Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения направления - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... 4 598.15kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... 2 343.11kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... 1 184.6kb.
Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов... 3 558.94kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 98.43kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 93.62kb.
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... 1 8.84kb.
Методические рекомендации для студентов дневной и заочной формы обучения... 1 322.44kb.
Методические указания к практическим занятиям Для студентов направления... 2 355.96kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... 1 63.93kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ, варианты контрольной... 1 210.61kb.
Рекомендация мсэ-r p. 1546-4 (10/2009) 6 687.27kb.
- 4 1234.94kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения - страница №1/4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии



Культурология
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения направления

030900.62 «Юриспруденция»



Мурманск

2014


Составители: Галина Степановна Келлер, к.ф.н., доцент кафедры философии Мурманского государственного технического университета.

Культурология. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения направления 030900.62 «Юриспруденция» рассмотрено и одобрено кафедрой философии 06 марта 2014 г., протокол № 7.

Рецензенты:

А.В. Источникова, кандидат философских наук, доцент

Электронное издание подготовлено в авторской редакции

Мурманский государственный технический университет

183010, Мурманск, ул. Спортивная д. 13 тел. (8152) 25-40-72

Уч.-изд. л. 6,5. Заказ 1282

©Мурманский государственный

технический университет, 2014



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

направления 030900.62 «Юриспруденция»

Мурманск


2014

УДК 008.001 (075)

ББК 71 Я 73

К 90
Составители: Галина Степановна Келлер, канд. филос. наук, доцент кафедры философии МГТУ; Людмила Ивановна Горбунова, канд. филос. наук, доцент кафедры философии МГТУ;

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено кафедрой философии 06 марта 2014 г., протокол № 07.

Рецензент: Наталья Николаевна Никулина, канд. филос. наук, доцент кафедры философии МГТУ


ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

Тематический план

Рекомендуемая литература

Модуль 1 Структура и состав культурологического знания

Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания

Тема 2. Основные понятия культурологии

Тема 3. Основные школы и направления

Тема 4. Становление культурологической мысли в европейской культуре

Модуль 2. Историческая типология культур

Тема 5.Ранние стадии культурной эволюции

Тема 6.Культура Древнего Египта

Тема 7 Индо-буддийская культурная традиция

Тема 8 Китайско-конфуцианский тип культуры

Тема 9. Античность как тип культуры

Тема 10.Культура Византии

Тема 11. Культура средневекового арабского востока

Тема 12.Культура западноевропейского средневековья

Тема 13. Культура средневековой Руси

Тема 14. Культура эпохи Возрождения

Тема 15. Культура Нового времени

Тема 16. Культура ХХ века

Модель 3. Место и роль России в мировой культуре

Тема17. Культура средневековой Руси

Тема 18. .Культура Отечества (ХVIII-ХХ вв.).

Тема 19. Проблемы социокультурного развития региона

Тема 20. Межкультурные коммуникации

Темы контрольных работ

Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины

Глоссарий


ВВЕДЕНИЕ

Целями и задачами изучения курса культурологии является усвоение студентами знаний по следующим вопросам: предмет, структура и состав культурологического знания, функции культуры, методы культурологических исследований; культурология и её междисциплинарные связи; основные понятия культурологии: культура и цивилизация, субъект культуры, языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры), культурные ценности и нормы, межкультурная коммуникация и диалог культур, культура в социальном пространстве; антропологические аспекты культуры; историческая типология культуры; культурогенез, особенности различных типов культур: индо-буддийстской, китайско-конфуцианской, исламской, античной, христианской, западной; место и роль России в мировой культуре; культура в современном мире; основные школы и направления в культурологии.

Это позволит студентам овладеть системой знаний о сущности и динамике развития мировой культуры, приобрести умение ориентироваться в истории создания людьми материальных и духовных ценностей, в современных социокультурных процессах.

Теоретические представления о культуре разрабатывались в разные периоды истории, однако в качестве самостоятельной научной дисциплины культурология оформилась во второй половине ХХ века. В наши дни она является дифференцированной системой знаний и включает в себя концепции, в которых раскрывается сущность, функции и закономерности развития культуры. Сохранятся ли мир культуры, мир природы и сам человек как биологический вид во многом зависит от того, какие ценности утвердятся в сознании людей, и будут определять направления их деятельности.

В результате изучения курса будущий специалист должен обладать общекультурными компетенциями:


  • культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

  • способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

Данные методические указания разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В курсе изучаются основные положения теории культуры, основные понятия предмета, культурные ценности и нормы, культурные традиции, социальные институты культуры, культурная самоидентичность и культурная модернизация, типология культур, тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Заочная форма обучения





Наименование тем, их содержание

Ауд. занятия

Сам. раб.

Компе тенции

Лек.

Практ.

