Методические рекомендации по оценке стоимости интеллектуальной собственности - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дни интеллектуальной собственности 19-26 апреля 2012 года Санкт-Петербург 1 52.62kb.
Послание Генерального директора Всемирной организации интеллектуальной... 1 18.95kb.
Методические рекомендации по оценке эффективности проведения конкурсов... 2 577.25kb.
Понятие и виды интеллектуальной собственности. Понятие охраны интеллектуальной... 1 198.73kb.
Международный день интеллектуальной собственности 2 609.89kb.
Справка о законодательстве в сфере охраны и защиты интеллектуальной... 2 373.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обеспечение охраны интеллектуальной... 2 423.61kb.
Справка о законодательстве в сфере охраны и защиты интеллектуальной... 1 161.85kb.
Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности... 1 212.26kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс 1 274.05kb.
Все большее число компаний, работающих по принципу млм, т е. 3 855.12kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по оценке стоимости интеллектуальной собственности - страница №1/6



¶Ü²Ð²îØ²Ü ¼²ð¶²òØ²Ü ÎºÜîðàÜ





APPRAISAL DEVELOPMENT CENTER

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОЦЕНКИ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Авторы:

  1. Гавриленко Юрий

  2. Галстян Амазасп

  3. Калтахчян Карен

  4. Тер-Маргарян Ваге

Данный документ создан при финансировании и содействии Фонда Евразия

Ереван – 2003


ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Методика разработана специалистами в сфере интеллектуальной собственности при координации "Центра развития оценки" в целях обеспечения единых подходов и результатов при оценке объектов интеллектуальной собственности.

Методика предназначена для применения при оценке рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности.

Методика основывается на методологии оценки интеллектуальной собственности и нематериальных активов, широко применяемой в современной международной практике, и определяет термины и определения, принципы и порядок проведения оценочных расчетов, а также требования к документированию их результатов.



  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1. Настоящая Методика является рекомендацией и не может рассматриваться в качестве единственной возможной методики по оценке стоимости интеллектуальной собственности. Данная методика предназначена для оценки следующих объектов интеллектуальной собственности:

  • изобретения, полезные модели и промышленные образцы, охраняемые Законом о патентах РА от 26 октября 1999г. Ðú –15;

  • программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые законом РА от 8 декабря 1999г. Ðú –28 "Об авторских и смежных правах”;

  • топологии интегральных микросхем, охраняемые законом РА от 3 февраля 1998г. Ðú –198 "О правовой охране топологий интегральных микросхем";

  • товарные знаки, знаки обслуживания и, охраняемые законом РА от 20 марта 2000г. Ðú–41 “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”

  • секреты производства (ноу-хау) в соответствие с законом РА "Об экономической конкуренции" - предназначенные для профессиональной деятельности граждан и юридических лиц сведения, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель которых принимает меры к охране их конфиденциальности (теории, концепции, технические предложения, методы, методики, руководства, инструкции, эскизные проекты, конструкторская, технологическая, ремонтная и эксплуатационная документация и др.).

1.2. Методика обеспечивает проведение оценки прав на результаты интеллектуальной деятельности при их использовании в качестве технологической (методической) основы 1) производства товаров, 2) проведения работ, 3) оказания услуг, 4) предоставление прав интеллектуальной собственности.

Под товаром понимается любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме.

Под работами понимаются виды деятельности, основными результатами которой являются как само выполнение работ с оплатой в зависимости от их объема и продолжительности выполнения, так и результаты в материально-вещественной форме, включая опытные образцы техники, техническую документацию, научно-технические отчеты о научно-исследовательских работах и др.

Под услугами понимаются виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности.

 Под предоставлением прав понимается использование прав интеллектуальной собственности, не принадлежащих непосредственно лицу, их использующему на основании договоров или иных нормативных документов.

1.3. Стоимость является экономическим понятием, устанавливающим взаимоотношение между правами на результаты интеллектуальной деятельности, доступными для использования (приобретения), с одной стороны, и теми, кто их использует (покупает) и предоставляет (продает) - с другой. Стоимость является не историческим фактом, а оценкой ценности конкретных прав в конкретный момент времени в соответствии с выбранным определением понятия стоимости.

1.4. Рыночная стоимость ОИС –наиболее вероятная цена, за которую объект интеллектуальной собственности (ОИС) может переходить из рук в руки на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом в результате коммерческой сделки после адекватного маркетинга. При этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения, т.е.


