Мифы о «мифе» («Манн, Иванов и Фербер») - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Мифы о «мифе» («Манн, Иванов и Фербер») - страница №1/1



Александр Репьев

Мифы о «МИФе» («Манн, Иванов и Фербер»)

Как «МИФ» разрушает мозги маркетологов России



Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы
служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.

Сенека


Хвастовство продает. И еще как!

Игорь Манн



«МИФ»-ология: издательство о себе


Инновационное издательство максимально полезных книг

Мы издаем только лучшие книги, и на это уходит много труда

Как вы отбираете книги для издания? – Сказать, что тщательно,– это значит не сказать ничего

Каждая четвертая книга издательства «МИФ» – это бестселлер! И т.д.
Скромные ребята, не правда ли? Хвастовство продает. Только кому?

РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС уже научился многому, но, похоже, он еще долго не научится маркетингу, умеющему зарабатывать прибыль. При этом у многих фирм есть отделы, укомплектованные дипломированными маркетологами. В чем же проблема?

Она в том, что эти шибко образованные маркетологи не умеют делать того, что зарабатывает прибыль: создавать продающую информацию; делать продающую рекламу; обучать продавцов; «продуктизировать» изделия; выводить продукты на рынки (особенно иностранные) и т.д. и т.п. Этому, к сожалению, их не учили.

Чтобы выжить в компании, многие молодые маркетологи пытаются заниматься самообразованием с помощью книг и семинаров. Без особого успеха.

Недавно появилось издательство «МИФ», которое специализируется на маркетинге. Этому можно было бы возрадоваться, если бы не одно «но»: его книги не помогают нашему маркетингу, некоторые же откровенно вредны для него. «МИФ» активно создает особую разновидность псевдомаркетинга.

Я написал несколько рецензий на книги издательства (перечень в конце). Данная статья – это попытка «рецензии» на само издательство и на тот псевдомаркетинг, который «МИФ» упорно вбивает в головы молодых маркетологов.


Хаос в головах наших маркетологов


Вузы выдают на-гора тысячи «маркетологов» с мозгами, забитыми котлероидной схоластикой. Их дипломные работы украшают SWOT-анализ, 4Р и бесполезные схемы. При этом их пугает простой вопрос – а почему кто-то будет покупать ваши продукты? Придя в компании, эти отроки с удивлением обнаруживают, что маркетологов там называют дармоедами и первыми увольняют в кризис.

Часть из них превращается в Интернет-пусто­звонов, проводящих (рабочее) время в форумах. Мне их не жалко.

Но мне очень жалко тех новичков, которые достаточно умны и честны, чтобы осознать, что их выживание зависит от их способности предлагать прибыльные решения. (Мое слово к ним в конце.)

Я понимаю этих бедолаг, ибо в 1988 г. я был в их шкуре. Оказавшись в кресле маркетолога в западной фирме, я стал поглощать книги по маркетингу. Обнаружив скоро, что они бесполезны, я запаниковал.

Этот опыт позволяет мне отчасти осознать причины популярности разных «партизан» и «безбюджетников», обещающих чудеса, таких как Левинсон, Годин, Левитас, Манн. Если бы тогда были их семинары и тексты, я бы на них накинулся. Потом бы я, конечно, пожалел о потраченном времени, но…

Ох, если б мне тогда попались книги Питера Друкера, Теодора Левитта, Клода Хопкинса, Джея Абрахама, Джона Кейплза и других корифеев практики, то… … … тут у меня на глаза набегает скупая маркетинговая слеза. Увы, мне пришлось до многого доходить самому, методом проб и ошибок.

Книги указанных авторов содержат простые истины клиенто-маркетинга – высокого ремесла практиков первой половины прошлого века, опробованного на тысячах проектов.

Клиенто-маркетинг. – Его принципы гениально просто и кратко описал Питер Друкер:

Предназначение маркетинга – «Свести к минимуму усилия по продаже».

Практическая задача маркетинга – «Маркетинг должен создавать готового к покупке Клиента».

Мировоззрение маркетинга – «Маркетинг – это весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения Клиента». Это основа клиентоориентированности. Ее принято иллюстрировать так:

Клиенто-маркетинг учит во всем танцевать от Клиента, задавать себе массу вопросов от Клиента, в первую очередь – как Клиент принимает решение о покупке данного продукта? Он учит все обосновывать и тестировать. Его основным критерием является прибыль. Прибыль, а не бумажки!

Клиенто-маркетинг не обещает никаких волшебных решений. Он прост в формулировках, но очень непрост в применении, как музыка и стихи. Но он – самый прямой путь к продажам.

Клиенто-маркетинг требует умения и желания думать; он требует особого мышления – маркетингового мышления от Клиента, умения перевоплощаться в Клиента. Он не для каждого!

С помощью клиенто-маркетинга можно «продавать» все, от мыла до компаний. (Так, клиенто-маркетолог Россер Ривс мастерски «продал» американскому электорату генерала Эйзенхауэра.)

Клиенто-маркетолог исходит из того, что, выходя на рынок того или иного «трудного» продукта, Клиент оказывается в непростой ситуации:



Часто его потребности смутны, у него нет критериев покупки, он не умеет покупать! Он тратит много времени на выбор продукта.

