Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические разработки по вводной теме «Наш дом Россия» в рамках... 1 25.14kb.
Презентация «Наш дом Россия» 1 142.25kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 262.02kb.
Результаты тестирования за 2 полугодие по предмету «Основы религиозных... 1 70.25kb.
Учебно-методическое пособие для преподавателя предназначено для подготовки... 10 4091.28kb.
Методические рекомендации к преподаванию темы Рондо 1 187.26kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Основы светской этики 1 74.54kb.
Планирование курса «Основы мировых религиозных культур» 1 388.86kb.
Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­рия отечественного... 4 1020.3kb.
Методические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции... 2 605.75kb.
Программа на 2 недели 26 января 1 42.83kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных - страница №2/3

Глава 3.

Программно - методическое обеспечение курса ОРКСЭ

3.1. Концепция курса ОРКСЭ и требования к результатам

его освоения школьниками
Концепция курса ОРКСЭ разработана авторским коллективом под руководством Александра Ярославовича Данилюка, члена-корреспондента Российской академии наук, главного редактора журнала "Педагогика", советника директора Федерального института развития образования (ФИРО). Она одобрена 21 июля 2009 г. на совещании по вопросам религиозного образования под председательством Президента РФ Д. А. Медведева с участием патриарха Московского и всея Руси Кирилла, лидеров традиционных религий России, министра образования и науки А. А. Фурсенко.

Особо подчёркивается, что курс ОРКСЭ является светским, культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним.

Учебный курс ОРКСЭ создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Новый курс актуализирует в содержании общего начального образования вопросы совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Он играет важную роль в расширении образовательного кругозора учащегося и в процессе воспитания честного, достойного гражданина России.



Основной принцип, заложенный в содержании курса, – общность в многообразии, многоединство, поликультурность, – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многокон-фессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Результаты освоения учебного курса ОРКСЭ



Требования к личностным результатам:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доения к истории и культуре всех народов;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Требования к метапредметным результатам:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

– формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

– адекватное использование речевых средств и средств инфрмационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения понятиям;

– готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

– определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведении окружающих.

Требования к предметным результатам:


  • знание, понимание и принятие обучающимся ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

3.2. Единая учебно-воспитательная система курса ОРКСЭ, анализ содержания.

Учебный курс ОРКСЭ является целостной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Это достигается посредством:



  • ориентации содержания всех шести модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей во всех модулях курса;

  • включением национально-регионального компонента во все модули курса;

  • связей между модулями учебного курса ОРКСЭ, а также интеграцией его с другими учебными предметами (Окружающий мир, Русский язык, Литература и др.);

  • взаимодействием с родителями учащихся в развитии личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков.

Идеологическая целостность преподавания курса ОРКСЭ обеспечивается его ориентацией на:

– национальный воспитательный идеал,

– базовые национальные ценности,

– "портрет выпускника начальной школы".



Национальный воспитательный идеал означает воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые национальные ценности выступают как источники нравственности и являются основой выстраивания содержания образовательного процесса. Это

  1. патриотизм

  2. социальная солидарность

  3. гражданственность

  4. семья

  5. труд и творчество

  6. наука

  7. традиционные российские религии

  8. искусство и литература

  9. природа

  10. человечество.

"Портрет выпускника начальной школы" представляет собой обобщённые личностные качества младшего подростка. Согласно ФГОСу второго поколения, выпускник начальной школы:

  • любит свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважает и принимает ценности семьи и общества;

  • любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир;

  • владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности;

  • готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Целостность содержания преподавания курса ОРКСЭ обеспечивают:

      1. общие понятия всех модулей курса ОРКСЭ – "человек", "культура", "традиция", "духовность", "нравственность", "смысл жизни" и другие мировоззренческие категории, создающие основу словаря (понятийного аппарата) всего курса;

      2. общие содержательные линии всех модулей курса ОРКСЭ – "Культура и религия", "Добро и зло", "Золотое правило нравственности", "Нравственные заповеди", "Милосердие, взаимопомощь, сострадание", "Отношение к труду", "Отношение к природе", "Ценности семейной жизни", "Праздники", "Календарь", "Любовь и уважение к Отечеству";

      3. общий для всех модулей первый тематический блок "Моя Родина – Россия", который реализуется в составе всего класса, без разделения учащихся на модули. Первый урок (уроки) задаёт общее направление в изучении всего курса и показывает, что связывает между собой модули по основам религиозных культур и светской этики;

      4. жизненная, а не "книжная" направленность изучения религии и светской этики:

        • практико-ориентированный отбор содержания учебного материала;

        • формирование социокультурной идентичности обучающихся (я – россиянин, мы – тюменцы и т.п.);

        • приобретение требуемых социальных навыков не путём заучивания "сухих" правил жизни в обществе, а в результате их практической реализации;

      5. формируемая на уроках ОРКСЭ поликультурная компетентность учащихся, под которой понимается:

а) система поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей;

б) освоение социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе;



в) способность выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований.

Единая воспитательная направленность курса ОРКСЭ реализуется через:

          1. общие направления воспитания средствами образования – духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма учащихся, преемственности поколений;

          2. упор на общие для всех модулей традиции – почитание родителей, особенно матери, старших, забота о слабых – детях, стариках, больных людях, бережное отношение к природе, понимание её красоты и роли в жизни человека и общества и т.д.;

          3. общие духовные и нравственные идеалы, составляющие основное содержание курса ОРКСЭ. Они показываются на примерах из священных и светских книг, дающих образцы служения идеалам добра, гуманизма, родине;

          4. нравственный героический ряд, который выстраивается во всех модулях курса как педагогически организованная система примеров коллективного и индивидуального нравственного, духовного подвига во имя религиозных, общественных, семейных, патриотических идеалов. Через него раскрываются для младших подростков основополагающие ценности традиционных российских религий и светской этики;

          5. доверительный диалог между педагогом, учащимися и их родителями, создающий атмосферу сотрудничества и взаимной поддержки в изучении нового учебного курса.

Методическая целостность курса ОРКСЭ создаётся общими для всех модулей методическими приёмами, такими как:

  1. создание учебных ситуаций нравственного выбора;

  2. нетрадиционные уроки – "погружение" в другую эпоху, заочные (виртуальные) экскурсии, уроки – путешествия, уроки-диалоги и т.п. Рекомендуются также "вкусные" уроки: знакомство с национальной кухней, обрядовой кулинарией – постной пищей в разных религиях, Пасхальной трапезой, угощением на Рождество и др.;

  3. использование видео-и аудиоряда, иллюстраций;

  4. игровые технологии;

  5. опора на личный опыт обучающихся;

  6. развитие речи и эмоциональной сферы обучающихся;

  7. "перекрестные" вопросы и задания

    • "Узнайте у ваших одноклассников (изучающих другой модуль) …"

    • "Спросите у ваших одноклассников (изучающих (другой модуль) …"

    • "Расскажите своим товарищам (изучающих другой модуль) о том, как…." и т.п.

Ответы на такие вопросы позволяют обучающимся обмениваться информацией, знать, что изучают в других модулях их одноклассники, помнить о том, что курс общий.

Анализ содержания курса ОРКСЭ показывает, что все его модули имеют культурологическую направленность и отражают этическое содержание. На этих уроках речь идёт о воспитании высоконравственной личности в прошлом и настоящем. Этическая направленность курса ОРКСЭ делает этот предмет необычайно сложным. Здесь велика роль личности самого учителя, который сам должен быть носителем высоких нравственных ценностей. Раскроем это на примере работы с фреской Рафаэля "Афинская школа", которую часто приводят авторы учебников по этике. Один из учебников по ОРКСЭ "Основы светской этики" для 4 класса (А. А. Шемшурин и др. М.: Дрофа, 2012) воспроизводит её на своей обложке и трижды в тексте. Одновременно покажем алгоритм работы с картиной (другим произведением искусства) в курсе ОРКСЭ.

