Молодежный экологический туризм в контексте социально-культурной деятельност - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Направление подготовки «Социально- культурная деятельность» Профиль... 1 38.65kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Иностранный язык второй (Финский) 1 333.6kb.
Положение об официальном Web-сайте Муниципального автономного учреждения... 1 71.16kb.
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности... 4 1128.38kb.
Тема 21. Образ жизни как культурологическая категория 2 543.13kb.
«\"Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности... 2 488.06kb.
Курсовая работа по учебной дисциплине «История и теория Социально-Культурной... 3 1031.35kb.
Оценка ситуации и содержание проблемы 1 334.15kb.
Сборник научных трудов Выпуск 8 издательство саратовского университета 9 3239.98kb.
Николай Новгородов Тригонометрический туризм 1 88.29kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине архитектурные памятники санкт-петербурга... 1 237.49kb.
35. Внешняя политика СССР 1953 – 1991гг. От «Холодной войны» к «новому... 1 45.63kb.
- 4 1234.94kb.
Молодежный экологический туризм в контексте социально-культурной деятельност - страница №1/3

Оглавление:



Введение 1

Глава 1. Молодежный экологический туризм в контексте социально-культурной деятельности. 4

1.1 Молодежь как субъект социально-культурной деятельности 4

1.2 Сущность и специфика экологического туризма 22

1.3. Особенности организации экологических туров как вида молодежного досуга 35

Глава 2. Организация молодежного экологического тура «Архыз». 50

2.1  Анализ рынка экологического туризма 50

 2.2 Анкетирование на выявление интересов молодёжи 60

2.3 Проект 65

Заключение 78

Библиографический список: 81




Введение


Всем людям на Земле в определенное время просто необходим отдых, иначе жизнь превращается в рутинную смену дней, месяцев, лет.

Слово туризм в переводе с французского означает прогулка, поездка. В сегодняшнем мире туризм – это еще и весьма доходная отрасль большого бизнеса. По оценкам Всемирной туристической организации доходы отрасли составляют более 1,5 трлн долл. в год. В мощной туристической сфере бизнеса как отдельное направление выделился в последние годы экологический туризм, причем специалисты во всем мире признают его одним из самых перспективных видов туризма. Экологический туризм служит главным источником доходов для Кении, Коста-Рики и одним из главных – для ряда других стран. По различным оценкам экологический туризм составляет 10–20% от всего рынка мирового туризма и является наиболее динамично развивающейся отраслью1.

Термин "Экотуризм" в последнее время стал очень популярным, но мало кто понимает его значение. «Экотуризм – это природо-ориентированный туризм, включающий программы экологического образования и просвещения и осуществляемый в соответствии с принципами экологической устойчивости»2.

Классический экотур - это пешие (трекинг) и лыжные походы, велопутешествия, сплавы по рекам, спуски в пещеры и т. п. Настоящий экотурист совмещает отдых на природе с заботой о ней: он не только знакомится с местной социокультурной средой, но и вносит вклад в ее сохранение и развитие, в том числе материальный (поощряются пожертвования в пользу местных сообществ, покупка сувениров, изготовленных аборигенами, пользование услугами местных фирм, в том числе туроператоров).



Актуальность темы: Как уже было сказано, экологический туризм весьма перспективное направление туристического бизнеса, более того, проекты в этой области полезны не только для экономики страны, но и позитивно скажутся на экологии отдельных регионов, что в современной ситуации просто необходимо. Молодежный Экологический туризм на сегодня не просто развлечение и способ отдыха, это возможность не нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях территорий Родной Страны.

Проблематика: Несмотря на то, что экотуризм становится все более популярным в молодежной среде России, его развитию препятствует множество факторов, характерных для менталитета Нашей Страны. Например, привлечение капитала в проекты экологического туризма, проблемы по распространению информации о проектах, борьба со стереотипными представлениями об отдыхе и туризме в массовой молодежной культуре и т. п.



Объект исследования: объектом исследования в данной дипломной работе является молодежный экологический туризм в России.

Предмет исследования: экологический проект для молодежи .

Цель: Исходя из проблематики, можно сформулировать цель данной работы – создать, проект в области экологического туризма на территории России.



Задачи:

- Раскрыть понятие «молодежь» с различных точек зрения

- Выявить проблемы, особенности и характеристики молодежи как субъекта социо-культурной деятельности

- Рассмотреть молодежь как субъект социально-культурной деятельности

- Раскрыть сущность понятие и специфику экологического туризма

- Определить основные направления развития молодежного экотуризма в России

- Создать концепцию экологического молодежного турпохода

Гипотеза:  использование природного потенциала региона для организации экологического туризма является эффективным методом социально-культурной деятельности.

Практическая значимость: Материал экологического проекта поставил важные воспитательные цели: воспитание бережного отношения к национальным богатствам. Изучение этого материала  призвано углубить понимание людьми мировоззренческих идей о единстве, целостности и беспрерывности развития природных явлений и процессов.

Это помогает воспитывать у граждан бережное отношение к природе, убеждает их в том, что природу нужно использовать, не нарушая сложившегося взаимодействия природных компонентов.

    Этот проект продолжает умственное развитие детей и молодежи, и прежде всего развитие у них «экологической (комплексной) направленности мышления», когда изучаемые территории и отдельные компоненты природы рассматриваются в комплексе при постоянном установлении причинно-следственных связей между ними.

На протяжении всего материала проекта участники рассматривают все основные виды природных ресурсов – климатические, водные, почвенные, растительные,    минерально-сырьевые    и    др.   Даётся    количественная   и качественная     характеристика    ресурсов,   их   экономического   значения, возможности хозяйственного использования, способов охраны. Эти знания убеждают участников в том, что природные богатства России велики, но не безграничны, что необходимо разумное и бережное отношение к ним.

Более того программа носит и оздоровительный характер: она рассчитана на физический нагрузки, длительные переходы и игры на свежем воздухе, что обязательно улучшит состояние здоровья участников.

