Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы... 1 223.86kb.
Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы 1 55.07kb.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине... 1 275.3kb.
Методические рекомендации по написанию контрольной работы по предмету... 1 202.01kb.
Методические указания по написанию и оформлению дипломных работ для... 1 772.94kb.
Контрольная работа письменная работа, является критерием оценки знаний... 1 37.48kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Методические указания Выборг 2008 содержание и оформление выпускной... 1 381.96kb.
Методические рекомендации по оформлению списка литературы к вкр,... 1 66.34kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.29kb.
Методические рекомендации по оформлению учебных рабочих программ... 1 50.28kb.
Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе Материалы... 7 2331.84kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы - страница №1/6



ФГБОУ ВПО Сахалинский государственный университет

Южно-Сахалинский педагогический колледж

Утверждаю:

«___» «__________» 2011 г.

Директор ЮСПК СахГУ

_____________Е.В. Казанцева



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Южно-Сахалинск



2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...............................................................................................................................................

3

Раздел 1.

Методика подготовки к работе над курсовым исследованием..........................

4

1.1.

Выбор темы исследования............................................................................................

4

1.2.

Алгоритм действий студента в процессе выполнения курсовой работы.................

5

1.3.

Функции научного руководителя.................................................................................

8

1.4.

Общая структура и правила оформления курсовой работы......................................

8

Раздел 2.

Требования к оформлению структурных частей курсовой работы…..............

10

2.1.

Правила оформления титульного листа и оглавления……………………...............

10

2.2

Правила оформления введения……………………………………………………….

11

2.3

Правила оформления основной части и заключения……………………………….

20

2.4

Правила оформления списка использованной литературы………………...............

21

2.5.

Правила оформления приложения…………………………………………………

24

Раздел 3.

Типы курсовых работ и характеристика их структуры......................................

26

3.1.

Требования к курсовым работам реферативного типа…………………...................

26

3.2.

Требования к курсовым работам исследовательского типа………………..............

27

3.3.

Требования к курсовым работам проектного типа……………………….................

31

Раздел 4.

Требования к соблюдению научного стиля ………...............................................

34

4.1.

Правила применения языковых конструкций для связи композиционных частей курсовой работы………………………………….........................................................

34

4.2.

Требования к написанию числительных …………………………............................

38

4.3.

Правила оформления названий книг, инициалов авторов…………….....................

40

4.4.

Правила оформления ссылок, сносок, заимствований и цитат………….................

41

4.5.

Правила оформления таблиц........................................................................................

48

4.6.

Правила оформления иллюстративного материала....................................................

50

4.7.

Характеристика типичных ошибок при написании курсовой работы.....................

53

Раздел 5.

Порядок защиты и критерии оценки курсовой работы.......................................

55

5.1.

Процедура защиты.........................................................................................................

55

Список использованной литературы…………………………………………………………….

56

Глоссарий ............................................................................................................................................

57

Приложение 1

Форма написания заявления для утверждения темы и научного руководителя.....................................................................................................

59

Приложение 2

Задание по подготовке курсовой работы.......................................................

60

Приложение 3

Индивидуально-календарный план выполнения курсовой работы……….

62

Приложение 4

Образец оформления титульного листа..........................................................

63

Приложение 5

Образец оформления оглавления....................................................................

64

Приложение 6

Образец оформления структурных частей курсовой работы.......................

65

Приложение 7

Варианты оформления общего списка использованной литературы

67

Приложение 8

Анализ курсовой работы реферативного или исследовательского типов на соответствие требованиям методических указаний (нормоконтроль)……………………………………………………………

75

Приложение 9

Анализ курсовой работы проектного типа на соответствие требованиям методических указаний (нормоконтроль)…………………………………..

79

Приложение 10

Карта оценки качества выполнения курсовой работы реферативного или исследовательского типов……………………................................................

83

Приложение 11

Карта оценки качества защиты курсовой работы реферативного или исследовательского типов……………………................................................

86

Приложение 12

Карта оценки качества выполнения курсовой работы проектного типа…………………….....................................................................................