1. Время и обстоятельства создания картины, сведения об авторе.



Молодой Рафаэль, ему было только 25 лет, получил заказ папы Римского Юлия II на роспись дворца в Ватикане. Фреска "Афинская школа" создавалась в течение трёх лет (1519 – 1511 гг.), и принесла Рафаэлю мировую славу.

2. Выяснение замысла создания картины, объяснение её названия.

"Живопись является философией", – утверждал великий современник Рафаэля Леонардо да Винчи. Фреска Рафаэля "Афинская школа" подтверждает эту истину. Её основная идея – показать возможность гармонического согласия между разными взглядами и убеждениями. Название "Афинская школа" указывает на то, что философия Древней Греции, сердцевину которой составляет этика, является непреходящей школой духовной культуры человечества.



3. Техника создания и размеры картины.

Фреска – особый жанр живописи: роспись по сырой штукатурке требует большого мастерства и скорости работы мастера, который пишет её на "одном дыхании". Это особенно важно учесть, когда мы изучаем монументальное произведение – такое, как фреска "Афинская школа". Длина её основания составляет 7м 70 см. На ней изображено свыше 50 фигур, в т.ч. основатели этики – Сократ, Платон, Аристотель и их ученики.

4. Создание проблемной ситуации. Выяснение позиции автора.

Среди величайших мудрецов мира Рафаэль изобразил и себя. Он повернул к нам своё прекрасное, трогательно-доверчивое, и одновременно грустное лицо. Что означает его обращение именно к нам? Не желание участвовать в жарком споре мудрейших людей с необходимостью принять чью-то сторону? Или приглашение нас к этому спору?

5. Изучение "говорящих" деталей картины: Войдём в Афинскую школу.

Одна из "говорящих" деталей картины – лестница, означает восхождение человека к духовности, к нравственной жизни. Ступени лестницы символизируют этапы овладения высшей мудростью. На вершине лестницы, в центре картины, стоят Платон и Аристотель. Там же, на вершине, Сократ беседует со своими учениками.

Вопросы по картине:

Как мы узнаём, что перед нами – основоположники этики?



Платон и его ученик Аристотель легко узнаются по книгам, которые они держат в руках. Аристотель держит свою "Этику", Платон – свои знаменитые "Диалоги" о Сократе. Сократ выделяется характерной внешностью (он мало заботился о своём внешнем виде, костюме, причёске) и стремлению затевать философские споры, задавая каверзные вопросы. Сократ добивался того, чтобы человек сам дошёл до смысла ключевых понятий этики добродетели, справедливости и т.д.

Обратите внимание на жесты рук основоположников этики. О чём говорят эти жесты?

Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля – вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих жестах сконцентрированы их философские идеи – у Платона они возвышенные и поэтичные, у Аристотеля – практичные и логически обоснованные. Сократ доказывает что-то, загибая пальцы. Он приводит убедительные доказательства своих суждений.

6. Побываем на одном из первых в мире уроков этики, который даёт Сократ.

Прежде всего, выделим то, что нас удивило на картине. Древние греки говорили, удивление – мать познания. Педагогическое мастерство состоит в умении создавать учебные ситуации удивления. Непревзойдённым мастером этого был Сократ. Однако, Рафаэль показывает, что на этот раз юный Ксенофонт не слушает своего учителя. Взгляд его блуждает где-то вдали.

Вопросы и задания по картине:


  1. Почему ученик не внемлет своему учителю?

  2. Как ведёт себя учитель, видя отсутствие интереса ученика к занятиям?

Если ученики не смогут дать ответ сразу, можно задать дополнительные вопросы:

    • О чём может идти этический диалог Сократа со своими учениками?

    • Почему дорога добра всегда нелегка?

3) Сравните костюм учителя и ученика. О чём говорит это различие?

Ксенофонт одет в изысканную, нарядную одежду из дорогой ткани. Видно, что он выходец из богатой и знатной семьи, и пока ещё гонится за внешним эффектом. Сократ одет в простую одежду: для него главные сокровища – ум и душа человека. Сократ учил о ценности самого человека, призывал, чтобы человек стал хозяином своей судьбы. За свои взгляды Сократ был казнён в 399 г. до н.э. Ксенофонт и Платон, другой великий ученик Сократа, присутствовали при казни. Потрясённые мужеством учителя, они стали его самыми горячими последователями и защитниками.

Ксенофонт в своих трудах о Сократе изложил его учение применительно к обыденной жизни. Он донёс до нас его последние слова: "Каждый человек – как солнце. Только дайте ему светить". В этих словах выражены в сжатом виде основы этики.

Обсудим вместе (эвристическая беседа):

  • Как вы понимаете последние слова Сократа?

  • Какие основы этики заложены в этих словах Сократа?

В заключении эвристической беседы учитель может привести несколько этических задач из сочинений Ксенофонта о Сократе. Учащиеся должны составить свой ответ за Сократа. Выслушав ответы учащихся, учитель приводит ответ самого Сократа.

Этическая задача 1.

Из разговора Сократа с учителем танцев:

– И мне очень хотелось бы научиться этим танцевальным фигурам, – прибавил Сократ.

– На что же они тебе нужны? – спросил учитель танцев. Не сошел ли ты с ума на старости лет?

– Буду танцевать, клянусь Зевсом.

Тут все засмеялись. А Сократ с очень серьезным лицом сказал ….

Ответ Сократа: "Я хочу укрепить здоровье ".

Этическая задача 2. Из разговора Сократа с друзьями.

– Сократ, что же ты не воспитываешь свою жену Ксантиппу, а живешь с женщиной, сварливее которой не было и не будет ни одной на свете?

– Потому, – отвечал Сократ, – что ….

Ответ Сократа: "После того, как я научился переносить её придирки, мне легко иметь дело со всеми другими людьми".

Учитель подводит итог работы учащихся с фреской Рафаэля "Афинская школа" изречениями Сократа, показывая их своим ученикам как жизненное напутствие:

Без дружбы общение между людьми не имеет ценности.

Если слово не выучило, то и палка не поможет.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет вначале самого себя.



Познавательное задание учителю:

Обратите внимание на ещё одну деталь фрески Рафаэля "Афинская школа": Платон и Ксенофонт – ученики Сократа. Причём, в жизни Ксенофонт был на 17 лет старше Платона. Рафаэль же изобразил на своей фреске Ксенофонта чарующе юным учеником Сократа, а Платона – умудрённым старцем, очень похожим на Леонардо да Винчи.

Как вы объясните эту загадку Рафаэля?

Задания подобного типа помогают учителю овладеть символическим языком искусства, и понять, что великие художественные произведения, а ещё больше тексты священных книг, которые мы изучаем в курсе ОРКСЭ, требуют от нас большой вдумчивости и подготовки.


3.3. Педагогические условия преподавания

учебного курса ОРКСЭ


  1. Знание нормативно- правовой базы и концепции курса ОРКСЭ

  2. Выбор учебника адекватно особенностям образовательного процесса в начальной школе.

  3. Овладение педагогом содержанием всех шести модулей ОРКСЭ, базовыми понятиями всего курса (святыня, вера, мораль и др.)

  4. Разработка Рабочей программы курса и др. документации

  5. Учёт психологических особенностей младшего школьникаего образно-эмоционального восприятия действительности, способности к эмпатии (сопереживанию), к идентификации – отождествлению себя с другими, потребности в игре и т.д.

  6. Учёт этно-региональных особенностей религиозной культуры и этикета.

  7. Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей.

  8. Взаимодействие урочной деятельности с внеурочной работой по предмету по всем её пяти направлениям - гражданственно-патриотическому, нравственному, трудовому, экологическому и эстетическому воспитанию младших школьников.

  9. Выстраивание содержания образования на основе принципов культуросообразности, ориентации на идеалы, следования нравственному примеру, диалогического общения, полисубъектности воспитания, системно-деятельностного образования, доверия обучающихся к учителю.

  10. Мониторинг успешности освоения курса ОРКСЭ.

