Методическое письмо «О преподавании учебного предмета - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена... 2 396.69kb.
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 3 1764.77kb.
Рабочая программа составлена на основании 2 393.6kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность москва... 1 368.97kb.
Примерная программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность... 2 539.35kb.
Структура программы учебного предмета Министерство культуры Республики... 3 1615.92kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика»... 2 374.64kb.
Книга для учащихся Книга для учителя Рабочая тетрадь Аудиозапись... 2 394.79kb.
Книга для учащихся Книга для учителя Рабочая тетрадь Аудиозапись... 1 273.29kb.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа... 1 535.57kb.
Образовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое... 2 389.58kb.
Рейтинги 1 курс 2008/2009 уч год 1 45.18kb.
- 4 1234.94kb.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета - страница №1/3

Пояснительная записка:

Источники составления программы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории. Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004

  2. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

  3. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «История»// Методическая поддержка базисного учебного плана 2004. Информационно-методический сборник. Саратов.2005.

  4. Программа. Новейшая история зарубежных стран. 20 – н.21 в. 9 класс. Авторы: А.О. Сороко – Цюпа, кандидат исторических наук, О.Ю. Стрелова, доктор педагогических наук. – Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2008

  5. Программа: История Россия. 6-9 классы. Авторы: А.А.Данилов, доктор исторических наук, Л.Г.Косулина, кандидат исторических наук. - Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2008

Актуальность изучения курса

...Определенной новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальное, национальной политике.

Программа предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, наций и народностей, государственных образований, развивающихся ныне в Российской Федерации; историей своего края, города, села. …

Новизна стандарта по истории связана с реализацией личностно ориентированного, деятельностного, практикоориентированного подходов.



Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. История не только открывает перед школьником картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире. Тем самым, формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения.

По мере развития исторического мышления картина мира, формируемая у школьников под воздействием всего образовательного процесса, приобретает особую глубину и направленность. Представление об исторических корнях существующих социальных норм и мировоззренческих ценностей, об историческом опыте собственного народа и всего человечества позволяет школьникам более четко и осознанно определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Личностная самоидентификация подростков оказывается тесно взаимосвязана с восприятием национальных культурных и исторических традиций, а также самоопределением в социальном пространстве современного российского общества, формированием национальной идентичности. Таким образом, система исторического образования призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, демократизма, толерантности.

Цели исторического образования, связанные с овладением предметными знаниями и умениями, отражают преемственность ступеней общего образования, а также специфику базового и профильного уровней изучения истории в старшей школе. Если в основной средней школе историческое образование направлено на освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности, то в полной средней школе – на освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе. Профильное изучение истории предполагает и освоение элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе, подготовку учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин.

Деятельностный и практикоориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Молодому человеку предстоит жить в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций. Образовательная система должна ориентироваться не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Изменившиеся требования к системе образования обуславливают модернизацию содержательных основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. В то же время обновление системы исторического образования вызывает и немалые трудности. Это связано с сохранением прочных традиций «знаниецентризма», ориентацией учебного процесса на приоритетное изучение совокупности исторических фактов. Подобная позиция, связанная с позитивистской идеей «показывать историю как это было», укрепилась в практике преподавания в 90-х гг. ХХ в. на фоне отказа от вульгаризированных версий марксисткой формационной концепции. Она сыграла свою положительную роль в условиях методологического кризиса российской исторической науки, но с течением времени начала восприниматься как залог сохранения фундаментальности, полноты и системности исторического образования. Отвечает ли данное содержание образования современным потребностям личности, общества, государства?

Современная система исторического образования должна быть ориентирована на целостный процесс развития и воспитания ребенка, на решение задач по социализации подрастающего поколения. Преодоление «знаниецентризма» означает не пренебрежение принципами научной объективности и историзма, а отказ от псевдофундаментальности образования, преодоление дисбаланса его академических и социальных задач. Формирование целостных представлений об историческом прошлом должно осуществляться не за счет накопления все большего количества «проверенных знаний», а прежде всего в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений.

Цели учебного предмета для основной ступени обучения:

Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.к правам и свободам человека,

  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм ценностей для жизни в многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Основной целью авторского курса (истории России) является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Методы и формы решения поставленных задач

Используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа. Повторение изученного в 6-8 классах учебного материала по истории России в целях подготовки к ГИА проводится через систему домашних заданий.



Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана

На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении Обществоведения. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

При изучении истории в старшей школе межпредметные связи приобретают определенную специфику. История входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. В этих условиях важно обеспечить взаимосвязь курса истории с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании познавательной и социально-мировоззренческой компетентности учащихся. Не менее значимы межпредметные связи и в рамках профильного исторического образования. Углубленное изучение истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и, прежде всего, является частью единой системы предвузовской гуманитарной подготовки.

Сроки реализации данной программы: 2012 – 2013 учебный год

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История» в 9 классе по учебному плану: Количество учебных недель в году – 34. На предмет «история» отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса в сравнении с авторской программой: материал отобран и структурирован по хронологическому принципу, сначала изучается история России 20 – н.21 в. – 54 ч., затем – всемирная история 20 – н.21 в. – 14 ч. В связи с тем, что предметные олимпиады и мониторинги качества знаний в 9 классе, проводимые в первом полугодии и начале второго полугодия, охватывают материал по истории России, программа начинается с изучения истории России.

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории


% выполнения

менее

32


32-57


58-84

85-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация



Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема


Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.



Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.



3

Применение и проблемы





Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Учебно-тематический план «История России и Новейшая история» 9 класс




Раздел, учебная тема

Количество часов

В том числе на:

Творческие работы, проекты

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы, зачеты, мониторинги




ИСТОРИЯ РОССИИ 20 – н.21 в..

