Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет по итогам школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады... 1 92.21kb.
Положением о проведении школьного и муниципального этапов всероссийской... 1 162.27kb.
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской... 1 399.63kb.
Поздравляем победителей школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников! 1 12.12kb.
Списки участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников... 1 98.58kb.
Отчет по итогам школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому... 1 92.78kb.
Отчет о проведении школьного этапа 1 87.36kb.
Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады... 1 198.13kb.
Ведомость оценивания работ участников регионального этапа всероссийской... 1 216.7kb.
I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии 1 51.92kb.
Методические рекомендации к проведению регионального этапа Всероссийской... 1 109.76kb.
Обзор Интернет-ресурсов о педагогической деятельности Я. А. 1 63.07kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов - страница №1/5

Участие школьников в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе как одна из форм подготовки к успешной сдаче ЕГЭ


Первое занятие филологического клуба «Развитие»

Цель деятельности в данном направлении: посредством участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня способствовать приобретению учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитию способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном пространстве на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми).

Задачи:

  1. развитие познавательного интереса школьников в области гуманитарных наук в связи с использованием материала, выходящего за пределы школьной программы;

  2. выявление литературно одаренных детей и подростков;

  3. повышение уровня подготовки учащихся в гуманитарной сфере;

  4. помощь в профессиональном самоопределении учеников старших классов;

  5. организация самостоятельной работы учащихся и создание условий для проявления их творческих способностей.

Содержание занятия:

  1. История олимпиады .

  2. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

  3. Интернет-ресурсы для подготовки обучающихся к олимпиадам.

  4. Комплексный анализ эпического произведения ( оценка работ). 

  5. Комплексный анализ прозаического текста и сравнительный анализ стихотворений.

  6. Планы анализа произведений разных жанров.

  7. Работы победителей  и призёров Московской региональной  олимпиады школьников  по русскому языку.

История олимпиады







Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства после распада СССР в 1991 году. Однако история олимпиадного движения в России начинается гораздо раньше. Так, например, еще в XIX веке «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи. К сожалению, до нас не дошли подробности олимпиадного движения тех лет.

История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России (СССР) на протяжении более чем полувека. По ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие — второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции, и с чем были связаны эти процессы.

В то же время менялись и подходы к определению содержания образования в средней школе, а содержание образования, как известно, является социальным заказом общества государству. История олимпиадного движения отражает эволюцию подходов к определению содержания образования в средней школе, произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время:


  • от образовательной парадигмы, включающей понимание содержания образования как педагогически адаптированных основ наук, с идеями приобщения школьников к науке и производству, а не к полноценной самостоятельной жизни в обществе: на это время — начиная с середины XX века — пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивался в техническом отношении, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари».

  • через признание самоценным совокупности знаний, умений и навыков (ЗУН) (например, в 70-е года.), которые должны были быть усвоены учениками, ориентация на конструктивно-деятельностный подход в обучении. Олимпиады по математике, физике, химии становятся традиционными и удерживают лидирующие позиции. В стране происходит  научно-техническая революция, ей нужны ученые в различных областях, и в том числе — в естественно-научной. В этот период к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии, и географии.

  • к современной педагогической парадигме, оценивающей среднее образование через призму задач школы по развитию личности, которое основано на усвоении учащимися педагогически адаптированного социального опыта человечества, культуре во всей ее полноте. Современная школа, призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Поэтому в конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных — олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву.

Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, создается и становится популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике.

В связи с переходом России на модель рыночной экономики возникают олимпиады по экономике и основам предпринимательской деятельности. Появляются олимпиада по технологии и политехническая олимпиада школьников.





Интернет-ресурсы для подготовки обучающихся к олимпиадам


Предмет

Адрес Интернет-ресурса

Примечания

Все

http://olimpiada.ru/

Сайт МИОО: документация по проведению всех олимпиад,

графики проведения



Все

http://olymp.mioo.ru/

Сайт МИОО: подготовка обучающихся к олимпиадам

по всем предметам






























Русский язык

http://www.olimp1592.ru/moodle/

Сайт ресурсного центра ГОУ Гимназии № 1592, проводящей

занятия по подготовке к олимпиаде по русскому языку



Русский язык. Литература

http://www.filobraz.ru

На сайте кафедры филологического образования следует

заходить в раздел «Школа юного филолога»



