Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» для студентов бакалавриата по направлению 080100. 62 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
М. Н. Арутюнян Контрольно-измерительные материалы по дисциплине 2 410.31kb.
Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению... 7 1391.71kb.
Методическое пособие по практике устной и письменной речи английского... 1 218.48kb.
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов... 8 830.06kb.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей... 6 1613.09kb.
Tomsk State University I. Savitskaya Basic course of English for... 2 449.91kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Концептуальные основы... 4 1544.35kb.
Н. В. Михалёва е. Г. Петренко международное право учебно-методическое... 4 2190.96kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения г. 2 300.33kb.
Учебное пособие для студентов, практикум для студентов 1 12.36kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 707.45kb.
Тема Роль государства в рыночной экономике 3 1118.02kb.
- 4 1234.94kb.
Методическое пособие по дисциплине «макроэкономика» для студентов бакалавриата по - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине



«МАКРОЭКОНОМИКА»

для студентов бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика»


Краснодар, 2013
Составители:

к.э.н., доцент Бушуева О.Б.

к.э.н., доцент Сергеева А.И.

к.э.н, доцент Власова Н.В.

преподаватель Мищенко Е.А.

РЕЦЕНЗЕНТ:

д.э.н, профессор Дулин М.П.
Рассмотрено и рекомендовано к печати на заседании кафедры экономической теории Кубанского государственного аграрного университета.

Протокол № 10 от 17.06.2013 г.

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Макроэкономика» – сформировать у студента целостную систему мышления, знаний и умений в управлении материальными, информационными и финансовыми потоками в рыночных условиях. Макроэкономика вооружает специалистов различных отраслей народного хозяйства знаниями закономерностей развития экономики, позволяющим им правильно ориентироваться в решении практических проблем производства, ставить и решать задачи, связанные с их профессиональной деятельностью, с учетом экономической целесообразности.

Задачи изучения дисциплины:

Основной задачей изучения дисциплины «Макроэкономика» является реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке специалистов в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

В ходе изучения дисциплины «Макроэкономика» ставятся следующие задачи:

- рассмотреть основные категории и законы, характеризующие экономическую деятельность человека, предприятия и общества в целом;

- обозначить экономические аспекты производственной и предпринимательской деятельности, позволяющие принимать рациональные решения в условиях рыночной экономики;

- сформировать навыки экономического мышления.
2 ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРУЕМЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ
Управление материальными и связанными с ними информационными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности коммерческой организации. Однако в современных условиях эта функция становится одной из важнейших в структуре видов деятельности предприятия. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, что вызывает необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области экономики и владеет ее методами.

Изучение основных тем курса взаимно увязываются с оценкой развития различных процессов, происходящих в современной экономике. Тематический план сочетает теоретические и информационные вопросы.

Семинарские занятия позволяют обобщить и углубить теоретические вопросы по изучаемым темам.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:


  • основные категории и закономерности Макроэкономики;

  • основные определения Макроэкономики;

  • сущность, принципы, модели рыночной экономики;

  • характеристику основных экономических систем;

После освоения курса студенты должны уметь:

  • оперировать экономической терминологией;

  • выполнять типовые практические задания (задачи, тесты) по пройденным темам;

  • анализировать в общих чертах основные экономические события в стране;

  • находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики.

По итогам освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурные:

- владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- быть способным логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- быть способным находить организационно-управленческие решения и быть готовым нести за них ответственность (ОК-8);

2) профессиональные:

- быть способным собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- быть способным на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- быть способным выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- быть способным осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- быть способным использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

- быть способным критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

По итогам изучаемого курса студенты сдают экзамен.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ


Таблица 1

№ темы лекции

Наименование и содержание темы лекции

1

Предмет Макроэкономики.

Макроэкономическое устройство общества. Основные макроэкономические проблемы. Важнейшие макроэкономические показатели. Макроэкономические модели. Национальное хозяйство. Стороны воспроизводственного процесса. Система национальных счетов. Структура общественных фондов. Основные показатели макроэкономики. ВНП, ВВП, НД. Номинальный и реальный ВВП. Макроэкономика и национальная идея.



2

Доходы и расходы: модель кейнсианского креста.

