Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические разработки по вводной теме «Наш дом Россия» в рамках... 1 25.14kb.
Презентация «Наш дом Россия» 1 142.25kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 262.02kb.
Результаты тестирования за 2 полугодие по предмету «Основы религиозных... 1 70.25kb.
Учебно-методическое пособие для преподавателя предназначено для подготовки... 10 4091.28kb.
Методические рекомендации к преподаванию темы Рондо 1 187.26kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Основы светской этики 1 74.54kb.
Планирование курса «Основы мировых религиозных культур» 1 388.86kb.
Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­рия отечественного... 4 1020.3kb.
Методические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции... 2 605.75kb.
Программа на 2 недели 26 января 1 42.83kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных - страница №3/3

5. Выбор музыкальной заставки урока. Ею может быть песня из кинофильма "Точка, точка, запятая", музыка Г. Гладкова, стихи Ю. Кима. Напомним её строки:


Точка, точка, запятая -  "Что вы, что вы! Очень важно, 
Вышла рожица кривая.  Чтобы вырос он отважным, 
Ручки, ножки, огуречик,-  Сам сумел найти дорогу, 
Получился человечек! Вычислить разбег. 

Что увидят эти точки,  Это трудно, это сложно, 


Что построят эти ручки,  Но иначе невозможно: 
Далеко ли эти ножки  Только так из человечка 
Уведут его?  Выйдет человек!"
Как он будет жить на свете?   Впрочем, знают даже дети, 
Мы за это не в ответе:  Как прожить на белом свете; 
Мы его нарисовали,  Легче этого вопроса 
Только и всего! Нету ничего! 
Просто надо быть правдивым, 
Благородным, справедливым, 
Умным, честным, сильным, добрым – 
Только и всего!

Вопросы учащимся:

1. Кто в ответе за то, чтобы "человечек" стал человеком?

2. Каким должен стать человек? Дайте ответ словами песни, которую мы прослушали. (отважный, правдивый, благородный, справедливый, умный, честный, сильный, добрый).

3. Какие из этих человеческих качеств вы считаете особенно важными?

6. Определение ценностных ориентиров урока, на которых строится его "философия" – научная и житейская мудрость. На данном уроке они таковы:


  • язык является основой национального самосознания;

  • смысл слова "человек" является "ключом" к познанию национальной культуры. Он составляет ядро любой языковой картины мира;

  • смысл слова "человек" в данной культуре определяет её отношение к природе и человеку, задаёт направление духовно-нравственного развития общества;

  • смысл слова "человек" у разных народов различен. Без него нельзя по-настоящему понять культуру народа, его взгляд на мир и на себя в этом мире.

7. Разработка технологии урока, проектирование работы с текстом на основе универсальных учебных действий (УУД), моделирование вопросов, других познавательных заданий.

8. Моделирование регионального компонента урока: выяснения значений слова "человек" в языках народов Тюменской области. Для изучения выбираются языки, входящие в основные языковые семьи: индоевропейскую языковую семью представляют русский, украинский, немецкий и другие языки, семью тюркских языков – татарский язык, семью кавказских языков – ингушский, чеченский и другие языки, широко представленные среди современного населения Тюменской области.

9. Взаимодействие с родителями учащихся – опережающее домашнее задание узнать своих родителей и родственников, что означает слово "человек" в их родном языке: русском, татарском, чувашском, белорусском, азербайджанском и пр.

Ход урока.

Вводное слово учителя. Прослушивание песни о человеке, определение темы урока.

  1. Актуализация знаний беседа о сущности человека:

    • "Вспомни: это ты уже знаешь": установление преемственности с ранее изученным материалом в рамках предметов, которые изучались в 1-3-м классах начальной школы – Что такое "человек"? Чем отличается человек от других творений природы? Назовите характерные признаки человека.  

  • Рассмотрите картины великих мастеров, иконы святых. Почему изображённые на них люди навсегда остались в памяти человечества?

  • Кто для вас является настоящим человеком? Почему вы так считаете? С какого человека вам хотелось бы взять пример в жизни? Объясните, почему

На этом уроке мы узнаем, какое представлении о человеке было у наших предков, и вы поймёте, почему человеку важно знать свои корни. Сегодня мы отправимся в путешествие, а точнее, в научную экспедицию, к истокам слова и станем исследователями. Знаете ли вы, кто такие исследователи? Зачем они проводят свои исследования?