Он не возражал бы, если бы вы подготовили его к покупке вашего продукта, понятно объяснив ему преимущества перед конкурентами вашего решения его проблемы (См. «Трудные продажи»); иначе говоря, если бы вы создали и донесли до него вашу убедительную продающую информацию:

Продающую информацию можно создать только с помощью творческого маркетингового аудита. Это тонкий анализ с точки зрения Клиента буквально всего в компании и на рынке. А также самого Клиента – как он живет, как воспринимает все вокруг него, как покупает, как использует продукт и т.д.

Результаты аудита позволяют грамотно готовить продажи: создавать продающую информацию, вылепливать продукт типа «товар-услуги», обучать продавцов, делать рекламу и т.д.

Псевдомаркетинг «от Котлера». – Эта пародия на маркетинг возникла тогда, когда вузы превратили высокое ремесло маркетинга в учебную дисциплину, в «онаучивание НЕзнания» (SONK – Scientification of Non-Knowledge). (См. «Псевдомаркетинг: схоластика и бюрократия», «Котлер и котлероиды».) Эту весьма далекую от жизни «дисциплину» преподают экономо-маркетологи по учебникам Котлера и котлероидов.

Хотя все больше вузов в мире отказываются от «котлероидности», в вузах СНГ этот псевдомаркетинг процветает.


Новые псевдомаркетинги


По мере того, как бизнес начал сознавать, что схоластика Котлера не работает, как грибы стали появляться новые «гуру» и шарлатаны, каждый со своим ново-маркетингом и отрицанием всего, что было до него. Все они предлагают решить ваши маркетинговые проблемы мгновенно, без бюджета и… без мозгов.

А если такой «гуру» еще имеет издательство, готовое публиковать любой его чих, то мы получаем… ну вы знаете кого.


Анти-маркетинг «от Манна»


Манн любит говорить, что у каждого якобы есть свой маркетинг, но не пытайтесь разгадать его «личный» маркетинг. То это: «Мое любимое определение маркетинга: это приобретение и удержание клиентов»; то – «Маркетинг – это то, что менеджеры по продажам делать не хотят, не могут или не успевают». Это все равно, что сказать: проектирование самолетов – это то, что токари делать не хотят, не могут или не успевают.

На постижение загадочного «маркетинга Манна» у меня ушла пара лет. Помогла «Арифметика маркетинга», особенно глава «Основы». В них вас ждет букет сенсационных открытий, например, таких:

«Маркетинг в компании может существовать в различных ипостасях: как поддержка продаж;
как драйвер бизнеса; как философия бизнеса».

И кто-то все это старательно заучивает!

А если «посмотреть с точки зрения Клиента», то Клиента интересует только он сам и, иногда, продукт вашей фирмы. А в какой именно «ипостаси» она его продает, ему наплевать.

Эти «Основы» напомнили мне слова Энтони Брауна из IBM: «Есть два типа корпораций: корпорации с маркетинговым отделом и корпорации с маркетинговой душой… Последние наиболее успешны; первые же быстро исчезают».

Псевдомаркетинг «от Манна» – это маркетинг «отдела», а не «души»; он не от Клиента, а от маркетолога и/или «первого лица».

Это упрощенчество и профанация трудного маркетингового ремесла, подмена маркетингового мышления и творчества запоминанием терминов, «инструментов» и мелочевки.

Если клиенто-маркетинг представить в виде ореха, то постулаты Друкера – это ядро ореха. Скорлупа – это схоластические схемы, методы и «заплатки».

Игорю Манну удалось создать гремучий коктейль из экономической котлероидности, «якобы практичности» и… анти-клиентоориентиро­ванности.

Первая представлена играми в пи-пи, потугами на маркетинговое «законодательство» à la Траут (для солидности), упоминанием дремучих схем и генерацией ненужных терминов; вторая представляет собой сумбурный набор разношерстных и разнокалиберных фишек, фенек и мулек, а также мелочных, спорных рекомендаций.

Однако особенно опасна третья составляющая – анти-клиентоориентированность. Это по сути анти-маркетинг!


Анти-клиентоориентированность от Манна


Клиент у Манна полностью выхолощен. Он его упоминает только «для галочки»!

В вышеупомянутых «Основах» понятие «клиентоориентированности» сослано за ненадобностью в Приложение 5 с названием «Инструменты маркетинга “Без бюджета”» – а что, г-н Манн, «с бюджетом» о клиентоориентированности надо забыть?

Глава «Клиентоориентированность» в книге «Маркетинг без бюджета» занимает 38 разжиженных страниц. Вы узнаете, что «клиентоориентированность» – это якобы несколько коротких рабочих встреч на темы, как «сделать продукт компании более клиентоориентированным» при этом «решить одним махом множество проблем»; как «сделать процессы взаимодействия с клиентами клиентоориентированными»; как «улучшить сервис в компании». Но не спрашивайте автора, как именно нужно все это клиентоориентировать? Он не знает.

Да, чуть не забыл, еще это слоган и пара т.н. «высоких материй», «звонки вежливости»; Клиент с большой буквы; доступность для Клиентов 24 часа; бесплатная линия 8 800. – Вуаля!

Вы клиентоориентированны, господа!

Примите поздравления от г-на Манна!

И все? И все.

Можно рапортовать наверх.

Вообще Манн, разглагольствующий о Клиенте и клиентоориентированности, чем-то напоминает мне Гитлера, разглагольствующего о любви к евреям.