Кейнсианская модель экономического равновесия. Реакция экономики на увеличение спроса при абсолютно эластичном предложении. Модель закрытой экономики без государства. Эффект мультипликатора. Экономика с государственным сектором. Модель IS-LM. Рынок товаров и кривая IS. Свойства кривой IS. Рынки активов и кривая LM. Свойства кривой LM. Равновесие на рынке товаров и активов.



3

Экономическая политика в модели IS-LM.

Влияние увеличения предложения денег на равновесие в модели IS- LM. Влияние увеличения государственных закупок на равновесие в модели IS- LM. Масштабы эффекта вытеснения. Влияние наклона кривой LM на степень вытеснения инвестиций. Влияние различных вариантов фискальной экспансии на равновесие в модели IS-LM. Эффект от использования смешанной экономической политики.



4

Открытая экономика: механизмы обменного курса и платежный баланс.

Платежный баланс. Системы обменных курсов. Плавающий или гибкий обменный курс. Номинальный и реальный обменный курс. Равновесие платежного баланса. Кривая IS в открытой экономике. Модель IS-LM для открытой экономики при абсолютной мобильности капитала. Фиксированный обменный курс. Последствия девальвации при совершенной мобильности капитала. Гибкий обменный курс.



5

Макроэкономическое равновесие.

Характерные черты макроравновесия. Характерные черты частичного равновесия экономической системы. Совокупный спрос и совокупное предложение. Составные части совокупного спроса. Экономический парадокс. Модели макроравновесия (классическая, кейнсианская, монетаристская). Макроэкономические пропорции.



6

Динамика потребления и сбережения.

Потребление и сбережение. Средняя склонность к сбережению. Средняя склонность к потреблению. Доход конечный. Парадокс бережливости. Инвестиции и их воздействие на объем производства. Выбор оптимальной величины капитала. Метод приведенной стоимости. Эмпирические исследования инвестиционных затрат. Модель простого акселератора. Теория инвестиций q-Тобина.



7

Денежная сфера экономики.

Деньги и денежная система. Золотовалютный резерв Центрального Банка России. Электронные деньги. Национальная денежная система. Денежный рынок. Спрос на деньги. Денежная масса. Состав денежного рынка. Конвертируемость денег. Обращение денег. Предложение денег. Денежная база и денежный мультипликатор. Процесс создания денег банковской системой. Отношение наличности к депозитам. Инструменты денежного контроля. Дефицит государственного бюджета и предложение денег. Равновесие на рынке денег.



8

Экономический рост.

Сущность и типы экономического роста. Основные составные элементы экономического роста. Типизация экономического роста. Прибавочный продукт общества. Структура суточного времени. Теории экономической динамики. Долгосрочный экономический рост: модель Солоу. Экономический рост: долгосрочная динамика и переходный период. Безработица и ее формы. Инфляция. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика.



9

Фискальная и кредитно-денежная политика в модели AD-AS при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения.

Случай кейнсианской кривой совокупного предложения. Случай классической кривой совокупного предложения. Случай кривой совокупного предложения с положительным наклоном. Непредвиденная кредитно-денежная экспансия.



10

Стабилизационные политики.

Классификация политик управления спросом. Политика активного вмешательства: проблема лагов. Дополнительные искажения, вызванные стабилизационной политикой при временном шоке. Ожидания и оценка эффекта макроэкономической политики. Дискреционная политика: проблема временной несогласованности.



11

Инфляция.

Причины инфляции. Кривая Филлипса, инфляционные ожидания и кривая совокупного предложения. Филлипса в долгосрочном и краткосрочном периодах. Динамическая кривая совокупного спроса. Динамическая модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS) при рациональных и адаптивных ожиданиях. Подходы к снижению инфляции. Постепенное снижение темпа инфляции или шоковая терапия.



12

Рынок труда и безработица.

Безработица и инфляция в краткосрочном периоде. Фактический уровень безработицы и его составляющие. Естественный уровень безработицы. Модель эффективной заработной платы Шапиро-Стиглица. Политики, направленные на сокращение безработицы. Фактический уровень безработицы и гистерезис.



13

Кредитно-банковская система.

