Мусульманский календарь на 2013 год (в 1434–1435 годах по Хиджре) Мусульманские праздники, Дни усердного поклонения Аллаху и Памятны - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Мусульманский календарь на 2013 год (в 1434–1435 годах по Хиджре) Мусульманские праздники - страница №1/2

Мусульманский календарь на 2013 год 
(в 1434–1435 годах по Хиджре) 

Мусульманские праздники, Дни усердного поклонения Аллаху и Памятные даты


C 9 на 10 января 
(27 Сафара)


Ночь Хиджры (Ночь переселения Пророка из Мекки в Медину)

Ночь Хиджры - Ночь переселения Пророка из Мекки в Медину, является 27 ночью месяца Сафара. В эту ночь Посланник Аллаха, вместе с Абу Бакром, выйдя из Преосвяшенной Мекки, достигли 12 рабиуль-авваль Лучезарной Медины. После этого Исламская религия стала известной, распространившись во все стороны. Хотя последователей пророка все еще преследовали и высмеивали в Мекке, его слова были услышаны многими людьми в других городах. 


Старейшины Йасриба предложили Мухаммеду переселиться в их город и стать их правителем. Евреи и арабы, совместно проживавшие в Йасрибе, постоянно враждовали друг с другом, но и те и другие доверяли Мухаммеду и надеялись, что его правление покончит с непрерывными распрями и принесет долгожданный мир и спокойствие. 
Вскоре после прибытия Пророка и его последователей в Йасриб, город был переименован в Мадинат ан-наби (в переводе с арабского — «город Пророка»). Позже он стал сокращенно называться Мединой. 
Год переселения мусульман в Медину (по христианскому календарю — 622 г. н.э.) считается началом мусульманкой эры. Поэтому она носит название хиджра, что в переводе с арабского означает «откочевка», «переселение».

23-24 января 
(11–12 Рабиу-ль-Авваля) 
у суннитов 

29 января 


у шиитов


Маулид ан-Наби — Ночь Маулид (Рождение Пророка)

Рождение Пророка Мухаммеда — отмечается 12 числа третьего месяца Раби аль-Авваль исламского календаря. Рождение Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества. Следует отметить, что в исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно. 


Примерно в 570 году по христианскому летоисчислению, после продолжительных засух и неурожаев земля Аравии вновь принесла плоды. Многие люди заговорили о часе появления на свет последнего Пророка — Мухаммада, мир Ему. 
Согласно преданию, Его матери Амине было сообщено во сне, что она беременна и носит под сердцем Господина всех миров и наилучшее создание Всевышнего, а также о том, что рожденное дитя она должна будет назвать Мухаммадом, и Он будет благочестивым. 
Во время своей беременности Амина наблюдала, как птицы почтительно окружали ее, а когда она подходила к колодцу, вода сама поднималась вверх в знак преклонения перед величием Посланника Аллаха, которого она носит в своем чреве. Амина также слышала тасбих — восхваление Ангелов в Его честь. А однажды она увидела во сне дерево, усыпанное сверкающими звездами, среди которых была одна, затмевающая своим сиянием другие звезды. Амина смотрела на свет звезды, озарявший все вокруг, пока та не упала ей на колени. 
В настоящее время Маулид ан-Наби широко празднуется в Сирии, Алжире, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах. В Пакистане он является официальным праздником, отмечаемым в течение трех нерабочих дней. 
Маулид состоит из чтения молитв и слов поминания Аллаха, славословия пророку, стихотворных повествований и лекций о его жизни и рождении. На Маулиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммеда, которого мусульмане считают последним посланником Бога, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Богу с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые разговоры друг с другом. 
В Египте и некоторых других арабских странах этот праздник особенно любим детьми. Повсюду появляются украшенные флажками павильончики, где продаются разнообразные по величине сахарные фигурки «арусат ан-наби» — «невесты Пророка» — с бумажным пестрым веером за спиной. Другая популярная сахарная фигурка — всадник с саблей в руке, зорко охраняющий Ислам и срубающий головы всем кафирам (неверным).

20-21 марта

Новруз — мусульманский праздник весны

Новруз - мусульманский праздник весны, праздник весеннего равноденствия. Весенний новогодний праздник равноденствия Новруз, возникнув в Хорасане более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия, распространился по всем сопредельным странам. Корни Новруза уходят в зороастризм. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. 


