На правах рукописи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
На правах рукописи - страница №1/3



На правах рукописи

Пономарёва Людмила Ивановна


Методология Формирования

эколого-валеологической готовности Будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного ообразования
13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (естествознания; профессионального образования)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Е

катеринбург 2009


Работа выполнена в государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Тюмасева Зоя Ивановна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Гайсин Ильгизар Тимергалиевич
доктор педагогических наук, профессор

Соломин Валерий Павлович
доктор педагогических наук, профессор

Носова Тамара Михайловна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»

Защита состоится 1июля 2009 года в 10 часов в ауд.№316 на заседании диссертационного совета Д 212.283.06 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр.Космонавтов,26.


С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан ………….. 2009 г.

Ученый секретарь

д


иссертационного совета Лазарева О.Н.
Общая характеристика исследования
Актуальность исследования. Поскольку развитие человека и человечества происходит на основе природных, социальных и личностных факторов (в их сущностно-исторической взаимосвязи), которое приводит систему «человек – общество – природа» к современному комплексному кризису, имеющему социальные, политические, экономические, экологические, валеологические, образовательные и другие проявления, это развитие обуславливает и актуализирует научно-прикладную проблему коадаптации развития названных составляющих. В настоящее время ведутся широкие разработки этой проблемы, в связи с чем принят ряд международных и государственных обязывающих и рекомендательных документов, в которых подчёркивается важная роль образования в формировании человека будущих поколений, нацеленного на рациональные, ответственные отношения к другому человеку, социальным группам людей (обществу), природе, социально-природной среде и к самому себе. В этом заключается большой смысл развития опережающего образования. Путь к такому научному осмыслению и поэтапному практическому развитию образования означен в трудах Я.А. Коменского, И. Канта, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.П. Блонский, Л.С. Выготского и др.

С решением возникшей проблемы сопряжены экология (развиваеющаяся со второй половины XIX века) и валеология (развивается с 70-х годов ХХ века), а также соответствующие им образовательные области, которые мало способствовали эффективному решению её. Это подтверждается результатами независимых международных и общероссийских экспертиз, а также возникшими кризисами и прежде всего экологическим и валеологическим.

Поиск адекватных научно-прикладных средств для решения всё обостряющейся рассматриваемой проблемы привёл, во-первых, к необходимости интеграции экологии и валеологии в эколого-валеологию (по гомологии с биохимией, геофизикой и др.), а во-вторых, к адекватной необходимости эколого-валеологического образования – разных уровней его. Решить эту проблему можно только в условиях достаточной эколого-валеологической подготовки и адекватного формирования готовности педагогов и педагогических коллективов.

Актуальность исследования, нацеленного на создание, научно-методологическую и технологическую разработку, а также обоснованную реализацию системного формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования рассматривается нами по следующим уровням:

уровень педагогической антропологии, выделенный основоположником российской научной педагогики К.Д. Ушинским, опирается на продуктивные идеи Я.А. Коменского, Ч. Дарвина, Э. Геккеля и развивается современными исследователями в связи с законами биогенетики и системогенетики; в этих законах, утверждающих сущностную взаимосвязь филогенетического и онтогенетического развития человека, названное развитие характеризуется по всему многообразию его проявлений – морфологическому, физиологическому, социальном, коммуникативному, познавательно-деятельностному, культурному, которые обуславливают возможности человека к научению, передаче и усвоению информации, опыта, а также к выраженным отношениям человека с окружающим миром и самим собой; необходимость в рационализации и коадаптивности таких отношений побуждает педагогику к использованию исторического опыта развития их – в аспекте педагогической антропологии, потому что не может создаваться новое вопреки историческому развитию.

социально-педагогический уровень обуславливается необходимостью преодоления современного комплексного социально-экономического кризиса, который усугубляет образовательный кризис; при том, что именно образование нацелено на формирование личности, а следовательно, отношений человека с окружающим миром и самим собой; существующая системная и целенаправленная подготовка педагогов в области формирования названных отношений не достаточно эффективна; в связи с этим необходимо упреждающее формирование эколого-валеологической готовности педагогов, нацеленных на рациональные, ответственные отношения подрастающего человека к окружающей природно-социальной среде и к своему благополучию, здоровью – в этом заинтересовано общество, а тем более в период социально-эколого-валеологического кризиса;

научно-педагогический уровень: в последние два десятилетия появились исследования в области формирования взаимоотношений подрастающего человека с природой и социально-природной средой (экология человека) и отношений к самому себе, к своему благополучию и здоровью (валеология); более того разработаны концепции экологического и валеологического образования – на некоторых уровнях его; но при этом отсутствует теоретико-прикладное эколого-валеологическое обеспечение профессионально-педагогической подготовки педагогов; хотя именно это направление является одним из важнейших в развитии образования в целом;

научно-методологический уровень обуславливается, во-первых, крупными (а с уверенностью говорят даже «революционными») открытиями в области интеллектуальных, рассудочных, социально-поведенческих и коммуникативных видов деятельности, которые не могут не предопределять развитие обучения, воспитания, образования подрастающего человека, а следовательно, и подготовку педагогов, реализующих эти процессы; во-вторых, филогенетической и онтогенетической динамикой отношений человека с природно-социальной средой (внешней и внутренней) и с самим собой; в-третьих, адекватным развитием методологии современной педагогики, и в частности, теории образования – развитием, которое с начала ХХ века осуществляется в виде педологии, углубляющей идеи педагогической антропологии, а совершенствования самих научно-методологических подходов научно-методологических подходах к созданию современных теорий обучения, воспитания, образования; и в-четвёртых, в русло отмеченных подходов укладывается и эколого-валеология, индуцирующая эколого-валеологическое образование или эколого-валеологизацию образования.