Ссудный капитал. Источники образования ссудного капитала. Кредит и его формы. Формы кредитования. Принципы кредитования. Банковское дело. Назначение банковской системы. Механизм образования банковской прибыли. Бюро кредитных историй. Реформа банков в России.



14

Финансовое обеспечение производства.

Понятие и функции финансов. Движение финансов. Социально-экономический эффект от финансовых вложений. Финансовая система. Структура финансов. Государственные финансы. Централизованные финансы. Аудит. Финансовый рынок. Товарный состав финансового рынка. Составные части финансового рынка.



15

Государственный бюджет.

Бюджетное устройство. Структура бюджетной системы. Доходы и расходы государственного бюджета. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета. Внутренний государственный долг России. Бюджетные резервы. Внебюджетные фонды. Бюджетная политика. Секвестр. Дефицит бюджета.



16

Теория налогообложения.

Сущность налоговых отношений. Элементы налоговой системы. Объекты налогообложения. Назначение налогов. Принципы налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Виды налогов. Налоговая политика. Эффективная налоговая политика. Кривая Лаффера. Налоговый мультипликатор. Налоговые преобразования в России.



17

Фондовый рынок.

Экономическая роль фондового рынка. Участники рынка ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Группировочная классификация ценных бумаг. Фондообразующие ценности и платежные средства. Фондовая биржа. Операции с ценными бумагами. Индекс Доу-Джонса. Фондовое предпринимательство. Фондовая инфраструктура.



18

Структура национальной экономики.

Макроструктура и структурный эффект. Структура общественных потребностей. Типы и виды экономической макроструктуры. Сектор теневой экономики. Структурная политика. Основные направления макроэкономической структурной политики. Структурная проблема и переход к рынку. Структурные сдвиги.



19

Хозяйственное природопользование.

Природные средства производства. Основные направления природопользовательской деятельности. Естественные блага. Использование природных благ. Экологический кризис и экономика. Экологизация производства. Основные пути экологизации производства. Среда обитания. Экосистема. Рыночная система природопользования.



20

Экономическая роль государства.

Необходимость вмешательства государства в экономику. Основные задачи экономической политики государства. Хозяйственные функции государства. Государственное регулирование экономики. Возникновение и развитие государственной собственности. Государство и рыночные преобразования. Экономическая стратегия. Всемирное хозяйство. Общемировой характер экономического прогресса.


3.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ


Цель проведения семинарских и практических занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентами специальной литературы. Основной формой проведения семинаров и практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор хозяйственных ситуаций, возникающих в практической деятельности коммерческих организаций. В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Таблица 2

№ темы лекции

Наименование практического занятия

1

Предмет Макроэкономики.

2

Доходы и расходы: модель кейнсианского креста.

3

Экономическая политика в модели IS-LM.

4

Открытая экономика: механизмы обменного курса и платежный баланс.

5

Макроэкономическое равновесие.

6

Динамика потребления и сбережения.

7

Денежная сфера экономики.

8

Экономический рост.

9

Фискальная и кредитно-денежная политика в модели AD-AS при альтернативных предположениях относительно вида кривых совокупного предложения.

10

Стабилизационные политики.

11

Инфляция.

12

Рынок труда и безработица.

13

Кредитно-банковская система.

14

Финансовое обеспечение производства

15

Государственный бюджет.

16

Теория налогообложения.

17

Фондовый рынок.

18

Структура национальной экономики.

19

Хозяйственное природопользование

20

Экономическая роль государства

3.3 ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ


Таблица 3

№ темы лекции

Форма самостоятельной работы

Форма контроля

1

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

2

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к опросу

5. Ответ во время устного или письменного опроса

3

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка докладов

3. Доклад на семинарском или практическом занятии

4. Подготовка к тестированию

4. Сдача тестов

4

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к опросу, тестированию

5. Сдача тестов, ответ во время устного опроса

5

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к контрольной работе

4. Ответ во время письменного опроса

6

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к коллоквиуму

5. Ответ во время коллоквиума

7

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к тестированию

4. Сдача тестов

8

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

5. Подготовка к опросу, тестированию

5. Сдача тестов, ответ во время устного опроса

9

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к тестированию

4. Сдача тестов

10

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к опросу, тестированию, контрольной работе