Фирдоуси и Омар Хайям, служивший при дворе туркменского царя Мелик-шаха, связывали возникновение Новруза с именами легендарных царей Джамшида, Каюмурса и других. 
По древнему обычаю, до наступления Новруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами. На праздничный стол складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Новруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы. Также Новруз является началом года по календарю бахаи. 
Новруз был упразднён советской властью в 1926 году и заново возрождён в 1988 году. Например, в Казахстане дата 22 марта приобрела официальный статус государственного праздника Казахстана 15 марта 1991 году после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны — Наурыз мейрамы». Статус государственного праздника Новруз имеет в Азербайджане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. 
Дата празднования Новруза (варианты: Навруз, Невруз; дословно означает "новый день") — 20-21 марта — выбрана не случайно, т. к. она приходится на весеннее равноденствие, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца. Прежде момент наступления Новруза определялся астрологами, людьми весьма престижной должности в средневековье. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Новруза с точностью до минуты. 
В отличие от европейской встречи Нового года, Новруз принято встречать днем, но все так же в кругу семьи. 
Так, в Иране на новогоднем столе традиционно располагают семь предметов, название которых начинается на букву "с". В их число обязательно входит зелень проросших зерен (сабэн), хлеб (сангак), тарелки с крашеными яйцами и сосуд, в котором плавают рыбки. 
Обязательно готовят ритуальное блюдо самани из сока зерен проросшей пшеницы и гату (разновидность печенья) с магической бусинкой счастья. Кому попадется бусинка, тому весь год будет сопутствовать удача и счастье. Для самани предварительно увлажненную пшеницу выкладывали на подносы, а после того как она прорастет, толкли. Полученный сок смешивали с мукой и долго варили. Готовые жмыхи обязательно бросали в проточную воду. По мнению историков, этот ритуал — проявление аграрного культа, который символизирует пожелание урожая. 
Для обильного застолья в Новруз хозяин дома или его старшие сыновья жарили шашлык, готовили вкусные пловы, в том числе и сладкие, из риса или других злаков, варили савар — блюдо из вареной пшеницы, сдабриваемой медом. 
Как и у других народов, основной смысл приготовления разнообразных угощений символизирует простое желание, чтобы год был таким же "сладким" и счастливым. 
30 сентября 2009 года Новруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества наряду с другими 76 элементами нематериального наследия со всего мира.

11 мая

Умра (Малое паломничество). 
Дни рождения пророков Ибрагима (Авраама), Исы (Иисуса Христа), другие памятные даты

Умра (Малое паломничество) - отмечается 1 числа седьмого месяца Раджаба исламского календаря. Дословно с арабского языка слово "умра" переводится как «посещение, визит». В терминологическом значении шариата «умра» обозначает посещение Священной Мечети (в Мекке) в установленном порядке. Некоторые богословы, среди которых имам аш-Шафи‘и, а также имам Ахмад ибн Ханбаль, считали, что совершение умры является обязательным действием (подобно хаджу). В качестве аргумента они приводят аят из Корана и хадис из Сунны Божьего посланника: «Ради Господа совершите хадж и малое паломничество (умру) завершенно (полно)...» (Св. Коран, 2:196). 


Сообщается, что Аиша однажды спросила у пророка Мухаммада: «О посланник Всевышнего, возложен ли на женщин джихад [приложение усилий в благом, умение пожертвовать всем во имя Бога, защита родины]?», на что он (да благословит его Творец и приветствует) ответил: «Их джихад - совершение хаджа и умры». 
Другая группа богословов, среди которых имамы Абу Ханифа и Малик ибн Анас, полагали, что умра является обязательной лишь на уровне Сунны и один раз в жизни. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не упомянул умру в числе пяти столпов Ислама. Также в хадисе, переданном Джабиром, сказано: «К посланнику Аллаха пришел бедуин и обратился с вопросом: «О Пророк, сообщи мне о малом паломничестве, является ли оно обязательным?», на что последовал ответ: «Нет, но совершение тобою малого паломничества — благо для тебя». 
Умра включает в себя четыре основных действия: 
1. Ихрам. 
2. Обход вокруг Каабы. 
3. Ритуальный бег между склонами Сафа и Марва. 
4. Сбривание или укорачивание волос на голове. 
По мнению ученых-ханафитов, к столпам умры относится лишь обход вокруг Священной Каабы, к обязательным действиям - ритуальный бег между склонами Сафа и Марва, а также сбривание или подстригание волос на голове. Желательно перестать произносить «тальбию» с началом первого круга обхода вокруг Каабы. По мнению ученых-шафиитов, все четыре упомянутых пункта относятся к столпам умры. 

В этом месяце отмечаются дни рождения пророков Ибрагима (Авраама), Исы (Иисуса Христа), другие памятные даты. 


ПРИМЕЧАНИЕ. В мусульманстве Иисус Христос, полагающийся у христиан богом, понижен в ранге до одного из пророков Аллаха. 
Христиане вынуждены обращаться к Иисусу Христу как к богу, потому что неверным, в т.ч. христианам, не знающим света истинного Ислама, запрещено молитвенно обращаться напрямую к самому Аллаху. И пребывающие во мраке христианства кафиры в своих молитвах просят Аллаха о милостях лишь через посредничество пророка Исы (Иисуса Христа).

16 мая 
(6 Раджаба)


Лейлят-аль-Рагаиб — Ночь Рагаиб (Бракосочетание родителей пророка)

Лейлят-аль-Рагаиб или Ночь Рагаиб (Ночь Даров) — по традиции отмечается в канун первой пятницы месяца Раджаб. Праздник посвящен памяти о дне бракосочетания родителей Пророка Мухаммеда — Абдаллаха ибн ал-Мутталиба и Амины, и его зачатия. Накануне этого дня мусульмане читают особые "молитвы даров" (салат ар-рага-иб), а в день праздника собираются в мечети чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, в которой говорится о значении этого события. 


