческих знаний об основных объектах будущей профессиональной деятельности менеджера и готовность к их использованию в необходимых управленческих ситуациях; они могут самостоятельно выделить методологические знания менеджера; легко воспроизводят основные управленческие понятия, термины, категории, их значение; понимают сущность отдельных управленческих фактов и их взаимосвязь;

- познавательная активность студентов устойчива; большинство проявляют ее к дисциплинам специализации; проявление активности в учебной деятельности связано, не только с контролем преподавателя, но и, прежде всего с интересом к учебе и предстоящей деятельности;

- студенты демонстрируют сформированность рефлексивных действий;

- многих респондентов характеризует наличие определенности в своем дальнейшем профессиональном пути; они имеют адекватную самооценку, а также сложившуюся систему развития.

Анализ полученных результатов показал, что первый этап формирования готовности способствует следующим изменениям в содержательно-процессуальном компоненте готовности:

- осознанию потребности в овладении управленческими знаниями как необходимым условием организации профессиональной деятельности на высоком уровне (52% от общего числа студентов);

- развитию познавательного интереса студентов к управленческим дисциплинам (56,3% от общего числа студентов);

- обобщению и систематизации специальных знаний студентов, свободным владением студентами теоретическими знаниями, стремлением рассматривать управленческую деятельность в категориях методологии, способностью к самостоятельному выявлению ведущих управленческих идей и принципов (45,8% от общего числа студентов);

- сознательному уровню освоения управленческой деятельности, который предполагает, прежде всего, осмысление целей деятельности, ожидаемых результатов, предполагаемых средств, а затем предметную практическую деятельность, анализ квазипрофессиональных ситуаций характеризует стремление студентов рассматривать профессиональную деятельность с опорой на профессиональные и методологические знания (37,5% от общего числа студентов).

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, следует отметить, что разработанныемодель и технология формирования готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности является эффективной, что подтверждается результатами работы.

В заключении подведены общие итоги и сформулированы основные выводы исследования.

Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, следует сделать следующие выводы:

1. Готовность будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство профессионального самосознания, мотивационно-ценностного и содержательно-процессуального компонентов. Среди ее основных функций нами выделены: целеполагающая, смыслообразующая, познавательная, оценочная, нормативная, гуманистическая, обучающая, коммуникативно-информационная и функция сохранения и воспроизведения целостного управленческого опыта.

2. В современных условиях гуманизации образования, перехода от технократической к гуманистической концепции обучения основная задача подготовки специалиста в вузе заключается в необходимости обеспечить становление личностной и профессиональной культуры менеджера, как способа его жизнедеятельности, «инструмента» реализации индивидуальных творческих способностей.

3. Разработанные модель и технология направлены на развитие всех составляющих профессиональной компетентности будущих менеджеров по физической культуре и спорту и существенно повышают их готовность к профессиональной управленческой деятельности, способствуют профессионально-личностной самореализации будущих специалистов.

4. Критериями развития готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности выступают степень развития познавательной, рефлексивной и прогностической активности. На их основе выделены три ее уровня: низкий, средний, высокий, которые характеризуются определенными показателями: осознание значимости учебной деятельности в профессиональной подготовке; развитие управленческих умений; создание высокого уровня мотивации; воспитание адекватной профессиональной самооценки; формирование коммуникативной компетентности; создание ценностных ориентаций; отношение к профессиональной деятельности как к пространству реализации собственных возможностей.

5. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность выделенных дидактических условий, системы средств и логики их использования в ходе стимулирования процесса готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности. По окончании эксперимента у респондентов экспериментальной группы наблюдалась положительная динамика развития готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности, характеризующаяся уменьшением количества студентов с низким уровнем развития готовности и увеличением числа студентов с высоким уровнем развития готовности.

Перспективы исследования мы связываем с решением проблемы реализации механизмов, способствующих формированию готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности. Требует своего рассмотрения вопрос о специфике стимулирования процесса готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту на материале других дисциплин, особый интерес представляет изучение реализации самостоятельной управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта выпускников вуза в зависимости от выявленного уровня готовности к ней.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутые положения гипотезы, однако не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы реализации механизмов, способствующих формированию готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности. Требует своего рассмотрения вопрос о специфике стимулирования процесса готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту на материале других дисциплин, особый интерес представляет исследование специфики реализации процесса самостоятельной управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта выпускников вуза в зависимости от выявленного уровня готовности к ней.


Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:
Публикация в издании, рекомендованном ВАК РФ.

  1. Чеснова, Е.Л. Организация исследования формирования готовности будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности / Чеснова Е.Л, Орлов, А.Н. [Текст] // Сибирский педагогический журнал. – 2007. - №2. – С. 137-141. 70% личного участия

Другие публикации

  1. Чеснова, Е.Л. Культурологический, аксиологический и личностный подходы в процессе подготовки менеджеров по спорту / Чеснова Е.Л. Актуальные проблемы повышения качества образования на современном этапе: сборник научных трудов [Текст] / Под ред. Т.И. Шалавиной. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2005. – С. 305 - 308.

  2. Чеснова, Е.Л. Формирование навыков делового общения у будущих менеджеров по физической культуре и спорту / Чеснова Е.Л. [Текст] Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сборник статей VII Международной научно-практической конференции.- Пенза: Изд-во «Приволжский Дом знаний», 2006. – С. 184 - 186.

  3. Чеснова, Е.Л., Орлов, А.Н. Подготовка менеджеров по физической культуре и спорту в педагогическом вузе  // Электронное научное издание «Письма в Emissia Offline: электронный научно-педагогический журнал». - CПб., 2006, ART 1083, Гос. рег. N 0420600031. Режим доступа: http://www.emissia.50g.com/offline/2006/1083.htm, объем 0.5 п.л. 70% личного участия

  4. Чеснова, Е.Л. Готовность будущих менеджеров по физической культуре и спорту к управленческой деятельности / Чеснова Е.Л. [Текст] // Педагогический профессионализм в современном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции 20-22 февраля 2006. – Новосибирск: НГПУ, 2006. – Ч. 1. - С. 424-431.

  5. Чеснова, Е.Л. Современные информационные технологии как фактор повышения подготовки менеджеров для физической культуры и спорта / Чеснова Е.Л. [Текст] // Инновации современного образовательного процесса: материалы международной научно-практической конференции 16-17 марта 2006 года. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 310- 313.

  6. Чеснова, Е.Л. Технология формирования готовности к управленческой деятельности будущих менеджеров по физической культуре и спорту / Чеснова Е.Л. [Текст] // Качество образования: системы, технологии, инновации: Материалы Международной научно-практической конференции. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007. – С. 222-225.

  7. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущих менеджеров по физической культуре и спорту / Чеснова Е.Л. [Текст] // Гуманизация образования в контексте системного подхода: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Бийск: Изд-во БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. – С. 52-54.