Методическое пособие для педагогов по подготовке учащихся к научно-практической конференции - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Состав программного комитета по подготовке и проведению Московской... 1 48.24kb.
Программа общешкольной научно-практической конференции учащихся моу... 1 54.3kb.
Учебно-методическое пособие Новокубанск 2011 2 526.98kb.
Программа открытой городской научно-практической конференции учащихся... 1 30.21kb.
Методические рекомендации для педагогов доу «Обучаем детей пдд» передовой... 1 44.36kb.
Использование аутентичных видеодокументов в профессиональной подготовке... 1 76.98kb.
Программа конференции 6-ой международной научно-практической конференции 1 42.97kb.
Программа международной научно-практической конференции 1 267.87kb.
Программа международной научно-практической конференции Актуальные... 1 195.46kb.
Методическое пособие по практике устной и письменной речи английского... 1 218.48kb.
Сборник задач по различным темам алгоритмизации, может быть использована... 4 682.51kb.
Витебскийфилиа л 1 24.99kb.
- 4 1234.94kb.
Методическое пособие для педагогов по подготовке учащихся к научно-практической конференции - страница №1/2

Отдел образования Оршанского горисполкома

Учебно-методический кабинет

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА УЧАЩИХСЯ

(Методическое пособие для педагогов по подготовке учащихся к научно-практической конференции)

Орша, 2011

Для того, чтобы найти… надо уметь искать,

надо провидеть невидимое, ощутить предстоящее,

не падать духом при неудачах и трудностях,

настаивать и много трудиться.

Д.И.Менделеев.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование и, в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно.

Вспоминается характерный случай: ученица одной из школ с вдохновением читает подготовленный доклад. Аудитория, зараженная энтузиазмом докладчика, внимательно слушает. Выступление действительно не лишено увлекательности: сообщается масса эффектных фактов, по ходу рассказа демонстрируются иллюстрации. Наступает время подведения итогов и оглашения победителей. Фамилия девочки, произведшей столь яркое впечатление на публику, со сцены не прозвучала. Расстроенная участница вместе с педагогом пытается выяснить, что же случилось, почему ее выступление оказалось не оцененным по заслугам. Аргументами жюри было то, что работа не соответствует общепринятым требованиям, традиционно предъявляемым к написанию исследовательских работ.

В результате слезы и обида со стороны учителя и ученицы.

В чем состоял главный просчет докладчика? При всей яркости выступления его нельзя было отнести к исследовательской работе. Оно представляло собой лишь интересный рассказ о прочитанном и в лучшем случае могло свидетельствовать только об эрудиции ученицы, но никак не об ее умении анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения, выводы.

Возможно ли было избежать подобной ситуации, столь часто встречающейся в реальности? Безусловно, да. Однако для этого было необходимо знакомство, прежде всего, педагога, а затем и ученика с основами исследовательской работы.

Несмотря на несомненные успехи учащихся школ г. Орши в освоении исследовательских умений и навыков, о чем свидетельствуют победы на научно-практических конференциях различного уровня, в практике проведения исследовательской работы сохраняется тенденция к представлению работ, не соответствующих традиционно установленным требованиям.

Анализ работы городских конференций показывает, что эта проблема актуальна.

Перечислим лишь наиболее типичные ошибки:


  • замена исследовательской работы рефератом;

  • замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;

  • отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы, иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «штурмовщины»;

  • неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне.

  • Еще одна проблема, решение которой вызывает затруднения у участников исследовательской деятельности, связана с этапом оформления исследования, где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы. Попытка обойтись без знакомства с ними ведет лишь к досадным недоразумениям.

Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения. Для выявления отличий двух рассматриваемых понятий лучше всего обратиться к этимологии обозначающих их слов.

Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Этимология слова «реферат», напротив связана с понятием «референция», т.е. реально существующих, уже готовых для деятельности объектов.

Напомним, что при исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.



Суть реферативной работы — в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок. Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту.

Написание реферата может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но ни в коем случае не ее заместитель. Этот тип работы решает, прежде всего, учебные задачи: такие, как обучить навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме. К сожалению, эта роль реферата зачастую забывается.


Следующая необходимая дифференциация касается уточнения понятий «научно-исследовательская» и «учебно-исследовательская деятельность».

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1) методы исследования;

2) наличный экспериментальный материал;

3) интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

При этом если под научно-исследовательской деятельностью понимают вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний, то учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат.

Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе не известными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводится под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основным все же остается выполнение обучающей задачи.

В настоящих рекомендациях сделана попытка рассмотреть весь процесс подготовки учебной исследовательской работы, начиная с выбора темы исследования до его публичной защиты.

Несмотря на разнообразие научных дисциплин и, казалось бы, совершенно разных (например, физика и литература), при написании исследовательской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика построения. Поэтому приводимые рекомендации, естественно, с учетом специфики предмета, соотносимы с проведением исследования по любой из школьных дисциплин.

Излагаемый материал поделен на разделы:

Первый раздел «Подготовка к проведению научного исследования»;

Второй раздел «Проведение научного исследования»;

Третий раздел «Оформление исследовательской работы»;

Последний раздел «Защита результатов исследования» .



Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки, как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника. Однако, при всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо также помнить, что исследовательская работа, как никакая другая, требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в море информации — методологиях, литературе, научной проблематике.
Предлагаемые рекомендации не претендуют на всеохватывающее решение названных проблем, но, как представляется, затрагивают ключевые моменты подготовки и проведения учебно-исследовательской работы в школе и могут служить ориентиром в названной деятельности учащихся и учителей.

I. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов. Специалисты предлагают различные варианты методических рекомендаций.

В предлагаемых методических рекомендациях этапы проведения исследования, включают в себя все элементы, признанные наукой как необходимые составляющие исследовательской деятельности. Хотя имеют немного отличную от прочих рекомендаций их последовательность, которая представляется наиболее удобной для практического применения. В предварительной схеме предложена последовательность действий и далее подробно рассматриваете каждый из ее этапов (см. схему 1).



1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования

Научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности — ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования.

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов «системы».

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например: математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

С понятием «объекта» тесно связано понятие «предмета» исследования.



Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Следует иметь в виду, что границы между «объектной областью», «объектом», «предметом» условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования. Так, например, если объектом одного исследования стали творческие связи русской и французской литератур ХIХ века, то в качестве предмета изучения здесь могут быть выделены особенности межкультурных заимствований. В работе иного характера, напротив, объектом могут стать межкультурные связи, а предметом - особенности взаимодействий русской и французской словесности.


2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

Тема — еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема — ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы.

От правильности выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересной и при этом нести в себе познавательный заряд.



Правила выбора темы

1.Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.

2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема учебного исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.

3.Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.

Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам!

4.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, эвристичности, неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто новое, необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты, отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.

5.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, не затягиваясь на долгие годы.

6. Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы) исследования, сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.

7.Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие. Все это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.



Кроме вышеперечисленных, необходимо учесть следующие рекомендации при выборе темы исследования:

* ознакомиться с тематикой научных проектов предыдущих лет;

* выбрать тему исследования, учитывая, что она должна быть оригинальной, не повторять тематику работ, написанных ранее;

* ограничить тему рамками строго конкретного объекта;

* обсудить выбранную тему на заседании своей секции или в процессе индивидуальной консультации с руководителем;

* утвердить тему исследования на заседании НОУ;

* информировать о тематике научных работ Городской информационно-методический центр работников образования (ГИМЦ РО) в установленные сроки, с указанием секции, в которой будет представлен доклад по теме исследования.

ТЕМА - отражает характерные черты проблемы и, следовательно, имеет в идеале проблемный характер. Кроме того, в теме содержится способ решения проблемы, сформулированный в краткой форме, вместе с тем ясно, недвусмысленно, точно, рекламно.
Тема исследования может быть сформулирована следующим образом:


  1. «Пути оптимизации рекламного бюджета для получения максимальной прибыли фирмы»;

  2. «Отходы в доходы, доходы в бюджет школы»;

  3. «Исследование свойств и возможностей акриловьих красок в росписи по коже»;

  4. «Экологическое мышление в действии или вторая жизнь моей тетрадки».


Далее очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования — обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.



Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она, и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Достаточно несколько предложений, чтобы показать главное.



Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

Когда и почему возникает проблема? Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.

Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны, т.к. они определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.


