Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением... 2 686.1kb.
Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий тренингов 3 597.25kb.
Сборник «Телекоммуникации в образовании» 7 1586.43kb.
Методические рекомендации по проведению деловых игр курс «Макроэкономика» 2 514.15kb.
Методические рекомендации по проведению дня знаний г. Саратов 2011... 1 310.12kb.
Методические рекомендации по проведению декады (недели) молодого... 1 460.35kb.
Методические рекомендации для классных руководителей по проведению... 1 271.31kb.
Методические рекомендации для педагогов доу «Обучаем детей пдд» передовой... 1 44.36kb.
Методические рекомендации по организации и проведению "Дня защиты... 1 376.87kb.
Методические рекомендации по проведению 2 299.77kb.
Методические рекомендации для специалиста в области организации дистанционного... 1 341.81kb.
Xvii международная научно-практическая конференция для студентов... 11 1219.82kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов - страница №1/1

Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов

Информационный час — форма просветительской рабо ты среди учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости. Информационные часы подразделяются на обзор ные и тематические.

Обзорный информационный час — это краткий обзор основных полити ческих, культурных и спортивных событий, произошедших за определен ный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме: государственная внутренняя политика, государственная внешняя политика, новости из России и стран Содружества, события в мире, глобальные экологические проблемы и пути их решения, новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта.

Основные источники информации. 



  1. периодическая печать

  2. словари и справочники.

  3. телевизионные передачи.

  4. радиопередачи.

  5. сеть Интернет.

http://sch105.minsk.edu.by/sm.aspx?uid=34956


Этап проведения. Ход информационного часа координирует ведущий или классный руководитель, куратор учебной группы. Он сооб щает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность об суждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

    При проведении информационного часа важно не столько уделять вни мание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:



  • задать вопросы выступающему;

  • дополнить сообщения новыми фактами,

  • примерами; обменяться мнениями;

  • сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

    Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

    Одна из разновидностей тематического информационного часа — "круглый стол" с присутствием компетентного лица по проблеме и актив ным вовлечением учащихся в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися:



  • правовой «ликбез»;

  • Чернобыль: вчера, сегодня, завтра;

  • международный терроризм: где же выход?

  • альтернативная служба в армии: «за» и «против»;

  • экология: в поисках пути выживания и др.

Формы проведения:

  • «Информация +» —это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь); тенденции развития России и стран Содружества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию нагляд ного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с классом, группой.

  • «Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

  • «Спрашивали — отвечаем» — форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

  • «Встречи с молодежными журналами» — ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения — поочередное выступление учащихся с обзором и обсужде нием наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и др.

  • «Беседа «за круглым столом» — форма изучения актуальной со циальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя инфор мационного часа (историком, юристом, экологом, депутатом), а также про смотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями, В заключение формулируются выводы по теме (например: «Права молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, сегодня, завтра», «Профилактика правонарушений среди учащейся молодежи» и др.).

  • «Политическая дискуссия» — тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов («Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?», «Нужен ли нам союз с Россией?»). Участники заранее делятся . на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискус сии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В резуль тате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

  • «Как это было» — форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной теле передачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слу шателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстра ций и т. п.

  • «Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, полити ки, экономики у нас в стране и за рубежом.

  • «Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции -— «журналисты» и «фото корреспонденты» — интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

  • «Фотокамера смотрит в мир» — информационный час в форме по очередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и жур налов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3—4 дня для всеобщего обозрения. 

    Успех информационного часа во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами учащейся молодежи, заинтересованности и эмоциональности ведущего, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопросов, обмен мнениями.

В нашей школе часы информирования для учащихся проводятся каждую неделю по четвергам с 8.00 до 8.30.

 

Для педагогов – каждый 3-й четверг месяца.



