Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы... 1 223.86kb.
Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы 1 55.07kb.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине... 1 275.3kb.
Методические рекомендации по написанию контрольной работы по предмету... 1 202.01kb.
Методические указания по написанию и оформлению дипломных работ для... 1 772.94kb.
Контрольная работа письменная работа, является критерием оценки знаний... 1 37.48kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Методические указания Выборг 2008 содержание и оформление выпускной... 1 381.96kb.
Методические рекомендации по оформлению списка литературы к вкр,... 1 66.34kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.29kb.
Методические рекомендации по оформлению учебных рабочих программ... 1 50.28kb.
Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе Материалы... 7 2331.84kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы - страница №2/6

Тема: "Особенности работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения по сенсорному воспитанию детей раннего возраста".

План исследовательской работы включал следующие этапы (названия этапов выделить полужирным начертанием):

Констатирующий этап проводился с … по … (указать конкретные сроки).

Цель: определение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

Для реализации данного этапа исследования нами был использован основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста, а именно: обследование детьми предметов.

Формирующий этап проводился с … по … (указать конкретные сроки).

Цель состояла в организации и проведении педагогами ДОУ процесса сенсорного воспитания детей раннего возраста.

В процессе работы нами использовались следующие методы: беседа с детьми, игра, обследование предметов.

Итоговый этап проводился с … по … (указать конкретные сроки).

Цель: проведение сравнительного анализа результатов диагностики уровня сенсорного развития детей раннего возраст до и после проведения формирующего этапа.

Методы исследования на данном этапе были следующие:


  • обследование предметов;

  • метод математической статистики, а именно: Т-критерий Вилкоксона.




  1. Методы исследования

Выбор методов зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. Все методы можно сгруппировать следующим образом.

  1. Методы эмпирического исследования - это способы выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте и практике работы. К ним относят:

  • наблюдение,

  • эксперимент,

  • опросные методы (анкетирование, беседа, интервью, тестирование, самооценка),

  • праксиметрические методы (контент-анализ, анализ документов, изучение опыта работы),

  • оценочные методы (экспертная оценка, экспертный прогноз, метод независимых характеристик, рейтинг),

  • комплексные методы (опытно-педагогическая работа, мониторинг),

  • социометрический метод,

  • метод измерений (шкалирование, ранжирование),

  • методы психолого-педагогической диагностики,

  • методы математической статистики.




  1. Методы теоретического исследования - направлены на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования. К ним относят:

  • теоретический анализ и синтез,

  • сравнение,

  • классификацию,

  • абстрагирование,

  • обобщение,

  • конкретизацию и идеализацию,

  • индукцию и дедукцию,

  • аналогию,

  • моделирование.




  1. Специальные методы - связаны со спецификой конкретной деятельности, например:

  • методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание;

  • социально-экономические методы: метод льгот и пособий, метод компенсаций, социальный патронаж, медицинский патронаж, социально-экономические санкции;

  • SWOT - анализ, STEP - анализ, бенч - маркинг, модель Мак-Кинзи, метод Дельфи и др.

Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект. Причем следует учитывать, что для каждого этапа и части исследования, так же как и для каждого объекта, предмета, общих задач исследования, накопленного материала, обычно отбираются наиболее адекватные методы, чтобы они соответствовали современным принципам научного исследования. То есть они должны давать надежные результаты, обладать максимальной направленностью обучаемых, находиться в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме.

Пример описания и оформления методов:

В процессе исследования нами были использованы следующие методы (выделить полужирным начертанием): теоретический анализ, синтез и анализ литературы, анализ документов, наблюдение, беседа с младшими школьниками, комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей, метод математической статистики, а именно: метод U – критерий Манна – Уитни.




  1. Практическая значимость

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования можно применить и использовать в определённых процессах, на конкретных объектах, в реальных ситуациях или они позволяют усовершенствовать некий процесс, объект.

Примеры описания и оформления практической значимости в курсовой работе:



  1. Практическая значимость исследования (выделить полужирным начертанием) состоит в том, что результаты практического исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в реальных условиях деятельности.




  1. Практическая значимость исследования (выделить полужирным начертанием) состоит в том, что разработанная нами система методов диагностики девиантного поведения и модель коррекционной деятельности могут быть использованы в работе социального педагога общеобразовательной школы.




  1. Практическая значимость исследования (выделить полужирным начертанием) заключается в том, что на основе выявленного нами влияния уровня профессиональной мотивации на успешность профессиональной деятельности можно решать проблемы управления персоналом и расстановки кадров, строить необходимую психокоррекционную работу, направленную на развитие профессиональной мотивации. Кроме того, полученные данные могут быть использованы в тренинговой и профориентационной работе. Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, использованием математической обработки полученных данных.




  1. Структура исследования

Данный параметр завершает введение и содержит краткое описание структуры всей курсовой работы. Пример описания и оформления структуры исследования.

Структура исследования (выделить полужирным начертанием) состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность, параметры исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения проблемы социально-педагогической запущенности у детей младшего школьного возраста.

Во второй главе описаны основные направления деятельности социального педагога с социально-педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

В третьей главе представлено экспериментальное исследование, описывающее особенности работы социального педагога реабилитационного центра с социально-педагогически запущенными младшими школьниками.

В заключении приведены основные выводы.

Список использованной литературы содержит 33 источника.

В приложении содержатся описания методов исследования, 5 таблиц, 7 рисунков.


2.3.Правила оформления основной части и заключения
После введения с нового листа начинается описание основной части курсовой работы, которая, как правило, содержит 2-3 главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-4 подглавы. Структура основной части определяется типом курсовой работы.

Основная часть курсовой работы реферативного типа может быть представлена 2 главами, в которых излагаются история проблемы, анализ данной проблемы в теории и практике.

В основной части опытно-экспериментальной курсовой работы может быть 2-3 главы: первая глава может носить общетеоретический (методологический) характер; вторая глава - методический характер, в которой дается анализ изучаемой проблемы, характеристика методов исследовательской работы; третья глава – практический характер, в которой описываются результаты констатирующего и итогового экспериментов или предполагаемые результаты.

Основная часть курсовой работы практического характера может иметь 2 главы, содержание первой главы должны представлять теоретические основы изучаемой проблемы. Вторая глава должна представлять моделирование социально-психолого-педагогической деятельности, системы уроков и занятий с обоснованием их разработки и методическими рекомендациями по их применению, проектирование конкретного туристического маршрута, программ диверсификации услуг и т. д.

Основной частью курсовой работы проектного характера является проект.

Обязательным для курсовой работы является логическая связь между главами, последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, наличие выводов. При этом можно использовать следующие формулировки:



  • Таким образом, теоретический обзор литературы по теме исследования позволяет нам сформулировать основные выводы, состоящие в следующем…




  • Обобщая вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы и т. п. …

После основной части следует заключение, соразмерное введению, т. е. объемом 2-3 страницы, которое должно содержать краткие результаты работы в виде выводов по всем главам и подглавам содержания курсовой работы. В выводах следует рассмотреть вероятность внедрения результатов работы и возможные перспективы развития рассматриваемых вопросов, проблемные положения, дискуссионные аспекты и т. д. Обычно каждый вывод пишется тезисно и оформляется нумерованным или маркированным списком. Обязательно должна существовать логическая связь введения и заключения, а именно: если во введении определяются шесть задач исследования, то в заключении, соответственно, четко должны выделяться, как минимум, шесть выводов. Задача студента - грамотно, кратко и обстоятельно сформулировать, что же в данной работе фактически сделано. При этом не следует дублировать содержание введения и основной части работы, а также выводы по главам.

Заключение пишется с нового листа, заголовок - с заглавной буквы, полужирным начертанием, размещается по центру листа. После заголовка одна строка вниз отступается и пишется текст.
2.4. Правила оформления списка использованной литературы
После заключения с нового листа оформляется список использованной литературы. К группировке материала в нем надо отнестись с большим вниманием, так как именно он отражает глубину изученности темы ее автором, документирует, в частности, все библиографические ссылки в тексте исследования.

