Методические рекомендации по подготовке к Уроку чистоты - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Планы семинарских занятий для студентов медицинских и фармацевтических... 4 882.06kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при... 2 549.49kb.
Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс 1 274.05kb.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением... 2 686.1kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению внеурочного... 1 253.48kb.
Методические рекомендации для промышленных экскурсоводов с целью... 16 5751.91kb.
Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс 3 1319.34kb.
Методические рекомендации по подготовке и защите дипломных работ... 2 399.39kb.
Методические рекомендации по подготовке документов для регистрации... 1 311.51kb.
Встретимся в раю 4 2078.24kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по подготовке к Уроку чистоты - страница №1/1

Методические рекомендации по подготовке к Уроку чистоты
Задачи.

Каждый из нас в течение дня ест, жует жвачку, передвигается на транспорте в школу или на работу и обратно. При этом в наших руках естественно оказываются проездные билеты, обертки от конфет и т. д. Мелочь, казалось бы? А давайте сейчас посмотрим, на самом деле это - мелочь или нет.

Задача 1.

Предположим, что вы учитесь (работаете) вдали от дома, и вам необходимо доехать до места учебы (работы) и вернуться обратно домой. Таким образом, в транспорте вы получаете два билета. Выясните, сколько тонн мусора появится после трудового дня, если каждый житель города выбросит эти билетики не в урну, а на улицы нашего города. При условии, что численность населения города составляет 400тыс человек, исключая детей, а массу одного билетика вы узнаете, взвесив его на весах.

Задача 2.

Каждый из вас конечно же любит сладкое. И любимым лакомством многих являются конфеты. Сосчитайте, сколько тонн мусора появится в конце дня, если каждый житель города выбросит по три фантика от конфет не в урну, а на улицы нашего города. При условии, что численность населения города составляет 500тыс человек, а массу фантиков вы узнаете, взвесив их на весах.

Задача 3.

Каждый из вас, конечно же, заботится о своем здоровье, поэтому, не имея зубной щетки под рукой, мы после приема пищи пользуемся жвачкой. Вычислите, сколько тонн мусора появится после трудового дня, если каждый житель города выбросит эту жвачку не в урну, а на улицы нашего города. При условии, что численность населения города составляет 400тыс человек, а массу трех пластинок вы узнаете, взвесив их на весах.


Притчи.

«Всё в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа. Он пошёл на Цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

«Мальчик и морская звезда»

Акцент: каждому нужно сделать в жизни что-то важное и полезное.

Жил на свете мальчик. Его дом стоял на берегу океана, он любил прибегать на берег и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится мальчик. Звезда не умела говорить. Она даже не умела танцевать и бегать. Но мальчику ничего этого было и не надо. Он мог просто играть с ней и разговаривать. Они дружили.

Но однажды на океане поднялся страшный шторм. Небо и землю как будто перевернуло и разметало разбушевавшимися волнами. Мальчик долго ворочался в постели, не мог заснуть, боясь за стены, и крышу, и дерево во дворе. Утром, проснувшись, он первым делом побежал к океану. На берегу, вдоль всей кромки моря, лежали, задыхаясь, умирал от прямых лучей солнца, морские звёзды. Их было много; тысячи, десятки тысяч! Мальчик посмотрел в воду, но его любимой звезды там не было. Тогда он взглянул на берег. Звезда, его звезда, наверное, была здесь, на берегу, одна из тысяч умирающих звёзд. И тогда мальчик начал подбирать морские звёзды и бросать их одну за другой в океан. Он бросал их в волны, не останавливаясь и не отдыхая. Вскоре подошли люди. Они стали смеяться над мальчиком и спрашивать: - Ты что это, глупыш, делаешь? Надеешься, что сможешь спасти их всех? Тогда мальчик, на минуту остановившись, посмотрел на них и ответил: - Понимаете, здесь жила моя звезда. Я играл с ней. Я с ней дружил. И если я спасу всех этих звёзд, может быть, среди них окажется и моя. Если я отпущу в океан звезду, я смогу что-то изменить в её жизни. Люди задумались. Они снова посмотрели на мальчика, продолжавшего возвращать в океан звёзд. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в воду. Другие люди последовали его примеру. Они стали поднимать звёзды с песка и бросать их в океан. И каждый думал; “И я что-то изменил в жизни этой звезды. И я сделал в своей жизни что-то полезное”.