Русский язык. Литература

http://www.philologia.ru/

Учебный филологический ресурс, обучающий читать тексты

художественной литературы в форме решения увлекательных

задач


При оценке работ  (комплексный анализ эпического произведения) учитывается:

глубина постижения текста:

понимание проблемы рассказа;

знание фактического материала из истории и теории литературы (тема, идея, жанр, сюжет, композиция, система образов, стиль, направление, образ повествователя и т.п.);

умение его применять при анализе;

понимание авторского замысла;

объяснение мотивов поведения и характеров героев;

характеристика эмоционального пафоса рассказа;
умение доказывать свои суждения текстом:

умение составить либо выборочный пересказ с оценкой героев и событий, либо кратко прокомментировать цитаты;

аргументация своего мнения на основе анализа словесных образов рассказа, деталей, языка и стиля автора;

умение видеть авторскую позицию и выражать свои мысли, чувства и оценки;

отсутствие социологизации и вульгаризации при трактовке текста;
умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств языка: объяснение роли наиболее выразительных и характерных для рассказа художественных средств в изображении героев, в выявлении позиции автора и рассказчика;
язык и стиль работы: логическая связь частей работы, последовательность, связность и логичность в доказательстве основной мысли;

композиционная стройность и ясность изложения;

верное и уместное употребление нравственно-философской и литературоведческой лексики, необходимой для интерпретации рассказа, разнообразных синтаксических конструкций;

соблюдение речевых норм.



При оценке работ (интерпретация лирического произведения) учитывается: 
уровень интерпретации поэтического текста и глубина его постижения:

понимание мыслей и чувств, выраженных в стихотворении, объяснение их смысла, применение в анализе знаний по истории и теории литературы с учётом родо-жанровой специфики лирики;

выявление роли лирического “я”, образного ряда, фоники, лексики, синтаксиса, стиховедческих категорий, историко-культурных реалий текста;

определение наиболее важных оснований для сопоставления нескольких стихотворений (образный ряд, фонетическое и ритмико-синтаксическое своеобразие и т.п.);


умение доказывать свои суждения текстом: умелое цитирование текста и комментирование цитат;

самостоятельность и обоснованность в аргументации своих суждений, трактовке поэтических образов;

выявление сущности деталей, изобразительно-выразительных средств языка, особенностей авторского стиля;

умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств языка:

выявление роли художественных средств в выражении мыслей и чувств лирического “я”;

объяснение роли наиболее характерных для стихотворения и творчества поэта средств выразительности;

выявление смысла поэтических интонаций, определение специфики стиля каждого поэта при сопоставительном анализе;


язык и стиль работы:

стройность, логичность, последовательность, ясность и эмоциональность изложения, умелая формулировка основной мысли работы, выражение собственных мыслей и чувств;

разнообразие использованных языковых средств и их соответствие жанру работы;

владение нравственно-философской, филологической и стиховедческой лексикой, необходимой для интерпретации лирики, и разнообразными синтаксическими конструкциями;

речевая грамотность.

Анализ рассказа или лирического произведения на областном этапе мы оценивали максимально 30 баллами, чтобы точнее распределить работы по уровню и избежать совпадения баллов. При этом глубина постижения текста (1), умение доказывать свои суждения текстом (2), выявление функций изобразительно-выразительных средств языка (3), последовательность, логичность и композиционная стройность работы (4), разнообразие использованных языковых средств (5) и соблюдение речевых норм (6) оценивались от 0 до 5 баллов за каждый из шести критериев. 


При оценке работ (ответы на вопросы по истории и теории литературы) мы учитывали: 
знание текстов произведений, культурный кругозор и эрудицию старшеклассников;
умение комментировать историко-культурные реалии произведений;
владение теоретико-литературными понятиями;
правильность, полноту умение доказывать свои мысли при сопоставительном анализе на основе обоих стихотворений; 
и точность ответа.
В заданиях на знание текста наивысший балл ставился учащимся, умеющим не только определить автора, но и аргументировать, по каким элементам текста предполагается определённое авторство. Это не только проверяло память школьников, но и показывало их филологическое “чутьё” (0–2 балла). При определении героя произведения важно было не только его назвать, но и определить, кто даёт ему эту характеристику (0–2 балла).
При составлении словаря изобразительно-выразительных средств стихотворения мы просили не только указать приём и дать ему определение, но и определить его художественную функцию (0–2 балла).
При составлении историко-культурного комментария количество баллов варьировалось от 0 до 2 баллов за каждое понятие в зависимости от полноты и правильности комментария. 
При проверке культурной эрудиции учеников, их знакомства с произведениями искусства, созданными на сюжеты русской классики, за каждый правильный ответ начислялся 1 балл.