Исследователи – это люди, ведущие научный поиск. Их цель – получить новые знания о человеке и мире.

А сейчас я открою вам один "секрет" исследователей: исследование – это 7 "П".


  1. Постановка проблемы исследования – Что означает слово "человек" в языках разных народов мира, в т.ч. и в Тюменской области?

  2. Постановка гипотезы исследования – можно предположить, что смысл слова "человек" у разных народов различен: эти различия связаны с мировоззрением, религией и особенностями исторического развития разных народов.

  3. Поиск информации, проверка гипотезы.

  4. Подтверждение полученных результатов.

  5. Прогнозирование рисков и дальнейшего развития изучаемого предмета.

  6. Практическое внедрение результатов исследования.

  7. Презентация (защита) работы.

Для проверки своей гипотезы мы создадим шесть научных отряда, которые отправятся в глубь веков, чтобы выяснить значения слова "человек" в языках народов мира.

Человек

???

индоевропейцы

древние греки



древние греки

семиты, евреи
римляне
Финно-угры угрыугры

К какой цели все они идут?

Класс делится на 6 групп. Пять из них получает маршрутные листы (раздаточный материал) и отправляются в "научную экспедицию". Шестую группу под названием "Тюменцы" составляют учащиеся, собравшие у своих родственников наиболее полную информацию о том, что означает слово "человек" в их родном языке

1 группа. Индоевропейцы.



Видеоряд: изображение Кёльнского собора.

Есть такие хорошие, добрые слова – языковая семья, она объединяет родственные языки и народы.

Индоевропейская языковая семья – древняя и самая большая в мире. Она существует уже более шести тысячи лет. К индоевропейцам относится большинство современного человечества. Все народы Европы, за исключением басков и финно-угров, разговаривают на индоевропейских языках.

Славянемолодые народы индоевропейской языковой семьи. Три ветви славян – западные, южные и восточные славяне, сложились около 700 лет назад. Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов, составляют ныне более 80% населения России и Тюменской области.

Индоевропейцы наделяли слово "человек" (man) значением "мыслящий, наделенный духом". Это значение закрепилось в языках многих народов Европы.

Немецкая притча.

К трём каменщикам, которые возводили собор в Кёльне подошел глава города и спросил: "Что вы делаете?"

Первый ответил: "Я кладу камень", второй – "Я зарабатываю себе на жизнь", а третий – " Я строю храм".

Вопросы учащимся:



  • Как вы понимаете смысл это притчи?

  • Кто из людей, о которых рассказывает эта притча, более всего соответствует представлению о человеке, сложившемуся у народов индоевропейской языковой семьи? Объясните своё мнение.

  • Каково значение слова "человек" в индоевропейских языках?

2 группа. Семиты

Видеоряд: изображение Иерусалимского храма на обложке учебника "Основы религиозных культур народов России" (М.: Русское слово, 2012), в учебнике по ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур" (М.: Просвещение, 2011. С.11) и в др. пособиях.

Семиты  ("сына Сима") – название почерпнуто их Библии (Ветхий Завет) для обозначения древних народов, принадлежащих к особой семитской семье языков. К семитам относятся евреи, арабы и другие народы Ближнего Востока. Ближний Восток – колыбель иудаизма, христианства, ислама. Через него проходит главный путь из Европы и Африки в Азию.

Иудаизм – первая монотеистическая религия, провозгласившая веру в единого бога. Он названа по имени одного из родоначальников еврейского народа Иуды, имя которого означает "Прославляемый", "Хвалите Господа". Евреи древний народ, название которого происходит от слова "пришельцы".

В древнееврейском языке слово "человек" – "адам", производится от слова "земля" и истол-ковывается как "сын земли". В иудаизме, а вслед за ним в христианстве и исламе, Адам – первый человек, прародитель человечества.