Но… клиентоориентированность нынче в моде. А поскольку Манн парень «не дурак», его волнуют его любимые Клиенты: маркетологи и «первые лица», покупатели его книг и семинаров (а это серьезный гешефт!). Словом, Манн грозится быстро накропать книгу о клиентоориентированности.

Уже готово гениальное определение: «Клиентоориентированность — это стремление работать так, чтобы клиенты были восхищены вашим подходом и с восторгом рассказывали другим, какие вы замечательные».

Интересно, а когда сам Манн в последний раз «с восторгом рассказывал другим» о замечательных производителях хлеба, стульев, рубашек, запчастей и пр.? Или проще – скольких производителей банальных продуктов он знает?


Все вау-просто и вау-легко!


«Теоретические» основы клиенто-маркетинга просты, но он весьма непрост в применении. Иногда он мучительно труден! Как музыка и стихи, как создание скрипки. Именно этой сложностью объясняется такое большое количество маркетинговых неудач. При этом от маркетинговых решений может зависеть очень многое, даже само существование фирмы. Молодые маркетологи должны быть к этому готовы.

А посему непрофессионально и нечестно внушать им, что маркетинг – это якобы легко и просто, что это набор детских вау-фишек, в т.ч. и таких:



Одна рецензия на «100%-ную» книгу называется «Невыносимая легкость маркетинга» (!?). В текстах Манна мелькают слова «быстро» и «легко»: «Фишкинг… Увидели, быстро внедрили, быстро получили эффект». Или: «У вас уходит пару часов на чтение “Без бюджета” – и вы уже распределяете в команде подходящие инструменты и знаете, когда они начнут работать».

В «Точках контакта»: «Проанализируйте свои точки контакта… и мы уверены, книга окупится – тысячекратно! – в первую же неделю использования концепции точек контакта». И верят же!

Впору вводить в обиход термин «МАННиловщина» – благодушный настрой компании на быстрый и легкий маркетинг «по Манну», на маркетинг по щучьему велению, на МАННу небесную.

В «Маркетинге без бюджета» читаем: «Консалтинг-ланч – это консультация за обедом в будний день. Продолжительность такого обеда с пользой для бизнеса обычно составляет два часа. Вы платите за него 1000 евро (а за свой ланч каждый платит сам). И задаете все имеющиеся вопросы. С нас – идеи, предложения и ответы на ваши вопросы. Мы рассказываем, объясняем, комментируем, предлагаем, консультируем. Общение (уже оплаченное) может быть продолжено и после обеда».

Г-н Манн, это Вы серьезно?

В Mekka Consulting мы восприняли это, как детскую шутку: за два часа невозможно даже толком выслушать Клиента, не то что «объяснять, комментировать, предлагать»!

У нас первая встреча с Клиентом (бесплатная) рассчитана на четыре часа. За это время удается только «поскрести по поверхности». Серьезные же «идеи, предложения и т.д.» в принципе могут появиться только после обстоятельного аудита. Так что описанный выше ланч – это 100%-ный лохотрон.

Предлагая такие с позволения сказать «консультации», Манн, среди прочего, наносит серьезный ущерб репутации маркетингового консалтинга.

А ущерб репутации маркетингового образования наносит подобное:



Я несколько лет не проводил семинары, считая, что за два-три дня нельзя подготовить маркетологов даже из людей с зачатками маркетингового мышления. Я возобновил семинары, когда меня убедили, что они полезны тем, что хоть как-то наставляют людей на правильный путь мышления – от Клиента.

А что можно за 8 фишка-часов?

Специалист по «козявкам»


Зрелость человека не в последнюю очередь определяется его умением выявлять главное и начинать с него. В книге «Rework», изданной, кстати, «МИФом», читаем:

«Игнорируйте детали на ранних стадиях. Архитекторы не задумываются о том, какой плиткой отделать душевую или какую посудомоечную машину установить на кухне, до тех пор, пока не будет завершена планировка помещения. Они знают, что решения по подобным деталям лучше принимать позже… Сначала справьтесь с основой, а уже затем беспокойтесь о деталях».

Наш «гуру» начал бы с плитки – это на его уровне; а до основ он вряд ли дошел бы. Меня изумляет его неспособность отличать первостепенное (основы) даже от десятистепенного. Баснописец сказал бы про него: «Слона-то он и не приметил». Манн – крупный спец по «бабочкам, букашкам, козявкам, мушкам, таракашкам!». Им и только им посвящены его тексты и семинары.

Например, он сейчас призывает начинать маркетинг с точек контакта. Ну, начали, а что дальше? Обычно начинают с «основы», т.е. с содержания контакта – с вопроса, что именно в этих точках контакта доносить до Клиента?

Ответ на этот вопрос дает только обстоятельный маркетинговый аудит. Он же, кстати, подскажет и точки контакта, уникальные для данного случая.

Для сложнейшего ремесла копирайтинга у нашего гуру есть весьма «своеобразные» 16 правил копирайтинга. Среди этих «козявок» нет ни одной о главном – о содержании текста!

Или нет: вам, кровь из носу, нужно иметь УТП – «краткую и яркую фразу – оригинальную причину, побуждающую к покупке». Производители сложных продуктов, даешь яркие фразы! А то, как еще продавать прокатные станы и пр.!