Эта программа призвана привлечь внимание государственных структур к проблемам экологии, образования, а так же здоровья и досуга молодежи.



Глава 1. Молодежный экологический туризм в контексте социально-культурной деятельности.

1.1 Молодежь как субъект социально-культурной деятельности


Молодежь как часть общества изучается различными гуманитарными науками. Дискуссия по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу имеет давнюю историю. Ученых разделяют различные подходы к предмету изучения – с позиции социологии, психологии, физиологии, демографии и др., а также традиции классификации, сформировавшиеся в рамках тех или иных научных школ. Исследователи Вишневский Ю. Р., Ковалева А. И., Луков В. А. и др3. выделяют в качестве наиболее типичных подходов, встречающихся в научной литературе, следующие:

психологический: молодость – это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);

социально-психологический: молодость – это определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого – всеми особенностями возрастного класса;

конфликтологический: молодость – это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни, продолжительный конфликт между индивидом и обществом, проблемная стадия в развитии человека;

ролевой: молодость – это особая поведенческая фаза в жизни человека, когда он более не играет роли ребенка, и в то же время еще не является полноправным носителем роли «взрослого»;

субкультурный: молодежь – это группа со своим специфическим образом жизни, стилем жизни, культурными нормами;

стратификационный: молодежь – это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со специфическими позициями, статусами, ролями;

социализационный: молодость – это период социального роста, первичной социализации;

интеракционистский: молодость – это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку. «Родитель» – ориентация на нормативное поведение, «взрослый» – ориентация на принятие взрослых решений, «молодость» – спонтанность, непосредственность;

аксиологический: молодость – это социально значимый, важный этап жизненного цикла человека. Именно на этом этапе происходит формирование системы ценностных ориентации индивидов;

─ субъективный: молодость – это особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм;

процессуальный: молодые – это те, кто не завершен, не интегрирован, находится в состоянии становления, формирования.

Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским:

Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции4.

Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств5. Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи:

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации6.

В числе научных исследований молодёжи в последние годы заметную роль стала играть такое направление науки как ювенология. В некоторых вузах (например, в РГСУ) были открыты кафедры ювенологии, в центре внимания которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодёжи как феномене современного общества и о технологии работы с молодыми людьми, а также подготовки специалистов в сфере молодёжной политики.

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 13-15 лет, средняя - 16-24, высшая — 25-36 лет.

Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения)7.

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2. 17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой является «поколение», затем «класс» (или «страта») и, наконец, молодая часть класса — молодежь8.

Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия «молодежь». При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

Первый, так называемый демографический подход рассматривает молодежь как особую часть населения, т. е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь.

Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.



Второй подход — статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

Третий подход — социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т. е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками.

Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения9.

Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

а) учащиеся неполных и полных средних школ;

б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;

в) в возрасте от 20до 24 лет;

г) от 25 до 30 лет.

Еще более полно раскрывает это понятие представление о молодежи как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни10.

Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде.

— Производственные рабочие. Механизаторы, работники ферм, транспортники, строители. В основном они имеют специальное образование на базе курсов и ПТУ.

— Лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом, представляют еще довольно многочисленную группу молодежи.

Хотя она в 2 раза меньше, чем среди людей старше 30 лет, ее нельзя не учитывать, в том числе с точки зрения потребления общественных благ.

— Техники, технический обслуживающий персонал. Активно растущая прослойка молодежи в условиях компьютеризации труда и появления новых профессий по обслуживанию современной техники.

— Особую группу молодежи составляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. Эта группа достаточно многочисленна и по разным данным составляет от 33% до 50% молодого населения.11 В этой группе самый высокий уровень среднего и высшего образования.

— В последнее время активно формируется еще одна группа молодежи — научная и творческая интеллигенция. К ее числу следует отнести медицинских работников, учителей и работников народного образования, культуры. В этой группе самый большой процент «утечки мозгов».

— Учащаяся молодежь не однородна по своему возрастному составу и по структуре. Во-первых, это школьники, обучающиеся в средних учебных заведениях. Во-вторых, учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ. В-третьих, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающиеся по различным формам (очно, очно-заочно, заочно). Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны.

Особенности молодежи:

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения12.

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи


  • Переходность положения

• Высокий уровень мобильности.

• Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

• Активный поиск своего места в жизни.

• Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры13.

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками14:

• возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

• самоорганизация и независимость от официальных структур;

• обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

• относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;



  • выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

• атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.



Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.



Эпатажная (фр. epater — поражать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)15



Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)



Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)



Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Проблемы молодежи

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д.. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой.

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на мой взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений16. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям17.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания18.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к расширению зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодёжи (растерянности; апатии; пессимизму молодых людей; неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм).

Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде. В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство.

Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности.

Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения». В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть19.

Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад».

В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.». Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.

Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации20.

Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества.

Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном происхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обладая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью.

Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает сознанием молодежи, приобретая универсальный характер. Начинает превалировать тенденция к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительским отношением к культуре.

Вывод по параграфу 1.1:

Молодежь как часть общества изучается различными гуманитарными науками. Есть множество подходов к определению и классификации молодежи, среди них: психологический, социально-психологический, конфликтологический, ролевой, субкультурный, стратификационный, социализационный, интеракционистский, аксиологический, субъективный и процессуальный.

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет – подростки

2. 17-19 лет - юношество

3. 20-24 года - собственно молодежь

4. 25-30 лет - старшая молодежь

Особенности социального положения молодежи заключаются в том, что для нее характерны: переходность положения, высокий уровень мобильности, освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса, активный поиск своего места в жизни, благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Основные проблемы молодежи: проблема занятости, рост социально-экономической нагрузки, снижение интеллектуального потенциала, нестабильность ценностных ориентаций и установок, конфликт между интересами и возможностями.

Молодежь с точки зрения социо-культурной деятельности это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет.

