Музейно-мемориальный компонент библиотечной деятельности: актуальность, тематика, методика - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
- 1 162.44kb.
Пояснительная записка. Актуальность кружка «Школа Муравьишки» 1 97.26kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психологическое обеспечение... 2 625.49kb.
Тематика контрольных работ по курсу «Бухгалтерский учет и анализ... 1 63.77kb.
Учебный план мбоу сош №3 «Пеликан» на 2012-2013 учебный год для третьих... 1 112.81kb.
Особенности прочтения образа Бенедикта в романе Т. Толстой «Кысь»... 1 65.24kb.
Теория и методика журналистской деятельности 1 57.88kb.
Мемориальный комплекс «Долина смерти». На месте самых ожесточенных... 1 13.1kb.
Программа вступительных экзаменов в докторантуру Ph. D по специальности... 1 58.83kb.
Гук «Мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР а. Г. Николаева» 1 12.12kb.
Актуальность педагогической технологии А. С. Макаренко в условиях... 1 80.1kb.
Дополнительный перечень памятных мест (сооружений), посвященных ВОВ... 1 77.16kb.
- 4 1234.94kb.
Музейно-мемориальный компонент библиотечной деятельности: актуальность, тематика - страница №1/1

Музейно-мемориальный компонент библиотечной деятельности: актуальность, тематика, методика

(консультация)
В последнее время особую актуальность приобретает музейно-мемориальная деятельность библиотек.

Открытие библиотечного мини-музея (мемориального уголка, музейной экспозиции) положительно влияет на имидж библиотеки, открывает новые возможности в поиске инновационных форм работы с пользователями, помогает библиотеке приобрести свою индивидуальность, способствует росту ее авторитета.

Музейную деятельность библиотеки обуславливают следующие факторы:

- величина площадей, которые занимает библиотека;

- стратегические и тактические цели, поставленные перед библиотекой;

-количество материалов (документов, экспонатов) по данной тематике, которыми располагает библиотека.

Библиотеки, занимающие обширные площади, имеющие в своем распоряжении солидный архив эксклюзивных документов и экспонатов, имеют право считать мемориальную функцию приоритетной и приобретают статус библиотеки-музея.

Применительно к большинству публичных библиотек целесообразно говорить о создании мини-музеев (мемориальных уголках, музейных экспозициях).

Существуют разновидности мемориальных экспозиций по тематике:

- мемориальные уголки, посвященные писателю (или др. личности, чье имя носит библиотека);

- мемориальные уголки литературного героя;

- исторические мемориальные уголки (содержат старинные предметы быта. Примером могут служить БИЦ им. академика Лихачева, библиотека им. Карамзина);

- краеведческие (КБИЦ им. Шолохова);

- экологические (библиотека им. Лермонтова);

- мемориальные комплексы, посвященные истории самого учреждения;

- др. тематика (например, мемориальный уголок, посвященный космосу в БИЦ им. Гагарина).

Особую актуальность приобретают мемориальные комплексы, посвященные личностям, имена которых носят библиотеки – Уголок писателя.

Согласно рекомендации Управления культуры г. Ростова-на-Дону мемориальная деятельность по защите имени писателя должна осуществляться в каждой библиотеке (исключением является технико-экономическая библиотека, о которой будет сказано ниже).

Актуальность данного направления обусловлена тем, что в последнее время в библиотечной практике наблюдается повышенное внимание к работе, связанной с популяризацией имени, которое носит библиотека.

Авторитетное имя библиотеки становится ее символом и брендом, тем культурным ресурсом, который работает на ее репутацию, повышает имидж в глазах населения, выделяет среди прочих библиотек.

Деятельность по продвижению личности и наследия писателей в Ростовской ЦБС осуществляется согласно действующей бессрочной мини-программе «Что в имени тебе моем…».

В рамках данного направления работы библиотеками должны регулярно проводиться мероприятия, посвященные дням рождения, смерти писателей, юбилеям их книг, также мероприятия торжественного возложения цветов к мемориальным доскам, памятникам.

В целях успешного осуществления данной деятельности библиотекам следует активизировать координацию с детскими художественными школами, студиями детского творчества и т.д. Это сотрудничество дает возможность организовывать тематические выставки. (Например, в БИЦ им. Чехова представлены выставки детских творческих работ, посвященных классику).
Содержательная структура мини-музея «Уголок писателя»


  • Портрет (бюст) писателя.