Прабху Гуптара: «Есть различие между философией маркетинга и методами маркетинга. Можно иметь философию без множества методов; и можно также иметь методы без философии. В большинстве случаев, первое имеет смысл; второе же не имеет смысла ни при каких обстоятельствах».

«Методы без философии», не имеющие смысла ни при каких обстоятельствах – это как будто специально сказано о «маркетинге Манна».

Маркетолог себя любимого


Несомненно, следует отметить потрясающий талант и неукротимую энергию Манна в самопиаре – похоже, скоро в Рунете не будет сайта, не содержащего ссылки на него. (Любопытно, а как наш самый «безбюджетный» решает бюджетные вопросы своего вездесущего присутствия?)

Если б меня шибко волновал самопиар, то я обязательно побежал бы на подобное мероприятие:



(Однако причем здесь «клиентоориентированность»? Может быть, потому что основным своим клиентом «гуру маркетинга» Игорь Манн считает себя любимого? Тогда скорее подошло бы «Манно-ориентированность».)

Наберите в поисковике что-то вроде «манн самопиар». Будет нескучно.

Маркетинговая клоунада
«МАННа-МАННа»


У Манна просто талант клоуна и аниматора.

Он активно занимается созданием шутовского (вау) маркетинга. Не хотите приобщиться к этой клоунаде? Вы даже сможете украсить стену вот таким ценным документом:



Что дальше? Вау-вау-маркетер, ку-ку-маркетер, хрю-хрю-маркетер?

Вот мнение ветерана подобных шоу:

«Сейчас на волне маркетинг, где все больше – шоу, и все меньше – маркетинга. Эта “новая волна” “звездных” маркетологов. Но, честно скажу, не о таком маркетинге мы мечтали в 90-е».

Я тоже мечтал не о таком маркетинге.

Манн-стратег


В своем интервью в Белоруссии Манн судит о состоянии и будущем нашенского маркетинга:

«У Репьева тоже есть хорошая сквозная идея: что маркетинг должен продавать, что реклама должна работать».

– Да причем здесь какой-то там Репьев! Эта «идея» была очевидна еще 100 лет тому назад.



«Но я не согласен с ним в том, что отечественный маркетинг должен стать двигателем бизнеса».

– Двигателем бизнеса не может быть ни одна отдельно взятая функция, в т.ч. и маркетинг, российский или нероссийский. Успех фирмы определяется работой всех ее подразделений. Причем в некоторых ситуациях роль маркетинга незначительна.



«Объективно мы еще не воспитали поколение маркетеров, способных прийти к топу и сказать: “Я знаю, куда нам нужно идти и беру за это ответственность”. Нет такого – и не нужно фантазировать».

– Маркетологов воспитывать нужно. Только кому? Котлеру и Манну? Или Друкеру, Левитту и т.д.?

Бизнесу нужны квалифицированные и ответственные маркетологи, способные, среди прочего, сказать, когда надо: «Я знаю, куда нам нужно идти и беру за это ответственность».

А что до фантазий, то именно фантазиями заполнены все тексты Манна.


«Машинизация» маркетинга


Клиенто-маркетинг, чтобы создавать прибыль, должен быть очень творческим. Такой маркетинг требует решений, тонко заточенных под конкретную ситуацию. А это тонкое «ручное» ремесло.

Но… Манн усердно работает над «машинизацией» маркетинга: книга «Маркетинговая машина», компания «ЛидМашина», «ИвентМашина», «СоцМашина».

Что дальше? Автоматизация, роботизация? «МаннМашина»? ВауМашина, что-то наподобие ТРИЗ?

Откуда у Манна такой маркетинговый туман в мозгах?


Я думаю, что причин много.

Одна из них та же, что и у Котлера – из экономистов редко получаются хорошие маркетологи: они далеки от Клиента, их всегда заносит в любимые ими классификации, систематизации, профанации и фальсификации. Они обожают определения и ненужные термины. Они страдают манией упрощенчества. (См. «Экономика и маркетинг: сходства и отличия».)

А какой у Манна был восхитительный преподаватель, И.И. Кретов: «Игорь, скажи им, что маркЕтинг – это плохой мАркетинг». Какая глубокая мысль! Учитель может гордиться своим учеником – он доказал, что и мАркетинг может быть плохим.

Логика Манна


Анализ текстов Манна вызывает у меня некоторые сомнения по поводу наличия у него даже сермяжного здравого смысла. Он талантливо умудряется даже в один абзац вместить несколько ляпов.

Писать рецензии на его тексты адски сложно: на один абзац может потребоваться несколько абзацев опровержений. За морем примеров я отсылаю читателя к своим рецензиям на его книги.

Однако меня просто сразила следующая эскапада в его «Точках контакта»:

«Еще в 1993 году Траут и Райс в книге “22 непреложных закона маркетинга” вывели основные законы маркетинга».

Манн не понимает разницы между словами «выводить» и «бездоказательно декларировать». Этот «вывод» Траута я комментирую в своей рецензии на «22 непреложности»:

«Райс и Траут объясняют создание своего эпохального кодекса маркетинговых законов лихим силлогизмом: “Если есть законы природы, так почему же не быть законам маркетинга?”… В природе существуют непреложные законы… Но позвольте, господа, это никоим образом не доказывает присутствие каких-то непреложных законов в таких областях, как менеджмент, философия, медицина… или… маркетинг!!!»