Иудаизм – религия действия. По его учению, человек, наделённый разумом и душой, обязан трудиться всю жизнь – в поте лица добывать хлеб свой, пока сам не станем "прахом", землёй. Труд в иудаизме – не просто способ зарабатывать деньги, и не тяжкое бремя, выпавшее на долю человека. Труд облагораживает человека и делает мир прекрасным. Важно, чтобы труд приносил человеку радость, чтобы человек любил свою работу. Большинство молитв в иудаизме – это размышления о месте человека в мире и выражение его благодарности за дар жизни. Молитву благодарения читают три раза в день, и обязательно стоя. В ней высказывается 18 благословлений Творцу мира.

О роли иудаизма в жизни евреев в России на пороге ХХ в. рассказывает известный художник Марк Шагал в автобиографической книге "Моя жизнь", которую он написал в 1922 г. и посвятил родителям, жене, родному городу Витебску.



Мой дед полжизни провел на печке, четверть – в синагоге, остальное время – в своей мясной лавке. Знали бы вы, как я млел от восторга, стоя в синагоге в субботу рядом с дедом. Дед читает молитву перед алтарём. Он поёт, выводит сложную мелодию с повторами. И в сердце у меня словно растекается по жилам свежий сотовый мед.

Мой отец вставал в шесть утра и шёл в синагогу. Помянув непременной молитвой покойных родственников, он возвращался домой, ставил самовар, пил чай и уходил на работу. Работа у него была адская, каторжная. Отдых наступал только в субботу.

В пятницу вечером, в канун субботы, за столом собирались все дети. Отец, в белой рубахе, читал молитвы, от него так и веяло покоем. А мама затягивала субботний гимн, и мы, все восемь детей, подпевали. Она допевала песнь громко и протяжно, заливаясь слезами. Начинался Субботний ужин. Какая вкуснота! Фаршированная рыба, тушёное мясо, цимес, лапша, холодец из телячьих ножек, бульон, компот, белый хлеб. Субботняя трапеза всегда настраивала меня на мысли о будущем, о том, что жить, пожалуй, стоит.



Я, в праздник Йом-Кипур (Судный день), каждый год в пел в синагоге. В этот великий день меня будили в час или в два часа ночи, и я бежал в синагогу. Множество народу спешит туда во тьме, прогоняя сон. Вернуться домой и поспать они смогут только по окончании молитвы. Отец, весь в белом, тоже собирается в синагогу, и перед уходом показывает матери загнутые страницы в молитвеннике: "Вот отсюда и досюда". И пишет в уголке: "Начинай здесь". В особо драматическом месте помечает: "Плачь". И мама шла в синагогу, уверенная, что не станет рыдать невпопад. Она стояла в синагоге на балконе, отведённом для женщин. В положенном месте, где отмечено "плачь", она вместе с другими женщинами принималась проливать священные слезы. Щёки краснели, по ним скатывались влажные бриллиантики слёз и капали на страницы. Плакал и отец, просто, тихо, без ужимок, без театральных жестов и вовремя. Возвращаясь домой, он знал, что все его грехи прощены, и матушкины тоже.

Вопросы и задания учащимся:

1. Что вас удивило в воспоминаниях художника Марка Шагала?

2. Найдите в тексте незнакомые слова и выясните их значение.

3. Выделите в тексте особенности поведения иудеев в молитвенном доме – синагоге.

4. Как приобщали детей к иудаизму в еврейской семье? Найдите ответ в тексте.

5. Рассмотрите картины Марка Шагала. Две из них – "Раввин с Торой" и "Продавец скота", вы найдёте в учебнике по ОРКСЭ "Основы иудейской культуры" (М.: Просвещение, 2011. с. 43, 61)

6. Каково значение слова "человек" в древнееврейском языке?

3 группа. Древняя Греция.

Видеоряд: статуи богов Посейдона, Гермеса в учебнике "Основы религиозных культур народов России" для 4 класса (М.: Русское слово, 2012. с. 7) и других древнегреческих богов и храмов.

Древние греки были очень умными и наблюдательными людьми. Они создали первые науки, в т.ч. и этику. На их языке слово "человек" – антропос, имело два значения: "взгляд, устремлённый ввысь" и "цветущий лик, лучистый взор".

