Митрополит Вениамин (Федченков) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Митрополит Вениамин (Федченков) - страница №1/1

Митрополит Вениамин (Федченков)
Будущий митрополит, в миру Иван Афанасьевич Федченков, родился 2(15) сентября 1880 года в Кирсановском уезде Тамбовской губернии в семье дворового человека господ Баратынских (из бывших крепостных) и дочери дьячка. Родители употребили все усилия, чтобы дать детям образование.
Окончив Духовное училище и Тамбовскую Духовную семинарию, Иван Федченков поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где его духовником стал инспектор академии архимандрит (впоследствии архиепископ) Феофан (Быстров), оказавший огромное влияние на всю жизнь Владыки как в России, так и в эмиграции (митрополит Вениамин составил жизнеописание своего наставника, которое, впрочем, доселе не опубликовано). На последнем курсе академии он принял иноческий постриг с именем Вениамин, а по окончании ее, уже в сане иеромонаха, был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Библейской истории.
В 1910-11 гг. иеромонах Вениамин исполнял послушание личного секретаря архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского).
С 1911 по 1913 годы архимандрит Вениамин был ректором Таврической, а с 1913 по 1917 – Тверской семинарий.
В 1917-18 гг. принимал участие в работе Поместного собора Православной Российской Церкви, а также в работе Всеукраинского Церковного собора, будучи избран от младших клириков своей епархии.
19 февраля 1919 года состоялась его хиротония во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. При вручении жезла старший рукополагавший архиерей владыка Димитрий (Абашидзе) сказал: “Не бойся говорить правду, пред кем бы то ни было, хотя бы это и был сам Патриарх или другие высокие в мире люди…” Владыка воспринял эти слова как свое послушание.
В 1920 году епископ Вениамин примкнул к Белому движению и по просьбе барона П. Н. Врангеля возглавил военное духовенство Русской Армии. В ноябре того же года вместе с армией и беженцами покинул Родину. За границей он некоторое время оставался епископом армии и флота, был членом Русского Совета при Врангеле.
Епископ Вениамин стал одним из главных инициаторов создания временных органов церковного управления заграничными приходами. В 1921 году из Константинополя это управление переместилось в Сербию, но вскоре (после Всезарубежного Церковного Собора 1921 года, признанного патриархом Тихоном неканоничным) ВВЦУ было упразднено, а управление европейскими приходами поручено митрополиту Евлогию (Георгиевскому).
В 1922 году Святитель поселился в монастыре Петковице близ сербского города Шабацца. В 1923-24 гг. он вновь – викарный архиерей, окормляющий паству Карпатской Руси, входившей в состав Чехословакии.
Высланный из страны по решению чехословацких властей, он вернулся в Сербию, где взял под окормление воспитанников двух кадетских корпусов, возглавил пастырско-богословские курсы и стал настоятелем русской церкви.
В 1925-27 и 1929-31 гг. епископ Вениамин был профессором и инспектором в православном Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже. Святитель ушел с поста возглавителя духовенства рассеянной по всему свету Белой армии.
В 1927 году, отслужив 40 литургий с целью вопрошения воли Божией, он подписал Декларацию митрополита Сергия.
В 1931 году в Париже собрался епархиальный съезд духовенства и мирян, который принял решение о переходе митрополии митрополита Евлогия в юрисдикцию Вселенского Патриарха. Лишь один епископ – Вениамин – заявил о своей верности митрополиту Сергию (Страгородскому). К нему примкнули два иеромонаха: Феодор (Текучев), впоследствии епископ († 1985, похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря), и Стефан (Светозаров), впоследствии архимандрит († 1969). После этого заявления еп. Вениамин был вынужден оставить работу в Православном Богословском институте и из-за разделения с митрополитом Евлогием уже не смог служить в храме Сергиевского подворья.
Оказавшись без пристанища, Владыка некоторое время скитался по знакомым, пока с группой единомышленных ему прихожан (около 20 человек) не организовал первый в Париже приход Московской Патриархии. По имени храма, располагавшегося в подвальном помещении на улице Петэль (rue Pétel), главный престол которого был освящен во имя трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, – получило название и Трёхсвятительское подворье. В верхнем его этаже размещалась типография во имя отца Иоанна Кронштадтского, где печатались как труды этого великого молитвенника русской земли, так и произведения других авторов, в том числе епископа Вениамина: “Акафист трем Святителям Христовым…”, “Всемирный Светильник преподобный Серафим Саровский”, “Небо на земле”…
В 1933 году владыка Вениамин, уже в сане архиепископа, с благословения митрополита Сергия отправился с циклом лекций в США. Во время его пребывания там указом от 22 ноября он был назначен временным американским экзархом, архиепископом Алеутским и Северо-Американским. За 14 лет служения в Америке, к концу которого он удостоился принятия сана митрополита, Святитель сумел “из ничего” создать 50 приходов, которыми он управлял с помощью трех викариев.
2 июля 1941 года митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин выступил с речью на грандиозном митинге в Нью-йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден, произведя на собравшихся огромное впечатление: “Всякий знает, что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира… И потому нужно приветствовать намерение президента и других государственных мужей о сотрудничестве с Россией… Вся Русь встала!… Не продадим совесть и Родину!” – эти слова, по свидетельству газет, буквально наэлектризовали многотысячную аудиторию. Патриотические чувства охватили массы русского населения в Америке. Митрополит Вениамин был избран Почетным председателем русско-американского Комитета помощи России и получил право в любое время суток входить с докладом к президенту США.
В январе-феврале 1945 года митрополит Вениамин впервые побывал на Родине, участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве. Там он от имени епископов, клира и мирян Патриаршей Церкви в Америке, а также от имени пожелавших иметь общение с Московской Патриархией митрополита Евлогия (Георгиевского), его паствы и американских “феофиловцев” назвал кандидата в Патриархи – митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия.
В 1947 году Святитель окончательно вернулся в Россию.
С 1947 по 1951 гг. – управлял Рижской и Латвийской епархией.
В 1951-55 гг. – управлял Ростовской епархией.
В 1955-58 гг. – управлял Саратовской епархией.
В 1958 году был уволен на покой, жил в Псково-Печерском монастыре.
Скончался митрополит Вениамин 4 октября 1961 года. Его тело было погребено в пещерах монастыря.
В настоящий момент Псково-Печерский монастырь ходатайствует о канонизации Божьего угодника митрополита Вениамина.