  1. покупатель и продавец имеют типичную коммерческую мотивацию;

  2. обе стороны в сделке хорошо информированы либо пользуются квалифицированными консультациями и действуют таким образом, чтобы в наибольшей степени удовлетворить собственные интересы;

  3. интеллектуальная собственность предлагается к продаже на открытом рынке в течении разумно необходимого времени;

  4. покупка оплачивается денежными средствами;

  5. цена представляет собой нормальную компенсацию за продаваемую интеллектуальную собственность, на размер которой не влияют какие-либо специальные финансовые условия или уступки, оказываемые кем бы то ни было, имеющим отношение к сделке.

1.5. Концепция рыночной стоимости базируется на понятии наиболее эффективного использования объекта оценки. Под наиболее эффективным использованием понимается использование объекта оценки реально существующим пользователем, являющееся физически возможным, разумно оправданным, юридически законным и осуществимым с финансовой точки зрения, положительный эффект от которого оценивается как максимальный.

1.6. Необходимость оценки стоимости интеллектуальной собственности возникает в следующих случаях:



  • купля-продажа прав интеллектуальной собственности

  • заключение лицензионных договоров

  • передача интеллектуальной собственности в уставные фонды хозяйственных товариществ и совместных предприятий;

  • инвестирование правами интеллектуальной собственности;

  • приватизации;

  • залог;

  • заключение договоров о совместной научной и научно-технической деятельности;

  • коммерциализация инноваций;

  • бухгалтерский учет интеллектуальной собственности;

  • определение ущерба от нарушения прав интеллектуальной собственности, в частности при недобросовестной конкуренции.

1.7. При оценке интеллектуальной собственности определяется стоимость прав интеллектуальной собственности. В соответствии с Конвенцией об основании Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), к правам интеллектуальной собственности относятся права, на:

  • изобретения;

  • полезные модели;

  • промышленные образцы;

  • товарные знаки;

  • знаки обслуживания;

  • ноу-хау.
  1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ


В таблице систематизированы те подходы и методы, которые применяются на практике для стоимостной оценки интеллектуальной собственности.

Подходы к оценке интеллектуаль­ной собственности

Доходный (стоимость-функция чистого дохода от использования ИС)

Метод преимущества в прибыли (за счет увеличения валового дохода):

Метод учета возрастания цены продукции

Метод учета возрастания количества продукции

Метод учета возрастания и цены, и количества продукции

Метод учета возрастания количества продукции при снижении цены

Метод преимущества в расходах

Метод освобождения от роялти

Метод выигрыша в себестоимости

Метод одновременного учета преимущества в прибыли и в расходах (метод учета чистого дохода, с последующим выделением той его части, которая приходится на ИС)

Затратный подход (стоимость-функция от затрат на ИС)

Метод учета затрат на восстановление

Метод учета затрат на замещение

Рыночный подход, подход сравнимых продаж.

Некоторые из этих методов можно трактовать как разновидности более общих методов. И то, что они даны в таблице как самостоятельные методы, объясняется только удобством их рассмотрения.

Всю совокупность методов, применяемых для оценки ИС, так же, как и в случае с другими видами собственности, можно разделить на 3 группы: доходный подход (основанный на учете чистого дохода), затратный подход (основанный на учете затрат на воссоздание ИС) и рыночный подход (основанный на учете и доходов, и затрат).

Что касается чистого дохода, то его можно повысить или увеличением валового дохода (группа методов "Преимущество в прибыли"), или уменьшением расходов на создание и применение ИС (группа методов "Преимущество в расходах").


    1. Доходный подход (группа “Доходные методы”)

В основе методов этой группы лежит отождествление ОИС с активом, приносящим доход. Т.е. рассматривается как средство, способное генерировать денежные потоки. Группа данных методов должна учитывать следующие факторы: определение годового чистого денежного потока, генерируемого ОИС; прогнозирование значений годового чистого денежного потока на будущие периоды использования ОИС; учет рисков, влияющих на будущие размеры денежных потоков; приведение значений денежных потоков к единому моменту времени.

      1. Группа методов "Преимущество в прибыли"

Основная концепция всех методов этой группы: преимущество в прибыли образуется или по сравнению с предприятиями, выпускающими аналогичную с рассматриваемым предприятием продукцию (но без использования оцениваемой ИС), или применительно к данному предприятию, выпускавшему продукцию с использованием и без использования ИС. Затем скалькулированное в денежной форме преимущество в прибыли капитализируется и полученная величина принимается как оценка стоимости ИС.

