Мифологические мотивы в поэме В. Иванова Прометей - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Помещики "расточители" и помещики "накопители" в поэме Н. В. 1 70.27kb.
Периодизация религии. Основные мифологические представления 1 146.47kb.
Наркоконтроль встреча директора фскн россии Виктора Иванова с представителями сми 2 506.44kb.
Функции литературно-мифологической образности в прозе л. Петрушевской... 4 2045.68kb.
Сказка о современных нравах в двух действиях 1 284.39kb.
Мэри Шелли Франкенштейн, или Современный Прометей Культовая классика... 7 2453.31kb.
Мотивы 'порок' и 'успех' в творчестве джона ванбру 1 301.03kb.
«Курение опасная ловушка» 1 148.3kb.
Как и в замысле, краеугольный камень работы над характерами очевидные... 1 332.93kb.
Жизненная позиция, какого литературного героя мне близка? 1 7.09kb.
Помещики «расточители» ипомещики «накопители» в поэме Н. Г. 1 153.33kb.
«Анализ легенды о Лойко Зобаре и Радде» 1 88.88kb.
- 4 1234.94kb.
Мифологические мотивы в поэме В. Иванова Прометей - страница №1/1




Мифологические мотивы в поэме В. Иванова Прометей

На протяжении многих веков миф являлся объектом, привлекающимвнимание художников. Мифы и литература постоянно взаимодействуют. ЭтоПостоянное взаимодействие литературы и мифов протекает в двух формах:непосредственно, непосредственно, в виде в форме «переливания» мифа влитературу, и опосредованно: через изобразительное искусство, ритуалы,народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века - черезнаучные мифологические концепции мифологии, эстетические и философскиеучения. и фольклористику. Реалистическое искусство XIX в. ориентировалось надемифологизацию культуры и видела свою задачу в освобождении отиррационального наследия истории ради естественных наук и рациональногопреобразования человеческого общества. Возрождение общекультурного интересак мифу приходится на конец XIX - начало ХХ веков, но оживлениеромантической традиции, сопровождавшееся новой волной мифологизированиянаметилось уже во второй половине XIX века. Обращение к мифологии в конце XIX - начале ХХ веков существенноотличается от романтического (хотя первоначально могло истолковываться как«неоромантизм»). вВозниклоая на фоне реалистической традиции. ипозитивистского миросозерцания, оно всегда так или иначе (частополемически) соотносится с этой традицией. Стремление выйти за социально-исторические и пространственно-временные рамки ради выявления «общечеловеческого» содержания («вечные»разрушительные или созидательные силы, вытекающие из природы человека, изобщечеловеческих, психологических и метафизических начал) было одним измоментов перехода от реализма XIX века к искусству ХХ века, а мифология всилу своей исконной символичности оказалась удобным языком для описаниявечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законовсоциального и природного космоса. Вячеслав Иванов, поэт серебряного века, по словам Н.А. Бердяева,«центральная фигура» русского культурного ренессанса начала ХХ века, частообращался к мифологическим мотивам в своем творчестве. Миф для Вяч.Иванова, Ф. Сологуба и многих других русских символистов - это красота,которая способна спасти мир. Вячеслав Иванов считал память «верховнойвладычицей» культуры. Он писал: «Память - начало динамическое, забвение -усталость и перерыв движения, упадок и возврат в состояние относительнойкосности» /1/. Именно поэтому образы античности и Возрождения столь важныдля него и всегда присутствуют в его жизни. Трагедия «Прометей» (1915), издание которой было запрещенои состоялось благодаря вмешательству М. Горького, является одним изярчейших творений Вяч. Иванова. Он не был первым обратившимся к сюжету мифао Прометее (к образу Прометея в европейской литературе обращались Бокаччо,П. Кальдерон, Вольтер, И. В. Гете, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П.Шелли, А. Жид, Ф. Кафка и др.), но трагедия Иванова «является замечательнымпроизведением в контексте всех новоевропейских Прометеев» (А.