Далее уже сам Манн декларирует:

«Если законы существуют для всего маркетинга, то они могут существовать и для его инструментов».

Вау!!!

Итак, Манн взял глупость Траута, помножил ее на свою глупость и получил глупость в квадрате. А когда будет глупость в кубе?



Логика вроде бы связана с умом. Но между понятиями «умный» и «парень не дурак» есть разница. Ее неплохо проясняет анекдот: «Бывший двоечник однокашнику-отличнику: “Понимашь, я беру контейнер с пивом за штуку бакинских, потом скидываю ларешникам за три. Вот на эти два прОцента я и живу”.

Наш «гуру» Манн тоже парень «не дурак»!


Вынесет ли «Боливар» двоих «котлеров»?


Котлер разрушил вузовский маркетинг. Вневузовское маркетинговое образование старательно разрушает «русский Котлер» – Игорь Манн.

Кстати, трудно оценить его истинное отношение к «основному» Котлеру, особенно с учетом его таланта человека-флюгера. Если вы, скажем, не жалуете Котлера, то в разговоре с вами он, скорее всего, нелестно отзовется о нем, но вот… подвернулась возможность «срубить бабла», организовав семинар сего «гуру», и тут же появляется панегирик Котлеру, и… достойный ответ на него. Кто-то назовет это гибкостью, кто-то – древнейшей профессией.

Выдержит ли бедный расейский маркетинг сразу двоих «Котлеров»?

Я думаю, что нет.

Я с ужасом представляю себе состояние мозгов молодого маркетолога после двух экзекуций: в вузе его мозги иссушали одним «котлером»; после вуза – другим.

Можно ли его после этого подпускать к практическому маркетингу? Даже на пушечный выстрел?


Аудитория Манна – пипл хавает!


Аудитория Манна смешанная, а с учетом его бешеной самораскрутки, она многочисленна.

Вглядитесь в лица на этой фотографии и попытайтесь догадаться, кто пришел сюда в тщетной надежде извлечь хоть что-то полезное, а кто – просто поиграть в детсад за счет своей компании.

Выше я говорил, что в 1988 г. я наверняка стал бы потребителем текстов и шоу Манна. Им мог бы стать и автор письма, которое я получил в 2004 г. В «теме» стояло «Слава тебе, Господи! Я не идиот».

Это был отклик на какую-то мою статью от кандидата технических наук, волею судеб ставшего финансовым директором. Он писал:

«Каждый раз после семинаров по маркетингу, я был в шоке от того, что не понимал ничего… Стряхнув всю полученную “муть”, я начинаю ломать голову: кто же идиот? я, или консультант? Или этот консультант мне просто “пудрит мозги”?

Спасибо Вам, своей статьей Вы дали исчерпывающий ответ на этот вопрос. Я не идиот».

Однако многие считают, что основной потребитель мудростей Манна – это молодняк, который не очень понимает, что им нужно в маркетинге. На фото – это, скорее всего, дети с вау-игрушками.

(Как вы думаете, какой процент аудитории Манна пройдет тест из этого ролика?)

Встретил в Интернете: «Аудитория – молодые зеленые девочки и юноши. Естественно им нравится». А вот еще:

«Вопрос: А Вы могли бы сформулировать чем маркетинг-по-Манну отличается от маркетинга-по-российски.

Ответ: Тем, что “маркетинг-по-Манну”, красивый… О маркетинге он говорит красиво. В России – маркетинг некрасивый».

Ну, как вам такой критерий оценки?



Что ж, Манн вежлив, вкрадчив, красноречив, обаятелен, харизматичен… Я думаю, что этот список продолжат милые дамы, основные слушательницы его семинаров. Скажем эти:

Вспоминаются слова Михаила Анчарова: «Массовая культура – это великолепно нащупанные потребности и убогие способы их удовлетворения». – Словом, «пипл хавает»! Но как-то не хочется желать «пипл» приятного аппетита.

Пока же маэстро Игорь Манн очень опасен для здоровья нашего маркетинга. Именно нашего, ибо «там» его «МАННкетинг» никому не нужен.

У нас же (прочитано в Интернете) Игорь Манн:



«Русский Котлер», «маркетинговый гуру», «российский маркетолог №1», «чистый практик», «скромный человек, не прилагающий никаких усилий к своему продвижению»…

«МИФ» – маркетинговый пузырь


С 1975 г., когда я перевел на английский свою первую книгу, мне довелось ознакомиться со многими аспектами дела в советских и западных издательствах. На моем счету более 45 переведенных и много отредактированных книг по разным темам.

Мне близки и дороги задачи издательского дела, понятна его высокая социальная ответственность. Этот опыт, и опыт маркетолога, заставляет меня очень сожалеть о постановке дела в «МИФе».



МАНН-иловшина


Все книги «русского Котлера» создают уродливое представление о маркетинге и о задачах маркетолога; все они посвящены не «ядру», а «скорлупе» ореха.

Качество текстов Манна падает, их число растет. Он даже выработал пещерную методику написания своих опусов:

«Если вы хотите такого же быстрого результата: то дача, батарея, продукты на 2 недели – и вперед! – и через две недели ты возвращаешься с рукописью, которую отдаешь коллегам уже для редакторской правки и печати. Теперь я буду стараться так писать всегда».

