Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских и стоматологического факультетов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 707.45kb.
Учебное пособие Ставрополь 2005 (075. 8) Бкк 28. 072 Я 73 Б63 1 271.35kb.
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... 1 362.35kb.
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... 1 375.2kb.
Учебное пособие для туд. Педвузов. М.: Астель, 2008. 222 с. 1 128.24kb.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей... 6 1613.09kb.
Кафедра общей гигиены Н. Л. Бацукова, Т. С. Борисова 2 448.15kb.
Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению... 7 1391.71kb.
Методическое пособие по практике устной и письменной речи английского... 1 218.48kb.
Учебное пособие для I курса факультетов иностранных языков Балашов... 14 1035.74kb.
Tomsk State University I. Savitskaya Basic course of English for... 2 449.91kb.
Европейский процесс: страны и регионы 1 261.41kb.
- 4 1234.94kb.
Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям для студентов І курса - страница №1/2

Министерство здравоохранения Украины
Государственное учреждение

«Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины»
Кафедра гуманитарных наук


История Украинской культуры
Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских и стоматологического факультетов

Днепропетровск

2013

Составитель: к.и.н., ст. преподаватель кафедры гуманитарных наук ГУ «ДМА МЗ Украины» Врадий Егор Андреевич
Публикуется по решению кафедры гуманитарных наук ГУ «ДМА МЗ Украины», протокол № 10 от 31.05.2013 г.
Утверждено на заседании ЦМК ГУ «ДМА МЗ Украины», протокол № 7 от 25.06.2013 г.


Методические рекомендации к семинарским занятиям
ТЕМА 1. ИСТОКИ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(2 часа)


План семинарского занятия

1. Неолитическая революция и ее влияние на развитие материальной и духовной культуры.

2. Культурний комплекс эпохи недолита – энеолита (трипольская археологическая культура).

3. Культура скифо-сарматской эпохи. «Зверинный» стиль в искусстве ираноязычных кочевников.

4. Эллинская колонизация Северного Причерноморья и ее роль в культурном диалоге оседлых и кочевых народов на территории южных украинских земель .
Обратить внимание на следующие понятия:

        Анимизм, тотемизм, магия, фетишизм, археологическая культура, палеолит, мезолит, неолит, пектораль, инициация, матриархат, патриархат, промискуитет, матрилинейность, матрилокальность, экзогамный (эндогамный) брак, пиктограмма, табу, полис, амфора, фибула, эллинизм, античность, воспроизводящие типы хозяйства, присваивающие типа хозяйства.


Обратить внимание на персоналии:

Геродот, Митридат, Германарих, Аттила, В. Хвойко, В. Г. Чайлд, З. Фрейд, Б. Мозолевский.


Темы для реферативных докладов:

1. В. Хвойко – первооткрыватель трипольской культуры.

2. Б. Мозолевский: жизненный путь поэта-археолога.

3. В. Г. Чайлд и его теория первобытных культурных революций.



Список рекомендуемой литературы

  1. Алексеев В.П. История первобытного общества / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: «Высшая школа», 2001. – 318 с.

  2. Гавриленко О. А. Античні держави Північного Причорномор’я: біля витоків вітчизняного права (кінець VII ст. до н.е.  – перша половина VI ст. н.е.). Монографія / О.А. Гавриленко. – Харків: Парус, 2006. – 352 с.

  3. Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. – М.: «АСТ Хранитель», 2006. – 415 с.

  4. Дещинський Л. Українська і зарубіжна культура. Курс лекцій / Л. Дещинський. – Л.: Львівська політехника, 2001. – 280 с.

  5. Зубарь В. М. Боги и герои античного Херсонеса / В.М. Зубарь. – Х.: «Стилос», 2005. – 188 с.

  6. Іванченко Р. Історія без міфів: Бесіди з історії української державності: Навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. – 2-ге вид., переробл. і допов. / Р. Іванченко. – К.: МАУП, 2007. – 624 с.

  7. Козира Є. Українська і зарубіжна культура / Є. Козира. – К.: Здоров’я, 2001. – 280 с.

  8. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010. – 192 с.

  9. Леви Е. И. Ольвия. Город эпохи Эллинизма / Е. И. Леви. – Л.: Наука, 1985. – 152 с.

  10. Маланюк Є. Нариси історії нашої культури / Є. Маланюк. – К.: Обереги, 1992. – 80 с.

  11. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 429 с.

  12. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Л. Г. Морган. – М., 1999.

  13. Морган Л. Г. Лига Ходеносауни, или ирокезов / [Пер. Бломквист Е.Э. ] / Л. Г. Морган. – М.: Наука, 1983. – 301 с.

  14. Огієнко І. Українська культура: коротка історія культурного життя українського народу / І. Огієнко. – К.: Довіра, 1992. – 141 с.

  15. Ольвия. Античное государство в Северном Причерноморье / Крыжицкий С.Д., Русяева А.С., Крапивина В.В. и др. – К.: Наукова думка, 1999. – 511 с.

  16. Попович М. В. Нарис культури України / М. В. Попович. – К.: «АртЕК, 1998. – 728 с.

  17. Рыбаков Б. С. Геродотова Скифия / Б. С. Рыбаков. –  М.: Наука, 1979. – 140 с.

  18. Семенов Ю. И. На заре человеческой истории / Ю. И. Семенов. – М.: «Мысль», 1989. – 318 с.

  19. Скифы: Хрестоматия / [Сост., введение, коммент. Т. М. Кузнецовой] –  М.: «Высшая школа», 1992. – 423 с.

  20. Соколов Г. Ольвия и Херсонес. Ионическое и дорическое искусство / Г. Соколов. – М.: Греко-латинский кабинет, 1999. – 570 с.

  21. Сорочан С. Б. Жизнь и гибель Херсонеса / С. Б. Сорочан, В. М. Зубарь, Л. В. Марченко. – Х.: Майдан, 2000. – 828 с.

  22. Толочко П. П. Давня історія України / П. П. Толочко. – К.: Либідь, 1994. – Кн. 1. – 238 с.

  23. Тэйлор Э.В. Первобытная культура / Э. В. Тэйлор. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 253 с.

  24. Фартушний А. Українська культура / А. Фартушний. – К.: Знання, 1999. – 324 с.

  25. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации / [Пер. с англ. И. А. Емец] / Г. Чайлд. – М.: Центрполиграф, 2009. – 272 с.

  26. Чмихов М. О. Давня культура / М.О. Чмихов. – К.: Світло на Сході, 1998. – 180 с.

