«Мир. Прогресс. Права человека.» тема Нобелевской лекции А. Д. Сахарова - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В современной россии 2 1140.22kb.
Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии. 1 64.37kb.
Тема Новейшая история. Первая половина ХХ в.(18 ч.) 1 114.25kb.
Научное и общественное наследие Сахарова сегодня. А. Д. Сахаров и... 1 222.63kb.
Тема Что изучает теория государства и права – 1 час лекций 1 107.14kb.
Лекции по конституционному праву стран восточной европы (за 2003... 5 885.54kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» 1 142.9kb.
Национальная сеть геронтологических некоммерческих организаций «Помощь... 1 14.92kb.
Национальная сеть геронтологических некоммерческих организаций «Помощь... 1 23.13kb.
Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., Прогресс 1 40.83kb.
Контрольная работа по гражданскому праву (части первой) Вариант I... 1 165.31kb.
Русские учёные отодвинули завесу непознанного, внеся свою лепту в... 1 107.95kb.
- 4 1234.94kb.
«Мир. Прогресс. Права человека.» тема Нобелевской лекции А. Д. Сахарова - страница №1/1

В 1975 году Андрей Дмитриевич Сахаров получил Нобелевскую лекции. Прошло 36 лет… Но проблемы, затронутые Сахаровым его Нобелевскй премии «Мир. Прогресс. Права человека.» являются актуальными и сейчас. В мире происходит конфликты, войны, которые угрожают миру. Одна из последних – это операция западной коалиции в Ливии. Трагедия на Фукусиме – новая угроза прогрессу. Изменения произошли в нашей стране. Россия объявила себя правовым, демократическим государством, но права человека , защита прав человека остаются одной из главных проблем нашего общества.

Я взяла исследовательскую работу по теме «Мир. Прогресс. Права человека.» - тема Нобелевской лекции А.Д.Сахарова. В своей работе я хотела показать значимость личности Андрея Дмитриевича Сахарова, что нельзя быть безразличным к событиям, происходящим в мире, стране. В исследовательской работе я попыталась проанализировать правовую культуру в социуме. Я использовала литературу о жизни, деятельности А.Д.Сахарова, опрос знакомых, родственников.

В 60-х гг. научные интересы у Сахарова отступают на второй план. Это было связано с тем , что 1953-1968гг. его общественно – политические взгляды претерпели сложную эволюцию. После 20 съезда, осудившего культ личности Сталина, он стал всё более и более задумываться о проблемах мира и человечества, в особенности о проблемах ядерной войны и её последствий. Начиная с 1957г. он всё настойчивее выступает против проведения ядерных испытаний, которые вели к быстрому радиоактивному заражению Земли. Эти усилия не остались тщетны. В 1962г. Сахаров убедил министра атомной промышленности СССР ограничить соглашение об испытаниях взрывов в атмосфере, космосе, океане. В 1963г. был заключён Московский договор, в котором эта идея была реализована.

Начиная с 1964г. круг волновавших Сахарова вопросов всё более расширялся. Его стали занимать глубокие проблемы взаимоотношения государства и научной интеллигенции. В 1968г. появилась его работа «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Здесь были изложены мысли Сахарова о важнейших вопросах, стоявших перед человечеством, - о войне и мире, диктатуре, о запретной теме сталинского террора и свободе мысли, о загрязнении среды обитания и той роли, которую сможет сыграть в будущем наука и научно – технический прогресс. Он писал, что со второй половины 20 века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории: опасность термоядерной гибели, отравление окружающей среды, истощение ресурсов, перенаселение планеты, неумеренный рост городов, дегуманизация общества, безумный темп жизни – всё это возлагает на политиков, в руках которых находится власть, огромное бремя ответственности. Ради решения этих проблем Сахаров призывал забыть о вражде, об идеологических разногласиях и объединиться ради будущей планеты. Именно здесь была впервые сформулирована глубинная и очень важная для Сахарова мысль о том, что во имя будущего человечества социалистическая и капиталистическая системы должны сближаться между собой и процесс этот должен сопровождаться демократизацией и демилитаризацией общества.

В Советском Союзе работа Сахарова распространялась нелегально в качестве «самиздата» За рубежом она была переведена на несколько языков, опубликована огромным тиражом и вызвала поток откликов в прессе многих стран. Советское руководство очень болезненно отреагировала на это выступление Сахарова. Хотя в его книге не было ничего антисоветского, сам факт, что он позволил себе «вмешаться» и говорить партийному руководству о его ошибках в управлении экономики, о просчетах в его внутренней и внешней политике, вызывало огромное раздражение. В том же году Сахарова отстранили от секретных работ. Однако с этого времени к нему потянулись многие из тех, кто был оппозиционно настроен к советскому режиму и кто был готов участвовать в правозащитном движении. Фактически с этого времени правозащитное движение нашло в Сахарове своего идейного вождя.

Главным делом его в эти годы стала правозащитная деятельность. Именно на этом поприще Сахаров приобрёл огромную известность как в СССР, так за рубежом. В 1970г. вместе с Чалидзе и Твердохлебовым он образовал Комитет прав человека. В марте 1971г. Сахаров направил Генеральному секретарю Брежневу «Памятную записку», в которой изложил свои предложения о тех демократических реформах, которые необходимо провести в стране. Через 15 месяцев, не получив никакого ответа, он передал её для опубликования за границу, дополнив «Послесловием». Советское руководство в бессильном раздражении наблюдало за всем, что делал и говорил Сахаров. Писатель Лев Копелев писал: «Его вызывали прокуроры и руководители Академии. Предостерегали. Уговаривали. Угрожали… Но он не сдается. Снова и снова продолжает отстаивать права человека, призывать к справедливости и к политическому здраву смыслу».