87

Приложение 13

Карта оценки качества защиты курсовой работы проектного типа…………………….....................................................................................

89


Введение
Курсовая работа – это комплексное, учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход к проработке его содержания, тщательность и грамотность оформления. Выполнение и оформление курсовых работ - один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности студентов. Творческое взаимодействие студента и преподавателя способствует формированию личности будущего специалиста, развивая умение решать актуальные проблемы теории и практики изучаемой специальности.

Цель курсовой работы – систематизация, углубление и совершенствование теоретических знаний, полученных в результате обучения и самообразования.



В процессе написания курсовой работы решаются следующие задачи:

  • развитие умений самостоятельной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению материала, необходимого для раскрытия темы работы;

  • выработка умений логически формулировать и доказательно излагать суждения и выводы, публично их защищать;

  • формирование методологической, методической и психолого-педагогической готовности к самостоятельной работе;

  • подготовка к выполнению дипломной работы.

Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от того, насколько студент представляет себе основные требования, предъявляемые к ней. Эти требования относятся к содержанию, структуре, объёму, форме изложения материала и оформлению. Универсальных требований к внешнему оформлению курсовых работ не существует, но практикой выработаны некоторые общие положения по их структуре, объёму, стилю и оформлению. Эти положения могут рассматриваться как рекомендации, которые следует соблюдать. Так, общими требованиями к курсовой работе являются следующие:

  • целевая направленность;

  • четкость построения;

  • логическая последовательность изложения материала;

  • глубина исследования и полнота освещения вопросов;

  • убедительность аргументации;

  • краткость и точность формулировок;

  • конкретность изложения результатов работы;

  • доказательство выводов и обоснованность рекомендаций;

  • грамотное оформление.

Раздел 1. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ НАД КУРСОВым исследованием

1.1.Выбор темы исследования
Курсовые работы выполняются по темам, которые разрабатываются и ежегодно обновляются кафедрами (ПЦК). Список тем курсовых работ имеется в УМК соответствующих дисциплин. Конкретная тема курсовой работы должна отвечать следующим требованиям:

  • рассматривать актуальные проблемы теории и практики;

  • соответствовать задачам подготовки специалистов;

  • учитывать направления и проблематику современных научных исследований;

  • приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и/или преподавательский коллектив кафедры в целом;

  • учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики специальности;

  • тематика может определяться как основной, так и дополнительной квалификацией;

  • недопустимым является выбор одной и той же темы двумя студентами.

Темы курсовых работ могут определяться различными способами.

  1. Самостоятельный выбор студентом темы курсовой работы с необходимым обоснованием целесообразности её разработки.

В этом случае студенту следует руководствоваться не только интересом к будущей профессиональной деятельности, но и реальной оценкой собственных сил в её разработке. Правильно сориентироваться в выборе темы исследования помогают следующие приёмы:

  • просмотр аналитических обзоров достижений науки, написанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешённые проблемы);

  • выбор по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием новых, более совершенных методов;

  • проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;

  • ознакомление со специальной литературой и периодическими изданиями;

  • консультации с ведущими учеными, преподавателями для выявления малоизученных проблем и вопросов по теме, имеющих актуальное значение.



  1. Тему предлагает преподаватель.

Если преподаватель ведет исследовательскую работу по какой-либо проблеме, то он может привлекать к её разработке и студентов, придав их творческому поиску конкретное направление.

После выбора темы курсовой работы студент подает заявление на имя заведующего профилирующей кафедрой (ПЦК) с просьбой разрешить ее написание. Форма написания заявления предложена в Приложении 1.

Тема обязательно согласовывается с научным руководителем - преподавателем соответствующей учебной дисциплины. За студентом сохраняется право выбора научного руководителя. Желательно, но не обязательно, чтобы курсовая работа впоследствии могла стать основой выпускной квалификационной работы.