Так что, читатель, вас ждут еще десятки «двухнедельных» откровений вашего любимого «гуру».

Что толкает его на это? Ответ в его интервью: «Я просто понимал, что если я это [«Без бюджета»] не напишу быстро, это может сделать кто-то другой». – Вот было бы вау-несчастье для всего человечества!

Для повышения производительности своего книжного конвейера Манн перенял опыт Котлера: украшать своим именем тексты молодых авторов.

Интересно, если б у Манна не было под рукой карманного издательства, и ему приходилось, как всем авторам, предлагать свои рукописи другим издательствам, сколько бы из них было отвергнуто?

Представление об этом дает наивное высказывание «гуру»: «Она [“Маркетинг без бюджета”] переведена, я даже попытался продать права на перевод западным издательствам, но это не удалось: увы, русский маркетинг там пока не котируется».

Как вы думаете, в чем причина нежелания серьезных издательств публиковать опусы Манна: в российском происхождении «его» маркетинга, или в чем-то еще? А, может, «в консерватории надо что-то подправить?» (М. Жванецкий).

Дилетантская стратегия


Меня поражает, насколько легкомысленно в издательстве «МИФ» относятся к суперважным вопросам подбора книг и изменения их структуры. Я узнал об этом случайно.

Манн предложил мне опубликовать у него мои 4 книги, две из которых он и его сын давно прочитали. Он составил для меня жесткий график представления ему моих текстов. Я все отложил и занялся ими.

Все шло, как по маслу, но через пару недель последовал отказ, причем не от Манна. Манн даже не счел нужным объясниться!

Ну да Бог с ним, есть и другие издательства. Зато я получил возможность ознакомиться с тем, кто и как в «МИФе» занимается супер-важным делом подбора книг и, по совместительству, их структурой.

Кроме того, я лишний раз убедился в том, что у Игоря Манна весьма «пластичные» представления об этике и морали.

Манн обожает создавать бессмысленные словечки: фишкинг, вау-маркетинг, деньгописание и пр. Его очередной неологизм «Маннкетинг», вызвал у меня желание подставить спереди две буквы «об».


Подбор книг


Издательский бизнес – это бизнес серьезной социальной ответственности. Прежде всего это касается подбора книг – какие именно книги выпускать.

В физике подбор книг во многом сводится к проверке доказательств и обоснований. В маркетинге же доказать можно далеко не все; многое определяется опытом и мудростью человека, отвечающего за подбор книг. В стране, которая не имеет традиций и опыта в маркетинге – это очень ответст­венная вещь: от этого в огромной мере зависит эффективность национального маркетинга и, в конечном счете, национального бизнеса.

Как и в физике, маркетинговые и рекламные истины открывались в основном в первой половине прошлого века. Портфель «МИФа» удивляет тем, что в нем почти не представлены корифеи маркетинга и рекламы, как прошлые, так и настоящие (например, Джей Абрахам). Зато есть масса макулатуры.

В этом портфеле нет ни последовательности, ни четкой идеологии. Примером может служить копирайтинг. Так, «МИФ» продает втридорога замечательную книгу «Огилви о рекламе» – наследство от «Эксмо». Рядом же предлагается макулатура («Настольная книга копирайтера» и пр.)

У «МИФа» есть «талант» подбирать плохие книги. Возьмем, например, две книги по лояльности: плохую – «Откровенная лояльность»; и хорошую – «Мифы о маркетинге и лояльности потребителей». Какую выбрал «МИФ»? Разумеется, плохую.

Подбором текстов, как правило, занимаются опытные люди. В науке это обычно доктора наук или академики. В издательстве «Мир» мне доверили подбор только после многих лет работы. На каждую книгу от меня требовали обстоятельную «внутреннюю рецензию» с оценкой рыночного успеха перевода. Вот так все было серьезно!


Изменение текста книги


Это деликатный вопрос. Когда я работал редактором, я, разумеется, встречал куски текста, которые мне не нравились. Что с ними делать: выбросить, изменить или оставить? Это меня очень напрягало: ведь над книгой работал и автор и редактор русского текста; за текстом стоял чужой труд и чужая мысль.

Редакторы издательства «Мир» тщательно готовили предложения авторам что-то изменить, даже на уровне абзаца, не говоря уже о разделе.

В 1986 г. М. Горбачев ехал в Рейкьявик на встречу с президентом США Рейганом. Для этой встречи мне было поручено отредактировать и перевести на английский очень важную книгу о стратегической оборонной инициативе (Weaponry in Space: the Dilemma of Security).

Поскольку разные главы книги писали разные люди, в ней оказалось много нестыковок и даже ошибок. Несмотря на то, что я был наделен правом менять все по своему усмотрению, я считал своим долгом все обсуждать с соответствующей организацией и автором. Такова этика издательского дела.


Скаут


Манн сообщил мне, что мной будет заниматься какой-то «скаут». От него я вначале выслушал ряд комплиментов по поводу моих книг. Потом Манн мне написал: «Наш скаут Сергей (он отвечает за отбор книг), считает, что книгу нужно “подрезать и подсушивать”». Скаут пояснил: «Предлагаю сделать книгу более структурированной, пожертвовать частью глав и разделов». Вот так-с!

У меня отпала челюсть. Одна книга выдержала 5 изданий, вторая представляла собой тщательно переработанное второе издание. Обе раскуплены.

