Миротворческий потенциал: сравнительный анализ россии и франции - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сравнительный анализ избирательных систем России, Германии, США 1 183.19kb.
«Сравнительный анализ информационно-аналитических программ на региональных... 4 1778.29kb.
«Сравнительный анализ технологий производства многосерийного телефильма... 2 829.37kb.
«Сравнительный анализ информационно-аналитических программ на региональных... 4 1778.29kb.
Клочкова Е. Н. к э. н., доцент мэси 1 210.89kb.
Сравнительный анализ Конституции Литовской и Латвийской Республик 1 105.67kb.
«Спрос на услуги образования в России: сравнительный эконометрический... 1 69.8kb.
«Сравнительный анализ стратегий интернационализации международных... 3 986.92kb.
Пионеры – вчера, кадеты – сегодня 2 476.06kb.
Сравнительный анализ уровня удовлетворенности студентов миэф и других... 6 1241.26kb.
Религиозно-философские взгляды Карла Барта и Рудольфа Бультмана:... 1 256.14kb.
История посредничества России в международных и межнациональных конфликтах 1 377.62kb.
- 4 1234.94kb.
Миротворческий потенциал: сравнительный анализ россии и франции - страница №1/1

МИРОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИИ И ФРАНЦИИ
Клевакина Е.В.

Институт дружбы народов Кавказа (355000, г. Ставрополь, пр-т К. Маркса 7), e-mail: eklevakina@yandex.ru
Современная миротворческая деятельность рассматривается в качестве одного важнейших элементов национальной и коллективной безопасности многих стран мира, направленных на стабилизацию обстановки в горячих точках планеты. В данной статье автор анализирует миротворческую деятельность двух стран – Франции и России. Оба государства обладают внушительными военными силами, однако участвуют в миротворческой деятельности в разнозначных объемах и уровнях. На основе анализа ряда источников, автор делает выводы о причинах различного подхода к миротворчеству в указанных государствах.
Ключевые слова: международная безопасность, миротворчество, Франция, Россия, ООН, НАТО, ЕС, ОДКБ
THE PEACEKEEPING POTENTIAL: COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIA AND FRANCE
Klevakina E.V.

Peoples` friendship institute of Caucasus (355000, Stavropol, K. Marks prospect 7), e-mail: eklevakina@yandex.ru
Modern peacekeeping regarded as one the most important elements of national and collective security of many countries, who want to stabilize the situation in the world's trouble spots. In this article, the author analyzes the peacekeeping activities of the two countries - France and Russia. Both of them have impressive military forces, but are involved in peacekeeping in different volumes and levels. Based on the analysis of a number of sources, the author gives conclusions about the reasons for a different approach to peacemaking in these states.
Keywords: international security, peacekeeping, France, Russia, UN, NATO, EU, CSTO.

Изменения, произошедшие в последнее десятилетие XX века, послужили толчком к пересмотру системы международной безопасности. Произошла переоценка значимости угроз. На центральное место вышли новые вызовы, такие как локальные, региональные, этнические, внутренние конфликты, существовавшие и в период конфронтации двух блоков, но не привлекавшие большого внимания в силу свой второстепенности перед ядерной угрозой.

Новые вызовы требовали пересмотра старых и формирования новых механизмов обеспечения мира и безопасности. Миротворческая деятельность являясь одним из важнейших элементов национальной и коллективной безопасности многих стран мира, направленных на стабилизацию обстановки в горячих точках планеты, стала одним из основных звеньев обеспечения мира и безопасности. Однако новые угрозы послужили причиной к модернизации миротворческой деятельности. На смену механизму миротворчества «первого поколения», который был характерен для периода биполярной конфронтации, и строго разделял операции по поддержанию мира и операции по силовому установлению мира (ОПМ и ОУМ) пришло миротворчество «второго поколения» и «третьего поколения» - принуждение к миру без согласия на то государства, на территории которого происходит конфликт, «превентивного вмешательства», «гуманитарной интервенции».

Государства, участвующие в миротворческой деятельности, прилагают немало усилий и средств для ее осуществления. Наивно было бы предполагать, что они делают это исходя исключительно из бескорыстных побуждений. Цели участия в миротворчестве прямо зависят от государственных интересов. В данной статье автор анализирует миротворческую деятельность двух государств – Франции и России, так как каждое из них, выполняя по сути одну и ту же деятельность, наполняют ее своим собственным смыслом.