Информационный час "Время и мы"

Источник: из методических материалов
Добавлено: 2009-11-08 19:08:56

http://www.schoolnet.by/petkovichi/images/catalog/print.gif Версия Для Печати

http://www.schoolnet.by/petkovichi/images/catalog/gz.gif Скачать статью

ВРЕМЯ и МЫ

Цели и задачи: 


- показать учащимся значимость категории времени в жизни человека и общества; формировать чувство причастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни; 
-продемонстрировать связь событий в пространстве и времени; развивать аналитические способности учащихся;
-воспитывать у них чувство ответственности за принятые решения; прививать интерес к самостоятельной мыслительной деятельности; развивать образное мышление учащихся; способствовать сплочению коллектива учебной группы; воспитывать уважение и терпимость к чужому мнению; дать возможность учащимся задуматься о ценности и значимости привычных вещей и повседневных мелочей.
Ход информационного часа: 
Вступительное слово педагога.
Как это часто бывает, тема информационного часа не обсуждалась нами заранее, а поэтому сейчас я предлагаю вам определить ее самостоятельно.
Демонстрация: две фотографии (портреты). На одной из них изображено лицо ребенка, на второй -пожилого человека.
Демонстрация пересыпания горстки песка.
Демонстрация часов: наручных, настенных, электронных, механических, песочных и тех, которые не идут.
После каждой демонстрации учащиеся называют предполагаемую тему, и каждый следующий вопрос формулируется в зависимости от ответов учащихся и их реагирования на ситуацию.
Педагог. Итак, тема сегодняшнего информационного часа: «Время». Именно время проходит незаметно и как песок просачивается сквозь пальцы. Именно время превращает ребенка в старика. Время — это то, что отмеряют бегущие стрелки циферблатов.
Мы планируем его, рассчитыва¬ем. Строго определено время футбольного матча, время урока, продолжительность суток. Жизнь человека — это тоже определенный временной отрезок: у кого-то больший, у кого-то меньший... Даже сегодня мы с вами поставлены в строгие 15-минутные временные рамки.
Человек не может жить вне времени. Задумывался ли кто-нибудь из вас над тем, сколько раз за день мы смотрим на часы: осознанно и бес¬сознательно, выполняя эту процедуру механически, машинально. Почему? Может быть, потому, что наш организм сам напоминает часы?
Из эмбриологических исследований известно, что клеточные деления зародыша происходят с точностью часового механизма. Подобно тому как человеческий зародыш с момента оплодотворения развивается строго по минутам и часам, так и родившийся ребенок в определенной последовательности проявляет свои все более сложные психофизические функции. Жевательный рефлекс не может предшествовать сосательному, однако стимуляцию и тот, и другой получают извне: прикосновение соска или случайного предмета (края простыни, собственного пальца) побуждает к сосанию в первые сутки жизни, а попадание кусочка твердой пищи на распухшие от прорезывания зубов десны — к жеванию в полугодовалом возрасте.
Вот ребенок хочет сесть, и стоит протянуть ему палец, как он схватит его и сделает то, чего жаждет, но чего еще не ведает. Он сядет!
Дайте ребенку музыку, когда в нем появляется потребность танцевать, карандаш — когда ему хочется рисовать, книгу — когда он созреет для этого способа получения информации... Но как трагично, когда новое умение, новые потребности созрели изнутри, а время упущено, и мир не выходит навстречу этим потребностям!
Как же важно все-таки не упустить время. Примеры? В спорте: упустил время удара — не забил гол. В кулинарии: продержал торт в духовке 4 часа — достал «угольки». В медицине: не диагностировали болезнь вовремя — наступает ухудшение состояния. И просто в жизни: не сказал вовремя нужные слова — «прости», «люблю» — и, возможно, потерял что-то дорогое или частицу себя.
Все имеет свое временное отражение, все события. Может быть, поэтому многие информационные программы телевидения называются «Время», «Времена», «Времечко», « Час пик », «168 часов »... И рассказывают они о событиях последних суток, часов, даже минут.
Вспомните: президент США Джордж Буш выступил 17 марта по американскому телевидению. Его речь транслировалась по всему миру в прямом эфире. Он выдвинул ультиматум Саддаму Хусейну и его сыновьям: покинуть Ирак в течение 48 часов, иначе начнется военная акция. И весь мир следил за тем, как катастрофически быстро тает время: 48 часов, 36, 24... И вот для жителей Ирака и для многих противников военного решения вопроса начался обратный отсчет времени: время войны, бомбардировок, смерти... И время идет по-другому, хотя продолжительность минуты как до войны, так и во время нее — 60 секунд.
Одна секунда, одна минута, один час. Кажется, это очень мало. Но, например, деталь в патроне токарного станка может за минуту совершать от 200 до 3,5 тысяч оборотов! Каждую минуту в мире регистрируется одно рацпредложение, каждый час происходит констата¬ция открытия! Конструкционная скорость электропоезда 120 км/ч, на железных дорогах Франции поезда развивают скорость до 360 км/ч, а в Японии проходит испытание поезд на магнитной подушке, который за 1 час сможет преодолеть расстояние в 507 км!
Знаменитая фраза «время -деньги» родилась в эпоху средневековья, а звучит сегодня очень часто. Да, действительно, время имеет свою цену. Например, одна минута пребывания человека в космосе об¬ходится в 1 миллион 300 тысяч долларов. А еще время имеет свое «звучание». (Звучат записи: куранты (торжественное звучание), колокола Хатыни (трагическое); часы (повседневное)). Из такого «тиканья» складывается наша жизнь.
И если учесть, что средняя продолжительность жизни в Беларуси 65 лет, это составит 34164000 минут жизни! А если вам сегодня 17 лет, значит вы уже прожили 8935200 минут.
Задание. Представьте себе сейчас, что эта минута вашей жизни — самая важная. Что бы вы сделали? Что бы сказали? Какое решение приняли? О чем бы побеспокоились? У вас есть 1 минута. Подумайте и коротко напишите. 
(Анализ ситуации, комментарии.)
Наверное, вы заметили, что один из часовых механизмов перед вами неисправен: часы не идут. Время остановилось...
Один из американских президентов, Бенджамин Франклин, сказал: «Ты любишь жизнь? Тогда не теряй времени, ибо время — ткань, из которой состоит жизнь!»
Вот и все. Наше время истекло. Истекло только сейчас. А вообще, наверное, время — это Вечность. Цените его, берегите, и пусть оно останавливается для вас только в самые счастливые минуты вашей жизни!