ФГОС второго поколения вводит в начальное общее образование новую предметную область "Основы духовно-нравственной культуры народов России", призванную обеспечить в образовании младших школьников:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Покажем в таблице возможности интеграции предметных областей ФГОСа второго поколения начального общего образования в духовно-нравственном воспитании младших школьников:

п/п

Предметные области

Основные задачи

1

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

2

Математика и информатика

Развитие логического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности

3

Обществознание и естествознание

(Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4

Основы духовно -нравственной культуры народов России

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

5

Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

6

Технология

Формирование опыта практической преобразовательной деятельности

7

Физическая культура

Содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.


Связи курса ОРКСЭ с предметом "Русский язык" особенно важны. Русскому языку принадлежит ведущая роль в начальном общем образовании, поскольку успехи в его изучении во многом определяют учебную успешность младшего школьника по другим предметам и обеспечивают социализацию ребёнка, вживание его в школьное сообщество. Важно развить позитивное эмоционально - ценностное отношение учащихся к языку, русскому и родному, как важнейшему явлению культуры.

При работе над понятиями религиозной культуры и светской этики можно предложить найти в этих понятиях корень слова и подобрать к ним однокоренные слова, а затем обсудить, случайно ли это совпадение. Например, рассуждение над цепочкой слов дух – воздух духовность – духовный – одухотворённость, может привести учащихся к очень важным выводам:



  • духовность необходима человеку для жизни, как и воздух;

  • духовность призвана объединить людей и природу, то же делает и воздушная среда – мы (люди и животные) дышим одним воздухом;

  • духовность присуща человеческой жизни, недостаток духовности ощутим сразу, как и недостаток воздуха.

При работе над понятиями полезно использовать такие приёмы, как:

  • вставить в слово, обозначающее изучаемое понятие, пропущенную букву;

  • подобрать синонимы и антонимы;

  • составить предложения с новыми понятиями.

Можно дать учащимся и такие задания:

  • составить прилагательные от слова добро – добросердечный, добродушный и т.д.;

  • назвать фамилии с корнем "добр" – Доброхотов, Добрынин, Добронравов и пр.;

  • подготовить рассказ о людях, которые носят этими фамилии, послушать песни на стихи Н. Добронравова и др.

Рекомендуем провести в предметную неделю по русскому языку в начальной школе конкурс эссе "Моё любимое слово". Образец такой творческой работы даёт рассуждение о своём любимом слове поэта Константина Бальмонта: "Из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы, языка живого, сотворённого и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово самое дорогое и всеобъемлющее. Уже один его внешний вид пленителен. Веющее в, долгое, как зов далекого хора, о, ласкающее л, в мягкости твёрдое утверждающее я. А смысл этого слова двойной, как сокровища в старинном ларце, в котором два дна. Воля есть воля хотение, и воля есть воля свобода. Один смысл слова "воля", в самом простом, изначальном словоупотреблении, светит другому смыслу, в меру отягощает содержательностью и значительностью его живую существенность". Участникам конкурса предлагается описать своё любимое слово с позиции нравственности, и проанализировать его. опираясь на разные разделы русского языка.

Приводим несколько вариантов эссе "Моё любимое слово". Перед конкурсом можно провести на уроке ОРКСЭ подготовительную работу: дать учащимся задание прочитать эссе, озаглавить текст и выделить в нём смысловые части.

Эссе 1.

Мы не часто задумываемся о том, какое слово для нас играет самую главную роль. Слов много, их миллионы, но я считаю, что есть одно такое, которое важно абсолютно всем. Это слово – ЖИЗНЬ. Жизнь – это то, что отличает нашу планету от тысяч других. Жизнь наполняет каждое живое существо, кипит в каждой нашей клеточке. Жизнь – это то, что объединяет нас, людей, с другими живыми существами: с каждой травинкой, с червячком и паучком. Жизнь – это всего лишь миг между прошлым и будущим. Слово "жизнь" – простое, короткое и ясное, но в то же время таинственное и завораживающее. Вроде бы всё легко даётся, но вдруг сваливаются беды и неудачи, но где-то в глубине души продолжает гореть огонек надежды на то, что всё будет хорошо… Так и в самом слове. Оно состоит всего из одного слога, но звонкая согласная "з" холодно и резко отрезает эту простоту. А мягкий "нь" смягчает это слово, вселяя надежду что, пройдя через трудности, всё наладится. У каждого из нас жизнь одна, со своими мечтами и целями, с правдой и обманом, с дорогими и близкими нам людьми. Вообще, само слово жизнь играет для людей огромную роль. С какой радостью кричали мамы, вытирая слезы: "Живой!", - когда их сыновья возвращались с войны. А как, волнуясь за человека, близкие говорят: "Все бы отдали, лишь бы он был живой"! Это бесценные слова. Жизнь – очень хрупкий сосуд, который наполняется нашими делами. Жизнь – это корабль, подхваченный ветрами, но все же, человек – капитан этого корабля, он сам стоит за его штурвалом. Давайте будем ценить нашу жизнь, она у нас одна, это самое главное, что у нас есть, что нам дали наши родители.

Эссе 2.

Мне нравится слово ЛАСКА. В нём звонкая согласная "Л" говорит о радости, нежности, любви, "А" – об открытости, "С" – о сочувствии, твёрдая глухая "К" о краткости. Окончание "А" напоминает о слове МАМА. Ласка – это, когда тебя любят, обнимают, говорят добрые слова. Ласка есть в сердце, в прикосновении, в душе, во взгляде. Но не только человек может дарить ласку. Животные могут выразить лаской свою преданность. Когда есть ласка, есть забота, тепло, радость и любовь. Для меня ласка – это моя мама. Моя мамочка – добрая и ласковая. Я счастлива, что я могу произносить это слово каждый раз. Мама, мамочка, живи долго! Мама – это солнце в окне. Она подскажет, поможет, защитит в трудную минуту. Мама – самый родной для меня человек.

 Эссе 3.

Самым важным в моей жизни словом является слово СЕМЬЯ. В этом слове всего пять букв и два слога, но сколько смысла! Семья объединяет в себе числительное семь и местоимение я, то есть многочисленную группу личностей! Каждому человеку нужна семья, способная поддержать, понять его и помочь. С моей точки зрения, семья – это самое лучшее, что есть в жизни каждого человека. Это существительное имеет для меня особый смысл, потому что я живу в дружной и крепкой семье. Каждому человеку нужна семья, способная поддержать, понять его и помочь. Не зря народная мудрость гласит: Когда вся семья вместе - то и душа на месте!

Исключительно важны связи курса ОРКСЭ с предметом "Окружающий мир", где уделяется большое внимание вопросам отношения человека к природе, обществу, государству, проводится знакомство с родословным древом и геральдикой.

Приведём алгоритм работы с гербом на примере изучения гербов Тюменской области. Такая работа уместна при проведении урока по теме "Россия – наша Родина".


    1. Что такое герб? Выяснение значения герба. Знакомство с разными видами гербов.

    2. Знакомство с геральдикой – наукой, изучающей символику гербов. Правила составления гербов. Геральдические цвета и фигуры.

    3. Знакомство с гербом Тюменской области, гербом своего района, города, села, посёлка.

Тюменская геральдика очень богата и поучительна. Свои гербы имеют субъекты Российской Федерации – Тюменская область и входящие в ёё состав два автономных округа: Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), а также 38 административных районов, 29 городов и многие другие муниципальные образования – сёла, посёлки. В общей сложности это составляет 70 гербов. Кроме них, принимают свои гербы другие населённые пункты, а их в Тюменской области 1524.