Общая сумма баллов, полученных учащимися за теоретико- и историко-литературные знания на областном этапе, не превышала 30 баллов, чтобы в целом знания по истории и теории литературы и культурный кругозор ученика не были оценены выше, чем умения интерпретировать эпический и лирический текст. Для этого в комплект областного этапа олимпиады мы включали до 10 заданий разных типов по определению авторства текста и узнаванию героев. В работе предлагались 1–2 задания по теории литературы (выявление в тексте изобразительно-выразительных средств языка, составление статьи для литературоведческого словаря, определение литературных направлений и жанров), а также вопросы на выявление связей литературы с другими искусствами и проверку знаний о литературных местах России (до 10 баллов в сумме за все задания). 

При оценке творческой работы учитывались: 
глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла); 
композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла); 
оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла); 
эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
На олимпиаде по литературе (региональный этап) в 2010 году были 2 варианта заданий. 1 вариант - комплексный анализ прозаического текста, 2 вариант - сравнительный анализ стихотворений

 

Анализ лирического стихотворения



Методика анализа диктуется идейно-художественными особенностями произведения, учитывает интуитивно-иррациональное, поэтическое постижение и теоретико-логическое начало. Существуют общие принципы научного анализа поэтических произведений, основывающиеся на типологических свойствах жанров, типах лирических композиций и т.п. Анализ не должен быть случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой передаче впечатления или пересказу. 
Анализ лирического стихотворения выявляет соответствия между распределением грамматических категорий и метрическими, строфическими корреляциями, семантикой текста. Ниже дается примерная схема целостного (многоаспектного) анализа лирического стихотворения в единстве его формальных и содержательных сторон (в соответствии с поэтическим миром и художественной системой автора).

Схема разбора

Внетекстовые связи 
Творческая история произведения (дата написания, текстология); место стихотворения в творческой эволюции поэта; историко-литературный, бытовой контекст; реально-биографический комментарий, история критических оценок. 
Идейное содержание. 
Тематическая структура. Мотивация. Лейтмотивы. 
Тип лирического стихотворения (медитативная, медитативно-изобразительная, изобразительная лирика). 
Специфика жанровой формы (элегия, баллада, сонет, послание и др.). 
Пафос.
Семантика заглавия, его связь с основной поэтической идеей.
Построение (структура) стиха 
Архитектоника. 
Композиция. Повторы, контрасты, оппозиции. Типы композиции. Концовка. Сопоставление и развитие основных словесных образов (по сходству, по контрасту, по ассоциации, по умозаключению). 
Морфологический аспект поэтической модели. Распределение грамматических категорий, частей речи. 
Лирический герой. Речевой субъект и адресат лирики.
Формы речевой коммуникации (диалог, монолог).
Поэтическая лексика. 
Ритмика и метрика. 
Фоника. Звуковая (фонологическая) структура (аллитерация, ассонанс, звуковой повтор, паронимическая аттракция и другие виды звуковой инструментовки). Эвфония (благозвучие). 

В предложенной ниже схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жестко соблюдается, основное требование – учет (по возможности) всех указанных компонентов. 


Важным аспектом при изучении литературного произведения остается определение методики анализа и приемов его интерпретации. В современных филологических исследованиях творчески используются и дополняют друг друга методологии различных научных систем, каждая из которых по-своему значима в истории критической мысли.

