Методические указания по курсу "философия" для студентов дневного и вечернего отделения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 400.95kb.
Методические указания для преподавателя, методические указания для... 4 922.8kb.
Методические указания для студентов. Методические рекомендации (материалы) 2 497.49kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов направления... 2 355.96kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся... 2 307.57kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной... 1 210.61kb.
Методические указания к лабораторной работе «делопроизводство» для... 2 503.88kb.
Методические указания по изучению английского языка для специальности... 4 618.32kb.
Методические указания по изучению дисциплины для студентов всех форм... 4 1089.76kb.
Методические рекомендации к курсу «педагогика и психология» Часть I. 1 523.53kb.
Планы семинарских занятий для студентов дневного отделения 2014 г. 1 100.25kb.
Обновление проекта cdi4 Сакире, 2013 1 52.06kb.
- 4 1234.94kb.
Методические указания по курсу "философия" для студентов дневного и вечернего отделения - страница №1/4

Министерство образования Российской Федерации

Омский государственный технический университет

Планы семинарских занятий

и методические указания

по курсу “ФИЛОСОФИЯ”

для студентов дневного и вечернего отделения


Омск 2001

Составители:

В.О. Бернацкий, д-р филос. наук,

Н.И. Мартишина, д-р филос. наук,

Н.П. Махова, канд. филос. наук,

З.В. Кетхудова, канд. филос. наук,

Е.С. Улевич, канд. филос. наук,

Н.А. Шлапак, канд. филос. наук.,

А.С. Скачков, канд. филос. наук,

Л.И. Мосиенко, ст. препод. каф. философии,

Т.П. Мильчарек, асс. каф. философии


ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

Философия существовала не всегда. Закономерно поставить вопрос: из чего, когда и почему возникла философия. Вокруг этих вопросов и будет сконцентрировано занятие, в направление которого вынесена тема – истоки философского мышления.

При подготовке к занятию необходимо уяснить, что философия (и в частности, греческая) рождалась на фундаменте культурного и цивилизационного опыта человечества. Признаки цивилизации и цивилизованности древнегреческого общества проявились, начиная с IX-VIII века до н. э., но особенно в период расцвета Эллады – VI-IV века до н. э. В этот период возникает (VI до н. э.) и расцветает (V – IV вв. до н. э.) философская мысль древних греков.

Цивилизационная человеческая деятельность всегда включала в себя элементы культуры (мифы, искусство, религия, знания) и постепенно дала начало особой сфере культуры – философии. Большое влияние на формирование философии оказала мифология. При этом нужно иметь в виду, что философия возникла из мифологии, уже обладающей элементами систематизации и самосознания.

Мифология ставила интереснейшие вопросы: из чего рождается то или иное природное явление? Чем оно управляется? В чем его причина? Философия в определенном смысле заимствовала сами вопросы, придав им более общий характер: из чего все рождается? Чем все управляется? Где первооснова всего?

Выявляя внутреннюю связь между древнегреческой философией и мифологией, нужно иметь в виду, что создатели мифов не стремились к их доказательнос-ти. Первые мудрецы, философы вырабатывали новый способ объяснения мира, по сравнению с мифологическим. Они предлагали доказательные объяснения и представляли их на обсуждение.

План второго семинара предполагает в качестве главного вопроса исследование природы философского познания. При рассмотрении вопросов семинара нужно учесть, что часто в обыденном языке понятие философия трактуется широко и неопределенно. В частности, использование этого понятия в таких встречающихся словосочетаниях как “философия кино”, “философия танца” и т. д. приводит к искажению его смысла.

Заметим, что исследование природы философского познания оказалось возможным на высоком уровне философской мысли. Наиболее полно суть философии как специализированной мировоззренческой деятельности была сформулирована Г. В. Ф. Гегелем. Философия, подчеркивал Гегель, занимается вопросом об отношении человека и мира. В философском мировоззрении человек и мир рассматриваются в их взаимной соотнесенности. При этом человек рассматривается не как часть этого мира, а как особое мыслящее бытие. Все философские вопросы пронизывает различное отношение человека (субъективного бытия) и мира (объективного бытия).

Как следует из формулировок третьего семинара, существование философии не ограничивается только теоретической сферой, созданной профессиональными философами. Философия своеобразно существует в различных областях культуры. Философия “живет там, где есть обобщающее осмысление отношения человека и мира”. Философия проявляет себя и на обыденном уровне сознания, являясь выражением жизненной потребности человека в осмыслении себя и своего мира.

Задачей этого семинара является анализ реализации мировоззренческой сути философии в различных типах философствования, объединенных в исторически развивающуюся систему. В античной философии доминировали философия в сфере обыденного сознания и художественно-образная форма философствования. Начиная с философии Нового времени ведущее место в культуре начинает занимать теоретическая философия. Каждый из типов философствования характеризуется особым способом обобщения и выражения знания, особым стилем речи (афоризм, художественный образ, философское понятие). Между этими тремя типами философии существовала и существует исторически изменяющаяся связь. Выявляя особенности различных типов философствования, поищите в рекомендованной литературе ответ на вопрос: какое значение для человека, общества, имеет философия.