        При подготовке к первому вопросу семинарского занятия целесообразно обращение студентов к сущности явления неолитической революции, потому что именно она знаменовала кардинальные изменения в образе жизни первобытных людей. Переход наших предков от присваивающего к воспроизводящему образу жизни привел к целому ряду трансформаций в материальной и духовной культуре человечества. Характеризуя неолитический переворот, необходимо указать его возможные причины и остановиться на научных интерпретациях (теориях) того, почему в эпоху нового каменного века произошла кардинальная переориентация человеческого образа жизни. Анализируя последствия неолитической революции логично структурировать их по двум направлениям: изменения в духовной культуре (переход от матриархата к патриархату, специализация труда, расслоение родовой общины, усложнение религиозных верований и др.) и преобразования в материальной сфере человечества (появление керамики, возникновение ремесленничества и др.). С целью более наглядной демонстрации динамики изменений в жизни первобытных людей, рекомендуется заполнить таблицу «Развитие материальной и духовной культуры первобытного времени» (См. Приложение 1).

        Время энеолита (медно-каменного века) на украинских землях известно прежде находками так называемой трипольской культуры. Готовясь к обсуждению второго вопроса семинарского занятия нужно знать историю обнаружения и исследования данной археологической культуры, ориентироваться в основных теориях происхождения и исчезновения трипольцев т. д. Характеризуя археологические артефакты, найденные на местах поселений трипольцев, логичным является проведение параллелей с духовной сферой жизни первобытных людей, интерпретация того как духовная сфера влияла на материальную. Следует учитывать, что «трипольский период» истории был довольно длительным, а ареал расселения носителей этой культуры – довольно масштабным (от территории Балканского полуострова до Северского Донца). Соответственно, с движением трипольцев с запада на восток менялся традиционный способ их жизни (от земледелия к скотоводчеству), что делает невозможным отождествление трипольцев с отдельным образом жизни.

        Подытоживая данный вопрос, необходимо обратить внимание и на аспект значенння трипольского периода в общем развитии культуры украинских земель. Вполне логичной, является постановка вопроса: почему тема трипольской культуры традиционно принадлежит к своего рода сакральным аспектам украинской истории? Попытка студентов найти ответ на данный вопрос, развитие собственных интерпретаций подобной ангажированности украинского историографии, будут способствовать творческому осознанию места и значения трипольской культуры.

        Изучение культуры кочевых народов в процессе подготовки к третьему вопросу позволяет отследить роль иранского и тюркского элементов в становлении культурного массива украинских земель. Особый интерес вызывает процесс адаптации кочевых народов к климату, особенностям природного ландшафта украинских земель, их отношения с автохтонным населением и греческими колонистами. Также следует обратить внимание на явление зверинного стиля в кочевом искусстве, проанализировать духовную культуру кочевников т.д.

        Эллинистическая колонизация (VII – V вв. до н. э.) стала выдающимся явлением в истории культуры украинских земель, ведь именно она способствовала проникновению высоких образцов греческой культуры. Города-колонии (Ольвии, Херсонесе, Пантикапей и др.). были не только ретрансляторами культурных достижений Эллады, но и выступали в качестве центров создания собственного культурного продукта, который также влиял на местное население. Ярким примером этого является деятельность философа из Ольвии – Биона Борисфенида.

        При подготовке к данному вопросу, как и к семинарского занятия в целом, целесообразно использование картографического материала, который позволил четко соотносить пределы культурных и этнических влияний.

ТЕМА 2. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
(4 часа)
План семинарского занятия
1. Летописание Древней Руси как историко-культурное наследие эпохи.

2. Литература Древней Руси («Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Поучение» В. Мономаха, «Слово о полку Игореве»).

3. Архитектура и живопись Древней Руси.

4. Влияние монгольского нашествия на культурное развитие древнерусских земель (XIII – ХV вв.).


Обратить внимание на следующие понятия:

        Золотая Орда, Сарай, митрополит, епископ, мозаика, фреска, иконоборчество, алтарь, бабинец, неф, 7 христианских таинств, апокрифическая литература, агиографическая литература, патристика, ярлык, десятина, должностей, детинец, темник, майолика.


Обратить внимание на персоналии:

        Иларион, Никон, Нестор Летописец, Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, В. Мусин-Пушкин, В. Ганка, А. Рублев.


Темы для реферативных докладов:

1. «Слово о полку Игореве» и теории его происхождения.

2. Русская переводная литература и ее жанровые особенности.

3. Тюркский элемент в русской культуре.


Список рекомендуемой литературы

  1. Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. – М.: «АСТ Хранитель», 2006. – 415 с.

  2. Дещинський Л. Українська і зарубіжна культура. Курс лекцій / Л. Дещинський. – Л.: Львівська політехника, 2001. – 280 с.

  3. Єльников М. Золотоординські часи на українських землях / М. Єльников. – К.: Наш час, 2008. – 176 с.

  4. Іванченко Р. Історія без міфів: Бесіди з історії української державності: Навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. – 2-ге вид., переробл. і допов. / Р. Іванченко. – К.: МАУП, 2007. – 624 с.

  5. Козира Є. Українська і зарубіжна культура / Є. Козира. – К.: Здоров’я, 2001. – 280 с.

  6. Маланюк Є. Нариси історії нашої культури / Є. Маланюк. – К.: Обереги, 1992. – 80 с.

  7. Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси. (По материалам эпиграфики Х – первой половины ХIII века) / А.А. Медынцева. – М.: Наука, 2000. – 291 с.

  8. Огієнко І. Українська культура: коротка історія культурного життя українського народу / І. Огієнко. – К.: Довіра, 1992. – 141 с.

  9. Повесть временных лет – СПб.: Наука. 1999. – 668 с.

  10. Попович М. В. Нарис культури України / М.В. Попович. – К.: «АртЕК, 1998. – 728 с.

  11. Фартушний А. Українська культура / А. Фартушний. – К.: Знання, 1999. – 324 с.

  12. Яковенко Н. Нариси історії України з найдавніших часів до ХVIII ст / Н. Яковенко. – К.: Генеза, 1997. – 312 с.

        Начиная подготовку к первому вопросу семинарского занятия, нужно определить терминологическое содержание понятия «летопись», обратить внимание на корни традиции летописания русских земель, исследовать византийские и западноевропейские хроникальные влияния на процесс создания древнерусских исторических произведений. Говоря о конкретных примерах древнерусского летописания, необходимо прибегать к анализу конкретно-исторических обстоятельств их создания, определить факторы, которые могли бы влиять на содержание, тональность летописания т. д.

