Методика организации библиотечных выставок - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Методика организации библиотечных выставок - страница №1/1

Методика организации библиотечных выставок

Методика организации библиотечных выставок – это совокупность методов, приемов и средств выставочной работы, направленных на достижение конкретной цели. Такой целью является создание экспозиций, отвечающих потребностям определенной группы пользователей, отражающих информационные ресурсы библиотеки. Одной из задач методики является обеспечение четкой взаимосвязи и правильного размежевания разделов выставки.
Непосредственный показ литературы на книжной выставке привлекает внимание любого читателя, облегчает работу по обслуживанию читателей различных групп, помогает выявить их конкретные интересы. Но книжная выставка требует большой подготовительной работы, поэтому необходимо очень профессионально и творчески подходить к организации этого мероприятия.
Осмысленное формирование замысла библиотечной выставки, как и любая деятельность, складывается из определенных этапов. Первый этап связан с уточнением проблематики выставки. Вопрос, которому будет посвящена выставка, должен иметь проблемный характер, то есть требующий изучения, исследования. Следующим этапом является изучение содержания проблемы, которую необходимо раскрыть перед читателями. Здесь правилом должно стать условие, что ни одна книга, статья или другой материал не появятся на выставке, если содержание данного источника не известно библиотекарю, не ясна точка зрения автора. Третий этап – это разработка концепции выставки. Библиотекарю следует тщательно обдумать и отобрать необходимые для экспозиции документы, придумать оформительские средства, с помощью которых он сможет воплотить общий замысел, передать необходимые идеи, образы. При этом все элементы выставки должны иметь предельно точное значение, производить задуманное впечатление и подводить читателя к выводам, на которые рассчитывает библиотекарь. Формирование концепции выставки можно считать завершенным, если вы готовы ответить на три вопроса:
1. Что хотите сказать?

2. Для чего и кого готовите библиотечную выставку?

3. Каким образом предполагаете выразить свою позицию?
Библиотечная выставка является не только средством латентного (скрытого) управления чтением, но и способом рекламы, создания привлекательного имиджа «интеллигентной» библиотеки, а также рекламы определенной части информационных ресурсов библиотеки (новой литературы, литературы по конкретной тематике или проблеме, других носителей информации). Библиотечная выставка – проявление фирменного стиля библиотеки: чем более интересны и привлекательны библиотечные выставки для пользователей, тем сильнее положительное впечатление о библиотеке в целом. В то же время выставка как форма деятельности библиотеки сама нуждается в рекламе. Реклама выставки может рассматриваться библиотекой либо как средство продвижения библиотеки в целом, либо как средство продвижения изданий, представленных на выставке.
Выставка рассчитана на осмотр пользователями, ее восприятие как единого целого. Это достигается специальными композиционными методами, цветовыми решениями, а также, при необходимости, выстраиванием логических связей между выставками в различных структурных подразделениях. В элементах дизайна оборудования целесообразно учитывать пропорции, колористические и другие особенности экспонируемых документов. Музыкальное сопровождение создает систему эстетических ассоциаций, связанных с миром звуков, характерных для той или иной темы выставки. Таким образом, все элементы семиотической системы библиотечной выставки имеют выраженную функциональную связь друг с другом.
Существует определенный ряд требований к заголовку библиотечной выставки:

- объем заголовка не превышает пяти слов. Заголовок служит привлечению внимания читателя к выставке, создает мотив обращения к книгам, представленным в экспозиции. Если заголовок многословный, например, стихотворная цитата («Печально я гляжу на наше поколенье, грядущее или пусто, иль темно…»), то, несмотря на узнаваемость текста, его актуальность, такой заголовок не привлечет непроизвольного внимания читателя. Поэтому даже стихотворные цитаты необходимо выбирать короткие или, при необходимости, «обрезать» их. В нашем примере для заголовка выставки достаточно использовать только первую строчку;

- заголовок выставки опосредованно отражает целевое и читательское назначение выставки. Так, выставку литературы к выпускным школьным и вступительным вузовским экзаменам можно назвать «Шпаргалка к экзамену», а экспозиция к юбилеям писателей сказочников может носить заголовок «Сказочный день рождения»;

- оригинальность заголовка, отсутствие заимствований, собственная фантазия автора выставки позволяют наиболее полно отразить и жизненную позицию библиотекаря, и его видение проблемы, которой посвящена выставка. Например, выставка «Николай Рубцов: стихи и судьба» раскрывает автобиографические мотивы поэзии Н. Рубцова, выставка «История России от Карамзина до Гумилева» - историографию государства Российского;

- необходимо с осторожностью подходить к использованию многозначных заголовков, будь это цитата или оригинальное высказывание. В данном случае целесообразно вводить подзаголовок, разъясняющий смысл общего названия. Так, выставка «Зов далеких звезд» в равной степени может быть посвящена и Дню космонавтики, и научно-фантастической литературе.
Концепция каждой выставки подразумевает собственную цветовую гамму. Так, если выставка посвящена военной тематике, сочетание красного и черного цветов создадут тревожное настроение, черного с золотом (близкое к расцветке Георгиевской ленты) – торжественное и т. д. Заголовки целесообразно выполнять, используя сочетание трех цветов: фон – общая информация – символика. Наиболее распространенными считаются следующие типы цветовых композиций:

- двухцветная однотонная, например, синее с голубым;

- двухцветная контрастная – черно-белое;

- трехцветная однотонная, например, бежевое, коричневое и красное;



- трехцветная однотонно-контрастная (белый, синий, голубой) и, как исключение, четырехцветная.
Композиции, выполненные в контрастных сочетаниях красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового цветов, сами по себе броские, как правило, не используются в сочетании с крупным шрифтом заголовка. Наиболее четко воспринимаются следующие контрастные сочетания: черный – на желтом фоне, зеленый – на белом, красный – на белом, черный – на белом, желтый – на черном… Красный цвет создает ощущение близости предмета и вызывает беспокойство. Оранжевый цвет также передает ощущение близости, но вызывает воодушевление. Желтый цвет создает ощущение близости и внушает состояние бодрости. Зеленый цвет отдаляет предмет и вызывает спокойствие. Синий и фиолетовый цвета, как и зеленый, отдаляют предметы, но если синий цвет несет успокоение, то фиолетовый вызывает утомление или агрессивность. Дизайнеры предлагают использовать и такое свойство сочетаний цветов: два контрастных цвета, расположенных рядом, взаимно усиливают друг друга; родственные цвета – ослабляют. Так, зеленый цвет кажется ярче в сочетании с красным.
Эффективность выставочной деятельности библиотек во многом обусловлена четким читательским адресом, актуальностью тематики библиотечных выставок, неординарностью подходов к раскрытию проблематики выставки, а также отбором литературы. Оценка эффективности библиотечных выставок обычно осуществляется путем подсчета книговыдачи с выставки: в листе ежедневного статистического учета и, соответственно, в дневнике учета работы отмечаются книги, взятые читателями с выставки. В случае размещения экспозиции в закрытой стеклянной витрине ведется учет заявок на литературу с выставки.

Н. В. Збаровская