Мир русского крестьянства Тип проекта - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Мир русского крестьянства Тип проекта - страница №1/1

Интегрированный урок-проект по истории и литературе

Учитель истории Салтанова Г.Е

Учитель литературы Гордиенко Р.И.

Мир русского крестьянства


Тип проекта – межпредметный, краткосрочный, групповой; сочетает в себе коммуникативно - ориентированный, исследовательский, культурологический аспекты.

Цели: Образовательная - познакомить учащихся с жизнью и деятельностью, традициями и обрядами, с бытом и верованиями русских крестьян эпохи средневековья. формированию понятий: «духовность», «самобытность»,

Развивающая - создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки
Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.

1. ^ Учитель истории. До сих пор на уроках истории мы изучали важные события из прошлого нашей Родины, говорили о людях, оставивших заметный след в российской истории. Однако история страны, народа создается не только из важных, переломных событий и дел великих людей. История страны складывается и из повседневной жизни многих и многих поколений людей, из того что называется народный быт. Его материальная сторона - то, что относится к особенностям жилья, одежды, пищи людей Духовная сторона – то, что относится к особенностям общения людей, приобщения к культуре, отдых, развлечения. Быт от слова бытие - Жизнь. Основная масса населения в России – это было крестьянство. Крестьяне кормили страну, основная масса солдат на всех войнах - это тоже крестьяне и они отдавали свои жизни за защиту интересов России. Представить крестьянский быт невозможно, не охарактеризовав условия крестьянской жизни, тот мир, в котором он жил.

Зачем в современном обществе нужны знания культурно-исторических традиций, нравственных норм, которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы.

На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.


И сегодня на уроке мы рассмотрим мир русского крестьянства эпохи средневековья и попытаемся создать модель этого мира.

?? А как вы думаете, что входит в понятие «мир русского крестьянства»? (быт, верования, культура, традиции).

?? Как мы будем создавать модель мира русского крестьянства?

(Изучить жизнь крестьян, традиции, обычаи, предметы быта, одежду, трапезу)

?? Кто занимается изучением народного быта, культуры, истории? ( ^ Фольклористы, культурологи, историки, этнографы).

Мы вам предлагаем создать группы фольклористов, этнографов-дизайнеров, историков-культурологов и заняться исследованием жизни русских крестьян (по желанию).

На столах правила работы в группах.
Задания на слайде.

2. Работа творческих групп.

3. Презентация деятельности.

Историки-культурологи

^ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯН



Главным занятием крестьян было земледелие. Весной, как только сходил снег с полей, подсыхала и размягчалась земля, крестьянин распахивал яровое поле. Это был ответственный момент, к которому крестьянин готовился особо. Накануне он мылся в бане, чтоб хлеб уродился чистый, без сорняков; в день сева надевал белую рубаху и с лукошком на груди выходил в поле. Священник совершал молебен и окроплял поле святой водой. Сеяли только отборное зерно. Что же сеял крестьянин? То, что было проверено вековым опытом: рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху. Когда поспевали хлеба, на жатву выходила вся семья. Кто серпом жал, кто снопы вязал. Связанные снопы вывозили на гумно. Если хлеб оказывался влажным, его сушили. Для этого строили специальные сушильни- овины. Подсушенные колосья обмолачивали, зерно сгребали в кучу и веяли. Оставшейся после обмолота соломой крыли крыши, добавляли в корм скоту и постилали для чистоты и тепла в хлеву. Да и сам крестьянин спал на соломенном тюфяке. Последний убранный с осеннего поля хлеб связывали в сноп и помещали в крестьянской избе в красном углу под образами, словно святыню.

После этого проводили осеннее боронование и озимый сев. На этом земледельческие работы прекращались до самой весны. Но и зимой дума о хлебе не оставляла крестьянина: достаточно ли выпадет снега, не померзнут ли посевы. Зимой следовало привести в порядок борону и соху, починить телегу, накопить навоз.