1

Модуль 1. Структура и состав культурологического знания. Культура и культурология

2

1

20

ОК-5

ОК-8


2

Модуль 2. Культурология и история культуры. Историческая типология культур

1

2

20

ОК-5

ОК-8


3

Модуль 3. Место и роль России в мировой культуре.

1

1

20

ОК-5

ОК-8





Итого

4

4

60






Заочная (по ускоренной программе) форма обучения





Наименование тем, их содержание

Ауд. занятия

Сам. раб.

Компе тенции

Лек.

Практ.

1

Модуль 1. Структура и состав культурологического знания. Культура и культурология

2

-

21

ОК-5

ОК-8


2

Модуль 2. Культурология и история культуры. Историческая типология культур

1

-

22

ОК-5

ОК-8


3

Модуль 3. Место и роль России в мировой культуре.

1

-

21

ОК-5

ОК-8





Итого

4

-

64



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная


  1. Философия культуры : учеб. пособие для вузов / Г.С. Келлер, Л.И. Горбунова – Ч.1. – Мурманск : МГТУ, 2010.

  2. Философия культуры. Человек в культуре (философский аспект) : учеб. пособие для вузов / Г.С. Келлер, Л.И. Горбунова – Ч.2. – Мурманск : МГТУ, 2013.

  3. Кармин, А.С. Культурология : Учебник / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб : Питер, 2009.

  4. Солонин, Ю.Н. Культурология : Учебник / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. – М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная




  1. Абромсон, М.Л. От Данте к Альберти / М.Л. Абромсон. – М.: Наука, 1979. – 174 с. (14)

  2. Аверинцев, С.С. Попытки объясниться. Беседы о культуре /

С.С. Аверинцев. - М.: Правда,1988. - 45 с. (1-4)

  1. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы /

С.С. Аверинцев. – 400 с. (10)

  1. Алленов, М.М. и др. Русское искусство Х- начала ХХ вв. / М.М. Алленов, О.С. Евангулова, Л.И. Лившиц. - М.: Искусство, 1989. – 479 с. (13)

  2. Античная культура: литература, театр, искусства, философия, наука: словарь-справочник / под ред. В.И Ярха. – М.: Высш. шк., 1995. – 383 с. (9)

  3. Андреев, А.Р. Монашеские ордена / А.Р. Андреев. – М.: Евролиц-Кучково-поле, 2002. – 400 с. (12)

  4. Андреев, Ю.В. Цены свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации / Ю.В. Андреев. – СПб.: Алетейя, 1999. – 400 с. (9)

  5. Ассман, Я. Египет. Теология и благочестие цивилизации / Я. Ассман. – М.: Присцельс, 1999. – 368 с. (6)

  6. Бадж, Э.А. Египетская религия. Египетская магия / Э.А. Бадж. – М.: Новый Акрополь, 1996. – 416 с. (6)

  7. Баткин, Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления / Л.М. Баткин. – М.: Наука, 1978. – (14)

  8. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – 2-е изд. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с. (12)

  9. Бонгард-Левин, Г.М. Древняя Индия. История и культура / Г.М. Боггард-Левин. – СПб.: Алетейя, 2001. – 323 с. (7)

  10. Боннар, А. Греческая цивилизация: в 3 т. / А. Боннар; пер. с фр. О.В. Волкова. – М. : Искусство, 1992. (9)

  11. Византия между Западом и Востоком: проблемы культуры / А.Б. Каплан // Культурология: дайджест / ИНИОН РАН. – 2001. – № 2 (17). – С. 102-110. (10)

  12. «Вэньцзы» и истоки китайской культуры / Н.П. Мартыненко // Вопр. философии. – 2004. - № 9. – С. 106-117. (8)

  13. Гвардини, Р. Конец Нового времени / Р. Гвардини // Вопр. философии. – 1990. – № 4. – С. (16)

  14. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М.: Наука, 1977. – 703 с. (15)

  15. Гнедич, П.П. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич. – М.: Искусство,1996. – 450 с. (6)

  16. Головкин, В.П. Мир художника раннего итальянского Возрождения / В.П. Головкин. - М.: Новое литер. обозрение, 2003. – 288 с.: ил. (14)

  17. Готика: архитектура, скульптура, живопись / под ред. Р. Томана. – Кёльн: Б.и., 2000. - (12)

  18. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции: в 2 кн. / Р. Грейвс; пер. с англ. К. Лукьяненко. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. (9)

  19. Гумилёв, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилёв. – Л.: Гидрометеоиздат, 1998. – 528 с. (1- 4)

  20. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1984. – 350 с. (12)

  21. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я Данилевский. – М.: Книга, 1991. – 573 с. (1-4)

  22. Даниэль, С. Нидерландская живопись. Две ветви одной кроны / С. Даниэль. – СПб.: Аврора, 2001. – 288 с. : ил. (14)

  23. Дешпанде, О. Индийская миниатюра/ О. Дюшпанде. – Спб.: Аврора, 2004. – 63 с. (7)