Решение основных проблем молодежи лежит в плоскости социально-культурной деятельности.

1.2 Сущность и специфика экологического туризма


Экологический туризм - это туризм, способствующий охране природы, не наносящий ей вред, повышающий экологическую культуру путешественников и уважающий интересы местного населения.

Экологический туризм сегодня превращается в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей туристической индустрии. По примерным оценкам: в различных регионах мира экологический туризм, связанный с посещением мест дикой природы, в среднем составляет около 20-60% от общих объемов международного туризма21.

Экологический туризм предполагает соблюдение определенных, довольно жестких правил поведения туристов и добровольное принятие ими определенных обязательств по отношению к туристской зоне. Экологический туризм – это что-то среднее между неторопливой прогулкой и экстримом. Он созерцателен и познавателен одновременно. Он в меру спортивен и достаточно вальяжен.

Сухое определение, данное Обществом экотуризма, гласит: «Экологический туризм – это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной территории. Экологический туризм создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению»22. Из определения становится ясно, что экологический туризм – это совсем не обязательно изнурительное путешествие с неподъемным рюкзаком. Тур может быть достаточно комфортным, но при этом его организаторы и участники понимают, что суперкомфорт любой ценой, особенно среди девственной природы, – недопустимое расточительство.

Существуют два основных подхода к выделению экологического сектора туризма.

В первом случае экотуризмом называют туризм, главным объектом которого является дикая природа. При этом большинство авторов отмечают сложность проведения границы между природой и традиционной культурой и наряду с природой включают последнюю в объекты экотуризма. Но даже в этом случае емкость понятия «экотуризм» полностью не исчерпывается. Широкое распространение получает туризм с целью отдыха на природе на территориях, измененных человеком. Это особенно характерно для США и стран Западной Европы (западно-европейская и американская модели экотуристской деятельности), где коренных ландшафтов практически не сохранилось, а высокая потребность общения с природой удовлетворяется населением на территориях с вторичной квазиприродой. Такой туризм часто причисляется к разряду экологического, а его значение для охраны и восстановления среды, народных традиций и экологизации экономического развития становится в некоторых регионах решающим. В качестве примера можно привести агротуризм (посещение ферм и деревень с целью окунуться в атмосферу сельского образа жизни).

Сторонники второго подхода предлагают рассматривать экологический туризм как пример (вид) устойчивого туризма. Можно считать данный подход более оправданным, так как этот вид туризма основывается и успешно реализует на практике главные принципы концепции устойчивого развития, как-то: природопользование, не приводящее к деградации ресурсов, поскольку для восстановления и охраны последних используется часть выгод от его развития. При этом подходе объекты туризма могут быть как природного, так и искусственного происхождения.

Отечественные исследования в данной области научного знания явно отстают от исследований зарубежных специалистов и отличаются достаточно узкой специализацией и теоретизированностью. Первые серьезные работы, затрагивающие проблематику экотуризма, появились в нашей стране всего 10–12 лет назад23.

Классический экотур - это пешие (трекинг) и лыжные походы, велопутешествия, сплавы по рекам, спуски в пещеры и т. п. Настоящий экотурист совмещает отдых на природе с заботой о ней: он не только знакомится с местной социокультурной средой, но и вносит вклад в ее сохранение и развитие, в том числе материальный (поощряются пожертвования в пользу местных сообществ, покупка сувениров, изготовленных аборигенами, пользование услугами местных фирм, в том числе туроператоров). Отчасти поэтому стоимость экопутешествий, как правило, выше, чем стоимость стандартных туров (средние расценки - от $200-300 в день на человека)24.

Все многообразие видов экотуризма целесообразно разделить на два его основных типа:

1) экотуризм в границах особо охраняемых природных территорий (акваторий) – разработка и проведение таких туров являются классическим направлением в экотуризме, а соответствующие туры относятся к экотурам в узком значении данного термина, их можно отнести к «австралийской» модели экотуризма;

2) экотуризм вне границ особо охраняемых природных территорий (акваторий) – к этому типу туров можно отнести весьма широкий спектр видов экологически ориентированного туризма, начиная от агротуризма вплоть до круиза на комфортабельном лайнере. Эту группу экотуров можно отнести к «немецкой», или к «западноевропейской» модели.

Как и другие группы туров, экологические туры можно классифицировать по многим признакам, однако наиболее существенными следует считать два родовых признака:

а) основная цель тура - по этому признаку целесообразно различать следующие виды экотуров: наблюдение и изучение «дикой» или «окультуренной» природы с обучением экологическим знаниям; отдых в окружении природы с эмоциональными, эстетическими целями; лечение природными факторами; спортивные и приключенческие цели;

б) основной объект, определяющий содержание программы тура и отчасти форму его организации. По этому признаку различаются такие виды экотуров: ботанические, зоологические, геологические туры; спелеологические, водные, горные туры; эколого-этнографические или археологические, эколого-культурные туры; агроэкотуры39.

Разумеется, цели тура и его объекты связаны между собой, и оба главных родовых признака нельзя считать абсолютно независимыми основаниями классификации (в реальной программе тура его цели и объекты часто сочетаются и совмещаются). Тем не менее каждый организатор и участник тура может определить его главные особенности и отнести каждый конкретный тур к тому или иному виду25.

С учетом сказанного можно сформулировать характерные признаки, присущие экологическим турам и программам.

