Методическое пособие «Рабочая тетрадь по музыке» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Н. А. Константинова Сила слова беспредельна г. Терновка 2014г Методическое... 1 200.24kb.
Учебно-методическое пособие Новокубанск 2011 2 526.98kb.
Повторительно-обобщающий урок «Страна большого Хапи» 1 50.34kb.
Методическое пособие по практике устной и письменной речи английского... 1 218.48kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 707.45kb.
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов... 8 830.06kb.
Тесты учебно-методическое пособие для подготовки к зачетам, семинарам 1 333.98kb.
Методическое пособие по музыкальному диктанту. М., 1975, №661. 1 56.89kb.
Н. В. Михалёва е. Г. Петренко международное право учебно-методическое... 4 2190.96kb.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей... 6 1613.09kb.
Рабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного... 1 146.92kb.
Среди знаменитых скрипачей XVIII века таких как Арканджело Корелли 1 185.85kb.
- 4 1234.94kb.
Методическое пособие «Рабочая тетрадь по музыке» - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №29»

Методическое пособие

«Рабочая тетрадь по музыке»

(для учащихся 5 - 7 классов)

Составитель:

учитель музыки

Чарина О.В.

г.о.Саранск 2012



Музыка - могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие.

Василий Александрович Сухомлинский



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика разработки.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.


Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Использование данного пособия направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностномго отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

Настоящая рабочая тетрадь состоит из шести разделов. Каждый раздел соответствует отдельному критерию образовательного стандарта по предмету «Музыка» (музыкальная речь, биографические сведения о композиторах, исполнителях, история создания произведений, стили и музыкальные жанры, исполнительские составы и музыкальные инструменты).

Тетрадь содержит занимательные задания, тесты и викторины с разной степенью сложности, что дает возможность использования детьми различного возраста и разным уровнем подготовки.

Дидактический материал, предложенный в тетради, направлен на усвоение и закрепление знаний, одного из компонентов музыкально-художественного опыта, способствует развитию интереса к занятиям музыки. Такой вид учебной деятельности помогает улучшению качества образования и воспитания современного школьника как всесторонне развитой личности.

Данная рабочая тетрадь может использоваться как отдельное учебное пособие, так и в качестве раздаточного материала по усмотрению учителя музыки.

I. Выразительные средства музыки
1. Определи, к какой группе относятся звуки, издаваемые перечисленными предметами. Соедини стрелочками.
Колокол

Молоток Музыкальные звуки

Пианист

Дождь


Будильник Шумовые звуки

Гром


Скрипач

Певица Звоны

Телефон

2. Соедини стрелками термины с правильным определением.

Темп громкость звучания

Ритм музыкальная мысль, выраженная одноголосно

Кантилена скорость исполнения музыкального произведения

Лад музыкальная декламация

Речитатив согласованность муз. звуков

Гармония чередование долгих и длинных звуков

Динамика напевная, плавная мелодия

Тембр расстояние между низким и высоким звуками

Регистр окраска звука

Диапазон аккорды и их последовательность

Мелодия объединение звуков в группы по высоте и окраске


3. Выбери и подчеркни правильный перевод темпа:

Andante - медленно, живо, неторопливо.

Moderato – протяжно, умеренно, скоро.

Allegro – спокойно, живо, быстро.


4. Вставь в предложения пропущенные слова.

Подсказка: динамические оттенки, средний, полифоническая, низкий, тембр, верхний, гомофонно-гармоническая.

В музыке различают три регистра: __________________, __________________, __________________.

Фактура, состоящая из одноголосной мелодии с аккордовым сопровождением, называется _____________________________________________________________.

Изменение громкости звучания образует _________________________________.

Окраска звучания голоса или музыкального инструмента обозначается термином __________________.

Фактура, основанная на равноправии всех голосов, называется ______________________________.


II. Певческие голоса
5. Вставь в предложения пропущенные слова.

Подсказка: сопрано, мужской, альт, тенор, бас, мужские, женские.

Смешанный хор состоит из ____________________ и __________________ голосов.

Мужской голос баритон звучит ниже _______________, но выше ___________.

Хор, который состоит из ________________ и ________________- называется мужским.