  24. Ермакова, Т.В. Классический буддизм / Т.В. Ермакова, Е.П. Островская. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. – 286 с. (7)

  25. Знаменитые греки и римляне: сб. / сост. М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович. – СПб.: Эпоха, 1993. – 448 с. (9)

  26. Зубов, А.Б. История религий. Кн. 1: Доистоические и внеисторические религии: курс лекций для вузов / А.Б. Зубов. – М.: Планета детей, 1997. – 344 с. (5)

  27. Иконников, А.В. Тысяча лет русской литературы: Развитие традиций / А.В. Иконников. - М.: Искусство, 1990. – 386 с. (13)

  28. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособие для вузов / С.Н. Иконникова. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.: ил. (1-4)

  29. Историко-философские воззрения Л.П. Карсавина на культуру / П.М. Шульгин // Мир России. – 2004. - № 2. – С. 115 – 134. (1-4)

  30. Кармин, А.С. Основы культурологии. Морфология культуры: учеб. пособие для вузов. /А.С. Кармин. – СПб.: Лань,2001. – 512 с. (1-4)

  31. Карташов, А.В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. / А.В. Карташов. – М.: Тера, 1992. (13)

  32. Классическая арабо-мусульманская культура // Очерки по истории культуры: учеб. пособие для вузов. / под ред. Т.В. Кузнецовой. – М., 1997. – С. 397 – 426. (11)

  33. Коран / пер. с араб. И.Ю. Крачковского. – М.; СПб.: АСТ: Северо-Запад. Пресс, 2005. – 520 с. (11)

  34. Кравцова, М.Е. История культуры Китая: учеб. пособие для вузов / М.Е. Кравцова. – СПб.: Лань, 1999. – 399 с. (8)

  35. Культура: теории и проблемы: учеб. пособие для вузов /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, В.И. Шайтанов и др. – М.: Наука, 1995. -279 с. (1-4)

  36. Культура и цивилизация / З.М. Оруджев, Т.В. Кузнецова // Вестник МГУ, Сер. 7: Философия. – 2005. - № 2. – С. 82-102. (1-4)

  37. Культурология в системе технического образования: синтез интеллекта и творчества / С.А. Безклубая // Соц.-гум. знания. – 2001. - № 5. – С. 161 – 167. (1-4)

  38. Культурология как гуманитарная наука / А.Я. Флиер // Общестевенные науки и современность. – 2005. - № 1. – С. 160 – 168. (1-4)

  39. Куманецкий, К. История культуры древней Греции и Рима / К. Куманецкий. – М.: Высш. шк., 1990. –320 с. (9)

  40. Кучер, О.Н. Ислам / О.Н. Кучер, О.П. Семотюк. – Ростов н/Д.: Феникс; Харьков: Торсинг, 2004. – 288 с. (11)

  41. Литаврин, Г.Г. Византия и славяне / Г.Г. Литаврин. – СПб.: Алетейя, 1999. - (10)

  42. Литаврин, Г.Г. Как жили византийцы / Г.Г. Литаврин. – СПб.: Алетейя, 1997. – (10)

  43. Лосев, А.Ф. Боги и герои Древней Греции / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. – М.: Слово, 2002. -280 с. : ил. (9)

  44. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль,1998. -750 с. (14)

  45. Мамонтов, С.П. Основы культурологии: учеб. пособие для вузов / С.П. Мамонтов. – М.: Инфра-М, 2001. – 320 с. (1-4)

  46. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с. (16)

  47. Массовая культура: учеб. пособие для вузов / К.З. Акопян. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 304 с. (16)

  48. Матье, М.Э. Искусство Древнего Египта / М.Э. Матье. – М.:Искусство, 1970. – 198 с. (6)

  49. Мейендорфф, И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение / И. Мейердорфф. – М.: Колелей, 2001. - (10)

  50. Мень, А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни: в 7 т. Т.2. М.,СПб.: Слово, 1991. – 462 с. (6)

  51. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. / П.Н. Милюков. – М.: Прогресс. Культура, 1993. (13)

  52. Мифы древних славян / А.С. Кайсаров; сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1993. – 320 с. (13)

  53. Моммзен, Т. История Рима / Т. Моммзен. – СПб.: Лениздат, 1993. – 450 с. (9)

  54. Морфология культуры. Структура и динамика: учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Наука, 1994. – 415 с. (1-4)

  55. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры. / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Искусство, 1991. – 586 с. (16)

  56. Очерки истории арабской культуры Y - ХY вв. / отв. ред. О.Г. Большаков. – М.: Наука, 1982. – 440 с. (11)

  57. Померанцева, Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта / Н.А. Померанцева. – М.: Искусство, 1985. – 255 с. (6)

  58. Розин, В.М. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / В.М. Розин. - М.:ФОРУМ, 1997. - 224 с. (5)