Древние греки умели понимать и творить красоту. И богов своих представляли красивыми людьми. Рассмотрите статую Зевса в учебнике по ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур" (М.: Просвещение, 2011. С.9). Зевс – главное божество древних греков, отец богов и людей; его имя означает "Небо", он – покровитель власти.

Интересно, что слово "человек" – антропос, употреблялось древними греками для всех людей: и мужчин, и женщин. Между тем, в языках многих народов мира, в т.ч. в русском, слово "человек" – мужского рода. Люди с древности считали, что стать человеком – не просто, для этого надо иметь мужество.

"На войне всего сильнее меч, в мире – речь", – говорил великий Сократ о великом даре человеческой речи. Он первым признал самоценность человека: то, что человек – не игрушка в руках богов, он является вершиной мироздания.

Во времена молодости Сократа в афинском театре была поставлена трагедия Софокла "Антигона". Песнь её хора запомнилась человечеству на века – это гимн человеку. Приводим эту песнь в сокращении:

Много в природе дивных сил,

Но сильней человека – нет.

Он под вьюги мятежный вой

За море держит путь.

И стаи беззаботных птиц,

И лесных зверей, и рыб

Власти он подчинил своей.

И речь, и воздушную мысль,

И жизни общественной дух

Себе он привил. …

Кто правду чтит, закон страны, богов –
Благороден!

Кто кривды путь избрал –


     Другом мне не будет!

Хор мерными движениями шагал в сторону и в лад шагам пел строфу (10 строк), а потом также шёл и пел антистрофу (10 строк). Потом двигался в другую сторону и обратно и пел другую строфу и антистрофу. Стихи, музыка и движения были едины.

Вопросы и задания учащимся:


  • Беседа по тексту: в чём состоит сила человека?

  • На чём держится эта сила?

  • В чём состоит благородство человека?

  • Выразительно прочитайте "гимн человеку" поочерёдно, по строкам.

  • Инсценируйте этот гимн так, как это было во времена Сократа..

4 группа. Древний Рим.

Видеоряд: изображения Юпитера, Венеры и других богов Рима.

В отличие от древних греков, римляне связывали человека с землёй, и в этом сближались с древними евреями. В латинском языке слово "человек" – гомо (homo), производится от "слова" гумус (humus) – плодородный слой почвы. Для римлян человек – сын кормящей его земли, взлелеянной и ухоженной руками людей. Такое представление о человеке подчёркивает его земное происхождение. Оно вошло в Библию – "ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3:19). С незапамятных времен римляне были земледельцами, гражданами, воинами, и в течение всей истории более всего ценили именно этот труд.

Жизнь римлян не была спокойной. Им помогали выстоять две силы: государство и строгая мораль. Быть достойным предков – главнейший принцип морали римлянина. Верность предкам считалась основой государства. Слово "новый" настораживало римлян.

Но время шло, и римлянин менялся. Перелом произошёл, когда Рим завоевал мир, и римлянин увидел в других государствах то, чего нет у него дома: прекрасные храмы, статуи богам, театры. В Риме этого не было: в древности римляне почитали богов у домашних алтарей, не ставили их статуй, не читали и не писали книг, хотя издревле имели письменность и школы, высекали свои законы на бронзовых пластинах. Римляне захотели иметь то, что имели другие люди. Они исполнили наказ своего великого поэта Горация:

Образцы нам – творения греков:

Ночью и днем листайте вы их неустанной рукою!

Однако римляне не признали веры греков в красоту мира и человека. Они не любили спорт и не стремились к красоте тела. Римские скульпторы не приукрашивали человека, и не боялись показать его морщинистое лицо или оттопыреные уши. Римская литература недолговечна: она существовала около пятисот лет. Её главная идея: национальная гордость – "римский дух", под которым понималось восхваление обычаев предков, величия и вечности Рима.

Римляне дали греческим богам свои римские имена. Афродита стала у них Венерой, а Зевс – Юпитером. Юпитер – покровитель Римского государства и императорской власти, его имя означает "Отец" (от латинского "патер", "отец"). Венера – богиня весны, любви, красоты; покровительница римского народа. Её имя означает "любовь". Венера Милосская   стала самой известной из всех статуй в мире. Она найдена в 1820 г на Милосе, острове в Эгейском море, от которого и получила своё название. Руки её были утрачены уже после находки, в момент ссоры между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками, которые имели то же намерение. 



