Похожие работы
|
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения - страница №1/4
![]()
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра философии КУЛЬТУРОЛОГИЯ Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения направления 030900.62 «Юриспруденция» Мурманск
2014 УДК 008.001 (075) ББК 71 Я 73 К 90
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено кафедрой философии 06 марта 2014 г., протокол № 07. Рецензент: Наталья Николаевна Никулина, канд. филос. наук, доцент кафедры философии МГТУ ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Тематический план Рекомендуемая литература Модуль 1 Структура и состав культурологического знания Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания Тема 2. Основные понятия культурологии Тема 3. Основные школы и направления Тема 4. Становление культурологической мысли в европейской культуре
Тема 5.Ранние стадии культурной эволюции Тема 6.Культура Древнего Египта Тема 7 Индо-буддийская культурная традиция Тема 8 Китайско-конфуцианский тип культуры Тема 9. Античность как тип культуры Тема 10.Культура Византии Тема 11. Культура средневекового арабского востока Тема 12.Культура западноевропейского средневековья Тема 13. Культура средневековой Руси Тема 14. Культура эпохи Возрождения Тема 15. Культура Нового времени Тема 16. Культура ХХ века
Тема17. Культура средневековой Руси Тема 18. .Культура Отечества (ХVIII-ХХ вв.). Тема 19. Проблемы социокультурного развития региона Тема 20. Межкультурные коммуникации
ВВЕДЕНИЕ Целями и задачами изучения курса культурологии является усвоение студентами знаний по следующим вопросам: предмет, структура и состав культурологического знания, функции культуры, методы культурологических исследований; культурология и её междисциплинарные связи; основные понятия культурологии: культура и цивилизация, субъект культуры, языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры), культурные ценности и нормы, межкультурная коммуникация и диалог культур, культура в социальном пространстве; антропологические аспекты культуры; историческая типология культуры; культурогенез, особенности различных типов культур: индо-буддийстской, китайско-конфуцианской, исламской, античной, христианской, западной; место и роль России в мировой культуре; культура в современном мире; основные школы и направления в культурологии. Это позволит студентам овладеть системой знаний о сущности и динамике развития мировой культуры, приобрести умение ориентироваться в истории создания людьми материальных и духовных ценностей, в современных социокультурных процессах. Теоретические представления о культуре разрабатывались в разные периоды истории, однако в качестве самостоятельной научной дисциплины культурология оформилась во второй половине ХХ века. В наши дни она является дифференцированной системой знаний и включает в себя концепции, в которых раскрывается сущность, функции и закономерности развития культуры. Сохранятся ли мир культуры, мир природы и сам человек как биологический вид во многом зависит от того, какие ценности утвердятся в сознании людей, и будут определять направления их деятельности. В результате изучения курса будущий специалист должен обладать общекультурными компетенциями:
Данные методические указания разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В курсе изучаются основные положения теории культуры, основные понятия предмета, культурные ценности и нормы, культурные традиции, социальные институты культуры, культурная самоидентичность и культурная модернизация, типология культур, тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНЗаочная форма обучения
Заочная (по ускоренной программе) форма обучения
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная
С.С. Аверинцев. - М.: Правда,1988. - 45 с. (1-4)
С.С. Аверинцев. – 400 с. (10)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ МОДУЛЬ 1. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ ТЕМА 1. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Культура как предмет изучения: появление культуры как объекта гуманитарного знания, Методы культурологических исследований (системные, структурно-функциональные, герменевтические, исторические, компаративистские, семиотические, типологические и другие). Структура культурологии: история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология. Культурология и её междисциплинарные связи: выход на культурологическую проблематику в других науках (этнография, этология, экология, философия культуры, философия истории, социология культуры, культурная антропология). Подходы к изучению культуры (онтологический, познавательный, системный, функциональный, аксиологический, деятельностный, синергетический, нормативный и другие). Методические рекомендации по изучению темы: По данной теме необходимо самостоятельно проработать вопросы, составляющие предметную область культурологии, объективные предпосылки актуализации культуры как объекта гуманитарного знания, методы культурологических исследований, состав и структуру культурологии. По данной теме необходимо: знать: круг вопросов, составляющих предметную область культурологии; уметь: пользоваться понятийным аппаратом по данной теме. Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81]. Вопросы для самопроверки:
ТЕМА 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ Понятие культуры, его многозначность. Культура как единство деятельности и ценностей. Культура и цивилизация. Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации. История становления представлений о культуре. Понимание культуры в античности; образованность и гражданственность как характеристики культурного человека. Средневековые трактовки культуры. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения. Культурологические концепции эпохи Просвещения (Вольтер, Й. Гердер, Дж. Вико, Ж.Ж. Руссо и другие). Культурологические идеи в творчестве И. Канта, Ф. Шиллера, Г.В.Ф. Гегеля. Структура культуры. Социальные функции культуры: познавательная, коммуникативная, регулятивная, ценностная и другие. Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры). Культурные ценности и нормы. Субъект культуры. Культура и развитие человека. Различие мира человека и природы. Культурная деятельность. Культурная самоидентичность. Этнокультурная идентичность. Инкультурация и социолизация. Методические рекомендации по изучению темы: По данной теме необходимо самостоятельно проработать вопросы: многозначность понятий определений культуры, культура и цивилизация: исторические подходы и современное понимание; культура и общество, культура и личность, культура и природа; полифункциональность культуры; семиотика культуры; культурная самоидентичность, инкультурация и социализация. По данной теме необходимо: знать: различие в понимании культуры; различие и взаимосвязь культуры и цивилизации; культура-личность-общество, полифункциональность культуры. уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме, объяснить феномены культуры и цивилизации. Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81]. Вопросы для самоконтроля
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ Развитие культурологической мысли от эпохи Просвещения до начала ХХ века: философия культуры эпохи европейского Просвещения; эволюционизм как теория культуры; проблемы культуры в «философии жизни». Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов; О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры; А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры; П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры. Основные культурологические течения ХХ века: психоанализ, экзистенциализм, диффузионизм, структурная антропология, семиотическая школа, марксистская теория культуры, франкфуртская школа, игровая концепция культуры, теория этногенеза и другие.
ТЕМА 4. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Культура как философская проблема. «Открытие культуры» - начало и исток философского знания о ней. «Классическая модель культуры». Просветительская философия культуры. Философия культуры эпохи Просвещения (И.Г. Гердер). Взгляды на культуру И. Канта, Г.В.Г. Гегеля. Историко-материалистическая философия культуры (К.Маркс, Ф. Энгельс)
Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81]. Вопросы для самопроверки: Почему «открытие культуры» произошло в эпоху Возрождения? Какие концепции культуры и цивилизации в эпоху Просвещения вы знаете? Граница между культурфилософией и культурологией? МОДУЛЬ 2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ТЕМА 5. РАННИЕ СТАДИИ КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ Современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры (культурная и социальная гомогенность, табуирование деятельности, традиционализм). Проблема специфики первобытного мышления. Синкретизм первобытной культуры. Ранние формы религиозных верований: тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм. Полифункциональность магического обряда. Первобытное искусство: проблемы возникновения, характерные черты, особенности развития. Мифопоэтическая картина мира. Миф как выражение синкретизма первобытного мышления. Основные темы и мотивы мифов разных народов. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества. Первобытная культура в культурологических концепциях ХХ века. Методические рекомендации по изучению темы: изучить проблему происхождения и эволюции культуры, концепции происхождения человека; особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований; миф как синкретизм первобытного сознания. По данной теме необходимо: знать: современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований; уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме. Литература: [29], [61], [65], [67], [69]. Вопросы для самопроверки
ТЕМА 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Периодизация культуры Древнего Египта и наиболее характерные черты древнеегипетской цивилизации. Цивилизационные изменения: возникновение городов, государственной иерархической структуры, права. Культ фараона, сакрализация власти. Концепция Вселенной. Древнеегипетская мифология и религия. Роль заупокойного культа в развитии духовной культуры общества. Пантеон египетских богов. Эволюция религиозных представлений Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV). Архетипы растительного и животного мира. Христианство и Египет. Искусство Древнего Египта, его особенности. Взаимосвязь пиктографической, иероглифической письменности и изобразительного искусства. Сакральный характер письменности. Научные достижения древних египтян. Наследие Древнего Египта, его роль в мировой культуре.