В общий список включают все использованные в процессе работы литературные источники. Среди них обязательно должна быть литература за последние 5-10 лет. В списке применяется общая нумерация литературных источников. Образец оформления списка использованной литературы составлен в соответствии с требованиями стандарта и содержится в Приложении 7. При изменении требований к оформлению списка использованной литературы следует пользоваться дополнительными методическими рекомендациями.

Заголовок пишется с заглавной буквы полужирным начертанием, располагается по центру листа без точки и двоеточия. После заголовка пропускается одна строка вниз и под ней приводится основной список. Сначала указывается фамилия автора, затем - его инициалы. Иноязычные издания приводятся в конце списка в латинском алфавитном порядке.

Все элементы в ссылках располагаются в предписанной последовательности и разделяются предписанной опознавательной пунктуацией. Знаки предписанной пунктуации (. , - // и др.) служат своеобразным определителем следующего за ним элемента или сигнализируют о начале новой области описания. Предписанная пунктуация способствует распознаванию отдельных элементов в записях на разных языках и требует обязательных пробелов до и после каждого знака (кроме точки и запятой, когда пробел оставляется только после знака). Таким образом, оформление предписанной пунктуации отличается от оформления обычных знаков препинания.



Существуют различные способы группировки литературы в предлагаемом библиографическом списке. Группировка материала зависит от характера самой работы, ее назначения, темы. Наиболее известные способы группировки литературы следующие:

  1. алфавитный;

  2. хронологический;

  3. в порядке упоминания документов в тексте;

  4. по главам работы монографического характера;

  5. систематический;

  6. топографический;

  7. персональный.

Независимо от выбранного способа группировки в начало списка использованных источников и литературы, как правило, помещаются официальные документы (Законы, Постановления, Указы и т. д.).

Алфавитное расположение. При алфавитной группировке документы располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий (если автор не указан). Оформление записи производится следующим образом:

  • при совпадении первых слов (букв) - по вторым словам (буквам) в алфавитном порядке и. т. д.;

  • в случае нескольких работ одного автора - по заголовкам работ в алфавитном порядке;

  • при авторах-однофамильцах - по инициалам в алфавитном порядке;

  • различные издания одного и того же произведения - в прямой или обратной хронологии годов издания;

  • при наличии литературы на разных языках документы располагаются последовательно: на русском языке; на языках с кириллическим алфавитом или в кириллической транскрипции; на языках с латинским алфавитом или латинской транскрипции; на языках с оригинальной графикой;

  • труды одного автора помещаются по годам по алфавиту первых слов заглавий его произведений;

  • литературу на других языках размещают после русской (по алфавиту соответствующего языка);

  • фамилии отечественных авторов, публиковавшихся на иностранных, и фамилии зарубежных авторов, публикации которых переведены на русский язык, приводятся в списке на языке издания, на котором это произведение опубликовано.


Хронологическое расположение документов. Хронологический способ (по годам) может быть восходящим (от старых работ к более новым) и нисходящим (обратное расположение). Он позволяет показать динамику развития научной деятельности в историческом плане.

Группировка в порядке первого упоминания работ в тексте. При этом способе группировки библиографические описания следуют друг за другом в порядке первого упоминания о них в тексте. Этот способ построения рекомендуется только для больших по объему библиографических списков.

Группировка документов по главам научной работы. Этот способ группировки более совершенен, чем предыдущий. Обычно документы общего характера, имеющие отношение ко всем главам, указываются в начале списка. Материалы, относящиеся к той или иной главе, указываются в алфавитном или хронологическом порядке.

Систематическое расположение материала. Этот способ группировки является близким к группировке документов по главам, то есть расположение по отдельным отраслям знания, вопросам и темам в их логическом соподчинении. Внутри разделов списка материалы располагаются по алфавиту или хронологически.

Схема систематического расположение документов в списке:



  1. Официально-документальные издания: Конституция, законы, указы, кодексы, постановления и распоряжения высших, региональных и муниципальных органов государственной власти Российской Федерации.




  1. Законодательные материалы и другие правовые документы государственных организаций России (до 1917 г.) и зарубежных стран.




  1. Источники: письменные памятники, основные документы, на анализе которых строится научное или учебное исследование, тексты художественных произведений, воспоминания, дневники, переписка, статистические сборники, ежегодники, материалы статистических органов, периодические издания (газеты и журналы), обследованные за несколько лет, документальные материалы центральных и местных архивных учреждений.




  1. Научные документы: монографии, сборники статей, авторефераты диссертаций, депонированные рукописи, учебные пособия, статьи из сборников, научных журналов, продолжающихся изданий на русском языке, а затем на других иностранных языках.




  1. Специальные виды нормативно-технических документов: государственные стандарты, описания изобретений, технические каталоги, информационные листы, патентные документы, типовые проекты, каталоги промышленного оборудования, прейскуранты на материалы и изделия.


Топографическое расположение документов. Порядок группировки документов предполагает группировать список по местностям, которым посвящена литература: по странам, отдельным областям, городам, поселкам и т. д.

Персональное расположение - этот способ подразумевает расположение документов, посвященных какому-либо лицу, а список использованных источников и литературы подразделяют на два раздела: его произведений и литературы о его жизни и творчестве. Внутри раздела наиболее часто применяется хронологический способ расстановки документов.

В описаниях иностранных книг город не сокращается. Если в книге два места издания, названия которых сокращаются, то оба города приводятся в сокращённой форме.

Если название одного из них не сокращается, то оба приводятся в полной форме. Между городами ставится точка с запятой (;), например:


  • Правильно: М.: Академия, 2001; СПб.: Питер, 2002. 223 с.

  • Неправильно: Москва: Академия, 2001; СПб.: Питер, 2002. 223 с.

Если мест издания три и более, то в описании приводят первое со словом "и др.", например:



  • М.: Академия и др., 2002. 156 с.

  • Южно-Сахалинск: СахГУ и др., 1999. 132 с.

Если место издания неизвестно, то пишут: "Б.м." (без места) для книг, изданных на русской языке.

Наименование издательства приводят после города в краткой форме, без кавычек, опуская слово "издательство". Ему предшествует двоеточие (:).
2.5.Правила оформления приложения
Приложение располагается после списка использованной литературы с нового листа. Каждое новое приложение также начинается с нового листа. Слово "Приложение" (в работе без кавычек) помещается в верхнем правом углу, пишется с заглавной буквы, полужирным начертанием, без точки в конце, содержит порядковый номер (без знака "№") и должно иметь свой тематический заголовок, который располагается ниже, по центру страницы, с заглавной буквы полужирным начертанием, например:

Приложение 1

Анкета для учащихся

(ниже располагается текст)

(с нового листа)

Приложение 2

Результаты социологического опроса учащихся

(ниже располагается текст)


Приложение должно быть логически связано с самой работой, на него должна быть ссылка в тексте, помещённая в круглые скобки, например:

  • В ходе эксперимента было проведено анкетирование, итоги которого показаны в Приложении 1.

  • Описание методики представлено нами в Приложении 3.

  • Результаты анкетирования представлены нами в табл. 6 (Приложение 3).

  • Как показано на рис. 2 (Приложение 4) ...

В приложение следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. Приложение нумеруется, продолжая счет, но его объем не ограничен и не включается в обязательное количество страниц курсовой работы. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, инструкции, методики, иллюстрации, наглядные пособия, разработки мероприятий, система уроков, фотографии, рисунки, нотный материал и т. п.



Глава 3.ТИПЫ КУРСОВЫХ РАБОТ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИХ СТРУКТУРЫ

3.1. ТРЕБОВАНИЯ К курсовЫМ работАМ реферативного типа
Цель данного вида курсовых работ - развитие у студентов навыков самостоятельной исследовательской работы на основе критического анализа научной литературы по заданной проблеме.

Процесс выполнения данного вида курсовой работы позволяет формировать у студентов ряд профессиональных компетенций, а именно:



  • самостоятельно систематизировать и оценивать педагогический опыт, образовательные технологии в области образования на основе критического изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;

  • комментировать, мотивировать правильность или ошибочность отдельных положений, делая теоретические обобщения;

  • оформлять теоретические научные разработки;

  • участвовать в исследовательской деятельности в области теории профессиональной деятельности.