В отличие от греческих богов, многие римские божества не имели человеческого облика. Не внешний вид, а имя раскрывало их суть – Виртус ("Добродетель"), Дисциплина, Констанция ("Постоянство") и др. Такие божества не были связаны родственными узами, как греческие боги.

Римляне любили точность, и установили точную дату основания Рима – 753 г. до н. э. До наших дней дошёл римский обычай празднования Дня города. День основания Рима – 21 апреля.



Вопросы и задания учащимся:

  • Каково значение слова "человек" в латинском языке?

  • Сравните представления о человеке в Древней Греции и Риме. Какое вы увидите сходство, и какие отличия?

  • Расскажите, как у вас проходит День города, села.

  • Составьте вместе со своими родителями, братьями, сёстрами сценарий Дня города, села (задание выполняется в виде проекта).

5 группа. Финно-угры.

Видеоряд: изображения языческих божеств ханты, манси и других народов, шаманов.

Финно-угорская группа родственных языков образует свою ветвь в составе уральской языковой семьи. К ней относятся языки проживающих в Тюменской области ханты, манси, коми, удмуртов, мордвы и многих других народов. В их языках слово "человек" обычно производится от слова "люди" или "мужчина".

Манси (буквально "люди") создали своё представление о человеке – добром помощнике, который никогда не откажет в помощи. Слово красивый в мансийском языке означает "помогающий" производится от глагола "помогать", а понятие некрасивый – "не помогающий" происходит от глагола "не помогать, отказывать в помощи". Здесь нравственность берёт верх над красотой. Это означает, что человек, оказывающий помощь другому, красив душой, хотя может и не отличаться привлекательной внешностью. По представлениям древних манси, человек, не помогающий другому, душевно ущербен и не может считаться красивым, даже если он лицом он красавец.

В языке ханты слово красивый совпадает по значению со словом "мастер". Это означает, что человек умный, талантливый, способный искусно делать нужные для людей вещи, красив душой, а, следовательно, и телом.

Задания учащимся:

1. Прочитайте стихотворение нашего хантыйского поэта Владимира Волдина "Ханты" в переводе Эрлена Кияна, и вы узнаете, как звучит слово "человек" в хантыйском языке:

1 2

Всех людей мы называем "ханты". Это очень дорогое слово



Ханты – русский, ненец и узбек, Ты не выпускай его из рук,

Потому, что это слово "ханты" Не развей по ветру бестолково –

Значит в переводе – "человек". На него откликнется твой друг.

3 4


И куда б потом ты не поехал, Это слово северным сияньем

Разнеси своим друзьям его – Пусть пылает и в полярной мгле,

Словно раскалённые орехи, Помни наше мудрое названье,

Искры из чувала своего. Ханты – все народы на земле.

Композитор Людмила Лядова написала музыку на эти слова, и стихотворение "Ханты" стало песней.

2. Послушайте мансийскую легенду о происхождении тюменской нефти и ответьте на вопросы.

У Таньи доброе сердце. На нём рубаха красная, замысловатыми узорами расшитая, на голове тугие две косы, нитками разноцветными переплетённые, а вокруг пояс широкий с амулетами да табакерками. Прислушался Танья. Слышит стон кругом. "Неужто земля человеком стонет?" – подумал богатырь. Взошёл богатырь на пригорок. Посмотрел: не видать врагам конца и края. Говорят ему старики: "Веди нас в бой. На родной земле и заяц силён".

И пошёл Танья на смертный бой. Стрелы тучей в Танью летели, и не осталось у него живительной родной земли – земли целованной, земли от отца-матери. Не стало Таньи-богатыря, его горячая кровь в землю ушла и земным теплом стала. Нашли люди это земное тепло, нефтью звать стали и Танью-богатыря вспомнили. Не зря в народе говорят: "Богатырь погибает – имя в народе живёт".



  • Что вас удивило в этом тексте?

  • Найдите в тексте мансийские пословицы и объясните их.

  • Чем славен человек по представлению манси? Найдите ответ в тексте.