- программа не планируется очень жестко и допускает варианты и изменения по желанию туристов; рассчитаны программы, как правило, на небольшие группы участников, а также на индивидуальные поездки; поспешность, кратковременность посещений не характерны для мягкого, экологически ориентированного тура;

- целью мягкого, экологического тура является не посещение обязательных, стандартных «достопримечательностей», а приобретение глубоких впечатлений и знаний, поэтому туристы заранее готовятся к путешествию, изучая природу и культуру страны; маршруты туристов и квалифицированные гиды ведут их в интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты;

- в программу тура включаются посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и ознакомление с местными экологическими проблемами; в программе тура знакомство с сугубо природными объектами и «девственной» природой сочетается с эколого-культурными сюжетами, предусматривающими изучение традиционных, аборигенных форм природопользования;

- транспорт, которым пользуются туристы, экологичен (автомобильный туризм, например, никоим образом не относится к экологичным формам туризма);

- пища туристов экологически чиста и полезна, при этом в рационе туристов присутствуют местные продукты; мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку, собирается специальным образом и поступает затем на экотехнологичную переработку, а организаторы экологичных туров отдают предпочтение многоразовым упаковкам продуктов;

- привалы, бивуаки и особенно костры устраиваются только в специально оборудованных местах; грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только тогда и там, где это разрешено; охотничьи туры антиэкологичны;

- отели, кемпинги, приюты и хижины, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не нарушают нормальное, экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта и не обезображивают его облик; эти отели и кемпинги построены из экологически безвредных материалов, их обитатели не расходуют чрезмерно энергию и воду, при этом стоки и выбросы очищаются, иные отходы утилизируются;

- местные жители вовлекаются в туристский бизнес и получают возможность развивать свои традиционные формы хозяйства; туристы, в свою очередь, с уважением относятся к местным культурным традициям, стремятся изучить и понять их; доступными им способами участвуют в решении местных экологических проблем;

- доходы от тура не изымаются целиком из местного бюджета, а, наоборот, способствуют его наполнению.

Основные принципы экотуризма.

1. Путешествия в природу, причем главное содержание таких путешествий знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и культурой.

2. Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды.

3. Содействие охране природы и местной социо-культурной среды.

4. Экологическое образование и просвещение.

5. Участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы.

6. Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов26.

Основные проблемы и перспективы развития экологического туризма в России.

В России экологический туризм пока не пользуется большой популярностью, хотя возможностей для его развития предостаточно. По мнению Андрея Петрова, руководителя программы "Всемирное наследие" "Гринпис России", во многом это объясняется крепкой привязанностью россиян к системе "все включено". "Многие из них рассуждают так: "Я так устал на работе. Мне нужно на пару недель съездить на море в Турцию или Египет и ни о чем не думать, чтобы вернуться в нормальное состояние". Эту точку зрения переломить достаточно сложно. С другой стороны, есть немало людей, для которых "отдых в диких природных условиях является единственно возможным и приемлемым", однако из-за высоких цен они вынуждены от него отказываться. "Поездка из средней полосы России на Байкал, а тем более на Камчатку превратилась в безумно дорогое удовольствие. Многие потенциальные экологические туристы, проживающие в Москве или Питере, просто не могут себе позволить такие поездки27.

Есть еще один немаловажный момент, на который обращают внимание опрошенные мной специалисты,- общий низкий уровень экологического воспитания у наших граждан. "Многие люди, попадая в природную среду, часто ведут себя как настоящие варвары. Экологический туризм при их участии превращается в нечто, не имеющее с сохранением природы ничего общего. Очевидно, поэтому участники рынка уверены, что повальное увлечение этим видом туризма не пошло бы на пользу экосистемам наших заповедных мест.

Один из основных принципов экотуризма - "не навреди", поэтому априори он не может стать массовым,- считает Татьяна Калишевская, генеральный директор Центра экологических путешествий.- В настоящее время количество туристов распределяется очень неравномерно. К примеру, раскрученные Байкал и Алтай скоро могут потерять свою экологичность из-за большого количества туристов, а также из-за того, что компании не внедряют современные "зеленые" технологии в ландшафтном дизайне, в области использования энергии и воды, переработки отходов. Немного лучше ситуация с Камчаткой из-за ее дороговизны и труднодоступности"28.

"Раскрученные" Байкал и Алтай, труднодоступная Камчатка, Кавказ и Карелия - те немногие районы страны, где уже давно проложены экотуристические маршруты, потенциал других регионов пока недооценен. Правда, и ниша туроператоров, занимающихся организацией экопутешествий, пока полупустая. По словам Татьяны Калишевской, компаний, специализирующихся на экологическом туризме, в Москве пока считаные единицы, да и по всей России их не больше двух десятков.

Специалисты отрасли надеются, что постепенно, с улучшением качества жизни и повышением уровня экологической культуры, в Россию придет мода и на экотуризм.

Нужны энтузиасты, нужна широкая реклама, "Гринпис" уже много лет занимается пропагандой экотуризма. Многие наши сторонники пользуются нашими советами при выборе маршрутов туризма и отдыха. В регионах действуют целые движения, например, "Большая Байкальская тропа" уже несколько лет занимается прокладкой экологических маршрутов в Байкальском регионе.

То, что в развитии экотуризма заинтересовано и российское правительство, летом 2012 года показал министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев. 10 июля он провел в Санкт-Петербурге совещание с директорами нескольких национальных парков и заповедников, на котором призвал развивать экологический туризм и наращивать рекреационный потенциал особо охраняемых природных территорий.29 "На сегодняшний день у нас самая большая система национальных парков и заповедников в мире, но нужно научиться привлекать туда туристов",- заявил тогда министр. В ближайшие два года Минприроды намерено реализовать программу развития особо охраняемых природных территорий.

Большие возможности открываются для экологического туризма на Северо-западе России: в Карелии, Архангельской и Мурманской областях. Карелию часто называют «легкими Европы»30.

Более половины ее территории занимают леса, еще примерно четверть – озера и реки, причем большинство рек представляет собой озерно-речные системы. Например, Охта – это 15 озер, соединенных между собой короткими порожистыми протоками. На юге Карелии расположен самый большой в Европе равнинный водопад Кивач высотой около 10 м. Удивителен Валаамский архипелаг на крупнейшем в Европе Ладожском озере. Очень привлекателен для экотуристов национальный парк «Водлозерский», самый большой в Европе. В Архангельской и Мурманской областях еще остались поморские села, где сохраняется старинный русский уклад жизни. Совершенно уникален во всех отношениях Соловецкий музей-заповедник. Прекрасные возможности для знакомства с природой Севера предоставляет Кандалакшский заповедник.