Но не только работой на земле жил крестьянин. Другой его важной заботой был скот. Какое крестьянское хозяйство без коровы и лошади? Надоит хозяйка молока, сделает из него творог, сметану, сыр, масло. Что еще надо? Сытно и вкусно. Когда же заставляла нужда резать корову, семья на год обеспечивала себя мясом. Засолят его, заложат в погреб на хранение и будут многие месяцы, есть наваристые щи и каши, пироги с доброй начинкой. Имелась в крестьянском хозяйстве скотина и помельче - козы, свиньи, овцы. Из шерсти овцы валяли незаменимую зимнюю обувь, валенки, вязали варежки, ткали сукно. Тулупы, шапки, рукавицы – все это крестьянин имел благодаря овце. Уход за скотиной требовал много времени и сил и лежал в основном на плечах женщины. Зимой хлопот прибавлялось: ранний подъем, кормление, поение, уборка хлева. А ведь только одна корова за день съедает пуд сена и выпивает несколько ведер воды. Воду же надо согреть, а то не дай Бог, скотина разболеется. Если случалось такое, корову забирали в теплую избу и ухаживали за ней, как за малым ребенком: окропляли святой водой, подкармливали хлебцем, поили мучным пойлом. А уж когда наступала пора отела, лишались хозяева покоя и днем, и ночью: нельзя было прозевать появление теленка. Родившегося несли в теплую избу, обогревали, откармливали, отпаивали. Так что не знал крестьянин со скотиной ни минуты отдыха.

Кроме земледелия и скотоводства крестьяне занимались огородничеством. Среди наиболее распространенных огородных культур на Руси издавна знали капусту, репу, лук, чеснок, огурцы, морковь. Капусту в большом количестве заквашивали на зиму. Для этого осенью устаивали капустники – традиционную коллективную рубку капусты. Лук и чеснок широко употреблялись в пищу.

В крестьянском хозяйстве существовало четкое разделение труда между мужчиной и женщиной. Мужчина занимался преимущественно земледелием, строительством, мужицким ремеслом, охотой, рыболовством, заготовкой дров. Женщина вела домашнее хозяйство, растила детей, ухаживала за скотом, огородом, собирала травы, ягоды, грибы, орехи, пряла, ткала, шила. Рано на селе в трудовую деятельность включались и дети. Крестьянский мальчик с 5- 6 лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В 7- 8 лет он участвовал в обработке пашни - управлял лошадью. В 9 лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: он кормил скотину, вывозил навоз в поле, бороновал распаханную отцом пашню, убирал вместе с ним хлеб. К 14 годам подросток овладевал косой, серпом, цепом, топором. А через год уже вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.

От брата не отставала в работе сестра. С 6 лет она начинала осваивать прялку, с 10 лет бралась за серп и иглу. К 12- 13 годам девочка в отсутствие родителей вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала белье, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими братьями и сестрами. В 14 лет она ткала, жала хлеб, косила сено. А в 15 лет работала наравне со взрослыми.

Крестьяне занимались не только сельским хозяйством, но и разнообразным ремеслом. Мужчины строили дома, мастерили мебель и орудия труда, изготавливали деревянную посуду; женщины пряли, ткали, шили, вязали. Каждый крестьянин считался мастером на все руки. Иначе и быть не могло, ведь все нужное в хозяйстве приходилось делать собственными руками. Ремесленничали главным образом зимой. Хозяин дома по вечерам устраивался на лавке в своем углу и начинал плести лапти. Обувь эта считалась незаменимой в деревне – удобная, легкая, дешевая. Единственный недостаток – недолговечна. Хороший мастер за день мог сплести не более двух пар. Плели лапти из липового лыка. Для одной пары обуви надо было ободрать 3-4 молодых деревца. Лыко вымачивали в воде, затем выпрямляли. С него снимали верхний слой, а луб нарезали узкими длинными полосками. Их крестьянин и пускал в дело, приладив к деревянной колодке и помогая себе кочедыком – инструментом наподобие кривого шила. Из рук настоящего мастера выходили такие лапти, что можно было по болоту ходить – не промокнут. Кроме лаптей из лыка плели лукошки для сбора ягод, большие заплечные кузова для грибов, а также короба для хранения различных продуктов и вещей.

Пока хозяин занимался плетением, женщины занималась прядением. Прядение было скучной и однообразной работой, поэтому – то девушки часто собирались в чьей – нибудь избе: пряли, пели песни, вели беседы. Нередко на такие посиделки заглядывали парни, которые развлекали девиц разговорами, а сами высматривали себе девиц.