В эту ночь Аллах проявляет свою благосклонность, оказывает милости своим рабам. Молитва — дуа, совершенная в эту ночь, не отвергается Аллахом. За намаз, пост, милостыню и прочие верослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать. Уважающие эту ночь прощаются, если искренне раскаиваются. Ценна каждая ночь Раджаба. Ценна также каждая пятница. Однако, когда две ценные ночи приходятся друг на друга, то они становятся еще ценнее. 
О ценности ночи Рагайб говорится в различных хадисах. Как-то господин наш Пророк (с.г.в.) говорил о достоинствах исполнения верослужений в месяце Раджаб. Некто пожилой посетовал, что не сможет поститься в течение всего месяца, тогда наш Пророк (с.г.в.) повелел в ответ следующее: “Ты постись в первый, пятнадцатый и последний день месяца Раджаб. Получишь благодать, равную таковой, как от месяца поста. Ибо благодати записываются в десятикратном количестве. Но и не забывай ночи на первую пятницу славного Раджаба”.

С 5 на 6 июня 
(26–27 Раджаба)


Исрав-аль-Мирадж — Ночь Мирадж или Раджаб-байрам (Небошествие Пророка)

Мирадж или Исрав-аль-Мирадж — праздник вознесения пророка к небесному престолу Аллаха. Это праздник в ознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (кудс) и его вознесение (мирадж) к небесному престолу Аллаха, стал одним из самых популярных сюжетов мусульманских преданий. Это событие произошло 27 раджаба 621 года, оно отмечается во многих мусульманских странах. Ночь 27 раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка. 


Согласно преданию, Мухаммед, уснув возле мекканской мечети, чудесным молниеносным способом при помощи Архангела Джабраила на крылатом коне Бураке совершил путешествие в Иерусалим, а затем, оставив там Бурака, в сопровождении Джабраила прошел семь небес. 
На первом сам Адам открыл ему "небесные ворота", на втором — встретились ему пророки Яхья и Иса, на третьем — Иосиф, на четвертом — Идрис, на пятом — Харун (Аарон), на шестом Муса, на седьмом же небе восседал праотец — патриарх всех пророков Ибрахим. 
А когда с седьмого неба Мухаммед явился к престолу Аллаха, то беседовал с ним, сказав 99 тысяч слов... 
Затем Мухаммед был возвращен на землю, обратно в Мекку. Вернувшись, Мухаммед убедился, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого при отправлении в путь кувшина не успела вытечь вода.

С 23 на 24 июня 
(14–15 Шаабана)


Лейлят-аль-Бараа — Ночь Бараат (Ночь прощения)

Лейлят-аль-Бараа или Ночь Бараат — мусульманский праздник, отмечается ночью с 14 на 15 шаабана по мусульманскому летоисчислению. Это день освобождения или отпущения грехов. Бараат в переводе с арабского означает "непричастность", "полное отделение", "очищение". По народному мусульманскому поверью, ежегодно в эту ночь происходит "сотрясание дерева жизни", на листьях которого написаны имена всех живущих: считается, что если лист под названием человека упадет, он умрет на протяжении года. 


В ночь Откровения, Прощения и Милости, как в противном случае ее называют, Всевышний Аллах приближается к своим рабам, спускаясь на самые близкие к земле небеса, для того, чтобы оказать им свою великую милость и благодать. Если человек не хочет, для того, чтобы лист с его именем упал, нужно просить милости у Аллаха, молить о прощении за содеянные грехи. 
В эту ночь людей с плохими деяниями полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей со старыми добрыми деяниями — от Ада. Поэтому мусульмане проводят эти сутки в молитвах, каются в прегрешениях, просят у Аллаха прощения. 
Всевышний Аллах прощает грехи всех людей, помимо вероотступников, завистников, клеветников, злоупотребляющих спиртным, прервавших связи с родственниками, ослушивающихся своих родителей, прелюбодеев, гордецов и провоцирующих смуту. 
Согласно поверью, пророку Мухаммеду приснился сон, в котором Аллах рассказал ему о священной ночи Бараат. Мухаммед молил о прощении грехов три ночи подряд. Уже после этого, будучи прощенным, Мухаммед рассказал всем о таком удивительной вещи и о священных ночах. 
В ночь Бараат в доме каждого мусульманина богато уставляется яствами низкий стол (дастархан). Сам мусульманин, убрав свой дом, приняв дарет (омовение) и одевшись в чистые одежды, должен произносить молитвы и просить у Аллаха прощения грехов. 
Мусульмане в эту ночь возносят особые молитвы за умерших и во искупление грехов, дают обеты на будущее, приезжают в гробницы праведников, раздают милостыню и еду нищим, сладости детям.

9 июля 
(1 Рамадана)


Начало поста Рамадан (Ураза)

Рамадан — девятый месяц Исламского календаря. Это значит очень многое для Мусульман поскольку это четвертая опора мусульманской веры. 