Рекомендуемая литература

• Образцы 1) целостного (системного); 2) формального; 3) структурно-семиотического и 4) лингвопоэтического разборов стихотворений см. в указанной ниже литературе:
1) Мурьянов М.Ф. Вопросы интерпретации антологической лирики (Стихотворение Пушкина «В крови горит огонь желанья») // Анализ литературного произведения. Л., 1976. С.173-212; Анализ одного стихотворения. Л.,1985; Гиршман М.М. Ритмическая композиция и стилевое своеобразие стихотворных произведений // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002, С.215-247; Бройтман С.Н. Тайная поэтика А.С. Пушкина. Тверь. 2002. С.13-43 (см.: А. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Для берегов отчизны дальной», «Что в имени тебе моем?»).
2) Якобсон Р. Стихи Пушкина о деве-статуе, вакханке и смиреннице; О «стихах, сочиненных ночью во время бессонницы», Фактура одного четверостишия Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 181-197; С.198-205; С.210-212. 
3) Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.133-270; Иванов Вяч. Вс. Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновых» // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С.245-257; Левин Ю.И. О. Мандельштам. Разбор шести стихотворений; Б. Пастернак. Разбор трех стихотворений; А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского»; Г. Иванов «Хорошо, что нет царя…» // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С.9-51; С.156-174; С. 267-270; С. 271-275; Тарановский К. Очерки о поэзии О. Мандельштама // Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000; Лотман М. На смерть Жукова // Как работает стихотворение Бродского. Сб. ст. М., 2002. С. 64 -76.
4) Фатеева Н.А. «Когда ручьи поют романсы почти словами человека» // Язык как творчество. М., 1996. С.170-189; Шестакова Л.Л. Языковые приемы формирования текста в поэзии Е. Баратынского (на материале «Разуверения» // Язык как творчество. М., 1996. С.118-125; Шестакова Л.Л. Осип Мандельштам. «Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы» // Русский язык в школе. 2000. № 2. С.69-75.

2. Анализ прозаического текста 


Схема комплексного филологического анализа текста (прозаического прежде всего) включает следующие этапы: обобщающую характеристику идейно-эстетического содержания, определение жанра произведения, характеристику архитектоники текста, рассмотрение структуры повествования, анализ пространственно-временной организации произведения, системы образов и поэтического языка, выявление элементов интертекста. 

Схема разбора

Введение. Творческая история (текстология), история критических оценок, место произведения (рассказа, очерка, повести, новеллы) в творческой эволюции или художественной системе писателя, в истории литературного процесса.
Проблемно-тематический аспект. 
Анализ текста. 
Семантика (символика) названия. Широта семантического ареала сквозь призму заглавия.
Архитектоника.
Пространственно-временная организация художественного мира: образ времени и пространства («хронотоп», пространственно-временной континиум, отношения между персонажем и местом действия). Пространственные и временные оппозиции (верх / низ, далеко / близко, день / ночь и т.п.). 
Композиция. Композиционные приемы (повтор, монтаж и др.). Опорные «точки» композиции.
Сюжет. Метаописательные фрагменты. 
Ритм, темп, тон, интонация повествования.
Функционально–смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). 
Стилевое своеобразие. Система изобразительных средств. 
Система образов. Речь героев. 
Портрет. 
Художественная деталь (внешняя, психологическая, деталь-символ). Функциональная деталь. Подробность. 
Пейзаж. Интерьер. Мир вещей. Зоологизмы. 
Роль подтекста и интертекстуальные связи.

Рекомендуемая литература

Анализ литературного произведения. Л., 1976.
Гиршман М.М. Ритмическая композиция и стилевое своеобразие прозаических произведений («После бала», «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого; «Кроткая» Ф.М. Достоевского; «Студент» А.П. Чехова) и др. // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002, С.314-407.
Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя). М., 1995.
Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003 (аспектный анализ текста – «Другие берега» В. Набокова: жанровое своеобразие текста; «Бежин луг» И.С. Тургенева: образный строй текста; Рассказ И.А. Бунина «Холодная осень»: концептуализация времени; «Солнце мертвых» И.С. Шмелева: ключевые слова в структуре текста; Интертекстуальные связи рассказа Т. Толстой «Любишь – не любишь»; комплексный анализ прозаического текста – Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»). 
Щеглов Ю.К. Поэтика Чехова («Анна на шее») // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст. М., 1996. С. 157-189.
Яблоков Е.А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача»). Тверь, 2002.

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
Материал к уроку литературы для 10 класса

Крест на скале


(M-lle Souchkoff)

В теснине Кавказа я знаю скалу,


Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей. 

И много уж лет протекло без следов


С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака. 

О если б взойти удалось мне туда,


Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия
И с бурею братом назвался бы я!

МОНАСТЫРЬ НА КАЗБЕКЕ

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!


Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!..