4. Описание герба. Закон Тюменской области "О гербе и флаге Тюменской области" принят Тюменской областной Думой в новой редакции 24 октября 2008 г., и даёт следующее описание герба Тюменской области. "В дважды пересеченном серебряном, лазоревом и зелёном поле, в серебре – 3 лазоревые короны особого вида (о 4-х видимых зубцах, из которых 2 средние раздвоены; все концы зубцов скруглены), одна подле другой; поверх второго деления – безант-шар (диск), в лазури – золотой, сияющий и пламенеющий, в зелени – лазоревый, обремененный 7-ю черными столбами и тонко окаймленный золотом;

Щит увенчан золотой императорской короной;

Щитодержатели: чёрные соболя, каждый с золотой мордой, горлом и грудью и с червленым языком; в подножии – 2 противообращенные золотые стрелы;

Девиз "СИБИРЬЮ ПРИРАСТАТЬ БУДЕТ" начертан золотыми литерами на лазоревой с черным подбоем ленте".

5. Символика геральдических фигур.

Задание учащимся:

Прочтите описание герба Тюменской области, и подберите к каждому знаку из первой колонки его символическое значение из второй колонки. Запишите ответ полученной комбинацией цифр.



Геральдический знак

Символика геральдического знака

А. Золотые стрелы

1. Символ власти, высший знак особого отличия

Б. Золотая императорская корона

2. Символ богатства, успеха, процветания

В. Чёрные соболя

3. Символ справедливости, достижения цели

Ответ: 3, 1, 2.

Работа с текстом:

На гербе Тюменской области, а также её Уватского, Октябрьского (ХМАО), Красноселькупского (ЯНАО) районов, городов Мегиона и Покачи (ХМАО) изображён соболь. Соболь – национальная гордость России. Это слово является исконно славянским, и не имеет точных соответствий в других индоевропейских языках. Соболь – жемчужина сибирской тайги. В сказках народа манси его называют "Золотой князь". Это очень ловкое и сильное для своих небольших размеров животное. Длина тела соболя  – до 56 см, хвоста  – до 20 см, вес соболя 900 – 1 800 гр. Соболь имеет отлично развитые слух и обоняние. Голос  его похож на урчание, вроде кошачьего. Живёт соболь около 20 лет. Из-за красивого, прочного и дорогого меха соболя называют "мягким золотом". Чем темнее соболь, тем дороже ценится его шкурка. Большие ушки на голове и любопытная мордочка делают соболя очень симпатичным зверьком. В домашних условиях соболь быстро привязывается к человеку, и требует к себе любви и внимания. Если вы при нем решили поговорить по телефону или почитать книжку, то знайте, что ручной соболь обязательно составит вам компанию. Но ручными становятся только соболи, выращенные человеком с младенческого (слепого) возраста или выкормленные домашней кошкой. Такие соболи хорошо отвечают на ласку взаимностью, отзываются на кличку, и вмиг прибегают по первому зову.

Задания учащимся:



А. Обсудим вместе:

  • Почему на гербе Тюменской области изображён именно соболь?

  • Какие качества этого зверька особенно дороги для вас?

  • Объясните пословицу "Сибирь соболями славна".

Б. Соберите пословицу. Подберите к первой части пословицы её окончание из второй части.

Велик верблюд, да воду возят; мал соболь, да

в санях дрожит

Соболь бежит, а баранья шуба

своя

Шкура и не черного соболя, да

на голове носят

(Ответ: Велик верблюд, да воду возят; мал соболь, да на голове носят. Соболь бежит, а баранья шуба в санях дрожит. Шкура и не черного соболя, да своя).

В. Объясните армянскую пословицу "От собаки жди щенков, а от соболя - соболей". Подберите к ней подходящую по смыслу пословицу в своём родном языке.

Г. Сочините сказку по пословице (форма контроля знаний):

  • Соболиное одеяльце в ногах, да потонули подушки в слезах.

  • Ночью и кошка кажется соболем.

  • Сидит на рогоже, а кричит, что с соболёй.

6. Символика геральдических цветов.

Игра: Что скрывается за цветом?

В начале игры учитель объясняет, что по правилам геральдики каждый цвет на гербе имеет своё значение и показывает таблицу, показывающую значении цветов в геральдике.

цвет

Значение в геральдике

лазоревый

множество рек, величие, красота природы, ясность и чистота помыслов,

зелёный  

изобилие природы, плодородие земли, здоровье, надежда, радость, честь

чёрный

государственная стабильность и крепость, незыблемость исторических границ, державность, постоянство, мудрость, благоразумие, скромность, честность

золотой 

могущество, богатство, знатность, вера, справедливость,  милосердие

серебряный

благородство, совершенство, мир, искренность 

Задача участников игры найти на гербе Тюменской области как можно больше знаков, окрашенных в каждый из этих цветов.

7. Развитие патриотических чувств учащихся поэтическими и другими художественными средствами.

Перед вами поэтический портрет Тюменской области. Таким увидел наш край поэт Владимир Нечволода.

Что за край? Откройте атлас синий!
Вот лежит в короне нефтяной
Чёрная жемчужина России –
Область со страну величиной!
Оттого в названии Тюмени
Проступает ярче с каждым днём
Древнее заветное значенье,
Ведь "Тю – мянь" – сокровище моё!

Вопросы и задания учащимся:


  1. Как Вы назовёте это стихотворение?

  2. Назовите понравившуюся вам строку, создающую для вас образ Тюменской области, и объясните свой выбор.

  3. Что означает название Тюмени?

  4. Назовите сокровища земли Тюменской.

Вопросы педагогам:

    • Обратите внимание на выражение "древнее заветное значенье". Слово "завет" мы встречаем в Библии и других великих книгах человечества.Что оно означает?

    • Объясните выражение "древнее заветное значенье".

    • Какие проблемы ставит перед нами автор, говоря о древнем заветном значении названия Тюмени.

Задание учащимся:

Подберите рифму к концовке стихотворения тюменского поэта Бориса Галязимова о нашем крае:

От широт холодных океана,

Где морозный стелется туман,

До степей привольных Казахстана

Протянулась область – …………...

(.Ответ: великан).

Необходимы связи курса ОРКСЭ с предметами "Музыка" и "Изобразительное искусство". Например, можно в виде проекта составить викторину по песне С.Г. Дьяконова-Дьяченко "По берегам Туры". Эта песня особенно полюбилась тюменцам и стала музыкальным символом современной Тюмени.

Вопросы викторины могут быть такими:


  1. Назовите имя, фамилию и отчество автора песни. (Сергей Георгиевич Дьяконов-Дьяченко).

  2. Кто из вас внимательнее всего слушал песню, и запомнил, в какую игру играл в детстве её автор? (футбол).

  3. Какие священные сооружения названы в этой песне? (Православные храмы, мечеть).

  4. К каким религиям относятся эти священные сооружения? ( Православие, ислам)

  5. Что означает слово "мечеть"?  (слово   "мечеть" происходит от арабского слова  "масджид", которое переводится как "место поклонения", "место, где простираются ниц").

  6. За какой рекой находится тюменская мечеть? (река Тура).

  7. Чьё имя носит нынешняя тюменская мечеть? (халифа Умара, Умар ибн Хаттаб –ближайший сподвижник пророка Мухаммада).

  8. Чем знаменита мечеть в Тюмени? (Мечеть в Тюмени является соборной, там размещается резиденция главы Духовного управления мусульман Тюменской области. Тюменская соборная мечеть строилась в течение восьми лет на средства исламских фондов, администрации города Тюмени и Тюменской области. Строительство её завершено в 1997 г.).

  9. Мечеть в Тюмени построена на территории бывшей татарской деревни Янаул, где раньше находилось две старинные деревянные мечети. В 1970-е гг. эта деревня вошла в состав города Тюмени. Как сейчас называется это место в Тюмени? (посёлок Парфеново, Заречный микрорайон)

  10. Какие церкви Тюмени имеют золотые купола?

  11. Какой музыкальный инструмент называется в этой песне? (колокол).

  12. С какой целью этот инструмент используется в религиозных целях? (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения).

  13. Какую улицу Тюмени называют "улицей трёх конфессий"? Объясните это название. (улица Ленина, на ней и вблизи неё находятся православные храмы, костёл и синагога).