Перед публикацией я тестирую книги на читателях-добровольцах, предлагая им указать, среди прочего, что надо добавить или убрать.

Но… я всегда рад любым аргументированным предложениям, особенно если они исходят от зрелого, умудренного опытом издателя: выше я объяснил, кто в издательствах имеет право делать такие предложения. На мой вопрос скауту о его опыте (выполненных им успешных маркетинговых проектах и пр.) ответа я не получил.

Тогда я полез в Интернет и узнал много интересного об этом «умудренном опытом издателе». Им оказалось существо слегка за 20, самовлюбленное и графоманское. И, разумеется, с нулевым практическим опытом в маркетинге; да, похоже, и в жизни. Существо зовут Сергей Король:





И вот это-то создание было назначено «МИФом» главным ценителем моих текстов!? Спасибо.

Но хор-о-о-ш, не правда ли?

Ну, ладно, издательство «МИФ» не уважает меня, но почему оно так не уважает себя, отдавая стратегические вопросы на откуп такому отроку? И, в конечном итоге, почему оно так не уважает читателя?

Кстати, судя по скауту, высокие моральные принципы «МИФа» усваивает и издательская молодежь: сей мальчик уже умеет отменно врать и лицемерить.

После этого я задумался, а что же представляют собой соавторы Манна по книгам и семинарам. Что-то мне подсказывает, что эти персонажи такого же калибра, как и наш скаутенок.


Маленькие «МИФ»-ические хитрости


В издательстве «МИФ» ко многому относятся… э, без комплексов, не особенно заморачиваясь этикой.

Недетские игры с заголовками книг


Вспомним бессмертного Козьму Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись “буйвол”, не верь глазам своим». Я думаю, каждый припомнит пару случаев, когда по прочтении книги оказывалось, что ее заголовок не связан с ее содержанием. С книгами «МИФ» – это обычное явление.

Всего несколько примеров:



100%-изация. – Много ли в мире найдется экспертов, которые рискнули бы назвать свою книгу о своей профессии АВС так «АВС на 100%», например, «Физика на 100%»? Не думаю.

Похоже, на планете есть только один такой скромняга – one and only Игорь Борисович Манн. Аплодисменты, господа!



«Настольная книга копирайтера» Э. Слободянюк – Какую книгу называют настольной? Ту, к которой обращаются при решении каждодневных задач. Увы, никаких задач эта книга вам не решит.

Подзаголовок книги: «Правила и приемы написания продающих текстов». В книге таких правил нет. Это убогий текст о названизме и слоганизме – самых незначимых темах копирайтинга.

Потом издательство публикует книгу о копирайтинге «Продающие тексты» начинающего (!?) копирайтера С. Бернадского, в которой нейминг и слоганизм даже не упоминаются!?

Ребяты, не могли бы вы вначале определиться за углом с вашими подходами к копирайтингу?



«Маркетинг от потребителя» Р. Беста – На английском книга называется “Market-Based Management” (встреченные варианты перевода: управление в условиях рыночной экономики; рыночный менеджмент; менеджмент, основанный на рынке). Книга представляет собой притянутые за уши экономо-маркетинговые этюды, не имеющие никакого отношения к клиенто-маркетингу. Но книга везде анонсируется «МИФом», как «Лучшая книга по маркетингу (!?), показывающая влияние маркетинговых инструментов на рентабельность и прибыль». Да ничего она не показывает!

Что прикажете делать неопытному маркетологу? – Разумеется, покупать.


Подлые цены


Считается, что книги издательства в основном рассчитаны на начинающих маркетологов и рекламистов, в т.ч. и на студентов. (В моей Школе есть специальная скидка для студентов.) Однако книги «МИФа» страшно дороги!

Может быть, это как-то компенсируется ценностью содержания книг, насыщенностью текста (максимум ценных мыслей, изложенных минимумом слов), большим объемом полезной информации на страницу? Отнюдь. Причем по мере «бронзовения» нашего «русского Котлера» ситуация становится все хуже. Похоже, что скоро его книги будут печатать золотом на средневековом пергаменте по одному предложению на странице.

Для начала тупо сравним цены на чужие книги, доставшиеся «МИФу» по наследству. Возьмем «Огилви о рекламе». Эта книга одна стоит всех «бестселлеров» Манна, нынешних и на годы вперед.

Ее англоязычный вариант на Amazon.com стоит $16 (около 480 руб.). Русскоязычный вариант «Эксмо» (232 стр., цвет) я купил за 425 руб., причем в дорогом магазине.



Сейчас «МИФ» предлагает ее за 950 руб.!

Чичваркин сказал бы: «Цены просто о… еть!»

(А я-то, дурак, рекомендовал «Эксмо» сделать параллельно черно-белый тираж. Для студентов.)

Но грабительские таланты «МИФа» не заканчиваются примитивными «прОцентами» из анекдота.

В статье «Котлер и котлероиды» я писал о «книжном» гешефте «Фила»:

«Есть три способа повысить доходы от книг:



  • Выпуская старые тексты под новыми названиями;

  • Выпуская новые издания книг;

  • Повышая цены, раздувая объем и вводя цвет.

Всем этим Котлер владеет мастерски».

Но «МИФ» даст Котлеру сто очков вперед.

Рассмотрим верстку. В полиграфии есть термин «коэффициент использования площади бумаги». У многих книг «МИФа» он скандально низкий.