Соум (пост) во время Рамадана является не только поклонением — это время для внутреннего очищения, посвящения Богу и время самоконтроля. Также это нечто вроде настройки на мусульманскую духовную жизнь. 
Считается, что пост во время Рамадана улучшает физическое и душевное состояние. Он дает перерыв желудку, работающему 24 часа в течение 11 месяцев, и помогает сбросить лишний вес. Это почти как зарядка батареи для работы в течение всего нового года. Также это уход от рутины современной жизни. 
Пост также считается методом самоочищения за счет того, что человек отказывается от привычных условий окружающего мира. За счет поста можно познать саму суть самоконтроля, терпения, альтруизма, силы воли, дисциплины и социальной принадлежности. 
Соум или Воздержание означает полный отказ от пищи, напитков, курения и интимной близости от рассвета до заката. В пост надо избавляться от малейших дурных помыслов и желаний. 
Поститься в Рамадан должны все взрослые мусульмане — мужчины или женщины, если они умственно и физически здоровы и не находятся в путешествии. Женщины в некоторых случаях (месячные или кормление грудью) не обязаны поститься, но они должны совершить пост в другое время, или же за каждый пропущенный день им придется кормить нуждающегося человека. 
Рамадан (Аид на арабском) празднуется три дня. Первый день Аида начинается с рассветом, когда все мусульмане выходят на улицу для молитвы. В этот день принято посещать родственников и друзей, особенно больных и пожилых. К празднику готовятся специальные сладости и детей одевают в новые наряды. В праздники закрываются все общественные учреждения.

29 июля 
(21 Рамадана)


Фатх Мекка (День капитуляции Мекки, День принятия Ислама жителями Мекки)

Фатх Мекка — день принятия ислама жителями Мекки, празднуется 21 числа месяца Рамадан. 


В этот день 630 года произошло одно из самых знаменательных событий в истории ислама в честь которого и отмечается День фатх Мекка. После вынужденного восьмилетнего отсутствия Пророк Мухаммад (да Благословит его Аллах и приветствует!) прибыл в родную Мекку. Здесь он «изгнал» из древнего храма Каабы всех идолов, которым поклонялись язычники, и совершил ряд ритуальных действий, впоследствии ставших основой обрядов хаджа паломничества мусульман в Мекку. 
В день Фатх Мекка верующие совершают дополнительные намазы, проводятся тематические лекции и собрания.

С 3 на 4 августа 
(26–27 Рамадана)


Лейлят-аль-Кадр — Ночь Кадр (Могущественная Ночь)

Лейлят-аль-Кадр или Ночь предопределений — мусульманский праздник, отмечается в ночь на 27-е число месяца Рамадан. Мусульмане особо торжественно отмечают три последние ночи, предшествующие завершению поста, так как они считаются наиболее священными Приготовления и хлопоты, связанные с ними, ничем не отличаются от праздников. Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если они сумеют увидеть и распознать или хотя бы услышать о них, получают благорасположения "высших" сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидетелями хотя бы одного знамения или из ряда вон выходящего события, с тем чтобы заслужить к своей особе внимание могущественных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повлияли на их судьбу. 


Наиболее почитаемая ночь — это ночь на 27-е число рамадана (Лейлят-аль-Кадр), т е. ночь предопределений. Эта и другие ночи, предшествующие празднику разговенья, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к всевышнему с просьбой о милостях. 
Мусульмане верят, будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный подлинник Корана из-под престола господа был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом) на ближайшее к земле небо и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лет пророку Мухаммеду. Кроме того, в эту ночь, учит ислам, всевышний раздает ангелам свои "определения", т. е. указания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдельным людям в частности. Эти решения ниспосылаются на целый год, и изменить их никто не в состоянии. 
В пропагандистском арсенале духовенства этому празднику уделяется немалое внимание. Дневной пост, обильная еда ночью, томительное ожидание вечера с „возможными чудесами" (так как верующим внушается, что эти ночи полны всякими чудесными происшествиями, встречами с ангелами, с добрыми и злыми духами, тенями умерших и т. д.) оказывают на психику верующих сильное воздействие.

8 августа 
(1 Шавваля)


Ид-аль-Фитр — Ураза-байрам (Праздник разговения)

Ид-аль-Фитр или Ураза-байрам — мусульманский праздник, отмечается в первый день месяца Шавваля. Этим днем завершается священный месяц поста Рамадан. Этот праздник называется малым праздником в противоположность большому празднику — празднику жертвоприношения. 


В праздник разговенья дарят подарки, обмениваются традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, так как считается, что в Ид аль-фитр в дом приходят души умерших. После торжественного богослужения верующие посещаются усыпальницы местных святых, кладбище — помянуть умерших. Семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. 
Праздник разговенья отмечается очень радостно и с большими надеждами на счастливое существование в следующем году. В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели.