        Определяя содержательные особенности летописных текстов, то есть анализируя летописи как исторический источник, необходимо учитывать своеобразие языка летописи, ее религиозный символизм, который обуславливался тем, что авторы большинства из произведений были представителями русского духовенства – носителями ярко выраженного христианского религиозного мировосприятия. Довольно часто реальные исторические события, явления, личности в летописях скрыты для современного человека в системе христианских символов и образов.

        Отдельно следует остановиться и на значении летописей как примера первых исторических трудов, определить, какие функции возлагались на летописи их авторами и соотнести их с современными функциями исторической науки.

        Массив древнерусской литературы достаточно масштабным, поэтому его анализ требует определенной структуризации. Уже традиционным для отечественной историографии является разделение литературного наследия IХ – XIV вв. на несколько направлений – религиозную (духовную) литературу, светскую литературу и народное творчество. В свою очередь, в пределах каждого из направлений можно выделить отдельные группы литературных произведений. Так, например, массив духовной (религиозной) литературы состоял из канонических христианских текстов, апокрифической, агиографической литературы и патристики. Определив содержание данных понятий можно увидеть своеобразие каждого направления древнерусской литературы.

        Особое внимание при обсуждении данного вопроса следует уделить месту древнерусской литературы в общем европейском культурном пространстве. В частности, охарактеризовать византийские, западноевропейские влияния, выяснить место Болгарского царства как своеобразного «литературного ретранслятора» между Древней Русью и другими странами средневековой Европы и т. д.

        В плане семинарского занятия представлены конкретные примеры литературного наследия Древней Руси – «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Поучение В. Мономаха, «Слово о полку Игореве», которые должны стать объектом особого внимания студентов в ходе семинарского обсуждения. При анализе данных произведений можно применить следующую модель ответа: характеристика обстоятельств создания произведения и влияния личности автора на его содержание, краткое изложение литературного сюжета, определение основной идеи произведения, реальных и символических образов, используемых автором т. д. Подобная направленность работы поможет не только углубить багаж фактологических знаний, но и даст практику самостоятельного историко-литературного анализа.

        Архитектура и живопись древнерусского периода выступали одним из важнейших средств утверждения элитарных образцов культуры в массовом сознании населения Руси. Готовясь к дискуссии по третьему вопросу следует учесть тот факт, что подавляющее большинство жителей древнерусских земель было неграмотным. Именно потому, особое значение приобретает визуальное искусство, которое выражало доступные и легкие для восприятия каждого человека духовные идеи. Изучая конкретный фактологический материал, в том числе динамику появлений сакральных христианских сооружений (Десятинной церкви, Храма Святой Софии, Печерского храмового комплекса) необходимо учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, попытаться определить степень оригинальности русского архитектурного стиля по сравнению с другими, например, византийскими культурными традициями. Во-вторых, сравнить функциональную, общественно-политическую нагрузку, которые несли произведения искусства в Древней Руси и других государствах средневековой Европы. Отдельно необходимо остановиться на особенностях технологии русской архитектуры и живописи (фресках, мозаике, майолике и др.), персоналиях древнерусских художников (Алимпии (Алипия Печерского), Ф. Грека, А. Рублева).

        Четвертый вопрос затрагивает дискуссионную проблему оценки значения периода монголо-татарского владычества для культуры русских земель. Несмотря на констатацию общего упадка русских княжеств с середины XIII в., характерную для большинства отечественных исторических трудов, рекомендуем взглянуть на культурное развитие украинских земель данного периода с точки зрения включения его в принципиально новую, тюркскую культурную традицию. Характеризуя значение и степень влияния монголо-татарского периода, следует определить те органические элементы современной украинской культуры, которые возникли именно в период ХІІІ – ХV вв., а именно – особенности тюркских лексических воздействий, бытовое своеобразие и др.

        Значительный интерес вызывает и аспект религиозной жизни русских земель в обозначенный период. Необходимо проанализировать отношения иерархов православной церкви с Ордой, представители которой исповедовали языческие взгляды, постепенно эволюционируя (с XIV в.) к исламу как государственной религии. Какими мотивами руководствовались представители Русской православной церкви, поддерживая власть Золотой Орды? Какое обоснование собственной позиции для своих верующих было использовано? Какой статус имела Русская православная церковь в монголо-татарской общественной организации? Все это – неполный перечень вопросов, рекомендуемых для обсуждения в данной части семинарского занятия.

        В ходе подготовки к семинарскому занятию рекомендуется обращаться к мультимедийным технологиям, в частности использовать презентационный материал, который бы наглядно подкреплял тезисы выступающих.
ТЕМА 3. УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА ХIV – XVI вв.

(2 часа)


План семинарского занятия

1. Европейские миграционные процессы XIV – XVI вв. и украинские земли: этнокультурный контекст.

2. Развитие образования и науки на украинских землях.

3. Книгопечатание и его значение для развития культуры.

4. Реформаторские влияния на развитие украинской культуры.
Обратить внимание на следующие понятия

        «Карнавальная» культура, « Гутенберговая революция», Ст. Ореховский (Роксолан), орден иезуитов, контрреформация, реформация, индульгенция, вертеп, ставропигия, социанство, кальвинизм, анафема, коллегиум, униатство.



Обратить внимание на персоналии:

Й. Гутенберг, И. Федоров, Ст. Ореховский, Ю. Котермак (Дрогобыч), Н. Коперник, И. Лойола, М. Лютер, И. Босх, П. Скарга, Василий (Константин) Острожский .


Темы для реферативных докладов :

1. Князь Острожский как выразитель русинской идентичности.

2. Религиозная полемика конца ХVI – начала ХVII вв. и ее влияние на общественную жизнь украинских земель.

3. Украинские замки: архитектурный и общекультурный контекст.


Список рекомендуемой литературы


  1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
    средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М.: «Художественная
    литература», 1990. – 543 с.

  2. Гілл Дж. Історія християнства / Дж. Гілл. – К.: Темпора, 2010. – 560 с.: іл.

  3. Дещинський Л. Українська і зарубіжна культура. Курс лекцій / Л. Дещинський. – Л.: Львівська політехника, 2001. – 280 с.

  4. Іванченко Р. Історія без міфів: Бесіди з історії української державності: Навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. – 2-ге вид., переробл. і допов. / Р. Іванченко. – К.: МАУП, 2007. – 624 с.

  5. Козира Є. Українська і зарубіжна культура / Є. Козира. – К.: Здоров’я, 2001. – 280 с.