Степень разработанности проблемы. Проблема формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования не разработанная ещё учёными педагогами, рассматривается в аспекте общей профессионально-педагогической подготовки студентов, а также профессионально-экологического образования их и эколого-валеологического образования дошкольников. Исследования по названным направлениям отображены в работах известных отечественных учёных.

В связи с этим проведены исследования по следующим направлениям:

• раскрывается сущность профессиональной компетентности и профессиональной готовности как результатов профессиональной подготовки будущего учителя (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Г. Молчанов, В.А. Сластенин, А. Блюм, В. Филко, Н. Хакен, S. Якобсон и др.);

• развивается экология – в её связи с предпосылками валеологии (Э. Геккель, Ж. Брюн, В.И. Вернадский, П. Дансеро, Ж. Дорст, Б. Коммонер, В.А. Кутырев, О. Леопольд, Т. Мальтус, Э. Мартон, Д.П. Марги, Ю. Одум, Ф. Рамада, Н.Ф. Реймерс и др.);

• развивается валеология – в её взаимосвязи с экологией (Н.М. Амосов, К. Байер, И.И. Брехман, П.Ф. Лесгафт, Л.Г. Мартос, В.В. Колбин, В.П. Петленко, Ю.Б. Темпер, В.А. Трояновский, К. Флейк-Хобсон, Р. Хаббарт, В. Чимаров, Д. Чопра, З.И. Тюмасева и др.);

• закладываются научные основы эколого-валеологии (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Д.Ж. Болдуин, В.И. Вернадский, В.П. Казначеев, К. Леви-Строс, Э. Нейман, И.И. Мечников, Н.Н. Моисеев, В. Прейер, В.П. Петленко, Н.Ф. Реймерс и др.);

• разрабатываются и реализуются концептуальные и технологические основы экологического образования – в системе общего образования (С.В. Алексеев, С.Н. Глазачев, Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, И.З.Зверев, Н.М. Мамедов, И.Н. Пономарёва, В.П. Соломин и др.), а также в системе эколого-педагогического образования студентов-биологов и эколого-педагогической подготовки учителей в системе постдипломного образования (С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, С.Д. Дерябо, В.А. Левин и др.);

• разрабатываются и реализуются концептуальные и технологические основы валеологического образования – в системе общего образования (В.Ф. Базарный, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Т.Ф. Орехова, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева, А.К. Коломеец, М.А. Лазарев, А.А. Леонтьев, С.Н. Малафеев, М.М. Мокеева, А.Г. Щедрин и др.), а также в системе педагогического образования (Г.К. Зайцев, А.В. Ляхович, Л.П. Макаров, Л.М. Митина, И.Л. Орехова, Т.Ф. Орехова, Н.К. Смирнов и др.);

• вводятся и развиваются понятия «эколого-валеология» и «эколого-валеологическое образование» (И.И. Брехман, З.И. Тюмасева); ведутся исследования некоторого содержательно-методического наполнения эколого-валеологического образования дошкольников и фрагментально – студентов педагогических вузов по отдельным специальностям (Е.Г. Кушнина, Д.В. Натарова, Н.Н. Щелчкова и др.), – правда без строгого определения самой эколого-валеологии и без достаточной характеристики концептуальных и методологических основ эколого-валео-логического образования конкретных уровней.

Таким образом, с одной стороны, реальные взаимоотношения подрастающего человека с другим человеком, социальными группами (обществом), природой, социально-природной средой и с самим собой формируются, как показывает анализ, недостаточно целенаправленно, а во многом даже стихийно, а в общем на недостаточном уровне, а с другой стороны, отсутствует адекватная эколого-валеологическая готовность педагогов и педагогических коллективов. Именно поэтому необходима системная эколого-валеологическая подготовка педагогов дошкольного образования, решаются задачи формирования профессионально-педагогической готовности их к эффективной реализации эколого-валеологического образования дошкольников.

В связи с этим проявляется необходимость:

• анализа предметно-методологической сущности эколого-валеологи-ческого образования подрастающего человека (и прежде всего дошкольника), а также формирования эколого-валеологической готовности педагогов, которая (сущность) обуславливается упреждающим социально-историческим анализом, – в аспекте педагогической антропологии, развития отношений человека с окружающей природно-социальной средой и с самим собой, и перспективами развития таких отношений;

• оценки соотношений сущностей экологии, валеологии и эколого-валеологии – с одной стороны, а также экологического образования, валеологического образования и эколого-валеологического образования – с другой стороны;

• разработки понятийного ряда, необходимого и достаточного для строгого, дедуктивного описания педагогического явления «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования» – в сравнении с возможными раздельными, отдифференцированными видами экологической подготовки и валеологической подготовки педагогов;

• определения научных положений, методологических подходов, понятий, закономерностей, принципов и педагогических условий, которые нацелены на создание, разработку изучение и реализацию педагогического явления «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования», не существовавшего ранее в педагогическом образовании;

• формирования методологии (возможно, комплексной) создания не существовавшей ранее педагогической системы, имеющей достаточную научную основу и адекватные предпосылки к практической реализации;

• разработки концепции, модели, программного и технологического обеспечения формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования;

• определения уровней компетенции педагогов и оценка её – по результатам реализации разработанной системы.