Формы проведения
обзорных информационных часов

 

«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным вы бором тем. Каждый из студентов, предварительно проанализировав обществен но-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали — отвечаем» — форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно со бираются сведения у студентов о том, какие события современной жизни их за интересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между студен тами в группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

«Информация +» — это ознакомление студентов с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:

•  внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь;

•  тенденции развития России и стран Содружества;

•  события в странах дальнего зарубежья;

•  новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.

«+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступаю щий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует со общение, обменивается мнениями с группой.



Тематический информационный час — более глубокое обсуждение ка кой-либо злободневной проблемы, цель которого — выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подбо ре материала, достойного внимания сверстников ( см. ниже «Формы проведения тематических информационных часов» ).

Направления в таком случае не распределяются, но обязательной являет ся подготовка каждого студента по наиболее заинтересовавшему его событию. Особое внимание стоит заострить на этапе подготовки. Определение те мы — один из наиболее важных моментов подготовки тематического информа ционного часа. Важнейшее требование — актуальность информативного мате риала, т.е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности. Тематику планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе со студентами. Необходимо использовать наиболее дейст венные формы и методы подачи информации.

По необходимости, преподавателем разрабатываются вопросы, позволяю щие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные зада ния для студентов, уточняется порядок проведения тематического информаци онного часа.