  6. Любавский М. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно / М. Любавский. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербуржского университета, 2004. – 276 с.

  7. Маланюк Є. Нариси історії нашої культури / Є. Маланюк. – К.: Обереги, 1992. – 80 с.

  8. Плохій С. Наливайкова віра: козаки та релігія в ранньомодерній Україні / С. Плохій. – К.: Критика, 2005. – 494 с.

  9. Огієнко І. Українська культура: коротка історія культурного життя українського народу / І. Огієнко. – К.: Довіра, 1992. – 141 с.

  10. Попович М. В. Нарис культури України / М.В. Попович. – К.: «АртЕК, 1998. – 728 с.

  11. Фартушний А. Українська культура / А. Фартушний. – К.: Знання, 1999. – 324 с.

  12. Шевченко Т.М. Рекрутація русинів до єзуїтського ордену (остання чверть ХVI – середина XVII ст.): на прикладі викладацького складу шкіл в українських землях польської провінції Товариства Ісуса / Т.М. Шевченко // Український історичний журнал. – 2011. – № 6. – С. 36 – 54.

  13. Яковенко Н. Нариси історії України з найдавніших часів до ХVIII ст / Н. Яковенко. – К.: Генеза, 1997. – 312 с.

        Начиная подготовку к первому вопросу семинара, необходимо кратко охарактеризовать исторический контекст XIV – XVI вв., а именно проанализировать закономерности инкорпорации (вхождения) массива украинских земель в состав Королевства Польского и Великого Княжества Литовского от ликвидации Галицко-Волынского княжества до образования Речи Посполитой. Следует обратить внимание на особенности социальной жизни украинских земель, роль и масштабы миграционных процессов, в частности переселения жителей германских княжеств, представителей еврейской и армянской общины на территории Галиции и Западной Волыни. Без определения причин переселения, особенностей адаптации мигрантов к «полько-литовским» реалиям, отношений с коренными жителями, всестороннее постижение культурного взаимодействия практически невозможно.

        Отдельного внимания заслуживают этнокультурные процессы на территории Крыма средневековой и раннемодерной эпохи. Именно здесь произошло специфическое переплетение влияний европейской колонизации (генуэзские торговые фактории), мощного тюркского элемента (Крымское ханство) и взаимодействие первых двух с местными жителями, своеобразными колонизаторами степной части украинских земель – праобразом будущего казацкого сословия.

        Анализируя процессы данного периода следует учитывать их специфичность относительно современности. Трактовка их только с позиций конфронтации, противостояния, борьбы за сферы влияния не является достаточно корректным. Система межгосударственных, межэтнических и социальных отношений основывалась на своеобразии религиозного мировоззрения, поэтому практически все изменения, в частности в господстве над теми или иными территориями, социальном статусе и т. д. воспринимались и обосновывались с точки зрения их соответствия определенным сюжетам Священного Писания.

        Второй вопрос семинара требует применения сравнительно-исторического метода. В частности, предлагается взглянуть на процесс развития образования украинских земель не только в контексте описания отдельных событий и фактов , но и с позиций сравнения двух образовательных традиций, начатых в ХVI в. – православной (братской) и католической (иезуитской). В ходе подготовки уместно заполнить таблицу «Братские школы и иезуитские коллегии Речи Посполитой в ХVI – начале ХVII вв.» (См. Приложение 2). Сравнив содержание (Чему учили ?), формы образования (как учили?) и образовательно-воспитательные идеалы (каким должен быть выпускник школы или коллегии?) ​​двух систем религиозного образования. Важно также определить статус подобных учебных заведений в системе католической и православной конфессии, в частности подробно рассмотреть содержание и особенности явления ставропигии.

        Говоря о развитии науки на украинских землях, рекомендуем не ограничиваться лишь сообщениями о известных фигурах, которые связаны с отечественными территориями (Ю. Котермак (Дрогобыч ), Ст. Ореховский и др.), но и попробовать взглянуть на развитие научного восприятия европейского мира эпохи Возрождения в целом. Следует помнить, что мировоззрение ученых XIV – XVI вв. отличалось парадоксальным сочетанием попыток научного, рационального постижения природы мира и человека с откровенно мистической методологией в исследованиях. «Прогностическая оценка 1483 года» Ю. Дрогобыча является ярким примером этого, ведь в произведении элементы экономического, политического, физико-географического анализа сочетаются с астрологическим прогнозом.

        Третий вопрос касается аспектов одного из самых изобретений человечества – книгопечатания. Не зря, изобретение И. Гутенберга называют причиной интеллектуальной революции, которая кардинально изменила отношение человека к информации, скорости ее передачи, особенностям восприятия и обработки. Готовясь к данному вопросу следует сравнить функции книги рукописной и книги печатной, определить преимущества последней т. д. Необходимо подумать над тем, какие кардинальные изменения произошли в процессе получения образования, определить качественно новые методы обучения и воспитания, которые стали возможны благодаря печатному слову.

        Деятельность первых книгопечатников на украинских землях была тесно связана с влиянием местных меценатов. Отдельного внимания заслуживает исторический сюжеты, посвященные деятельности Ивана Федорова, Швайпольта Фиоля и их влияния на отечественное книгопечатание. Также нельзя обойти аспект взаимоотношений церкви и книгопечатаников, ведь отношение религиозных институтов (католических, протестантских, православных) к печатной книге и свободе книгопечатания было неоднозначным. Следует, хотя бы, вспомнить существования «Индекса запрещенных книг», который выступал одним из инструментов влияния на гуманитарную сферу со стороны официального Ватикана.

        Безусловно, подготовка к данному вопросу будет неполной, если не обратить внимание на ряд терминов, вошедших в тогдашний быт в связи с развитием книгопечатания, а некоторые из них используются и по сей день. Список терминов необходимых для самостоятельной работы содержится в приложениях.