По данной теме необходимо изучить характерные черты древнеегипетской цивилизации, мифологию и религиозные воззрения древних египтян, особенности искусства и научные достижения египтян. По данной теме необходимо: знать: характерные черты и особенности культуры Древнего Египта; пользоваться понятийным аппаратом по теме; уметь: определять типологические черты культуры Литература: [8], [9], [18], [51], [53], [64]/ Вопросы для самопроверки
ТЕМА 7. ИНДО-БУДДИСТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ Основные виды религиозно-философских представлений, характерных для индийской культуры. Ведизм. Брахманизм. Буддизм. Индуизм. Основные этапы развития культуры Древней Индии: цивилизация Хараппы, культура периода ведической литературы. Эпохи, отмеченные распространение буддизма (эпоха Маурьев, Кушанское царство). Эпоха распространения индуизма (Гуптская империя). Эллинистические и мусульманские влияния на культуру Индии. Художественная культура Древней Индии. Эпос Древней Индии («Махабхарата», «Рамаяна»). Символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры. Место вокальной музыки, танца, театра в художественной культуре Индии. Научные достижения Древней Индии. Индо-буддистская традиция в культуре ХХ века. Методические рекомендации по изучению темы Освоение темы требует рассмотрения следующих вопросов: основные этапы развития Древней Индии; основные религиозно-философские направления, характерные для индийской культуры; символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры; эпос Древней Индии. По данной теме необходимо: знать: характерные черты индо-буддийской культурной традиции; уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы Литература: [12], [18], [26], [27], [53]. Вопросы для самопроверки
ТЕМА 8. КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКАЯ КУЛЬТУРА Специфические основы духовной культуры Китая: рациональный характер, социально ориентированная этика, традиционализм, сакрализация политической власти, отсутствие установок на социальный прогесс и на покорение природы, церемониальность. Религиозно-философские учения. Представления о Дао, Инь, Янь, материи и первоэлементах. Гармония мира. Эстетизация и поэтизация природы. Культ Неба и культ предков. Конфуцианство и его значение для становления и развития культуры Китая. Проблема управления государством. Возврат к прошлому как способ решения социальных проблем. Ритуализированная этика конфуцианства: ритуал как условие человеческого общежития. Идеал совершенного человека. Нравственные принципы: гуманность, исполнение долга, сыновья почтительность. «Срединный путь» и значение нравственного примера. Картина мироздания в даосизме. Учение о Дао и Дэ. Идея недеяния и мягкости как принцип отношения к миру. Воздействие на китайскую культуру идей буддизма. Отражение особенностей миросозерцания в китайской художественной культуре. Каллиграфия. Иероглиф в китайской художественной традиции. Пейзажная живопись и её символика. Литература. Архитектура. Театральное искусство и его особенности. Декоративно-прикладное искусство. Китайская наука и технические изобретения (порох, бумага, фарфор, компас, шёлк). Культурные традиции Китая и современность.
По данной теме необходимо изучить специфические основы духовной культуры Китая; религиозно философские учения (конфуцианство, даосизм, буддизм); искусство Древнего Китая; научные и технические достижения древних китайцев. По данной теме необходимо: знать: характерные черты китайско-конфуцианского типа культуры; уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы Литература: [15], [37], [71], [80]. Вопросы для самопроверки
ТЕМА 9. АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ Культура античности как исток европейской культуры. Полис и его влияние на культуру Средиземноморья. Полисная система ценностей. Становление и основные периоды развития античной культуры. Агональный характер греческой культуры. Человек в античном мире. Культурный идеал античной Греции и его проявления в искусстве. Понятие «калокагатия» (прекрасное – доброе) и «гармония». Космоцентризм как характеристика мировоззрения. Антропологический и космологический характер мировосприятия. Основные категории: эйдос, тэхне, число, пропорция, симметрия, мера, канон, золотое сечение, красота, совершенство, мимесис, катарсис и другие. Древнегреческая религия. Античная мифология, и её влияние на последующее развитие европейской художественной культуры. Рождение театра. Возникновение и развитие философии. Исторический путь Рима и особенности римской культуры. Идея мирового господства как доминанта культуры. Искусство Рима: заимствования и новаторство. Римская зрелищная эстетика. Достижения римской цивилизации. Кризис античного мировоззрения и возникновение христианства. Завершение античного опыта образного освоения действительности, его значение для мировой культуры. Методические рекомендации по изучению темы Освоение дано темы требует изучения вопросов: формирование греческой культуры; основные периоды культуры Древней Греции; основные ценности греческой культуры; мифология и религия Античности; формирование и этапы развития римской культуры и цивилизации; система ценностей римской культуры и цивилизации; кризис античного мировоззрения, возникновение христианства; искусство Античности; римское культурное наследие. По данной теме необходимо: знать: характерные черты античного типа культуры уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы Литература: [5], [7], [13], [21], [28], [42], [46], [76]/ Вопросы для самопроверки