В Центральной России также немало привлекательных для экотуристов мест. Например, Центральный лесной государственный биосферный заповедник на западе Тверской области уникален еловыми лесами, равных которым нет в Европе, – им уже 500 лет. Популярным местом экотуризма является озеро Селигер. Мещера замечательна сочетанием флоры четырех географических зон: тайги, широколиственных лесов, лесостепи и степи. В этих заповедных местах сохраняют зубров и разводят в единственном в мире питомнике белых журавлей – стерхов.

В южной и центральной частях Сибири для экотуристов представляют интерес Горный Алтай, Горная Шория и Кузнецкий Алатау. Горы, скалы, хвойные леса, сухие степи, спящие озера и бурные горные реки поражают своей первозданностью. На юге Сибири, в южной части Красноярского края и Иркутской области, в Хакасии, Тыве и западной части Бурятии высятся Западные и Восточные Саяны. Байкал, главный центр туризма Сибири, славится своими сказочными ландшафтами. Здесь соседствуют тайга и полупустыня, тундра и каменистая степь. Озеру Байкал 25 миллионов лет. Это самое глубокое озеро планеты, резервуар пятой части мировых запасов пресной озерной воды31.

Необъятная Россия, с ее богатейшими природным и культурным наследием, разнообразием традиционных форм природопользования является одной из наиболее привлекательных стран для мирового экологического туризма.

Многие путешествия по заповедникам и национальным паркам России, изначально планируемые как экотуристические, также имеют ряд серьезных промахов и недостатков. Например, нередко туристов доставляют к месту проведения тура вертолетами или лодками с бензиновыми моторами, пугающими животных и загрязняющими водоемы. Лишь немногие программы предусматривают активное вовлечение посетителей в природоохранную деятельность. Образовательный аспект в российском экотуризме развит пока еще слабо – чаще экскурсия или тур оказываются нацелены только на демонстрацию достопримечательностей, экзотических «чудес» и «красот» природы, а не на постижение экологических проблем и активное участие в их решении.



В целом, «абсолютно положительных» примеров развития экотуризма не так много не только в нашей стране, но и во всем мире. Скорее, можно говорить об успешной реализации тех или иных конкретных принципов экотуризма.

Имея колоссальные возможности для развития экологического туризма, страна сегодня практически не использует их, упуская значительные прибыли. Разнообразие природных зон, ландшафтов, большое количество заповедников, заказников, национальных парков, культурных памятников, относительно низкая плотность и традиционное гостеприимство населения – все это ресурсы экологического туризма в России. Особую привлекательность страны для туристов создают богатство этнокультур, разнообразие народных праздников, обычаев, ремесел, промыслов, а также своеобразная русская кухня. 

Планированию экологических туров должен предшествовать серьезный сбор специфической информации о регионе, включающий такие параметры, как особенности климата, продовольственные ресурсы территории, плотность населения и его возможное участие в обеспечении туристской программы, традиции и обычаи местных жителей, рекреационная емкость территории, наличие очагов природных инфекций и т. д. 

Мировая практика экологического туризма доказала, что эффективными туроператорами и консультантами могут быть научные учреждения, природоохранные организации, заповедники, фонды и общества, планирующие и реализующие природоохранные мероприятия. Фундаментальная и прикладная наука в России накопила много информации, необходимой для разработки экологических туров и отдельных маршрутов. 


Россия имеет богатую базу научных данных для развития экологического туризма на своей территории. Необходимую информацию можно получить в институтах Российской академии наук, в Федеральной службе лесного хозяйства России, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, институтах Министерства природных ресурсов РФ, учреждениях Минздрава России, специализирующихся на изучении природно-очаговых заболеваний и локализации очагов на территории нашей страны, в заповедниках, заказниках, лесничествах и т. д.

Тесное взаимодействие науки и экологического туризма особенно актуально в России, где накоплены данные по охране окружающей среды, рекреационной емкости территорий, а также по восстановлению деградированных регионов. Эти данные могут и должны быть востребованы практикой экологического туризма.

Потенциальным ресурсом экологического туризма в России является наличие в регионах большого количества образованного населения, выведенного в настоящее время из производственной сферы. Предпринимательская энергия этого населения может быть реализована через формирование инфраструктуры экологического туризма и создание малых предприятий, обеспечивающих такие его виды, как конный, водный, велотуризм, туризм по интересам (сбор грибов и ягод) и т. д. Развитие туристской инфраструктуры в сельских регионах создаст дополнительный рынок сбыта для продовольственной продукции, производимой местным населением, новые рабочие места, позволит снизить уровень социальной напряженности. 

Развивая экологический туризм в России, следует использовать потенциал индустрии отдыха, созданный в бывшем Советском Союзе: санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, экологические тропы и маршруты различной протяженности и степени сложности. 

Вывод по параграфу 1.2:

Существует множество определений экотуризма, однако, экологический туризм - это в первую очередь туризм, способствующий охране природы, не наносящий ей вред, повышающий экологическую культуру путешественников и уважающий интересы местного населения.

Характерные признаки: цель – знакомство с природой и культурой, минимум вреда экосистеме посещаемой территории, Содействие охране природы и местной социо-культурной среды, обязательная экологическая образовательная программа, вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.

Как ни парадоксально это звучит, но развитие экологического туризма в большой мере связано и даже определяется ухудшением качества окружающей среды. Антропогенные нагрузки, являющиеся непременным следствием жизни в крупных современных городах, формируют у их обитателей стремление «вырваться на природу». Не случайно в развитых странах получает все большее распространение практика разбивать отпускное время на два периода и проводить их на природе.

В южной и центральной частях Сибири для экотуристов представляют интерес Горный Алтай, Горная Шория и Кузнецкий Алатау.