Актуальность исследования проблемы формирования эколого-валео-логической готовности педагогов дошкольного образования позволяет отметить следующие противоречия:

• между обязывающими и рекомендательными международными и государственными документами, отображающими озабоченность, целесообразность, конструктивность и необходимость активной деятельности государственных и общественных организаций, а также образовательных структур, обращённых прямо или косвенно к важнейшим ценностям – жизни, здоровью человека и окружающей его природно-социальной среды, с одной стороны, и малоэффективной практической деятельностью названных органов и самого населения, находящихся в условиях глубокого социального, экономического и образовательного кризисов – одновременно, с другой стороны; названные кризисы существенно снижают возможности оздоровления человека, социальных групп, подрастающего поколения и населения в целом;

• между крайне слабой эколого-валеологической подготовкой педагогов в системе педагогических вузов и огромной потребностью в квалифицированной широко понимаемой оздоровительной работе с детьми в образовательных учреждениях разных типов и уровней, которая по силам только подготовленным педагогическим коллективам, потому что именно они формируют развивающуюся личность;

• между существующими потенциальными возможностями эколого-валеологического наполнения учебных планов (исключая при этом их деформацию) и отсутствием реальной нацеленности педагогических коллективов на эффективную реализацию этих возможностей; во многом это происходит по причине недооценки самой неподготовленности педагогов и педагогических коллективов в области эколого-валеологического или эколого-валеологиза-ции образования;

• между снижением интереса к оздоровительной работе с субъектами образования и природно-социальной средой – со стороны органов управления образованием (министерских, региональных и учрежденческих) и повышением такого интереса у родителей.

• между слабой координацией исследований и массовой практической работы в области оздоровления обучаемых и окружающей природно-социальной среды – средствами эколого-валеологического или эколого-валеологизированного образования и выражено медицинской направленностью оздоровления, проводимого медицинскими работниками образовательных учреждений, детских поликлиник и в семьях.

Необходимость в рассмотрении названных противоречий проявляется в том, что, будучи внешними или внутренними по отношению к образованию определённого уровня, они обуславливают проблему, на основе которой и формируется тема исследования – «Формирование эколого-валеологи-ческой готовности педагогов дошкольного образования».

Цель исследования – разработать, теоретически и методически обосновать, а также практически реализовать систему формирования эколого-валеологической готовности педагогов.

Объект исследования: процесс модернизации естественнонаучного образования в педагогическом вузе.

Предмет исследования: методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования.

Ведущая идея исследования заключается в следующем: формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования, рассматриваем в системе с соответствующими видами подготовки и подготовленности студентов, а разрабатывается и реализуется как необходимое упреждающее условие эффективного формирования природосообразных, рациональных и ответственных отношений дошкольника с окружающей природно-социальной средой и с самим собой. При этом дошкольное эколого-валеологическое образование рассматривается как этап общего образования и значимый фактор формирования личности.

Гипотеза исследования.

Формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования будет эффективным, если:

изучение социально-исторического развития отношений (взаимоотношений) человека с природой, социальными группами (обществом), природно-социальной средой и самим собой основывается на гомологии филогенетической и онтогенетической составляющих развития человека, педагогической антропологии и обеспечивает био-эко-социальную, а также личностную направленность природосообразного формирования отношений развивающегося ребёнка; а это, в свою очередь, становится основанием для рационализации профессиональной подготовки педагогов , которая приобретает эколого-валеологическую сущность;

выполнена оценка синергизма интегрированных эколого-валеологии и эколого-валеологического образования (соответствующей подготовки педагогов ) в сравнении с функционально-методологическими возможностями отдельных экологии, валеологии и соответствующих видов образования;

дедуктивно обоснован и методологически выдержан процесс создания не существовавшей ранее педагогической системы «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования»;

разработана концепция формирования эколого-валеологической готовности педагогов ; выполнено организационное, содержательное и технологическое обеспечение названного педагогического явления;

разработана и реализована функциональная модель формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования, которая нацелена на достижение соответствующей компетенции;

выполнен комплексный анализ и соответствующая коррекция процесса создания рассматриваемой системы, а также педагогический мониторинг разработки и реализации функциональной модели, и верификация концептуально обеспеченной модели и результатов экспериментальной реализации этой системы.

Задачи исследования:

1. Выявить закономерности социально-исторического развития взаимоотношений человека с социальными группами (обществом), природой, окружающей социально-природной средой и самим собой, а также развития и накопления знаний и опыта этих разнохарактерных взаимоотношений.

2. Выполнить теоретико-методологическое обеспечение решения проблемы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования, исходя из интеграции экологии, валеологии, а соответственно, интеграции экологического образования и валеологического образования.