14 октября 
(9 Зу-ль-Хиджжи)


День Арафат

Первый день Хаджа, который отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зульхиджа, примерно через 70 дней после окончания месяца Рамадан. В этот день участники Хаджа посещают гору Арафат возле Мекки и совершают намаз у её подножия. 


День Арафат является самым памятным из дней Аллаха. Согласно мусульманской религии, в этот день вознаграждение или кара мусульманам за благие или греховные поступки увеличивается многократно. Равно, как и вес грехов в этот день увеличивается в несколько раз. До заката солнца верующие стоят и замаливают грехи. 
За свои благочестивые деяния человек, стремящийся к Аллаху с чистым намерением, в Судный день он увидит вознаграждение за него. 
Пост в день Арафат считается самым важным из тех поступков, которые приближают верующих к Аллаху. 
Пророк Мухаммед о посте в день Арафат сказал: «Это очищение грехов за предыдущий и последующий год».

15 октября 
(10 Зу-ль-Хиджжи)


Ид-аль-Адха — Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения)

Курбан-Байрам или Ид-аль-Адха — праздник жертвоприношения ради Всевышнего Бога. Это самый большой мусульманский праздник. Он отмечается с 10-го по 13-е числа месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. Курбан-Байрам завершает собою обряд Хаджа — паломничества к святыням Ислама. Главным обрядом дня Курбан-Байрама является заклание жертвенного животного ради Всевышнего Бога. Традиция жертвоприношения, как акта поклонения Единому Богу, своими корнями уходит в далекое прошлое. Священная история Ислама выделяет Пророка Ибрахима (библейского Авраама), который, как отмечают ученые-теологи, стал примером для будущих поколений верующих. А одно из значительных событий его жизни положило начало многовековой религиозной традиции — обряду жертвоприношения ради Единого Бога. 


Согласно Корану (заповедям этой Священной Книги следуют современные мусульмане), Всевышний дабы укрепить в вере Своего Пророка ниспослал ему испытание: Ибрахим должен был исполнить повеление Господа - совершить заклание своего любимого сына Исмаила. И Пророк проявляет высшую покорность Богу: Ибрахим был тверд в своем намерении исполнить Божественный Приказ. И Всевышний, не желавший гибели ребенка, принимает жертву Ибрахима лишь по его праведному намерению, а вместо Исмаила в жертву было принесено животное. И в память о подвиге Пророка Ибрахима-Авраама мусульмане-последователи Пророка Мухаммада в день своего большого праздника совершают древний обряд заклания жертвенного животного. Смысл его для верующего — в следовании благородному примеру одного из величайших Пророков, проявившего высочайшую степень самопожертвования ради любви и покорности Творцу. 
Мясо жертвенного животного, согласно предписанию, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины. И еще одна радость сопровождает обряд принесения жертвы в день большого праздника Ислама: мусульмане воздают великую хвалу Господу, сохранившего жизнь Исмаилу, ведь именно от этого благословенного Пророка пошел арабский народ, давший человечеству последнего из Божьих Посланников — Пророка Мухаммада, мир Ему.

16-18 октября 
(11–13 Зу-ль-Хиджжи)


Ат-Ташрик — Дни Ташрик (Продолжение Курбан-байрамы)

Ат-Ташрик или Дни Ташрик — продолжение праздника жертвоприношения Курбан-Байрам, отмечаются с 11-го по 13-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зульхиджа. Сам праздник жертвоприношения отмечается 10-го числа месяца Зульхиджа. Данный месяц считается у мусульман благословенным, когда верующие совершают Хадж (паломничество). 


Паломники отправляются к долине Мина, где бросают камни в три столба, как символ побития дьявола. В каждый из столбов — малый джамрат аль-Ула, средний джамрат аль-Вуста и большой джамрат аль-аКаба — бросается по 7 камешков. Там же они проводят ночь первого из дней Ат-Ташрик, а утром совершают коллективный намаз, после которого читают Такбир (восхваление Аллаха). При бросании желательно произносить: «Аллах Акбар». 
Во второй день из дней Ат-Ташрик повторяется тот же обряд, что и в первый день. Затем, если паломника застал закат солнца второго дня в Мине, то он обязан остаться и бросать камешки в третий день. Если кто-то боится за себя при давке, то может отложить бросание всех камней на третий день, а если не может физически, то поручает другому. Однако, если может выполнить сам, поручать другому нельзя.

4 ноября 
(1 Мухаррама)


Рас-ас-Сана — День Хиджры (Новый год по исламскому календарю)

Рас-ас-Сана или День хиджры - Новый год по Хиджре, отмечается в первый день Мухаррама. Вообще месяц Мухаррам один из четырех месяцев, в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и т. д. О высокочтимоcти Мухаррама говорится в Коране и Сунне Пророка (мир ему и благословение). Поэтому каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху. В этой связи говорят, что как мы проведем первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев. 


