Музыка в театре, кино и на телевидении - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Музыка в театре, кино и на телевидении - страница №1/1





Тема урока: Музыка в театре, кино и на телевидении.













Цель урока: Показать значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении.

Задачи:

Направленные на достижения личностных результатов:

развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;

развитие вокально-хоровых навыков;



Направленные на достижения метапредметных результатов:

освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

Направленные на достижения предметных результатов:

знание жанров музыки (опера, балет);

осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.

сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Необходимое техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер, видеопроектор.

Музыкальные произведения:


  1. Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».

  2. Балет Золушка С.С.Прокофьева

  3. А. Рыбников «Песенка Папы Карло» фрагмент из к/ф «Буратино»

  4. Е.Крылатов « Ты - человек»

Литературные произведения:

  1. Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».

  2. А. Толстой «Золотой ключик»

  3. Шарль Перро « Золушка»


Видеофрагменты:


  1. Балет « Золушка» С.Прокофьева.

  2. Кинофильм «Приключения Буратино»

Структура и ход урока:


  1. Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.

Вход в класс. Приветствие




  1. Этап актуализации знаний. 3 мин.


У: Ребята! Отгадайте загадки.

Слайд 1-6

  1. Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия - (актер)


  1. Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? (режиссер)


  1. «Меню» в театре составляют

На весь сезон из разных пьес.

И только то, в него включают,

Что вызывает интерес? (репертуар)


  1. Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она - (балерина)

  1. Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши? (зритель)


  1. Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, - «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?

Д: О театре, кино и телевидении.

У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении.

Слайд 7

А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?



Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства. Сайд 8

Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.

3. Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.

Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

У: Знакома ли вам эта музыка?

Это просто песня или часть из большого произведения?

О чем рассказывается в этом произведении?

Слайд 9

( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)


У: О чем поет Сольвейг?

( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)
У: В каком характере прозвучала музыка?

Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.

У: Какой образ нам нарисовала музыка?

Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.

У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.

Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения?



Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.

У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?

Д: Либретто.

У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите произведения и композиторов, которые их написали. Слайд 10

Опера «Ивае Сусанин » - М.И.Глинка

Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.

Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.

Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
У: Молодцы, справились с заданием.

А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.



Видеофрагмент из балета «Золушка».Слайд 11
У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?

Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам беспокойство Золушки?



Д: Сначала музыка танцевальная, а потом становится взволнованной, предвещающей что-то недоброе. Мы даже слышим бой часов.

У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У. На свете существует множество прекрасных искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр и поэзия. Эти прекрасные искусства существуют уже многие тысячи лет. Недавно среди них появилось и ещё одно – искусство кино. Кино совсем ещё малыш – ему всего чуть больше ста лет! Но этот малыш родился на свет под счастливой звездой – ведь все просто обожают его! Сегодня мы познакомимся с ним поближе? (Слайд 12)


Итак,дата рождения – 1895 год.
Родители – братья Огюст и Луи Люмьер.
Место рождения – Франция, Париж,

У. Да, сейчас этот жанр все называют по-разному – и кинематограф, и синематограф, и просто – кино. Но когда-то у него было и ещё одно название – Великий Немой. Ведь все вы знаете, что в первых фильмах не было звука. Зрители не слышали с экрана ни одного звука, но воспринимать увиденное им помогала музыка. В кинотеатре служил тапер . Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной. Даже сегодня мы с великим удовольствием смотрим фильмы с их разнообразной музыкой – сердечной и веселой

У. Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?

У. Но прошло время, и герои на экране заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка. Ребята, а вы обратили внимание, что музыка звучит в начале каждого фильма, а также на протяжении всего фильма? Как, вы, думаете, для чего она нужна?


4.Первичная проверка понимания. 5 мин.
Д. Музыка замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма. Музыка вводит нас в главное настроение картины, время происходящих событий на экране. Она помогает нам сопереживать героям фильма.

Во многих фильмах герои поют замечательные песни, которые потом становятся любимыми телезрителями. Кажется, что песня " слетает” с экрана и становится песней целого поколения, своего времени. И у нас с вами есть такая песня я предлагаю ее исполнить. У вас было дом. задание узнать в каком фильме звучит это песня?



Слайд 13

5. Творческое применение и добывание знаний. Распевание. Исполнение песни. Беседе о песне.

( Вокально-хоровая работа) 15 мин..

У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо, настраивает зрителя на определенные моменты.

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст? Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.



Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.

У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс. Слайд 14

Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»
У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?

Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.

У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?

Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».

У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.

У: Каков характер музыки?

Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.

У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.

А сейчас музыкальная мультипликационная викторина - «Угадай-ка!»
1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!» Слайд 15

3. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка

4. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд»

У: Сейчас музыка стала неотъемлемой часть телепередач, стала их визитной карточкой. Вспомните, какие музыкальные передачи вы знаете?



Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи « Голос», «Минута славы», «Песня года», «Субботний вечер»

У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?

Д: Программа «Время» «Новости».

У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.

6. Обобщение и систематизация знаний. 3 мин. Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения Петрова Мария. Я познакомлю вас с последними новостями.

Учащиеся 5-В класса средней школы №10 г.о.Железнодорожный провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:

  1. Любите ли вы слушать музыку?

  2. Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?

  3. Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?

  4. Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?

  5. Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?


Подводя итоги, ребята сделали вывод, что музыка занимает важное место в жизни учащихся нашей школы.
Благодарю за внимание!
7.Этап рефлексии. 2 мин.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли: Слайд 16-17

  • служит музыкальной характеристикой героев,

  • создает атмосферу действия,

  • показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,

  • создает национальный колорит,

  • делает популярными произведения композиторов,

  • показывает мастерство певцов и музыкантов.

Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.



8. Домашнее задание. К следующему уроку нарисуйте героя мультфильма, у которого есть песня. Это и будет вашим домашним заданием.