После прядения крестьянки начинали ткать холсты. В избу из сарая на несколько недель переносился ткацкий стан. Постепенно со стана сходила полоса сероватого льняного полотна. Его белили, предварительно вымочив в воде. После беления можно было приступать к кройке и шитью крестьянских рубах, порток, юбок.


КЛАСТЕРhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_m31c0f62a.gif


Этнографы

^ КРЕСТЬЯНСКОЕ ЖИЛИЩЕ И УТВАРЬ

Издревле на Руси жилище строили из дерева. Тому было немало причин. Во–первых, русская земля славилась своими лесами. Поэтому дерево стоило дешево. Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддается обработке, а значит, строительство идет быстро. Наконец, деревянное жилище более гигиенично. Лучший материал для строительства – хвойные породы древесины: лиственница, сосна, ель. Однако в строительном деле использовали немало и лиственных пород: дуб, осину. Из многовекового опыта крестьянам было известно, что чем суше древесина, тем долговечнее будет постройка. Поэтому заготовку леса делали зимой или поздней осенью, когда древесина суше. Бревна складывали в штабеля. Весной с них снимали кору, выравнивали поверхность, собирали в небольшие срубы и оставляли сушиться до осени, а то и до следующей весны. Только тогда приступали к строительству. Крестьянский дом был рассчитан на одну (нередко довольно многочисленную) семью. Соответственно размеру дома подбирали длину бревна. Средняя длина бревна обычно составляла около пяти метров. На сооружение добротного дома уходило 150-170 бревен. Строили дом без единого гвоздя. Чуть отступив от конца бревна, крестьяне вырубали округлые углубления. В них вставляли концы поперечных бревен. Так постепенно возводились стены сруба или клети- коробки будущей избы. Для того чтобы бревна плотнее прилегали одно к другому, в каждом из них вырубался продольный желобок, куда для теплоизоляции закладывали мох. Как видим, возвести стены без гвоздей не так уж сложно. Другое дело крыша. Ведь на Руси крыши делались высокими, с крутыми скатами: ни снег, ни вода на них не задерживалась. Вот тут проявилась смекалка русского мастера. Над торцовыми стенами дома сооружались треугольные бревенчатые фронтоны. В них параллельно боковым стенам врубали нетолстые бревна- слеги. Поперек слег врезались курицы - тонкие стволы молодых елей с перпендикулярно отходящим на конце корневищем. Его обычно оформляли в виде головы птицы, откуда и пошло название курица. На конце куриц укладывался водотечник – выдолбленное бревно для стока воды с крыши. Саму кровлю делали из тесаных досок. Нижним концом они упирались в желоб водотечника, а верхний прижимался тяжелым бревном – охлупнем. Этому концу обычно придавали форму конской головы. Отсюда пошло название «конек». Готовы стены, построена крыша, а вот фундамент не делали вовсе. Нижние венцы сруба клали прямо на землю. Иногда под углы дома подкладывали большие камни или дубовые пни. Правда, русская изба имела подклет – высокое подполье. В нем держали скот, птицу, хранили съестные припасы. В крестьянской избе были высокие пороги и низкие притолоки дверей. Именно это позволяло сохранять в жилище тепло. По этой же причине и окна в избах делались маленькими. Часто они прорезались в двух смежных бревнах и по высоте не превышали 30-40 см. Закрывались такие оконца деревянными дощечками, потому и получили название волоковых. Окна большого размера прорезались сквозь несколько венцов и закреплялись вертикальными брусьями – косяками, отчего и стали называться косящатыми или красными (в смысле красивыми). Такие окна на ночь закрывали деревянными ставнями. До 18 века на Руси не знали оконного стекла. Его заменяла промасленная холстина или бычий пузырь. Потолок в такой избе отсутствовал. Так как русские крестьяне топили печи по – черному. Дым в курных избах поднимался под самую крышу и выходил через специальное отверстие. Потолок устраивали лишь в тех избах, где топили по – белому. Сверху на потолок в целях теплоизоляции насыпали землю.

Слово «половица» знакомо всем, но мало кто знает, откуда оно произошло. А объяснение просто: толстое бревно раскалывали пополам и образовавшиеся половинки или половицы настилали на пол. Фасад дома (особенно выходивший на улицу) старались украсить различной резьбой и росписью (лев, русалка, птица, геометрические фигуры). Главная цель этого – защита дома от злых духов.