4. Сдача тестов, ответ во время письменного опроса

11

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к контрольной работе

4. Ответ во время письменного опроса

12

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

13

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к опросу

5. Ответ во время устного или письменного опроса

14

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка докладов

3. Доклад на семинарском или практическом занятии

4. Подготовка к тестированию

4. Сдача тестов

15

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к опросу, тестированию

5. Сдача тестов, ответ во время устного опроса

16

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к контрольной работе

4. Ответ во время письменного опроса

17

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка докладов

4. Доклад на семинарском или практическом занятии

5. Подготовка к коллоквиуму

5. Ответ во время коллоквиума

18

1. Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Сдача домашних заданий на проверку

2. Проработка конспекта лекции, изучение основной, дополнительной и справочной литературы

2. Ответ во время устного или письменного опроса

3. Подготовка рефератов

3. Сдача реферата на проверку

4. Подготовка к тестированию

4. Сдача тестов

19

Написание курсовой работы

Сдача курсовой работы на проверку

20

Подготовка к защите

Защита курсовой работы

21

Подготовка к экзамену

Сдача экзамена


Методические пояснения

Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки.

Начинается реферат с титульного листа. Далее следует оглавление, соответствующее плану научной работы. Текст реферата делится на введение, основную часть и заключение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется и кратко характеризуется основная проблема, цель и задачи работы, используемые источники. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается отношение студента к ним. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.



Доклад – это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная для устного сообщения. Обычно доклад задается студенту в ходе текущей учебной деятельности, чтобы он выступил с ним устно на семинарском занятии. Как правило, текст доклада оформляется так же, как и текст реферата, снабжается титульным листом и планом и сдается преподавателю после устного выступления.

Необходимость устного выступления предполагает соответствие доклада некоторым дополнительным критериям. Устное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, то есть быть интересно для аудитории подано. Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления (5-10 минут). Поэтому не меньшее внимание, чем написанию самого доклада, студент должен уделить отработке его чтения.

При подготовке доклада можно использовать метод коллективного творчества. Одну и ту же тему преподаватель может дать сразу нескольким студентам одной группы. Стратегия сотрудничества может быть разной. Например, каждый студент готовит доклад по одной и той же теме в порядке соревнования, а группа будет оценивать и выбирать лучшего докладчика. Также можно использовать метод докладчика и оппонента (основной докладчик выступает первым, а оппонент – вслед за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценкой его выступления). Можно подготовить два доклада с противоположных точек зрения и устроить дискуссию. После выступления докладчик должен ответить на вопросы слушателей.

3.4 ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ/ДОКЛАДОВ



Таблица 4.

№ темы лекции

Темы рефератов/докладов

1

  • Особенности макроэкономических отношений.

  • Общественное воспроизводство.

  • Макроэкономическое устройство общества.

  • Основные макроэкономические проблемы.

2

  • Влияние фискальной политики на равновесие.

  • Реакция экономики на увеличение спроса при абсолютно эластичном предложении.

  • Модель закрытой экономики без государства.

3

  • Последствия денежно-кредитной экспансии при фиксированном обменном курсе и совершенной мобильности капитала.

4

  • Последствия фискальной экспансии при гибком обменном курсе и совершенной мобильности капитала.

5

  • Формирование инвестиционных ресурсов.

  • Концепция мультипликатора-акселератора.

  • Коэффициент мультипликатора.

6

  • Последствия фискальной экспансии при фиксированном обменном курсе и совершенной мобильности капитала.

  • Девальвация национальной валюты.

7

  • Коэффициент акселератора.

  • Инвестиционные блага.

  • Разделение решения об инвестициях и решения о потреблении.

  • Инвестиции в основной капитал: неоклассический подход.

8

  • Формирование инвестиционных ресурсов.

  • Концепция мультипликатора-акселератора.

  • Коэффициент мультипликатора.

  • Коэффициент акселератора.

9

  • Разделение решения об инвестициях и решения о потреблении.

  • Инвестиции в основной капитал: неоклассический подход.

10

  • Эмиссия денег.

  • Теория денег.

  • Спрос на деньги.