6 группа. "Тюменцы": её участники сообщают то о своём родном языке, что им удалось узнать от своих родителей и родственников.

В языке татар слово "человек" – кеше, звучит также, как у других тюркских народов. Оно является общетюркским. В высоком смысле в татарском языке в значении слова "человек" употребляется и слово "адам", заимствованное из арабского языка посредством ислама, а ислам воспринял его от иудеев и христиан.



Народы Кавказа – ингуши, чеченцы, связывают слово "человек" – "саг" со словом душа ("са"), а в языке адыгов слово "человек" – цIыху означает буквально "светлое существо", т. е. человек по самой своей сути добрый, душевный, способный понять, помочь, простить.

Славянская народная этимология раскрывает значение слова "человек", как лик (чело), обращённый к вечности. В этом оно сходно с греческой античной культурой, где человек – "лик, устремлённый ввысь", и православная церковь с этим согласилась.

Необычно слово "человек" в украинском языке – "людина" ("людына"), оно соотносит человека с обществом, другими людьми и употребляется в женском роде. Общеславянское слово "человек" ("человiк") украинцы употребляют в значении "муж".

Сообщения учащихся можно завершить высказыванием автора учебника по ОРКСЭ "Основы православной культуры" священника Андрея Кураева: греко-славянское мышление указывает на конечное призвание человека. Василий Великий говорил, что человек – это живое существо, которое получило повеление стать богом.

В стихотворении "Васильки Шагала" Андрея Вознесенского есть дивные строки:

Тех васильков голубые зазубрины –
С чисто готической тягою вверх.
Поле любимо, но небо возлюблено.
Небом единым жив человек.

Вопросы учащимся:



  • Как вы понимаете последние строки поэта: "Поле любимо, но небо возлюблено. Небом единым жив человек?"

  • В чём смысл жизни человека? К чему он стремится в жизни?

Притча

Мастер сделал карандаш, и остался доволен своей работой. Карандаш был как бравый солдат: стройный, подтянутый, готовый встать в строй. Мастер сказал ему: Есть пять вещей, которые ты должен делать всегда.

Первое: ты волен делать всё, что захочешь. Но помни, что сможешь творить только тогда, когда ты позволишь держать себя в чьей-то руке.

Второе: тебя будут болезненно обтачивать, но ты поймёшь, что это необходимо. тебе надо многому научиться, и претерпев всё, ты станешь лучше.

Третье: то, что в тебе важнее всего, будет у тебя внутри. Услышав свой внутренний голос, ты сможешь исправлять свои ошибки

Четвёртое ты должен помогать другим и всегда оставлять свой добрый след

Пятое: ты создан, чтобы служить другим; ты истратишь себя на пользу им, но в этом ты найдёшь своё счастье.

Ты запомнил то? Тогда пойдём. Нас ждёт много дел.

Но карандаш молчал, и бездействовал. Мастер понял, что он говорил о себе.

Приёмы работы с текстом:

1. Прочитайте текст.

2. Озаглавьте его.

3. Разделите текст на смысловые части.

4. Выделите в каждой смысловой части текста основную мысль.

5. Определите одним словом понятие, заключённое в каждом наставлении Мастера.

6. Запишите это понятие в первую колонку таблицы.

7. Заполните другие части таблицы и сделайте по ней выводы.



Человеку принадлежит

Что это? (ответы учащихся)

Зачем это? (примерные ответы)

Свобода

Возможность выбирать

Действовать, трудиться, творить

Разум

Ум, знание, понимание

Уметь делать правильный выбор

Совесть

Внутренний голос в человеке

Быть честным и справедливым, исправлять свои ошибки

Доброта

Помощь другим

Дарить радость другим

Любовь

Служение, забота о других

Быть счастливым


8. Контроль усвоения материала. Выводы урока.

  1. Дайте своё определение понятия "человек".

Таким образом, учащиеся приходят к выводам о том, что:

    • человек уникальное существо, наделённое душой, даром мышления, речи, высокими нравственными качествами – совестливостью, милосердием, ответственностью, чувством долга и т.д.;

    • в словах родного языка заключена великая мудрость, но в них есть и своя тайна – забытый ныне смысл, который мы должны вернуть из небытия;

    • мы обязаны беречь родной язык, сохранить его для потомков.