^ Значительную часть двора занимал сарай, в котором хранился рабочий инвентарь.

Обособленно от дома ставили баню, колодец, да амбар. Единственные двери в деревне, которые запирались на замок, были амбарные. За ними в огромных ящиках – сусеках хранилось главное богатство земледельца – зерно.

«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил», - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа русского дома. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Русская печь – удивительное изобретение. Каких только профессий она не знает. Главная из них – давать людям тепло. Ведь мороз в 30 градусов не редкость на Руси. Печь – огромное каменное сооружение, занимавшее подчас чуть ли не четверть площади жилища. Она долго, несколько часов, протапливается, но, нагревшись, держит тепло и обогревает помещение в течение целых суток. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи. Тушили мясо, рыбу, овощи. И все получалось вкусно и питательно. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На самой печи спали постоянно мерзнущие старики, а на пристроенных сбоку полатях – дети. И, наконец, о самой экзотической функции русской печи. В ней крестьяне, не имевшие бани…. Парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось поддать жару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях. Считалось, что под печью живет домовой. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. Печь обычно ставили в углу избы слева или справа от входной двери. Ее местоположение определяло всю планировку жилища. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался бабий кут или середа. В нем все было приспособлено для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи. У печи стояли: кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, рядом – ступа с пестом и ручная мельница. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань, куда стекала грязная вода. В бабьем углу стояла нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, шашки, миски, ложки. Большей частью мастерил их сам хозяин дома в основном из дерева.

^ Немало имелось в крестьянском жилище плетеной утвари- корзины, лукошки, короба.

По диагонали от печи находился красный угол избы. Это было почетное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада.

Если один ближайший к двери угол занимала печь, то другой считался рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. В ящике под ее сиденьем хранился хозяйский инструмент. В свободное от полевых работ время крестьянин в своем углу занимался поделками и мелким ремонтом: плел лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети.

Что касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась на обед крестьянская семья.

^ Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали.

Свою одежду крестьяне хранили в сундуках. Их количеством в доме измерялся достаток семьи. Мастерились сундуки из дерева, а обивались для прочности железными полосами. Сундуки нередко снабжались хитроумными врезными замками, так как в них хранилось то, чем дорожил крестьянин. Если в крестьянской семье росла девочка, то ей чуть ли не с малых лет в отдельный сундук начинали собирать приданое. Этот сундук она после свадьбы увозила с собой в дом мужа.


Фольклористы

Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

Устное Народное Творчество возникло в глубокой древности, когда люди не только не умели писать, но и понимали многое иначе, не так, как мы сейчас понимаем. УНТ - хранилище народной мудрости.
Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира. Народ шлифовал ранее созданные произведения, переделывал, дополнял, творил новые варианты одного и того же сюжета: сказки, пословицы, поговорки, загадки. При всей фантастичности многих сюжетов русский фольклор глубоко реалистичен (типические черты воина, крестьянина, русского характера и пр.).
Произведения устного народного творчества, созданные в расчете на устное произнесение, помогают воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной. Вместе с тем пословицы и поговорки демонстрируют сжатость и мудрость народной речи, что также полезно учесть при изучении этого раздела. Устное народное творчество — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания.
      Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.

      Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

      Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

      Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами — Масленицы, Весны, Троицы — мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

      ^ По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.

      Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем. Поэтому очень важно познакомить школьников с этим миром народного творчества.



рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.

      Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д.

      Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

      ^ Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:



Не дашь пирога —
Мы корову за рога.
Не дашь кишку
1 —
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка —
Мы хозяина в пинка.

      Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи.

Колядки

Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков. “Пришла Коляда накануне Рождества — уже в первой строчке отразилась связь язычества и христианства, “наслоение культурных пластов”, связанное со сферой и формой бытования фольклора.