  • Печатные и электронные носители (книги, журналы, СД-диски) с произведениями писателя, литературно-критическими работами о нем.

  • Книги-раритеты.

  • Цитаты писателя (или о нем).

  • Новые статьи из периодических изданий о писателе, его творчестве.

  • Изобразительные источники: иллюстрации, раскрывающие биографию писателя, его творчество (возможно заимствовать из иллюстрированных журналов, из ресурсов Интернет и т.д.). Если писатель наш современник – его фотографии (опыт КБИЦ им. Шолохова, библиотеки им. Калинина).

  • Выставка творческих работ читателей (рисунки, поделки, сочинения), посвященных писателю, его творчеству.

  • Издательская деятельность библиотеки по теме: памятки, буклеты, рекомендательные списки и т. д.

Музейный уголок отличается от книжной выставки тем, что, помимо печатных и электронных носителей, иллюстративного материала, включает атрибутивный элемент. Особое место в мемориальном комплексе занимает предметная атрибутика, например, аксессуары, раскрывающие эпоху писателя: гусиное перо, чернильница, этажерка, бюро, старинный стол, кресло, др. элементы мебели, предметы быта.

Интересный опыт по созданию колорита прошедшей эпохи имеется в БИЦ им. академика Д. С. Лихачева (музейный уголок «Приметы милой старины»).


Основополагающий принцип библиотечного музейного уголка – синкретизм: сочетание разных элементов.

Источники приобретения подобной атрибутики:


  • Читатели (опыт работы – библиотека им. Карамзина, БИЦ им. академика Д. С. Лихачева). Для привлечения читателей к мемориальной деятельности библиотеке необходимо активизировать работу читательского актива.

В случае приобретения необходимой музейной атрибутики у читателей с целью обеспечения сохранности экспонатов библиотекой ведется такой учетный документ, как Книга поступлений вспомогательного фонда.

  • Детские художественные школы, студии детского творчества, которые могут предоставить различные творческие работы.

Важно иметь в виду, что по величине музейный уголок может быть совсем не большим. В библиотеках с ограниченными площадями он занимает внутриполочное пространство.

Мини-музей должен гармонично вписываться в интерьер библиотеки: экспонаты могут быть расположены на стеллажах, подвесных полках, если есть возможность – застекленной витрине музейного типа (опыт работы – КБИЦ им. Шолохова, библиотека им. Карамзина). Мемориальный комплекс должен включать выставочный компонент (например, живописные работы детей).

Музейная экспозиция может состоять из тематических разделов. Например, Уголок писателя «Открывая Горького» может раскрывать следующие тематические аспекты: «Имя Горького звучит в Ростове часто», «Горький и театр», «Образы Горького, переложенные на язык кино», «Герои Горького в иллюстрациях русских художников».

Уместно в соответствии с юбилеем какой-либо книги писателя выделить в музейном комплексе пространство для этой книги.

Экспозиция должна быть максимально информативна

Экспонаты должны быть подписаны

Важно помнить, что музейный уголок носит постоянный характер.

Подобная экспозиция является функциональной, она должна органично включаться в различные библиотечные мероприятия. Музейный уголок может являться основой для отдельного мероприятия (например, экскурсии), а также может быть органичной частью программы различных тематических вечеров, литературных информин и т.д.

Альтернативой Уголку писателя может служить виртуальный музей: создание электронных презентаций, слайд-шоу (например, виртуальная экскурсия БИЦ им. Герцена «Герцен за границей», электронная презентация БИЦ им. Тургенева о классике).

Особо следует обратить внимание на музейную деятельность библиотекам, носящим имена писателей (деятелей), связанных с Донским краем: М. Шолохов, А. Калинин, В. Закруткин, А. Листопадов, А. Серафимович, П. Аматуни, М. Горький.

Также следует уделить внимание популяризации имени Н. М. Карамзина (Указ Президента о праздновании юбилея в 2016г.), А. И. Герцена (6 апреля 2012г.– 200 лет).

В начале 2012г. планируется проведение Дня обмена опытом по мемориальной деятельности ростовских библиотек. В качестве подготовки к этому мероприятию в годовом отчете за 2011г. в разделе «Рекламная деятельность» каждой библиотеке в подразделе «Мемориально-музейная деятельность» необходимо описать свою работу по данному направлению, следуя схеме: тематика и структура мемориального уголка, виды работы с ним (экскурсии, к каким еще культурно-досуговым мероприятиям привлекается мемориальный комплекс), какой видеоряд присутствует в мемориальном компоненте (например, творческие работы учащихся художественных школ и т.д.).