Структура курсовой работы РЕФЕРАТИВНОГО ТИПА

  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, историография изучаемой проблемы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, практическая значимость, структура исследования.

  4. Основная (теоретическая) часть, состоящая из 2-х глав. В ней дается обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы. Взгляды учёных следует систематизировать в следующем порядке:

  • что в науке говорится о сущности данного явления, позиции каких ученых и в чём совпадают;

  • что входит в содержание данного явления, процесса (его компоненты, звенья, стадии, этапы развития);

  • что говорят учёные о путях решения данной проблемы на практике (кто и какое направление разработал);

  • какие трудности, отмеченные в предшествующих исследованиях, встречаются при практическом решении задачи;

  • какие условия эффективной деятельности в данной области выделены учеными.




  1. Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования.

  2. Список использованной литературы, содержащий не менее 25 источников.

  3. Приложение (если необходимо).

Примерные темы курсовых работ реферативного типа:

  • История становления и развития социальной работы в России.

  • Семья как объект социально-педагогической деятельности.

  • Характеристика основных аспектов девиантного поведения подростков.

  • Роль государства в регулировании сферы туристических услуг.

3.2.Требования к курсовым работам Исследовательского типа

Цель данного вида курсовых работ - анализ определённого фактического материала, позволяющего сделать научно убедительные выводы.

Следует отметить, что особенностью исследовательских работ является то, что они обычно представляют собой различные комбинации реферативного, аналитического и исследовательского элементов. К примеру, любая исследовательская работа должна содержать реферативную часть для теоретического обоснования выбора темы, аргументации точки зрения, которой придерживается автор и т. д.

В процессе выполнения исследовательских работ у студентов должны быть выработаны следующие профессиональные компетенции:



  • проведение практической исследовательской деятельности в профессиональной области;

  • умение оформлять практические научные разработки;

  • умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • умение ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Структура курсовой работы опытно-экспериментального типа

  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, историография изучаемой проблемы, объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, план исследовательской работы, методы исследования, практическая значимость, структура исследования.

  4. Основная часть, которая состоит из двух глав:

  1. теоретической, в которой дается история вопроса, теоретические аспекты, научные подходы к изучению проблемы, психолого-педагогическое (социально-педагогическое, социальное и др.) обоснование проблемы;

  2. опытно-экспериментальной, в которой должны быть представлены:

  • план проведения эксперимента,

  • характеристика методов экспериментальной работы,

План проведения эксперимента должен включать 3 этапа:

  1. Констатирующий - проводится в начале исследования и ставит своей целью выяснение на практике изучаемого явления путем проведения диагностического исследования. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ работ детей, уроков, анализ деятельности конкретного предприятия, туристских ресурсов и т. д. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и последующего анализа полученных данных.

  2. Формирующий - направлен на практическую проверку выдвинутой гипотезы посредством введения новых условий, изучения их влияния на изменение ситуации (повышение эффективности). Например, можно описать ход реализации выбранной программы коррекционных мероприятий, системы уроков, внеклассных занятий, конкретных упражнений, действий и т. д.

  3. Итоговый - проводится с обязательным использованием тех же диагностических методов, которые использовались на констатирующем этапе. Данный этап даёт возможность сравнить результаты констатирующего и итогового этапов. На этом этапе особую значимость приобретает статистическая обработка данных, составление обобщающих таблиц, построение графиков и другие обобщающие методы.

  1. Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов, позволяющих сделать вывод о правильности или ошибочности выдвинутой во введении гипотезы.

  1. Список использованной литературы (не менее 20 источников).

  2. Приложение, содержащее таблицы, рисунки, описание диагностических методик и т. д.

Примерные темы курсовых работ опытно-экспериментального типа:

  1. Влияние тревожности на уровень развития социального интеллекта работников производственной сферы.

  2. Особенности развития учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте.

  3. Сравнительный анализ познавательного развития младших школьников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

  4. Влияние паники на подготовку и реализацию управленческих решений.



Структура курсовой работы практического типа

  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  1. Введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, план исследовательской работы, методы исследования, практическая значимость, структура исследования.

  1. Основная часть, состоящая из:

  • теоретической части, в которой дается история вопроса, теоретические аспекты, научные подходы к изучению проблемы, психолого-педагогическое (социально-педагогическое, социальное) обоснование проблемы;

  • практической части, которая должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из моделирования педагогической, социальной, социокультурной, туристской деятельности, описания ее частичной или полной реализации, возможной оценки ее результативности. В практической части должны быть представлены:

  • план проведения эксперимента,

  • характеристика методов экспериментальной работы,

План проведения эксперимента может быть двух видов и включать 2 этапа:

  • 1 вариант - констатирующий и формирующий этапы;

  • 2 вариант - констатирующий и итоговый этапы.

Если автор выбирает 1-ый вариант, то следует ориентироваться на следующее.

  • Констатирующий этап проводится в начале исследования и ставит своей целью выяснение на практике изучаемого явления путем проведения диагностического исследования. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ работ детей, уроков, анализ деятельности конкретного предприятия, туристских ресурсов и т. д. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и последующего анализа полученных данных.

  • Формирующий этап - направлен на практическое создание новых условий для эффективного преобразования проблемной ситуации, диагностированной на констатирующем этапе. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, системы воспитания конкретного образовательного учреждения, конкретного предприятия, туристских ресурсов) с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению. Если решение данной проблемы носит длительный характер (например, социальные проблемы), то достаточно ограничиться составлением модели. Ниже представлен возможный вариант модели социально-педагогической деятельности:

Таблица 1

Образец составления модели



Проблема

Механизм решения

Специалисты

Ожидание результатов

Д и а г н о с т и ч е с к и й э т а п

I. Работа с подростками

....

....

.....

....

II. Работа с педагогами









III. Работа с родителями









А н а л и т и ч е с к и й э т а п

Анализ и обобщение результатов диагностики

К о р р е к ц и о н н о – п р о ф и л а к т и ч е с к и й э т а п

I. Работа с подростками









II. Работа с педагогами









III. Работа с родителями









З а к л ю ч и т е л ь н ы й э т а п

Сравнение первичных и повторных результатов диагностики

Если автор выбирает 2-ой вариант проведения эксперимента, то план будет следующим.



  • Констатирующий этап проводится в начале исследования и ставит своей целью выяснение на практике изучаемого явления путем проведения диагностического исследования. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ работ детей, уроков, анализ деятельности конкретного предприятия, туристских ресурсов и т. д. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и последующего анализа полученных данных.

  • Итоговый этап ставит своей целью качественный и количественный анализ данных, полученных в ходе констатации какого-либо явления, как правило, с использованием методов математической статистики.

  1. Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов, позволяющих сделать вывод о правильности или ошибочности выдвинутой во введении гипотезы.

  2. Список использованной литературы (не менее 20 источников).

  3. Приложение, содержащее таблицы, рисунки, описание диагностических методик и т. д.

Примерные темы курсовых работ практического типа:

  1. Особенности работы социального педагога по профилактике наркомании.

  2. Особенности работы социального педагога с девиантными подростками в социально-реабилитационном центре.

  3. Конкурентный анализ территориального туристического производства и перспективы его развития (на примере Сахалинской области).


3.3.тРЕБОВАНИЯ К курсовыМ работАМ Проектного типа

Цель курсовых работ данного типа - разработка авторских проектов или продукта творческой деятельности в их многообразии, обусловленных спецификой отрасли (турпродукта, экскурсионного маршрута, пакета услуг и т. п.).



В процессе выполнения исследовательских работ у студентов должны быть выработаны следующие профессиональные компетенции:

  • умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

  • умение проводить практическую исследовательскую деятельность в профессиональной области;

  • умение оформлять практические научные разработки;

  • умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • умение ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

  • умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Структура курсовой работы проектного типа

  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Пояснительная записка, в которой излагается теоретическое, а в необходимых случаях и методическое обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки должна включать: описание проблемы, анализ проблемы, методологию исследования проблемы, основные идеи проекта/аннотацию, цели, задачи, механизмы реализации проекта (не более 1 страницы), ожидаемые результаты и методы их оценки, перспективы (возможность продолжения деятельности после завершения проекта), структуру исследования. Объем пояснительной записки должен составлять от 10 до 15 страниц печатного текста.