В роли ведущего может выступать как сам преподаватель, так и один из студентов (в зависимости от темы и формы проведения), лучше — лидер груп пы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от вовлечения всех студен тов в обсуждение вопросов, обмена мнениями по обсуждаемой тематике, при сутствия компетентных гостей. Очень важно также научить студентов само стоятельно выделять главное в предлагаемом материале. Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рам ками учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободнев ных событий в мире — повод объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей.

Все это является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь государства.

Формы проведения

тематических информационных часов

«Беседа «за круглым столом» — форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовле чением студентов в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом ин формационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими студентами.

Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенно го обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофраг мента по проблеме. После этого студенты дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мне ниями. В заключение формулируются выводы по теме.



«Политическая дискуссия» — тематический информационный час с це лью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результа те коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анали зировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и нахо дить пути их решения.

«Как это было» — форма тематического информационного часа, анализи рующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены конкретному факту, позво ляющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется исполь зование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

«Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный био графиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, эко номики, спорта у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ро левой игры. Участники пресс-конференции — «журналисты» и «фотокоррес понденты» — берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расшире нию кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.

«Тематический блиц-опрос» — представляет собой собственные видеосю жеты студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как студенты, так и сотруд ники учебного заведения, случайные посетители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с выска занным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внима ние студентов к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для после дующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» — форма информационного часа, позволяющая активизи ровать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира студенты делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (руб рикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных ма териалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

«Информационный журнал» — форма устного журнала, цель которого со стоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей стра ны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спор тивная» и другие (выбор определяют сами студенты или в зависимости от представленной тематики в информационном сборнике).

«Семинар-информация» — форма информационного часа, предполагаю щая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам, в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение, споры. На такой се минар могут быть приглашены компетентные лица.

«Брейн-ринг» — форма для проведения тематического информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в данный период време ни. Например, «Права молодежи в Беларуси», «Конституция Республики Бела русь. Основы конституционного строя» и другие. Игра представляет собой со стязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти пра вильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не тре бующими длительного обсуждения.

«Турнир-викторина» — состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди ата куют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные за дания).

Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь от 08.05.2003 N 20-12/20 "По организации и проведению в учебных заведениях информационных часов"


Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

< Главная страница

В целях усиления идейно-воспитательной работы, формирования информационной культуры учащихся в учреждениях образования разработаны Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов.

Направляем для руководства в работе Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов и просим довести рекомендации до сведения педагогических коллективов учреждений образования.

Заместитель Министра Т.Н.КОВАЛЕВА 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЧАСОВ

Сегодня, в эпоху обострения международных отношений и национальных конфликтов, экологических катастроф и социально-экономической нестабильности, политическая информированность стала не только залогом социальной адаптации, профессиональной пригодности и гражданской компетентности личности, но и проблемой выживания для каждого. Значимость проведения информационных часов невозможно переоценить. Их задача - помочь учащимся сориентироваться в потоке событий, выработать свою активную гражданскую позицию, почувствовать собственную социальную значимость, осознанно участвовать в общественно-культурной жизни учебного заведения, города, республики, отстаивать личные интересы с учетом собственной социальной безопасности.

Таким образом, информационный час - форма просветительской работы среди учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости.

Информационные часы целесообразно проводить еженедельно в соответствии с расписанием. По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час - это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме:

государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);

государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие Республики Беларусь в решении международных конфликтов);

новости из России и стран Содружества (реализация основных направлений государственной политики);

события в мире;

глобальные экологические проблемы и пути их решения;

новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта.

Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения.

Этап подготовки предполагает, прежде всего, выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предварительно назначаются классным руководителем, куратором или выбираются самими ребятами. В роли ведущего может выступать как сам классный руководитель, куратор, так и один из учащихся, лучше - лидер класса, группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Классный руководитель (куратор) по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуальных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа.