  • Денежные агрегаты.

  • Трансакционный спрос на деньги: модель Баумоля-Тобина.

11

  • Спрос на деньги, вызванный осторожностью.

  • Спекулятивный спрос на деньги.

  • Спрос на деньги при гиперинфляции (функция Кейгана).

12

  • Эмпирические факты экономического роста.

  • Источники экономического роста.

  • Базовая модель Солоу (без технологического прогресса).

  • Стационарное состояние.

  • Золотое правило накопления капитала.

13

  • Циклический характер воспроизводства.

  • Фазы экономического цикла.

  • Виды циклов.

  • Экономические кризисы.

  • Антикризисное регулирование.

14

  • Макроэкономическая политика при рациональных ожиданиях.

  • Ожидаемая кредитно-денежная экспансия.

15

  • Ожидания и реакция экономики.

  • Проблема неопределенности мультипликатора.

16

  • Равновесие на рынке труда.

  • Циклическая безработица.

17

  • Основные направления макроэкономической структурной политики.

  • Структурная проблема и переход к рынку.

  • Структурные сдвиги.

18

  • Виды ценных бумаг.

  • Группировочная классификация ценных бумаг.

  • Фондообразующие ценности и платежные средства.

19

  • Экологический кризис и экономика.

  • Экологизация производства.

  • Основные пути экологизации производства.

  • Среда обитания.

20

  • Основные задачи экономической политики государства.

  • Хозяйственные функции государства.

  • Государственное регулирование экономики.

Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения отдельных тем (вопросов)



Тема (вопрос)

Основная литература

Дополнительная литература

1. Предмет Макроэкономики.

Экономика: Учебник для вузов / Под ред. доц. А.С. Булатова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во «Экономистъ», 2008

Маркс К. К критике политической экономии – К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. изд. 2, том13

2. Экономическая политика в модели IS-LM.

Сидоров А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. В 2-х частях, 2007

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика – М.; 1993, гл.3

3. Макроэкономическое равновесие.

Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – М., 2007

Курс экономической теории: учебник. – изд-е 4-е доп. и перераб./ Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2008

4. Динамика потребления и сбережения.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.: «Проспект», 2008

Коуз Р. Фирма, рынок, право – М., 1993

5. Экономический рост.

Экономика: Учебник для вузов / Под ред. доц. А.С. Булатова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во «Экономистъ», 2007

1. Земельный кодекс РФ.

2. Экономическая теория под редакцией А.И.Добрынина – СПб, 2008, гл.14.



6. Стабилизационные политики.

Сидоров А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. В 2-х частях, 2007

Экономическая теория под редакцией А.И.Добрынина – СПб, 2008, гл.13.

7. Кредитно-банковская система.

Сидоров А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. В 2-х частях, 2007

Гражданский кодекс РФ, гл 17

8. Государственный бюджет.

Экономическая теория. Учебник для ВУЗов/ Под ред. А. Грязновой. – М., 20086

Маршал А. Принципы политической экономии М., 1983, гл. 6

9. Теория налогообложения.

Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – М., 2008

Экономика переходного периода/ Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. – М., 1993

10. Хозяйственное природопользование.

Экономическая теория. Учебник для ВУЗов/ Под ред. А. Грязновой. – М., 2008

В.П. Зыза. История экономических учений. – Краснодар, 1997, гл.15

3.5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
График текущего и итогового контроля знаний

бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика»


2 курс, 3 семестр

Форма

контроля


Недели

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1. Опрос устный

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х

х







2. Тестирование по пройденным темам













х










х










х



















3. Реферативные доклады по темам







х










х







х



















х







4. Письменная контрольная работа































х










х













5. Коллоквиум по разделам дисциплин










х













х






















х







6. Зачет промежуточный













х






















х



















7. Защита курсовой работы














































х

х

х




7. Экзамен























































х



3.5.1 Тематика контрольных работ
Вопросы к 1 контрольной работе по дисциплине «Макроэкономика» (3 семестр, очное отделение)
Описать одну из ситуаций экономического выбора, с которой вам приходилось столкнуться в повседневной практике, на работе или дома. Указать основные факторы, необходимые для принятия решения, и те факторы, от которых можно абстрагироваться. Оценить альтернативные издержки принятого решения.
Решение:

На работе, в одну из обязанностей профессии входит, контроль и учет канцелярских товаров, т.е. у каждого менеджера не должно возникнуть проблем из-за отсутствия таких расходных материалов. Каждые две недели я отправляю сформированный заказ компании-поставщику. А в течение двух недель (по общепринятым правилам компании), сами сотрудники укомплектовывают заказы, по мере их необходимости.

