Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знани - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 7 3417.31kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 5 1428.88kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 3 561.32kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 2 616.67kb.
Методические рекомендации для самостоятельной работы, общую и дополнительную... 3 1893.38kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 3 960.22kb.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при... 2 549.49kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.29kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... 4 1022.39kb.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы... 1 223.86kb.
Книга рассчитана на слушателей народных университетов культуры и... 4 1312.1kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные - страница №3/3

Тема :Особенности английского романтизма.

Предромантизм (Блейк, готический роман) и романтизм в Англии. Национальная специфика и периодизация английского романтизма, его двойственное положение в английской литературе. Непосредственным предшественником романтизма в Англии был предромантизм-1750-1780гг. Основные черты его :интерес к у.н.т., «шекспиризация» и «руссоизация» и т.д. Время появления романтизма связывают с публикацией сборника »Лирические баллады» Вордсворта и Кольриджа (1798 г.). Литературные манифесты англ.романтиков (Водсворт «Предисловие к «Лирическим балладам»», Байрон «Английские барды и шотландские обозреватели»).Вильям Вордсворт один из старших представителей «озерной школы» ром-ма. Второе предисловие к «Лир.бал» стало по существу первым манифестом англ.ром-ма. Соавторы (Вордсворт и Кольридж) распределили между собой роли: В. – описывает быт, жизнь и взгляды простых крестьян в формах реальной жизни; К. – должен был писать в формах идеальной поэзии, т.е. выражать жизненную правду в сказочно-мифологических образах и необыкновенных ситуациях. В своем предисловии В. объявил, что соавторы выступают как новаторы и экспериментаторы. Привнесение разговорного языка крестьян северных и западных графств Англии, интерес к жизни и страданиям тружеников, изображение их нравов и чувства природы ознаменовали в Англии рождение ром.школы, провозглашавшей природу т.е. реальную действительность главным предметом ис-ва и наносившей удар поэзии класс-ма. В.развил то великое дело реформы и обновления языка и тематики большой британской поэзии. «Лир.бал» В. и Кольриджа важный этап в большой лит. борьбе за новое ис-во.



Когда стихи Байрона были замечены публикой, лит.критик из «Эдинбургского обозрения» дал на них отрицательную рецензию. Поэт ответил на нее убийственной сатирой «Английские барды…» (1809), кот. принято считать первым зрелым произведением Б., но не вполне свободным от подражания классицистической поэтике. (В кач-ве образца Б. взял поэму Попа «Дунисиада»). Эта сатира явилась также первым лит-ым и политическим манифестом революционного англ. Ром-ма. Б.подверг в ней злому осмеянию все признанные лит.авторитеты (Саути, Вордсворт, Кольридж, Льюис). Но Б.выступал не только с критикой современной ему англ.лит-ре, похвалил Шеридана, Роджерса и Кембелла и Краббе. Б.требовал от лит-ов быть ближе к жизни, говорить на простом, понятном языке. Ранний период английского романтизм совпадает с деятельностью поэтов «озерной школы» – содружества У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути. Поэтическое новаторство и вклад этих поэтов в историю английского романтизма нельзя переоценить. Впервые открыто осудили принципы классицизма; от поэта требовали не изображения великих исторических событий, а повседневного быта скромных тружеников, простых людей, тем самым были продолжателями традиций сентименталистов; изображали сложные переживания людей; говорили об английской истории, которая, по их мнению, должна была стать предметом литературы. Один из главных их принципов - интерес к фольклору. Философские аспекты поэмы Кольриджа «Сказание о старом мореходе».Поэма-фантазия: история старого морехода, совершившего преступление против природы, убив альбатроса, проецируется на поэтическую структуру гимна стихиям природы, тем живым силам, кот. властвуют над человеком. Природа воспринимается поэтом как чрезвычайное подвижное, вечно меняющееся, таинственное и прекрасное целое. Показательно, что герой – бывалый и много видевший во время путешествий мореход – не перестает удивляться красоте природы, каждый раз открывая ее заново. «Жизнь-в-смерти» найденный К. пластический образ, символизирующий кару, возмездие за совершенное против природы преступление. Смерть и жизнь в смерти появляются вместе, но второй призрак страшнее. Одно из ярких ром.обобщений, подчеркивающее всеобщий упадок, гибель и разложение. Старый моряк – это персонифицированная больная совесть человека, которому нет прощения. Мореход проходит мучительное осознание своей вины перед природой. Убитый альбатрос висит у него на шее вместо креста. Но когда он благословляет водяных змей, мертвая птица падает в пучину моря, несколько освободив его от угрызений совести. Но окончательное расставание с прошлым происходит в сцене встречи с отшельником, когда весь корабль – символ преступления, вины и наказания – уходит под воду. В финале звучит тема прощения всех тех, кто сумеет осознать свою вину перед природой, и восстановит нарушенное в мире равновесие. Второе поколение английских романтиков представляет творчество П. Б. Шелли, Д. Китса. Шелли повлиял на последующее развитие англ.ис-ва и как выдающийся теоретик лит-ры. В «Защите поэзии» (ответ на знаменитый трактат его друга Пикока «Четыре века поэзии») Ш. Излагает свои требования к поэзии – публицистичность, злободневность, воинственная непримиримость к злу. Отталкиваясь от великих творений классиков он заявляет о связи поэзии и политики, пишет о проблемах перевода, эротической лит-ре, а также приходит к выводу, что законодателями мира явл.поэты, что воображение способствует совершенствованию нравственности и морали. Поэт-новатор он вместе с Байроном открыл новую эру в развитии англ. Поэзии. Он создал новые своеобразные приемы стихосложения, вводит новые слова и обороты, героический тон, маршеобразные ритмы сочетаются с задушевной лирикой.