  59. Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов / А.П. Садохин. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 288 с. (16)

  60. Соловьёв, Э.Ю. Непобеждённый еретик. Мартин Лютер и его время / Э.Ю. Соловьёв. – М.: Молодая гвардия, 1984. - (14)

  61. Степанов, А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия / А.В. Смирнов. – СПб.: Азбука-классика, 2003. – 504 с.: ил. (14)

  62. Тайлор, Э.В. Первобытная культура: пер. с англ. / Э.В. Тайлор. – М.: Политиздат, 1989. – 572 с. (5)

  63. Тойнби, А. Постижение истории /А. Тойнби. – М.: Прогресс, 1990. – 730 с. (1-4)

  64. Токарев, С.А. Ранние формы религий / С.А. Токарев; под общ. ред. В.П. Алексеева. – М.: Политиздат, 1990. – 621 с. (5)

  65. Трубецкой, Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. Два мира в древнерусской иконописи // Философия русского религиозного искусства ХIY – ХХ вв.: антология / сост. Н.Г. Гаврюшина. – М., 1993. (13)

  66. Угринович, Д.М. Искусство и религия: теоретический очерк / Д.М. Угринович. – М.: Политиздат, 1983. – 288 с. (5)

  67. Удальцова, З.В. Византийская культура / З.В. Удальцова. – М.: Наука, 1988. – 287 с. (10)

  68. Фицджеральд, С.П. Китай. Краткая история культуры / С.П. Фицджеральд, Р.В. Котенко; автор предисл. и науч. ред. Е.А. Торчинов. – СПб.: Евразия, 1998. – (8)

  69. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм; общ. ред. и послесл.
    В.И. Добренькова. – М.: Прогресс, 1990. – 330 с. (1-4)

  70. Харт, К. Постмодернизм / К. Харт; пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 272 с. (16)

  71. Хёйзинга, Й. Осень средневековья / Й. Хёйзинга; сост. и пер. Д.В. Сильвестров. – М.: Айрис – Пресс, 2002. – 544 с. (12)

  72. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. / Й. Хейзинга; общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. – М.:Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. – 464 с. (1-4)

  73. Художественное сознание Древней Греции // Кривцун, О.А. Эстетика. – М., 1998. – С. 21-33. (9)

  74. Художественные идеалы Возрождения // Кривцун, О.А. Эстетика / О.А. Кривцун. – М.,1998. – С. 58-66. (14)

  75. Человек, время, религия. Средневековая Индия / Ванина, Е.Ю. // Вопросы истории. – 1995. - № 3. – С. 136-144. (7)

  76. Шпенглер, О. Закат Европы: в 2 т. /О. Шпенглер. – М.: Наука, 1995. (1-4)

  77. Шуцкий, Ю.К. Китайская классическая книга перемен / Ю.К. Шуцкий. – Мн.: Харвест, 1999. – 200 с. (8)

  78. Янсон, Х.В. Основы истории искусств / Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 542 с.: ил. (6)

  79. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Республика, 1994. – 527 с. (1- 4)

  80. Ястребицкая, А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: учеб пособие для вузов. – М.: Интерпракс, 1995. – 416 с. (12)

  81. Андреев, А.И. Культурология. Личность и культура: учеб. пособие для вузов /А.И. Андреев. - Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 160 с.

  82. Быстрова, А.Н. Мир культуры. Основы культурологии.: учеб. пособие для вузов /А.Н. Быстрова. - М., Новосибирск: Маркетинг, ЮКЕА, 2000. – 680 с.

  83. Викторов, В.В. Культурология: учеб пособие для вузов / В.В. Викторов; под ред. Р.П. Трофимовой. - М.: Экзамен,2002. - 544 с.

  84. Гуревич, П.С. Культурология: учебник для вузов / П.С. Гуревич. - М.: Проект, 2003. - 332 с.

  85. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособие для вузов / С.Н. Иконникова. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с. : ил.

  86. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 576 с.

  87. Культурология: учебник для вузов / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Юрайт-Издат, - 566 с.

  88. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Сов. энцикл., 1980-1982.

  89. Никитич, Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры: учеб. пособие для вузов / Л.А. Никитич. - М.:ЮНИТИ, 2005. - 559 с.

  90. Пигалев, А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов /А.И. Пигалев. - Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 1999. - 420 с.

  91. Полищук, В.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / В.И. Полищук. - М.: Гадарика; Эксперт-бюро-М,1999. - 344 с.

  92. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульртура Графика. Декоративное искусство: в 2 кн. / гл. ред. В.М. Полевой. - М.: Сов. энцикл., - 1993.