Французское правительство во главе с Главнокомандующим французскими вооруженными силами и Президентом – Форансуа Олланд, согласно доктрины по вопросам обороны и национальной безопасности – Белой книги, принятой 29 апреля 2013 года, занимает активную позицию по вопросам содействия Операциям по поддержанию мира (ОПМ) под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН), повышения их эффективности, укрепления цепи командования ОПМ, для улучшения сотрудничества с участниками войск и полиции, а также для обеспечения более качественного финансового надзора за ОПМ [8, P. 56].

В октябре 2013 года французские национальные силы в составе 959 представителей (51 сотрудников гражданской полиции, 16 военных наблюдателей и 892 военнослужащих) приняли участие в 9 из 15 миротворческих операциях, инициированных ООН:



  • Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (UNTSO);

  • Временные милы ООН в Ливане (UNIFIL);

  • Миссия ООН по проведению референдума в западной Сахаре (MINURSO);

  • Миссия ООН по стабилизации в демократической республике Конго  (MONUSCO, бывшая MONUC);

  • Миссия ООН в Либерии (UNMIL);

  • Операция ООН в Кот-д’Ивуар (UNOCI);

  • Миссия ООН по стабилизации в Гаити (MINUSTAH);

  • Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (MINUSMA);

  • Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (UNTSO) [4, P. 13].

Наряду с обеспечением военной силой, Франция осуществляет значительный вклад в бюджет ОПМ. В качестве постоянного члена СБ ООН, ее взнос в бюджет ОПМ выше, чем вклад в регулярный бюджет (7,56% по сравнению с 6,12% в регулярный бюджет).

Французское правительство поддерживает идею о главенствующей роли ООН в деле поддержания мира и стабильности, однако, помимо активного участия в ОПМ под эгидой ООН, Франция ратует за активное политическое участие региональных организаций, чья роль имеет огромное значение для ОПМ. Когда политические границы выступают причиной конфликта, региональный диалог является одной из ключевых мер по примирению, переселению населения и процессу разоружения, демобилизации, реинтеграции. Региональное сотрудничество является неотъемлемой частью постконфликтной стабилизации. В связи с этим Франция также сотрудничает с ЕС и НАТО, предоставляя воинские контингенты в составе 6600 человек, в следующих военных и гражданских операциях:

Операция Atalanta Военно-морских сил ЕС (EU NAVFOR) в Сомали, где Франция представлена в составе 191 солдат. 10 ноября 2008 года Совет ЕС принял совместные действия по формированию военных операций морских сил на побережье Сомали, в поддержку Резолюции СБ ООН по борьбе с пиратством в Сомали (Резолюции 1814, 1816, 1838, 1846, 1851). Операция EU NAVFOR достигла своей начальной боевой готовности 13 декабря 2008 года и полной боеготовности в феврале 2009 года. Эта операция, будучи первой морской в практике ЕС, проводится в рамках Общей политики безопасности и обороны (CSDP).

Миссия Евросоюза, направленная на содействие верховенству закона в Косово (EULEX). С 2010 года возглавляется представителем Франции – Ксавье Бута де Марнак, состоит из 1700 военнослужащих, 192 из которых французы. Данная Миссия ЕС в Косово действует в рамках резолюции СБ ООН 1244. Она пришла на смену Временной миссии ООН в Косово (UNMIK) в декабре 2008 года. Главная ее цель – поддержка нынешней Косовской администрации в области верховенства закона, в частности полицейских, юридических и таможенных сферах.

Полицейская миссия ЕС (EUPM) образована в январе 2003 с целью заменить Международные полицейские силы ООН (IPTF) в Боснии и Герцеговине. Полицейская миссия ЕС – первая в рамках CSDP. Согласно Парижско-Дейтонским соглашениям, цель миссии – проверка и мониторинг полицейских операций, обеспечение поддержки процессу полицейских реформ и регионального сотрудничества в борьбе против организованной преступности. 8 декабря 2009 года, Совет ЕС решил продлить операцию до 31 декабря 2011 года.

Миссия ЕС по оказанию консультаций и помощи реформам в области безопасности Демократической республике Конго (EUSEC DRC). Призвана обеспечить поддержку реформ в сфере безопасности в Демократической Республике Конго, образованна 8 апреля 2005 года. Главная цель – обеспечить практическую поддержку Конголезского правительства для интеграции Конголезской армии и соответствующего правления в сфере безопасности [5].

В рамках регионального сотрудничества, наряду с участием в операциях ООН и ЕС, Франция участвует в операциях НАТО:

Международные силы содействия безопасности (ISAF) в Афганистане были созданы в ходе Боннской Конференции в декабре 2001 года. НАТО принимает руководство операции ISAF в соответствии с мандатом СБ ООН с 11 августа 2003 года. Цель международных сил - поддержка Афганского правительства осуществить, распространить свое влияние и власть по всей стране. Франция – четвертый по численности участник ISAF, предоставляет 3600 солдат [6].