Творчество Байрона - пик романтического индивидуализма. Мода на романтизм. Преодоление романтического индивидуализма у Байрона и Шелли. Феномен исторического романа. Формула романа Вальтер Скотта. Скотт – учитель нового поколения европейских романистов. Значение английского романтизма для национальной литературной традиции. Значение английской романтической поэзии для дальнейшего развития европейской лирики очень велико. К началу 30-х гг.19в. в английской литературе происходит смена поколений и в это время романтическая традиция не завершает своего развития, но перестает быть центральным явлением. Творчество Дж.Г.Байрона.



Основные периоды творчества Байрона:1809-1815гг. -ранний. Опубликованы первые сборники стихов поэта:»Летучие наброски»,»В часы досуга» и др .Путешествие по странам Средиземноморья и создание первых двух песен «Паломничества…» (1811-1812гг).1816-1817гг-швейцарский период. Написаны следующие 2 песни «Паломничества…»,несколько «Восточных поэм»,драма «Манфред» и др.3-й период-1817-1824-итальянский. Созданы многие знаменитые поэмы:»Остров»,»Бронзовый век»,роман в стихах «Дон Жуан»,трагедии: «Двое Фоскари», «Мариино Фальери», «Сарданапал». Цикл «восточных поэм» 1813-1816 гг.: «Корсар», «Гяур», «Лара». История создания и состав цикла. Влияние реальных жизненных обстоятельств на создание образа так называемого «байронического» героя. Проблема герой и автор. Романтические принципы отражения действительности в поэмах. Облик романтического героя (Конрад, Гяур, Лара), его основные признаки и черты характера. Причины разрыва героя с обществом; причины его одиночества; характеры, раскрывающиеся в действии, противостоянии, борьбе. Фигура Конрада – яркий пример романтического героя. Художественные приемы в создании романтического образа, способы раскрытия исключительности героев: элемент таинственности, особенности портретной характеристики, внутренние монологи, широкое использование приема контраста, гипербол, символов, сравнений; роль сюжета и композиции, роль пейзажа в раскрытии характеров героев. Специфика жанра романтической поэмы, особенности сюжетно-композиционной основы байроновских стихотворных поэм: фрагментарность и прерывистость композиции; особое расположение эпизодов с нарушением хронологической последовательности событий; типичность сюжетной линии; монологическая природа лирических поэм. История создания драм: »Каин» и «Манфред». Поэтика «мировой скорби» в драме Байрона «Манфред».

Самая мрачная из лирических драм Б. Но мотивы безнадежного отчаяния сочетаются в этом произведении с решимостью его героя до конца защищать свое чел.достоинство и свободу духа. Крушение надежд, связанных с просветительством, вот что лежит в основе того безысходного отчаяния, кот. овладело душой М. Он возненавидел порядки, утвердившиеся в общ-ве времен Реставрации, трагически переживал перерождение великих идеалов добра и равенства во всеобщий эгоизм, убожество, подлость, лицемерие. Прокляв людей М, бежит от них в свой заброшенный замок в Альпах. Замыкается в себе, но не может убежать от собственной совести, глубоко страдает от одиночества. Проклинает законы мироздания, собственное несовершенство, из-за которого он погубил любимую Астрату, т.к. М. жертва не только несправедливых общ.порядков, но и герой того времени, себялюбивый, надменный, злорадный. А. погибла, т.к. ее убила эгоистичная любовь М. Он упрекает себя в неспособности любить жертвенно.

Замысел поэмы «Дон Жуан». Образ главного героя дан в развитии: в начале романа - это недалекий юноша 16 лет, во всем следовавший советам матери, затем он попадает на Восток и становится пленником, солдатом русской армии, служит при дворе царицы Екатерины и т.д. Из задуманных 24 песен Байрон написал 16,поэтому судьба героя не завершена. Главным произведением художника стала его поэма «Путешествие Чайльд Гарольда», созданная им в период с 1809 по 1817 гг. По жанру это лиро-эпическая поэма, в которой 2 самостоятельных центра: лирический и эпический герой. Это во многом автобиографическое произведение, но сам Байрон и в первом и во втором предисловии отрицал всякое сходство между собой и Чайльд Гарольдом. Данная поэма и его другие произведения дали основу для появления таких понятий как «байронический герой» и «байронизм».Творчество П.Б.Шелли.