  93. Роэин, В.М. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / В.М. Розин. - М.:ФОРУМ, 1997. - 224 с.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ


МОДУЛЬ 1. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТЕМА 1. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Культура как предмет изучения: появление культуры как объекта гуманитарного знания, Методы культурологических исследований (системные, структурно-функциональные, герменевтические, исторические, компаративистские, семиотические, типологические и другие). Структура культурологии: история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология. Культурология и её междисциплинарные связи: выход на культурологическую проблематику в других науках (этнография, этология, экология, философия культуры, философия истории, социология культуры, культурная антропология). Подходы к изучению культуры (онтологический, познавательный, системный, функциональный, аксиологический, деятельностный, синергетический, нормативный и другие).



Методические рекомендации по изучению темы:

По данной теме необходимо самостоятельно проработать вопросы, составляющие предметную область культурологии, объективные предпосылки актуализации культуры как объекта гуманитарного знания, методы культурологических исследований, состав и структуру культурологии.



По данной теме необходимо:

знать: круг вопросов, составляющих предметную область культурологии;

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по данной теме.
Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].
Вопросы для самопроверки:

  1. Причины возникновения и оформления культурологии как науки.

  2. Охарактеризуйте специфику культурологического знания. Структура и состав культурологи.

  3. Приведите примеры выхода на культурологическую проблематику в других науках.

  4. Укажите науки, которые тесно связаны с культурологией.

  5. Дайте характеристику терминам «историческая культурология» и «история культуры».

  6. Назовите некоторые проблемы, которые могут быть отнесены к кругу культурологии.

ТЕМА 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Понятие культуры, его многозначность. Культура как единство деятельности и ценностей. Культура и цивилизация. Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации. История становления представлений о культуре. Понимание культуры в античности; образованность и гражданственность как характеристики культурного человека. Средневековые трактовки культуры. Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения. Культурологические концепции эпохи Просвещения (Вольтер, Й. Гердер, Дж. Вико, Ж.Ж. Руссо и другие). Культурологические идеи в творчестве И. Канта, Ф. Шиллера, Г.В.Ф. Гегеля.

Структура культуры. Социальные функции культуры: познавательная, коммуникативная, регулятивная, ценностная и другие.

Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры). Культурные ценности и нормы.

Субъект культуры. Культура и развитие человека. Различие мира человека и природы. Культурная деятельность. Культурная самоидентичность. Этнокультурная идентичность. Инкультурация и социолизация.



Методические рекомендации по изучению темы:

По данной теме необходимо самостоятельно проработать вопросы: многозначность понятий определений культуры, культура и цивилизация: исторические подходы и современное понимание; культура и общество, культура и личность, культура и природа; полифункциональность культуры; семиотика культуры; культурная самоидентичность, инкультурация и социализация.



По данной теме необходимо:

знать: различие в понимании культуры; различие и взаимосвязь культуры и цивилизации; культура-личность-общество, полифункциональность культуры.

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме, объяснить феномены культуры и цивилизации.
Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].
Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение понятию «культура». Отличие феномена культуры от природных объектов.

  2. Культура как единство деятельности и ценностей.

  3. Охарактеризуйте субъекты культуры. Культура и личность.

  4. Культура и общество. Социальные функции культуры.

  5. Проанализируйте: общее и отличное между понятиями «социализация» и «инкультурация».

  6. Противоречивость процесса социализации.

  7. Роль знаковых систем в культуре.

  8. Специфика проявлений традиций и инноваций в культуре.

  9. Социокультурная идентичность.

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ

Развитие культурологической мысли от эпохи Просвещения до начала ХХ века: философия культуры эпохи европейского Просвещения; эволюционизм как теория культуры; проблемы культуры в «философии жизни».

Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций: Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов; О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры; А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры; П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры.

Основные культурологические течения ХХ века: психоанализ, экзистенциализм, диффузионизм, структурная антропология, семиотическая школа, марксистская теория культуры, франкфуртская школа, игровая концепция культуры, теория этногенеза и другие.
Методические рекомендации по изучению темы. Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: история знаний о культуре, процесс формирования культурологических концепций в соотнесении друг с другом, проблема типологии культуры.

По данной теме необходимо:

знать: как в историческом взаимодействии и противостоянии различных культурологических дискурсов оттачивалась методология культурологического исследования и определялась целостность этой науки;

уметь: различать основные современные культурологические школы, направления, течения.

Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].

Вопросы для самопроверки


  1. Охарактеризуйте основные идеи эволюционистов.

  2. Дайте характеристику игровой концепции культуры.

  3. Понятие «культурный архетип» в концепции К.Г. Юнга.

  4. Раскройте значение понятия «сублимация» в концепции культуры З. Фрейда.

  5. Символическая концепция культуры Э. Кассирера.

  6. О. Шпенглер о судьбе европейской культуры.

  7. Пассионарная теория этногенеза.

  8. Дайте характеристику диффузионизма.