Силы Косово (KFOR) – возглавляемые НАТО силы, были ведущими по поддержанию мира в Косово с момента принятия Резолюции СБ ООН 1244 от 10 июня 1999 года. Согласно Декларации независимости 17 февраля 2008 года, Альянс подтвердил, что KFOR будут оставаться в Косово, если Совет Безопасности ООН не примет иного решения. KFOR сотрудничает и оказывает помощь ООН, ЕС и другими международными организациями для поддержки развития стабильного, демократического, многоэтничного и мирного Косово. Франция является четвертым по величине государством KFOR, обеспечивая их 300 солдатами [7].

Вооруженные силы (ВС) Российской Федерации насчитывает около миллиона человек, что ставит ее на пятое место в рейтинге стран мира по численности ВС. Они отличаются наличием крупнейшего в мире арсенала оружия массового уничтожения (ОМУ), в том числе ядерного, а также хорошо развитой системы средств его доставки. РФ является постоянным членом СБ ООН.

Согласно основополагающим документам, РФ в целях сохранения стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства «считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов, выступает за укрепление этого института в строгом соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций и продолжит свое участие в нем…» [3]. Основными своими задачами по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов видит в «участии в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями». В мирное время задачи ВС РФ сводятся к «участию в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятию мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавлению актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом» [1].

На основании Военной доктрины «для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты в порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации». Таким образом, по состоянию на 31 октября 2013 года РФ осуществляет участие в ОПМ под эгидой ООН в размере 105 военнослужащих, из которых 5 – военные, 62 – военные наблюдатели и 38 полицейских.

Россия участвует в десяти ОПМ под эгидой ООН:


  • Миссия ООН по проведению референдума в западной Сахаре (MINURSO) – 15 военных наблюдателей;

  • Миссия ООН по стабилизации в Гаити (MINUSTAH) – 9 полицейских;

  • Миссия ООН по стабилизации в демократической республике Конго  (MONUSCO, бывшая MONUC) – 1 – военный, 27 военных наблюдателей, 2 полицейских;

  • Миссия ООН по вопросам временной администрации в Косово (UNMIK) – 1 полицейский;

  • Миссия ООН в Либерии (UNMIL) – 12 полицейских, 4 военных наблюдателей;

  • Миссия ООН в Судане (UNMIS) – 4 военных, 13 полицейских, 3 военных наблюдателей;

  • Операция ООН в Кот-д’Ивуар (UNOCI) – 9 военных наблюдателей;

  • Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (UNTSO) – 4 военных наблюдателей [4, P. 30-31].

Помимо участия в ОПМ под эгидой ООН, Российская политика направлена на привлечение региональных ресурсов для поддержания мира, так в Военной доктрине РФ, в качестве сдерживания и предотвращения региональных конфликтов выступает «укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом и НАТО)» [1].

Так, с 1992 года российский воинский контингент является составной частью Совместных миротворческих сил по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова в составе 441 военнослужащего.

Особого внимания в отношении регионального миротворчества заслуживает сотрудничество РФ с государствами, находящимися в непосредственной близости к границам государства, в частности с государствами-членами ОДКБ. 6 октября 2007 года президенты государств-членов ОДКБ подписали Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ (вступило в силу 15 января 2009 года). Согласно данному соглашению, государства-члены для участия в миротворческих операциях создают на постоянной основе Миротворческие силы. Для комплектования Миротворческих сил государства-члены в соответствии со своим национальным законодательством выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты. Для участия в конкретной миротворческой операции из состава Миротворческих сил создаются Коллективные миротворческие силы (КМС). В состав КМС может быть включен военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал.

В соответствии с Соглашением ОДКБ самостоятельно определяет мандат на операции в регионе при наличии официального обращения государства, на территории которого должна проводиться операция. В случае, если миротворческий контингент предполагается использовать за пределами юрисдикции ОДКБ необходима резолюция ООН.

Основными способами выполнения задач КМС являются: наблюдение, патрулирование, контроль, демонстрация присутствия в кризисном районе, размещение КМС между конфликтующими сторонами для снижения напряженности, блокирование районов, населенных пунктов и объектов, ведение переговоров, самооборона, гуманитарная деятельность.

На сегодняшний день КМС ОДКБ были апробированы в ходе миротворческих учений «Нерушимое братство 2012» и «Нерушимое братство 2013».