3. Систематизировать, дополнить и уточнить понятийный аппарат, обеспечивающий решение проблемы исследования.

4. Разработать научно-методологическое обеспечение процесса создания эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования.

5. Разработать концепцию формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования, определив ядро её, цель, задачи, закономерности, принципы, содержательное наполнение, педагогические условия функционирования исследуемого феномена.

6. Разработать и реализовать содержательно-структурно-функциональную модель формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования, обеспечив эту модель пакетом методико-технологических программ, рекомендаций и указаний.

7. Выполнить комплексную оценку созданной, разработанной и экспериментально-реализованной системы «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования» – на основе лонгитюдного общего анализа, педагогического мониторинга, верификации и валидности.



Теоретико-методологической основой исследования явились:

1. Методология философии, значимая для педагогических исследований вообще, и в частности, для эколого-валеологического образования (на всех его уровнях), потому что:

• глубокая предметно-методологическая взаимосвязь философии и педагогики является основанием для утверждения педагогики в качестве прикладной философии (по К.Д. Ушинскому);

• философия и педагогика направлены на выработку общих взглядов на мир и на место в нём человека, т.е. на формирование мировоззрения и мировидения (по Б.С. Гершунскому); при том что эколого-валеология является фундаментальной идеей и важным мировоззренческим фактором;

• если философия познаёт отношения человека к объективному миру и к месту человека в нём, то эколого-валеология изучает более специальные отношения человека к социальным группам, природно-социальной среде и к самому себе, а эколого-валеологическое образование призвано формировать эти отношения – на основе упреждающей разработанной специальной теории и методологии (И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Франк, А.А. Зиновьев, М.К. Мамардашвили, А.И. Ракитов, В.А. Штоф, И.В. Блауберг, К. Поппер, И.Р. Пригожин, И. Лакатос, В.П. Казначеев, А.И. Субетто и др.)

2. Философия педагогики, как наука о формировании отношений человека с окружающим миром (А.Г. Алексеев, Б.С. Гершунский, Н.С. Розов, П.Г. Щедровицкий, Н.Д. Никандров, В.В. Краевский, Г.Н. Филонов, Б.Л. Фульфсон, В.В. Кумарин, П.В. Копнин и др.).

3. Основные общенаучные методологические подходы к изучению рассматриваемой проблемы:

системный подход, разрабатывали А.А. Богданов Л. фон Берталанфи, А.А. Любищев, П.К. Анохин, А.И. Уёмов, Ю.А. Урманцев, Р. Калман, М. Фобл, В.И. Круть, З. Квейд, В.Н. Садовский, Э.М. Сороко; системологические основы познания, а также системологию и системогенетику развивали А.А. Адо, Н.П. Дубинин, Д.В. Рундквист, В.П. Казначеев, А.И. Субетто и др.; названные идеи переносятся сначала на образование (Б.С. Гершунский, А.А. Суббето, Г.П. Щедровицкий, С.В. Васильев и др.), а затем конкретизируются при разработке эколого-валеологического образования (В.Н. Казначеев, Н.Н. Моисеев, А.И. Субетто, З.И. Тюмасева и др.);

синергетический подход обращён к изучению саморегулирующихся систем – в аспекте взаимодействия их подсистем, при котором совместное действие подсистем превышает эффект действия каждой из названных подсистем и даже простой суммы их; у истоков синергетики стояли Г. Хакен, Л. Пуанкаре, Л. Онзагер, Л.И. Мандельштам, М.А. Леонтович, М. Эйген, Р. Тома, Б. Мандельброт; а развивали синергетику И. Пригожин, И. Стенгерс, С.П. Капица, К. Майнцер, Г.Г. Малинецкий, С.П. Курдюмов и др.; в последние годы синергетический подход используется при разработке образовательных систем (В.И. Андреев, В.И. Аршинов, В.Г. Виненко, Н.М. Таланчук, Г.Н. Сериков, З.И. Тюмасева и др.); собственно именно принцип синергизма объясняет сущностную интеграцию экологии и валеологии в эколого-валеологию, в результате чего предметно-методологические проявления последней из названных наук не являются простым объединением аналогичных проявлений экологии и валеологии;

аксиологический подход имеет многоуровневую типологию (М.А. Кисель); обобщённо-методологический смысл этот подход приобрёл в трудах Ф. Знанецкого, Т. Парсонса, В.А. Василенко, О.Г. Дробницкого, Т.В. Любимова, В.П. Тугаринова, Л.Н. Столовича, В.И. Гинецинского, М.С. Кагана, А.В. Кирьянова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина и др.); развитие ценностных систем и аксиологических подходов играет большую роль при изучении общества, культуры и образования, в котором выделяется эколого-валеологическое образование с высшими ценностями последнего в виде жизни, здоровья, устойчивого развития окружающей среды;

интегративный (дифференциативный) подход, двойственный характер которого, обуславливается в нашем исследовании тем, что, с одной стороны, проявляется сущностная связность, интегративность явлений экологии, валеологии и соответствующих видов образования, а с другой стороны, при этом сохраняется необходимость самоценного развития названных областей знаний и деятельности; в связи с этим использованы разработки интегративного подхода (А.Н. Аверьянов, В.П. Казначеев, В.П. Каратеев, Б.М. Кедров, П.Б. Копнин, Н.Ф. Реймерс, А.И. Субетто, Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлев и др.), а также дифференциативного подхода (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, П.К. Анохин, П. Краус и др.);