Срок окончательного согласования и утверждения темы устанавливается профилирующей кафедрой (ПЦК). На заседании кафедры (ПЦК) в присутствии всех членов проходит обсуждение предложенных тем. Решение об утверждении тем и закреплении научных руководителей оформляется протоколом, на основании которого составляется приказ "Об утверждении тем и руководителей курсовых работ на учебный год", который подписывается ректором СахГУ. Последующие изменения темы допускаются лишь в исключительных случаях по ходатайству самого студента или инициативе научного руководителя по письменному заявлению на имя заведующего кафедрой (ПЦК) с обоснованием причины.

Научным руководителем заполняется и подписывается бланк задания для выполнения курсовой работы, один экземпляр которого хранится на кафедре (ПЦК), а другой - выдается студенту. Студент также подписывает оба экземпляра задания. Бланки задания для курсовой работы представлены в Приложении 2, а календарного плана - в Приложении 3.

Научное руководство в процессе выполнения курсовой работы осуществляется, как правило, в форме консультаций, о проведении которых делается соответствующая запись в журнале консультаций. Заведующий кафедрой (ПЦК) контролирует своевременность и систематичность проведения консультаций.


1.2.АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТА в процессе выполнения КУРСОВОЙ РАБОТЫ


  1. Определение и осмысление темы исследования, выбор научного руководителя.

  2. Согласование темы с научным руководителем.

  3. Составление заявления на имя зав. кафедрой (ПЦК) с просьбой об утверждении темы исследования и выбранного научного руководителя (Приложение 1).

  4. Получение от научного руководителя письменно оформленного задания и календарного плана установленной формы для выполнения курсовой работы (Приложение 2 и 3).

  5. Изучение выбранной формулировки темы для определения "ключевых" слов исследования.

  6. Составление плана исследования (оглавления) и утверждение его научным руководителем (Приложение 5).

  7. Работа над подбором списка литературы:

  • подбор литературы по теме, её изучение, составление представлений о существующих в науке точках зрения на данную проблему;

  • общий обзор источников по теме, выбор по-настоящему ценных, определение ведущих авторов, работающих по данной проблеме;

  • оформление общего списка использованной литературы в соответствии с методическими требованиями (Приложение 7);

  • согласование с научным руководителем необходимого списка литературы по теме исследования.

  1. Работа над введением:

  • примерное определение и описание параметров исследования: обоснование актуальности, объекта, предмета и т. д.;

  • согласование текста введения с научным руководителем, внесение необходимых корректив.

  1. Работа над теоретической частью:

  • изучение теории и истории вопроса, теоретический анализ базовых понятий;

  • оформление сносок;

  • обобщение и оформление выводов по главе, содержащих ответ на поставленные во введении задачи к данной главе;

  • изучение, подбор и анализ иллюстративного и иного материала по теме исследования (при необходимости);

  • согласование с научным руководителем содержания и выводов главы, внесение необходимых корректив.

  1. Работа над практической частью (кроме реферативных работ):

  • изучение и описание опыта решения данной проблемы, отображенного в литературе, на практике, разработка и проведение опытно-экспериментальной работы, составление и описание модели деятельности (анализ деятельности конкретного предприятия, учреждения, проведение диагностического исследования, сбор и анализ статистического материала и т. п.);

  • оформление ссылок;

  • обобщение и оформление выводов по главе, содержащих ответ на поставленные во введении задачи к данной главе;

  • согласование с научным руководителем содержания и выводов главы, внесение необходимых поправок.

  1. Корректировка введения: уточнение параметров исследования, особенно объекта, предмета, гипотезы (в работах исследовательского типа).

  2. Работа над заключением. Обобщение результатов исследования по всем пунктам содержания курсовой работы, которое включает:

  • формулирование кратких и чётких пронумерованных выводов исследования, отражающих решение каждой из поставленных во введении задач. Это позволяет соблюдать логическую связь введения и заключения, а именно: если во введении определяются три задачи исследования, то в заключении, соответственно, четко должны выделяться три вывода;

  • описание возможных перспектив развития рассматриваемых вопросов;

  • составление необходимых рекомендаций по улучшению проблемы;

  • согласование с научным руководителем содержания и выводов, внесение корректив.

  1. Работа над приложением:

  • окончательное оформление таблиц, рисунков, диагностического материала и т. д. в соответствии с методическими рекомендациями.