В октябре 2012 г. на трех полигонах Казахстана состоялись первые миротворческие учения государств-участников ОДКБ «Нерушимое братство 2012». На основе темы «Подготовка и ведение операции по поддержанию мира Коллективными миротворческими силами ОДКБ в регионе коллективной безопасности» органы военного управления, миротворческие контингенты от вооруженных сил государств-членов ОДКБ провели подготовку и осуществили операцию по поддержанию мира в условной стране – «С», входящей в ОДКБ. По замыслу, в ней возникла кризисная ситуация, связанная с действиями международных экстремистских и террористических организаций и противоречиями между этническими группировками, проживающими в этом государстве.

Всего  к участию в учении было привлечено  около 950 человек, до 70 единиц автомобильной и 35 единиц бронетанковой техники, 4 вертолета Ми-17. От Вооруженных Сил Республики Казахстан 535 человек, свыше 58 единиц автомобильной и 24 единицы бронетанковой техники, а также 4 вертолета.  От Российской Федерации мотострелковая рота из состава миротворческой 15-й мотострелковой бригады (г. Самара) около 160 человек, от армий Армении, Белоруссии, Таджикистана миротворческие подразделения в составе до 30 человек. От Киргизии принял участие горно-стрелковая взвод – около 50 военнослужащих.

В октябре 2013 г. под Чебаркулем в Челябинской области прошли очередные учения «Нерушимое братство 2013», общей численностью около 4000 человек, включая авиационную группировку и части обеспечения, а также около 500 единиц техники. По сценарию операция по поддержанию мира была успешно проведена в условном государстве Республика Уралия, в одном из населенных пунктов которого произошли «массовые беспорядки», инциированные «экстремистами» из числа «каркульцев», ратующих за отделение от Республики Уралия. В 2014 г. очередные миротворческие учения ОДКБ пройдут на территории Киргизии [2].

В региональном масштабе РФ взаимодействует с Шанхайской организация сотрудничества (ШОС) в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. ШОС, созданная для кооперации, в первую очередь, в экономической сфере, действует и по направлению безопасности, так РФ участвует в Региональной антитеррористической структуре ШОС (РАТС).



В целом, миротворческая деятельность России в сравнении с участием в ней Франции является не столь активной, особенно учитывая превосходство материальных (человеческих) ресурсов первой. Активность Франции в этом направлении объясняется тем, что ее администрация считает миротворчество важным моментом укрепление авторитета своей страны, поэтому выделяет большие ресурсы для утверждения своего международного престижа. Российская Федерация относится к миротворческим операциям в их первоначальном виде – как к мерам, необходимым для предотвращения конфликтов и обеспечения безопасности. Руководствуется следующими приоритетами в отношении использования собственных сил для миротворчества: первоочередное значение имеют локальные (внутренние) конфликты, далее конфликты, находящиеся в непосредственной близости к границам России и представляющие особую опасность – региональные и, наконец, конфликты, протекающие удаленно от границ РФ. Это объясняет малочисленное участие в миротворческих операциях не находящихся в непосредственно близости к границам России. Формирование миротворческих сил и участие в ОПМ в регионах, геополитической заинтересованности РФ (в первую очередь на постсоветском пространстве, Центральной Азии и Южном Кавказе) является наиболее выгодным и действенным вариантом. Отсюда можно сделать вывод, что в ближайшее время РФ будет активно участвовать в инициативах по созданию и укреплению региональных миротворческих сил, опираясь на поддержку соседей и существующих региональных структур.

Список литературы:

  1. Военная доктрина Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-osndoc.nsf/0e9272befa34209743256c630042d1aa/2a959a74cd7ed01f432569fb004872a3?OpenDocument

  2. Миротворческое учение «Нерушимое братство-2013» в Челябинской области России завершилось успешным проведением Операции по поддержанию мира в условном государстве Республика Уралия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/training/detail.php?ELEMENT_ID=2825

  3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-osndoc.nsf/0e9272befa34209743256c630042d1aa/8abb3c17eb3d2626c32575b500320ae4?OpenDocument

  4. Contributors to UN peacekeeping operations: Monthly Summary of Contributions As of 31 Oct 2013 [Electronic resource]. – Access mode: http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/2013/oct13_1.pdf

  5. France at the United Nation: Peacekeeping [Electronic resource]. – Access mode: http://www.franceonu.org/france-at-the-united-nations/thematic-files/peace-and-security/un-peacekeeping-operations/article/peacekeeping-operations

  6. International Security Assistance Force: Troop numbers and contributions. [Electronic resource]. – Access mode: http://www.isaf.nato.int/troop-numbers-and-contributions/index.php

  7. North Atlantic Treaty Organization: NATO's role in Kosovo. [Electronic resource]. – Access mode: http://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_48818.htm

  8. The French White Paper on defence and national security, 2013. – p. 137.