        Заголовок четвертого вопроса является чрезвычайно важным для понимания сущности большинства процессов в духовной жизни украинских земель XVI в. Ведь именно этот век стал периодом драматического и кровавого религиозного противостояния в Европе и одновременно началом мировоззренческого и институционального обновления христианства. Реформация за достаточно непродолжительный период охватила территорию всех европейских стран, в том числе нашла сторонников в Речи Посполитой, в состав которой входило большинство украинских земель. Одним из последствий процессов реформирования стало внутреннее обновление традиционных христианских конфессий – католической и православной церквей. Первая, оказывала действенное сопротивление, выразившееся в явлении контрреформации. Своеобразие контрреформационных процессов на украинских землях заключалась в том, что католицизм, несмотря на целый ряд толерационных актов, введенных польскими королями, выступал официальным этноконсолидирующим фактором, на который опирались привилегированные сословия. Конфессиональное равенство де-юре не было таким де-факто. Определяя причины и сущность таких явлений как «полонизация», «окатоличивание» следует учитывать те преимущества, которые имели католики в Речи Посполитой. Подобный подход позволит взглянуть на эти процессы не только через призму насильственного обращения населения украинских земель в «римскую веру» (традиционный подход, характерный для современной учебной литературы), но трактовать отход от православия как сознательный шаг части русинской элиты в интересах широких социальных перспектив, которые открывались в связи с принятием католицизма. Поэтому отдельные случаи действительно жестоких акций польской пути отношении местного населения, притеснения местных мещан следует воспринимать скорее как эпизодические проявления сословной агрессивности, чем общая направленность государственной политики Речи Посполитой в отношении населения украинских земель.

        Говоря о распространенности протестантских сект на территории Речи Посполитой, следует обратить внимание на то, откуда пришли идеи реформации на местные просторы, среди каких социальных слоев были распространены, в чем было их теологическое своеобразие т. д. Важно учесть, каким образом протестантская культура влияла на традиционный быт и повседневную культуру русинского населения. В качестве своеобразной теоретической модели анализа протестантизма, влияния его этических постулатов на изменение мировоззрения, образа жизни верующих советуем использовать хрестоматийный труд немецкого социолога и политолога М. Вебера, указанный в списке литературы.


ТЕМА 4. УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ

КАЗАЦКО- ГЕТМАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (XVII – XVIII вв.)

(2 часа)


План семинарского занятия

1. Развитие образования в украинских землях в XVII – XVIII вв. Киево-Могилянская академия – ведущий центр высшего образования Восточной Европы.

2. Традиции украинского барокко в светской и храмовой архитектуре. Типы храмостроения в украинских землях.

3. Украинская живопись эпохи барокко: жанровая характеристика.

4. Развитие театрально-музыкального искусства украинских земель.
Обратить внимание на следующие понятия:

        «7 свободных наук», семинария, барокко, рококо, классицизм, романтизм, «Казак Мамай», кобзарство, ландшафтная архитектура, парсуна, символизм.



Обратить внимание на персоналии:

        И. Мазепа, Ф. Прокопович, Ст. Яворский, И. Щирский, Д. Галятовский, Г. Левицкий, Л. Тарасевич, М. Березовский, А. Ведель.


Темы для реферативных докладов:

1. Ст. Яворский как культурный деятель эпохи Просвещения.

2. Мода и быт эпохи рококо и их влияние на украинские землях.

3. Крепостнический театр и его влияние на развитие российского театрального искусства.


Список рекомендованной литературы

1. Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура / Т. В. Алексеева. – М.: Искусство, 1975. – 321 с.

2. Архітектура / Авт.-упорядн. Н. Ю. Безпалова. – Х.: Фоліо, 2002. – 318 с.

3. Белецкий П. А. Украинская портретная живопись XVII – XVIII вв. / П. А. Белецкий. – Л.: Искусство Ленингр. отд., 1981. – 258 с.

4. Івашина О.О. Загаль на теорія культури / О.О. Івашина. – К.: Вид. дім «Києво-Могилянська академія», 2008. – 215 с.

5. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти /Упорядн.: В. А. Гречанко, І. В. Чорний, В. А. Кушнерук. – К.: Літера, 2002. – 463 с.

6. Кривич Д.П. Українське мистецтво: Навч. посібн. для студ. вищ. навч. закл / Д. П. Кривич. – Львів: Світ, 2003. – 256 с.: іл.

7. Макаров А. Світло українського бароко / А. Макаров. – К.: Мистецтво, 1994. – 288 с.

8. Омельченко А. Музично-педагогічні традиції Києво-Могилянської Академії: Сторінки літопису / А. Омельченко // Мистецтво та освіта. – 2001. – № 2. – С. 39 – 43.

9. Степовик Д. В. Леонтій Тарасевич і українське мистецтво бароко / Д. В. Степовик. – К.: Наукова думка, 1986. – 233 с.

10. Шейко В.М. Історія української художньої культури / В. М. Шейко, Л. Г. Тишевська. – Х.: ХДАК, 1999. – 194 с.

11. Яковенко Н. Нариси історії України з найдавніших часів до XVIII ст. / Н. Яковенко. – К.: Генеза, 1997. – 312 с.


Казацкая эпоха с одной стороны была периодом внутриполитической борьбы, получивший в историографии название «Руина», с другой – именно на этот хронологический промежуток приходятся прецеденты создания гетманского государства и учреждения (а по отношению к древнерусскому периоду – восстановления) традиций украинской государственности. Неудивительно, что в ходе подобного роста казацкой государственности были восстановлены и развиты традиции украинского образования, историю которого и предлагается рассмотреть в первом вопросе семинара.

        Целесообразным было бы взглянуть на развитие образования сквозь призму его содержания, форм обучения, ведь именно эти структурные элементы позволяют раскрыть сущность образовательных идеалов XVII – XVIII вв. и определить роль образования в жизни человека той эпохи. Интересный материал может дать анализ географии распространения учебных заведений высшего звена, то есть коллегиумов. Это позволит дополнить представление о центрах общественной жизни Гетманщины – Чернигов, Полтаву, Нежин, Чигирин и др.

        Актуализировать знания об особенностях учебного процесса поможет воссоздание социально-духовного портрета тогдашнего спудея, изучение его повседневности т. д. Интересный материал для данного вида работы может дать украинская и русская художественная литература ХVIII – XIX вв., в рамках которой были созданы колоритные образы Хомы Брута (Н. Гоголь «Вий»), Евлампия Беневольського (А. Грибоедов «Студент»), Николая Иртеньева (Л. Толстый «Юность»), Ивана Великопольского (А. Чехов «Студент» ) и др.

        Говоря о роли Киево-Могилянской академии в становлении традиций украинского образования, следует сделать краткий историко-хронологический экскурс ХVII – ХIХ веков и рассмотреть каким образом менялся статус данного учебного заведения, выяснить что стимулировало или тормозило развитие данного образовательного центра. Это будет способствовать лучшему представлению роли академии в становлении гетманской государственности и реализации идей гетманской автономии в условиях усиления давления со стороны России.

        Говоря о значении Киево-Могилянской академии, следует оперировать не только статистическими данными о количестве студентов или преподавателей, но и вспомнить о выдающихся фигурах украинской и российской науки, образования, духовенства, которые в то или иное время учились в стенах данного учебного заведения. Безусловно, полный ответ на этот вопрос предполагает анализ принципов и способов обучения студентов Академии, атмосферы, царившей во время обучения, организации студенческого досуга.