9. Рефлексивный этап урока: синквейн "человек".

Синквейн "человек" может выглядеть так:

Человек.

Мыслящий. Творческий.

Действует. Трудится. Созидает.

"Человек – это звучит гордо!" (Максим Горький).



Гражданин.

10. Домашнее задание: подобрать пословицы о человеке, слове, культур речи.

Подобная работа по выяснению смысла слов, соотнесению их с родным языком, особенно нужна в модулях по основам религиозных культур, где встречается много иностранных слов и имён, с которыми учащиеся встречаются впервые.


3.6. Методические рекомендации по изучению сложных тем

курса ОРКСЭ
Модуль "Основы православной культуры" включает 17 тем. Типичные затруднения педагогов вызывают следующие темы:

Введение в православную духовную традицию

Особенности восточного христианства

Православный храм и другие святыни

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

Обратите внимание на правильное произношение слов: "иконопись", "иконостас", "помазанник", "мессия" и др. (ударение в слове выделено жирным шрифтом и курсивом).


Модуль "Основы исламской культуры" включает 13 тем. Наиболее частые затруднения педагогов вызывают темы:

  • Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.

  • Столпы ислама и исламской этики.

  • Искусство ислама.

Модуль "Основы иудейской культуры" состоит из 17 тем. Затруднения педагогов вызывают здесь темы:

  • Классические тексты иудаизма.

  • Пророки и праведники в иудейской культуре.

  • Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности.

Классические тексты иудаизма имеют особое значение для духовного развития человечества. Священная книга иудеев – Тора ("Закон") состоит из пяти книг. Она стала и священной книгой христиан – вошла в Библию как Пятикнижие Моисеево. Без этих текстов нельзя понять ни христианство, ни ислам.

Иудейские и христианские богословы авторство Торы приписывается Моисею. История же считает, что Тору создавали на протяжении многих веков разные авторы. В устном варианте она начала создаваться в ХIII в. до н.э. С IХ в. до н.э., после возникновения письменности у евреев, её начали записывать, запись Торы была закончена в V в. до н.э.

На рубеже II – III вв. до н.э. создан сборник правовых норм – Мишна ("Повторение").

В III – V вв. н.э. появились комментарии (толкования) к Мишне – Гемара ("Завершение"). Мишна и Гемара составляют Талмуд ("Учение").

Тора – религиозный закон еврейского народа. Верующие евреи живут по этому закону и их называют "народом Книги" (Торы).

Рукописные пергаментный свиток с текстом Торы под названием Сефер–Тора является для евреев священным. К нему запрещено прикасаться руками. Поэтому при чтении свитка пользуются особой указкой, которая называется "яд" (рука) и имеет форму руки с вытянутым указательным пальцем.



Вопросы и задания.

1. Расскажите о правилах обращения со свитком Торы и чтения Торы. Чем вызваны эти правила?

2. Составьте кроссворд, используя названия священных книг иудаизма.

3. Что такое "тфилин"? Почему при чтении Торы его помещают на левой руке, против сердца, и на голове, над глазами?

4. Объясните высказывание из иудейских книг: "Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется".

Пророки и праведники в иудейской культуре занимают в иудаизме особое место.

Пророки – это уста Бога, те люди, кто по его воле открывают людям высшую истину. Известны имена более, чем 78 пророков и пророчиц. Величайший из пророков – Моисей, который вывел евреев из египетского плена.

Пророки предсказывают приход Мессии, который спасёт человечество. Иудеи верят, что с его приходом установится Царство справедливости. Наступление дня, когда придет Мессия, зависит от поступков людей. Еврейская мудрость гласит, что ключи от темницы, в которой томится Мессия, в наших руках. Каждое наше доброе дело разбивает одну цепь, каждый дурной поступок накладывает на него новые цепи.

Традицию почитания пророков унаследовал ислам, который признал пророком И. Христа и провозгласил великим пророком Мухаммада.

Вопросы и задания.

1. Объясните веру иудеев в то, что день прихода Мессии зависит от поступков людей.