  4. Практическая часть, включающая описание следующих параметров: рабочий план реализации проекта, особенности финансирования проекта, содержащих сведения об общей стоимости проекта, имеющихся источниках финансирования, необходимом объеме дополнительного финансирования, возможных источниках привлечения средств на проект, бюджете проекта (по статьям расходов), возможных рисках, пояснений к смете расходов, рекламной деятельности.

В практической части могут быть представлено описание готовых изделий или продуктов творческой деятельности, художественных произведений, картин, сценариев, серий наглядных пособий, компьютерных обучающих программ и презентаций и т.п. в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой проекта. Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музыкальных произведений, танцев и т.д.) с обязательным сохранением видеоматериалов. Например, практическая часть проекта может быть представлена в виде сценариев праздников, концертов, музыкальных гостиных и т.п. и методики преподавания предмета, включающей в себя наглядное обеспечение. В отдельных случаях допускается выполнение курсовой работы группой студентов. По специальности 050303 "Иностранный язык" образовательное учреждение вправе определить язык, на котором может быть выполнена курсовая работа.

  1. Заключение, в котором содержатся выводы, рекомендации, перспективы относительно возможностей дальнейшего практического применения проекта.

  2. Список использованной литературы (не менее 20 источников).

  3. Приложение (если есть).

Примерные темы проектных курсовых работ:

  1. Разработка программы коррекционной деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.

  2. Формирование гостиничного продукта для привлечения различных категорий гостей (на примере предприятий г. Южно-Сахалинска).

  3. Разработка и продвижения анимационного представления для американских туристов в Сахалинской области.

  4. Разработка адресной досуговой программы социальной помощи детям-инвалидам.

Таким образом, структура и содержание курсовой работы, в первую очередь, зависит от выбранной темы и типа исследования. Поэтому важным условием успешного выполнения исследования является прочное и осмысленное понимание сущности проблемы. А глубокое изучение теоретического курса изучаемой дисциплины, безусловно, позволяет студенту лучше ориентироваться при выборе темы, аргументировано обосновывать свой выбор и последовательно выполнять исследование.



Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К СОБЛЮДЕНИЮ научного СТИЛЯ

4.1.Правила применения языковых Конструкций для связи

композиционных частей курсовой работы
Выполняя исследовательскую работу, необходимо соблюдать научный стиль изложения материала. Ниже в сгруппированном виде приводятся наиболее характерные клише, которые важно знать.

При обосновании темы:

  • Курсовая работа посвящена такому актуальному вопросу, как...

  • Курсовая работа посвящена характеристике проблемы...

  • Курсовая работа посвящена решению вопроса...

  • Курсовая работа посвящена анализу литературы...

  • Темой курсовой работы является...

  • В курсовой работе рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?).


При обосновании проблемы:

– В центре внимания автора находятся...

– На первый план автором выдвигаются...

– Главные усилия автора направлены на...

– В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы), ... останавливается на следующих проблемах и т.д.
При обосновании актуальности темы:


  • Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как...

  • Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия)...

  • Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.), например, таких, как…

  • В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…


Для характеристики первоисточников:

– Автор привлекает к анализу следующие материалы...

– Материалом исследования послужили...

– В основе курсовой работы лежат материалы исследований...


При описании основных подходов к решению проблемы:

  • В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов к ее решению.

  • Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?).

  • В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).

При изложении сущности различных точек зрения:

Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?).


Для выражения отношения к различным точкам зрения, например:

согласия:

– Мы разделяем точку зрения автора...



– Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что ...
несогласия, критики:

  • Трудно согласиться (с чем?)…

  • Хочется опровергнуть взгляды автора…

  • Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора…

  • Нельзя принять утверждения (кого о чем?), потому что...

  • Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?)… Автор упускает из виду..., не подтверждает выводы фактами, необоснованно утверждает (что?)…


При выборе той или иной точки зрения, выводах:

  • Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)…

  • Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?)…

  • Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?)…

  • В итоге можно прийти к выводу, заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея, концепция, выдвинутая (кем?)…

  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что...

  • На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?)….

  • Можно сделать заключение, что...


Легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

  • Предметом дальнейшего рассмотрения является…

  • Остановимся прежде на анализе последней концепции.

  • Эта деятельность может быть определена как…

  • С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

  • Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

  • При этом … должно (может) рассматриваться как …

  • Рассматриваемая форма…

  • Ясно, что…

  • Из вышеприведенного анализа (указать проблему) со всей очевидностью следует…

  • Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…

  • Логика рассуждения приводит к следующему…

  • Как хорошо известно…

  • Следует отметить…

  • Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что

Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например, можно использовать нижеперечисленные конструкции.

Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи:

  • в этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...);




  • зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...).


Варианты конструкций, переходных от перечисления к анализу материала:

  • одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по- нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...

  • среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...

  • мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

  • мы можем перейти от анализа отдельных вопросов к общему выводу, состоящем в том, что…

  • в заключение можно сказать, что...

  • на основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...

  • таким образом, можно сказать, что...

  • итак, мы видим, что...


Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов:

  • автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).


Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем):


  • во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.


Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала:

  • автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... (что?).

  • автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства... .

Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:

  • (Кроме того) автор касается (чего?); затрагивает, замечает (что?); упоминает (о чем?).


Глаголы, используемые преимущественно в информационных целях при характеристике авторами события, положения и т.п.:

  • автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.


Глаголы, фиксирующие аргументацию автора

(цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):



  • автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает что, чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит что с чем; противопоставляет что чему.


Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:

  • автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает на что, (специально) останавливается на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается к чему.

  • автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему, сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует внимание на чем.


Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:

  • автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует что.

  • можно сделать вывод...


Глаголы критического характера, передающие позитивное отношение автора употребляющиеся при полемическом описании:

  • одобрять, защищать, отстаивать что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне чего, кого; разделять (чье) мнение; доказывать что, кому; убеждать в чем, кого.


Глаголы критического характера, передающие негативное отношение автора и употребляющиеся при полемическом описании:

  • полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу), отвергать, опровергать; не соглашаться с кем, с чем; подвергать что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.


4.2.ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ числительных
При написании чисел их следует разделять на группы по три знака неразрывным пробелом (тонкой шпацией), чтобы избежать разрыва числа при переносе на следующую строку. Тонкая шпация добавляется при наборе текста как вставка специального знака (Меню - Вставка - Символ - Специальные знаки - Неразрывный пробел) или сочетанием клавиш (обычно это клавиши "Ctrl" + "Shift" + "Пробел", но можно самостоятельно назначить любое сочетание клавиш). При включенном режиме просмотра непечатных знаков тонкая шпация отображается между цифрами, обозначающим значком «o», например:

  • Верно: 3о500о579 (тонкая шпация, видна только при вкл. режиме непечатных знаков, в готовом виде будет выглядеть так: 3 500 579).

  • Не рекомендуется: 3 500 579 (пробел).

  • Неверно: 3500000(без пробела).

Однозначные количественные числительные, упоминающиеся в тексте и не имеющие при себе единиц измерения, следует писать словами, например:



  • Правильно будет написано: "результаты четырех измерений", неправильно - "результаты 4 измерений";

  • Правильно будет написано: "в полтора раза", неправильно - "в 1,5 раза".

Многозначные количественные числительные и любые количественные числительные, имеющие при себе единицы измерения, пишутся цифрами: 5 км, 43 л, 674 г.

Порядковые числительные обычно пишутся словами: на вторые сутки; тридцать вторая проба; сто двадцать первая строка. При написании порядковых числительных арабскими цифрами им добавляют наращения из падежного окончания. Если числительные оканчиваются на две гласные, на "й" или на согласную букву, то наращивание состоит из одной буквы. Например:


  • словосочетание "второе дыхание" правильно писать так: 2-е дыхание (но не 2-ое...);

  • словосочетание "десятый день" правильно писать так: 10-й день (но не 10-ый или 10-тый);

  • словосочетание "восьмидесятых годов" следует писать так: 80-х годов (но не 80-ых или 80-тых);

  • словосочетание "на двадцать третьем году" следует писать так: на 23-м году (но не на 23-ем или 23-ьем).