В Центральной России также немало привлекательных для экотуристов мест. Например, Центральный лесной государственный биосферный заповедник на западе Тверской области

Очень привлекателен для экотуристов национальный парк «Водлозерский», самый большой в Европе.

В России множество регионов благоприятных для развития экологического туризма, однако эти ресурсы либо не используются в силу особенностей менталитета россиян, либо используются неправильно.

1.3. Особенности организации экологических туров как вида молодежного досуга


Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах32.

Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие социальные сферы, как профессионатьная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество, и, конечно же, туризм.

К формам социально-культурной деятельности (СКД) можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, встреча… кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка, поход и др.

Форма СКД - структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. Чем крупнее форма СКД, тем больше объем методов и средств, задействованных в ней.

Социально-культурная особенность туризма заключается в:

а) сохранении культурного наследия и трансляция исторических ценностей,

б) освоение эффективных практик использования свободного времени,

в) поддержка здоровья людей.

Туризм содействует повышению образовательного уровня и культурного потенциала страны, региона, города или конкретного мета. В социально-политической сфере туризм помогает стабилизировать межэтнические и международные отношения, возникновению взаимного интереса, толерантности и уважения между людьми различных наций.

В России общество туристов своей целью ставит организацию путешествия за рубеж. В каждом регионе действуют общественные организации, уделяющие большое внимание развитию различных видов туризма. Они призваны удовлетворять социально-культурные интересы, духовные потребности населения33.

К факторам совершения туристской деятельности относятся:

1) Увеличение туристских ресурсов.

2) Активная интеграция технологий в СКД.

3) Широкое использование оздоровительного потенциала туризма.

4) Грамотно-выработанная стратегия регионального туризма.

5) Туристическое просвещение, обучение специалистов СКД.



Значение экологического туризма как формы социально-культурной деятельности.

Политическое: взаимное сближение, обмен мнениями и взглядами между жителями разных стран, установление связи между народами, путей укрепления мира, познание страны, ее жителей и культуры.

Воспитательное: состоит в повышении сознательности участников экскурсий, которые посещают различные районы страны, наблюдают за проявлениями общественной жизни, знакомятся с людьми, достижениями в экономике и культуре.

Культурное: обогащение личной культуры.

Общественное: выражается в росте солидарности, товарищества и взаимной доброжелательности участников туристской поездки, правильному отношению к природе, местному населению.

Биологическое: благоприятные климатические условия, восстановление физического и морального состояния. И результат этого улучшение здоровья.

Социальное: рациональное использование своего свободного времени, создание рабочих места, воздействие на культуру местных жителей., экологическая безопасность туризма.

Гуманитарное: формирование всесторонне развитой личности.

Туризм расширяет кругозор человека, повышает интеллект, совмещает отдых с познанием окружающего мира, изучением жизни и обычаев.

Таким образом, выделяют 4 ипостаси гуманитарного значения туризма: совмещение отдыха с познанием, мирная направленность, интеллектуальное содержание, воспитание подрастающего поколения34.

Молодежный экологический туризм – это форма умственного и физического воспитания; форма организации отдыха и досуга; отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства.

Экологический туризм – социальная деятельность, которая носит целенаправленный, целеполагающий характер, детерминированная потребностями людей в цивильном использовании досуга (свободного времени) на основе приобретения ими туристических услуг. Как любая форма деятельности эко-туризм включает в себя разделение и кооперацию, обмен деятельностью, основана на общении и официально признается законом. Ее возникновение связано с потребностями людей в получении определенных жизненных благ (отдых, просвещение, культурное обогащение, лечение, спорт)35.

Если принять во внимание положения А. Маслоу о дефицитарных и бытийственных потребностях, то можно утверждать, что возникновение эко-туризма в культуре общества и его развитие обусловлено дефицитарными потребностями, так как данная деятельность способна поддерживать факт биологической и социальной жизни людей, продлевая здоровье и долголетие человека, что делает эко-туризм необычайно эффективным в работе с молодежью.36

Бытийственные потребности – это потребности в самореализации, в самоуважении, самосовершенствовании, самореализации и другие37.

Эко-туризм открывает возможности для утверждения себя как личности, общения, развития коммуникативных связей, повышения знаний и уровня культуры, совершенствования духовного потенциала, психологического комфорта и прочего.

Экотуризм как вид деятельности открывает новые и иные горизонты культуры, становится для человека своеобразной формой его бытия.

Социально-философский анализ деятельности предполагает выяснение ее двух важнейших структурных элементов – субъекта туризма и его объекта. Чаще всего под субъектом туризма понимается участник туристского мероприятия или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг38.

Роль, место и значение экологического туризма в жизни культуры и общества определяются его основными функциями:

1) удовлетворением потребностей в самоактуализации;

2) познавательной, через данную деятельность открываются возможности для активного приобретения новых знаний о культуре;

3) коммуникативной, связанной с расширением и укреплением

границ общения;

4) социализацией и инкультурацией личности, связанной с возможностью усвоения социальных и культурных норм;

5) мотивационной, то есть данная деятельность способна сформировать в сознании человека определенные идеалы и образцы поведения, и даже стиль жизни.

Виды экологический туристических мероприятий для молодежи:

В настоящее время выделяют четыре вида экотуризма и эко-туров.

1. Научный туризм. В ходе научных экотуров молодые люди участвуют в различного рода исследованиях природы, ведут полевые наблюдения. Например, широко известны экотуры, связанные с наблюдением за поведением птиц в Латинской Америке, подсчетом численности популяций китов в Тихом океане. Как правило, туристскими дестинациями в таких турах выступают особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. К научному туризму относятся полевые практики студентов, обучающихся на естественно-научных факультетах университетов и институтов39.