Запуск нейролингвистической программы

Финальной стадией занятия является запуск нейролингвистической программы, который осуществляется в форме обращения учителя к учащимся с заключительным словом.



Возможно, уже сейчас, каждый из Вас пожалел о том, что когда-то оставлял мусор на улице.

Возможно, уже сегодня, когда Вы будете возвращаться домой из школы, бумажку от конфеты Вы выбросите в урну или положите в карман.

Возможно, уже сегодня, Вы заметите школьника, мусорящего на улице. и сделаете ему замечание.

Возможно, уже сегодня Вы измените сой обычный маршрут, чтобы обойти газон, дать ему нормально расти.

И, возможно. Уже сегодня, Вы заметите, как наш родной город становится чище, красивее и любимее!

Алексеева Н.С., гимназия №36
Обращение к ярким образам

МУСОРНАЯ КУЧА (поет):

Я – Мусорная куча,

Я грязная, пахучая.

Ничего я не боюсь,

А все больше становлюсь.

Бросайте банки, скляночки,

Коробки, мусор, баночки,

Чем больше набросаете,

Тем больше стану я!

И воздух весь испортится,

И солнце скоро скроется

От дыма и от копоти,

И загниет вода.

И будет грязь прекрасная

И для людей опасная,

Большие кучи мусора

И больше ничего.


Человек ты научился летать по воздуху, как птица, плавать под водой, как рыба. Научись достойно жить на земле, как человек! (Показ видеофильма со съемкой городских ландшафтов, где видно как человек испортил внешний вид города, звучит тревожная музыка).

Расскажу вам одну притчу. В старые времена жители любого поселения могли собраться на площади или большой поляне в лесу. Такое собрание называли ВЕЧЕ. Посреди площади на 4 столбах висел вечевой колокол, в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным. Никто не смел звонить по пустякам. Вот кто однажды позвонил.

(Раздается звон колокола. Учитель показывает рисунки. Звучит фонограмма с записью голоса речки).

Запись фонограммы.



  1. Здравствуйте, я речка из городского парка. Когда–то давным-давно я была очень чистой. В моих водах жили рыбы, часто прилетали птицы. Люди останавливались, когда проходили мимо меня и любовались мной.

  2. У моих берегов сделали лавочки и люди приходили ко мне отдыхать. Они купались, загорали, ловили рыбу. Художники меня рисовали. Я была счастлива.

  3. Но постепенно люди все чаще стали забывать убирать за собой мусор. Потом и вовсе стали сбрасывать отходы в мои воды. Я стала темнеть. Рыбы умирали, утки, плавая, застревали в железе, а вскоре совсем перестали ко мне прилетать. Я им стала неприятна.

  4. Потом построили рядом завод, и все отходы стали сливать в меня. Моя вода стала грязной и плохо пахнущей.

  5. Теперь я неприятна сама себе. Люди не подходят ко мне, рыбы погибли, птицы улетели. Я осталась одна. Люди , помогите мне!

Коноплина Е.Н., учитель МОУ СОШ №1
Это кинотеатр /учитель указывает на доску/, назовём его, например, "Современник". Только что закончился сеанс нового интересного фильма. Выходят люди, делясь своими впечатлениями. Но вот беда, многие из них что-то забыли в зале?

I группа – закрытая коробка, в которой лежат пустые пакеты из-под чипсов, банки, фантики.

Вопрос: Что оставили после себя люди в кинотеатре?

Работа в классе по группам (фото 6).

А это остановка, куда сейчас подъезжают на транспорте другие жители

этого городка. Кто-то пользуется автобусом или троллейбусом, а кто-то любит ездить на маршрутных такси. Но вот незадача, эти люди (многие из них!) тоже что-то оставляют после себя. Что?

II группа - коробка с билетами автобусными, чеки, фантики, семечки, сигаретные коробки.

Вопрос: Что находится в ящике?

Как приятно в свободное время после работы или школы прогуляться всей семьёй или с друзьями в парке! Там зелено, много цветов, разных развлечений. Жители нашего городка с удовольствием прогуливаются вдоль реки по берегу, кормят уток, катаются на каруселях, лошадках. Но и они тоже что-то оставляют после себя!



III группа - коробка с пустыми банками, обёртки от конфет, пивные бутылки, коробки из-под сока, шкурки от бананов.

Вопрос группам: Подумайте, что же в этих ящиках. /Мусор!/

  1. Что оставляют люди в кинотеатрах?

  2. Что оставляют в транспорте и на остановках?