  14. На каком языке обращается автор песни к своему другу? Что он ему говорит? (татарский язык, "мин сине яратам" в переводе на русский язык значит "Я люблю тебя")

  15. Назовите имя этого друга. (Альмир, автор по-дружески называет его Альмиркой).

  16. Что символизирует мост? (Дружба, взаимопонимание, согласие).

  17. Какой мост стал визитной карточкой Тюмени 21 века? (Мост влюблённых).

  18. Какие мосты имеются в Тюмени? Где они находятся?

  19. Как вы понимаете слова автора песни "сердце моё – Тюмень"?

  20. Что означает название Тюмени? (есть много версий, объясняющих это название – "Моё богатство", "Моё достояние"; "Десять тысяч", "Низкое место" и др.).

 В завершение викторины учащиеся раскрывают нравственный смысл этой песни, а затем они могут исполнить её или припев все вместе.

Можно предложить учащимся выполнить проект "Моя Тюмень" – сделать слайдфильм или оформить фотоальбом на сюжет песни С.Г. Дьяконова-Дьяченко.



Одной из основных формой учебной деятельности по курсу ОРКСЭ должна стать этическая игра. Она позволяет педагогу диагностировать нравственный выбор ребенка и выбрать эффективные пути решения нравственных проблем. Педагог может придать этический характер любой игре, поскольку игра является средством самовыражения ребёнка, делает его активным, способствует личностному росту и развитию. У робких игра детей развивает уверенность в своих силах. В то же время, существуют специальные этические игры, разработанные психологами и педагогами. Особенно интересны этические игры, разработанные А.И. Шемшуриной и Н.Е. Щурковой. Книга Н.Е. Щурковой "Класнное руководство" (М.: Педагогическое общество России, 2008.224 стр.) рассказывает о том, как достичь серьезных результатов в воспитании через игру, и содержит 100 игровых форм, которые можно с успехом использовать и в курсе ОРКСЭ.

Игра "Лукошко": учитель или другой ведущий проходит по классу с "лукошком", в котором находятся различные мелкие предметы (мячики, палочки, кубики и т.д.). Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти связь между этим предметом и изучаемым понятием, например, милосердием и состраданием. Ведущий показывает пример выполнения задания. Он говорит: "Мне досталась палочка. Она такая грустная и одинокая. Я помогу ей (варианты ответа – согрею, приласкаю, подарю вот этот цветок, платок и т.д.). Рассказ начинает участник, первым получивший предмет. Ответ может быть такой: "У меня мячик. Он напоминает мне Земной шар. Думаю, что милосердие и сострадание должны быть распространены во всём мире". Свои ассоциации выдвигает каждый участник игры.

Игра "Вместе жить на свете веселей": учитель или другой ведущий предлагает научиться лучше понимать друг друга и стать дружной командой. Задание "Эстафета": передать друг другу предмет (мячик, палочку и т.п.), начиная с первой парты до последней. Какой ряд сделает быстрее? Награда – общие аплодисменты. Задание "Делай как я!": ученики в паре разыгрывают движения – один показывает, другой выполняет. Следующая пара приступает к выполнению заданию только после, как ей будет дан знак от предыдущей пары учащихся. Победители определяются по типу задания "Эстафета". Задание "Хлопните в ладоши, сколько назовут!": участники по команде ведущего "Хлопните в ладоши четверо (трое, пятеро и т. д.)" должны сделать это в указанном количестве. При выполнении каждый участник должен, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принять решение (угадать, хлопать ли ему сейчас или подождать). Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет сделано правильно.

Игра "Чайник". Один из игроков вызывается к доске и изображает словами и действиями чайник. Класс должен всё повторять за ним. Например, "Я – маленький, разноцветный чайник (показывает рукой на себя, и каждый из игроков это повторяет); я круглый и пузатенький (обводит руками вокруг себя, указывая тем самым на свою полноту); это моя ручка (левая рука на поясе), а это – мой носик" (правая рука согнута и отведена в сторону); когда чай готов (машет рукой над головою, показывая, что он "кипит"), выключи меня, наклони и налей своему соседу чаю. А теперь пусть, каждый расскажет другому о том, какие традиции чаепития существуют в вашей семье. Обязательно поблагодарите своих домашних за заботу о вас. Дальше идёт работа в парах.

Игра "История из шапки": учитель заранее должен написать на трёх отдельных листочках пройденные понятия. Листочки сворачиваются и перемешиваются в шапке. С каждого ряда один из учеников берёт по очереди из шапки по одному листочку и читает его вслух. Суть игры состоит в том, чтобы рассказать по цепочке, друг за другом, связную историю, используя данное понятие. Первый игрок начинает со слова: "Однажды…" и придумывает предложение со словом, которое он вытащил. Жюри в составе учителя и представителя учащихся от каждого ряда подводит итог: чей рассказ окажется самым лучшим.

Игра "Шарада": на доске написаны части слов, обозначающих пройденные понятия. Причём, в некоторых словах есть одна лишняя буква. Надо догадаться, какая буква лишняя, и не учитывать её при ответе, а главное – сложить из двух слов одно слово – понятие: тура, куль, меч, есть, рок, век, про, чело, пас, порт, принц, тип. Кто наберет больше слов-понятий, тот и победитель. (Ответ: культура, мечеть, пророк, человек, паспорт, принцип)

Игра "Повторяю и своё добавляю!". Участники договариваются называть понятия на определенную тему, например, "Христианское искусство". Первый играющий называет: "икона". Второй повторяет: "икона" – и добавляет: "фреска". Третий говорит уже три слова: "икона", "фреска", "храм". Наконец, кто-то не может повторить без ошибки весь ряд понятий (икона, фреска, храм, церковное пение, колокол…). Этот игрок выбывает, а попытку повторяет следующий по очереди. Побеждает тот, кто назвал самый длинный ряд понятий.

Игра "Икона, храм, праздник". Ведущий проходит мимо играющих повторяя три слова: "Икона, храм, праздник". Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из слов, например, "праздник". Играющий должен сразу назвать православный праздник, например, Троица. Нельзя медлить и называть то, что уже было названо раньше. Тот, кто зазевается или ответит неверно, выходит из игры.

Игра "Слова на букву "М": по команде ведущего каждый игрок по очереди называет понятия и имена пророков, святых ислама на заданную букву. Побеждает тот, кто скажет больше слово или назовёт слово последним. (Ответ: Мухаммад, Мекка, Медина, Мусса, Микаил, мусульмане, мечеть, минарет, михраб, минбар, муэдзин, медресе. Названы только понятия, приводимые в учебниках по курсу ОРКСЭ в 4 классе)

Игра "Слова на букву "И": по команде ведущего каждый игрок по очереди называет понятия и имена пророков, святых, святынь иудаизма на заданную букву. Побеждает тот, кто скажет больше слово или назовёт слово последним. (Ответ: иудей, Иудейское царство, Израиль, Иаков, Исаак, Иосиф, Иуда, Иерусалим, Иегова, Йом-кипур. Названы только понятия, приводимые в учебниках по курсу ОРКСЭ в 4 классе)

Игра "За продуктами". Игроки делятся на "покупателей" и "продавцов". Задание "покупателям" даётся так, чтобы его не знали "продавцы". Начался православный пост, бабушка попросила вас купить продукты для приготовления постной пищи. Но есть одно условие: вы покупаете только те продукты, которые начинаются на букву "К". Задача "покупателей" – составить набор таких продуктов (ответ: капуста, картофель, кабачки, креветки, кисель, курага, квас и т. д.). "Продавцы" не знают об этом уговоре. Их задача заключается в том, чтобы, догадаться, какие товары вам нужны, исправить допущенные вами ошибки, если вы назвали скоромную (непостную пищу) и предложить вам другие постные продукты на букву "К". (ответ: кофе, какао, кальмары, крупы и т. д.)

Этические игры публикуются в журнале "Этическое воспитание", который издаётся уже более десяти лет и содержит следующие рубрики:



    • Этические вопросы воспитания: концепции этического воспитания; уроки этики в современной российской школе.