  1. Литературная редакция работы, включающая корректировку опечаток, грамматических, стилистических, орфографических, фактологических, технических ошибок.

  2. Общее оформление курсовой работы с обязательным соблюдением требований нормоконтроля к каждому типу курсовых работ (Приложение 8 и 9).

  3. Получение допуска научного руководителя к прохождению нормоконтроля (роспись научного руководителя в бланке нормоконтроля).

  4. Прохождение нормоконтроля в научно-методическом центре.

  5. Брошюрование курсовой работы.

  6. Подготовка выступления к защите курсовой работы.

  7. Защита курсовой работы.

  8. Сдача курсовой работы на кафедру.

1.3.ФУНКЦИИ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Руководство и контроль над ходом написания работы осуществляется кафедрой. Научно-консультационную и методическую помощь студенту оказывает выделяемый кафедрой (ПЦК) и выбранный студентом научный руководитель. Он выполняет следующие функции:



  • помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения работы;

  • заполняет бланк задания для выполнения курсовой работы;

  • консультирует студента в ходе выполнения курсовой работы;

  • своевременно вносит отметки в календарный план выполнения курсовой работы;

  • проверяет качество оформления работы в соответствии с требованиями нормоконтроля,

  • делает отметку о допуске в бланк нормоконтроля (Приложение 8);

  • выставляет отметку в зачетную книжку и ведомость;

  • сдает на кафедру (ПЦК) курсовую работу.

Следует иметь в виду, что научный руководитель не является редактором курсовой работы, и студент не должен рассчитывать на то, что руководитель будет исправлять имеющиеся в работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки. Кроме того, на различных стадиях подготовки и выполнения курсовой работы задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки курсовой работы научный руководитель консультирует студента в выборе темы, рассматривает и корректирует план работы и дает рекомендации по сбору материала. В ходе выполнения работы научный руководитель является оппонентом, указывает студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т. д. и рекомендует, как их лучше устранить.
1.4.Общая структура и ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовые работы можно условно разделить на несколько типов:



  1. Реферативные работы (теоретические).

  2. Исследовательские работы: опытно-экспериментальные и практические.

  3. Проектные работы.

Курсовая работа имеет следующую общую для всех типов структуру:



  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Введение.

  4. Основной текст (главы, подглавы).

  5. Заключение.

  6. Список использованной литературы.

  7. Приложение.

Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Работа представляется только в печатном виде на листах формата A 4 (210х 297мм.). Текст печатается на белой бумаге, излагается на одной стороне листа без переносов строк.

Текст работы следует печатать, соблюдая абзацный отступ – 1,25 см, межстрочный интервал - 1,5 строки, шрифт - Times New Roman, размер шрифта -14 кегль, начертание: текст - обычный, заголовки - полужирный. Размеры полей: левое - 25 мм, правое – 15 мм, нижнее и верхнее - 20 мм. Нумерация – сквозная, проставляется арабскими цифрами в верхней части листа, по центру, начиная с введения. В работе следует использовать изложение от 1-го лица множественного числа ("мы полагаем", "на наш взгляд").

Главы и подглавы следует нумеровать арабскими цифрами. Главы и подглавы должны иметь порядковую нумерацию в пределах их основной части и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: главы - 1., 2., 3., а подглавы - 1.1.;1.2.; 1.3.

Каждая новая структурная часть (оглавление, введение, главы, заключение, список использованной литературы, приложение) начинается с новой страницы и печатается с заглавной буквы полужирным начертанием. Тематический заголовок располагается по центру страницы (кроме приложения, которое располагается в правом верхнем углу). Точка в конце наименования не ставится. Переносить слова в заголовках не допускается. Заголовки должны быть краткими, точными и соответствовать основному содержанию.

После заголовка вниз пропускается одна строка и с абзацного отступа размещается текст. Каждая глава основной части пишется с нового листа, заголовок – с заглавной буквы, полужирным начертанием, размещается по центру листа. В заголовке, состоящем из названия главы и подглавы, названия размещаются друг под другом по центру листа без пропусков строк. После всего заголовка одна строка пропускается вниз и пишется текст. После завершения написания текста подглав также пропускается одна строка вниз и пишется заголовок следующей подглавы на этой же странице. После последней подглавы пропускается вниз одна строка, и с абзацного отступа оформляются выводы по главе (не менее, чем на 0,5 листа).