ТЕМА 4. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Культура как философская проблема. «Открытие культуры» - начало и исток философского знания о ней. «Классическая модель культуры». Просветительская философия культуры. Философия культуры эпохи Просвещения (И.Г. Гердер). Взгляды на культуру И. Канта, Г.В.Г. Гегеля. Историко-материалистическая философия культуры (К.Маркс, Ф. Энгельс)

Методические рекомендации по изучению темы. Для успешного освоения данной темы необходимо глубоко проработать следующие вопросы: проблематика культуры как предмета философского знания.

По данной теме необходимо:

знать: философские идеи культуры в контексте исторических эпох (Возрождение, Новое, время)

уметь: выявлять основные философские рефлексии на культуру

Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].



Вопросы для самопроверки:

Почему «открытие культуры» произошло в эпоху Возрождения?

Какие концепции культуры и цивилизации в эпоху Просвещения вы знаете?

Граница между культурфилософией и культурологией?


МОДУЛЬ 2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
ТЕМА 5. РАННИЕ СТАДИИ КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры (культурная и социальная гомогенность, табуирование деятельности, традиционализм). Проблема специфики первобытного мышления.

Синкретизм первобытной культуры. Ранние формы религиозных верований: тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм. Полифункциональность магического обряда. Первобытное искусство: проблемы возникновения, характерные черты, особенности развития.

Мифопоэтическая картина мира. Миф как выражение синкретизма первобытного мышления. Основные темы и мотивы мифов разных народов. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества. Первобытная культура в культурологических концепциях ХХ века.



Методические рекомендации по изучению темы: изучить проблему происхождения и эволюции культуры, концепции происхождения человека; особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований; миф как синкретизм первобытного сознания.

По данной теме необходимо:

знать: современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований;

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме.

Литература: [29], [61], [65], [67], [69].
Вопросы для самопроверки

  1. Современные концепции происхождения человека и культуры.




  1. Объясните понятие «нерасчленённость первобытной культуры».

  2. Ранние формы религиозных верований.

  3. Концепция первобытной культуры Э. Тайлора.

  4. Концепции формирования мифологического мышления. Основные мифические сюжеты.

  5. Охарактеризуйте особенности первобытного искусства.

  6. Чем, на Ваш взгляд, объясняется большой научный интерес в ХХ веке к первобытной культуре.

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Периодизация культуры Древнего Египта и наиболее характерные черты древнеегипетской цивилизации. Цивилизационные изменения: возникновение городов, государственной иерархической структуры, права. Культ фараона, сакрализация власти. Концепция Вселенной.

Древнеегипетская мифология и религия. Роль заупокойного культа в развитии духовной культуры общества. Пантеон египетских богов. Эволюция религиозных представлений Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV). Архетипы растительного и животного мира.

Христианство и Египет.

Искусство Древнего Египта, его особенности. Взаимосвязь пиктографической, иероглифической письменности и изобразительного искусства. Сакральный характер письменности.

Научные достижения древних египтян. Наследие Древнего Египта, его роль в мировой культуре.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить характерные черты древнеегипетской цивилизации, мифологию и религиозные воззрения древних египтян, особенности искусства и научные достижения египтян.



По данной теме необходимо:

знать: характерные черты и особенности культуры Древнего Египта; пользоваться понятийным аппаратом по теме;

уметь: определять типологические черты культуры

Литература: [8], [9], [18], [51], [53], [64]/
Вопросы для самопроверки

  1. Назовите периоды наибольших подъемов культуры Древнего Египта.

  2. Характерные черты древнеегипетской цивилизации.

  3. Причины устойчивости древнеегипетской культуры.

  4. Древнеегипетская мифология и религия и их роль в развитии духовной культуры общества.

  5. Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV), её причины и следствия.

  6. Охарактеризуйте особенности искусства Древнего Египта.

  7. Научные достижения древних египтян.

ТЕМА 7. ИНДО-БУДДИСТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

Основные виды религиозно-философских представлений, характерных для индийской культуры. Ведизм. Брахманизм. Буддизм. Индуизм.

Основные этапы развития культуры Древней Индии: цивилизация Хараппы, культура периода ведической литературы. Эпохи, отмеченные распространение буддизма (эпоха Маурьев, Кушанское царство). Эпоха распространения индуизма (Гуптская империя). Эллинистические и мусульманские влияния на культуру Индии.

Художественная культура Древней Индии. Эпос Древней Индии («Махабхарата», «Рамаяна»). Символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры. Место вокальной музыки, танца, театра в художественной культуре Индии.

Научные достижения Древней Индии. Индо-буддистская традиция в культуре ХХ века.



Методические рекомендации по изучению темы

Освоение темы требует рассмотрения следующих вопросов: основные этапы развития Древней Индии; основные религиозно-философские направления, характерные для индийской культуры; символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры; эпос Древней Индии.


По данной теме необходимо:

знать: характерные черты индо-буддийской культурной традиции;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература: [12], [18], [26], [27], [53].

Вопросы для самопроверки

  1. Основные ценности индо-буддийской культуры.

  2. Дайте толкование основных религиозно-философских идей, характерных для культуры Индии.