  3. Что забывают отдыхающие в парках и местах отдыха?

Выслушиваются ответы детей и родителей. Проверяют содержимое ящиков.

А вам знакома такая картина?

Встречали ли вы таких людей?


Было то не так давно,

Класс вчера ходил в кино.

Кто-то чипсами хрустел,

Кто-то быстро "поп-корн" ел,

Запивали лимонадом,

Пот у нас катился градом.

А когда мы все ушли,

Контролёры что нашли?

Пакеты, банки и бутылки,

Фантики из-под конфет.

Кто наделал столько бед?
Город наш в грязи погряз,

Каждый мусорил не раз.

Бумажки, бутылки, окурки,

Крышки, банки, от бананов шкурки.

Так конечно жить нельзя,

Милые мои друзья!

В школе жвачка на полу,

Пицца брошена в углу,

И кусочек пирога,

И рогалика рога,

И бумажки, и фисташки…

А мой друг поскользнулся на йогурте вдруг!

Утопаем мы в грязи

Что сказать в такой связи?

Дорогие друзья,

В школе мусорить нельзя!!!



Новикова Е.В., учитель МОУ СОШ №4
Противопоставление

Хотелось бы вам, ребята, заглянуть на несколько минут в будущее?

Тогда сядьте удобно, закройте глаза, попытайтесь представить то, что я говорю. (Звучит мелодия «Погоня»).

1) Вы заходите в свой класс. Понимаете, что что-то сегодня не так. На полу валяются фантики, на доске меловые полосы, парты сдвинуты так, что трудно пробраться к своему месту. Тогда вы вспоминаете, что болеет Юра, который должен сегодня дежурить. «Ничего не поделаешь!» - думаете вы и садитесь за парту. А на парте выполнены узоры акварельной краской. Нужно срочно вытереть, чтобы не испачкаться. Скоро начнётся урок, вы ещё хотели повторить домашнее задание, а тут грязная парта. Вас берёт досада. Да ещё ваш сосед по парте забыл сменную обувь, и вам придётся все уроки дышать пылью, которую он принёс с улицы. Что сегодня за день! Никакого настроения.

2) (Учитель включает мелодию «Появление Алисы»).

Вы заходите в свой класс. Здесь светло, уютно, чисто. В воздухе чувствуется свежесть, т. к. дежурные не забыли проветрить класс. Парты и стулья стоят стройными рядами. Вы садитесь за свою чистенькую и удобную парту, готовитесь к уроку. Вам приятно смотреть на доску, которую кто-то так заботливо подготовил к уроку. Вы чувствуете, что настроение ваше становится лучше и что сегодня вы готовы к новым открытиям.

Понравилось ли вам путешествие? Какое начало учебного дня вам понравилось больше? Почему? Отчего зависело ваше настроение?

Как вы хотите начать завтрашний учебный день? А что для этого нужно сделать?

Хотите ли вы выполнить задание наших героев?

Предлагаю разделиться на группы, которые будут отвечать за свой вид работы. Детям выдаются карточки с предметами.

1 группа (порошок) моет стены; 2 группа (тряпка) моет доску, подоконники, дверь; 3 группа (ведро) моет парты; 4 группа (силач) переносит парты, меняет воду в вёдрах; 5 группа (уборщик) очищает линолеум.

Кураева Т.А., МОУ СОШ №26
Тестирование

Давайте проведём тест и попробуем узнать, а нет ли среди нас таких "любителей беспорядка"?

Вопросы для детей, ответ "да", "нет"

М Я бросал когда-нибудь фантики от конфет на землю, пол ?

О Грыз семечки в транспорте, а кожуру украдкой кидал под сиденье?

Л Выплёвывал жвачку на улице куда попало? Или в школе?

О Ломал ветки кустов, деревьев?

Д Играл пустыми банками или бутылками в футбол?

Е Кто-нибудь из членов твоей семьи по дороге кидал при тебе мусор?

Ц А во время отдыха в парке, лесу, на речке оставляли твои родители пустые банки, бутылки или какой-нибудь другой мусор?

Если на вопрос ответили отрицательно, то записываем буквы: М, О, Л, О, Д, Е, Ц.



Новикова Е.В., учитель МОУ СОШ №4

Групповая работа

  1. «Исследование».

Вспомним, что мы дома выбрасываем в мусорное ведро. Заполним мусорное ведро отходами – в изображение ведра на доске впишем бытовые отходы (пищевые отходы, сломанный карандаш, газета, старая книга, сломанные игрушки, порванные коготки, старое платье, погибшие комнатные растения и т.д.).