Допускается оставлять заголовок внизу страницы, если далее на странице размещается не менее, чем три строки текста.

Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц: введение 2-3 страницы, основная часть - 20-25 страницы, заключение 2-3 страницы, список использованной литературы -1-2 страницы.

Образец оформления структурных частей курсовой работы представлен в Приложении 6.


Раздел 2. требования к оформлению структурных частей курсовой работы

2.1.Правила оформления титульного листа и оглавления
Титульный лист - обязательный элемент курсовой работы. С титульного листа начинается нумерация страниц, но номер страницы на нём не ставят. На титульном листе в верхней части листа, располагая данные по центру, друг под другом, прописными буквами указывают наименование высшего учебного заведения (ФГБОУ ВПО Сахалинский государственный университет) и структурного подразделения (Южно-Сахалинский педагогический колледж), используя одинарный интервал, обычное начертание, 14 кегль.

Ниже, в правом верхнем углу, с заглавной буквы, в столбик, указывают название кафедры, используя выравнивание по левому краю, отступ слева – 10-11 см, одинарный интервал, обычное начертание.

По центру листа прописными буквами указывают вид работы (курсовая работа), используя полуторный интервал, обычное начертание. Под ним прописными буквами по центру листа располагают название, используя полуторный интервал, полужирное начертание. Следует соблюдать соответствие формулировки темы приказу «Об утверждении тем и руководителей курсовых работ на учебный год».

Под названием темы, в нижнем правом углу, в столбик, указывают данные об авторе, используя выравнивание по левому краю, отступ слева – 10-11 см, одинарный интервал. Они включают: Ф.И.О. полностью в род. падеже, специальность (шифр), название специальности, курс, группу.

Под данными автора, в правом нижнем углу, пропустив одну строку вниз, с заглавной буквы располагают данные о руководителе, используя выравнивание по левому краю, отступ слева – 10-11 см, одинарный интервал. Они включают: Ф. И. О. научного руководителя (полностью, в им. падеже, в соответствии с приказом), звание (должность).

Под данными о руководителе, в левом нижнем углу, пропустив вниз одну строку, с заглавной буквы, обычным начертанием указывают, когда состоялась защита и на этой же строке (под данными о руководителе) – полученную оценку.

В нижней части листа, друг под другом, с заглавной буквы располагают название города и год (без буквы "г"), используя выравнивание по центру, одинарный интервал. Образец оформления титульного листа дается в Приложении 4.

После титульного листа следует оглавление. Лист оглавления не нумеруется. Заголовок с заглавной буквы (без кавычек) размещается по центру страницы и выделяется полужирным начертанием. В оглавлении содержатся нумерация и названия глав и подглав с указанием начала страниц, на которых они расположены. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Образец оформления оглавления представлен в Приложении 5.


2.2.ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ
Со следующей страницы после оглавления начинается введение. Подготовка введения требует серьезного внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы.

Слово "Введение" (в работе без кавычек) пишется с заглавной буквы, размещается по центру страницы в виде заголовка и выделяется полужирным начертанием. После заголовка вниз пропускается одна строка и с абзацного отступа размещается текст. Объем введения не должен превышать двух-трех страниц. Первый вариант введения в схематичной форме полезно составлять в самом начале исследования. Это поможет организовать процесс работы и сделает его более целенаправленным и осмысленным. В дальнейшем следует провести необходимое уточнение и корректировку.

Введение, в зависимости от типа курсовой работы, должно содержать следующие основные параметры, которые в тексте выделяются полужирным начертанием:


  1. Актуальность

Актуальными признаются темы, недостаточно разработанные теоретически и/или практически, посвящённые важным проблемам. Она должна содержать положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе.