Если числительное оканчивается на согласную и гласную буквы, то наращивание состоит из двух букв. Например:



  • словосочетание "у десятого крыльца" правильно писать так: у 10-го крыльца (но не 10-ого).

При перечислении нескольких числительных (более двух) падежное окончание ставят только при последней цифре, например: 2; 3; 4 и 8-й птенцы, но не "2-й и 3-й птенцы".

Учебный, хозяйственный, финансовый год пишут через косую линию, например:



  • в зиму 2010/11 г.; в учебном 2011/12 г.

В остальных случаях между годами ставят тире, а второй год пишут полностью:

  • Правильно: 2010-2011 гг., неправильно: 2010-11 гг.

Слова "год" и "годы", "век" и "века" при числах сокращаются, например:

  • 2000 г.; 2005-2006 гг., XIX в., XIX-XX вв.

Слово "год" ни в полной, ни в сокращенной форме не ставится при датах, взятых в круглые скобки. Обычно это годы жизни рядом с фамилией какого-либо лица, дата издания произведения после его названия, элемент библиографической ссылки на произведение печати, приведенное в списке литературы, дата исторического события и т. д., например:

  • Ч. Дарвин (1809-1882), наблюдая ...

  • В работе И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга" (1863) ...

  • Исследованиями Б. Г. Иванова с соавторами установлено, что ... ... ...(Иванов и др., 1989).

  • С позиций подхода, получившего известность как «интент-анализ», реконструируются актуальные интенции субъекта, имеющие выражение в речи (Ушакова и др., 1995, 2000; Павлова, 2000; Бос, Майер, 1993; Potter, Wetherel, 1989).

В последнем примере следует обратить внимание на то, что в круглых скобках инициалы авторов не ставятся.

Знаки № (номер), % (процент), § (параграф),  (градусов Цельсия),  (минута),  (секунда) и другие в тексте ставят только при цифрах, например:


  • в § 5; № 5; 20% раствор; температура 20; угол 20 5' 10 '' и т. д.

Знак № (номер) не ставится перед порядковыми номерами таблиц, рисунков, глав, страниц и т. п., например:

  • в таблице 2; на рис. 2; в приложении 4; в главе 3; на странице 5.

Знаки №, §, % и т. д. при нескольких числах не удваивают и ставят только один раз до и после ряда чисел, например:

  • № 1, 2, 3; § 7, 12,14, 19; 20, 50, 80% и т. д.

Математические обозначения =, //, , >, <, ≤, ≥, , и другие применяют только в формулах. В тексте их передают словами "равно", "параллельно", "плюс", "минус", "больше", "меньше" и т. п. Допускается использование математических обозначений при цифрах в таблицах.

Падежные окончания не ставят при порядковых числительных, стоящих после существительного, к которому они относятся. Например:



  • в главе 4; на рис. 7; в табл. 5.

Падежные окончания отсутствуют также при римских цифрах, датах, и при описании печатных изданий, например:

  • в XX в.; 31 декабря; т. 3; вып. 2.

Числительные в составе прилагательных следует писать цифрами, например:

  • 5-палая; 10-лучевой; 4-местный; 70-граммовый; 5-летний; 20-процентный.




    1. Правила Оформления названий книг, инициалов авторов

Для грамотного оформления в научной работе ссылок на работы других авторов следует придерживаться следующих правил и рекомендаций.

В основном тексте инициалы авторов предшествуют фамилии. Эта рекомендация нередко игнорируется в учебной и научной литературе, поэтому можно встретить ссылки на авторов без указания инициалов. Если в студенческой работе автор цитируется по вторичному источнику, в котором не указаны его инициалы, информацию об авторе можно узнать в списке литературы вторичного источника или найти в других источниках (например, в Интернете).

В сносках и в списке литературы инициалы пишутся после фамилии.

Названия книг, используемые в сносках или в списке литературы, пишутся без кавычек.

Названия книг, используемые в основном тексте, берутся в кавычки, например:

И. Н. Григорович описал понятие синдрома жестокого обращения с детьми в книге "Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие" (2001)1.


Не рекомендуется писать имена цитируемых авторов целиком, даже если их имена хорошо известны (К. Левин, а не Курт Левин; З. Фрейд, а не Зигмунд Фрейд и др.). Весь текст работы следует оформлять в едином стиле, указывая только инициалы и фамилии цитируемых авторов, например:

  • Рекомендуется: В подходах З. Фрейда и К. Хорни важным механизмом как нормального, так и невротического развития является идентификация, причем нормальной признается идентификация с родителем своего пола.

  • Не рекомендуется: В подходах Зигмунда Фрейда и Карен Хорни...

Не рекомендуется начинать абзац с инициалов и фамилии цитируемого автора, например:



  • Рекомендуется: По мнению А. Фрейд, ...

  • Не рекомендуется: А. Фрейд подчеркивала, что...

Инициалы цитируемого автора следует отделять от фамилии пробелом. Чтобы избежать разрыва фамилии и инициалов при переносе слов на следующую строку, рекомендуется отделять фамилию от инициалов неразрывным пробелом (тонкой шпацией).




  • Верно: Изучая социальные репрезентации, С.о(тонкая шпация)Московичи... …

  • Не рекомендуется: Изучая социальные репрезентации, С.(пробел) Московичи

  • Неверно: Изучая социальные репрезентации, С.Московичи... (без пробела) …

Приводя в работе ссылки на других авторов, следует обращать внимание на пол цитируемого автора и грамотное склонение его фамилии (даже в учебных изданиях нередко встречаются ошибки, связанные с неправильным употреблением фамилий).

При цитировании следует удостовериться, что не спутали цитируемого автора с известным однофамильцем и не процитировали дважды исследователя, сменившего фамилию или взявшего псевдоним. Чаще всего ошибки совершаются при упоминании в работах женщин-ученых, фамилии и инициалы которых не позволяют сделать вывод о половой принадлежности.




    1. Правила Оформления ссылок, сносок, заимствований и цитат

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.

По месту расположения относительно основного текста библиографические ссылки бывают:


  1. внутритекстовые, т. е. являются частью основного текста. Используются, когда значительная часть ссылок вошла в основной текст так органично, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим;

  2. подстрочные, т. е. вынесенные из текста вниз страницы. Используются в тексте, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справки. В тех случаях, когда автор приводит в конце каждой страницы подстрочные ссылки, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде цифры;

  3. затекстовые, т. е. вынесенные за текст всего произведения или его части.

Студентам рекомендуется оформлять ссылки на авторов или конкретные источники подстрочечной сноской на каждой странице при цитировании произведения, использовании цифровых данных или пересказе выводов исследователя. При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего данного документа: сквозную нумерацию для данной страницы документа. Нумерация сносок начинается с цифры «1» на каждой новой странице текста. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, описание которого должно соответствовать библиографическим стандартам.

При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты источнику. Допустимы следующие отклонения: могут быть модернизированы орфография и пунктуация по современным правилам, если это неиндивидуальная орфография или пунктуация автора; могут быть пропущены отдельные слова, словосочетания, фразы в цитате при условии, что, во-первых, мысль автора не будет искажена пропуском, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием.

Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно берутся в кавычки. Кавычки не ставят в стихотворной цитате, выключенной из текста, в цитате, взятой эпиграфом к книге или статье, а также в перефразированной, т. е. пересказанной своими словами цитате.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой) буквы, например:


"Р. В. Овчарова писала по этому поводу: "Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве примерно в трёхлетнем возрасте, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребёнка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности"1.
Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, то она пишется со строчной (маленькой) буквы, например:
"Л. И. Аксенова отмечает, что "в процессе наблюдения большое значение имеет ведение педагогического дневника"2.
Если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), то она начинается со строчной буквы, например:
Статья 77 Семейного кодекса указывает на следующее: "...при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится"3.
Если цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, то она начинается со строчной буквы, например:
З. Фрейд рассматривал наркоманию, как "проявление врожденных, глубоко заложенных в психике человека бессознательных инстинктов и влечений, главным образом сексуального характера, а также страха смерти. Человек, таким образом, выступал в отрыве от реальных условий своего социального бытия"4.
Цитаты в середине цитаты помещаются в обычные кавычки, например:

В. Райх назвал людей умственного труда "живыми машинами", а Д. Шапиро говорит об "умеренном и ровном образе жизни и образе мышления" людей такого плана"5.