ТЕМА 10. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ Особенности византийской культуры. Византия – «второй Рим». Между Востоком и Западом: синтез традиций Греко-римского мира и эллинистического Востока. Сосуществование античной культуры и христианства. Оформление христианской идеологии. Церковь и государство. Восточная патристика. Православие как направление христианства. Образное видение мира в византийской культуре. Характер византийской образованности. Византийское искусство – сплав античной гармонии и христианского спиритуализма. Историко-культурное значение византийской мистики. Мир человека как совершенного микрокосма в трактате Григория Нисского «О природе человека». Икона и иконоборчество. Проблема образа и первообраза в иконе. Храмовое зодчество. Смысл религиозной аскезы. Исихастская традиция, и её значение для русского религиозного опыта. Византийское влияние на культуры других стран. Методические рекомендации по изучению темы По данной теме необходимо изучить особенности византийской культуры, оформление христианской идеологии; православие как направление христианства, византийское искусство, византийская литература и образованность. По данной теме необходимо: знать: особенности византийской культуры; уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы. Литература: [3], [14], [44], [45], [52], [70]. Вопросы для самопроверки
ТЕМА 11. КУЛЬТУРА СРДНЕВЕКОВОГО АРАБСКОГО ВОСТОКА Возникновение и распространение ислама. Отношение ислама к другим монотеистическим религиям. Нормативность социальных установлений ислама. Идея «уммы» в вероучении и политической практике. Арабский язык как объединяющий фактор культуры. Специфика понимания проблемы человека в исламе. Вера и знание в мусульманской культуре. Традиции, направления, течения (сунниты, шииты, хариджиты, суфизм). Праздники в исламе. Арабо-мусульманские мыслители. Ислам и художественная культура. Коран и исламское искусство. Отношение к пластическим искусствам. Архитектура, каллиграфия, арабеска. Литература и искусство книжной миниатюры. Научные знания в арабском мире. Влияние культурных традиций арабского востока на западноевропейскую культуру.
Для освоения данной темы необходимо ознакомиться с вопросами: возникновение и распространение ислама; нормативность социальных установлений ислама; вера и знание в мусульманской культуре; ислам и художественная культура; научные знания арабского мира. По данной теме необходимо: знать: типологические черты арабо-мусульманской культуры Средневековья; уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы. Литература: [35], [36], [43], [59]. Вопросы для самоконтроля
ТЕМА 12. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Основные черты и категории средневековой культуры. Господство христианского мировоззрения. Основные идеи христианства и формирование нового типа личности. Антично наследие и «варварская» традиция в культуре средневековой Европы. Формирование христианской картины мира как вертикальной шкалы ценностей. Историко-культурные границы средневековья. Социальный состав средневекового общества. Корпоративный характер культуры и сословная личность. Культура духовенства. Монашество и монашеские ордена. Культура рыцарства. Вассальная система. Кодекс чести рыцарства. Куртуазная культура средневековья. Образно-символический мир культа Прекрасной Дамы, поэзии трубадуров, мейстерзингеров и труверов. Церемониальный антураж, язык цветов, семиотика жеста, эстетика турнира. Культура третьего сословия. Формирование городской культуры. Университет. Карнавальный характер народной культуры. Художественная культура. Формы образного переживания мира в средневековой культуре Запада. Христианский идеал и формирование новых эстетических ценностей. Романский и готические стили в европейском искусстве.
По данной теме необходимо самостоятельно изучить историко-культурные границы средневековья, социальный состав средневекового общества; картину мира средневекового человека; философию и теологию в средние века; народную культуру средневековья: карнавал, мистерия, фольклор; романский и готический стили в европейской культуре следующая страница >> |