деятельностный подход, который имеет множественные проявления своих возможностей – субъект-объектные и субъект-субъектные активные отношения людей (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.), субъективность деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, С.С. Голдентрих, А.М. Коршуков, И.П. Колошина и др.), строение и совершенствование коллективной деятельности (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.Г. Ковалёв, Я. Яноушек и др.), информационные основы деятельности (А.В. Карпов, П. Линдсей, Д. Норманн, Д.А. Ошанин, У.Р. Рейман и др.); принятие решений в деятельности (В.Я. Абчук, А.В. Карпов, Р.Л. Кини, Х. Райфа, О.И. Ларичев и др.); методологическая трактовка деятельностного подхода (Л.П. Буев, М.В. Демин, В.Н. Сагатовский, В.С. Швырев, П.Г. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.); психологический вариант деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.), педагогический вариант деятельностного подхода (К.М. Дурай-Новакова, В.А. Канн-Калик, Н.В. Кузьмина, Е.Ю. Никитина и О.Ю. Афанасьев, Т.С. Полякова, В.А. Сластенин, Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева и др.);

информационный подход, обеспечивающий важную общественную и личностную потребность в информации и информационном обмене - потребность, которая радикально меняется в настоящее время в связи с углубляющимся комплексным кризисом общества и естественной эколого-валеологизацией целенаправленного развития современного человека, а следовательно, и образования его (Б.Л. Вандер-Варден, Г. Крамер, С. Кульбак, К.Э. Шеннон, У.Р. Эшби, А.Н. Колмогоров, Р.Ф. Абдеев, В.Г. Гухман, Н.Ф. Реймерс, К.К. Комин, Г.А. Кручинина, А.И. Субетто, А.П. Суханов, А.Д. Урсул, В.И. Штанько и др).

4. Развивающаяся комплексная методология педагогических исследований, обусловленная развитием педагогической науки (Я.А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Р. Оуэн, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, а также В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Л.Б. Ительсон, Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, Б. Саймон, П.Г. Щедровицкий, В.П. Казначеев, А.И. Субетто и др.).

Поставленные перед исследованием задачи определили ход его, полное исследование проводилось в четыре этапа с 1998 года по 2008 год.

На первом этапе (1998 – 2001 гг.) была проведена следующая поисково-аналитическая работа:

• изучался (в аспекте педагогической антропологии) социально-исторический процесс формирования отношений (взаимоотношений) человека с другим человеком, социальными группами, природой, окружающей социально-природной средой и самим собой; это позволило рассматривать названные отношения как исторические предпосылки современных эколого-валеологических отношений;

• выполнялась стартовая оценка эффективности формирования у дошкольников рациональных взаимоотношений их с другими детьми, социальными группами людей, ближней природой, природно-социальным окружением и самим собой;

• проводилась стартовая оценка подготовленности реально работающих педагогов , имеющих традиционную профессионально-педагогическую подготовку, к предстоящему целенаправленному формированию отношений (взаимоотношений) дошкольников с другими людьми, социальными группами людей, ближней природой, окружающей социально-природной средой и самим собой;

• выполнялась стартовая оценка эффективности сотрудничества родителей дошкольников с педагогическим коллективом в области целенаправленной работы по формированию рассматриваемых типов отношений детей;

• проводилась стартовая оценка уровня педвузовской подготовки студентов, будущих педагогов ДОУ, в областях экологического, валеологического и интегрированного эколого-валеологического образования – в виде реальной сформированности у них рассматриваемо типа отношений;

• получена характеристика осознания студентами педагогического вуза, будущими педагогами ДОУ, необходимости и актуальности дошкольного эколого-валеологического образования как комплексного средства формирования у дошкольников отношений рассматриваемого типа;

определены конкретные цель, предмет и задачи исследования, исходя из результатов упреждающе проведенного комплексного анализа выполненных стартовых оценок, а также изучения соответствующей научной литературы и имеющейся практики дошкольного образования – в аспекте возможной эколого-валеологизации его.



Второй этап (2001 – 2003 гг.) – научный и этапно-прикладной, – в ходе которого выполнены следующие разработки:

• в развитие результатов исследований на предыдущем этапе, сделан обзор директивных документов разного уровня, обуславливающих нормативы, а следовательно, и концептуальные основания целенаправленного формирования здоровья детей и подростков – средствами образования и окружающей среды;

проанализированы документы и материалы, разработанные на международных и общероссийских форумах, конференциях, саммитах и совещаниях, которые адекватны теме проводимых исследований;

выполнен обзор основных мероприятий и практической деятельности международного, федерального и регионального уровней, обеспечивающих развитие здоровья населения (валеология), и благополучия окружающей среды (экология), а также валеологического и экологического образования (образования в области окружающей среды);

анализировалось развитие исторически формировавшихся знаний о комплексных взаимоотношениях человека с окружающим миром (во всём многообразии его проявлений) и с самим собой;

определены основные направления исследования и доказательно обосновано методологическое обеспечение решения проблемы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования;

• проведена проработка различных вариантов создания эколого-валеологии, эколого-валеологического образования и формирования эколого-валеологической готовности педагогов ДОУ.

