страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Музыка в театре, кино и на телевидении» - страница №1/1
![]()
Цель урока: показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария. Задачи:
Тип урока: открытие новых знаний. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная. Необходимое техническое оборудование: телевизор, DVD, музыкальный центр, компьютер, видеопроектор. Музыкальные произведения:
Литературные произведения:
Видеофрагменты:
Ход урока:
Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие 2. Этап актуализации знаний. 3 мин. У: Ребята! Отгадайте загадки. Слайд 1
(Есть профессия такая!) Он на сцене с давних пор. Та профессия - (актер)
Наизусть все сцены знает, Учит он как роль играть. Как профессию назвать? (режиссер)
На весь сезон из разных пьес. И только то, в него включают, Что вызывает интерес? (репертуар)
На сцену впорхнула, она - (балерина) Слайд 5
Место нужное займет. Посмотрев спектакль хороший Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
Он расскажет: что же в мире Происходит каждый день. Говорить ему не лень. Папа смотрит там футбол И кричит все время – «Гол!», Мама любит сериалы, Что идут на всех каналах, Ну, а я, - «Спокойной ночи» И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить? Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства. Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов. 3. Первичное усвоение новых знаний. 15 мин. Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. У: Знакома ли вам эта музыка? Это просто песня или часть из большого произведения? О чем рассказывается в этом произведении?
( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.) У: О чем поет Сольвейг? ( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет, Завянут все цветы, снегом их занесет. Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит, Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)
Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения? Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев. У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету? Д: Либретто. У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите произведения и композиторов, которые их написали. Слайд 9,10,11,12 Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков. Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков. Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский. Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр. Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро». У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране? Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем? Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром. У: Какое значение имеет музыка в опере и балете? Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют. У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене. У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами? Д: Они потеряют свою красоту и выразительность. У: Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас в г. Москве? Слайд 14 У: А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре. Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре. Слайд 15,16,17 Раздаются памятки. Слайд 18 Музыкальная физминутка: «Если нравится тебе?» 4.Первичная проверка понимания. 5 мин. У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр? Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм. У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки. В каких передачах мы встречаемся с музыкой? Слайд 19 Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы. Работа с учебником стр. 66 Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы? Слайд 20 (А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.) Слайд 21 У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. В 20-е ГОДЫ ТАПЕРАМИ РАБОТАЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ В БУДУЩЕМ КОМПОЗИТОРЫ, КАК Г. СВИРИДОВ, В. СОЛОВЬЕВ – СЕДОЙ. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин. У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст? Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
настраивает зрителя на определенные моменты. У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей. У: Одной из таких песен стали «Лев и брадобрей» из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания», музыку которой написал советский композитор М. Дунаевского, слова Н. Олева. Давайте мы ее разучим. 5. Творческое применение и добывание знаний (Вокально-хоровая работа) 10 мин. Слайд 23 Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни «Лев и брадобрей». 6. Первичное закрепление. 5 мин. Звенит звонок. У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс. Слайд 24 Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино» У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма? Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена. У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек? Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам». У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино. У: Каков характер музыки? Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д. У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен. А сейчас музыкальная мультипликационная викторина - «Угадай-ка!»
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28 7. Обобщение и систематизация знаний. 3 мин. Слайд 29 Звучит «Время вперед» Г. Свиридова. У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении. У: Скажите, какая программа начинается этими позывными? Д: Программа «Время» «Новости». У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить. Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения ____________________________. Я познакомлю вас с последними новостями. Учащиеся 5 класса Татищевской средней школы №2 провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:
Подводя итоги, ребята сделали вывод, что… Благодарю за внимание! 8.Этап рефлексии. 2 мин. У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке? Работа с учебником стр. 65 Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки. 9. Домашнее задание. Рабочая тетрадь стр. 76 |