Дайте коровку, масляну головку” — речь идёт о печенье. Но случайно ли оно печётся в виде “коровки”? С одной стороны, намечается связь с культом животных, а с другой — небесполезно обратить внимание на возможное родство слова “корова” со словами “каравай”, “хорс”, “колесо”. “На Святках делали из теста изображения животных («козули»), ставили их на окно, дарили, хранили до будущего года, давали скоту. Обряд сохранения и приумножения скота…”

А дай Бог тому, кто в этом дому” — заклинание, произнесённое на праздник, непременно должно исполниться. Собиратели фольклора рассказывают, что люди, к которым приходили в гости колядующие, буквально заваливали их подарками. Почему? А потому что верили: воздастся за это сторицей. Современные пожелания на Новый год — далёкие потомки древних обрядовых песен-пожеланий.

Ему с колосу осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна — пирог” — колядка отражает народный быт, многократно преувеличивая успехи земледельческих работ.


3. Подведение итогов. Выстраивание модели мира русских крестьян.



http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_m404c69aa.gif

Вся жизнь русского крестьянина была связана с циклом жизни Земли, природы. Особо почитаемо ими было солнце – источник света, тепла, жизни. Не случайно в нашей модели мира присутствует колесо Сварога- годовое колесо, символ вечного перерождения и обновления всего живого.

Почти все праздники у крестьян тоже совпадают с циклом жизни земли, поэтому имеют не только духовное значение, но и олицетворяют единство с природой.

В центре мира крестьянина – изба, главный символ семейного очага. Изба- это образ жизни крестьянина, в которой проходят все её этапы от рождения до смерти, совершаются все жизненно важные обряды и ритуалы, складываются многопоколенные традиции.

4. Рефлексия. Игра «Круг общения».

Продолжите фразу:

Я узнал(а)….

Я понял(а)…

Я хочу…

Я считаю….


Домашнее задание. Написать сочинение «Один день на крестьянском дворе».




ПРИЛОЖЕНИЯ

^ КРЕСТЬЯНСКАЯ ТРАПЕЗА

Повседневное крестьянское меню не отличалось большим разнообразием. Черный хлеб, щи, каша и квас – вот, пожалуй, основные «разносолы» крестьянского стола. Главное место среди них занимал, разумеется хлеб. Без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью хозяина дома. Хлебом и солью встречали дорогих гостей, приветствовали молодых в день свадьбы. Хлеб также служил ритуальным блюдом. Из кислого теста выпекались просфоры, предназначенные для совершения христианского таинства причащения. На Пасху пекли куличи, зиму на масленицу провожали блинами, а весной встречали жаворонками – особыми пряниками, по форме напоминавшими птиц. Хлеб пекли обычно раз в неделю, поскольку занятие это было сложное и трудоемкое. С вечера хозяйка готовили тесто для хлеба. Для этого использовалась специальная деревянная кадка. И тесто, и кадка назывались одинаково квашней. Сначала стенки кадки натирали солью и заливали теплой водой. Затем для заквашивания туда бросали кусочек теста, оставшийся от предыдущей выпечки. Наконец, в квашню засыпали муку, которую хорошенько перемешивали. Заготовку оставляли на ночь в теплом месте. К утру следующего дня тесто поднималось, и стряпуха принималась месить тесто. После этого квашню опять ставили на время в теплое место, а затем снова вымешивали. Когда тесто было окончательно готово, его разделывали на круглые гладкие хлеба, которые сажали в печь при помощи деревянной лопаты. Чтобы проверить готов он или нет, хозяйка доставала каравай и постукивала по его днищу. Хорошо пропеченный хлеб должен был звенеть, как бубен.

Крестьяне ели в основном черный ржаной хлеб. Белый, пшеничный хлеб слыл лакомством, которое можно было позволить себе лишь в праздничные дни. В голодные, неурожайные годы в муку добавляли лебеду, кору деревьев, молотые желуди, крапиву, отруби.

На праздничном столе крестьян появлялись пироги, блины, оладьи, а иногда пряники. Блины в основном пеклись из гречишной муки, которая придавала им большую рыхлость и пухлость, да еще слегка кисловатый привкус.

Ни один крестьянский праздник на Руси не обходился без пирогов. Само название «пирог» произошло от слова «пир». Пироги пекли из разного теста: дрожжевого, пресного, слоеного. Различались пироги подовые (выпеченные на поду без масла) и пряженые (испеченные в масле).Пироги имели разные размеры и форму. Делались пироги с яйцами, кашами, фруктами, ягодами, грибами, изюмом, маком, горохом, с мясной, рыбной, творожной начинками.