С его именем в английской литературе связано радикальное явление в романтизме. Романтический протест против окружающей действительности вылился в прямое столкновение его со своей средой, родственниками, обществом. Шелли создает героев, чей протест против общества выливается в настоящую борьбу. Общество было подготовлено к появлению поэта, открыто призывающего к низвержению существующих порядков, как социально- политических, так и нравственных. Бунтарское начало соединяется в нем с отрицанием насилия. Романтическое бегство от действительности во времена Шелли уже превратилось в литературный штамп. Молодой писатель предлагает совершенно иной путь-путь протеста и борьбы во имя обретения гражданской и духовной свободы. Это была новая структура, которая сразу завоевала себе сторонников. Пафос борьбы за лучшее будущее выразился в первом значительном его произведении «Королева Маб»( 1813).Оптимизм отличает это произведение Шелли. В 1818 г. публикует поэму «Восстание Ислама»,в которой в аллегорической форме звучит призыв к борьбе с деспотизмом. С 1818 года поэт вынужден переселиться в Италии, где пишет самые значительные свои произведения: «Розалинда и Елена»(1818), «Юлиан и Мадало»(1818),»Маскарад анархии»(1819) , драматические произведения: «Ченчи», «Освобожденный Прометей».В его драматических произведениях поднимается проблема борьба с тиранией. Свое поэтическое кредо Шелли выразил в трактате «Защита поэзии»(1821): разум противопоставляется воображению, воображение- это более высокая ступень постижения действительности; поэзия ставится выше науки; цель поэзии – наслаждение; против дидактизма в поэзии; романтическая идеализация любви; мир любви и природы противостоит обществу; природа – главный источник всего прекрасного и т.д.Шелли оборвалась во время шторма близ города Ливорно. Творчество Шелли отражает крайний радикальный романтизм, в нем создан образ нового романтического героя- бескомпромиссного борца за свободу.Этапы творчества и место В. Скотта в английской романтической литературе.

Свое творчество Скотт начинал как поэт. Поэзия Скотта раскрывает все явные и потенциальные возможности его как историка, собирателя баллад и сказаний, прекрасного чтеца и исполнителя произведений. Исторические события, служившие фоном его произведений, отличались драматизмом и динамикой. Он сочетал реальное и фантастическое, рыцарское и современное в своей эпической поэзии. Пример тому - «Мармион», «Дева озера», «Властелин островов» и др. Поэтическая история родного края - важнейшее достижение, итог поэтической деятельности будущего романиста, для которого эпическая поэзия была существенным и необходимым звеном в творческой биографии. Слава Байрона на какое-то время затмила его успех у английских читателей. Скотт поменял основной жанр творчества. В 1814 году вышел его первый роман «Уэверли». Всего он напишет более 30 произведений этого жанра. Выделяются 2 основных цикла: английский (главный роман этого цикла «Айвенго») и шотландский (основной роман - «Роб Рой»). Именно В.Скотт считается «отцом» исторического романа. Принципы создания исторического романа в творчестве В.Скотта. Для этого жанра характерно следующее: на фоне реальных исторических событий действуют вымышленные персонажи, отсутствие стилизации под архаику, увлекательный сюжет и т.д. Процесс оживления и инсценировки документа истории становился предлогом для отражения реальных

обстоятельств, не нуждающихся в сопоставлении и сличении с подлинником. Вперед двинулась философия истории. Скотт совершил перелом, открыл европейцам их собственную историю, прошлое, мир средневековья. Творческий метод – сложное сочетание преобладающего начала романтизма с ярко выраженными тенденциями реализма. Фантастика в романах связана с поверьями народов и особенностями его мировоззрения в каждую из описываемых эпох. Достоинство исторического романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с историческими событиями. Он никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного человека от хода развития истории. Например, роман «Айвенго» (1819). Действие романа - конец 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общественного порядка. Рисует реалистическую картину жестоких феодальных порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном историческом фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много исторических деталей, подробностей, воссоздан исторический колорит 12 века. Традиции исторического романа, заложенные Скоттом, будут продолжены французскими, американскими

Лекции № 4. Тема: Особенности романтической школы во Франции.

Во Франции, как и в Англии ром-м не был единым направлением. Главная особенность – ром-м как мировоззренческая и художественная система обрел законченные формы позже, чем в др. крупных европейских странах. Общенациональным явлением он становится только в 20-е годы. Во Ф. главной идеи ром-ма (идея всесилия личности) предшествовала мысль о власти необходимости судьбы на свободной волей, о тщете индивидуальных поступков (Шатобриан, Сенакур, ранний Ламартин).

В первые же годы 19в. начинают свою деят-ть ряд публицистов, философов, задачи которых сводились к ниспровержению идей рев-ии и Просвещения. Они считали разум источником зла, предлагали восстановить в правах веру, религию, церковь, требовали восстановления единой католической церкви с ее главой – папой. Отвергали принцип народовластия, призывая к возвращению феодальной монархии. Национальная специфика французского романтизма. Борьба с классицизмом и политическая ангажированность. «Шатобриан – крестный отец, а г-жа де Сталь – повивальная бабка французского романтизма». Рецепция творчества французских романтиков. Теоретические концепции первых французских романтиков (Ж. де Сталь, А. де Виньи, Р. Шатобриан). Школа Шатобриана. Концепция ее была изложена в многотомной его труде «Гений христианства». Книга знаменита еще и тем, что в ее состав входят 2 повести: «Атала» и «Рене», в которых впервые показан образ «лишнего человека». Ж. Де Сталь и ранний франц.романтизм

Анна Луиза Жермена де Сталь представительница раннего фр.ром-ма Революцию встретила восторженно, но после падения монархии покинула Париж. Своим идеалом считала конституционную монархию. Разоблачала Бонапарта. Говорила об активности и независимости личности. В трактате «О влиянии страстей на счастье людей и народов» страсть трактуется как страшная, порою гибелная, но благодатная сила, побуждающая чел-ка к деятельности, к изменению своей судьбы. Этот взгляд на чел-ка пронизывает ее произведения: «Дельфина»,