Основой оценки прав интеллектуальной собственности является их исключительный характер. Практически интеллектуальная собственность позволяет монополизировать рынок нового продукта или технологию производства продукта. Т.е. предприятие может стать монополистом на период действия прав интеллектуальной собственности, если не появится более эффективное техническое решение по производству данного продукта.

Необходимо разделить два принципиально разных случая:


  1. ОИС, направленный на производство на данном рынке нового товара или услуги.
    Такие ОИС позволяют производителю монопольно устанавливать цену, а значит и собственную прибыль, получаемую от реализации единицы продукции.

  2. ОИС, направленный на снижение издержек или изменения в структуре издержек. Такие изобретения позволяют производителю монопольно уменьшать цену, не уменьшая собственной прибыли в пределах той экономии, которая происходит от использования патента или ноу-хау.
    Следует заметить, что при уменьшении цены в силу эластичности спроса по цене возможно многократное увеличение объема продаж.

В первом случае стоимость изобретения, защищенного патентом или ноу-хау, будет определяться суммой дисконтированных ожидаемых денежных потоков при достижении предприятием пика эффективности (произведение чистой прибыли с одной единицы продукции на общий объем продаж данного вида продукции должно достигнуть своего максимального значения в каждом отдельном периоде, по которому проводится дисконтирование).

2.1.2. Группа методов "Преимущество в расходах"

Основная концепция, положенная в основу методов этой группы: чем меньше расходы, инициированные использованием ИС и связанные с производством и реализацией продукции, тем больше чистая прибыль и, соответственно, больше полученная путем ее капитализации стоимость ИС.

В зависимости от источника возникновения экономии расходов существуют два метода, входящих в эту группу.

Метод освобождения от роялти

Этот метод основан на следующих условных допущениях:



  1. Оцениваемая ИС не принадлежит истинному владельцу, а является собственностью некой другой стороны.

  2. Эта другая сторона представляет ИС предприятию на лицензионной основе на условиях определенных отчислений от выручки - роялти.

  3. В силу того, что ИС на самом деле принадлежит истинному ее владельцу, ему не нужно платить роялти - образуется псевдоэкономия расходов, капитализация которой может быть принята как эквивалент стоимости ИС.

Метод выигрыша в себестоимости

Основа этого метода - учет экономии затрат, которая может быть ассоциирована с применением оцениваемой ИС. Применение этого метода подразумевает вычисление величины выигрыша в себестоимости за срок, когда ИС еще приносит полезный эффект (снижает себестоимость). Рассчитанный размер экономии в себестоимости затем капитализируется, что позволяет определять текущую стоимость ИС.


2.2. Затратный подход (группа "Затратные методы ")

В основе методов этой группы лежит отождествление стоимости ИС - затратам на ее воссоздание, с учетом разумной величины прибыли (если, разумеется, характер ИС принципиально допускает такое воссоздание). Причем, если подобное воссоздание предполагает полное копирование оцениваемой ИС, применяется



метод восстановления.

Если же при воссоздании речь идет о создании иной ИС, но с такими потребительскими свойствами, что воссозданную ИС можно условно считать аналогом оцениваемой, то применяется



метод замещения

Применение затратных методов подразумевает, что вклад ИС в прибыль предприятия превышает затраты на воссоздание ИС.



2.3. Рыночный подход (метод "Сравнимых продаж")

Рыночный подход включает идентификацию ОИС, установление прав собственности, дату проведения оценки, вариант использования и вид стоимости, подлежащей оценке. Права собственности, которые необходимо оценить, могут быть частичными (простая лицензия) или абсолютными (исключительная или полная лицензия). Стоимости по всем сопоставимым ОИС приводятся к дате оценки. Анализ рыночной информации необходим также для выявления важных факторов спроса и предложения.

Потребительские свойства ОИС определяются большим числом параметров; полный аналог оцениваемого ОИС или информация по сделкам, совершенным подобными объектами в данный момент, может вообще отсутствовать (т.е. не бывает абсолютно одинаковым ОИС). Тогда задача анализа рыночных продаж может быть сформулирована как задача поиска функции, отражающей зависимость стоимости ОИС от его характеристических свойств.

Так как ОИС оцениваются в основном на основании доходного подхода, отдельного рассмотрения заслуживают методы определения чистого экономического эффекта, создаваемого ОИС.



  1. следующая страница >>