3. Изучение научной литературы и уточнение темы

Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме — это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие-либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если учащийся (исследователь) выберет верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит ему в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной теме. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме. Здесь должна быть полная самостоятельность. Зачастую руководитель дает учащемуся готовый перечень дежурных изданий, чем лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: знакомства с системой библиотечных, в том числе электронных, каталогов, с приемами правильного оформления библиографических данных. А ведь с этой системой вчерашнему школьнику придется работать на протяжении всех студенческих лет. Гораздо проще это делать, имея предварительные навыки работы. Как же лучше ее организовать?



Сначала можно привести ряд общих рекомендаций.

  1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. Лучше начинать с работ общего характера, т.е. таких работ, из которых можно получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециального материала.

Этапы работы с литературными источниками.


Этап работы

Содержание работы

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

Составление плана прочитанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитаты + ее библиографическое описание)

Составление и сопоставление прочитанного с другими источниками

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений

Данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке.


Образец составления картотеки.

карточки

Раздел

Ключевые слова

Адрес

Примечания

354

Лови ошибку, удивляй

Заявка, отказ, точка Кюри

П 7/12

Использовать в качестве примера во 2 главе проекта















карточки - заполняется последовательно.



Раздел - включает основные разделы исследования, (но могут быть и разделы: цитаты, интересные научные факты, интересные цифры, статистика и т.д.).

Ключевые слова - помогут восстановить в памяти содержание карточки при быстром просмотре.

Графа «Адрес» - местонахождение карточки. П. 7/12 – это 7 папка и 12 лист в ней; или можно указать № журнала, статьи, страницу, название книги и т.д.



Примечание – указывает, где можно использовать в работе.
Знакомство с литературой в первую очередь следует начать с традиционных вузовских учебников по соответствующей теме работы. Здесь собрана и обобщена базовая информация по вопросу. В конце глав учебников обычно публикуются ориентировочные списки литературы, что может помочь в поиске и составлении собственного списка по вашей конкретной теме. Кроме этого в учебниках указываются основные монографии по вопросу, знакомство с которыми станет следующим этапом изучения литературы.

При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на него.


4. Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение».

В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.


При формулировки гипотезы обычно используются словесные конструкции типа «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант — как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, т.к. выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. Вообще заметим, что любое деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. Тем не менее, это деление необходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы максимально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности. Именно этим оправдывается предпринятое нами структурирование. Но вернемся к определению понятий целей и задач в контексте подготовки к исследованию.
5. Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.



Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.

Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть:



  • определение характеристики явлений, не изученных ранее;

  • выявление взаимосвязи неких явлений;

  • изучение развития явлений;

  • описание нового явления;

  • обобщение, выявление общих закономерностей;

  • создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — т.е. традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

выявить...

установить...

обосновать...

уточнить...

разработать...

и т.д.

Цель — идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».



Задача исследованияэто выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.



После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.
6. Определение методов исследования

Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навыками научной работы школьникам прежде всего недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного познания и применении традиционных для научной практики логических законов и правил.

Что заключает в себе понятие метода?

МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение) - путь познания; способ достижения цели исследования.

Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования его проведение и получение определенного результата.

Метод, таким образом, есть производное от общей концепции и стратегии исследования. Вот почему совершенно недостаточно, как это нередко делают начинающие исследователи, представить только номенклатуру методов. Необходимо обосновать выбор методов, способы их сочетания на каждом этапе поиска, а также обосновать системы методов и приемов - методику исследования. На основе классификации методов педагогического исследования В.И. Смирнова мы составили классификацию методов научного исследования.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Общенаучные


Конкретно-научные


теоретические


эмпирические


общетеоретические

• абстракция и

конкретизация

• анализ и синтез

• сравнение

• противопоставле­ние

• индукция и дедукция

социологические:

• анкетирование

• интервьюирова­ние

• экспертные оп­росы

• рейтинг

социально - психологические:

• социометрия

• тестирование

• рейтинг



математические:

• ранжирование

• шкалирование

• индексирование

• корреляция


- анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности;

- анализ понятийно- терминологической системы;

- аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы;

- построение гипотез;

- построение мысленного эксперимента;

- прогнозирование;

- моделирование.


• наблюдения (по­левые и

лабора­торные; форма­лизованные (по жесткой про­грамме) и не­ формализован­ные; включенные; прямые и косвенные;

сплошные и вы­борочные;

-само­наблюдения

• беседа

• эксперимент (глобальный, ло­кальный и микроэксперимент,

естественный и лабораторный)

• научная экспеди­ция







следующая страница >>