Ситуация – крайне редко поставщик канцелярских товаров нас подводит, например, может привезти сопроводительные документы, неправильно оформленные, или из-за большой номенклатуры товара может быть незначительная, но недостача, вот ее и возьмем за рассмотрение.
Экономический выбор
Поставщик привез партию товара на общую сумму в 56 тысяч рублей. При сверке отгружаемого товара с сопроводительными документами, выявилась недостача на сумму 24 рубля. В этом случае мы обязаны отказаться в принятии товара на учет нашего предприятия, возможности довоза исключены, так как мы обязаны поставить весь товар на баланс компании. Отправить обратно курьера с товаром – выявляются дополнительные расходы по выгрузке и отгрузке товара, что составляет более 400 рублей. Итак, наше решение будет более рациональным: мы принимаем товар, без корректировок в документации. Объяснив своему руководству о данной недостаче официальным письмом.

24 рубля составляют 0,04% от суммы общих закупок (56 000 руб.)

Так же, 24 рубля составляет 6% от суммы уже затраченных погрузочно-разгрузочных работ.

Если данное решение принимает обратный поворот, мы имеем:

400 руб. умножаем на 3, получаем – 1200 руб. что уже составит более 2% от общей стоимости товара.

Итак, преобразуем данные в таблицу.

Таблица 1.

Статьи


расходов Стоимость

расходов % от общей суммы

Стоимость товара 56 000 100

Погрузочно-разгрузочные работы 400 0,71

Итого сумма принятого рационального решения 56 400

Издержки, которые могут произойти если, не принять решение

Стоимость товара 56 000 100

Погрузочно-разгрузочные работы при принятии товара, загрузке обратно, и выгрузке, когда его привезут с ново 400+400+400=1200 2

Итого сумма решения без принятия решения 57 200
Вопросы к 2 контрольной работе по дисциплине «Макроэкономика» (3 семестр, очное отделение)

1. Рост цен на хлеб в России в условиях либерализации с января 1992г. не привел к уменьшению спроса на этот товар; более того, спрос на него даже повысился. Чем это объясняется? Не объясняется ли это феноменом Гиффена? Если да, то докажите.

2. Как изменится спрос на товар, если изменяется цена на товар комплемент: спрос на ягоды при росте цен на сахар; спрос на фотоаппараты при росте цен на фотоплёнку. В каком направлении сдвинется кривая спроса на ягоды и фотоаппараты?

3. Какой будет кривая спроса - более пологая или более крутая у групп населения с высокими или низкими доводами?

4. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар субститут: спрос на уголь при росте цен на нефть; спрос на чай при росте цен на кофе; спрос на маргарин при росте цен на масло?

5. В каком случае понятие "Фирма" и "Отрасль" совпадают или являются синонимами?

6. «Чистый» монополист может повышать цену на свой товар безгранично: ведь он единственный производитель в отрасли. Кривая спроса на его товар - абсолютно не эластична. Вы согласны с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ (аргументируйте ответ),

7. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство и решили открыть собственное дело: создать завод по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придётся преодолеть?

8. Продавцы обычно раскладывают товар на рынке в разные кучки: крупные яблоки, помельче, мелкие и соответственно назначают цену. Имеет этот пример отношение к ценовой дискриминации? Дайте аргументированный ответ.

9. Допустим, что в отрасли существует всего 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каковы у фирмы-олигополиста пути и способы максимизации прибыли?

10. Можно ли сказать что процессы денационализации или приватизации тождественны понятию демонополизации? Аргументируете ответ.

11. Целесообразно ли с Вашей точки зрения проводить ликвидацию монополий на услуги кабельного телевидения, газоснабжения и теплоснабжения? Ответ аргументируйте.