Партии женского хора называется __________________ и ________________.

Самый высокий __________________ голос называется тенор.

Высокие женские голоса называются _______________.
6. Вставь в цепочку пропущенные слова:

Тенор - ______________ - бас.

Сопрано – меццо-сопрано - _____________________.
7. Запиши:

Низкие певческие голоса _____________________________.

Высокие певческие голоса ____________________________.

Средние певческие голоса ____________________________.



8. Соедини певческие голоса с оперными партиями:

Бас Лель


Баритон Наташа Ростова

Сопрано Ленский

Меццо-сопрано Иван Сусанин

Контральто Кармен

Тенор Евгений Онегин
9. Напиши голоса известных оперных певцов.

Ирина Архипова _______________________

Федор Шаляпин ________________________

Антонина Нежданова ___________________

Иван Козловский _______________________

Елена Образцова ________________________

Сергей Лемешев _________________________
III. Музыкальные инструменты. Оркестры.

10. Подчеркни номера правильных утверждений для фортепиано одной чертой, для клавесина двумя чертами, для органа тремя.

1) по его струнам ударяют деревянные молоточки;

2) есть клавиатуры для рук и для ног;

3) при нажатии на клавишу воронье перо зацепляет струну;

4) клавишно-духовой инструмент;

5) на нем можно играть и очень тихо, и очень громко.

6) на нем нельзя играть с яркими динамическими оттенками;

7) звук идет по трубам, в которые механизмом нагнетается воздух;

8) клавишно-ударный инструмент;

9) клавишный струнно-щипковый инструмент;

10) он создан итальянским мастером Бартоломео Кристофори
11. Подчеркните одной линией струнно-смычковые инструменты, двумя линиями духовые, тремя – ударные: тромбон, виолончель, туба, скрипка, литавры, флейта, контрабас, фагот, ксилофон, кларнет, тарелки.
12. Подчеркни инструменты, входящие в состав симфонического оркестра:

тарелки, гусли, арфа, скрипка, туба, балалайка, домра, свирель, виолончель, аккордеон, тромбон, труба, ксилофон, флейта, фагот, баян.



13. В каждой цепочке два инструмента входят в одну группу симфонического оркестра, третий – лишний. Найди его и вычеркни:

скрипка – гобой – контрабас


литавры – колокола – альт

кларнет – флейта - валторна


труба – туба – барабан

арфа – ксилофон – литавры

валторна – тромбон – кларнет

контрабас – флейта – виолончель

гобой – фагот – альт



14. Подчеркни в каждом предложении слова, соответствующие данному определению.

Оркестром руководит скрипач, тромбонист, дирижер, ударник.

В группу медных духовых инструментов входит скрипка, труба, фагот, контрабас.

Симфонический оркестр состоит из группы струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и группы баянов.

Самые высокие инструменты симфонического оркестра – туба, гобой, альт, скрипка, фагот, флейта, труба, кларнет.

Самые низкие инструменты в симфоническом оркестре – флейта, тромбон, туба, альт, контрабас, скрипка, фагот.


15. Переставь буквы – и ты получишь названия инструментов.

Чельлонвио ________________

Нетклар ___________________

Бойго _____________________

Небуб _____________________

Лирытав ___________________

Акпиркс ___________________
IV. Музыкальные жанры и формы

16. Выбери и подчеркни правильные ответы.

Слово «сюита» переводится – жанр, ряд, строй.

Из каких танцев состоит сюита? Краковяк, полонез, аллеманда, мазурка, куранта, сарабанда, галоп, жига.

Как переводится слово «аллеманда»? Французская, немецкая, английская.

Какой танец сюиты самый быстрый? Аллеманда, куранта, сарабанда, жига.

Какой танец сюиты самый медленный? Аллеманда, куранта, сарабанда, жига.

Каким танцем заканчивается сюита? Аллеманда, куранта, сарабанда, жига.

17. К каждому из музыкальных терминов, помещенных ниже, можно подобрать одно из четырех определений. Поставь возле каждого термина номер подходящего определения.