    • Мастерская опыта: методические рекомендации по проведению уроков этики, модели построения уроков этики.

    • Этика детям: детский словарь по этике, разработки этических диалогов со школьниками.

    • Страница психолога: анализ детского поведения, воспитательных воздействий на детей; советы педагогам и родителям.

    • Этика родителям:  материалы об этическом воспитании в помощь родителям.

    • Этика педагогам:  материалы об этическом воспитании в помощь педагогам.

    • Хрестоматия по этике: труды и высказывания известных философов.

В первом номере журнале "Этическое воспитание" за 2010 г. опубликован учебник А.И. Шемшуриной для учащихся 4-го класса "Основы светской этики: этическая грамматика".

Игровой характер урокам курса ОРКСЭ могут придать сквозные герои и "волшебные предметы". От их лица задаются вопросы, или им объясняется сложное понятие. У них можно спросить совета. Они могут пригласить класс в путешествие, рассказать интересные истории и т.д. Такой приём придаёт целостность всему курсу, снижает уровень тревожности учащихся в связи с введением нового предмета.

В УМК издательства "Дрофа" это:


  • монах и мальчик-пастушок – модуль "Основы православной культуры";

  • бабушка Рабия и её внуки – модуль "Основы исламской культуры";

  • дедушка и внук – модуль "Основы иудейской культуры";

  • индийский мальчик и его друг слонёнок – модуль "Основы буддийской культуры";

  • дети из разных стран мира, общающиеся через Интернет, – модуль "Основы мировых религиозных культур";

  • старшая сестра, изучающая курс этики в университете, и её брат – модуль "Основы светской этики".

В модуле "Основы исламской культуры" это могут быть "волшебные предметы": молитвенный коврик, чётки, головные уборы мусульман и др.

В модуле "Основы иудейской культуры" интерес учащихся вызовут: указка для чтения Торы, "корона Торы", семисвечник, хала – традиционный хлеб в форме заплетённой косы для праздника Шабат (Субботы), амулеты для новорождённого ребёнка и т.п.

Модуль "Основы буддийской культуры" предполагает работу с символами буддизма, из которых можно выбрать сквозной "волшебный предмет":


  • восемь благоприятных символов – "колесо учения", раковина для провозглашения истины, сосуд с нектаром бессмертия, золотые рыбки (избавление от страданий, духовное освобождение), цветок лотоса (духовная чистота) "бесконечный узел" (неисчерпаемость познания), знак победы учения над неведением, зонт (защита от трудностей на пути самосовершенствования);

  • мудры (символические жесты рук),

  • глаз на ладони бодхисаттвы сострадания, имеющего 11 лиц, чтобы видеть страдания и 1008 рук для помощи страждущим;

  • след Будды с буддийскими символами;

  • ритуальные чётки – ожерелье с нанизанными бусинами для счёта молитв (мантр). Обычно встречается 108 бусин.

Наряду с ними, мы предлагаем выбрать сквозных героев и "волшебные предметы" из истории и культуры Тюменской области. Обращение к литературным героям позволит использовать лучшие произведения писателей и поэтов Тюменской области, адресованные детям и их родителям. Главное – развить интерес учащихся к нашему краю, стремление прочитать о нём больше книг, лучше всего, в семейном кругу, вместе с родителями.

В модуле "Основы православной культуры" можно опереться на образ колокола из Углича, который отбывал ссылку в Тобольске более трёхсот лет.

В модуле "Основы мировых религиозных культур" целесообразно использовать образы мудрых старцев и их внуков из произведений писателей Тюменской области:


  • дедушки Ай-По и дедушки Валякси из сказок Ю. Н. Афанасьева;

  • "Сказки дедушки" основоположника мансийской литературы Ювана Шесталова.

Исследователи творчества Ю. Н. Шесталова, Ю. Н. Афанасьева, А.М. Коньковой и других писателей Тюменского Севера подчёркивают, что эти сказки имеют большую педагогическую ценность – они помогают формировать нравственное начало в человеке: доброту, честность, человечность, скромность. Авторы щедро делятся своей радостью и душевным теплом с другими людьми. Вместе со своими героями они осуждают пороки, ненавидит жадность и жестокость, упрямство и злость. Их книги говорят нам: учись у природы, будь добрым, отзывчивым, честным.

В модуле "Основы светской этики" это могут быть:



  • животные и растения на гербе Тюменской области, её городов, сёл и районов;

  • Конёк-Горбунок и Иванушка из сказки П.П. Ершова "Конёк-Горбунок";

  • Голубая стрекозка и дед Берёстышко из книги И. М. Ермакова "Стоит средь лесов деревенька";

  • весёлые друзья – Кукурузинка, Ромка Ромазан и другие герои книг для детей тюменского писателя К. Я. Лагунова;

  • Белый шарик и мальчик Стасик из повести тюменского писателя В. П. Крапивина "Белый шарик матроса Вильсона";

  • деревенские мальчишки Ринат и Руслан из книги рассказов для детей Якуба Занкиева "Остроушко" и др.

Выбор сквозных героев и "волшебных предметов" исходит из принципа: "удивительное рядом". Главное состоит в том, чтобы разглядеть чудо в знакомом и привычном. Неисчерпаемее возможности для этого содержит природа Тюменской области.

Алгоритм использования приёма "сквозные герои":

1. Выбор сквозного героя. Наш интерес вызвала, например, голубая стрекозка из одноимённой сказки-были нашего земляка, писателя И.М. Ермакова.

2. На родину сквозного героя. В данном случае, это знакомство с писателем И.М. Ермаковым (1924 1974), произведения которого входят в золотой фонд литературы ХХ века. Его герои неразрывно связаны с родным краем, родной природой. Иван Михайлович Ермаков родился в деревне Михайловка Казанского района Тюменской области. В молодости работал актёром-кукловодом в Омске, в театре кукол. Участник Великой Отечественной войны. Воевал на Волховском и Ленинградском фронтах. Первая его книга вышла в Тюмени в 1962 г. Затем им написано более 20 книг: "Богиня в шинели", "О чём шептал оленёнок", "Аврорин табачок", "Авка слушает ветры", "Стоит средь лесов деревенька", "Солдатские сказы" и др. Произведения И.М. Ермакова написаны ярким, сочным, самобытным народным языком. В них чётко просматривается отношение автора к описываемым героям и событиям

3. Представление сквозного героя: работа с текстом.

"Родная мать песенки над твоей колыбелькой пела, сладким молоком вскармливала, имечко дала, русую головушку расчёсывала, а стоило сделать первый шаг, как вторая мать – земля ласковая – подошевки розовые целовать принялась.

Первая в погремушку гремит, а вторая голубую стрекозку на мизинчик тебе садит. Ты её изловить хочешь, а она - порх! И запела крылышками, и поманила тебя: "Иди-ко, голубок, гляди-ко, много див у твоей Зелёной Матушки про тебя наготовлено. В грудку – дыхание свеженькое, сквозь цветы да мяты процеженное. Язычку-лакомке – земляники, малины да любой сладкой ягоды, глазам – жар-птицы, полянки лесные, ушам – соловеюшки звонкие". Кропят голову твою её чистые дождички, мужаешь ты под её резвыми громами, растёшь, крепнешь, зорче становятся глаза твои.

Вот у первой матушки и морщинки на лице обозначились, и седые струнки по косам прянули, а вторая, что ни год, все моложе да красивее перед глазами твоими является. Цветет она лугами, зеленеет лесами, порхает красной птичкой, снует весёлой рыбкой, прядает вольным зверем – солнышко, звёзды и радуга её охорашивают, синие ленты рек её украшают. И всё это – от голубенькой стрекозки до молодой апрельской зорки – для радости твоих глаз, для тихого ровного счастья твоего цветёт, человек".

Вопросы и задания учащимся:



  • К кому обращается автор и его голубая стрекозка в этом тексте?