На третьем этапе (2003-2004 гг) проведено обобщающение научно-прикладных наработок (в связи с содержательным наполнением общепедагогической методологии создания, разработки и реализации изучаемой педагогической системы), в результате выполнены:

доказательное обоснование и разработка последовательности факторных этапов процесса создания системы «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования»; определено 15 этапов, важнейшими среди которых являются:

актуализация объективно-практической и познавательной проблемы – в аспекте выявления существенности, важности, потребностей, запросов и ценностей рациональных взаимоотношений человека с природно-социальным миром и самим собой;

анализ исторической, а также современной педагогической практики, гомологичной рассматриваемой проблемы;

индуцирование идеи по решению исходной проблемы;

– первичная разработка тематического проекта по созданию системы «формирование эколого-валеологической готовности педагогов ДОУ»;

педагогическая инженерия как средство научно-состоятельного и конструктивного практического решения рассматриваемой проблемы – в соответствии с упреждающим тематическим проектом;

комплексный анализ методологической системы «проект – изобретение – модель – практика»;

разработка технологического обеспечения системы «проект – изобретение – модель – практика»;

разработка целостной концепции формирования эколого-валеологи-ческой готовности педагогов дошкольного образования и внедрение, реализация её в практике образования будущих педагогов ДОУ;

лонгитюдный анализ этапных разработок комплексного процесса решения выбранной актуальной проблемы;

• разработка системных научно-прикладных основ содержательно-технологического обеспечения формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования – в условиях педагогических вузов; начата экспериментальная работа по эколого-валеологической подготовке студентов, будущих педагогов ;

начат процесс формирования эколого-валеологической готовности педагогов базовых и параллельная реализация в отдельных тематических эколого-валеологических занятий с дошкольниками.

На четвёртом этапе (2004 – 2008 гг.) – итоговом для научно-прикладных исследований по теме диссертации – выполнена следующая работа:

реализована в полном объёме разработанная на предыдущем этапе исследования модель формирования эколого-валеологической готовности педагогов – в режиме педвузовского образования;

проведена оценка (в режиме педагогического мониторинга) качества формирования профессионально-педагогической эколого-валеологической готовности студентов, будущих педагогов , – по шести отдельным функциональным этапам этой педагогической деятельности, а затем по общим итогам её;

• на основе практико-экспериментальной апробации созданной модели выполнена верификация разработанной теории (концепции) и практической реализации её; в связи с этим проведена необходимая коррекция концепции и практической реализации системы формирования эколого-валеологической готовности педагогов ; достоверность верификации подтверждена валидным экспериментом;

• на последнем этапе исследований завершено описание и опубликовано три монографии, восемь статей, а также написана диссертация и сделаны доклады на представительных конференциях.

Базой исследования стали: ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (новационная подготовка студентов будущих педагогов , руководство учебно-исследовательской работой студентов, научно-исследовательская работа в лаборатории «Новые технологии в системе подготовки педагогов с высшим педагогическим образованием», научное руководство работой аспирантов и соискателей по кафедре «Теория и методика дошкольного образования»); ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» – по линии научно-прикладной работы его Института здоровья и экологии человека (участие в научно-исследовательской работе Эколого-валеологического центра и ежемесячного проблемно-методологического семинара профессора З.И. Тюмасевой); ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт» и ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт» (новационная подготовка студентов по специальности «дошкольная педагогика и психология»).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Проанализировано социально-историческое развитие взаимоотношений человека с другим человеком, социальными группами людей (обществом), природой, природно-социальной средой и самим собой; выделены основные этапы развития отношений названного типа, которые, по гомологии филогенеза, социогенеза и онтогенеза, в существенном и характерном обуславливают онтогенетическое развитие отношений современного человека с окружающей средой и самим собой. Тем самым выделены исторические предпосылки современной эколого-валеологии – предпосылки в виде реальных явлений и знаний о них, а также адекватной деятельности человека.

2. Определены возможные предметно-методологические подходы к вариативному формированию эколого-валеологических знаний и соответствующего, эколого-валеологического образования – прежде всего педвузовского: во-первых, предметно-знаниевый подход к изучению определённых явлений – в виде рассматриваемого типа реальных отношений человека; во-вторых, методологический эколого-валеологический подход рассматриваемый как методологическая интеграция экологии и валеологии – без уменьшения значимости разделённых экологии и валеологии; в-третьих, поскольку после появления отдельных экологии и валеологии достаточно энергично развивается не эколого-валеология, но сначала экологическое образование и валеологическое образование, а затем уже интегрировалось эколого-валеологическое образование, то развитие эколого-валеологии, как науки, происходит вслед за развитием эколого-валеологического образования. И поэтому методология эколого-валеологического образования не может не влиять на разрабатываемую методологию эколого-валеологии как науки.

Целесообразно, однако, развивать одновременно все три методологических подхода, – случай достаточно нетрадиционный (хотя и не исключительный) для взаимоотношений научной области и соответствующей образовательной области (в силу принципа дополнительности).