Заманчиво было бы предположить, что М.Ю.Лермонтов был знаком с текстом стихотворения «Монастырь на Казбеке» (1829). Тогда можно было бы писать о полемическом отклике дерзкого подростка великому современнику. Но, скорее всего, ряд совпадений на разных уровнях, которые мы будем фиксировать при сопоставительном анализе, обусловлены спецификой романтического метода, которым написаны оба произведения.


Общность замечается уже при первом же взгляде на названия стихотворений. Начальные строки текстов сразу задают общую тему и колорит. (Кавказ). Ясно, что у обоих авторов лирические герои находятся у подножия (скалы, горы), а взгляды их и помыслы устремлены ввысь. Так уже самим месторасположением героев задается романтическая антитеза «здесь» и «там». Стихотворение А.С.Пушкина создано в то время, когда сам поэт регулярно декларировал свой отход от романтического метода. Например, в одном из частных писем он подробно комментирует ход создания «Зимнего утра», изданного в том же 1829 году, объясняет, почему вся правка шла от «коня черкасского» к «бурой кобылке», то есть к более «прозаической» образной системе, лексике, синтаксису и так далее.
К счастью, ушло в прошлое то время, когда мы пытались выпрямить творческий путь какого-либо автора и искали доказательств того, что все великие поэты двигались «от романтизма к реализму». При этом подразумевалось, что реалистический метод, конечно же, лучше.
Кавказ практически у всех русских лириков и в любом их «творческом периоде» пробуждал и пробуждает романтическое мироощущение.
Лирический герой Пушкина, стоящий у подножия высокой горы, смотрит на вершину Казбека и размышляет о вечности, о Боге, о свободе...
В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» (1830) лирический герой тоже потрясен кавказским пейзажем, но мысли и чувства у него совсем иные. Названное произведение М.Ю.Лермонтова, как и многие другие стихотворения 1830 года, посвящено Е.А.Сушковой, (впоследствии графине Ростопчиной.) Следует отметить, что эта женщина была поэтессой, поэтому Лермонтов обращал к ней не только стихи на любовную тему, но надеялся, что подруга разделит, поймет те думы и настроения, которые испытывал его лирический герой.
Образы скал, утесов, гор проходят через все творчество Лермонтова, неоднократно этот автор заявлял о своей любви к горам Кавказа. Но любовь к природе, как и любовь к женщине, у юного поэта мрачноватая и надрывная.
Лирический герой «раннего»Лермонтова своим «знакомым» и любимым местом на Кавказе называет скалу, на вершине которой расположена чья-то безымянная могила с простым деревянным крестом на ней. Крест почернел и почти уже сгнил от дождей, но описанию именно этой мрачной детали пейзажа отданы 6 из 12 строк текста.
Это стихотворение по «форме» очень простое: написано четырехстопным амфибрахием с цезурой, состоит из трех катренов со смежной рифмовкой, причем рифмы точны и банальны. Произведение распадается на две части: два четверостишия -это описание креста на скале, последние четыре стиха -эмоциональный отклик.
В первых строчках появляется излюбленный романтиками орел, который - на его счастье - может взлететь так высоко, что отдыхает на вершине скалы. Лирический герой томится тем, что не может взойти на скалу, а олицетворенный крест, снизу напоминающий человека, тянется еще выше, как будто «он хочет схватить облака». Так через все стихотворение проходит одно направление движения: снизу – вверх. В произведении два контрастных цветовых пятна: черный крест и белые, недостижимые облака.