Каждая группа должна выбрать из получившегося перечня те предметы бытового мусора, которые можно использовать повторно. Свой выбор нужно будет объяснить.

Эксперты оценивают работу групп. Группа, которая заберёт больше предметов из мусорного ведра, используя их повторно, получает зеленый жетон. Остальные – синий, желтый, красный по результатам экспертной оценки.


  1. «Очумелые ручки».

Каждой группе из набора предметов бытового мусора нужно изготовить 1-2 вещи (наборы одинаковы для всех групп) и предложить их рекламу. Изготовленные вещи и реклама оценивается экспертами. Группы получают жетоны за каждую изготовленную вещь и рекламу к ней.

(Во время работы звучит музыка).

Посмотрите, сколько интересных, красивых и нужных вещей можно сделать, вдохнув вторую жизнь в, казалось бы, уже ненужные вещи. Обратите внимание, сколько времени разлагаются различные предметы, отслужившие свой срок. Вывешивается плакат «Время разложения материалов в природе».

Виноградова Е.Г. МОУ СОШ №41
Ролевая игра «Ток-шоу».

Организуйте ролевую игру ток-шоу о месячнике чистоты. Для этого предложите желающим стать «гостями» ток-шоу. Выберите несколько человек, выдайте каждому карточку с ролью, соответствующий бейдж и предложите выйти из класса, чтоб подготовиться к игре. Дайте на подготовку 5-7 минут. При необходимости вы можете дать им рекомендации, прорепетировать их поведение.

Возьмите на себя роль ведущего ток-шоу и объясните ученикам, оставшимся в классе, что их задача наблюдать за «гостями» ток-шоу. По окончании ролевой игры им будет предоставлена возможность поделиться своими наблюдениями.

Когда ученики подготовятся к исполнению своих ролей, предложите им вернуться в класс и сесть полукругом так, чтобы они могли хорошо видеть друг друга и аудиторию.

Начните ролевую игру с представления «гостей» и обсуждения темы. Затем предложите первому «гостю» высказать свое мнение, при необходимости поясните его. По ходу выступления поддерживайте «гостя», задавая дополнительные вопросы.

Если дискуссия не начинается, предложите высказаться следующему «гост».

Когда развернется дискуссия, ведите её, предоставляя возможность каждому «гостю» высказать все, что он хочет сказать. Особенно поддерживайте «профессора». Время от времени суммируйте то, что было сказано участниками ролевой игры. Если вам хочется включить в работу весь класс, можно предложить наблюдателям задавать вопросы в процессе ток-шоу.

В завершении ток-шоу поблагодарите участников и предложите им занять свои места в классе. Попросите учеников, принимавших участие в ролевой игре, забыть о ролях и сказать о своих чувствах. Задайте вопросы:



  • Как вы себя чувствуете?

  • Какая роль вам понравилась? Почему?

  • Какая роль вам не понравилась? Почему?

Задайте вопросы классу:

  • Что вы наблюдали?

  • Понравилось ли вам ток-шоу? Почему?

Примерные роли.

Иван Петрович, 55 лет, профессор Университета по специальности эколог, опыт работы – более 30 лет. Профессор убежден, что планета на краю гибели от скопившихся мусора и отходов. Всякий раз вступает в разговор: поддерживает сторонников, спорит с противниками.

Павел, 22 года, в недавнем прошлом студент технического колледжа. Павел убежден, что разговоры об экологической катастрофе сильно преувеличены.

Галина Петровна, 30 лет, домохозяйка. Галина Петровна «помешана» на чистоте. Чтоб бактерии не проникли в её дом, она каждый день делает генеральную уборку с хлоркой, не приглашает друзей и родных в дом.

Алексей, 19 лет, студент-эколог, автор студенческого социального проекта «Чистый город». Уверен, что преобразить город можно только своими руками.

Екатерина Михайловна, 48 лет, учитель математики, Екатерина Михайловна считает, что необходимо в школе ввести поголовную повинность: уборка территории, уборка класса и коридоров.

Антон, 16 лет, старшеклассник, увлечен музыкой. Ни разу Антон в своей жизни не сделал ничего самостоятельно.


Распределение ролей

Могут быть различные варианты распределения ролей: историки, экологи, туристы, фотокорреспондент, исследователи, разведчики, журналисты, завхозы, организаторы, PR-щики.