Информация к учащимся поступает из самых разных источников. Часто она бывает противоречивой и не способствует становлению лучших качеств личности. В то же время печатные средства массовой информации могут стать значимыми помощниками педагогов в освещении событий, происходящих в нашей стране, формировании адекватного отношения к тем или иным событиям, происходящим в мире. В первую очередь это государственные издания и главная государственная газета "Советская Белоруссия".

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации: актуальность, объективность, значимость, достоверность, оперативность, убедительность. Учащихся необходимо научить осмотрительно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации. К ним относятся:

1) периодическая печать. Традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Хотелось бы подчеркнуть, что монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное перечитывание статей, резко снижает интерес учащихся к поставленной проблеме. Поэтому для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, сатирических стихотворений, памфлетов, различных таблиц, схем, диаграмм, которые по необходимости могут воспроизводиться на доске;

2) словари и справочники. Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники "Страны мира", "Зарубежные молодежные организации" и другая подобная литература - неотъемлемый инструментарий в воспитании политической культуры учащихся. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации, события зачастую отпугивает ребят. Целенаправленная работа по повышению политической грамотности должна охватывать всех участников информационного часа. Важно популярным языком объяснить, растолковать сложные понятия и термины, использовать лингвострановедческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического словаря учащихся. Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодически обновляться на специально оформленных стендах (например, "Время, события, люди", "Планета") под рубрикой "Твой политический словарь".

В выборе учащимися для работы печатных изданий (газет, журналов, справочников, словарей, книг) важную роль играет библиотекарь. Необходимо, чтобы библиотекарь провел для ребят краткий экскурс в мир периодики, энциклопедий и других изданий с целью формирования у подростков четкого представления о направленности, достоверности, стиле и глубине изложения информации в том или ином издании. В дальнейшем рекомендуется, чтобы библиотекарь периодически знакомил учащихся с новостями книжного рынка, а также рекомендовал при подготовке к информационным часам достойные внимания ребят материалы и документы;

3) телевизионные передачи. Своевременное предупреждение учащихся о том, когда и на какую тему будут демонстрироваться документальные и хроникальные фильмы, информационно-аналитические передачи, ток-шоу, интервью, дает возможность включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно приучить молодежь систематически просматривать такие телепрограммы, как "Панорама", "Наши новости", которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня в нашей республике, России, странах ближнего и дальнего зарубежья. При достаточной технической оснащенности кабинета, в котором проводится информационный час, рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес учащихся к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала;

4) радиопередачи. Радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц к событиям могут быть с успехом использованы как в ходе подготовки учащихся, так и для выступлений перед группой. Техническая доступность организации аудиопрослушивания (нужна лишь магнитола и кассета с записью!) позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных молодежных радиостанций перед каждым очередным выступлением учащихся активизируют внимание слушателей, придают информационному часу живость и динамизм;

5) сеть Интернет. Этот источник информации заслуживает сегодня особого внимания. Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество - возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу.

Этап проведения. Ход информационного часа координирует ведущий или классный руководитель, куратор учебной группы. Он сообщает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

При проведении информационного часа важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

задать вопросы выступающему;

дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

обменяться мнениями;

сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

Представляет интерес периодическое проведение обзорного информационного часа со свободным выбором тем (1 раз в 4 - 6 недель). Тематические направления в таком случае не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Цель - выявление проблем, актуальных с точки зрения учащейся молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. Не успевшим выступить (ведь готовились-то все) предлагается разместить свои материалы с указанием фамилии подготовившего на специально оформленном информационном стенде.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

Этап подготовки. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования - актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя, куратора, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационного часа. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернете.

Этап проведения. Тематический информационный час может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии.

Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом информационном часе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: "корреспондент" в присутствии "оператора" с видеокамерой проводит тематический блиц-опрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, актовом зале). Вопросы готовятся заранее (например: "Как Вы относитесь к альтернативной службе в армии?", "Что бы Вы предпочли для себя (своего сына)?" и т.п.), а респондентами могут являться как учащиеся, так и администрация учебного заведения, родители, случайные посетители. Сколько эмоций вызывает у ребят последующий видеопросмотр калейдоскопа мнений со знакомыми лицами на экране! А ведь это не просто игра - невольно приходится вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

Одна из разновидностей тематического информационного часа - "круглый стол" с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Информация по теме может быть изложена как самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), так и лидером класса, учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями.

Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися:

правовой "ликбез";

Чернобыль: вчера, сегодня, завтра;

международный терроризм: где же выход?

альтернативная служба в армии: "за" и "против";

экология: в поисках пути выживания и др.

Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками класса, учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире - повод объединить за "круглым столом" несколько классов, групп, учителей-предметников, родителей, администрацию учебного заведения. Принятые за круглым столом решения могут направляться (через Интернет или по почте) в соответствующие органы и инстанции в форме рекомендаций, отзывов, предложений, благодарностей, требований, концепций.

Деятельностный подход к изучению государственных и политических событий вырабатывает у учащихся чувство сопричастности к происходящему в мире, повышает гражданскую самооценку каждого, помогает молодым людям лучше понять механизмы политических и социально-экономических процессов и побуждает к активным действиям по преобразованию негативных общественных явлений.

Для выработки своей концепции и программы действий по отдельным социально-экономическим направлениям учащимися могут создаваться выборные инициативные комитеты - информационные центры: экологический, национально-патриотический, правозащитный, по культурным связям и т.д. Направления деятельности таких информационных центров могут быть следующими:

1) приглашение на информационные часы компетентных лиц;

2) информационно-просветительская работа среди учащихся;

3) организация общешкольных, общеучилищных мероприятий (правовые консультации, семинары, акции поддержки, протеста, концерты с участием известных деятелей культуры);

4) создание информационных страничек в Интернете с целью оповещения о своей деятельности, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом;

5) соучастие в программных мероприятиях с курирующими и равно-партнерскими организациями (комитетами, течениями, партиями, союзами) своего профиля, делегирование своих представителей на городские, республиканские, международные акции, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах, слетах общегосударственного и международного общения.

Формы проведения:

"Информация +" - одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме, как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь); тенденции развития России и стран Содружества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). "+" указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с классом, группой.

"Информ-дайджест" - еженедельная "пятиминутка" со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

"Спрашивали - отвечаем" - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

"Встречи с молодежными журналами" - ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения - поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах "Юность", "Ровесник", "Смена" и др.

"Беседа "за круглым столом" - форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя информационного часа (историком, юристом, экологом, депутатом), а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме (например: "Права молодежи в Беларуси", "Чернобыль: вчера, сегодня, завтра", "Профилактика правонарушений среди учащейся молодежи" и др.).

"Политическая дискуссия" - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов ("Альтернативная служба в армии", "Международный терроризм: где же выход?", "Нужен ли нам союз с Россией?"). Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

"Как это было" - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3 - 5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т.п.

"Годы и люди" - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

"Пресс-конференция" - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - "журналисты" и "фотокорреспонденты" - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т.д.

"Фотокамера смотрит в мир" - информационный час в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3 - 4 дня для всеобщего обозрения.

Успех информационного часа во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами учащейся молодежи, заинтересованности и эмоциональности ведущего, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопросов, обмен мнениями.