1) танец сюиты

2) раздел сонатной формы

3) тема в сонатной форме

4) многочастное произведение

Жига Побочная

Финал Симфония

Соната Связующая

Реприза Сарабанда

Главная Разработка

Куранта Экспозиция

Аллеманда Заключительная


18. К данным определениям допиши соответствующую музыкальную форму. Приведите примеры.

____________________ - музыкальная форма, состоящая из темы и ее видоизмененных повторений.

____________________ - музыкальная форма, состоящая из многократного (не менее 3 раз) повторения основного раздела – рефрена, с которым чередуются другие разнообразные разделы – эпизоды.

____________________ - произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла.


19. Подчеркните одной линией инструментальные жанры, двумя линиями вокальные жанры, тремя линиями вокально-инструментальные жанры:

симфония, кантата, вокализ, песня, соната, ария, оратория, концерт, романс.


20. Соедини стрелкой название марша и композитора:

«Похороны куклы» Мендельсон

«Свадебный марш» Чайковский

«Траурный марш» Бетховен

«Марш деревянных солдатиков» Шопен

Вспомни, в какие музыкальные произведения или циклы входят эти марши.



Подсказка: «Детский альбом», соната си-бемоль минор, «Сон в летнюю ночь»
21. Подчеркни одной чертой выразительные средства музыки, характерные для колыбельной песни, двумя чертами – для торжественного марша.

Фактура: гомофонно-гармоническая, аккордовая

Лад: мажор, минор

Темп: andante, allegretto

Динамика: «пиано», «форте»

Приведи примеры.


22. Соедини танец и его родину.

Мазурка Англия

Жига Испания

Болеро Польша

Тарантелла Франция

Лендлер Италия

Менуэт Германия

Гопак Венгрия

Чардаш Украина
23. Ответь на вопросы.

В каком жанре объединяются вместе слова и мелодия? _______________________

Какой танец стал частью сонаты, симфонии? ________________________________

Торжественный польский танец-шествие называется _________________________

Куплетная форма характерна для жанра ____________________________________

Как называется музыка для сопровождения танца? ___________________________

Назови известные тебе народные танцы. ____________________________________

Назови известные тебе бальные танцы. _____________________________________

Чем отличается танец от марша? ___________________________________________
24. Подчеркни одной чертой бальные танцы, двумя народные.

Менуэт, лезгинка, вальс, болеро, гопак, мазурка, трепак, полонез, хоровод, краковяк, полька, куранта, аллеманда, гавот.


25. Исправь ошибки в столбцах.

Двудольный размер Трехдольный размер

Вальс Гавот

Полька Мазурка

Куранта Галоп

Жига Краковяк

Полонез Чардаш

26. Вставь подходящие по смыслу термины. Какой композитор работал с данной формой? Как она называется?

Подсказка: канон, тема, противосложение, интермедия, имитация.

И фугу, и инвенцию роднит одна проблема:

В основе каждой пьесы лежит, конечно, ______________.

А голос – продолжение – есть _______________________.

Если в разных голосах тема повторяется,

Это __________________ научно называется.

Темы нет, она молчит - _________________ звучит.

Первый голос запевает, а второй все повторяет

И пытается догнать, чтоб однажды первым стать.

Этот странный марафон называется _____________.


27. Выбери правильный перевод названий музыкальных жанров:

Концерт: песня на воде, удар, состязание.

Экспромт: польский, наготове, немецкий.

Этюд: бег, учение, пение.

Баркарола: музыкальный рассказ, церковное песнопение, песня гондольера.

Прелюдия: воображение, страсти, вступление.

Скерцо: шутка, созвучие, изобретение.
V. Опера. Балет.

28. Ответь на вопросы. Воспользуйся подсказкой.

Литературный текст оперы.

Тема-характеристика определенного персонажа.

Оркестровое вступление к опере или балету.

Вокальная мелодия – среднее между пением и разговорной речью.

Ансамбль из пяти исполнителей.



Подсказка:Речитатив, увертюра, либретто, квинтет, лейтмотив.

29. Подчеркни одной чертой слова, относящиеся только к балету, двумя – только к опере, тремя – относящиеся и к опере и балету.