В библиотеках, работающих по программе, должен присутствовать мемориальный комплекс, посвященный приоритетному направлению (библиотеки им. Куприна, им. Листопадова, им. Лермонтова, им. Карамзина, БИЦы им. Ломоносова, им. Тургенева). Например, подобные музейные компоненты присутствуют в КБИЦ им. Шолохова, БИЦ им. Гагарина, библиотеке им. Карамзина.

В технико-экономической библиотеке желательно разработать приоритетную тему «Ростов-на-Дону: право на патент» (технические изобретения, связанные с южной столицей такие, как трамвай, Водоканал, газовое освещение, телефонная линия, радио). Данную тему можно рассматривать в 2-х аспектах. Во-первых, при наличии экспонатов целесообразно создать музейный уголок. Приобретение экспонатов возможно через читательский актив. За фотоматериалами, документами можно обратиться в областной Краеведческий музей. Во-вторых, используя ресурсы Интернет, можно создавать по данной теме виртуальные экскурсии (опыт БИЦ им. Герцена, Тургенева, библиотеки им. Калинина).

Приветствуется создание мемориальных экспозиций, посвященных истории библиотеки. Такие музейные комплексы могут включать следующие документы: подлинник (или копия) приказа управы (другого местного органа власти) об учреждении библиотеки, номер газеты, в котором напечатан материал об ее открытии, журналы первых попечительских советов, книги с автографами известных лиц (писателей, поэтов, знаменитых земляков и др.), почетные грамоты, тексты первых отчетов, фотографии первых сотрудников, статьи в периодике о библиотеке. (Так, интересный материал по истории библиотеки имеется в БИЦ им. Островского, а также на абонементе ЦГБ им. Горького).

Альтернативой Уголку писателя может служить виртуальный музей: создание электронных презентаций, слайд-шоу (например, виртуальная экскурсия БИЦ им. Герцена «Герцен за границей», электронная презентация БИЦ им. Тургенева о классике). О виртуальном музее: важность привлечения специалистов-филологов, размещения их статей по вопросу, а также электронная выставка новых поступлений, обзор новых информ-ресурсов.



Библиография



  1. Бронш Н. Главный дом памяти// Библиополе. – 2011. - №10. – с. 23-27.




  1. Ведманкина Н. Жизнь такая, как надо// Библиополе. – 2012. - № 2. – с. 47-50.




  1. Викулова. В. П. Мемориальная экспозиция в библиотеке: типы и методы организации// библиотечное дело. – 2010. - № 21. – с. 32-37.




  1. Виноградова Е. Б. Мемориальные функции библиотек – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 128с.




  1. Гуленкова Н. В. Библиотека и музей – успешные партнеры // Современная библиотека – 2010. – № 1. – с. 46-47.




  1. Двуреченская Т. Экспозиционная деятельность как способ создания благоприятной библиотечной среды// Новая библиотека – 2011. - № 23. – с. 19-31.




  1. Зайцева С. Сайт «Виртуальный музей» доступен всем// Библиополе. – 2011. - № 6. – с2-4.




  1. Маркова Т. Печорские созвездия // Библиополе. – 2009. – № 5. – с. 47-48.




  1. Миллер И. На долгую память// Библиополе. – 2012. - №6. – с. 42-44.




  1. Русских Е. Хранители памяти // Библиотечное дело. – 2010. – № 4. – с. 38-39.




  1. Трухан Е. Достоевский сегодня и вчера// Библиополе. – 2012. - № 3. – с 48-55.

  2. Фесенко Г. Инструмент педагогики: мини-музей // Библиотека. – 2010. – № 8. – с. 33-34.


Ресурсы Интернет
http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=1480&r=4
http://csdb.ufanet.ru
http://vasileksev.ucoz.ru/load/muzejnaja_komnata_quotugolok_starinyquot/1-1-0-5
http://www.museum.ru/museum/lit_oryol/1.htm
http://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/bulleten54.htm
http://bibl.metodcenter.edusite.ru/p71aa1.html
http://www.tendryakovka.ru/tendryakov/archangelsk