Имам Газали в своей книге "Ихья" пишет, что если посвятить месяц Мухаррам поклонению Аллаху, то можно надеяться, что этот баракят (благословение) распространится и на весь остальной год. 
Также Имам Навави в своей книге "Заваиду Равза" говорит: "Из всех высокочтимых месяцев Мухаррам является лучшим для поста". Об этом говорит и достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение), переданный Муслимом: "После месяца Рамадан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам". 
В другом изречении (Табарани) говорится: "Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов". Согласно еще одному хадису, большое вознаграждение ждет мусульманина, соблюдавшего пост в четверг, пятницу и воскресенье месяца Мухаррам. 
Мухаррам — месяц покаяния и богослужения. Надо постараться не упустить возможность получить от Всевышнего Аллаха прощение грехов и многократное воздаяние за добрые деяния.

13 ноября 
(10 Мухаррама)


День Ашура (Шахсей-Вахсей) — день поминовения пророков и посланников Аллаха (яум Ашура)

День Ашура или Шахсей-Вахсей — день скорби у мусульман-шиитов. Он заключается собственно в траурных религиозных церемониях у шиитов, совершаемых в десятый день месяца мухаррема. Этот день скорби установлен в память о "мученической кончине" имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда (убит в 680 году в Кербеле). В этот день ортодоксальные мусульмане, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязанием, бичуют себя, наносят себе увечья в память о мученической кончине Хусейна. 


Отмечается в Иране, Азербайджане, Афганистане и частично в Таджикистане и Пакистане, а также в других странах. 
В день Ашура считается благожелательным пост.

19 ноября 
(16 Мухаррама)


День принятия Ислама народами Волжской Булгарии (922 г.)

День принятия ислама предками современных татар.



30 декабря 
(27 Сафара)


Ночь переселения Пророка из Мекки в Медину (ночь Хиджры)

Ночь Хиджры — Ночь переселения Пророка из Мекки в Медину, является 27 ночью месяца Сафара. В эту ночь Посланник Аллаха, вместе с Абу Бакром, выйдя из Преосвяшенной Мекки, достигли 12 рабиуль-авваль Лучезарной Медины. После этого Исламская религия стала известной, распространившись во все стороны. 


Хотя последователей пророка все еще преследовали и высмеивали в Мекке, его слова были услышаны многими людьми в других городах. Старейшины Йасриба предложили Мухаммеду переселиться в их город и стать их правителем. Евреи и арабы, совместно проживавшие в Йасрибе, постоянно враждовали друг с другом, но и те и другие доверяли Мухаммеду и надеялись, что его правление покончит с непрерывными распрями и принесет долгожданный мир и спокойствие. 
Вскоре после прибытия Пророка и его последователей в Йасриб, город был переименован в Мадинат ан-наби (в переводе с арабского — «город Пророка»). Позже он стал сокращенно называться Мединой. 
Год переселения мусульман в Медину (по христианскому календарю — 622 г. н.э.) считается началом мусульманкой эры. Поэтому она носит название хиджра, что в переводе с арабского означает «откочевка», «переселение».

Каждую пятницу

Джума (Пятница)

Отдельным днем в религиозном исламском календаре стоит Джума — пятница, именующаяся лучшим днем недели. Джума — праздничный, но не обязательно нерабочий день в пятницу у мусульман. Фактически Джума считается днем отдыха и празднуется еженедельно, как у христиан воскресенье, а у иудеев — суббота. В большинстве мусульманских стран пятница — официальный выходной день, хотя в Турции, где религия отделена от государства, выходной день — воскресенье. 


В Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на коллективную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы разумеете» (62:9). 
В священном хадисе также сказано: «Суббота дарована иудеям, воскресенье — христианам, а пятница — мусульманам. В этот день им ниспосылается благодать и все доброе». Джума, согласно Шариату, начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятницу. Таким образом, священными являются пятничный день и ночь накануне. 
Совершение грехов в пятницу особенно недопустимо. Это считается пренебрежением к священному дню, к милости Всевышнего, ниспосылающейся в джума. В этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добродеяния, но и наказание за нечестивые поступки. 
Джума-Намаз является обязательным (фардом) для совершеннолетних, согласно Шариату, мужчин. В хадисе сказано, что пропуск трех пятничных молитв без уважительной причины (болезнь и т. п.) особенно запрещено.


http://supercook.ru/moslem/images-moslem/00-02--02.jpg

Исламский календарь

Исламский календарь — лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. 
Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. ат-таквиму-л-Хиджри). 

ИСЛАМСКИЙ ГОД 

Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. 


Месяцы состоят из 29 или 30 дней. По традиции, первым днём нового месяца считался первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп луны. Если серп не был виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что луна заходила сразу после солнца и небо было ещё слишком светлым, то новый день считался 30-м днём текущего месяца. Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина. 
Такая система до сих пор используется в некоторых странах (Пакистан, Бангладеш). Однако в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. 
В разных странах используются разные правила. Кроме того, разница во времени между заходом солнца и заходом луны зависит от географических координат местности. Луна передвигается среди звёзд с запада на восток со средней скоростью 13,2° в сутки. Чем западнее находится страна, тем больше вероятность, что серп молодой Луны после новолуния будет виден на небе. 
Таким образом, в разных исламских странах календари различаются и часто одни и те же религиозные праздники отмечаются в разные дни. 