Ансамбль Каватина Оркестр

Антракт Квартет Па-де-де

Ариозо Кордебалет Речитатив

Ария Лейтмотив Увертюра

Декорация Либретто Хор

Дирижер Монолог Эпилог
30. Подчеркните оперы одной чертой, балеты – двумя. Какому композитору принадлежат эти произведения.

«Спящая красавица», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Иоланта», «Лебединое озеро».


31. Соедини стрелкой партии с соответствующим балетом или оперой.

Керубино «Кармен»

Одетта «Снегурочка»

Фея Драже «Евгений Онегин»

Антонида «Спящая красавица»

Ленский «Свадьба Фигаро»

Хосе «Лебединое озеро»

Лель «Иван Сусанин»



32. Соедини название оперы с написавшим ее композитором.

«Кармен» Римский-Корсаков

«Война и мир» Чайковский

«Свадьба Фигаро» Верди

«Иван Сусанин» Глюк

«Риголетто» Прокофьев

«Евгений Онегин» Бизе

«Снегурочка» Моцарт

«Орфей и Эвридика» Глинка

33. Соедини стрелкой название балета и написавшего его композитора.

«Гаянэ» Прокофьев

«Спящая красавица» Стравинский

«Ромео и Джульетта» Чайковский

«Петрушка» Хачатурян
34. Подчеркните оперы одной чертой, балеты – двумя.

«Кармен», «Война и мир», «Ромео и Джульетта», «Свадьба Фигаро», «Гаянэ», «Иван Сусанин», «Риголетто», «Петрушка», «Евгений Онегин», «Снегурочка», «Орфей и Эвридика», «Спящая красавица»


35. Выбери правильный ответ и подчеркни его.

«Свадьба Фигаро» - это а) соната; б) балет; в) месса; г) опера.

В основе сюжета лежит произведение: а) Гете; б) Гейне; в) Бомарше.

Название пьесы: а) «Недоросль»; б) «Пир во время чумы»; в) «Безумный день, или женитьба Фигаро».

Жанр литературного произведения: а) драма; б) комедия; в) трагедия.

Действие пьесы происходит в течение: а) двух лет; б) трех месяцев: в) одних суток.

Пьеса заканчивается: а) убийством; б) отъездом; в) свадьбой; г) похищением.

Опера начинается: а) интродукцией; б) увертюрой; б) прологом; г) эпилогом.


VI. Композиторы.

36. Соедини фамилию и имя композитора.

Григ Сергей

Чайковский Людвиг

Прокофьев Эдвард

Бетховен Петр

Глинка Вольфганг

Моцарт Михаил

Подчеркни одной чертой фамилию русского композитора, двумя – норвежского, тремя – австрийского.

37. Подчеркните правильные варианты ответов:

Моцарта звали: а) Карл Мария; б) Иоганн Себастьян; в) Вольфганг Амадей; г) Михаил Иванович.

В детстве Моцарта называли: а) непризнанным гением; б) вундеркиндом.

Моцарт являлся: а) французским клавесинистом; б) импрессионистом; в) венским классиком.

Моцарт родился: а) в Лондоне; б) в Париже; в) в Вене; г) в Зальцбурге.

Первым учителем Моцарта был (а): а) сестра; б) отец; в) мать.

Первая опера Моцарта называлась: а) «Свадьба Фигаро»; б) «Волшебная флейта»; в) «Дон Жуан», г) «Митридат, царь Понтийский»

Последним произведением Моцарта является: а) симфония №41; б) «Реквием»; в) «Свадьба Фигаро».



38. Соедини фамилию с именем композитора. Что объединяло этих композиторов?

Балакирев Модест

Бородин Николай

Римский-Корсаков Цезарь

Кюи Милий

Мусоргский Александр



39. Подчеркни программные произведения:

П. Чайковский «Баба-Яга»

Л. Бетховен. Симфония №5

Ш. Сен-Санс «Карнавал животных»

В.-А. Моцарт. Соната №13

М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

И.-С. Бах. Прелюдия и Фуга №1

С. Прокофьев «Петя и Волк»

С. Рахманинов. Прелюдия №1

А. Вивальди «Времена года»

М. Равель. Болеро
40. Реши примеры.