Если автор курсовой работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, то он должен это специально оговорить: после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора курсовой работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие: (разрядка наша. - Е. Ч.), (подчеркнуто мною. - Е. Ч.), (курсив наш. - Е. Ч.), например:

А. А. Бодалев писал: "Межличностное общение - это всегда взаимодействие людей, при котором они познают друг друга(разрядка наша. - Е. Ч.), вступают в те или иные взаимоотношения, и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение"1.


Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. Такие заимствования не оформляются кавычками, но обязательны ссылки на те или иные первоисточники с указанием страниц. Формы словесного оформления заимствований очень разнообразны, однако речевой академический этикет выработал ряд устойчивых речевых штампов, которые помогают конкретнее и короче указать источник заимствования. Укажем в качестве примеров наиболее распространённые из них.

  1. Вопрос о ... подробно освещён в ряде публикаций. Ниже приводятся некоторые рекомендации из работ Р. В. Овчаровой2.

  2. Более подробно с ... можно познакомиться в книге В. Н. Панфёрова "Психология человека"3.

  3. Приводимый ниже материал даётся на основе рекомендаций, разработанных А. Г. Маклаковым4.

  4. Русский музыковед Б. В. Асафьев, например, рекомендует ... Приведём далее его отдельные советы5.

  5. В книге К. В. Судакова6, откуда взяты приводимые ниже методы работы, описываются наиболее распространённые ситуации.

  6. Психология выработала по этому вопросу большое количество методик, общий смысл которых можно свести к следующему....7.

  7. Особенности развития исследовательских способностей школьников наиболее полно представлены в исследовании А. И. Савенкова8.

Если примечание относится к отдельному слову, то знак сноски стоит непосредственно у этого слова. Если примечание относится к предложению, то знак сноски ставится в конце предложения. Знак сноски ставится перед знаком препинания (исключение - восклицательный и вопросительный знаки).

Полное описание первоисточника даётся только при первой сноске. Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице курсовой работы, то в сносках проставляются слова "Там же" и номер страницы, на которую дается ссылка, например:

Проблеме насилия в отношении детей в современный период, включающей аспекты насильственной преступности по отношению к детям, вопросы их безопасности посвящены работы Н. К. Асановой9.

Формированию гуманистических основ и методов взаимодействия в обществе, между поколениями, изучению способов предупреждения и преодоления самой изощренной формы социального насилия - насилия над детьми в семье посвящены работы И. Ф. Дементьевой, В. Н. Кудрявцевой2.
Если ссылки даются на разные статьи, опубликованные в одном издании, то вторую область описания, т. е. название издания, тоже заменяют словами "Там же", например:

Предлагаемый новый учебно-методический комплект направлен на формирование основ функциональной грамотности в сфере естественных дисциплин 3.

Автором предложен систематизированный курс истории, направленный на развитие у учащихся аналитических умений.4
Если цитата заимствована не из первоисточника, а из вторичного документа, библиографической ссылке должны предшествовать слова: Цит. по кн.: ... или Цит. по ст.: .... или Цит. по реф.: ...., например:

По мнению Г. Шпета, именно благодаря внутреннему смыслу в нас возникает «чувство собственного места в мире и всякой вещи в нем»5.


Ссылкам на цитаты без кавычек и перефразированные цитаты, когда заимствуют не слова, а идеи, должно предшествовать сокращенное слово "Смотрите", например:

Методика социального воспитания - это и теория и практика социального воспитания 6.


Если какой либо вопрос освещается рядом авторов, но в разных источниках, то можно перечислить некоторые из них, соблюдая последовательность выхода работ по годам, например:

Изучению мотивов самопрезентационного поведения посвящены работы И. Гоффмана7 (1959, 1961), Д. Майерса8 (1996).


Следует избегать ссылок на популярные издания, а также материалы, авторство которых невозможно установить, даже если приводимая в них информация соответствует теме научной работы. Качество и авторитетность библиографического источника можно определить по его заголовку, информации об авторе и издании, а также по стилю написания и оформления текста. Авторитетность научных статей можно определить, в том числе, по авторитетности (импакт-фактору) журнала, в котором опубликована статья, а также по индексу цитирования статьи и индексу цитируемости ее автора.

Следует помнить, что дословное представление цитат является "козырем" научного обзора, но их применение в работе должно быть обоснованным. Особое внимание следует уделить количеству, объему и научной значимости приводимых цитат.

Обилие прямых цитат на каждой странице, следование цитат друг за другом без должного авторского анализа производит (зачастую, оправданно) впечатление несамостоятельности всей работы в целом.

Не рекомендуется начинать абзацы с цитаты, а также помещать одну цитату сразу после другой.

Чтобы не допустить дословного переписывания чужого текста, следует варьировать форму цитирования. Цитирование не обязательно должно быть прямым. Прямая цитата необходима там, где важно все сказанное автором вплоть до интонационных нюансов и стиля:


  • когда в цитируемом источнике представлен оригинальный взгляд на вопрос, содержится емкое определение, авторская трактовка предмета исследования;

  • когда используется распространенная цитата в подтверждение собственных высказываний;

  • когда позиция автора подвергается критике или полностью приводятся наиболее характерные и уязвимые места его произведений;

  • когда анализируется сам текст, особенности авторского стиля (например, в литературоведческих и филологических работах).

В иных случаях цитирование может быть косвенным, то есть близким к тексту пересказом мыслей автора.

Принято считать, что в научных текстах цитаты не должны превышать 25 % общего объема работы.

В оформлении цитат следует применять тот же вид кавычек, который используется во всем тексте.

Фамилии иностранных авторов приводятся на том языке, на котором написана научная работа. Рядом в круглых скобках приводится оригинальное написание фамилии и инициалов. В случае если в работе дается ссылка на широко известного в отечественной науке иностранного автора, дополнительного написания оригинального имени не требуется, например:



  1. Одно из наиболее интересных психологических воплощений идеи осознания - теория потребностей С. Мадди (S. Maddi)1, который выделяет наряду с биологическими и социальными потребностями группу так называемых психологических потребностей - в воображении, суждении и символизации.




  1. Крайним вариантом "жесткого детерминизма" считается психоанализ 3. Фрейда1, рассматривающий человека как целиком обусловленного его прошлым...

Для корректного употребления фамилий и инициалов зарубежных авторов следует проверить традицию их перевода на русский язык, обратившись к русскоязычным публикациям близкой тематики. В случае если фамилии авторов ранее не упоминались в русскоязычных источниках, следует предложить авторскую транслитерацию фамилии и инициалов, желательно, произведенную по правилам транслитерации иностранных фамилий.

Следует помнить, что недобросовестное заимствование чужих мыслей, текстов без оформления ссылок на автора и выходных данных его работы называется плагиатом и является уголовно наказуемым преступлением.

Иностранные термины, цитируемые в научной работе, приводятся в переводе на языке работы. При переводе иностранных терминов вначале следует проверить традицию их перевода в русскоязычных публикациях. Если перевод не найден или кажется автору работы неточным, он может предложить свой вариант перевода (при этом обязательно упомянуть о традиции перевода этого термина в русскоязычных исследованиях и аргументировать авторскую версию перевода).

В случае если специальные термины не являются общеизвестными или переводятся автором работы впервые, рядом с переводом в круглых скобках рекомендуется приведение их оригинального написания.

Для грамотного перевода специальных терминов, представленных на иностранном языке, которым не владеет автор, рекомендуется найти резюме источника на английском языке (резюме большинства современных иностранных научных публикаций представлены в электронных базах данных).

При цитировании фрагментов текста иностранных источников цитаты следует приводить на языке основного текста работы в авторском переводе. Если автор не уверен в корректности перевода, рекомендуется использовать парафраз.

При переводе и цитировании иностранных научных работ крайне не рекомендуется использование стандартных электронных средств перевода. Специальные психологические термины и понятия следует переводить с использованием специализированных словарей, а также сопоставлять с традициями перевода, принятыми в соответствующей области.