3. Разработана последовательность факторных этапов создания оптимальных, в определённом смысле, искусственных систем, к которым относится и система «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования»; эта последовательность проявляет два выраженных качества: во-первых, на всём её протяжении сопрягаются теоретические и практические аспекты этапных разработок, что подвигает к выполнению непрерывного, поэтапного лонгитюдного анализа, и, во-вторых, этапные разработки нацелены на итоговое формирование концепции создаваемого явления, объекта, процесса, системы.

4. В рамках названной последовательности факторных этапов разработаны методологические и концептуальные основы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования.

5. Разработана и научно обоснована структурно-содержательно-технологическая модель формирования эколого-валеологичес-кой готовности педагогов дошкольного образования.

6. Введена и использована комплексная и процессуальная оценка эффективности разработанного многоэтапного процесса созинерии системы «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования; названная оценка обеспечивается интеграцией лонгитюдного анализа, педагогического мониторинга, верификации и валидности».



Теоретическая значимость исследования:

1. Так как в педагогических научно-прикладных исследованиях (в том числе и диссертационных) нередко оказывается неразрешимым противоречие между исходными посылами – «от теории к практике» или «от практики к теории»; найден выход из названного противоречия, который заключается в том, чтобы, во-первых, не идти в исследовании от узких пониманий «теории» и «практики», а во-вторых, если исследование связано с созданием некоторой педагогической системы (как в нашем исследовании), целесообразно проходить многоэтапный путь обоснованного конструирования системы, поэтапно сочетая практический опыт и обобщающее, теоретическое познание и обращаясь тем самым к диалектической логике, синтезирующей результаты познавательной и практической деятельности.

Названный комплексный методологический подход использован в нашем исследовании при создании эколого-валеологи-ческой подготовки педагогов дошкольного образования, которая не существовала ранее и основывается на сущностной взаимосвязи теоретического и практического обеспечения процесса создания, а также гомологическом использовании идей достаточно разработанной методологии «социальная инженерия», которая спроецирована на педагогику, и ведёт, таким образом, к «педагогической инженерии».

2. На основе использования широкого и многогранного опыта разработки и создания искусственных систем (технических, социальных и педагогических), а также вышеприведённой методологической идеи, сформирована системная методология научно-прикладной разработки, создания искусственных систем (в том числе и педагогических), названная созинерией – по гомологии с инженерией.

3. Углублено и уточнено понятийно-терминологическое поле, на базе которого сформирована дедуктивная основа исследования:

• проведено упреждающее уточнение понятия «педагогическая проекция», которое позволило (в связи с унифицированной методологией проектирования одной системы на другую) доказательно обосновать и адекватно использовать в комплексе отобранные основные методологические подходы: системный, синергетический, аксиологический, интегративный (дифференциативный), деятельностный, концептуальный и информационный, – которые увязываются в целостную методологическую систему в виде последовательности факторных этапов – при изучении и разработке именно «формирования эколого-валеологической готовности педагогов »;

определены понятийно-научные основы формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования, которые заключаются в строгом определении методологии педагогической инженерии, эколого-валеологического образования, эколого-валео-логической подготовки и адекватной готовности педагогов, эколого-валеологического обеспечения образовательной среды и эколого-валеологизированного образовательного процесса, а также формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования.

4. Разработана концепция формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования, которая рассматривается как промежуточное звено между другими сопряжёнными концепциями (концептуальными основами): концептуальными основами модернизации высшего профессионального образования и концептуальными основами эколого-валеологического образования дошкольников; кроме того учитывались также концепции модернизации российского образования и, в частности, общего дошкольного образования, а также концепции экологического образования и валеологического образования.

При разработке концепции формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования определены и выделены: ядро её, цель, задачи основные принципы и закономерности, компетенции, которые в совокупности проявляют сущность этой концепции, а также методологические основы использования их и педагогические условия эффективной реализации созданной концепции.

Практическая значимость исследования:

1. Реализована упреждающе разработанная структурно-методологичес-кая последовательность факторных этапов создания педагогических систем, которая названа созинерией и позволяет в рамках общей педагогической подготовки педагогов обеспечить решение задач формирования эколого-валеологической готовности этих педагогов.

2. Реализована разработанная многоуровневая модель формирования эколого-валеологической готовности педагогов – через использование возможностей базового и вузовского компонентов федерального «примерного учебного плана» по специальности «педагогика и методика дошкольного образования».

3. Реализованы разработанные программы эколого-валеологического содержательно-технологического наполнения ряда базовых учебных курсов, а также созданных эколого-валеологических вузовских учебных курсов, факультативных занятий и системных тренингов активного оздоровления обучаемых и образовательной среды, ориентированные на формирование профессионально-педагогической компетенции в области эколого-валеологического образования.

4. Использованы на практике разработанные учебные пособия и методические рекомендации, обеспечивающие формирование эколого-валеологической готовности педагогов , которая ориентирована на различные формы учебной, учебно-исследовательской и практической работы со студентами (обязательные и факультативные курсы, выполнение творческих работ, педагогическая практика, активное оздоровление обучаемых и образовательной среды, а также календарные мероприятия).