«Коринна или Италия», «О Германии». Книге «О лит-ре » присущ подчеркнутый интерес к частному бытию, в центре внимания – субъективный мир людей. В романах Сталь выступает как зачинательница одной из основных тем лит-ры всего19 в. – темы женской эмансипации. Продолжая традиции фр. Просветительского романа 18 в. она передает индивидуальность каждого героя, отмечает не только его пороки, но и достоинства. Сталь утверждает приоритет вдохновения над подражанием, гения над вкусом, страстного порыва духа над правилом. Психологический роман Констана «Адольф». В нем органично сочетается преемственность с романом 18в. и новый взгляд на душевный мир человека, уже свойственный ром-му. Сюжет лишен сложных внешних авантюр: Адольф, сын высокого чиновного лица встречает на своем пути незаурядную женщину, готовую ради любви к нему презреть общественные предрассудки. Она открыто становится возлюбленной А. Он любит ее, но восхищению совершенством Элленоры противостоит влияние высшего света, честолюбие юноши, недовольство его отца . А.кажется, что он ее разлюбил. Его равнодушие становится причиной ее ранней смерти. В посмертном письме она упрекает его в малодушии: разлюбив, он не решился покинуть ее и тем обрек на страдания. Смерть Э. не освободила А.от вечных терзаний. Роман в какой-то степени автобиографичен, что хар-но для фр.прозы 19 в. В Адольфе подчеркнут псих.грех ром-ма – ром.герой считает для себя все дозволенным, т.к. вся вина ложиться на общество. Но К.видит вину не только в общ-ве, сколько в самом ром.индивидуме. Герой К. не может жить в гармонии с самим собой, он любуется собой, признает свое совершенство и превосходство, страдает от одиночества (как и Рене Шатобриана). Но А. Более аналитик, более холодный и беспристрастный наблюдатель всего происходящего. Оба воплощают в себе характерные черты героя раннего ром-ма во Франции.

Жанр исповедального романа у Мюссе (Исповедь сына века).

Роман Мюссе продолжает исповедальную тему, начатую во фр.лит-ре Шатобрианом, Сенакуром, Констаном. Но страдания романтической личности у М. прямо связаны с трагедией века. Повествование ведется от первого лица, биографичность романа, психологизм. История Октава и Бригитты освещена как бы с одной стороны. Само название романа выдает замысел автора, стремившегося показать в нем типические явления современности, выявить в признаниях «сына века» не только несчастие героя, но и трагическую судьбу всего поколения, к которому он принадлежал. При таком изображении действительности лирический, очень личный роман вобрал в себя значительное идейное и общественное содержание. Программа школы Ж.де Сталь изложена в трактате «О Германии». Здесь обращается внимание на такую характерную для романтиков категорию как историзм. Развитие жанра исторического романа во французской литературе протекало интенсивно (А. де Виньи, В. Гюго). Социальные и психологические романы Жорж Санд. Аврора Дюдеван – настоящее имя писательницы. Это одна из самых выдающихся женщин 19 века, писательница, общественный деятель, борец за права униженных. Первоначальное образование она получила в монастыре, как это было принято во Франции того времени. Она много читала: Шатобриана, Бэкона, Аристотеля и т.д., без всякой системы. В 1822 году она вышла замуж за полковника Казимира Дюдевана. В 1831 году она покинула родовое имение Ноан и отправилась в Париж. Сначала Аврора писала статьи, потом совместно с Жюлем Сандо издает роман «Роз и Бланш» (1831).Психологический и социальный роман Ж. Санд. Следующий ее уже самостоятельный роман принес ей славу- «Индиана»(1831г.).Главная героиня-19-летняя креолка Индиана, полюбившая ловеласа Раймона де Рамьера. Спасением для нее стал откровенный разговор с ее дальним родственником Ральфом Брауном - одиноким, неразговорчивым человеком, который в данном романе является типичным романтическим героем. Социальные романы Санд: «Орас», «Мельник из Анжибо» и др. отражают ее демократические взгляды. Последние произведения писательницы во многом повторяют произведения первого периода, но намного слабее. Последний период ценен ее письмами и автобиографическими произведениями. Виктор Гюго – поэт, драматург и прозаик.

Гюго – один из самых значительных представителей европейского романтизма. Он был поэтом, драматургом, романистом, одним из основоположников теории романтизма, политическим деятелем. По своим взглядам он был демократом и гуманистом. По типу восприятия мира и места поэта в нем он был романтиком. Гюго начинал как поэт. Первый сборник назывался «Оды»(1822). Второй-«Оды и баллады» (1829). Много общего в раннем творчестве поэта с принципами классицизма.1820-е годы -время, когда формируется мировоззрение и творческие принципы Гюго. «Кромвель» - первая драма Гюго. Наибольшее значение имела не драма, а предисловие к ней.

Теория драмы и гротеск в «Предисловии к драме Гюго «Кромвель».

Предисловие считается манифестом прогрессивного романтизма. Основа – вопрос о происхождении жанров: лирика, эпос и драма. По Гюго, человечест-во прошло три эпохи и каждой соответствовал определенный жанр.

Первобытная эпоха – восторг перед вселенной, поэзия этого времени – лирика, а величайшее произведение – Библия.

Античная эпоха – создание общества. Эпос – Гомер.

Новый период – принятие христианства. Драма – Шекспир.