«Арабский цикл» состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. «Турецкий цикл» состоит из 8 лет. Високосные годы 2, 5, 7. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу. 
Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой; на 11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12 суток, если мусульманский год простой, а солнечный — високосный. 
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние. 

Месяцы исламского календаря 

1. Мухаррам — первый месяц лунного календаря. В арабском языке слово «мухаррам» означает так же «запретный», «запрещённый». В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы. 


— 1 мухаррам 1435 г. — 5 ноября 2013 г. 
— 1 мухаррам 1436 г. — 25 октября 2014 г. 
— 1 мухаррам 1437 г. — 15 октября 2015 г. 
2. Сафар — «желтый». По одной из версий, это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают. 
3. Раби’у ль-авваль — третий месяц лунного календаря. Хотя в современном арабском «раби» означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним. 
4. Раби’у с-сани — «второй Раби» 
5.Джумада аль-уля — пятый месяц лунного календаря. Слово «джумада» происходит в арабском языке от того же корня, что и глагол «застывать, замерзать». Это был зимний месяц. 
6. Джумада аль-ахира, или Джумада ас-сани — слово «ахира» означает «последний». 
7. Раджаб — седьмой месяц лунного календаря. Слово «раджаб» в арабском языке имеет тот же корень, что и глагол «бояться». Раджаб — месяц воздержания от походов и военных действий. 
8. Ша’бан (Шаабан) — от глагола «разделяться». В этот месяц племена отправлялись в походы. 
9. Рамадан (тюрк. рамазаан) — от глагола «быть раскаленным». В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность. 
10. Шавваль — от глагола «сниматься с места». Шавваль — месяц арабских кочевий. 
11. Зуль-ка’да — от глагола «сидеть, находится на месте». Зуль-Каада — месяц арабских стоянок. 
12. Зуль-хиджа (Зульхиджа) — от глагола «совершать паломничество» 
В разных источниках транслитерация названий месяцев исламского календаря на русский язык может различаться. 

Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, то есть начало новой четверти — это и есть начало нового месяца. 


Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других — 30. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа. 
Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по самым приближенным подсчетам, равен 354 суткам. 
Поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то и продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355 дней. 

Начало каждого месяца 
Каждый месяц начинается с неомении, то есть начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны, после новолуния, становится видимым с заходом Солнца. 
Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает начало одного из месяцев Хиджры. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, и хотя дату новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и место нахождения наблюдателя. Поэтому очень сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц. 
В настоящий момент существуют два мнения по вопросу определения начала месяца: некоторые мусульмане учитывают местную видимость Луны, в то время как другие полагаются на свидетельства авторитетных людей в мусульманском мире. Ислам допускает обе возможности, но это приводит к различию времени начала месяцев. 
Из-за отсутствия четких правил сочетание значений числа, месяца и года само по себе не является однозначным указанием на конкретный день. Поэтому для устранения неоднозначности требуется также указывать и день недели. 

Запретные месяцы 
Запретные месяцы — месяцы исламского календаря, в которые в доисламские времена нельзя было убивать, вести войны и охотится вокруг Каабы. Таких месяцев четыре: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. Запретные месяцы в исламе считаются священными. 
Причиной запрета было стремление обезопасить паломников, прибывавших к Каабе и обеспечивавших высокую торговлю и большие прибыли. В случае неизбежности войны, арабы-язычники отодвигали «запретный» месяц назад или вперед и спокойно вели войну. В первые годы истории ислама мусульмане также придерживались этого запрета. 
Однако, во втором году после хиджры (переселения в Медину) в конце месяца раджаб, посланный в Нахлю разведывательный отряд мусульман нарушил запрет и напал на караван мекканцев. В сражении с мусульманами был убит Амр ибн аль-Хадрами, а двое других его спутников были пленены. Мекканские язычники обвинили мусульман в нарушении общепринятых законов. И тогда милосердный Аллах ниспослал пророку Мухаммаду 217 аят суры Аль-Бакара, дозволяющий сражаться в запретный месяц. 
Исламские правоведы (факихи) считают, что нельзя первыми начинать военные действия во время запретных месяцев, но разрешено продолжать и завершать их, если оно начались в другое время. Запрет не касается случая, когда враг вторгся на территорию страны с целью агрессии. 

Формула приближенного перевода 
Г = И + 622 — (И/33) 
где Г — год в григорианском календаре, И — год в исламском календаре. 
Например, 1410 год по мусульманскому календарю соответствовал Г = 1410 + 622 — (1410/33) = 1989 году. 
Данная формула может дать погрешность в один год. 
Формула для обратного перевода: 
И = (Г — 622) х 33/32
http://supercook.ru/moslem/images-moslem/00-02--03.jpg

Мусульманское летоисчисление

Мусульманское летоисчисление ведётся от переселения (по-арабски «Хиджра») Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) из Мекки в Ясриб, названный позже Городом Пророка (мир ему и благословение) (Мадинату ан-Набий), то есть Мединой. Это переселение (Хиджра) было совершено летом 622 года по христианскому летоисчислению. 