Библиографические ссылки на отечественные издания до начала ХХ в., опубликованные по старой орфографии, используя вышедшие из употребления буквы, даются в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации с заменой вышедших из употребления букв современными. Цитаты из таких изданий также даются в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации, если цели и задачи работы не требуют сохранения особенностей цитируемого текста, что должно оговариваться автором работы.

Иногда (в научных работах - довольно редко) цитируемый материал представляет неопубликованное устное сообщение. В таких случаях в тексте работы оговаривается, что материал взят из личной беседы, указывается автор высказывания и дата беседы, например:

"Лев Семенович всегда отвечал на письма, вникая в судьбу и работу каждого из своих учеников" (Из беседы с Н. Г. Морозовой, состоявшейся 11.11.1988 г. (семейный архив Л. С. Выготского).


Законодательные и ведомственные акты цитируются по официальным изданиям, не рекомендуется цитирование по вторичным источникам. При цитировании законодательных и ведомственных актов следует удостовериться, что цитирование проводится по последним обновлениям на момент написания работы.

Цитирование стихов также имеет свои особенности: строки стихотворения желательно располагать так, как они расположены в академическом или другом авторитетном издании, например:

Хорошей иллюстрацией к сказанному может послужить стихотворная миниатюра "Отчего" М. Ю. Лермонтова1.

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное, гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно... потому что весело тебе.

Абстрагируемся от "художественного статуса" стихотворения и взглянем на него просто как на документ об одном из моментов "душевной жизни" поэта.


Если необходимо процитировать одну или две строки стихотворения, они приводятся внутри текста, берутся в кавычки и оформляются по общим правилам цитирования.

Пропуски слов в цитатах возможны в тех случаях, когда некоторые вводные или поясняющие авторские обороты являются второстепенными и не несут важной смысловой нагрузки, а также в тех случаях, когда в работе требуется процитировать только часть высказывания, находящуюся в глубине цитируемого предложения. При дословном цитировании пропуск отдельных слов, предложений, абзацев допускается лишь в том случае, когда сокращение цитаты не ведет к искажению смысла использованного текста.

Произвольно сокращать цитату, не обнаруживая сокращения соответствующими знаками, не разрешается.

Пропуск в начале, середине, конце цитаты обозначается многоточием. При пропуске одного или нескольких предложений многоточие заключается в скобки (...), например:



  • Несмотря на то, что исследования справедливости в зарубежной социальной психологии имеют солидную историю, "...исследователи еще не могут однозначно ответить на вопрос, что они считают справедливым, а что нет. Но они способны получать и обосновывать данные, касающиеся представлений и эмоциональных реакций людей, связанных с вопросами справедливости"1.




  • По А. В. Брушлинскому, психика нематериальна, она "существует только как важнейшее качество субъекта (...) и поэтому в разных системных связях выступает как идеальное, душевное, духовное и т. д."2.

Если объектов ссылки несколько, то их объединяют в одну комплексную библиографическую ссылку, например:



  • Идентификация означает отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо; сходства; установление тождества объекта или личности: опознание чего-либо, кого-либо3.

или


  • Идентификация означает отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо; сходства; установление тождества объекта или личности: опознание чего-либо, кого-либо4.


4.5.Правила Оформления таблиц
Таблицы представляют собой результат систематизации цифрового материала на основе логического суждения о предмете, явлении, процессе. Таблица, благодаря особенностям своей формы, несколько упрощает и ускоряет анализ её содержания и позволяет увидеть взаимосвязь объединённых в ней материалов буквально с одного взгляда, без мысленного перевода в словесную форму.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Слово "Таблица" и заголовок начинается с прописной (заглавной) буквы, используя полужирное начертание. Обязательна нумерация таблиц (знак "№" не пишется, точка в конце не ставится). Слово "Таблица" располагается по правому краю, ниже, по центру строки, помещается заголовок.

Заголовки граф таблиц должны начинаться с заглавных букв и полужирным начертанием. Подзаголовки следует начинать со строчных букв, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные, используя обычное начертание и интервал одинарный или полуторный. Выравнивание текста в ячейках обязательно, вид выравнивания - по выбору автора.

Таблица, помещённая в основной текст, является его составной частью, поэтому ссылка на таблицу в тексте обязательна. В этом случае, в тексте при ссылке на таблицу, указывают, например: "ниже, в табл. 1, нами приведена краткая характеристика...", "данные, приведённые в табл. 1, показывают...". Если даётся ссылка на таблицу, значительно отдалённую от данного текста, то следует указать на место её расположения, например:



  • "Результаты проведенного опроса представлены нами в табл.5 (Приложение 3)".

Небольшие таблицы, занимающие не более 1/3 листа, необходимые при обобщении анализируемого материала в теоретической и практической части, размещают сразу после первого упоминания о ней в тексте. Представим, образцы оформления небольших таблиц.

  1. При систематизации теоретического материала следует придерживаться такой формы:

  • Возможности оказания психолого-педагогической помощи учащимся, имеющим трудности в социально-психологической адаптации, различны. В таблице 1 нами представлены некоторые способы её предоставления.

Таблица 1

Варианты оказания психолого-педагогической помощи учащимс


Виды помощи

Формы и средства

Психолого-педагогическая диагностика
в средней школе и адаптации в 5-м классе

Групповая экспресс-диагностика по следующим параметрам: сформированность общеучебных навыков, в том числе —
готовность школьников к обучению;

  • эмоциональное состояние школьников;

  • личностная зрелость.

Методические консультации педагогов

Круглые столы педагогов начальной школы и 5-х классов по различным проблемам.

Организационная работа

Ведение круглых столов, психолого-педагогического консилиума, подготовка заключения и т.д.

Развивающая работа с группой учащихся и т.д.

Проведение групповых развивающих занятий по программе «Профессия — школьник» (1 раз в неделю), проведение серии развивающих игр и т.д.


В практической части допустимым является следующий вариант:



  • Итоги проведенного исследования были нами проанализированы, систематизированы и представлены в виде таблицы 2.

Таблица 2

Результаты диагностики уровня агрессивности учащихся




Уровни

Характеристика результатов

1

Высокий

47%

2

Средний

35%

3

Низкий

18%




Текст, в котором комментируют содержание таблицы, должен обращать внимание читателя на самое характерное и важное в ней, дополнять таблицу, но не пересказывать её содержание, дублируя материал в текстовой форме. Текст, анализирующий таблицу, должен быть кратким и соответствовать данным фактически и по смыслу. Не следует повторять её тематический заголовок или пересказывать её содержание. Важно сформулировать основную идею таблицы, сделать обобщающий вывод, обратить внимание на отдельные цифровые данные, сопоставить их. Причем, анализ таблицы и выводы делаются только на основе имеющихся фактических и смысловых данных. В работе комментарий к таблице не должен

вступать в противоречие с её содержанием.

Большие таблицы (более 0,5 листа) выносятся в приложение. При этом в основном тексте в круглых скобках даётся указание на таблицу, например:



  • Нами разработана модель деятельности социального педагога, которая представлена в табл. 1 (Приложение 5).

Для оформления больших таблиц размеры шрифта можно уменьшать до 10-12, использовать одинарный интервал. Допустимо применять большие таблицы в основной части работы для описания модели деятельности, проекта, соблюдая все требования к оформлению материала.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. Если автор работы не располагает сведениями для заполнения той или иной ячейки таблицы, то пишется "нет свед.". Не рекомендуется оставлять ячейку таблицы пустой.

Таблицы желательно располагать без разрывов. Недопустимо оставлять в конце страницы заголовок таблицы и/или менее 5 строк после заголовка. В этом случае следует помещать таблицы на новой странице. Если переход на другую страницу необходим (в случае с большими таблицами), то на новой странице, в верхнем правом углу обычным начертанием делается запись: "Продолжение таблицы 1", под ней располагается таблица, в которой в первой строке повторяется наименование колонок. Например:



Таблица 1

Модель социально-педагогической деятельности с детьми, пострадавшими от внутрисемейного насилия

Проблема

Механизм решения

Специалисты

Ожидаемые результаты

Д и а г н о с т и ч е с к и й э т а п

I. Работа с детьми

Неопрятные дети, наличие на теле синяков, непонятного происхождения

  • Наблюдение за детьми

Социальный педагог

  • Визуально выявить признаки внутрисемейного насилия над ребенком

  • Анализ личных дел, медкарт

Социальный педагог

  • Получение объективной информации о фактах насилия

  • ...