«Драма рисует жизнь». Драма – универсальный, синтетический жанр, способный объединить трагедию и комедию, оду и эпос. Утверждая, что герои драмы – это люди, Гюго избирает Оливера Кромвеля. Драма должна быть зеркалом жизни, но не обычным, не с плоской поверхностью, а зеркалом сосредотачивающим. Оно не ослабляло бы, а собирало бы и сгущало световые лучи, из отблеска делала бы свет, из света пламя. Отсюда яркая особенность творчества Гюго: искусство должно изображать предметы не в их обычных масштабах, а, сгущая, усиливая основные черты; изображать явления исключительные, подчеркивать крайности, плюсы: добро и зло, уродство и красоту, смешное и трагическое. Контраст и гротеск становятся одним из эстетических требований Г. Само слово гротеск было введено в обращение Гюго, под ним он понимал крайнее усиление каких-нибудь качеств, предельное их сгущение. Последующие драмы Гюго были более в художественном отношении талантливые: «Эрнани», «Рюи Блаз», «Король забавляется» и др.

Первые романы писателя – «Ганн Исландец» (1823), «Бюг Жаргаль» (1826).Воплощение теории контрастов в «Соборе Парижской Богоматери».

Роман писался во время Июльской революции. Гюго, как и всех романтиков, привлекала родная история, национальные сюжеты. События отнесены к 1482 году. Роман начался, как говорит сам автор в предисловии, со слова «рок». Гюго видит 3 формы проявления рока – рок догмы, рок закона, рок природы. В романе автор проводит идеалистическую точку зрения на историю,

которая дает возможность проверить вечные человеческие законы – борьба добра и зла, справедливость и несправедливость, любовь и ненависть. Главный стержень романа – любовь к цыганке Эсмеральде архидьякона Клода Фролло и звонаря собора Квазимодо. У аскета Фролло любовь приняла форму зла, а для Квазимодо стала смыслом жизни. Широко используется в романе приемы гротеска и контраста. Изображение героев дается по принципу контраста, так же как и внешний облик героев: безобразие Квазимодо оттеняется красотой Э, но с другой стороны, безобразная внешность К. контрастирует с его прекрасной душой. Например, эпизод, когда Эсмеральда выбирает красивую, но треснувшую вазу для цветов, вместо уродливого, но прочного глиняного горшка. Цветы умирают. В 30-40-е годы 19 века появляются его новые поэтические сборники: «Возмездие», «Осенние листья», «Песни сумерек» и другие. В 1848 году он становится депутатом Учредительного Законодательного собрания. После переворота он уезжает из Франции 20 лет живет в изгнании. В годы эмиграции Гюго пишет памфлеты, стихи. После возвращении в 1870 году избран в Национальное собрание. После провозглашения Коммуны, смерти сына, он уезжает в Бельгию. Живет в Брюсселе. Дом предоставляет политическим изгнанникам. За это его выслали из страны.60-70-е годы 19 века посвящены работе над романами «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Последний роман «Девяносто третий год» (1874) посвящен трагическим событиям Французской революции. События происходят во время якобинского террора в Ванде, где войска республиканцев сражаются против роялистов. Во главе войск республики - Говен, пользующийся любовью простых солдат. Роялистов возглавляет маркиз Лантенак, человек расчетливый, справедливый, но жестокий. Гюго осуждал жестокость и республиканцев, и роялистов.

Поэзия, драма, роман Гюго во многом определяют специфику романтизма во Франции.


Лекция № 5. Тема: Американский романтизм .

Американский романтизм развивался в первой половине 19 века. Он явился откликом на события, связанные с ам.революцией 70-ых годов 18века и франц.рев-ей 1789-1794г. В ам.лит-ре первой половины 19в. отразились существенные явления жизни страны. Хронологические рамки американского романтизма отличаются от романтизма европейского. Расцвет американского романтизма приходится на 20-30-е годы XIX века. Такое позднее развитие обусловлено историческими причинами. Заселение и освоение Североамериканского континента переселенцами из разных стран Европы началось еще в17в. Англии удалось создать наиболее многочисленные колонии. В 1775г. 13 английских колоний поднялись на освободительную войну против метрополии. Война за независимость (1775-1783),завершившаяся победой колонистов и образованием нового государства - Соединенных Штатов Америки, привела к установлению в стране буржуазно-демократической республики. Его своеобразие связано с тем, что в его развитии выделяют 3 периода: ранний -20-30-ые гг.19в..Его непосредственным предшественником был предромантизм (поэзия Ф.Френо, проза Ч.Брауна и др.). Крупнейшие писатели раннего романтизма :В. Ирвинг, Дж. Купер, У.Брайент и др.Второй этап- зрелый романтизм(1840-1850_.Кэтому времени относится творчество Н. Готорна, Э.По, Г. Лонгфелло, творчество писателей-трансценденталистов. Поздний--60-ые гг.19в..Это период кризисных явлений в американском романтизме. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность, требующую нового художественного языка и новых выразительных средств. Литература аболиционизма выступает с протестом против рабства с позиций гуманности. Сквозной темой для всей американской литературы стала тема индейцев. В произведениях Лонгфелло, Купера подчеркивается ,что столкновение двух рас не было фатально неизбежным, а повинны в нем жестокость и стяжательство белых поселенцев. В американском романтизме в рамках единого литературного направления существовали заметные региональные отличия между Новой Англией, средними штатами и Югом. Романтические мотивы в американской литературе продолжают жить и в ХХ веке в творчестве Хемингуэя, Фолкнера, Селинджера. Ранний американский романтизм.

