Н ика для лабораторных Класса и полевых работ школы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ... 2 895.08kb.
Методические указания по выполнению лабораторных работ работ по дисциплине 1 661.19kb.
Методические указания по выполнению лабораторных работ для студентов... 6 1655.33kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса общеобразовательной школы... 1 161.58kb.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе... 1 59.62kb.
Практический семинар «Методика полевых работ и архивация фольклорных... 1 63.96kb.
Рекомендации по проведению весенних полевых работ в 2014г при возделывании... 2 583.18kb.
Рекомендации по проведению весенне-полевых работ в 2014г при возделывании... 2 583.48kb.
Исследование операций и системный анализ пособие по проведению лабораторных... 1 249.68kb.
Наличие и описание возможности реализации проведения экспериментов... 1 72.15kb.
Руководство по практическому применению системы мер по обеспечению... 16 6895.85kb.
Семинар «Шаг к успеху» 1 40.98kb.
- 4 1234.94kb.
Н ика для лабораторных Класса и полевых работ школы - страница №5/5










Журнал для лабораторных и полевых работ




Знакомьтесь: молекула воды


Привет! Мы - молекулы воды. Мы любим путешествовать и заводить новых друзей (у нас это называется "межмолекулярные связи"). Мы состоим из большого атома кислорода (на рисунке он похож на голову) и двух атомов водорода, прикрепленных к нему (они торчат, как два уха). На свете множество молекул воды, таких же, как я. Их можно найти в озерах, реках и океанах, в воздухе и даже в космосе. (Некоторые из нас даже путешествуют на кометах).

Нам нравится держаться вместе, объединившись в группы, поскольку мы полярные - один наш полюс - положительный, а другой отрицательный. Моя "положительная часть" - это мои атомы водорода. Они стремятся приблизиться к отрицательным участкам другой молекулы воды. Такое притяжение называется водородной связью.

Мы все время двигаемся. Иногда мы носимся в воздухе на больших расстояниях друг от друга и нас газом. Иногда соединяемся вместе крепко-накрепко и становимся твердыми и холодными -в этом состоянии нас называют льдом. Но большую часть времени мы просто течем, ведь вода - жидкость!







\^^^7 Журнал для лабораторных и полевых работ




Бесконечное путешествие молекулы воды


На каждой из представленных здесь карточек -рассказ о каком-то эпизоде из жизни молекулы воды. Выберите десять карточек и разложите их по порядку, чтобы получился рассказ о том, как молекулы воды из чаши Цезаря попали к


вам в чашку. Можете добавить три-пять новых карточек к своей истории. Эти карточки вы должны придумать сами. Потом разместите свои дополнения на сайте Глобальной Лаборатории.




1


Хочу рассказать вам о

том, какое приключение было у меня в горах. Сначала я осела(конденсировалась) на твердую частичку, а потом мы с другими молекулами воды плавали в воздухе и собрались вместе над горами. У нас получилось отличное, красивое

облако.


' Сказочно! Оседлала отличную волну. Мои настойчивые занятия серфингом, наконец, принесли плоды, но стоило мне оказаться на гребне волны, как меня тут же унесло прочь с брызгами водяной пыли! Вы ни за что

не догадаетесь, что случилось потом!

Другие моле-кулы воды отделились от меня, и я испарилась, превратилась в пар, легкий, как газ, и полетела в воздух. Кристаллик слои, за который я держалась, тоже унесло, он превратился в ядро, вокруг которого образуется дождевая капля. Вот это поворот! Надеюсь, я смогу скоро вернуться, чтобы снова прокатиться на волне.


В сезон дождей
я хлынула вниз вместе
со своими сестрами -
другими молекулами воды.
Кажется, мы перестара-
лись! Повсюду плавали
коровы и дома.


' Ах, как чудесно быть паром! Миллионы молекул летают в воздухе, дожидаясь, пока превратятся в каплю дождя. Но нам нужны частички, вокруг которых мы могли

бы собраться. Не попадалась

ли вам молекула двуокиси серы? Из них выходят отличные дождевые капли! А вулкан, случайно, поблизости не извергался? Вулканический пепел нам тоже подошел бы.

А морской соли нет?




Ах, лето! У нас был пикник на берегу реки, и вдруг кое-кого из нас смыло прямо в реку. Сотни наших отчаянно цеплялись за частицы глины, пока другие нас не оттолкнули и не заняли наши места.


Холодновато тут, в

тропосфере. Здесь миллионы нас, молекул, дожидаются, когда можно будет собраться вместе. Но из-за холода движемся мы очень медленно. Когда одна из нас приземлится на пылинке, другие подлетают и подстраиваются к ней, и образуют красивую твердую фигуру правильной формы, которую люди называют "снежинка".




Меня выдуло из пуль-

веризатора на алую розу,


и я попала в клетку лепест-
ка. На мою долю выпало
вырасти с этим цветком,

который завоевал приз на

выставке!


И вот она я, впаяна в синий лед на вершине горы. Миллионы нас, молекул воды, скреплены сильными

водородными связями и образуем кристаллы льда.

Ну, это совсем не похоже

на добрые старые деньки,

когда мы, бывало, могли разгуляться во всю мощь и покрыть льдом половину материка. Наоборот, я слышу, что ледник быстро тает, так что вскоре я, похоже, снова попаду в океан.