(Октет-квартет) : дуэт =

Квинтет + трио – соло =

Нонет – септет + квартет =

Соло + квартет + трио =

(Секстет + трио) : (квартет – соло) =

Октет – (квинтет – трио) X дуэт =

Трио X дуэт + трио – квартет =

Квинтет + квартет – октет =

41. Подчеркни одной чертой жанры, к которым обращался Шуберт, двумя - жанры, к которым обращался Шопен.

Вальс, экспромт, полонез, мазурка, ноктюрн, прелюдия, музыкальный момент, этюд, соната, баллада, скерцо, концерт, симфония, песня, квартет, опера, балет.


42. Собери названия песен и вокальных циклов Франца Шуберта.

Маргарита, лесной, утренняя, мельничиха, путь, за прялкой, зимний, серенада, прекрасная, царь



43. Исправь ошибки в данных утверждениях. Для этого зачеркни неправильное слово и напиши правильное.

Слово «прелюдия» в переводе с латинского языка означает «окончание»

Мазурка – французский народный танец.

Слово «ноктюрн» в переводе с французского языка означает «утренняя песня».

Великий пианист Антон Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «алмазами».

Шопен умер в родной Польше.

Вальс имеет двухдольный размер.

Полька – польский народный танец

Бах – великий пианист.

44. Викторина «Кто? Где?»

Кто сочинял инвенции?

Кто является создателем классической сонаты, симфонии, квартета?

Кто был одним из первых композиторов-романтиков?

Кто автор комедии о ловком слуге, который оказался умнее своего господина?

Кто написал оперу на сюжет этой комедии?

Кто сочинил более 600 песен?

Кто написал симфонию, посвященную борьбе человека с судьбой?

Кто был первым учителем Моцарта?

Кто превратил бытовые и бальные танцы в концертные пьесы для фортепиано?

Где жили все венские классики?

Где Шопен прожил большую часть своей жизни?

Где хранится сердце Шопена?
45. Узнай фамилию композитора по соответствующему утверждению и напиши ее.

Великий полифонист.

Его называют «отцом» симфонии и квартета.

Бетховен сказал о нем: «Не ручей! – Море должно быть ему имя».

Его называли «чудом XVIII века».

Его музыкальным образованием занимался отец.

В его творчестве установился классический состав симфонического оркестра.

Его любимым инструментом был орган.

В 6 лет отправился в концертное путешествие по Европе.

Его четыре сына стали известными музыкантами.

Им написано 19 опер.
46. Подчеркни фамилии известных тебе композиторов-романтиков. Подпиши страну этих композиторов.

Бах, Шопен, Бетховен, Лист, Гендель, Мендельсон, Дебюсси, Шуберт, Брамс, Моцарт, Бортнянский, Гайдн, Прокофьев, Григ, Вивальди.


47. Ответь на вопросы.

Какое художественное направление становится ведущим в европейском искусстве XVIII веке?

Как переводится с латинского языка термин «классический»?

Какой музыкальный склад оттесняет полифонию на второй план?

Какие новые инструментальные жанры формируются в этот период?

Какой город становится центром музыкальной жизни Европы в XVIII веке?

Какие композиторы считаются венскими классиками?
48. Подчеркни правильный ответ.

Романтизм – это направление в искусстве стран: а) Северной Америки; б) Западной Европы; в) Южной Америки.

Он возник и распространился: а) в конце XIII века; б) в середине XX века; г) на рубеже XVIII-XIX веков.

К периоду раннего романтизма относится творчество: а) Баха; б) Шуберта; в) Моцарта.

Романтизм сформировался под влиянием: а) восстания декабристов; б) разочарования итогами Великой французской революции; г) крестовых походов.

Романтизм впервые сложился в: а) музыке; б) живописи; в) литературе.


49. Расставь периоды истории искусства от раннего периода к позднему.

Средневековье, классицизм, античность, импрессионизм, романтизм, барокко.


50. Подчеркни фамилии венских классиков одной чертой, романтиков – двумя, импрессионистов – тремя.

Бах, Шопен, Бетховен, Лист, Гендель, Мендельсон, Дебюсси, Шуберт, Брамс, Моцарт, Бортнянский, Гайдн, Прокофьев, Григ, Вивальди, Равель.