Модуль "Основы мировых религиозных культур" включает 20 тем. Больше всего затруднений вызывают здесь следующие темы:

  • Религии мира и их основатели.

  • Хранители предания в религиях мира.

  • Человек в религиозных традициях мира.

  • Религиозные ритуалы в искусстве.

  • Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Модуль "Основы светской этики" состоит из 15 тем. Типичные затруднения педагогов проявляются здесь в темах:

  • Культура и мораль.

  • Государство и мораль гражданина.

  • Трудовая мораль.

  • Нравственные традиции предпринимательства.

  • Что значит быть нравственным в наше время?

  • Методика создания морального кодекса в школе.

  • Нормы морали.

  • Образование как нравственная норма.

  • Методы нравственного самосовершенствоания.

В "золотом правиле нравственности" выделяют семь характеристик нравственности:

1) господство разума над аффектами,

2) стремление к высшему благу,

3) добрую волю и бескорыстность намерений,

4) способность жить в человеческом обществе,

5) человечность,

6) автономию воли,

7) взаимное выполнение социальных норм.



3.7. Региональный компонент курса ОРКСЭ


Модуль "Основы исламской культуры"

Мечети в Тюмени носят имена:

  • кирпичная соборная мечеть имени халифа Умара (581 644 гг.), сподвижника пророка Мухаммада. Мусульмане считают его идеальным правителем, непритязательным в быту, благочестивым, справедливым и честным по отношению к подчиненным. Десятилетнее правление Умара стало временем победоносного шествия ислама;

  • кирпичная мечеть в посёлке Казарово называется "Хадиджа" по имени жены Мухаммада

  • деревянная мечеть в п. Матмасы носит имя Абу Бакра. (572 634 гг.), преемника пророка Мухаммада, отца жены пророка – Айши. Это был человек мягкого нрава, но с твёрдыми нравственными правилами. Он собрал рассеянные записи Корана. По завещанию Мухаммада Абу Бакр тал первым халифом Арабского халифата, и передал затем власть Умару. Похоронен рядом с пророком Мухаммадом;

  • мечеть ЦДУМ (мусульманская организация "Центральное духовное управление мусульман России") по улице Мельникайте называется "Ворота Сибири".



СОДЕРЖАНИЕ
Ведение.........................................................................................................................
1. Организационные приоритеты внедрения модульного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" ………………………………………………….

1.1. Общие организационно-нормативные условия реализации курса ОРКСЭ………

1.2. Основные принципы информационно-разъяснительной работы с родителями по вопросам введения курса ОРКСЭ………………………………………………………………

1.3. Наиболее часто задаваемые вопросы о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики"……………………………………………………………………………..


2. Учебный курс ОРКСЭ в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы………… ……………………………….

2.1. Современные подходы в преподавании религиозной культуры и светской этики в общеобразовательной начальной школе ………….. .........................................................

2.2. Основные формы и виды учебной деятельности в курсе ОРКСЭ…………………

2.3. Особенности работы с текстом, использование притч в курсе ОРКСЭ ......................

2.4. Погружение в мир религиозных культур……………………………………………

2.5. Особенности организации внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ ……………..

2.6. Оценка результатов образовательной деятельности учащихся в курсе ОРКСЭ ..........
3. Программно методическое обеспечение курса ОРКСЭ……………………………..

3.1. Концепция курса ОРКС и требования к результатам его освоения школьниками ….

3.2. Единая учебно-воспитательная система курса ОРКСЭ, анализ содержания …………

3.3. Педагогические условия преподавания курса ОРКСЭ…………………………………

3.4. Методические рекомендации по выбору учебников и работе с ними ..........................

3.5. Проектирование урока по курсу ОРКСЭ……………………………………………….

3.6. Методические рекомендации по изучению наиболее сложных тем курса ОРКСЭ…..

3.7. Региональный компонент курса ОРКСЭ…………………………………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ……………………………………... ……………………………….

Модуль "Основы мировых религиозных культур"..................................................................

Модуль "Основы православной культуры"..............................................................................

Модуль "Основы светской этики"............................................................................................. Внеклассные мероприятия .........................................................................................................


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА......................................................................................
<< предыдущая страница