Последнее четверостишие -это одно восклицательное предложение, почти сплошь состоящее из романтических штампов и начинающееся, конечно, с «О!».
Герой рвется «туда», «ввысь», там он станет «молиться и плакать», ибо, вероятно, отсюда, снизу, Бог не слышит его стенаний. Юный романтик хочет «сбросить цепь бытия», избавиться от оков и побрататься с бурей (стоит вспомнить о Мцыри).
Последний катрен написан в сослагательном наклонении и многократно повторенные «бы», вместе со словами «сбросил», «бытия», «с бурей», «братом» дают звучную аллитерацию. 
В целом это стихотворение кажется мне слабее, чем «Парус» или «Нищий», созданные примерно в то же время. Парадокс в том, что, хотя анализируемый текст носит подражательный характер, он, вместе с тем, очень характерен для мироощущения раннего Лермонтова и его стиля, который, по словам Е.Маймина, был «эталоном романтизма».
Стихотворение Пушкина создает у читателя совсем иное настроение. Да, лирический герой тоже мечтает попасть «туда»,на вершину горы,где расположена старинная грузинская церковь. Но он стремится как раз не к бурям, а к покою. Вершина Казбека «сияет вечными лучами»,а легкие облака нужны лишь для того, чтобы заповедное место было видно не всем. Небо, как и море, для Пушкина – свободная стихия, поэтому так естественно возникает сравнение чуть видной церкви с «реющим ковчегом», в котором должны спастись только избранные.
Произведение Пушкина тоже членится на две части,соответствующие двум строфам, но вторая строфа состоит из пяти строк,что заведомо,самой системой рифмовки, ставит одну из строк в «сильную позицию». Здесь это восклицание: «Далекий,вожделенный брег!» Образ желанного и недостижимого берега ( и даже торжественнее – архаичного, вечного «брега») тоже вполне логичен после описания корабля-символа. Лирический герой Пушкина не ищет бурь, для него счастье -это «покой и воля». Он стремится в «заоблачную келью», и именно в уединении надеется обрести свободу, ибо она -внутри души,а не дарована извне.
Не случайно и то,что лирический герой мечтает о «соседстве бога». Он ни о чем не просит Всемогущего,он сам почти равен ему.
Все стихотворение написано традиционным четырехстопным ямбом,с большим количеством пиррихиев, облегчающих стих. В первой строфе смежная рифмовка ненавязчиво делит секстину на двустишия. Но первая же строка пятистишия рифмой связывается с первой частью,а остальные четыре стиха зарифмованы «перекрестно». Все это -как мы уже отмечали- выделяет ключевую строку -порыв духа к далекому, осиянному лучами,божественному «брегу».
Во второй строфе у Пушкина ,как и у Лермонтова, сконцентрировано максимум эмоций. Квинтет пушкинского текста состоит из трех восклицательных предложений,два из которых начинаются романтическим порывом : «Туда б...!» Это стремление из ущелья к вершине осознается лирическим героем как естественный порыв духа. Естественна и недостижимость этой мечты. Стихотворение Пушкина -светлое и мудрое,без юношеского надрыва и боли. 
Так сопоставление двух «кавказских» произведений Пушкина и Лермонтова в очередной раз подчеркивает разницу и мироощущений , и идиостилей этих русских классиков.