Сахаров сознательно выбрал из всех возможных форм протеста правозащитную деятельность, так как считал, что советское общество более всего нуждается в защите человеческих прав и идеалов, а не в политической борьбе, которая, по его словам, неизбежно «толкает на насилие, сектантство и бесовщину». Гневные протесты Сахарова вызывали прежде всего политические процессы, проходившие тогда над инакомыслящими. Он считал своим долгом являться на каждый из них. Если его не пускали в зал суда, он никуда не уходил – часами и днями простаивал перед закрытыми дверями, демонстрируя таким образом свой протест. Вместе с тем он ходатайствовал, обращался в разные инстанции, взывал к международным организациям и Верховному Совету, помогал заключенным чем только мог. На первый взгляд все это выглядело бессмысленной тратой сил. На эго ходатайства не отвечали или давали понять, что он вмешивается не в своё дело, его протестов не замечали – власть продолжала делать своё дело. Приговоры не смягчали, арестовывали тех, кто помогал Сахарову, высылали его близких. В этом противостоянии слабого человека могучей и отлаженной государственной машине, казалось, было даже нелепо. Многие знавшие Сахарова искренне недоумевали: как он мог променять свое былое высокое положение, славу, деньги, престиж на эту мелочную и никчемную деятельность? Но Сахаров смотрел на происходящее другими глазами, понимая, что в деле защиты человеческих прав нет и не может быть никаких мелочей. Любой факт такого нарушения должен получить оценку в обществе – только таким образом можно заставить государство считаться с общественным мнением. И поскольку советское общество в основной массе было пока не готова адекватно реагировать на нарушение своих прав, Сахаров и его незначительные единомышленники должны были делать это одни. Конечно, своим протестом они не могли ничего добиться, но сам факт этого протеста был очень важен. Нельзя не признать, что в этой позиции было много личного мужества. Противопоставляя себя мощному идеологическому аппарату КПСС, он, конечно, понимал, что будет ошельмован, облит потоками грязи , подвергнется яростным нападкам обывателей, не имея возможности даже слова сказать в своё оправдание. И тем не менее, вступив на выбранный им тягостный путь, он в последующие годы ни йоту не поддался назад.

За рубежом правозащитная деятельность Сахарова, получила самую высокую оценку. В 1975г. ему была присуждена Нобелевская премия мира. Получать её поехала его жена, так как самому Сахарову было отказано в выезды за границу. После ввода в декабре 1979г. советских войск в Афганистан Сахаров трижды выступил с заявлением протеста и организовал пресс-конференцию, на которой осудил эти действия. Наконец, он направил открытое письмо Брежневу. Дальше терпеть это советское руководство уже не могло. В январе 1980г. Сахаров был задержан и лишен всех правительственных наград и выслан вместе с женой в Горький - город , закрытый для иностранцев.

В 1983г. в Горьком Сахаров написал одну из своих главных общественных работ «Опасность термоядерной войны» и несколько теоретических работ по физике.

Положение Сахарова изменилось с началом перестройки. В декабре 1986г. в его квартире установили телефон. На другой день ему позвонил Горбачёв и сказал, что принято решение о его освобождении. Вскоре после приезда в Москву Сахаров вернулся к активной политической деятельности.

Я провела небольшое исследование в котором участвовало 20 респондентов: учащиеся, студенты, взрослое население. На вопрос «Кто такой Андрей Дмитриевич Сахаров», ответили «учёный»-10 респондентов, «диссидент»-2 респондента, «не знаю»-8.

На вопрос «Знаете ли вы свои права?», ответы распределились так: «да»-2человека, «частично»-16 опрошенных, «нет»-2 человека.

Знаете ли вы свои права?

В России 1993г. была принята Конституция. В первой главе закреплены основы конституционного строя.

Статья1. 1.Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Вопрос « Соблюдаются ли в России права человека?»,имел неутешительные результаты Ответили: «да»-0, «не всегда»-только 5 опрошенных(25%), «нет»-15опрошенных(75%)

Соблюдаются ли в России права человека?

На следующий вопрос «Какие документы о правах человека вы знаете?», ответили «Конституция РФ»-6человек(30%), «Всеобщая декларация прав человека?»-6 опрошенных (30%), «никакие»- 8 опрошенных(40%).

Какие документы о правах человека вы знаете?

Вопрос «Умеете ли вы защищать свои права?», ответили «да»-0 опрошенных, «не всегда»-8 опрошенных(40%), «нет»-12 опрошенных,(60%).

Умеет ли вы защищать свои права?

Подводя итоги своей работы, хочу отметить, что население не имеет необходимых знаний о своих правах, вследствие чего не могут отстаивать свои права в области труда, защиты здоровья, права потребителя и.т.д. Низка правовая культура. В значительной степени это объясняется тем, что в школах нет предметов правового цикла. Слабой является работа в этом направлении средств массовой информации. Я думаю в этом заинтересованы чиновники. Необходимо создание среднего класса, как гаранта стабильности общества.

Сахарова преследовали, лишили честно заслуженных наград, оскорбляли, угрожали. Но Сахаров не дрогнул. Он знал, что его ждут тяжёлые испытания, и нечего не боялся. Мужество было яркой чертой его личности. Порой он почти в полном одиночестве защищал права и свободы граждан.

Судьба Андрея Дмитриевича Сахарова даёт веру в человеческую личность, в гражданское мужество, в то, что, оказывается и один человек может выстоять в противоборстве со злом.

Литература.



Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. Л., 1990. Сахаров А.Д. Воспоминания. М., 1996.