  • Какими словами описывает И.М. Ермаков родную землю? Найдите их в тексте. ("земля ласковая", "Зелёная Матушка", "что ни год, все моложе да красивее" и т.д.)

  • Почему голубая стрекозка называет природу "Зелёной Матушкой"?

  • Что дарит тебе твоя "Зелёная Матушка"? Найдите ответ в тексте.

  • Для чего, по словам автора, Зелёная Матушка "голубую стрекозку на мизинчик тебе садит"? Найдите ответ в тексте. ("для радости твоих глаз").

4. Обоснование выбора сквозного героя.

Стрекоза – символ радости, красоты природы, краткой и прекрасной жизни. Она тянется к выси – небу, свету; любит яркое солнце

Большая голубая решётчатая стрекоза занесена в Красную книгу Тюменской области.

Известны ли вам тайны жизни стрекоз в природе?

Стрекоза – очень привлекательное существо: легка, нежна, хрупка ... Хочется любоваться ею, повторить, разгадать её тайну. Вот несколько её секретов.

Стрекоза самое быстро летающее насекомое. У неё чрезвычайно сложный механизм полёта. Её крылья расположены на теле крестообразно, и позволяют ей прекрасно маневрировать. Наблюдение за стрекозой авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского на своё всемирно известное открытие. Он создал летательный аппарат, имеющий свойства стрекозы: взлетать с места без предварительного разбега, неподвижно висеть в воздухе на нужной высоте, производить повороты в любом направлении, садиться на маленькую площадку. Узнали? Это (вертолёт).

Детство стрекозы составляет большую часть её жизни. Малышки стрекозы личинки развиваются до взрослой стрекозы в течение двух лет, а взрослая стрекоза живёт обычно одно лето, и к осени погибает.

Глаза стрекозы не имеют себе равных в природе. Каждый глаз содержит около 30 000 линз. Глаза стрекозы занимают почти половину её головы и дают ей очень широкое поле зрения, благодаря которому она может видеть даже то, что происходит у неё за спиной.



  1. Использование дополнительного материала.

Послушайте древнюю притчу.

Давным-давно жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали за жизненный опыт и мудрость.

Однажды один завистник решил высмеять мудреца, и придумал хитрый план. "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, а потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мёртвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся, – решил он. – Если мудрец скажет, что бабочка мёртвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся".

Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошёл к мудрецу. Когда хитрец спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Всё в твоих руках".

Вопросы и задания учащимся:


  • Дайте этой притче название.

  • Можно ли в этой притче заменить бабочку стрекозой? Изменится ли от этого смысл притчи?

  • А если заменить слова "завистник" и "хитрец" словом "человек", изменится ли смыл этой притчи?

  • Как вы поняли смысл этой притчи?

  • Объясните слова мудреца: "Всё в твоих руках". (Человек – хозяин своей судьбы).

А вот современная притча "Стрекоза и пчела". Её написал Владимир Симонов.

Стрекоза резвилась на лугу и вдруг заметила пчелу, которая копошилась в глубине цветка.

– Ты что там делаешь, играешь с кем-то в прятки? – поинтересовалась стрекоза.

– Нет, что ты, я работаю... – скромно ответила пчела.

– А что ты конкретно делаешь?

– Не знаю...

–  Работаешь и не знаешь, что делаешь? Ой, пропадёшь! – заметила стрекоза и улетела.

Вопросы учащимся:


  • Чему нас учит эта притча?

  • Чему нас может научить стрекоза?

Вопросы педагогам:

  • Есть ли различия в значениях слов "делать" и "работать"?

  • Слова "рабство" и "работа" имеют общий корень. Но они разные по происхождению и значению. Избегая двусмысленности, сибиряки мудро заменяют глагол "работать" другим глаголом, в котором нет корня "раб". Каким? (робить).

7. Вывод:

Голубая Стрекозка поможет нам научиться видеть свою цель, находить в жизни красоту и радость, осознавать быстротечность времени, ценить жизнь во всех её проявлениях.



3.4. Методические рекомендации по выбору учебников и работе с ними

Эти рекомендации исходят из того, что учитель должен реализовать программу курса ОРКСЭ, разработанную коллективом под руководством А.Я. Данилюка. Учебник под неё он может выбрать любой из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году, и имеющий гриф Министерства образования и науки РФ – "рекомендовано" или "допущено" министерством.

Обратите внимание на то, что согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год" используются учебники по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Учебники по курсу ОРКСЭ в этом Федеральном перечне учебников не указаны.

В Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в 2012/2013 учебном году значатся 20 учебников по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для учащихся 4 класса общеобра-зовательных учреждений.



Методические рекомендации по работе с учебниками по курсу ОРКСЭ основаны на том, что учителю необходимо максимально использовать возможности учебников нового поколения, и, прежде всего, их яркое, красочное оформление.

На вводном занятии "Знакомство с новым предметом" проводится работа с обложкой учебника в форме игры "Здравствуйте, Я ваш новый учебник!". Учитель представляет учащимся их новый учебник и предлагает раскрыть его тайны, "зашифрованные" в оформлении обложки. Игра может проходить в виде личного или командного первенства: учащиеся соревнуются в том, кто быстрее и больше назовёт элементов обложки и правильно объяснит их. За каждый элемент обложки даётся 1 балл, за каждое правильное объяснение – 2 балла. Победитель определяется по сумме баллов. Особо поощряются убедительные и оригинальные объяснения.



Задание 1. Выделите элементы обложки и объясните их значение. Здесь отрабатывается личностные универсальные учебные действия (далее УУД) смыслоопределения и нравственно-этического оценивания.

Покажем ход игры на примере обложки учебника Л.И. Бондаренко, В.Ю. Перова "Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы светской этики" для учащихся 4 класса общеобразовательной школы (М.: Просвещение, 2011).



Элементы обложки этого учебника: дети разных народов, школьники, семья, флаг РФ, Московский Кремль (Спасская башня), осенние листья, фонтан, Большой Петергофский дворец, небо, поднятый большой палец мальчика, поднятая рука школьницы, эмблема курса ОРКСЭ (дерево в круге).

Задание 2. Разделить элементы учебника на смысловые группы:

  • природа и культура

  • культура – гражданина, личности, семьи.

Здесь отрабатывается УУД классификации.

Учащиеся относят к природе: дерево, листья, осень (время года), небо, воду (струи фонтана), человека (мы дети природы), а к культуре школу, флаг РФ, Московский Кремль (Спасская башня), фонтан, дворец.

Самое труднее учащихся отнести проявления культуры к отдельным её видам:


  • культура гражданина – флаг РФ, столица государства (Московский Кремль), национальные культурные ценности (Петергоф), чувства дружбы и товарищества;

  • культура личности – образование (школьники), познавательная активность (поднятая рука школьницы, знак готовности отвечать на вопрос);

  • культура семьи – радость общения друг с другом, любовь, забота друг о друге и т.п.

Здесь учащимся необходима помощь учителя, который задаёт им наводящие вопросы и помогает сформулировать соответствующие понятия.

Задание 3. Задачи – головоломки:

– Сколько Я в слове "семья"? Какие это "Я"?

Ответ: Семья – это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе; это люди связанные чувством любви и ответственностью друг за   друга. Семь Я могут быть – мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка.

– Задам я вам сейчас задачу.                 




Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка.

А самый младший - я

Какая же у нас семья?


(Ответ: 6 человек – бабушка, дедушка, мама, папа, сестра и я).

– Сколько учеников изображено на этой обложке?

Ответ: 7 учеников.

– Приведите пословицы и поговорки, в которых есть такое же число. Случайны ли эти совпадения?

Ответ: пословицы и поговорки: семеро одного не ждут; семь раз проверь, один раз отрежь; семь пятниц на неделе и др. Совпадения эти не случайны. Число 7 считается счастливым, священным у многих народов.