        Существование одновременно нескольких типов учебных заведений, в частности в Киеве – академия, во Львове – университет, в ряде городов – коллегиумов, – требует при подготовке к семинару обратить внимание на терминологическое содержание таких понятий как университет, академия институт т. д.

        Изучение второго вопроса семинара предполагает анализ традиций архитектурного искусства казацко-гетманской эпохи. Одной из центральных проблем темы украинского барокко является определение соотношения собственно местных влияний с традициями европейского барокко. Другими словами, нужно подумать над следующими аспектами: в чем заключалось своеобразие национального варианта барочной архитектуры? Какие факторы обусловили начало и достаточно длительный период господства идей барокко на отечественных просторах? Существовали альтернативные художественные традиии в период XVII – XVIII вв.?

        Важно также взглянуть на ареал распространения традиции украинского барокко, очертить его центры и периферии. Для этого целесообразно использовать материалы Таблицы «Памятники украинского барокко» (См. Приложение 3).

        Работа над данным вопросом требует не только владения теоретическим материалом, но и умение использовать его при анализе архитектурных памятников. Поэтому при подготовке к семинару полезным будет использование презентационных материалов, наглядно доказывающих тезисы докладчика.

        Третий вопрос семинара касается особенностей развития украинской живописи. Анализируя его жанровые разновидности, следует учитывать, что одной из ведущих характеристик искусства барокко была широкая апелляция к различным символам. Понятно, что анализ их содержания является чрезвычайно сложной задачей даже для опытных специалистов в семиотике, однако, готовясь к семинару можно попробовать выделить определенные, общие элементы, имеющиеся в живописных произведениях. В качестве своеобразного материала для анализа можно использовать распространенную практически на всей территории Гетманщины картину «Казак Мамай», относительно которой до сегодняшнего момента продолжается творческая дискуссия – чего больше в данном произведении: народного или отчетливо стилевого.

        Четвертый вопрос посвящен театрально-музыкальному искусству Гетманщины. Следует учитывать, что театральная жизнь украинских земель была представлена ​​многочисленными направлениями, которые в свою очередь имели ряд характерных именно для них особенностей. Начать изучение данного вопроса мы рекомендовали бы с выяснения определенных теминологичних категорий, а именно определить содержание понятий: трагедия, комедия, драма, интермедия, интерлюдия.

        Говоря о конкретных направлениях театрального искусства целесообразно начать с анализа явления студенческого и ученического театра. Причем, не следует останавливаться только на содержании спектаклей, которые ставились воспитанниками учебных заведений. Чрезвычайно интересен вопрос: почему театр имел высокий уровень популярности как среди учеников и студентов, так и среди их учителей и воспитателей? Какие воспитательные и дидактические идеи реализовывались благодаря активному привлечению молодежи к драматическому искусству?

        Особое внимание вызывает явление вертепа – народного кукольного театра, который был распространен практически на всей территории Гетманщины. Данный вид театра, сначала ставил спектакли исключительно на религиозную (преимущественно «Рождественскую») тематику, позднее стал своеобразным отражением мировоззрения духовной жизни, моральных установок тогдашнего простонародья. Так, например, каждая кукла имела собственный драматический характер и отражала позицию определенных социальных и национальных групп. Например, «лях» – поляк, шляхтич, тщеславный и высокомерный персонаж; «москаль» – олицетворял власть и военную мощь, «жид» – предприимчивость, хитрость и жадность, «казак» – смелость и способность к самопожертвованию и т. д. Характерно, что вертеп пользовался высокой популярностью, демонстрировался на ярмарках и рынках и был доступен для представителей практически всех социальных слоев.

        ХVIII в. был периодом формирования основ украинской музыкальной традиции. Данный процесс совпал с общеевропейским увлечением синтетическими видами музыкально-драматического искусства, в частности оперой. Последняя, появившись в середине XVII века, довольно быстро стала неотъемлемой частью европейской цивилизации. Украинская музыкальная традиция связана прежде всего с фигурами Дм. Бортнянского, М. Березовского, А. Веделя, которые не только восприняли общеевропейские каноны, но и пытались их развивать путем широкого привлечения народных музыкальных элементов. Следует учитывать, что подобного рода «этноцентричность» будет характерной чертой для музыкального искусства украинских земель и в XIX в.
ТЕМА 5. УКРАИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНАЯ ВОЗРОЖДЕНИЕ

(КОНЕЦ ХVIII – НАЧАЛО ХХ вв.)

(4 часа)

План семинарского занятия

1. Социокультурное развитие украинских земель в конце XVIII – XIX вв. Провинциализация украинской культуры.

2. Образовательная реформа в подроссийской и подавстрийской Украине и ее последствия. Становление системы классического образования.

3. Архитектурная классика в подроссийской и подавстрийской Украине.

4. Петербургская Академия – главный центр художественной жизни в империи. Украинские художники классической художественной школы. Передвижничество как кризис классицизма.

5. Развитие театрально-музыкального искусства в украинских землях.

Обратить внимание на следующие понятия:

        Абецадло, Валуевский циркуляр, Эмский указ, «украинский Пьемонт», земские школы, приходские школы, народные училища, гимназии (реальные и классические), хлопоманы, ампир, классицизм, эклектика, «Русская троица», Просвещение.
Обратить внимание на персоналии:

        А. Голуховский, И. Могильницкий, М. Максимович, В. Каразин, Н. Пирогов, М. Юзефович, И. Крамской, П. Третьяков, братья Тобилевичи.
Темы для реферативных докладов:

1. Польские восстания 1830 и 1863 гг. и их влияние на культурные процессы Правобережной Украины.

2. Промышленная модернизация второй половины XIX в. как фактор развития системы специализированной высшего образования.

3. Подражание в архитектурном искусстве (сравнительный анализ французского и русского классицизма).
Список рекомендуемой литературы

1. Андерсон Б. Уявлені спільноти. Міркування щодо походження та поширення націоналізму / [Переклад. з англ. В. Морозов] / Б. Андерсон. – К.: Критика, 2001. – 271 с.

2. Архітектура / Авт.-упоряд. Н. Ю.Безпалова. – Х.: Фоліо, 2002. – 318 с.: ілюстр.

3. Богачевська-Хом’як М. Білим по білому: Жінки в громадському житті України, 1884 – 1939. / М. Богачевська-Хом’як. – К.: «Либідь», 1995. – 424 с: іл.