Видное место в ранней романтической лит-ре занимают Ф.Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк.ром-ма на раннем этапе развития. Связь Ф.  Купера, В.  Ирвинга с традицией В.  Скотта. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам.революции и борьбы за независимость. Вместе с тем в тв-ве ранних романтиков уже вполне определенно звучат настроения недовольства широких народных масс, вызванные жестокостью капиталистических порядков. Тв-во ранних ром-ков перекликается с демократической лит-ой 18века. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж.дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам.ром-ма. Вашингтон Ирвинг (1783-1859) был первым писателем США, завоевавшим мировое признание. В 1809г. он опубликовал литературную мистификацию-«Историю Нью-Йорка», якобы написанную странным джентельменом по имени Дидрих Никербокер. Это рассказ о тех временах, когда Нью-Йорк назывался Новым Амстердамом и был миренным поселением голландских фермеров. Здесь особенно ощутимы симпатии писателя к прошлому. С 1815 по 1832г. Ирвинг живет в Европе. Здесь выходят его сборники новелл: »Книга эскизов»(1819)и «Брейсбридж - холл»(1822),принесшие ему мировую славу. Ирвинг много путешествует и пишет книгу »Рассказы путешественника»(1824).Наиболее известные рассказы этого сборника: «Жених-призрак», «Легенда о Сонной Лощине», «Рип Ван Винкль». В них Ирвинг использует »бродячие сюжеты» европейской литературы. В этих рассказах фигурируют гномы, призраки, привидения. Но весь этот традиционный материал переосмысливается, ему придается национальный колорит: введение ярких бытовых деталей, ироничный тон повествования, переход реального в сказочное, серьезное в комическое и т.д. Последние годы жизни писатель проводит в своем поместье. Он отдает себя полностью биографическому жанру и пишет биографии английского писателя-просветителя О. Голдсмита и президента Дж. Вашингтона В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией. И.вводит в обиход лит-ры США наиболее распространенные атрибуты европейского ром-ма и придает им нац.хар-р. Это достигается введением ярких бытовых деталей, слегка ироническим тоном повествования, взаимопроникновением сказочного в бытовое, серьезного в комическое. «Рип Ван Винкль» - его главная черта непреодолимое отвращение к труду. Его возвращение, спустя 20 лет, дает возможность сравнить старые и

новые времена. Для Ирвинга жизнь в деревеньке Рипа до кардинальных изменений была лучше. Фантастическое начало в новелле ослаблено, отсутствию Рипа можно подыскать вполне рациональное объяснение. Ирвинг стал отцом американской новеллы, достигшей наивысшего расцвета в творчестве Э.По. Сатирическое начало Ирвинга найдет блистательное продолжение в творчестве М.Твена.

Большой вклад внес Ф.  Купер в создание разновидностей американского романа: исторические, приключенческие, морские, бытовые романы. Циклы романов. Серия романов о Кожаном чулке – Натти Бумпо. В Европе Купер был сразу принят и вошел в разряд самых читаемых авторов, он оказал определенное влияние на становление социального романа Бальзака, на писателей неоромантиков Стивенсона, Конрада. Поздний американский романтизма. Творчество Э.По.Наследие Э.По включает в себя прозу, поэзию, рецензии, литературно-критические статьи. В каждой из этих областей он был новатором. Э.  А.  По и этапы его короткой творческой биографии.  К 1831 г. По-автор трех поэтических сборников, которые остаются незамеченными критикой. Он решает попробовать свои силы в прозе. В 1833 г. его рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» был отмечен наградой на конкурсе и напечатан в журнале. С 1835г. он постоянно занимается журналистской работой. Именно По закладывает в США основы профессиональной журналистики и критики. Свои теоретические взгляды художник изложил в статьях «Философия обстановки»(1840),»Философия творчества»(1846),»Поэтический принцип» (опублик.в 1850г.).Задачу искусства он видит в том, чтобы создавать прекрасное, даря людям высшее наслаждение. Поэзию противопоставляет истине и морали. В центре его системы - идея гармонии, соразмерности и пропорциональности всех элементов художественного произведения. Большую роль в его эстетике играет принцип оригинальности. По – новеллист. Разработка новых жанровых разновидностей новеллы: психологической, научно-фантастической, детективной. Детективный жанр в новеллистике Э.По.

Новеллистика По отличается мрачным колоритом, где повествуется о различных преступлениях и ужасах. Несколько «логических» рассказов заложили основу развития детективного жанра, получившего во всем мире широкое распространение. В трех из них (Убийство на улице Морг, Тайна Мари Роже, Похищенное письмо) действует Огюст Дюпен, первый в ряду знаменитых детективов. С помощью блестящих аналитических способностей Д.разгадывает тайны и преступления. Его метод полностью основан на математическом подходе – сопоставление деталей и высматривании цепочки умозаключений. Преступления для Дюпена – только повод для логической игры. Справедливость или возмездие его не интересует. Он живет «в себе и для себя», отвернувшись от окружающего мира. Соединение романтической меланхолии с рационалистическим, исследовательским складом ума делает Д.типичным героем прозы По. Аналитический принцип исследования явлений и фактов положен По в основу «Золотого жука». Писателя не интересует анализ социальных причин раскрываемых тайн. Разум человека, логика его рассуждений одерживают победу. Новеллы По характеризуются безупречностью содержащихся в них логических построений, строгим лаконизмом. Большой мастер построения сюжетов, По чрезвычайно экономен в использовании худ.приемов и образов. Манера повествования проста и лаконична, нет ничего лишнего, это производит должный эффект, к которому так стремился По.



Примерные тесты


ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ЛИТЕРАТУРА XIX В., Ч. I

ТЕСТ.

1 вариант
1. Назовите время появления романтизма в Англии:

1) 90-е годы 18 в.

2) 10-ые годы 19 в.

3) 20-30 –е годы 19 в.

