Методика обучения ознакомительному и изучающему чтению. Ознакомительное чтение - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Методика обучения ознакомительному и изучающему чтению. Ознакомительное чтение - страница №1/1


  1. Методика обучения ознакомительному и изучающему чтению.


Ознакомительное чтение – чтение, целью которого является понимание основной информации текста: тема. Основные факты, наиболее важные детали, message =70-75% содержания текста. Этот вид чтения наиб. распространён. Рекомендуются довольно длинные тексты, лёгкие в языковом отношении + избыточная информация. Это достаточно быстрый вид чтения.

Требования к текстам для ознакомительного чтения:

-- С т. зрения языковой сложности, эти тексты должны быть относительно несложными. Эти тексты длинные, лёгкие в языковом отношении + избыточная информация. Ориентированы на среднего читателя. Уровень языковой сложности соотносится с уровнем владения языком: чтобы не было большого кол-ва незнакомых слов, особенно в ключевых позициях.

-- Насыщенность информацией – текст должен содержать второстепенную, избыточную информацию, помимо основной. С т. зрении умений – выделить основное, отделить второстепенное и т.д. Наиб. благоприятные условия создаются в тексте типа – повествование.
Структура упражнений для обучения чтению любого вида.. Эта структура распадается на: предтекстовый этап, чтение текста, послетекстовый этап.
Ознакомительное чтение.

1) Предтекстовые задания: Это должна быть смысловая задача, которая создаёт у читающего установку на понимание основной информации , осн. фактов, наиб. важных деталей.

 Общие вопросы к тексту;

 Чтение текста по предложенному плану;

 Предлагается заполнить таблицу на осн. факты;

 Игровые задания: составь абзацы по порядку; текстовые мозайки (1 кусок текста вставить в другой); параллельные тексты (2 почти одинак. текста → какие факты в 1-ом тексте отсутствуют); группы (3 группы читают з разн. текста на одну и ту же тему).

2) Послетекстовые – проверка понимания ознакомительного чтения:

 Multiple choice: составить 1 незаконченное предложение и 4-5 вариантов продолжений. Одно должно соответствовать тексту, но не цитировать его;

 List of the main facts – учащиеся выбирают то, что относится к тексту;

 Вопросы, табличка по осн. информации (give the gist).

В текстах должны быть отвлекающие факты.

Упражнения: прогнозировать содержание по заголовку; ставить вопросы к осн. информации и отвечать на них; выбрать заголовок, адекватный тексту; делать выписки осн. информации и т.д. Соответствует ли план последовательности изложенных в тексте фактов?; найдите в тексте ответ на вопрос, содержащийся в заголовке; найдите осн. мысль в начале, середине, конце текста; составьте план; озаглавьте текст; на основании содержания дорисуйте карту и т.д.

Это чтение с быстрым темпом, одноразовое чтение про себя с целью понимания осн. информации.
Изучающее чтение предполагает детальное, полное и точное понимание всей информации, в том числе имплицитной. Можно выделить 2 подвида изучающего чтения:


  1. изучение информации с целью ее последующего использования или воспроизведения

  2. чтение с целью критического осмысления, эстетического восприятия

Это чтение протекает медленно, так как учащийся прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания, глубже вникает в суть коммуникативной ситуации.
Обучать этому виду чтения в принципе можно на любом тексте. Однако, учитывая, что здесь важно умения вчитываться в контекст, сопоставлять, сравнивать, осмыслить все детали, изучающее чтении наиболее целесообразно проводить на текстах, которые обладают познавательно ценностью и информативной значимостью и достаточно трудны в языковом отношении, которые имеют определенный подтекст.
Условия успешности обучения изучающему чтению:

- медленное чтение про себя без ограничения времени

- перечитывание с решением новых задач

- перевод на родной язык всего текста или его фрагментов

- самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю
В основе этого вида чтения лежат такие умения как:

- определять важность/значимость/достоверность информации

- полно и точно понимать содержание текста

- делать перифраз или толкование сложных для понимания слов или предложений

- раскрывать причинно-следственные связи

- составлять планы, схемы, таблицы

- предвосхищать дальнейшее развитие событий

- составлять вопросы к основной ил второстепенной информации

- отделять объективную информацию от субъективной

Система упражнений для обучения изучающему чтению состоит из двух частей.


  1. предтекстовый этап (pre-reading part), который предполагает такие задания как:

а) на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста

б) предварять чтение изучением схем, таблиц, графиков, терминов

в) введение в тему (Что вы знаете/думаете/помните о…; Выскажите свое мнение относительно …)


  1. упражнения на обучение изучающему чтению и контроль понимания:

а) распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности

б) назовите данные, которые вы считаете особо важными, и обоснуйте свое мнение

в) добавьте факты, не меняя структуру текста

г) найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации

д) составьте вопросы к основной и детализирующей информации текста

е) напишите тезисы по содержанию прочитанного

ж) объясните, перефразируйте

з) прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test)

и) переведите на родной язык указанные предложения/абзацы

к) выберете из текста информацию, которая объясняет или описывает…

л) сравнить параллельные тексты, один из которых содержит то, чего нет в другом

м) составить развернутый план/резюме/аннотацию/комментарии/выводы



н) подтвердить или опровергнуть утверждения