4. Богданов В.О. Історія духовного музичного мистецтва України: Від найдавніших часів до початку ХХ ст. – Х.: Основа, 2000. – 341 с.: іл., ноти.

5. Жаборюк А. Мистецтво живопису і графіки на Україні в першій половині і середині ХІХ ст. / А. Жаборюк. – К.: «Одеса», 1983. – 207 с.

6. Історія міста Дніпропетровська [за ред. А.Г. Болебруха]. – Д.: «Грані», 2006. – 596 с.

7. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти / Гречанко В.А., Чорний І.В., Кушнерук В.А. – К.: Літера, 2002. – 463 с.

8. Кисіль О. Український театр / О. Кисіль. – К.: «Мистецтво», 1968. – 256 с.

9. Коротецкий А. А. Летопись Херсона (учебное пособие). / А. А. Коротецкий. – Херсон: ЧМП «Штрих», 2004. – 283 с. с ил.

10. Кривич Д.П. Українське мистецтво: Навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. – Львів: Світ, 2003. – 256 с.

12. Куромія Г. Свобода і терор у Донбасі: Українсько-російське прикордоння, 1870 – 1990-і роки. / Г. Куромія./ Пер. з англ. Г. Кьорян, В. Агеев. – К.: «Основи», 2002. – 510 с.

13. Сміт Е.Д. Культурні основи націй. Ієрархія, заповіт і республіка. Наукове видання / Е.Д. Сміт. – К.: Темпора, 2009. – 312 с.

14. Шейко В. М. Історія української художньої культури. / В. М. Шейко, Л.Г. Тишевська. – Х.: ХДАК, 1999. – 194 с.


При подготовке к первому вопросу семинарского занятия следует учитывать несколько обстоятельств: во-первых, во второй половине XVIII в. кардинально изменился геополитический статус украинских земель, которые были разделены между двумя империями Австрийской и Российской; во-вторых, обе империи столкнулись с необходимостью инкорпорации новоприсоединенных территорий и унификации всех сфер общественной жизни в соответствии с определенной имперской модели; в-третьих, реализуя подобные инкорпорационные проекты, австрийская и российская элита исходили из принципов просвещенного абсолютизма, но впоследствии русская и австрийская модели эволюционировали, в соответствии с чем изменились и внутренняя политика по культурной унификации украинских территорий.

        Говоря о развитии подроссийской (Надднепрянской) Украины необходимо подчеркнуть связь между сложной динамикой культурных процессов, происходивших на этих территориях, с влиянием внутренней политики русского царизма. Уместно взглянуть на политику российского правительства комплексно – от откровенно централизаторских административных реформ (создание системы генерал-губернаторств, ликвидации системы Магдебургского права), социально-экономических преобразований (юридическое закрепление крепостничества, включение местных старшин элиты в состав российского дворянства) к откровенно антиукраинских по содержанию Валуевского циркуляра (1863 г.) и « Эмского указа » ( 1876 г.) .

        Последние два документа вызывают особый интерес, ведь они непосредственно касались гуманитарной сферы, в частности содержали перечень ограничительных мер в отношении сферы использования украинского языка. Однако, следует объективно подходить к обстоятельствам появления данного документа. Учитывать, например, то, что циркуляр Министра внутренних дел Российской империи П. Валуева по ограничению использования «малороссийского наречия», был попыткой предотвратить возможность украинского сепаратизма, который, по мнению чиновника, был таким же опасным как и польская освободительная борьба, ярким проявлением которой стало польское восстание этого же 1863 г. Также некорректно считать, что данный указ полностью запрещал использование украинского языка. Если взглянуть на текст документа, то запреты касаются издания учебной, духовной и научной. Например, касательно художественной литературы подобных запретов не существовало.

        «Эмский указ» интересен не только своим содержанием, но и фигурой М. Юзефовича, который подготовил его проект и подал на подпись императору Александру II в 1876 г. Неоднозначность данной эпохи, в частности, как раз и выражалась в подобных личностных метаморфозах, когда выходец из казацко-шляхетского рода всеми силами пытался ограничить возможное возрождение украинской культуры, считая ее лишь своеобразным ответвлением польского сепаратизма.

        Своеобразной иллюстрацией отношения интеллектуальных кругов Российской империи к украинству и украинской культуре может служить дискуссия 1830 – 1860-х гг., которая велась вокруг украинского языкового вопроса. Интересно, что и для современного украинского общества и до сих пор эта проблема остается актуальной.

        Специфика культурного развития украинских земель в составе Австрийской (с 1867 г. – Австро-Венгерской империи) заключалась в том, что с одной стороны, происходил процесс инкорпорации украинских территорий в австрийские имперские структуры; с другой – украинская культура одновременно продолжала диалог с европейской культурой; с третьей – должна была отстаивать право на свое существование в противостоянии с польскими культурными влияниями.

        Украинские территории, как и территория всей империи, стали ареной проведения масштабных реформ Марии Терезии и Иосифа II в конце ХVIII в., которые способствовали общественной модернизации в целом и развития украинского культурнического движения в частности. Уравнивание по статусу греко-католического духовенства с представителями других христианских конфессии, содействие со стороны имперской Вены в сфере религиозного образования (например, создание в 1774 г. греко-католической семинарии в Вене при Церкви Святой Варвары (так называемый «Барбареум»)) привели к тому, что именно молодая генерация украинских греко-католических священников выступила в качестве проводников украинского культурничества.

        Следует критически относиться к реформам Австрийского правительства, ведь их главной целью было укрепление и модернизации именно империи, а не создание благоприятных условий для развития культуры отдельных этнических групп, в частности украинской. Логично рассматривать большинство мероприятий австрийского правительства в контексте древнеримского принципа «Divide et impera», когда имперская власть умело использовала украинско-польские политические и культурные противоречия, тем самым уменьшая возможные центробежные поезда украинского и поляков.

        Образовательные реформы на украинской территории в XVIII – XIX вв. их предпосылки и значение является предметом рассмотрения второго вопроса семинара. И австрийское и российское правительство столкнулось с необходимостью широкой модернизации собственных имперских владений, невозможной без развития системы образования.

        Готовясь к ответу на данный вопрос, вполне обоснованно будет использование сравнительного анализа характера и содержания образовательных реформ на западноукраинских и надднепрянски землях. Очень важно остановиться на проблеме предпосылок трансформаций в образовательной сфере, посмотреть каким образом реформы воспринимались социумом т. д.