Задание 4. Работа с эмблемой курса ОРКСЭ и выяснение её смысла:


  • Древо жизни – на уроках ОРКСЭ учимся достойной жизни;

  • Древо познания добра и зла – на уроках ОРКСЭ учимся творить добро;

  • Родословное древо – на уроках ОРКСЭ узнаём историю своей семьи.

Отрабатывается познавательное УУД выделение главного и второстепенного.

Задание 5. "Это мы – дружные и разные!" Найдите на обложке разных людей. Что их разъединяет и что объединяет?

Различия среди людей вызывает (вызывают):



  • разный возраст – дети, взрослые, ребёнок, подросток;

  • разное образование – первоклассники, выпускники начальной школы, выпускники школы и т.д.;

  • разные характеры – спокойные, подвижные, бойкие, застенчивые и т.д. (находим таких детей на обложке учебников);

  • разное воспитание – выдержанные (воспитанные), невыдержанные (невоспитанные) и т.д. (находим таких детей на обложке учебников);

  • принадлежность к разным народам;

  • религия, духовные ценности, идеалы;

  • обычаи, традиции, привычки.

Людей объединяет увлечённость общим делом, вера, дружба, любовь, забота друг о друге, чувство долга, ответственности перед другими и многое другое.

Назовите слова, определяющие следующие понятия:



Д..г

Обязанности, которые человек выполняет, несмотря на свои желания

О…чай

Принятое с давних пор у группы людей общее действие, поведение

Б…….тие

Помощь другим по зову сердца, без стремления к личной выгоде

Р…..я

Вера людей в высшие духовные силы, учение о Боге, служение ему

О………ность

Стремление добросовестно выполнять порученное дело

(долг, обычай, бескорыстие, радость, ответственность)

Какое слово получилось у нас из заглавных букв слов первого столбика? Разъясните это понятие.



Добро – мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми,, хорошими, полезными, нужными для сохранения и продолжения жизни (определение из Словаря учебника Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёвой "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика" для 4 класса общеобразовательных учреждений (М.: Баллас, 2012. С. 76).

Этика  – (от греческого "этос", "нрав, обычай")  – одна из древнейших наук человечества, которая даёт ответы на четыре самых главных вопроса человеческой жизни:

  • что такое добро и зло;

  • в чём состоит смысл жизни и назначение человека;

  • что такое справедливость;

  • что такое долг и каковы обязанности человека.

Задание 6. "Нам весело, нам радостно!" – найдите на обложке знаки радости.

Ответ: улыбки детей и родителей, жест мальчика в центре обложки. Жест большого пальца чаще всего означает отношение человека к сказанному или сделанному. В России поднятый вверх большой палец означает, что всё идет прекрасно. В нашей стране этот жест можно расшифровать: "Я это одобряю!", "Классно!" В интеллектуальных играх типа "Что? Где? Когда?" поднятый вверх большой палец одним из игроков команды является знаком, что ему известен правильный ответ на данный вопрос. 



А кто из вас знает ответ на вопрос: о чём мы будем говорить на уроках этики?

(О том, что такое добро и зло, честь и достоинство, добродетель и порок, что такое настоящий друг, стыд и совесть, правила поведения – этикет, и о многом другом).

Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше

Задание 7. "Язык цвета". Учитель показывает слайд с обложками учебников по всем шести модулям курса ОРКСЭ.

Вы заметили, что цвета круга в эмблеме курса ОРКСЭ в разных учебниках – разные? Эмблема учебника "Основы светской этики" окрашена в оттенки розового цвета.



Какие образы вызывает у вас розовый цвет?

(Заря, облака на закате солнца, розы, розовый фламинго, цветы шиповника и др.)

В розовом цвете есть всё прекрасное, чем наделён человек, доброта, мечтательность, влюблённость в жизнь. Это цвет нежности, а нежность – это бескорыстная забота о другом. Это – тёплый цвет. Он говорит человеку о необходимости любить и быть добрее.

Итог урока можно подвести с помощью песни "Чему учат в школе", музыка В.Я. Шаинского, стихи М.С. Пляцковского. Задание – выделите в этой песне то, что относится к уроками этики. Ответ выделен в тексте жирным шрифтом.

Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь 


Учат в школе, учат в школе, учат в школе. 
Вычитать и умножать, малышей не обижать 
Учат в школе, учат в школе, учат в школе. (Повтор двух последних строк.)
К четырём прибавить два, по слогам читать слова 
Учат в школе, учат в школе, учат в школе. 
Книжки добрые любить и воспитанными быть 
Учат в школе, учат в школе, учат в школе. (Повтор двух последних строк.)
Про глагол и про тире, и про дождик на дворе 
Учат в школе, учат в школе, учат в школе. 
Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить 
Учат в школе, учат в школе, учат в школе. (Повтор двух последних строк.)

Завершающий, рефлексивный этап урока: синквейн.

Синквейн – (от французского слова "стихотворение") состоит из пяти строк. В нём нет рифмы, но есть смысл и ритм. Написать его довольно легко. Попробуйте!

Первая строка – тема произведения, выражена одним словом; обычно, именем существительным

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – изречения, афоризмы или фраза, выражающая отношение автора к этой теме.

Пятая строка – одно слово, синоним к первому.

Пока учащиеся обдумывают свой синквейн, учитель показывает на слайде или пишет на доске высказывания об этике:

"Этика опора жизни" (Томас Манн).

"Этика цемент науки" (Гарри Абелев).

"Нравственность это разум сердца " (Генрих Гейне).

"Этика есть безграничная ответственность за всё, что живет" (Альберт Швейцер).

В модуле "Основы светской этики" синквейн на вводном уроке может выглядеть так:

Новый предмет "Основы светской этики".

Важный. Радостный.

Воспитывает. Учит добру. Помогает в жизни.

"Этика есть безграничная ответственность за всё, что живет" (Альберт Швейцер).



Нравственность.

Домашнее задание: подобрать пословицы о добре, справедливости, долге.
3.5. Проектирование урока по курсу ОРКСЭ
Покажем алгоритм проектирования урока по ОРКСЭ на примере темы "Человек в религиозных традициях мира" (модуль "Основы мировых религиозных культур"). Это очень сложная тема, поскольку здесь необходимо объединить главные идеи всех шести модулей. Целесообразно выделить на изучение этой темы 2 3 урока.

1. Встраивание темы в календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ. Эта тема ядро всех модулях курса. Поэтому важно определить: в какой теме и сколько учебных часов следует отвести на её изучение. В модуле "Основы светской этики" этот материал можно использовать в теме "Этика и её значение в жизни человека".

2. Определение целей и задач урока.

Цели урока:



  • образовательнаяразвитие представлений учащихся о значении религиозных ценностей и нравственных норм для достойной жизни человека и общества;

  • воспитательная формирование у младшего подростка мотиваций к достойной жизни и осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций разных народов;

  • развивающаяразвитие любознательности и наблюдательности учащихся, способности к установлению аналогий и причинно-следственных связей.

Задачи урока:

1) сопоставить значения слова "человек" в языках народов мира и Тюменской области;

2) воспитать бережное отношение к языку – великому наследию предков;

3) раскрыть влияние религии на представление человека о смысле своей жизни.



3. Определение формы урока – предпочтение отдаётся нетрадиционным формам.

Для выяснения значений слова "человек" мы выбираем урок – исследование, т.к. большинство людей не задумывается над особенностями языковой картины мира разных народов. Между тем, каждый народ создаёт эту картину на своём языке, расцвечивая её своими "красками" – словами и выражениями.



4. Выбор эпиграфа урока, помогающего установить межпредметные связи между курсом ОРКСЭ и другими предметами . Эпиграфом к этому уроку мы взяли слова нашего земляка, писателя И. М. Ермакова: "На краешках земли нашей народная память по жемчужинке, по алмазинке выискивает дорогие слова, которые как цветы бы пахли, как ордена бы сверкали. И в сказку годятся эти слова, и из песни их не выкинешь, и про геройскую быль рассказать ими достойно". Таково и слово "человек".

<< предыдущая страница   следующая страница >>