Аргументированное обоснование темы определяется и характеризуется на основании:



  • соответствия её государственно-региональному заказу, т. е. тем идеям и положениям, которые заложены в законах, постановлениях, указах и рекомендациях, разрабатываемых органами государственной власти, в том числе, региональными;

  • степени её разработанности в науке;

  • состояния практического воплощения и практической потребности в разрешении вопросов, определяющих тему.

Выдвигаемые доводы желательно подтверждать статистическими данными. Так же важно вскрыть и объяснить противоречие между тем, что должно быть, и тем, что есть в настоящее время. В конечном итоге необходимо ответить на вопросы: "Почему данную проблему надо исследовать в настоящее время?" и "Что именно надо изучать из того, что ранее не было изучено?".

Пример формулирования и оформления актуальности:



  • Актуальность (выделить полужирным начертанием) темы исследования обусловлена тем, что...




  • В настоящее время проблема (указать) становится весьма актуальной в связи с тем, что....




  • Принимая во внимание масштабы и наиболее вероятные негативные последствия запоздалого приспособления ребёнка к школе, мы полагаем, что адаптация ребёнка к школе – достаточно серьёзная и актуальная проблема современности, требующая активных поисков эффективного решения в практической деятельности.




  1. Историография изучаемой проблемы предполагает краткое описание наиболее значимых научных работ, которые были использованы автором в процессе написания курсовой работы. Таким образом, следует ответить на вопрос: "Кто и в каких трудах занимался изучением данной проблемы?".

Пример написания и оформления историографии:

Следует отметить, что проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания психологов и педагогов. В конце XIX - начале XX в. в России и за рубежом проблема сенсорного развития и воспитания привлекала пристальное внимание Ф. Фребеля, М. Монтессори, В. М. Бехтерева, П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, Е. И. Тихеевой. Опираясь на достижения медицины, физиологии, педагогики, в конце XIX века М. М. Манасеина разработала оригинальную концепции сенсорного развития и воспитания детей. В течение XX века видными представителями дошкольной педагогики эта работа была продолжена. Актуальные проблемы сенсорного воспитания и обучения детей дошкольного возраста в этот период определены в работах Н. А. Агеносовой, Э. А. Александрян, Л. А. Венгера, Е. А. Гребенщиковой, Е. Б. Давидович, А. В. Запорожца, М. Ю. Кистяковской, А. П. Усовой, A. M. Фонарева, С. В. Фонаревой. В советской дошкольной педагогике была разработана принципиально новая система сенсорного воспитания. Над определением ее принципов, содержания, методов работал ряд исследователей: А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, А. М. Леушина и др. При этом разработка системы сенсорного воспитания неразрывно связана с созданием новой теории восприятия в советской психологии (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.).

Вместе с тем анализ имеющихся к настоящему времени дидактических систем позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете современных психолого-педагогических исследований.


  1. Объект исследования - это область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема.

Чтобы определить объект необходимо знать объектную область исследования – сферу науки и практики, в которой находится объект исследования.

Для студентов, обучающихся специальности 050704 "Дошкольное образование», объектной областью является педагогика.

Для студентов, обучающихся специальности 050709 "Преподавание в начальных классах", объектной областью является педагогика.

Для студентов, обучающихся специальности 050710 "Педагогика дополнительного образования", объектной областью является методика и технология работы педагога дополнительного образования детей.

Для студентов, обучающихся специальности 050711 "Социальная педагогика", объектной областью является педагогика.

Для студентов, обучающихся специальности 040401 «Социальная работа», объектными областями исследования являются теория, методика и практика социальной работы, методы проведения социологических исследований.

Для студентов, обучающихся специальности 050301 "Русский язык и литература", объектными областями исследования являются методика преподавания русского языка, методика преподавания литературы.

Для студентов, обучающихся специальности 050303 "Иностранный язык", объектной областью исследования является теория и методика обучения иностранному языку.

Для студентов, обучающихся специальности 100102 «Организация обслуживания в сфере сервиса», объектными областями исследования являются менеджмент, организация обслуживания на предприятиях сферы сервиса.

Для студентов, обучающихся специальности 100105 «Гостиничный сервис», объектными областями исследования являются менеджмент, организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах.