  3. Философская культура Упанишад.

  4. Назовите самые значительные периоды в развитии индийской культуры.

  5. Научные достижения Древней Индии.

  6. Приведите примеры наиболее характерных для индийского искусства символов.

  7. Эпос Древней Индии («Махабхарата» и «Рамаяна») и его влияние на жизнь индусов в прошлом и настоящем.

ТЕМА 8. КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Специфические основы духовной культуры Китая: рациональный характер, социально ориентированная этика, традиционализм, сакрализация политической власти, отсутствие установок на социальный прогесс и на покорение природы, церемониальность.

Религиозно-философские учения. Представления о Дао, Инь, Янь, материи и первоэлементах. Гармония мира. Эстетизация и поэтизация природы. Культ Неба и культ предков.

Конфуцианство и его значение для становления и развития культуры Китая. Проблема управления государством. Возврат к прошлому как способ решения социальных проблем. Ритуализированная этика конфуцианства: ритуал как условие человеческого общежития. Идеал совершенного человека. Нравственные принципы: гуманность, исполнение долга, сыновья почтительность. «Срединный путь» и значение нравственного примера.

Картина мироздания в даосизме. Учение о Дао и Дэ. Идея недеяния и мягкости как принцип отношения к миру.

Воздействие на китайскую культуру идей буддизма.

Отражение особенностей миросозерцания в китайской художественной культуре. Каллиграфия. Иероглиф в китайской художественной традиции. Пейзажная живопись и её символика. Литература. Архитектура. Театральное искусство и его особенности. Декоративно-прикладное искусство.

Китайская наука и технические изобретения (порох, бумага, фарфор, компас, шёлк). Культурные традиции Китая и современность.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить специфические основы духовной культуры Китая; религиозно философские учения (конфуцианство, даосизм, буддизм); искусство Древнего Китая; научные и технические достижения древних китайцев.



По данной теме необходимо:

знать: характерные черты китайско-конфуцианского типа культуры;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература: [15], [37], [71], [80].
Вопросы для самопроверки

  1. Назовите некоторые особенности китайской духовной культуры.

  2. Оценка Конфуция как мыслителя-гуманиста.

  3. Сравните основополагающие принципы конфуцианства и легизма.

  4. Интерес к каким проблемам характерен для даосизма.

  5. Назовите наиболее значительные научные технические достижения китайской цивилизации.

ТЕМА 9. АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

Культура античности как исток европейской культуры. Полис и его влияние на культуру Средиземноморья. Полисная система ценностей. Становление и основные периоды развития античной культуры.

Агональный характер греческой культуры. Человек в античном мире. Культурный идеал античной Греции и его проявления в искусстве. Понятие «калокагатия» (прекрасное – доброе) и «гармония». Космоцентризм как характеристика мировоззрения. Антропологический и космологический характер мировосприятия. Основные категории: эйдос, тэхне, число, пропорция, симметрия, мера, канон, золотое сечение, красота, совершенство, мимесис, катарсис и другие. Древнегреческая религия. Античная мифология, и её влияние на последующее развитие европейской художественной культуры. Рождение театра. Возникновение и развитие философии.

Исторический путь Рима и особенности римской культуры. Идея мирового господства как доминанта культуры. Искусство Рима: заимствования и новаторство. Римская зрелищная эстетика. Достижения римской цивилизации. Кризис античного мировоззрения и возникновение христианства.

Завершение античного опыта образного освоения действительности, его значение для мировой культуры.



Методические рекомендации по изучению темы

Освоение дано темы требует изучения вопросов: формирование греческой культуры; основные периоды культуры Древней Греции; основные ценности греческой культуры; мифология и религия Античности; формирование и этапы развития римской культуры и цивилизации; система ценностей римской культуры и цивилизации; кризис античного мировоззрения, возникновение христианства; искусство Античности; римское культурное наследие.



По данной теме необходимо:

знать: характерные черты античного типа культуры

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература: [5], [7], [13], [21], [28], [42], [46], [76]/
Вопросы для самопроверки

  1. Основные периоды складывания античной культуры.

  2. Расскажите о социально-государственном устройстве Греции Охарактеризуйте особенности античного полиса. Расскажите о формах правления – олигархии, тирании, демократии. Дайте определение понятиям «ареопаг», «архонт», «стратег».

  3. Назовите элементы полисной системы ценностей, общие для древнегреческой и древнеримской культур.

  4. Сопоставьте в культурном отношении два города-государства – Афины и Спарту.

  5. Определите значение принципа состязательности для развития древнегреческой культуры.

  6. Проявление в культуре Древней Греции идеала калокагатии.

  7. Космоцентризм как характеристика мировоззрения

  8. Объясните особую роль театра в культуре Древней Греции.

  9. Расскажите о происхождении Олимпийских игр и их судьбе.

  10. Истоки и начало римской культуры и цивилизации.