12. Во второй половине 70-х годов потребление кофе на душу населения в Западной Европе упало и его цена удвоилась. Чем это, по Вашему мнению, можно объяснить?

13. Новый владелец булочной в микрорайоне решил поднять цену на черный хлеб, в то время как во всех остальных булочных этого района она осталась прежней. Как это сказалось на его выручке от продажи черного хлеба и почему?

14. На основе закона спроса ответьте на следующие вопросы:

а) Почему в слабо развитых странах производится мало легковых автомобилей?

б) Может ли резкое падение реальных доходов населения в России разорить сельское хозяйство? А заводы, производящие телевизоры?

в) Почему даже в условиях глубокого кризиса в России лучшие ВУЗы страны продолжают сохранять высокие конкурсы?

15. По итогам первого полугодия 1992 г. после либерализации цен Госкомстат России сообщил: "Молочных продуктов люди стали потреблять на 25 % меньше, чем в прошлом году, мясных продуктов на 15%, рыбных - на 17%, фруктов - на 30 %, сахара и кондитерских изделий - на 20 %. В 2-2,5 раза сократился объём покупок одежды и обуви. Прокомментируйте эти результаты. Почему потребление всех видов товаров не сократилось на одинаковую величину?

16. На основе закона спроса объясните следующие явления:

а) Правительство страны постоянно предупреждает, что каждой рост минимальной зарплаты ведет к очередному витку цен;

б) Во время инфляции богатые ещё больше богатеют а бедные беднеют.

17. Определите, с какого вида эластичностью спроса мы имеем дело в следующих задачах:

1) Потребитель за определённый период покупает Юл молока по цене 1200 руб. за I литр, при цене 1000 руб. за литр он покупает за тот же период тоже самое количество молока.

2) Цена на товар падает с 5000 руб. за I кг до 4500 руб. Это приводит к увеличению спроса с 14 тыс. кг до 15,5 тыс. кг.

3) Хотя правительство снизило акциз на шампанское, налоговые поступления от продажи шампанского увеличились;

4) Доход семьи вырос в 2 раза, а спрос на спички и соль остался неизменным.

18. Рассчитайте коэффициент эластичности и определите вид эластичности.

1)Цена на один автомобиль определённой марки возросла на 15 %, количество проданных автомобилей уменьшилось на 2 %.

2) Доход семьи увеличился на 6 %, а спрос на некоторые товары повышенной потребности вырос на 12 %.

19. Что утверждает закон Энгеля-Шваба?

20. В каком случае спрос регулирует эластично при изменении величины дохода? Приведите примеры.


3.5.2 Тематика тестовых заданий по дисциплине
Вопрос 1.

Предметом исследования макроэкономики являются:



  1. поведение таких агентов, как домашние хозяйства, фирмы, отдельные потребители и производители;

  2. причины инфляции, безработицы в стране;

  3. система денежного обращения в стране;

  4. влияние фискальной политики на экономический рост;

  5. реализация продукции и повышение эффективности производства.

Вопрос 2.

Основными субъектами в макроэкономике является:


  1. центральный банк;

  2. домохозяйства;

  3. фирмы;

  4. рынок товаров и услуг;

  5. государство.

Вопрос 3.

При нормативном макроэкономическом анализе осуществляется:


  1. теоретическое обоснование модели поведения экономического субъекта;

  2. изучение результатов воздействия поведения экономических субъектов на изменение макроэкономических показателей;

  3. разработка рекомендаций по использованию инструментов макроэкономической политики;

  4. эмпирическая проверка правильности теоретических гипотез.

Вопрос 4.

ВВП равен стоимости:


  1. промежуточного продукта;

  2. продукта перепродаж;

  3. конечного продукта, произведенного внутри страны за год;

  4. конечного продукта, произведенного национальным капиталом за год.

Вопрос 5.

ВВП и ВНП отличаются на величину:


  1. стоимости промежуточного продукта;

  2. стоимости продукта перепродаж;

  3. трансфертных платежей;

  4. сальдо факторных доходов из-за рубежа.

Вопрос 6.

Трансфертные платежи - это:


  1. выплаты, не обусловленные производством товаров и услуг;

  2. просроченные платежи;


  3. следующая страница >>