Для студентов, обучающихся специальности 100200 «Туризм», объектной областью исследования является технология и организация туроператорской и турагентской деятельности.
При определении объекта необходимо ответить на вопрос: "Что рассматривается?". Основными объектами науки могут служить:


  • процесс деятельности: воспитательный процесс, образовательно-воспитательный процесс, процесс обучения, производственный процесс и т. д.;

  • взаимодействие между личностью и коллективом, внутриколлективные отношения;

  • процесс или отношения руководства и подчинения;

  • человек: учащиеся, родители, педагоги, сотрудники, клиенты;

  • группа людей: семья, группа в ДОУ, класс, спортивная команда, различные объединения: неформальные, общественные, молодежные и т. д.

  1. Предмет исследования

Поскольку объект обладает практически неисчислимым количеством разнообразных свойств, которые в одном исследовании изучить невозможно, выделяют предмет исследования. Именно на предмет исследования ориентируется курсовая работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме курсовой работы. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. По своему объему и содержанию предмет значительно уже, чем объект, и является его частью. В то же время он органически связан с объектом, являясь его наиболее существенной стороной. Образно говоря, предмет - это та дверь, приоткрыв которую можно увидеть всю комнату - объект. При выборе предмета следует ориентироваться на вопрос: "Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?". Предметом исследования могут служить:

  • конкретные стороны или элементы, звенья, стадии любого процесса;

  • характеристика деятельности воспитанника или педагога, их функциональные взаимодействия;

  • педагогические (социальные, экономические и др.) условия, особенности, тенденции развития явлений и процессов;

  • педагогические (производственные и др.) отношения между людьми в коллективе, между семьей и школой и т.п.;

  • личностные качества ребёнка, потребности, интересы, знания, умения, навыки учащихся;

  • особенности поведения;

  • способы формирования (продвижения) конкретного продукта;

  • разработка конкретного продукта (тура, мероприятия, проекта и т. д.);

  • определение влияния или установление зависимости.

Следует учитывать, что границы между объектной и предметной областью условны и подвижны, зависят от формулировки темы. То, что в одном случае будет являться объектом исследования, в другом случае может стать предметом.

Можно привести следующие примеры формулировок и оформления объекта и предмета.

Пример 1.

Тема: "Психологическая характеристика профессионального самоопределения в юности".

Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения в юности.

Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Пример 2.

Тема: "Влияние самооценки на уровень агрессивности подростков".

Объект исследования: личность учащихся в подростковом возрасте.

Предмет исследования: особенности влияния самооценки на уровень агрессивности подростков.
Пример 3.

Тема: "Особенности работы социального педагога реабилитационного центра с детьми, подвергшимися внутрисемейному насилию".

Объектом исследования являются дети, подвергшиеся внутрисемейному насилию.

Предметом исследования являются особенности работы социального педагога реабилитационного центра с детьми, подвергшимися внутрисемейному насилию.
Пример 4.

Тема: "Влияние туризма на экономическое развитие Сахалинской области"

Объект исследования - процесс экономического развития Сахалинской области.

Предмет исследования - особенности влияния туризма на экономическое развитие Сахалинской области.


  1. Цель исследования

Цель - это идеальное мысленное предвосхищение результатов деятельности, направленное на решение актуальной проблемы. При формулировании цели необходимо ответить на вопрос: "Какой результат исследования мы намерены получить, каким мы его видим?". Целью могут служить:

  • создание новой концепции образовательно-воспитательного процесса или его элементов;

  • положительные изменения личности воспитанников;

  • более интенсивный рост личностных показателей развития обучающихся, чем в обычных условиях;

  • выявление факторов развития чего-либо;

  • формирование готового продукта;

  • определение особенностей (специфики) явления или процесса.

Цели в исследованиях могут быть сформулированы следующим образом.

Пример 1.



Тема: "Характеристика факторов туристической деятельности, позитивно влияющих на экономическое развитие Сахалинской области".

Цель исследования: выявить факторы туристической деятельности, позитивно влияющие на экономическое развитие Сахалинской области.
Пример 2.

Тема: "Научные основы проблемы психокоррекции школьной тревожности".