  11. Подведите итоги. Назовите особенности и систему ценностей римской культуры и цивилизации.

ТЕМА 10. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

Особенности византийской культуры. Византия – «второй Рим». Между Востоком и Западом: синтез традиций Греко-римского мира и эллинистического Востока. Сосуществование античной культуры и христианства. Оформление христианской идеологии. Церковь и государство. Восточная патристика. Православие как направление христианства.

Образное видение мира в византийской культуре. Характер византийской образованности. Византийское искусство – сплав античной гармонии и христианского спиритуализма. Историко-культурное значение византийской мистики. Мир человека как совершенного микрокосма в трактате Григория Нисского «О природе человека». Икона и иконоборчество. Проблема образа и первообраза в иконе. Храмовое зодчество. Смысл религиозной аскезы. Исихастская традиция, и её значение для русского религиозного опыта. Византийское влияние на культуры других стран.


Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить особенности византийской культуры, оформление христианской идеологии; православие как направление христианства, византийское искусство, византийская литература и образованность.



По данной теме необходимо:

знать: особенности византийской культуры;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [3], [14], [44], [45], [52], [70].

Вопросы для самопроверки

  1. Роль Византии в оформлении христианской культуры.

  2. Проявление «срединного положения» византийской культуры (Между Востоком и Западом, между античностью и средневековьем).

  3. Оформление христианской идеологии. Церковь и государство. Восточная патристика.

  4. Православие как направление христианства.

  5. Икона и иконоборчество.

  6. Назовите черты «византийского стиля» в искусстве.

  7. Византийское искусство: синтез античной и христианской традиции.

  8. Охарактеризуйте византийское влияние на культуру других стран

ТЕМА 11. КУЛЬТУРА СРДНЕВЕКОВОГО АРАБСКОГО ВОСТОКА

Возникновение и распространение ислама. Отношение ислама к другим монотеистическим религиям. Нормативность социальных установлений ислама. Идея «уммы» в вероучении и политической практике. Арабский язык как объединяющий фактор культуры. Специфика понимания проблемы человека в исламе. Вера и знание в мусульманской культуре. Традиции, направления, течения (сунниты, шииты, хариджиты, суфизм). Праздники в исламе. Арабо-мусульманские мыслители.

Ислам и художественная культура. Коран и исламское искусство. Отношение к пластическим искусствам. Архитектура, каллиграфия, арабеска. Литература и искусство книжной миниатюры.

Научные знания в арабском мире. Влияние культурных традиций арабского востока на западноевропейскую культуру.

Методические рекомендации по изучению темы

Для освоения данной темы необходимо ознакомиться с вопросами: возникновение и распространение ислама; нормативность социальных установлений ислама; вера и знание в мусульманской культуре; ислам и художественная культура; научные знания арабского мира.



По данной теме необходимо:

знать: типологические черты арабо-мусульманской культуры Средневековья;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [35], [36], [43], [59].
Вопросы для самоконтроля

  1. Возникновение и распространение ислама. Сунниты и шииты.

  2. Формирование исламской культуры и цивилизации, её специфика.

  3. Средневековые цивилизации мусульман (VII – ХII вв.). Арабский халифат. Багдадский халифат. Монгольское государство.

  4. Мусульманский мир после ХV.

  5. Роль арабского языка в формировании мусульманской культуры.

  6. Объясните причину отсутствия пластических (живопись, скульптура) искусств в арабо-мусульманской культуре.

  7. Развитие науки в Арабском халифате и её влияние на систему образования.

  8. Ислам в современном мире. «Исламский фундаментализм»: реальная опасность и пути её преодоления.

ТЕМА 12. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Основные черты и категории средневековой культуры. Господство христианского мировоззрения. Основные идеи христианства и формирование нового типа личности. Антично наследие и «варварская» традиция в культуре средневековой Европы. Формирование христианской картины мира как вертикальной шкалы ценностей.

Историко-культурные границы средневековья. Социальный состав средневекового общества. Корпоративный характер культуры и сословная личность. Культура духовенства. Монашество и монашеские ордена. Культура рыцарства. Вассальная система. Кодекс чести рыцарства. Куртуазная культура средневековья. Образно-символический мир культа Прекрасной Дамы, поэзии трубадуров, мейстерзингеров и труверов. Церемониальный антураж, язык цветов, семиотика жеста, эстетика турнира. Культура третьего сословия. Формирование городской культуры. Университет. Карнавальный характер народной культуры.

Художественная культура. Формы образного переживания мира в средневековой культуре Запада. Христианский идеал и формирование новых эстетических ценностей. Романский и готические стили в европейском искусстве.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо самостоятельно изучить историко-культурные границы средневековья, социальный состав средневекового общества; картину мира средневекового человека; философию и теологию в средние века; народную культуру средневековья: карнавал, мистерия, фольклор; романский и готический стили в европейской культуре



следующая страница >>