 

 



"ПАМЯТНИК" Г. Р. ДЕРЖАВИНА И "ПАМЯТНИК" В. Я. БРЮСОВА
(методический аспект сопоставительного анализа)
Тема памятника, методический аспект, сопоставительный анализ, поэтика, образная система

Тема памятника занимает большое место в творчестве русских поэтов, поэтому этой теме уделяется значительное внимание и в школьных программах. Сопоставительный анализ стихотворений Г.Р. Державина и В.Я.Брюсова поможет учащимся понять своеобразие решения темы памятника в творчестве поэта XVIII и XX века, раскрыть индивидуальность стиля, мировосприятия художников.


В основе этих двух стихотворений лежит одна тема, один источник - ода Горация "Памятник". Стихотворения Г.Р.Державина и В.Я.Брюсова трудно назвать в точном смысле переводами оды Горация - это скорее вольное подражание или переделка последней, что позволяет литературоведам рассматривать эти произведения как самостоятельные и своеобразные.
Стихотворение Державина "Памятник" впервые было опубликовано в 1795 году под заглавием "К Музе. Подражание Горацию". "Памятник" Брюсова был написан в 1912 году. Учитель просит учащихся прочитать стихотворения, сравнить их и ответить на вопросы:
Что именно каждый поэт признавал в своей деятельности заслуживающим бессмертия?
Сравните образный строй стихотворений, ритмическую организацию, строфику, синтаксис. Как это влияет на общий пафос стихотворений?
В чем своеобразие лирического героя стихотворений? 
Обратите внимание на географические наименования. Как они определяют пространство стихотворений? Свои заслуги Державин видит в том, что: 
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге 
О добродетелях Фелицы возгласить, 
В сердечной простоте беседовать о боге 
И истину царям с улыбкой говорить.
Учащиеся комментируют, что поэт сделал русский слог простым, острым, веселым. Он "дерзнул" писать не о величии, не о подвигах, а о добродетелях императрицы, увидев в ней обычного человека. Поэту удалось сохранить человеческое достоинство, искренность, правдивость.
О своих заслугах Брюсов говорит в четвертой строфе: 
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь - о них, 
И у далеких грез в непобедимой власти 
Прославят гордо каждый стих.
Человеческие думы и страсти удалось передать, по мнению автора, в "певучих" словах своих творений.
Стихотворения Державина и Брюсова сближаются не только тематически, но и по внешним особенностям их построения: оба написаны четырехстрочными строфами (у Державина - 5 строф, у Брюсова - 6) с мужскими и женскими рифмами, чередующимися во всех строфах по схеме: авав. Метр обоих стихотворений - ямб. У Державина ямб шестистопный во всех строках, у Брюсова - шестистопный в первых трех строках и четырехстопный в четвертой строке каждой строфы.
Учащиеся отмечают разницу и на синтаксическом уровне. У Брюсова стихотворение осложнено не только восклицательными формами, но и риторическими вопросами, что придает интонации некоторую экспрессивность и напряженность.
В стихотворении Державина образ лирического героя связывает все строфы, лишь в последней появляется образ музы, к которой обращается герой с мыслью о бессмертии. У Брюсова уже в первой строфе образ лирического героя противопоставлен тем, кто не понял поэта,- "толпе": "Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен. / Кричите, буйствуйте, его вам не свалить!". Это противопоставление рождает трагичность мироощущения лирического героя.
Интересно сравнение пространственных планов стихотворений. У Державина: "Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,/ Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;..". Брюсов пишет, что его страницы долетят: "В сады Украины, в шум и яркий сон столицы/ К преддверьям Индии, на берег Иртыша". В пятой строфе география стиха обогащается новыми странами:
И, в новых звуках, зов проникнет за пределы
Печальной родины, и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый,
Подарок благосклонных муз.
Учащиеся приходят к выводу, что пространство стихотворения символиста намного шире: это не только просторы России, но и европейские страны - Германия, Франция. Для поэта-символиста характерна гиперболизация темы памятника, масштабов влияния как собственной поэзии, так и поэзии вообще.
Следующий этап работы может быть связан со сравнением изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом-классицистом и поэтом-символистом. Учащиеся выписывают в тетрадь эпитеты, сравнения, метафоры, обобщают примеры и делают выводы. Они отмечают доминирование у Державина эпитетов: "памятник чудесный, вечный", "вихрь быстротечный", "народах неисчетных", "заслугой справедливой" и т.д., а также использование приема инверсии, что придает торжественность, отчетливость, предметность изображения. У Брюсова значительную роль в стихотворении играют метафоры: "распад певучих слов", "подарок благосклонных муз" и т.д., что как бы подчеркивает масштабность стиля, склонность к обобщениям. В стихотворении поэта-классициста закономерен образ императрицы и связанная с ней тема власти. Символиста не интересуют образы государственных деятелей, царей, полководцев. Брюсов показывает противоречивость мира реального. В его стихотворении противопоставлены "каморка бедняка" и "дворец царя", что вносит трагическое начало в произведение поэта-символиста.
Учитель может обратить внимание учащихся на лексику, на звукопись и цветопись стихотворений. Находя общее и различия, учащиеся приходят к выводу о преемственности традиций в русской литературе и о разнообразии и богатстве стилей, методов, направлений.
Ведущим началом поэзии Брюсова является мысль. Лексика его стихов - звучная, близкая к ораторской речи. Стих - сжатый, сильный, "с развитой мускулатурой" /Д.Максимов/. Мысль главенствует и в стихотворении поэта-классициста, для стиля которого характерна риторичность, торжественность, монументальность. И в то же время в произведении каждого из них есть что-то свое, неповторимое. 

Такая форма работы способствует повышению уровня восприятия лирики Державина и Брюсова, сложных и тончайших образов поэзии, позволяет сформировать и закрепить представления учащихся о теории и практике классицизма и символизма.

 

1. Анализ художественного произведения

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 


2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 
3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/; 
4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения; 
5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка; 
6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя. 
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также: 
1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. 
2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.
3. Развернутое обоснование выводов. 

2. Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду 
• литературные направления эпохи; 
• место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период; 
• творческая история произведения; 
• оценка произведения в критике; 
• своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя; 
• оценка произведения в контексте современного прочтения; 
Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать). 

Концептуальный уровень художественного произведения 
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)
Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения. 
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.) 
Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.) 
Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...). 