Ф. Лосев). Мысль, лежащая в основе каждого из стихотворений Вяч. Иванова,часто выражена витиевато, окружена сложной символикой. Его поэзия, помнению БлокаГлавный герой трагедии, Прометей,, «предназначена для тех, ктоне только много пережил, но и много передумал» /7/. Она требует неустаннойумственной работы и довольно трудна для восприятия. Эти слова подходят и кхарактеристике трагедии. «Прометей» Вяч. Иванова - сложное неоднозначноепроизведение. В его сюжете внимательный читатель может уловить явные искрытые социальные параллели. Отношение критиков к трагедии различно, новсе они сходятся во мнении, что она социально направлена, ярка. Сам авторв предисловии к трагедии писал: «Предлежащее лиро-драматическоепроизведение есть трагедия, - во-первых, действия как такового; во-вторых,самоистощения действенной личности в действии; в-третьих, преемственностидействия. В общем - трагедия титанического начала, как первородного грехачеловеческой свободы» /2/. Самоистощение, о котором говорил автор,является необходимым и, надо думать, заслуженным уделом Прометея. Вяч.Иванов признает, «что если действия Прометея по необходимости ограничены,зато целостна его жертва и безусловно его саморасточение, самоопустошение,самоисчерпание» /6/, он оправдывает гибель главного героя, так как Прометей«совершил этот подвиг не как агнец божий, а как мятежный титан, в грехе идерзновенной надежде» /6/. В соответствии с этой философией Вяч. Ивановстроит свою трагедию. О том, как Прометей пришел к своему «изначальному нарушениюпредустановленного согласия живых сил», рассказывает в третьем актетрагедии Пандора, изобличающая Прометея пред народом:Промыслил человеком ПрометейВселенную украсить, взвеять к небуИз искры Дионисовой пожар…………………………………………… …Мнил титановИсправить дело, матерь искупитьИ бытие свободное восстановить. /2/ Далее Пандора говорит, что для этого ПрометейФемиду молит: «Матерь, изведиЖену на свет из самого меня.…………………………………………Все женское душевного состава,Что есть во мне, - даю; ты тело дай…» /2/ Интересно переосмысление автором мифа о сотворении Пандоры. Если вмифе Пандора была создана богами по приказу Зевса в наказание Прометею, тоздесь сам Прометей просит о ее сотворении. Для чего в трагедии Иванова Прометею понадобилось изгнать из себявсе женское? Может быть, для того, чтобы женское мягкосердечие, материнскоесострадание не мешало ему в те грозные минуты борьбы, когда требуютсярешительность и неумолимость. Трудно найти четкий ответ в самой трагедии Иванова. Но авторразъясняет этот поступок в предисловии к трагедии. Он пишет о том, чтостремление изменить мир всегда заключает в себе ограниченность иодносторонность. «Препоясываясь к действию, Прометей заранее признает,принимает и волит его односторонним, насильственным, содержащим в себеотпадение от божественного всеединства» /6/. Вероятно, предпосылкой мятежа Прометея является отторжение от«божественного всеединства». В конце трагедии победа Пандоры над Прометеем происходит не врезультате клеветы Пандоры, а потому, что она изобличает его перед людьмикак исказителя духовной истины. Вяч. Иванов оговаривает вольность, с «какой древний миф разработанв предлежащей трагедии». Он говорит, что для греков миф был «символомдуховных истин», вольность в истолковании мифов им «не казаласьпредосудительной - был бы верно сохранен дух, оживляющий мифологена» /6/. У Вяч. Иванова Прометей действует не во имя торжества мира исвободы, а во имя распри: «Не мир мне надобен, но семя распри», - заявляетон. Он не стремится к победе свободы, уничтожению рабства. Он говорит, чтохотя «раба не будет», «но будет рабство… своим страстям и вожделениямнизким нам рабствовать дано» /2/. Трагедия «Прометей» (1915), издание которой было запрещено исостоялось благодаря вмешательству М. Горького, является одним из ярчайшихтворений Вяч. Иванова. Он не был первым обратившимся к сюжету мифа оПрометее (к образу Прометея в европейской литературе обращались Боккаччо,П. Кальдерон, Вольтер, И. В. Гете, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П.Шелли, А. Жид, Ф. Кафка и др.), но трагедия Иванова «является замечательнымпроизведением в контексте всех новоевропейских Прометеев» /4/.Используемая литература:Бавин С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов серебряного века:Библиографические очерки. - М.: Книжная палата, 1993.Иванов В.И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. - СПб.: Академический проект,1995. С. 31- 86.Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима/ Сост. Нейхардт А.А. -М.: Правда, 1987. С. 92 - 104.Лосев А.Ф. Проблема символизма и реалистического искусства. - М.: 1976. С.282 - 287.Мифы народов мира. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.Нусинов И.М. История литературного героя. - М., 1958.Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) - М.: АСТ, Олимп, 1996,С.549