5. Реализовано системное оценивание эффективности созданной, разработанной и экспериментально отработанной системы «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования» – с помощью механизма параллельного использования: общего лонгитюдного анализа последовательности факторных этапов – созинерии – педагогического мониторинга эколого-валеологической подготовки студентов, будущих педагогов , – по функциональным этапам реализации многоуровневой модели формирования этой подготовки; верификации концепции (теоретических основ создания) и результатов реализации изучаемой системы, т.е. готовности будущих педагогов; а также валидности – в виде сравнительной оценки итогов формирования эколого-валеологической готовности студентов (работающих в совместно с подготовленными педагогами) и результатов эколого-валеологического образования дошкольников.



Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены: современными (увязанными в систему) методологическими принципами и подходами к разработке и изучению педагогических систем и комплексных педагогических процессов; современными научными концепциями, сопряжёнными с проблемой, разработанной в проведённом исследовании; адекватными исследованию категориальными основами педагогической науки; необходимым и достаточным множеством взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования; использованием комплекса теоретических методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам и логике исследования; результатами недеформирующего внедрения в систему общей подготовки педагогов дошкольного образования подсистемы «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования»; сопряжением лонгитюдного анализа процесса создания педагогической системы, с мониторингом и верификацией концепции, соответствующей модели, и практики, отражённых в результатах опытно-поисковой работы, а также с валидным подтверждением итоговых результатов.

Основные положения исследования, выносимые на защиту

1. Целесообразность и социально-личностная значимость рациональных, ответственных отношений современного человека с другим человеком, социальными группами людей (обществом), природой, социально-природной средой и самим собой обуславливаются не только современной необходимостью в устойчивых, гармоничных отношениях названного типа, но и социально-историческим развитием отношений человека с окружающим миром и самим собой, которые рассматриваются в аспекте педагогической антропологии, а также в историческом развитии знаний об этих отношения, отображённых в научных исследованиях и в обязывающих, директивных, рекомендательных документах и материалах – международных, государственных и региональных.

2. Специальная методология эколого-валеологии и эколого-валеологи-ческого образования выбрана в связи с тем, что, во-первых, методами разведённых экологии и валеологии и соответствующих видов образования не удаётся эффективно решить проблему формирования рациональных отношений человека с окружающей природно-социальной средой и самим собой, и во-вторых, проведённый анализ социально-исторического развития отношений человека с природно-социальной средой и самим собой позволяет заключить, что интегрированный эколого-валеологический подход к формированию таких отношений более целесообразен, чем отдельные экологический и валеологический подходы.

3. Комплексная методология изучения отношений человека с другим человеком, социальными группами людей (обществом), природой, социально-природной средой и самим собой, а также формирования этих отношений рассматривается как обоснованная методологическая система, состоящая из специальной эколого-валеологической методологии и взаимосвязанных общенаучных методологий – философской, системной, синергетической, аксиологической, интегративной (дифференциативной), деятельностной и информационной.

4. Непротиворечивость и логическая состоятельность основных понятий, используемых в диссертации, обеспечивается родово-видовым соподчинением их на основе базового понятия «проектирование систем», что позволяет сущностно уточнить и привести в систему понятия, доведённые до уровня определений: педагогическая проекция, педагогическая методология, эколого-валеологическое образование, формирование готовности (в сравнении с подготовкой и подготовленностью), формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования, созинерия.

5. Разработанная концепция формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования соотносится с рядом сопряжённых концепций (концепции модернизации российского образования, концептуальными основами модернизации высшего профессионального образования, концепцией общего дошкольного образования, концептуальными основами эколого-валеологического образования дошкольников, а также концепциями экологического образования и валеологического образования) и обуславливается предметно-методологической спецификой эколого-валеологии и соответствующего вида образования.

6. Организационно-содержательная многоуровневая модель формирования эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования органически вписывается в систему общей профессионально-педагогической подготовки студентов, обучаемых по специальности «педагогика и методика дошкольного образования», регламентированную федеральным учебным планом – по базисной и вузовской составляющим его.

7. Технологическое обеспечение практической реализации модели «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования» обуславливается адекватным эколого-валеологическим наполнением (по идеям, содержанию и методам) учебных курсов базовой составляющей федерального учебного плана, разработкой и реализацией эколого-валеологизированных и эколого-валеологических курсов вузовской составляющей этих учебных планов, активным оздоровлением студентов, учебно-оздоровительной и оздоровительно-учебной работой, а также эколого-валеологическим обеспечением педагогической практики, или эколого-валеологической компонентой её, и учебно-исследовательской эколого-валеологической работой студентов.

8. Системный результат системного же процесса формирования эколого-валеологической готовности студентов, будущих педагогов , в виде достижения ими компетенции и, соответственно, компетентности в области эколого-валеологического образования дошкольников, а также воспитания у них желания работать педагогами дошкольного образования.

9. Эффективность (т.е. достижение запланированных результатов) созданной и реализованной динамической системы «формирование эколого-валеологической готовности педагогов дошкольного образования» оценивается по итоговым результатам соответствующего педагогического эксперимента и комплексного анализа многоэтапного процесса создания, научно-прикладной разработки и практической реализации этой системы, который основывается на сочетании лонгитюдного анализа, педагогического мониторинга, верификации и валидности.



следующая страница >>