4) между 1-м и 2-м десятилетием 19 в.
2. Кто из названных авторов не входил в число иенских романтиков:

1) бр.Шлегели

2) Новалис

3) А. Брентано

4) Л.Тик
3. Какой образ был символом свободы в творчестве Дж. Г. Байрона:

1) корабль

2) птица

3) море


4) ночь
4. В каком из перечисленных произведений не описано средневековье:

1) «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго

2) «Айвенго» В. Скотта

3) «Индиана» Ж. Санд

4) «Белокурый Экберт» Л.Тика
5. Какой герой новелл Э.Т. Гофмана за короткий срок сделал головокружительную карьеру:

1) студент Бальтазар

2) Крошка Цахес

3) Иоганес Крейслер

4) студент Ансельм
6. Интерес к таинственному, призракам, кошмарам, болезненным состояниям ; сочетание ужасного и комического, точности изображения событий и фантастики характерно для произведений:

1) Г. Лонгфелло

2) Ф. Купера

3) Э.По


4) В.Скотт
7.Соколинный глаз, Кожаный Чулок, Зверобой, и др. – это прозвища:

1) Ункаса

2) Полковника Мунро

3) Натти Бампо

4) Магуа

8.Какой из названных сборников был написан после путешествия его авторов по реке Майн:

1) Детские семейные сказки

2) Песни шотландской границы

3) Волшебный рог мальчика

4) Часы досуга


9. Кто из названных писателей принимал участие в движении итальянских карбонариев:

1) Дж. Байрон

2) А. Дюма

3) Ж.Санд

4) В.Гюго
10. Кому из героев романа «Три мушкетера» А.Дюма подходит следующая характеристика: набожен, скрытен, галантен, женолюб:

1) д* Артаньяну

2) Партосу

3) Атосу


4) Арамису
11. Кто из героев Дж. Байрона приходит к безнадежно-мрачному выводу:

Познанье –скорбь, и кто больше всех знает,

Тем горше плакать должен, убедившись,

Что древо знания – не древо жизни
1) Конрад

2) Чайльд Гарольд

3) Манфред

4) Дон Жуан


12. Время возникновения романтизма в Америке:

1) 90-е г.г. 18.в

2) 10-е г.г.г 19 в.

3) между 2 и 3 десятилетием 19 в.

4) между 3-м и 4-м десятилетием 19в.
13. «Симфония в багровых тонах» - так говорят критики о какой новелле Э.По:

1) «Убийство на улице Морг»

2) «Маска Красной Смерти»

3) «Падение дома Ашеров»

4) «Черный кот»
14.Какой роман был написан Дж.Ф. Купером «на спор» :

1) Предосторожность

2) Шпион

3) Следопыт

4) Последний из могикан

15. Музыкант, дирижер, автор либретто к опере, писатель. Чья это характеристика?



  1. Л. Тика

2) А.Дюма

3) Э.Т.Гофмана

4) В.Скотта
16. Какое произведение Э.Т. Гофмана было запрещено цензурой, т.к. в ней «много насмешек над звездами и чиновниками»

1) «Дон Жуан»

2) «Золотой горшок»

3) «Крошка Цахес»

4) «Кот Мурр»
17. Испания, Турция, Англия, Россия описаны Байроном в поэме:

1) «Паломничество Чайльд Гарольда»

2) «Корсар»

3) «Дон Жуан»

4) «Манфред»
18. Следующие стихотворные строки Байрона:»Дочурка Ада! Именем твоим

В конце я песнь украшу, как в начале…» из его поэмы:

1) «Корсар»

2) «Авель и Каин»

3) «Дон Жуан»

4) )«Чайльд - Гарольд»


19. Какой из своих романов В. Гюго назвал «эпосом души»:

1) «Отверженные»

2) «Собор Парижской богоматери»

3) «93-й год»

4)»Человек, который смеется»
20. Война за независимость, море и морские истории, истребление коренных жителей Америки – индейцев – ведущие темы творчества:

1) Э.По


2) В. Ирвинга

3) Ф. Купера

4) В.Скотта
21 Яркие бытовые детали жизни обитателей голландского поселения, ироничный тон повествования, взаимопроникновение реального в волшебного, характеризуют какую из книг В. Ирвинга:

1) «Жених – призрак»

2) «Легенда об арабском астрологе»

3) » Магомет и его преемники»

4) «Рип Ван Винкль»
22.В каком из названных произведений был впервые изображен тип «лишнего человека»:

1) Э.Т.А.Гофман «Золотой горшок»

2) Ж.Санд «Индиана»

3) Ф.Р.Шатобриан «Рене»

4) Дж.Г.Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»

23). В каком из названных произведений мы находим описание крохотного государства, в котором правитель мог в любую минуту без малейшего труда узнать виды на урожай у любого своего крестьянина, увидеть, как работники трудятся на своих виноградниках:

1) Э.По «Золотой жук»

2) Л.Тик «Белокурый Экберт»

3) А.Мицкевич «Гражина»

4) Э.Т.А.Гофман «Житейские воззрения кота Мурра»

24). Кульминация этого романа : суд приговаривает Говена к смертной казни, он считает себя виновным, ждет казни, мечтает, когда республику террора сменит республика милосердия. Речь идет о романе:

1) В.Скотта «Роб Рой»

2) Дж.Ф.Купера «Последний из могикан»

3) Ж.Санд «Орас»

4) В.Гюго «93-й год»


2 вариант
1. Теоретиками немецкого романтизма считают:

1) бр. Гримм

2) Арнима и Брентано

3) бр. Шлегелей

4) Л. Тика
2. Кто из названных авторов не входит в число английских писателей – романтиков:

1) В. Скотт

2) Дж. Байрон

3) Ф. Купер

4) П.Шелли
3. Какая из перечисленных поэм не входит в число «восточных»:

1) Гяур


2) Корсар

3) Шильонский замак

4) Паризина
4. Ревекка, леди Ровена, Ричард Львинное Сердце, Робин Гуд- персонажи романа В. Скотта:

1) Роб Рой

2) Квентин Дорвард

3) Айвенго

4) Пуритане
5.Тема музыки, музыкантов – любимая у :

1) Ж.Санд

2) Л. Тика

3) Э.Т. Гофмана

4) В.Ирвинга
6. Кого из писателей называют «американским В. Скоттом»:

1) Э.По


2) Г. Мелвилла

3) Г.Лонгфелло

4) Дж. Ф. Купера
7. Какое из перечисленных произведений сделало В. Гюго главой и теоретиком французского романтизма:

1) «Восточные мотивы»

2) предисловие к драме «Кромвель»

3) Мария Тюдор

4) 93-й год
8.Новалис – псевдоним:

1) Гарденберга

2) Вакенродера

3) Брентано

4) Клейста
9. Под каким именем выведен в романе «Айвенго» В. Скотта Робин Гуд:

1) Седрик Сакс

2) Айвенго

3) Локсли

4) Гурт
10. Назовите автора этих строк:

Не странно ль, что если является в гости

К нам голод и слышится вопль бедняка,-

За ломку машины ломаются кости

И ценятся жизни дешевле чулка?
1) Дж. Байрон

2) П. Шелли

3) В. Гюго

4) Кольридж


11. Основной прием , использованный В. Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» :

1) психологизм

2) контраст

3) метафора

4) ирония
12. Кто из перечисленных авторов издал за 18 лет ( 1814-1832) 30 исторических романов:

1) В. Скотт

2) А. Дюма

3) В. Гюго

4) Дж.Купер
13. Образ Огюста Дюпена – литературного детектива был придуман:

1) Э.Т. Гофманом

2) В. Ирвингом

3) А.Шамиссо

4) Э.По
14. Внук дочери ночных светил Нокомис, сын ее дочери Веноны и Западного Ветра, кто это:

1) Ункас


2) Гайавата

3) Манфред

4) Роб Рой

15. Имя писателя, который серьезно занимался теорией сновидений, сомнамбулизма, был дружен с врачами-психиатрами, в период своего пребывания в Бамберге:

1) Новалис

2) Л. Тик

3) Э.Т. Гофман

4) А.Дюма


16…. Всесилен , так и благ?

Зачем же эта благость наказует

Меня за грех родителей?

чувствую, что в мире



Ничтожен я, меж тем как мысль моя

Сильна как Бог.

Кто из героев Байрона так думает о себе:

1) Каин

2) Чайльд Гарольд



3) Конрад

4) Дон Жуан


17. Кто из названных авторов не работал в жанре исторического романа:

1) В. Скотт

2) В. Гюго

3) Э.Т. Гофман

4) А.Дюма
18. О ком из американских писателей-романтиков знаменитый английский драматург Б.Шоу сказал:»…не жил в Америке, он там умер» , а французский поэт Шарль Бодлер выразился более конкретно: «Соединенные Штаты были для … лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался, как существо , рожденное в мире с более чистым воздухом»:

1) Э.По


2) Г.Лонгфелло

3) Дж.Купере

4) В.Ирвинге
19. Греческое слово «ананкэ» в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» обозначает:

1) любовь

2) собор

3) судьба

4) счастье
20. Аболиционизм – это:

1) движение за отмену рабства в Америке

2) война между Севером и Югом Америки

3) гражданская война

4) один из принципов романтизма
21.Вставьте пропущенное имя главного героя в последнюю строчку данного отрывка из поэмы Дж.Г.Байрона:…не стану никого

Я порицать, и все ж: глядит мой век уныло,

В нем ни найду нигде героя моего,

Кто пригодился бы в поэме ( в этой новой),

Так будь им …, мой друг, на все готовый.

1) Конрад

2) Чайльд Гарольд

3) Манфред

4) Дон Жуан
22. Стихотворное обращение к дочери Ианте помещает в своей программной книге:

1) В.Скотт

2). Дж.Купер

3). В.Гюго

4) Дж.Байрон

23. Объектом своего пристального наблюдения в своих немного сказочных произведениях он делает сознание человека, отмечая с прискорбием, что в людях пробуждается жадность, корысть, страсть к преступлению, что большую силу над ними имеет золото и богатство. Кому из перечисленных писателей подходит эта характеристика:

10 В.Гюго

2) Э.По


3) Новалису

4) Л.Тику

24). Жизнь какого из перечисленных писателей была тесно связана с белорусской землей, Россией, Литвой :

1) Х.К.Андерсен

2) Ж.Санд

3) Дж.Байрон

4) А.Мицкевич
Ключи к ответу


вопроса


1 вариант

2 вариант

1

1

3

2

3

3

3

3

4

4

3

3

5

2

3

6

3

4

7

3

2










8

3

1

9

1

3

10

4

1

11

3

2

12

3

1

13

2

4

14

1

2










15

3

3

16

3

1

17

3

3

18

4

1

19

1

3

20

3

1

21

22

23



24

4

3

4



4

4

4

4



4




<< предыдущая страница