...

  • ...

  • ...

...

  • ...

(Переход на следующую страницу )


Продолжение таблицы 1




Проблема

Механизм решения

Специалисты

Ожидаемые результаты

II. Работа с педагогами

Незнание индивидуальных

особенностей детей



  • Беседа об особенностях общения с детьми в семье

Социальный педагог

  • Выявление фактов насилия над детьми



  • ...

...





  • ...

...




4.6.Правила оформления иллюстративного материала
Иллюстрации (фото, схемы, чертежи, графики, диаграммы, рисунки и т. п.) обогащают курсовую работу, помогают лучше, глубже понять её содержание. Они должны быть органически связаны с темой и отвечать её задачам.

Все рисунки (диаграммы, графики, иллюстрации, фотографии) выносятся в приложение. При этом в основном тексте в круглых скобках обязательно даётся ссылка на него, например:



  • Результаты психодиагностики уровня развития мотивации учащихся представлены нами на рис. 2 (Приложение 7).

Если представляется экспериментальный материал, то рисунки, схемы, фото и т. п. могут быть сделаны непосредственно на той бумаге, на которой напечатана курсовая работа. Также можно сделать фотоотпечатки или воспользоваться методом ксерокопирования. При этом обязательным условием является обеспечение качества воспроизведения: копирование иллюстраций должно обеспечивать их чёткое, чистое воспроизведение (копирование).

Рисунки и фотографии размером меньше А 4 должны быть аккуратно наклеены на стандартные листы белой бумаги. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Все иллюстрации (кроме таблиц) называются рисунком, сокращенно обозначаются словом "Рис." и нумеруются последовательно, т. е. используется сквозная (через всю работу от первой до последней главы) нумерация с учётом номера главы.

Под рисунком, по левому краю, без абзацного отступа, пишется номер и название, используя тот кегль, что и во всей работе (14-й), полуторный интервал.

Следует помнить, что все иллюстрации нуждаются в подписи, которая помогает лучше разобраться в изображении. Кроме того, иллюстрация может рассматриваться и отдельно от текста (при предварительном знакомстве с работой, как справочный материал), и тогда без подписи она не понятна.



  • Если рисунок относится к главе 1 и по порядку это, например, 3-й рисунок, то в приложении, под рисунком, следует указывать: Рис.1.3. и наименование с заглавной буквы (где первая цифра 1 указывает на номер главы, а вторая - на порядковый номер самого рисунка).

  • Если рисунок относится к главе 3 и по порядку это уже 5-й рисунок, то в приложении, под рисунком, следует указывать: Рис.3.5. и наименование с заглавной буквы.

Основными требованиями к подписи являются следующие: чёткость и ясность, краткость и полнота, соответствие тексту и иллюстрации. В состав любой подписи входят:

  • сокращённое название иллюстрации, написанное с заглавной буквы: Рис.;

  • порядковый номер иллюстрации, написанный арабскими цифрами, без знака "№": Рис. 5;

  • тема изображения (собственно подпись);

  • пояснение деталей (частей) иллюстрации или справочные сведения (в диаграммах - легенда).

После основной подписи:

  • точка не ставится, если ею заканчивается подпись, например:


Рис. 3.1. Результаты диагностики степени выраженности тревожности 1-классников

  • ставят двоеточие, если далее следует легенда, например:

А Б

Рис. 3.7. Сравнительный анализ результатов диагностики уровня развития наглядно-образного мышления 1-классников: а - результаты учащихся 1 "А" класса; б - результаты учащихся 1 "Г" класса

В диаграммах легенда обязательно оформляется внутри рисунка. В этом случае в подписи указывать на неё не следует, например:

Рис. 3.5. Сравнительный анализ результатов исследования констатирующего и итогового этапов

В иллюстрациях допускается как цветное изображение, так и черно-белое.

При заимствовании иллюстраций из книг, журналов и др. изданий обязательна ссылка на автора. Если заимствованная иллюстрация приведена без каких-либо изменений (точная копия оригинала), то перед инициалами ставят предлог "из", например: (из: В. П. Шунтов, 1985).



  • Рис. 8. Кошачий тип следов (из: П. Г. Ошмарин, Д. Г. Пикунов, 1990).

Если же внесены какие-либо изменения, то перед инициалами ставят предлог "по", например: (по: В. П. Шунтов, 1985).

  • Рис. 8. Кошачий тип следов (по: П. Г. Ошмарин, Д. Г. Пикунов, 1990).

В том и другом случаях ссылка на автора оригинала делается в скобках сразу после подписи к рисунку. Предлоги "из" и "по" начинаются со строчной (маленькой) буквы, фамилия автора приводится в именительном падеже, например:

Издание, из которого заимствована иллюстрация, обязательно приводится в списке использованной литературы.



Собственные графические рисунки помечаются в круглых скобках словом "оригинал" после подписи к рисунку, например:

  • Рис. 5. Схема маршрута (оригинал).

Если иллюстрацией служит фотография, то после подписи к ней в круглых скобках делают пометку или, если снимок сделан другим лицом, в круглых скобках указывают инициалы и фамилию этого лица, например:

  • Рис. 11. Участники конкурса (фото автора).

  • Рис 12. Участники конкурса (автор: А. А. Круглов).

Если иллюстрацию комментируют в тексте, то на неё должна быть ссылка. Наиболее распространённая форма - круглые скобки: (Рис. 5, Приложение 7), либо выражения: "... как видно из рис. 5 (Приложение 7)", или " ... как показано на рис. 5 (Приложение 7)".

4.7.ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

I. Ошибки, допускаемые по структуре и оформлению

  1. объем менее 25 или более 30 листов печатного текста;

  2. нарушение пропорций построения работы;

  3. наличие в списке используемой литературы менее 25 источников для курсовых работ реферативного типа и менее 20 - для исследовательских и проектных типов;

  4. несоблюдение требований нормоконтроля.


II. Ошибки, допускаемые при написании теоретической части

  1. Эклектическое стыкование непереработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом совершенно одинаковые подходы к данному вопросу могут выдаваться как различные, так как за отличающимся внешним речевым оформлением идей автор не видит их содержательной однозначности.

  2. Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения. Этот вариант несколько лучше предыдущего хотя бы тем, что не является бездумным плагиатом. Однако это очень примитивный уровень работы над состоянием проблемы в науке.

  3. Теоретическое изложение материала, в котором ни одна идея не подтверждается конкретными примерами и их трактовкой самими авторами.

  4. Искажение авторской мысли.

  5. При составлении плана работы выделяются мелкие вопросы проблемы, по которым нельзя набрать достаточный для полновесной подглавы материал из-за его дробности, или из-за неразработанности. Тогда глава содержит 5-6 параграфов, многие из которых содержат по одной, полторы, две страницы. Полноценная по объему подглава, как правило, содержит 3-5 страниц.

  6. Чрезмерная краткость и/или сжатость изложения, что чаще всего свидетельствует о неумении анализировать, отбирать и группировать материал.

  7. Неграмотность (языковая, компьютерная), неаккуратность.

  8. Претенциозность.

  9. Псевдонаучный стиль изложения.

  10. Представление описания от 1 лица ед. числа ("Я считаю..."), а не от 1 лица мн. числа ("Мы считаем...").

  11. Злоупотребление иностранными терминами.

  12. Отсутствие чётких выводов по результатам теоретического анализа литературы.

II. Ошибки, допускаемые при написании практической части в курсовых работах исследовательского типа


  1. Отсутствие чёткой структуры и выбранных методов проведения эксперимента.

  2. Несоразмерность теоретической и практической глав.

  3. Отсутствие логической связи между теоретической и практической главами.

  4. Подмена описания результатов проведенного исследования и дальнейшего анализа представлением диагностического материала, конспектов уроков, внеклассных мероприятий и т. д.

  5. Перегруженность иллюстративным, цифровым материалом и др. без необходимых пояснений, анализа.

  6. Отсутствие чётких выводов по результатам проведённого эксперимента.



<< предыдущая страница   следующая страница >>