Уровень организации произведения как художественного целого.
Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое. 
Основные средства композиции:
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов. 
Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта; 
Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко); 
Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия; 
Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. 
Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее; 
Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает. 
Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. 
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться: 


• В прямой хронологической последовательности событий; 
• С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее; 
• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются: 


• Вставные эпизоды; 
• Лирические (иначе - авторские) отступления. 
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом. 
В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»: 
1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается; 
2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы: 


Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

Дополнительные средства композиции: 


Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции); 
Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения); 
Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий; 
Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл; 
Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др. 

Уровень внутренней формы произведения
Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя). 
1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека: 
• Внешние черты - лицо, фигура, костюм; 
• Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж; 
• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа; 
• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж; 
• Наличие или отсутствие прототипа. 
2) 0сновные приемы создания образа-персонажа: 
• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета); 
• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу); 
• Прямая авторская характеристика; 
• Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя; 
• Характеристика героя другими действующими лицами; 
• Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы); 
3) Виды образов-персонажей: 
лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии); 
драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях); 
эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках). 
4) Система образов-персонажей; 
Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения. 
Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения). 
Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором. 
Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным; 
Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи). 
Позиция автора и способы ее выражения: 
•Авторские оценки: прямые и косвенные. 
•Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог). 
•Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом). 

Уровень внешней формы.

Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста


Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора. 
Речь повествователя - оценка событий и их участников 
Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов). 
Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз). 

Анализ поэтического произведения

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению: 
- Время (место) написания, история создания; 
- Жанровое своеобразие; 
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.); 
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки. 
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя. 
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения. 
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы: 
- Композиционные решения; 
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования; 
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации; 
- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль; 
- Мотивированность и точность использования выразительных средств. 
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые). 
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения. 
6. Дополнительные (свободные) размышления. 

Анализ поэтического произведения  (схема)
Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство; 
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства); 
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная); 
- определить организацию (композицию) лирического произведения; 
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика...); 
- определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение); 
- определить звуковой рисунок; 
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику. 

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; 
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
- определить своеобразие и активность использования тропов 
ЭПИТЕТ - художественное определение; 
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; 
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; 
ИРОНИЯ - скрытая насмешка; 
ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; 
ЛИТОТА - художественное преуменьшение; 
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать; 
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. 

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; 
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; 
- антитезы – противопоставления; 

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.) 
- Аллитерация – повторение согласных звуков; 
- Ассонанс – повторение гласных звуков; 
- Анафора - единоначалия; 

Композиция лирического произведения
Необходимо: 
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли; 
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). 

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения
1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика. 
2. Сюжет, композиция: 
- основной конфликт, этапы его развития; 
- характер развязки /комический, трагический, драматический/ 
3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений. 
4. Сбор материала о персонажах: 
-внешность героя, 
- поведение, 
- речевая характеристика 
- содержание речи /о чем?/ 
- манера /как?/ 
- стиль, словарь 
- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки; 
- роль декораций, интерьера в развитии образа. 
5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие. 

Драматическое произведение
Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины). 
1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения. 
2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы. 
3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи. 
4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст. 
5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности. 
6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др. 
7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором. 
8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.) 
9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) . 
10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

План анализа стихотворения
Тема стихотворения: 
пейзаж; общественно-политическая; любовная/интимная; философская.

Сюжет:  есть сюжет: образы событий (...каких именно...); без сюжета: образы чувств (...).

Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Композиция: размер, рифма, ритм. 


Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.

Рифма: аабб - парная; абаб - перекрестная; абба - кольцевая.

Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
эпитет - художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
паралеллизм.

Стилистические фигуры: 
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.

Поэтическая фонетика: 
аллитерация - повторение одинаковых согласных;
ассонанс - повторение гласных;
анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.


Образ лирического героя, авторское "Я". 
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д. 

План анализа прозы
История создания. 
Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии: 
ДЛ (действующие лица); события.
Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать): 
экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
развитие действия;
кульминация;
развязка;
эпилог.
Композиция: 
последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей. 

Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают: 
выбор темы и ее раскрытие;
разработку любимых жанровых форм;
язык;
использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).

Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие). 

Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий. 
рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды: 
новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют: 
социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
исторический - о событиях прошлого;
философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).


следующая страница >>