В основе мусульманского календаря лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев. Лунный месяц составляет 29 или 30 дней. Обычный лунный год содержит 354 дня, а високосный – 355. 19 обычных и 11 високосных лет составляют 30-летний цикл. Високосными являются 2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й, 29-й годы цикла. 

Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 10 – 11 дней вперед. 

Мусульманский новый год начинается с 1-го числа месяца мухаррам. 

Как было сказано выше, месяцы мусульманского лунного календаря: 1. Мухаррам. 2. Сафар. 3. Раби‘-уль-авваль. 4. Раби‘-ус-сани или Раби‘-уль-ахир. 5. Джумад-уль-ула или джумад-уль-авваль. 6. Джумад-уль-ахир. 7. Раджаб. 8. Ша‘бан. 9. Рамадан. 10. Шавваль. 11. Зуль-ка‘да. 12. Зуль-хиджа. 

Так как лунный месяц содержит 29 или 30 суток, некоторые месяцы года имеют по 30 дней, а другие – по 29. 

Такое усреднённое деление является условным и непригодно для более точного определения начала месяца. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. Поэтому определяют начало месяцев в связи с появлением новой Луны. 



Человек и лунный календарь 

Наш календарный месяц, насчитывающий 30-31 день, никаким периодическим процессам природы не соответствует. Зато лунный месяц с продолжительностью 29, или 30 дней есть естественный период, с которым связаны циклические изменения в природных процессах на Земле. 

В течение лунного месяца происходят приливы на морях и океанах, причём мощность их увеличивается и уменьшается в зависимости от дня лунного месяца; меняется поведение атмосферы; прохождение Луны через магнитосферный шлейф Земли меняет параметры магнитосферы; отражение солнечного света от поверхности Луны также периодически меняется. И все эти изменения имеют отражение в организме растений, животных и человека. 

Так, от лунного цикла зависит интенсивность процессов брожения, поглощения кислорода сельскохозяйственными культурами (морковью, картофелем), периоды размножения у животных (особенно морских), месячная периодичность овуляции человека. 

Современная наука нашла связи, посредством которых Луна влияет на человека. Так, из-за сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли (твёрдую и жидкую) в дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физические параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля. 

Оказывается, даже небольшие изменения этих параметров влияют на человеческий организм. Но если они происходят резко и сильно, а организм человека предварительно ослаблен, зашлакован и т.д., то это приводит к появлению разнообразных болезней. Например, резкие колебания атмосферного давления нарушают стабильность кроветворных функций, приводят к таким заболеваниям, как гипертония, различные рецидивы сердечнососудистых нарушений. 

Исходя из этого, можно понять особенность отрезков времени, в которых совершаются омовения, намазы и другие виды поклонения. 

Мусульманские праздники, священные дни и ночи 

Всевышний Аллах по Своей милости даёт рабам Своим возможность перетянуть чашу весов в День Великого Суда в сторону добра. Он выделил особые периоды времени, когда многократно увеличивается воздаяние за поклонение и наказание за наши греховные деяния. Такими периодами являются мусульманские праздники, священные месяцы, дни и ночи. 

В отличие от светских праздников, придуманных людьми или связанных с какими-либо историческими событиями, мусульманские праздники, священные дни и ночи указаны людям Всевышним Аллахом через Своего Посланника Мухаммада (мир ему и благословение). Поэтому существенно отличаются формы празднования и проведения светских и мусульманских праздников. 

Если в светском понимании праздник – это повод для беззаботной радости, весёлого времяпрепровождения, то в мусульманском понимании праздник – это причина осмысленной радости, связанной с бесконечной милостью нашего Создателя. Это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, это шанс принятия Всевышним прошения об очищении от грехов, возможность воспользоваться милостью Всевышнего. 

Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения и совершения добрых деяний. В праздники, в священные дни и ночи мусульмане выполняют гигиенические требования, совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и разные молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают добровольные пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого. 

Употребление алкоголя, других одурманивающих веществ, совершение деяний, запрещённых Исламом, в дни мусульманских праздников особо порицается Шариатом. 



Основными праздниками в Исламе являются: ‘Ид аль-адха (или Курбан-байрам – праздник жертвоприношений) и ‘Ид аль-фитр (или Ураза-байрам – праздник разговения). 

Отмечают также: 


священные ночи Лайлат-уль-кадр, Лайлат-уль-бараат, ночь Исраъ и Ми‘радж, Лайлату-ррагаиб; 
священные дни ‘Арафа, ‘Ашура, 
священные месяцы мухаррам, раджаб, ша‘бан, рамадан, зуль-хиджа. 
Священным днем недели является каждая пятница. Днями, желательными для соблюдения поста, кроме специальных дней и месяцев, являются понедельник и четверг каждой недели, а также по три дня в начале (1, 2, 3), в середине (13, 14 и 15 числа) и в конце (28, 29 и 30 числа) каждого лунного месяца. 

следующая страница >>