Непременным праздничным угощением были пряники. Они в отличие от пирогов не имели начинки, но в их тесто добавлялись мед и пряности.

Повседневной горящей пищей каждой крестьянской семьи были щи и каша. Каша считалась незаменимым обрядовым блюдом. Ее варили на свадьбу, крестины, поминки. Свадебный пир на Руси так и назывался кашей. Варили гречневую, пшеничную, овсяную и полбяную каши. Полбяная каша делалась из злакового растения, представляющую собой что – то среднее между пшеницей и ячменем.

Что же касается щей, то в старину так называли практически все похлебки, а не только суп из капусты. Весной вместо капусты хозяйка заправляла щи молодой крапивой или щавелем. Далеко не все крестьянские щи приправлялись мясом.

А что же пили крестьяне? Среди напитков на Руси больше всего любили квас. Наряду с кислой капустой он служил чуть ли ни единственным средством спасения от цинги в течение долгой зимы. Квасы были самые разнообразные – белый, красный, медовый, грушевый, вишневый, клюквенный, яблочный и т. д. Квас также входил в состав многих любимых в народе блюд – окрошки, ботвиньи (которая делалась из отварной ботвы некоторых растений), свекольника.

Не менее любимым напитком был и кисель. Весьма распространенным напитком на Руси было и пиво.

С детских лет крестьянин познавал цену куска хлеба и поэтому свято относился к еде. Трапеза напоминала священнодействие. Первым садился за стол отец семейства. Его место находилось в красном углу избы на лавке под образами. Свои строго установленные в соответствии с возрастом и полом места имели и другие члены семьи. Мытье рук перед едой считалось обязательным. Всякая трапеза начиналась с краткой благодарственной молитвы, которую читал хозяин дома. В начале обеда перед каждым едоком лежала ложка и кусок хлеба. Пищу подавала хозяйка дома, которая сама ела после того, как все закончат. Жидкая пища подавалась на стол в большой деревянной миске – одной для всех. Каждый черпал из нее ложкой. Существовали определенные правила поведения за столом. Каждый должен был есть не спеша, не обгоняя другого. Не следовало есть «вприхлебку» т.е. зачерпывать похлебку дважды, не откусив хлеба. За гущу, куски мяса и сала на дне миски принимались лишь тогда, когда съедали гущу. Первым это делал отец, а потом все остальные. Запрещалось брать в ложку сразу два куска мяса. Если кто-нибудь из членов семьи по рассеянности или по умыслу нарушал эти правила, то незамедлительно получал по лбу хозяйской ложкой. Кроме того, за столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, вставать, не закончив еды.

Не всегда крестьянский обед проходил дома. В страдную пору семья могла обедать в поле, под открытым небом. На праздники в деревнях нередко устраивались братчины – пиры в складчину.

Наедались крестьяне до отвала только по праздникам. В остальные дни низкая урожайность. Частые недороды, тяжелые повинности принуждали народ отказывать себе зачастую в самом необходимом питании. Может быть, этим объясняется сохранившаяся поныне любовь русского народа к пышному застолью, которая с давних времен удивляет иностранцев.



Изба. Для русского человека бревенчатая изба является его изначальным памятником. Не потому, что он или его предки в ней родились. Можно родиться и во дворце, и в дворянской усадьбе, и в купеческом доме, и даже в современном панельном. Не в том дело. Изба — это символ семейного очага, потому что само слово — очаг — не мыслится без огня в избяной печи; это памятное начало русской жизни, ее самобытный корень. А без этого корня увядает и самобытность русской архитектуры, и самобытность нашей жизни в целом. И еще изба — колыбель русского человека, многоликая утешительница его печали...

Понятие «русская изба» содержит не только архитектурные приемы строительства, но и образ жизни — как систему эстетических и этических взглядов, вскормленных русской землей и христианским мироощущением ее народа.

В каждом доме имелся некий центр, средоточие, нечто главное по отношению ко всему подворью. Этим средоточием, несомненно, всегда был очаг, русская печь, не остывающая, пока существует сам дом и пока есть в нем хоть одна живая душа.

       Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить, утешать и лечить человека. С этим огнем связана вся жизнь. Родной дом существует, пока тепел очаг, это тепло равносильно душевному. И если есть в мире слияние незримого и физически ощутимого, то пример родного очага идеальный для такого слияния. С началом христианства очаг в русском жилище, по-видимому, отдал часть своих “прав и обязанностей” переднему правому углу с лампадой и православными иконами. Божница в углу над семейным столом, на котором всегда лежали обыденные хлеб-соль, становится духовным средоточием крестьянской избы, как зимней, так и летней. Однако правый передний угол совсем не противостоял очагу, они просто дополняли друг друга. Любимыми иконами в русском быту, помимо Спаса, считались образы богоматери (связь со значением большухи, хранительницы очага и семейного тепла, очевидна), Николая-чудотворца (который и плотник, и рыбак, и охотник) и, наконец, образ Егория, попирающего копьем змия (заступник силой оружия).

       Существовало много примет, связанных с домом и очагом, всевозможных легенд и поверий. Считалось, например, что нельзя затоплять печь с непокрытою головой. “Запечный дедушко, — рассказывает Анфиса Ивановна, — будто бы надел на голову одной хозяйке чугунок, она так, с чугунком, и ходила всю жизнь”.
Колядки

Смысл любой колядки в своеобразном “закликании” счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение — признак полноты дома. Колядка — песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков.

Пришла Коляда накануне Рождества — уже в первой строчке отразилась связь язычества и христианства, “наслоение культурных пластов”, связанное со сферой и формой бытования фольклора.

Дайте коровку, масляну головку” — речь идёт о печенье. Но случайно ли оно печётся в виде “коровки”? С одной стороны, намечается связь с культом животных, а с другой — небесполезно обратить внимание на возможное родство слова “корова” со словами “каравай”, “хорс”, “колесо”. “На Святках делали из теста изображения животных («козули»), ставили их на окно, дарили, хранили до будущего года, давали скоту. Обряд сохранения и приумножения скота…” (В.Я. Пропп).

А дай Бог тому, кто в этом дому” — заклинание, произнесённое на праздник, непременно должно исполниться. Собиратели фольклора рассказывают, что люди, к которым приходили в гости колядующие, буквально заваливали их подарками. Почему? А потому что верили: воздастся за это сторицей. Современные пожелания на Новый год — далёкие потомки древних обрядовых песен-пожеланий.

Ему с колосу осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна — пирог” — колядка отражает народный быт, многократно преувеличивая успехи земледельческих работ. http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_m29629dd9.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_4a2ba9cf.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_c3a6977.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_m2c601633.jpghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_m5b38cb32.pnghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_78363e2a.png


^ ОДЕЖДА КРЕСТЬЯН. В славянской одежде отразились все традиции и культура этого народа. Даже в одежде славяне стремились быть ближе к природе. Ведь прежде чем надеть новую рубаху, необходимо было проделать целый комплекс работ: посадить и вырастить лен, собрать его, обработать, соткать из нити ткань и только потом сшить рубаху. Поэтому к своей одежде славяне относились очень бережно и разделяли одежду в соответствии с ее использованием. В повседневной жизни носили достаточно простого и свободного кроя рубахи, которые бы не стесняли движения при выполнении работы.

Русский народный костюм

В славянской одежде отразились все традиции и культура этого народа. Даже в одежде славяне стремились быть ближе к природе. Ведь прежде чем надеть новую рубаху, необходимо было проделать целый комплекс работ: посадить и вырастить лен, собрать его, обработать, соткать из нити ткань и только потом сшить рубаху. Поэтому к своей одежде славяне относились очень бережно и разделяли одежду в соответствии с ее использованием. В повседневной жизни носили достаточно простого и свободного кроя рубахи, которые бы не стесняли движения при выполнении работы. В праздники – надевали наряд, украшенный различными причудливыми вышивками и узорами.


После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.

Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв.

Во второй половине XIX — начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.

Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.


Условия исторического развития начиная с XII — XIII вв. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В XIII — XV вв. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Начиная с XVIII в. Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме Севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний. Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья) обусловили более частую смену форм одежды и многообразие ее видов.

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.



^ Ткани, цвет, орнамент

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя (рис. 1). Узоры, тканые и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась, чаще всего, на основе белого, красного и синего (или черного) цветов.