2. Туры истории природы. Это путешествия, связанные с познанием окружающей природы и местной культуры. Как правило, такие туры представляют собой совокупность учебных, научно-популярных и тематических экскурсий, пролегающих по специально оборудованным экологическим тропам. Чаще всего они также организуются по территориям заповедников и национальных парков. Сюда же относятся походы школьников, в ходе которых преподавателем, гидом проводятся экскурсии и беседы о природе. Этот вид экотуризма особенно популярен в Германии, поэтому его еще называют "немецкой моделью развития экотуризма".

3. Приключенческий туризм. Данный вид объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе, имеющие своей целью получение новых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы и достижение спортивных результатов. Сюда относятся такие виды туризма, как альпинизм, скалолазание, ледолазание, спелеотуризм, горный и пешеходный туризм, водный, лыжный и горнолыжный туризм, каньонинг, конный туризм, маунтбайк, дайвинг, парапланеризм и т.д. Многие из этих видов туризма появились недавно и считаются экстремальными, так как связаны с большим риском. Вместе с тем это самый быстроразвивающийся, доходный, хотя и дорогостоящий, вид экотуризма. Приключенческий туризм часто называют "тяжелым экотуризмом" в связи с тем, что жажда туристов к приключениям здесь превалирует над мотивами охраны природы.

Приключенческий туризм часто отождествляют со спортивным туризмом и активным туризмом, когда туристы перемещаются с помощью так называемых активных способов.

Спортивный туризм как путешествия с целью занятия спортом или посещения соревнований включает и виды туризма, не связанные с приключениями, риском. Например, футбольные команды, отправляющиеся на учебно-тренировочные сборы, или болельщики-фанаты, следующие за своей командой на выездной матч40.

Технология организации (этапы)

Для отечественных турфирм очевидна целесообразность выхода на этот новый сегмент туристского рынка только для опытных операторов, имеющих эффективные наработки, опыт и резервы в менеджменте и маркетинге. Единственным сложным моментом для менеджеров таких фирм является разработка экотуристского продукта и непосредственное обслуживание туристов на маршруте и вне его.

Требования к проектируемой туристской услуге делятся на обязательные и рекомендуемые. К обязательным относятся требования безопасности жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охрана окружающей среды. Рекомендуемые требования - это соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживания, комфортность, эстетичность, эргономичность. С точки зрения туристов, они также очень важны41.

 - Соответствие назначению - услуга должна отвечать ожиданиям и физическим возможностям потребителей. Трудно себе представить, что люди с ограниченными физическими возможностями, хроническими заболеваниями сумеют совершить восхождение на пятитысячник или пройти в день более 20 км по пересеченной местности. Поэтому туроператору необходимо составить список требований к физической подготовке экотуристов.

 - Точность и своевременность исполнения - предоставляемые услуги по объему и срокам должны соответствовать отраженным в договоре и программе обслуживания, путевке, ваучере и т.д. Это означает, что транспорт, как и еда, должны подаваться во время и соответствовать классу обслуживания, гостиница должна быть установленной в договоре категории и ни звездой меньше, а экскурсии должны быть проведены в полном объеме.

 - Комплексность - предоставляемые услуги должны обеспечивать возможность получения других услуг, создающих нормальные условия для жизнедеятельности экотуристов. Например, услуги по размещению в горном приюте обязательно должны включать приготовление пищи (кухня, газ, плита), а перемещение туристов по маршруту невозможно без оказания услуги по транспортировке, эвакуации заболевших или пострадавших от несчастного случая.

 - Этичность обслуживания - экотуристу должна быть гарантирована вежливость, доброжелательность, коммуникабельность персонала и гидов, которые в свою очередь должны быть образцом для подражания. Трудно ожидать, что туристы проникнутся заповедями экотуризма, если гиды сами разбрасывают пластиковые пакеты, оберточную бумагу.

- Комфортность - любой вид туризма, даже экстремальный, это прежде всего отдых. А отдыхать нужно хотя бы с минимальным, но комфортом.

 - Эстетичность - экотуристский маршрут должен быть проложен по наиболее эстетически привлекательным местам, с прекрасными пейзажам и интересными объектами экскурсионного показа.

 - Эргономичность - предоставляемое туристам снаряжение, оборудование должно соответствовать возможностям последних при его эксплуатации. Нет необходимости вручать туристам радиостанции, если они не умеют ими пользоваться. В то же самое время обувь, одежда, коврики и спальные мешки, рюкзаки должны быть адекватны размерам обуви и одежды туристов, их физической конституции.

 Основу проектирования также составляет вербальная модель обслуживания туристов:

- описание и характеристики процессов, форм и методов обслуживания экотуристов;

- требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования, снаряжения;

- необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;

- гарантии обслуживания туристов;

- согласования с собственниками туристских ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора, поисково-спасательной службы МЧС России и т.д.

 В завершении необходимо также предусмотреть методы контроля качества обслуживания, соответствия услуг ожиданиям экотуристов. На практике наибольшее распространение получили визуальные методы (осмотр экспертами турфирмы маршрута, гостиницы, транспорта, объектов экскурсионного показа), аналитические методы (анализ представленных поставщиками услуг документов, проспектов, меню и т.д.) и социологические методы (опрос и анкетирование туристов после экспериментального внедрения тура, опрос персонала).

На первом этапе необходимо оценить природные ресурсы развития экотуризма на избранной территории. Технологический аспект такой оценки позволит выделить наиболее перспективные виды туристской деятельности в различные сезоны. Например, устойчивый снежный покров в сочетании с рельефом дает возможность развивать зимой горнолыжные туры. А летом на ледниках и скалах возможно скало- и ледолазание. Высокая степень биоразнообразия - основа развития туров истории природы, наблюдения за птицами, животными.

 Итог этого этапа - составление карты-схемы районов экотуристской деятельности и маршрутов. После этого производится физиологическая оценка природных ресурсов. Определяются опасные и неблагоприятные погодные явления, степень их повторяемости. Здесь же разрабатывается программа высотной акклиматизации туристов и строится высотный профиль маршрутов. Отдельный момент - формирование списка необходимого для путешествия группового и индивидуального снаряжения42.