5. Я уже долгие годы провела без дела здесь, глубоко-глубоко у дна, в океанских водах. Тут холодно, и двигаемся мы очень медленно. У меня над головой другие молекулы танцуют в волнах, с

брызгами вылетая наружу.

Что ж, им это по силам. Вот где настоящее дело, ведь здесь регулируется температура всей планеты, здесь зародилась жизнь.


10. Стала частью большого облака в форме наковальни. Выглядело оно довольно грозно, и я отдала ему немалую часть своей тепловой энергии. К чему ее беречь, если можешь оказаться рядом с подругами в струях ливня?









P#J

ІлоЬалААБ

Масштабы и шкалы: от экосистем до молекул

69




Журнал для лабораторных и полевых работ










Бесконечное путешествие молекулы воды




Некоторые из нас про

лились легким весенним дождичком над парой

влюбленных в Париже. Quelle joie! (По-французски

это значит "Вот здорово!")




І


Бултых! Я попала в какое-то место, которое называется"Водный парк развлечений". Пришлось лавировать между веселящимися людьми, пока мне, наконец, не повезло и я не испарилась.





Я приняла участие в оползне. Вот это поездка -вниз, в залив! Вместе с дру-гими пропитывала склоны холма, склеивала частички грязи, а потом

нас внезапно оторвало




торвало!

о


Я приземлилась на шоссе и попыталась смешаться с машинным маслом. Можно сказать, что мы и поладили, как вода и

масло.





Какое это было облег-
чение, когда нас смыло с
дороги в кювет. В том горо-
де был установлен сепа-
ратор - аппарат, отделя-
ющий масло от воды, так
что масло полетело в одну
сторону, а мы с подругами
- в другую.







1


И вот я теку по притоку маленькой речушки. Рядом со мной другие молекулы, все заняты своими делами, и вдруг - ух! - нас вынесло в узкий оросительный канал (он еще называется ирригационным). Нашего мнения никто не спросил -вот уж, правда, что хотят, то и делают!


Меня засосало в стебель растения как раз, когда его удобряли нитратами! Растение пыталось по-благодаритьменя, но я объяснила ему, что все получилось случайно. Нестоитблагодарности.


Я и несколько подобных

мне образовали капельку

влаги на плече у женщины,
несущей вязанку дров для
своей семьи. Потом мы ис-
парились.





Я на самом дне ледника. Вы и представить себе не можете, каково это -держать на спине слой

льда толщиной несколько

километров. Зато на дне
немного теплее,так что я
могу немного передвигать-
ся, так же, как и другие мо-
лекулы воды.

Я испарилась с листа растения. Сказочные ощущения. Вырвалась на свободу, и порхнула прямо в атмосферу.









Род

ІлоЬалААБ

Масштабы и шкалы: от экосистем до молекул

71




I Журнал для лабораторных и полевых работ












Что происходит с дождём, выпавшим на почву


Что происходит с дождевой водой после того, как она попадет на ваш опытный участок?

Сколько воды просачивается сквозь песок, глину или землю с листовым опадом?

Проведите эксперимент по изучению влагоемкости почвы.
Влагоемкость почвы -

важнейшая характеристика почвы. Это мера ее


способность удерживать воду, которую потом
могут использовать растения и другие живые
организмы. Способен ли песок удерживать
влагу? Поставьте опыт, чтобы это проверить.
Вам понадобятся:

ножницы


литровая пластиковая бутылка круглая резинка

марля или фильтровальная бумага мерный стакан

клейкая лента или несмываемый маркер кувшин

секундомер или часы с секундной стрелкой




Методика

  1. Ножницами отрежьте верхнюю часть литровой пластиковой бутылки, чтобы сделать воронку. Горлышко затяните марлей или фильтровальной бумагой и закрепите резинкой или клейкой лентой.

  2. Поставьте воронку в мерный стакан. Часть песка насыпьте с воронку, уплотните и кусочком клейкой ленты или маркером отметьте уровень песка в воронке.

  3. Налейте в кувшин отмеренное количество воды. Запишите, сколько воды залито в кувшин. Лейте воду в воронку, заметив по секундомеру время, когда начали лить.

  4. Когда вода перестанет течь из воронки, заметьте, сколько прошло времени. Запишите показания секундомера.







У^т^^у Журнал для лабораторных и полевых работ


Результаты опытов по определению влагоемкости почвы и песка


Налейте в кувшин отмеренное количество воды. Запишите, сколько воды залито в кувшин. Лейте воду в воронку, заметив по секундомеру время, когда начали лить.

Когда вода перестанет течь из воронки, заметьте, сколько прошло времени. Запишите показания секундомера.












[лоЬалААБ

Масштабы и шкалы: от экосистем до молекул

73




1 Журнал для лабораторных и полевых работ












Идеи для домашних экспериментов


Сколько воды может испаряться в разных природных зонах (экосистемах)?

Соорудите демонстрационные модели: поддоны, заполненные разными компонентами почвы (песок, глина, листовой опад и т. п.) и в каждый из них налейте воды (одинаковые объемы). Вынесите поддоны из комнаты и следите за испарением. Время от времени прижимайте к почве бумажное полотенце. Когда на нем перестанут появляться влажные пятна, это будет означать, что почва высохла, вода испарилась.

Результаты эксперимента разместите в базе данных Глобальной Лаборатории. Сравните с результатами других участников проекта.









1


Журнал для лабораторных и полевых работ


Идеи для домашних экспериментов
Запишите результаты

ваших домашних опытов и самостоятельных наблюдений







<< предыдущая страница