Таким образом, грамотное проведение информационных часов в учреждениях образования, обеспечивающих получение общего среднего образования, ПТУЗ и ССУЗ республики является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь государства, чем и объясняется столь пристальное внимание к технологии проведения и содержанию данного мероприятия. Перечисленные рекомендации не носят исчерпывающего характера, а лишь указывают возможные формы информационно-пропагандистской деятельности в рамках учебного заведения для формирования гражданской, политической компетентности учащихся.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 
ПРОВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЧАСОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ № 188 ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ


2009/2010 УЧЕБНОГО ГОДА

День проведения – Среда. Начало – 11. 25

1 четверть

Дата проведения

Тема

03.09.09

  «Праз смугу стагоддзяу дайшло да нас слова» ( к Дню белорусской письменности – 7 сентября) 

10.09.09

К дню Мира ( 16 сентября )

«Международный терроризм: проблемы национальной безопасности и обороны» ( 8-11 классы);

«Никто не создан для войны» ( 1-7 классы)


17.09.09

 «Информация +» - обзорный информационный  час со свободным выбором темы.

24.10.09

К Всемирному дню туризма «Здоровый я – здоровая страна»

 


    01.10.09

День пожилых людей ( Урок милосердия в 1-4 классах)

Всемирный день музыки «Светлое имя Беларуси»

( посвящается В. Мулявину  )


08.10.09

«Женщины в истории Беларуси» ( 14 октября – День матери)

15.10.09

 По страницам газет и журналов.

22.10.09

«Миссия спасения: планета Земля»

«Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка» ( К международному Дню ООН).



  2 четверть 

05.11.09

«Эта непонятная молодежь: неформальные молодежные объединения» ( 5 - 11 класс)

«Разноцветный  мир детства (урок истории: пионерская организация) (к Всемирному Дню молодёжи – 10 ноября)



12.11.09

«Мой права» ( о правах инвалидов). К Международному дню незрячих и к Международному дню прав ребенка.

19.11.09

Информация +» - обзорный информационный  час со свободным выбором темы.

26.11.09

К Всемирному Дню профилактики СПИДа

«СПИД: будущее под угрозой» (01.12 – Всемирный День борьбы со СПИДом).



03.12.09

По страницам газет и журналов.

10.12.09

«Мы живем в правовом государстве». День прав человека.

17.12.09

«Пульс планеты» - обзорная информация.

24.12.09

«Чтобы праздник не обернулся бедой». Охрана жизни и здоровья. План текущих каникул.

3 четверть

14.01.10

Главная тема первой полосы (обзорная)

21.01.10

 «Люди особого риска»  (Ко Дню спасателя)

28.01.10

«Память о Холокосте» ( 27 января  – День памяти жертв минского гетто)

04.02.10

«Пионеры – герои» ( 8 февраля – День юного героя-антифашиста)

11.02.10

 «Патриотизм и интернациональный долг»

(15 февраля - День памяти воинов интернационалистов)



18.02.10

«Столица. Новости науки, культуры, образования».

   25.02.10

«Пульс планеты» - обзорная информация.

   04.03.10

«Служба -102» ( к Дню милиции).

   11.03.10

«Подвиг Марии Осиповой в годы Великой Отечественной войны» ( 100 лет со дня рождения.)

   18.03.10

 «Гражданин Республики Беларусь»

(15 марта – День Конституции Республики Беларусь)



   25.03.10

«Цудоуны свет театра» ( 27 марта - Международный день театра»

4 четверть

01.04.10

«Беларусь и Россия» - страны дружбы и согласия (ко Дню единения народов Беларуси и России(

08.04.10

«Боль памяти» ( 11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концентрационных лагерей)

15.04.10

«Пульс планеты» - обзорная информация.

22.04.10

«И боль, и любовь, и тревога моя» ( 22 апреля –Международный день Земли)

29.04.10

 «Кем быть? »  ( о социальных льготах и гарантиях выпускников)

06.05.10

«И помнит мир спасенный…»

(к 65-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков)



13.05.10

«Государственные символы РБ. Символы белорусских городов». (11мая – День Государственного Герба и флага РБ)

20.05.10

«Наследие Кирилла и Мефодия» ( К Дню славянской письменности и культуры - 24 мая )

27.05.10

«Пульс планеты» - обзорная информация.

Ответственные классные руководители 1- 11 классов, информационно-пропагандистская группа (руководители: Мельник Л. А., Ильина Л. М.)