 Следующий этап включает разработку требований к физической подготовке туристов. В случае с трекинговыми турами и турами истории природы достаточно простого допуска врача к путешествию в горы и способности преодолевать пешком 8-12 км вдень. Экстремальные виды приключенческого туризма предъявляют более серьезные требования к физической, технической и моральной подготовке участников.

 Третий этап формирования тура - наиболее емкий и ответственный. Здесь собственно и начинается обычная, привычная работа оператора по сбору туруслуг в "один пакет". Программа тура должна включать не только его общую продолжительность и протяженность, но и график движения по дням с указанием сложности рельефа, набора высоты, мест для отдыха. Выбор вида транспорта для прибытия туристов диктуется возможностями регулярных и чартерных пассажирских линий, сложностями организации встречи группы и трансферта (при обслуживании иностранных туристов следует предусмотреть и сложности с прохождением туристских формальностей).

 Транспорт для туристских перевозок по маршруту подбирается с учетом развития дорожно-тропиночной сети, возможностями транспортных организаций, природоохранных требований администраций ООПТ.

 Выбор средств размещения определяется с учетом уровня развития предприятий индустрии гостеприимства в конкретном горном районе. Это могут быть как горные отели, так и горные приюты или палаточные лагеря.

 Выбор гида-проводника - чрезвычайно важный этап формирования тура. Прежде всего он должен знать маршрут и гарантировать безопасность группы на нем. Кроме того, гид должен быть коммуникабельным человеком и тонким психологом. Умение улавливать настроение группы, доброжелательно и без высокомерия относиться к туристам - основные профессиональные навыки гида. Для него очень важно иметь хорошие отношения с местными жителями, а при сопровождении иностранных туристов - умение выступить переводчиком43.

И, конечно же, он должен обладать знаниями природы, культуры местных жителей района путешествия и быть прекрасным рассказчиком, экскурсоводом. Во многих европейских странах горные гиды-проводники объединены в специальные ассоциации44. Для получения сертификата гида необходимо закончить учебные курсы, школу гидов и сдать государственный экзамен (тест) на знание иностранных языков, флоры и фауны района, климата, геологии, продемонстрировать навыки доврачебной и первой медицинской помощи, техники преодоления различных форм горного рельефа, педагогики. Количество туристов, приходящихся на одного гида, определяется исходя из сложности маршрута. В треккинг-турах их может быть от 5 до 20 человек на одного проводника.

Расчет бюджета экологического тура зависит от множества факторов и будет представлен практической части данной работы.



Вывод по параграфу 1.3:

Социально-культурная особенность туризма заключается в сохранении культурного наследия и трансляция исторических ценностей, освоение эффективных практик использования свободного времени, и поддержкае здоровья людей(в том числе и молодежи).

Выделяют 4 ипостаси гуманитарного значения туризма: совмещение отдыха с познанием, мирная направленность, интеллектуальное содержание, воспитание подрастающего поколения.

Функции экотуризма как формы СКД: удовлетворение потребностей в самоактуализации, познание (через данную деятельность открываются возможности для активного приобретения новых знаний о культуре), коммуникация(расширение границ общения), социализация.

Молодежный экологический туризм – это форма умственного и физического воспитания; форма организации отдыха и досуга; отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства.

Экотуризм как вид деятельности открывает новые и иные горизонты культуры, становится для человека своеобразной формой его бытия.

Виды экологических туристических мероприятий для молодежи включают в себя научный, исторический и приключенческий туризм. Приключенческий включает спортивный туризм, который оптимально применим в работе с молодежью. Виды спорта хорошо подходящие к экологическим турам, это: велотрэкинг, альпинизм, грнолыжный спорт, плавание, спортивная хотьба ии другие.

Требования к проектируемой туристской услуге делятся на обязательные и рекомендуемые. К обязательным относятся требования безопасности жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охрана окружающей среды. Рекомендуемые требования - это соответствие назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживания, комфортность, эстетичность, эргономичность. С точки зрения туристов, они также очень важны.



Вывод к главе 1.

Побудительная причина роста интереса к экологическому туризму – это устойчивое ухудшение качества окружающей среды. И поскольку в будущем тенденция урбанизации и загрязнения естественных территорий будет возрастать, рост интереса к экологическому туризму будет усиливаться.

Основные преимущества экологического туризма, обеспечившие его бурное развитие в современном мире, – устойчивое развитие территорий, вовлеченных в сферу экотуризма, природоохранный характер экотуристских программ и технологий, использование рыночных механизмов формирования экологического мировоззрения населения. 

Устойчивое развитие территорий, вовлеченных в сферу экологического туризма, обеспечивается созданием туристской инфраструктуры, организацией новых рабочих мест, вовлечением местного населения в сферу обслуживания, вследствие чего повышается жизненный уровень местного населения, происходит его закрепление на исконной территории. 


Природоохранный характер экотуризма заключается в обязательном сохранении разнообразия флоры и фауны рекреационных регионов. Для достижения этой цели используются природоохранные технологии, выработанные практикой экологического туризма, а также научные рекомендации фундаментальной и прикладной науки. Большую роль в охране и восстановлении рекреационных территорий играют финансы, поступающие от туристов и выделяемые различными федеральными, региональными, частными, а также международными организациями.

Экологическое мировоззрение населения рекреационных территорий формируется путем их вовлечения в процесс обслуживания туристских маршрутов, где местные жители выступают в качестве проводников и инструкторов, аниматоров, участников фольклорных ансамблей, уборщиков территории и т. д. Только тогда, когда местные жители убеждаются в рекреационной привлекательности своего природного ландшафта, осознают, что он имеет эколого-эстетическую ценность и может приносить материальную выгоду, они приходят к мысли о его охране. Понимание того, что экономически хищническое использование природных ресурсов может вывести их территорию из сферы рекреационного пользования, является стимулом и побудительной причиной для ее охраны и рационального использования.




следующая страница >>