Возьмем для примера «Маркетинг без бюджета»: 296 стр., цена 1200 руб (!?). А цену первого издания и произносить-то страшно!

Текст книги можно отлично разместить на 122 стр., в т.ч. и 15 стр. в конце книги, ненужных большинству читателю. От 296 стр. остается 174 стр. «воздуха» (около 60%).

Во-первых, это 16 пустых страниц и масса полупустых.



Во-вторых, каждый из 50 «работающих инструментов» начинается вот так:



В данном «стрУменте» автор аж на четырех страницах объяснит вам, что такое прайс-лист, и осчастливит парой «козявок». Но не об этом речь.

Каждый раздел в начале и в конце содержит массу бессодержательных позиций типа:

Цель

Создать прайс-лист, увеличивающий продажи.



Сложность реализации

Средняя.


Стоимость

Низкая.


Кому поручить

Маркетеру или коммерческому директору.



Срок изготовления

Неделя.


На все это тратится масса места.

(Кстати, на какой IQ все это рассчитано?)

А теперь, дорогой читатель, оцените, какую часть ваших 1200 руб. вы заплатите за воздух и 100%-ные банальности? Оставшуюся часть вы заплатите за несколько страниц рекомендаций, очень ценных… в денежном выражении.

Вопрос – а почему «дорогой читатель» так дорого платит за все это? Поставьте себя на его место. На него обрушивается цунами рекламы издательства и его «идеолога». Что вы прикажете ему делать?


Печальные выводы


Размышляя об издательстве «МИФ», я не могу отделаться от мысли – вот эту бы энергию да на благое дело! На дело маркетингового просвещения российского бизнеса, мудрого и тонкого просвещения. Здесь издательство могло бы быть флагманом.

Но для этого нужны другие подходы, другой уровень профессионализма, другая этика, другая самооценка. И другие люди.

«МИФ» можно назвать издательством упущенных возможностей. Грустно.

Молодым маркетологам


Дорогие друзья, я писал эту статью для Вас. Вы пришли в маркетинг разными путями: одни через маркетинговые вузы, другие нет. Как ни странно, у последних больше шансов преуспеть.

Вообще вузовское маркетинговое образование парадоксально – я такого не встречал. Почитайте мою статью «Шибко образованный маркетолог».

Джон Скалли, экс-президент Pepsico и Apple: «Хороший маркетолог должен быть концептуально интуитивным… Он должен быть невероятно изобретательным. Некоторые из лучших маркетологов – это люди без маркетингового образования, которые просто хорошо умеют думать».

Однако, клиенто-маркетологу нужно не просто хорошо думать, но и развивать в себе особое маркетинговое мышление и маркетинговый интеллект. И учиться маркетинговому творчеству.

Хотя все это лучше дается тем, чьи мозги не замутнены схоластикой, нельзя сбрасывать со счетов и дипломированных маркетологов – все зависит от человека. Чем скорее, друзья, Вы поймете, что многое из того, что вбили в Ваши головы, не работает и даже вредит бизнесу, и чем скорее Вы начнете думать и анализировать сами, тем лучше.

Китайская мудрость гласит: «Даже если знания раздаются бесплатно, приходить нужно все равно со своей тарой». Дуракам в маркетинге делать нечего.

Учитесь на проектах, от практики к практике. Учитесь на ошибках и удачах, своих и чужих. Читайте мемуары успешных бизнесменов. При этом старайтесь отделять пшеницу от плевел, ибо не всё в маркетинговых текстах стоит принимать на веру. Даже если Вы с уважением относитесь к автору.

Один психолог ввел понятие «эффект явной глупости»: неискушенный читатель встречает явную чушь в тексте уважаемого автора. Перед ним дилемма: не согласиться или принять эту глупость на веру? Обычно принимают – так проще! – и пополняют собой толпы маркетинговых догматиков.

Лекарством от всего этого является здоровое сомнение и анализ. Пропускайте все через свои мозги. Учитесь отказываться от всего эффектного, но неэффективного. Все свои идеи воспринимайте только как гипотезы до тех пор, пока они не будут подтверждены.

Некоторые западные преподаватели, уставшие от псевдомаркетинговых догм, проводят со студентами уроки критического маркетинга.

Желающие могут поупражнять свое критическое маркетинговое мышление, разбирая утверждения из текстов популярных академических авторов в статье «Примеры мышления маркетинговых академистов».

Очень настороженно относитесь к готовым приемам и рецептам – они не всегда срабатывают в конкретной ситуации. Не доверяйте тем, кто предлагает Вам «непреложные законы» и разные «волшебные палочки» – их в маркетинге нет.

И последнее. Не из каждого получается творческий клиенто-маркетолог. Если это Ваш случай, то лучше смените профессию: маркетинговые ошибки очень дорого обходятся бизнесу. Будьте честными.

Дорогие друзья, желаю Вам огромных успехов!



Вы – будущее российского маркетинга. Думайте и работайте, работайте и думайте!

Мои рецензии на книги издательства «МИФ»:

«Маркетинг на 100%»

«Маркетинг без бюджета»

«Маркетинг. А теперь вопросы»

«Настольная книга копирайтера»

«Искренняя лояльность»

«Больше денег от вашего бизнеса»

«Точки контакта»

«Возвращенцы»