54

54













Раздел I. Россия на рубеже ХIX - XX вв. (8 часов)

8

8










1

Государство и российское общество в конце ХIX – начале XX в. П.1

1

1










2

Экономическое развитие страны П .2

1

1










3

Общественно - политическое развитие России1894 – 1904гг. П.3

1

1







Доклад «Николай 2»

4

Внешняя политика. Русско - японская война гг.

1

1










5

Первая российская революция. Реформы политической системы. П.5

1

1










6

Экономические реформы. П.6.

1

1







Презентация «П.А.Столыпин»

7

Политическая жизнь в 1907 – 1914 гг.

Духовная жизнь Серебряного века. П. 7 - 8



1

1







Рабочий лист

8

Россия в Первой мировой войне. П.9

1

1













Раздел II. Великая российская революция. 1917-1921 гг.

8

8










9

Свержение монархии. П. 10

1

1










10

Россия весной и летом 1917г. П. 11

1

1







Презентация «Лидеры партии большевиков»

11

Октябрьская революция. П. 12

1

1










12

Формирование советской государственности. П. 13













Рабочий лист

13

Начало гражданской войны. П. 14

1

1










14

На фронтах гражданской войны. П. 15

1

1










15

Экономическая политика красных и белых. П. 16

1

1










16

Экономический и политический кризис 20 – х гг. П. 17

1

1







Рабочий лист




Раздел III. СССР на путях строительства нового общества

7

7










17

Переход к НЭПу. П. 18

1

1










18

Создание СССР. П. 19 Международное положение и внешняя политика 20 – е гг. П. 20

1

1










19

Политическое развитие в 20 –е гг. П. 21

1

1










20

Духовная жизнь в 20 –е гг. П. 22

Социалистическая индустриализация. П. 23



1

1







Рабочий лист

21

Коллективизация сельского хозяйства. П. 24

1

1










22

Политическая система СССР в30 – е гг. П. 25

1

1










23

Духовная жизнь в 30 – е гг. П. 26

Внешняя политика СССР. П. 27



1

1







Рабочий лист




Раздел IV. Великая отечественная война. 1941-1945 гг.

8

8




1




24

СССР накануне войны. Самостоятельная работа. П.28

1

1







Проект «Причины победы советского народа в Великой Отечественной войне»



25

Начало Великой Отечественной войны. П. 29

1

1







26

Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома. П.30

1

1







27

Советский тыл в ВОВ. П. 31

1

1







28

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

П. 32


1

1







29

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. П.33

1

1







30

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. П. 34

1

1







31

Контрольно- обобщающий урок

1

1




1




Раздел V. СССР в 1945-1953гг.

3

3










32

Восстановление экономики. П. 35

1

1










33

Политическое развитие. П. 36

Идеология и культура. П.37



1

1







Рабочий лист

34

Внешняя политика. П.38

1

1













Раздел VI. СССР в 1953 – середине 60 – х гг. XX в.

3

3










35

Изменения политической системы. П.39

1

1







Презентация «Н.С.Хрущев»

36

Экономика СССР в 1953 – 1964 гг. П. 40

1

1










37

«Оттепель» в духовной жизни. П. 41

Политика мирного сосуществования : успехи и противоречия. П. 42



1

1







Рабочий лист




Раздел VII. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в.

3

3










38

Консервация политического режима. П.43

Экономика развитого социализма. П. 44



1

1







Доклад «Л.И.Брежнев»

39

Общественная жизнь в середине 60 – х - середине 80 – х гг. П.45

1

1










40

Политика раз-рядки: надежды и результаты. П.46

1

1













Раздел VIII. Перестройка в СССР (1985 – 1991 гг).

4

4




1




41

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги. П. 47

1

1







Презентация «М.С.Горбачев»

42

Экономические реформы 1985 – 1991гг. П. 48

Политика гласности: достижения и издержки. П. 49



1

1










43

Внешняя политика СССР в 1985 – 1991гг. П.50

1

1










44

Контрольно – обобщающий урок

1

1




1







Раздел IX. Россия в конце XX – начале XXI в.

4

4










45

Российская экономика на пути к рынку. П.51

1

1










46

Политическая жизнь в 1992 – 1998 гг. П.52

1

1







Сообщения «В.В.Путин», «Д.А.Медведев»

47

Духовная жизнь России. П.53

Строительство обновлённой Федерации. П. 54



1

1







Рабочий лист

48

Геополитическое положение и внешняя политика России.

П. 55


1

1













Раздел X. Россия в начале XXI в.

5

5




1




49

Политическое развитие. П. 56

1

1










50

Экономика России в 2000 – 2007гг. П. 57

1

1










51

Повседневная и духовная жизнь общества. П. 58

1

1







Буклет «Визитная карточка эпохи» (проект)

52

Внешняя политика России. П. 59

1

1










53

Россия на путях к инновационному развитию. П. 60

1

1










54

Итоговый зачет по истории России 20 – н.21 вв.

1

1




1







НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ



















История новейшего времени.

14

14










55

Империалистическая война. П. 1

1

1










56

Выход мира из войны. П. 2 – 3

1

1










57

От «процветания» к катастрофе. П. 4

1

1










58

Угроза фашизма. П. 5

1

1










59

На пути к новой войне. П. 6

1

1










60

Успехи захватчиков. П. 7

1

1










61

Победа над фашизмом. П. 8

1

1










62

Победа над фашизмом. П. 9

1

1










63

Разделённый мир. П. 10 - 11

1

1










64

Капиталистический запад. П. 12

1

1










65

Социалистический Восток. П. 13
















66

Третий - развивающийся мир. П.14

1

1










67

Третий - развивающийся мир. П. 15

1

1










68

Глобальный мир. П. 16

1

1













Всего:

68

68




3




следующая страница >>