С середины XIX в. домотканые ткани вытесняются фабричными с набивными цветочным, клетчатым, полосатым узорами.

Народные костюмы с малиновыми розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркое национальное своеобразие русской народной жизни этого времени.



^ Основные виды и формы костюма

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.

^ Мужской костюм

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине (рис. 2, слева). Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).



Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы (рис. 2, справа), зимой — овчинные нагольные шубы.
Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.


Женский костюм Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.

Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_5c237ad.png
Рис. 3

В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый (рис. 3). Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким — с обшивкой горловины (рис. 4). Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_m2748be5.png
Рис. 4

По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины (рис. 5).

Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м), придающий фигуре стройность.


Рис. 6 На рис. 6, слева изображен девичий костюм Московской губернии середины XIX в. Он состоит из цветной рубахи с широкими суженными книзу рукавами и косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье.

На рис. 6, справа  — прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Его делали из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками, застроченными на 3-5 см от края спереди и на 10-20 см сзади. Прямые сарафаны шили из набивной ткани: пестряди, кумача, сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани.




Рис. 7

В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. На рис. 7, слева — костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.

В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для поневы, — чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.

На рис. 7, справа — костюм крестьянки Орловской губернии: домотканая холщовая рубаха со сплошь вышитыми узорными рукавами; богато украшенный передник-занавеска; синяя клетчатая понева с цветными нашивками и узорной тесьмой по подолу; головной убор — «сорока» с платком сверху.

Рис. 8

По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола» (рис. 8, слева). В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.

В поневе женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном. Линия талии, выявляемая поневой, обычно маскировалась напуском рубахи или передником. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник — накладная или распашная одежда из шерсти или холста (прямой силуэт). Нагрудник отделывали тканой или плетеной тесьмой по горловине, борту, низу изделия и низу рукавов (рис. 8, справа).

Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники (рис. 9, слева) «сороки» (рис. 9, справа), разнообразные повязки и венцы.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_m2165aa84.jpg
Рис. 9

Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

В конце XIX в. в народной одежде вместе с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизованные. Это юбки и кофты прямого или прилегающего силуэта с баской, наплечные платки, косынки. Эта одежда была очень яркой по цвету. Её шили из сатина, атласа, переливчатой тафты, насыщенного оранжевого, василькового, изумрудно-зеленого, малинового цвета. Отделывали белым машинным кружевом, оборками, пуговицами. Самыми красочными были платок, кофточка и более приглушенной по цвету — юбка. Большое распространение в крестьянской одежде конца XIX в. получает вышивка по печатным рисункам, специально изготовляемым для деревни: пышные букеты садовых цветов, венки и гирлянды из крупных роз.

^ Тексты колядок

Пришла коляда - отворяй ворота!

***Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!

***Коляда, коляда,


На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла
Да оборвана могила!

***Коляда, коляда,


Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!

***Ты, хозяин, не томи,


Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!

***Открывай сундучок – доставай пятачок!

***Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.

***Не дашь мне ватрушки –


Получишь по макушке!
Не дашь пирога –
Уведу корову за рога.

***На новое вам лето,


На красное вам лето!
Куда конь хвостом —
Туда жито кустом.
Куда коза рогом —
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!

***Коляда, коляда,


Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте Колядовщикам!

***Коляда, мол яда,


Уродилась коляда!
Кто подаст пирога —
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки —
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки —
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки —
Завалим окошки,
Кто не даст пирога —
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба —
Уведем деда,
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны!http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_354e161c.jpghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_329b6c7a.jpghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_m20ad8240.jpghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_m7c1b005e.jpghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_m713c8b5d.jpghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259375/259375_html_m545c20a9.jpg

Авсень

Авсень, Авсень!

Ходи по всем!

По заулочкам,

По проулочкам!

Открывай двери!

В гости нас хотели.

Открывай окно!

Запускай весело!

Открывай сундучки!

Доставай пятачки!

А не дашь пятака -

Мы корову за рога!

А не дашь денег -

Мы утащим веник!

А не дашь пышку -

В лоб тебе шишку!

А не дашь блинка -

Мы хозяину пинка!

А не дашь лепешку -



Завалим окошко!