        Продуктивным может быть анализ образования с точки зрения анализа ее структуры. Иными словами, исследовать, какие плюсы и минусы имели разные начальные (приходские, народные училища, прогимназии), средние (гимназии, земские школы, народные училища) учебные заведения. Также целесообразно подумать над тем, какими мотивами обосновывался выбор того или иного учебного заведения? Почему, не смотря, на значительный прогресс в образовательной сфере, подавляющее большинство населения украинских земель было неграмотным или имело лишь начальное образование?

        Особенное внимание нужно уделить рассмотрению проблемы развития высшего образования на украинских землях. Не следует останавливаться только на констатации факта появления высших учебных заведений на украинских землях и рассмотрении географии их расположения и хронологии появления. Необходимо обратиться к причинам, обусловившим появление или восстановления университетов во Львове, Харькове, Киеве, Одессе, Черновцах, специализированных технических вузов в Киеве, Одессе, Екатеринославе и т. д. Чего в данном процессе было больше: объективных (дефицит специалистов с высшим образованием, стремительное развитие промышленности, транспорта и др.) или субъективных (попытки распространить имперский идеологический и культурное влияние на территории украинских земель) факторов?

        Нельзя обойти вниманием проблему существования искусственно созданных ограничений на получение образования в пределах Российской империи. Нужно проанализировать, чем именно обусловлена ​​дискриминационная политика властей в отношении определенных национальных, религиозных групп, а также гендерное неравенство. Размышляя над выводами, необходимо подумать над тем, каким образом дискриминация в образовании способствовала радикализации общества, впоследствии оказалось в мощном революционных сдвигах в начале ХХ в.

        Развитие архитектурного искусства в конце ХVIII в. ознаменовался своего рода возвращением к классическим идеалам античности и ренессанса, что сказалось в развитии стиля классицизма. Приступая к третьему вопросу, необходимо сделать краткий теоретический экскурс и выяснить содержание терминов – классицизм, ампир, эклектика и т. д. Также целесообразно проанализировать обстоятельства, при которых данные стилистические направления получили распространение в европейском искусстве, как европейская культурная традиция, оказала влияние на развитие российской и украинской архитектуры.

        Учитывая то, что вторая половина XVIII века была периодом имперской колонизации Юга Украины («Новороссии»), то своеобразным плацдармом для реализации архитектурных идей выступили вновь созданные городские центры региона – Одесса, Екатеринослав, Херсон, Николаев и др. Если проанализировать фигуры архитекторов, творивших на отечественных просторах, и проследить их художественный путь, можно прийти к интересным выводам относительно идейной преемственности и связи украинской архитектуры с особенностями градостроительного стиля имперских центров – Москвы и Санкт - Петербурга.

        В качестве примера реализации различных стилевых направлений в архитектуре украинского города может стать индивидуальная работа по исследованию истории отдельных архитектурных памятников (См. Приложение 3). Выполнение задания подобного рода позволяет не только оперировать сухими теоретическими определениями, но и соединить их с наглядным наблюдением за архитектурными памятниками, которые сохранились и сегодня.

        Расцвет украинской живописи получил огромный идейное и стилевое влияние со стороны русской художественной школы. Всестороннее рассмотрение четвертого вопроса невозможно без исследования феномена Императорской Академии художеств, одного из самых привилегированных учебных заведений, которое находилось под личной опекой российских императоров. О значении живописи в системе культурных ценностей тогдашней элиты, можно было бы судить по тому факту, что выпускники академии, которые отмечались своими творческими успехами, получали дворянское звание.

        Своеобразная революция в русской живописи также связана с Императорской академией. «Мятеж 14», позднее реорганизовался в «Обществе художественных передвижных выставок», стимулировал развитие реалистической живописи, представители которого считаются классиками русского и украинского искусства. Анализируя подобный уход от классистической традиции в живописи, следует учитывать контекст, в котором он проходил. Обращение к народным сюжетам стало признаком искусства второй половины XIX – начала ХХ вв. Искусство, по мнению его создателей, должно было не только воспитывать и создавать идеалы прекрасного, но и отражать реальную жизнь. Существование своего рода культа страданий простого народа, осознание своей высокой миссии оказывалось в разных формах – громадовского движении, хлопоманстве и, в том числе, и живописи. Следует учесть и то, что круг интеллектуальной элиты украинского было не таким уж широким и его представители выступали одновременно в нескольких ипостасях. Характерным примером взаимосвязанности представителей различных творческих профессий может, например, служить история создания картины И. Репина «Запорожцы» (1891 г.), когда в качестве моделей для художника, выходца из Харьковской губернии, выступали историк Дм. Яворницкий, журналист и публицист В. Гиляровский, киевский генерал-губернатор М. Драгомиров, художник М. Кузнецов и другие.

        С точки зрения полноты выступления по данному вопросу целесообразно оформление презентаций и использования интерактивных методов, которые способствовали бы наглядности при выступлениях на занятии.

        Развитие и становление украинского театра неразрывно связано с «Театром корифеев», который начал свою работу в уездном городке Елисаветград (современный Кировоград) в 1882 году. Он воспитал целую плеяду деятелей украинского музыкально-драматического искусства – М. Кропивницкого, И. Карпенко-Карого, М. Заньковецкую, П. Саксаганского, М. Садовского и др. Именно на рубеже ХIХ – начала ХХ вв. окончательно утверждаются идеи профессионализации украинского театра, появляется своего рода «золотой фонд» украинской драмы – спектакли «Кайдашевая семья» , «Сто тысяч», «Хозяин», «За двумя зайцами» и др. Не смотря на существование ограничений (в частности положений уже упоминавшегося Эмского указа 1876 г.) украинскому театру удалось за достаточно непродолжительный период получить собственного зрителя и при этом не потерять в художественной качества.

        Рассматривая театральное искусство украинских земель необходимо учитывать довольно широкое распространение самодеятельного театра, особенно в среде участников «Просвит». Характерно, что подобное движение свидетельствовало о том, что театральное искусство, как и в ХVII – XVIII вв. продолжало иметь необычайную популярность среди всех слоев украинского общества.

        Интересно проанализировать сюжеты драматических произведений и сравнить их с культурным контекстом, при котором они увидели свет. Именно театральная сцена становилась тем местом, где находили выход острые социальные, бытовые проблемы, которые были характерными для тогдашнего украинского социума. Подобный подход к украинской драме позволит не только лучше понять ее художественную сущность, но и позволит осознать общественные обстоятельства, имевшие значение для жителей украинских земель второй половины XIX – начала ХХ вв.



следующая страница >>