Семинар 1

ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ


  1. Миф - как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества. Антропоморфизм древней мифологии. Мифы, религия, жизненная мудрость.

  2. Формирование ранних философских представлений и их внутренняя связь с мифологией. Сходство и различие мифологии и ранних философских представлений.



Список литературы





  1. История философии в кратком изложении. М., 1991. С. 4-16.

  2. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. М., 1989.

  3. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. М., 1972. Гл. 4.

  4. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

  5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

  6. Спиркин А.Г. Философия. М., 1999.

  7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

  8. Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.

  9. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

  10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.



Контрольные вопросы





  1. Что означают понятия “миф”, “мифология”, “религия”?

  2. Какие темы рассматривались в первобытных мифах? Как можно классифицировать мифы?

  3. Можно ли утверждать, что существовали прежде племена, столь низкие по своей культуре, что у них не было никаких религиозных понятий?

  4. Что означает термин “анимизм” и кто ввел его?

  5. Какие вопросы, возникшие в первобытном мифологическом сознании, являются вечными вопросами человечества?

  6. Правомерно ли утверждать, что в древнейшей истории человеческих воззрений существовали философские мифы?

  7. И. Кант отмечал в предисловии к “Критике чистого разума”, что первые философы часто доказывали очевидное, и об этих людях сохранилась память как о величайших изобретателях. Как вы считаете, справедливо ли это?

  8. Можно ли считать, что доказательства, которыми часто пользовались первые философы, носили эстетический характер. Обоснуйте свою точку зрения.



Темы докладов и рефератов





  1. Цивилизация и культура древних греков - фундамент зарождающейся философии [5].

  2. Роль мифологии в становлении философии [3, 4, 8].

  3. Мифологические образы в философии [2, 8] .

  4. Особенности истоков философского мышления в Древнем Востоке [1, 10].



Семинар 2

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ





  1. Философское познание и его проблемы, их специфика. Человек и мир как главная тема философии. Материализм и идеализм как основная мировоззренческая дилемма в истории философской мысли.

  2. Философия как знание. Система философского знания и его место в системе культуры.

  3. Культурно-исторические типы философии. Проблема специфики восточной и европейской философии. Общечеловеческое и национальное в философии. Особенности русской философии.



Список литературы





  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1996.

  2. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3.

  3. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. Гл. I.

  4. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М., 1991.

  5. Соловьёв B.C. О настоящей задаче философии // Соч. М., 1989. Т.I.

  6. Спиркин А.Г. Философия. М., 1999.

  7. Хайдеггер М. Философия – что это такое? // Вопросы философии. 1993. №8.

  8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

  9. Человек и мир: Хрестоматия. 2-е изд., доп. и перераб., в 2-х кн. Омск, 1998.

Контрольные вопросы





  1. Что означают понятия “философия”, “метафизика”?

  2. Перечислите философские проблемы, привлекающие внимание философов в прошлом и в настоящее время.

  3. Какие точки зрения на трактовку основного вопроса философии вам известны?

  4. Кто сформулировал вопросы: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Почему автор считал, что они имеют принципиальное значение для философии?

  5. Аристотель определял философию как учение о всеобщих принципах бытия. Дайте анализ этого определения.

  6. Ортега-и-Гассет характеризовал философию как познание Универсума. Проанализируйте это высказывание.

  7. На примере структуры гегелевской философии проанализируйте, какое место занимает философия в системе культуры.



Темы докладов и рефератов


  1. Философия как знание [3-5].

  2. Общечеловеческое и национальное в философии [8].

  3. Особенности русской философии [3].



Семинар 3

ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ


  1. Теоретическая философия как строгая система знания. Профессионализм в философии. Специализированный категориальный язык в философии. Философия и ее роль в истории культуры и в развитии цивилизации.

  2. Обыденная философия как житейская мудрость. Художественная форма философствования. Философские афоризмы. Критическая направленность философии. Значение философии для самопознания и выработки жизненных ценностей.

Список литературы





  1. Бердяев Н. Мир философского познания. Философские истоки // Самопознание. М., 1991.

  2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1.

  3. История философии в кратком изложении. М., 1991.

  4. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

  5. Лосев А.Ф. Вступительная статья // Платон. М., 1990. Т. 1.

  6. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990.

  7. Маритен Ж. Философ во граде // Философ в мире. М., 1994.

  8. Нарский И.С. Георг Вильгельм Фридрих Гегель // Западно-европейская философия XIX века. М., 1976.

  9. Толстых В.И. Сократ и мы. М., 1986.

  10. Флоренский П. Пути и средоточия (Вместо введения) // Соч. М., 1990. Т. 2.

  11. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л., 1991.

Контрольные вопросы





  1. Какой смысл вкладывают в понятие “профессиональная философия”?

  2. Может ли философия являться теорией преобразования мира?

  3. Каковы отличительные черты философии как теоретического знания?

  4. Как связаны философия и политика? Необходимы ли какие-либо особые социальные условия, при которых возможна философия?

  5. Какие существуют способы философствования?




следующая страница >>