Цель: систематизировать научные основы проблемы психокоррекции школьной тревожности.
Пример 3.

Тема: "Специфика Сахалинской области как туристической дестинации для привлечения различных категорий туристов".

Цель: на основе проведения результатов маркетинговых исследований определить специфику Сахалинской области как туристической дестинации для привлечения различных категорий туристов.
Пример 4.

Тема: "Технология формирования гостиничного продукта для привлечения различных категорий клиентов в бизнес-отель (на примере гостиницы "Империал Палас").

Цель: на основе комплексного анализа деятельности гостиницы "Империал Палас" сформировать гостиничный продукт для привлечения различных категорий клиентов в бизнес-отель.


  1. Задачи исследования

Цель, являющаяся конечным результатом исследования, достигается не сразу, а через ряд промежуточных целей на разных этапах. Для определенности их называют задачами, помня при этом, что цель вообще как таковая является главной задачей. Задачи служат конкретизации цели, дополняют, объясняют и уточняют её, позволяют ответить на вопрос: "Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?". При постановке задач следует ориентироваться на разработанный план работы (оглавление), исходя из того, что количество задач должно соответствовать количеству подглав. Формулировки задач делаются в форме перечисления с использованием глаголов: проанализировать, изучить, выявить, раскрыть, разработать, экспериментально проверить, охарактеризовать, описать, организовать, провести, подобрать и т. д.

Пример постановки и оформления задач.



Тема: "Особенности работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения по сенсорному воспитанию детей раннего возраста".

Цель исследования: выявить особенности работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи исследования:



  1. Проанализировать научные подходы к изучению проблемы сенсорного воспитания детей в раннем возрасте.

  2. Раскрыть психолого-педагогическую сущность понятия сенсорного воспитания.

  3. Описать психолого-педагогические особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

  4. Дать общую характеристику целей и задач сенсорного воспитания детей раннего возраста.

  5. Раскрыть роль воспитателя ДОУ в процессе сенсорного воспитания детей раннего возраста.

  6. Охарактеризовать методику сенсорного воспитания детей раннего возраста в ДОУ.

  7. Подобрать и апробировать методы диагностики особенностей сенсорного воспитания детей раннего возраста.

  8. Организовать с детьми раннего возраста проведение развивающих занятий по сенсорному развитию.

  9. Провести сравнительный анализ результатов диагностики особенностей сенсорного воспитания детей, используя методы математической статистики, а именно: Т- критерий Вилкоксона.




  1. Гипотеза исследования (для курсовых работ исследовательского типа)

Гипотеза - это предположение, истинность которого доказывается в ходе эксперимента. Выдвижение гипотезы - это создание прообраза будущей теории, определение стратегии педагогического эксперимента. Проверенная фактами, практикой, опытом, подробно описанная в развернутом виде, гипотеза становится теорией. Если выдвинутое предположение не подтверждается, это свидетельствует о наличии других связей, содержании и развитии изучаемых явлений, что считается в науке тоже положительным результатом исследования. В этом случае необходимо установить характер ранее не прогнозируемых процессов и связей. В курсовой работе наиболее типичны два вида гипотез: описательные и объяснительные.

Описательная гипотеза - это суждение предположительного характера, в котором указываются причины и возможные следствия разрабатываемой проблемы. Пример описательной гипотезы:

  • зависимость социального профессионального интеллекта от уровня личностной тревожности существует и проявляется в том, что более высокому уровню социального интеллекта соответствует и менее высокий уровень тревожности;




  • подбор системы методов по диагностике девиантного поведения, использование результатов социально-педагогической диагностики в организации учебно-воспитательного процесса даст возможность своевременно оказать психолого-педагогическую поддержку детям с девиантным поведением.

Следует обратить внимание на то, что условия и факторы, указывающие на необходимость наступления следствия, не раскрываются.



Объяснительная гипотеза - это суждение, указывающее не только на причину и возможное следствие педагогического явления, но и раскрывающее условия, при которых эти следствия будут реализованными. Она строится на предположении: если сделать что-то, то такие-то изменения произойдут в объекте и предмете исследования. Примеры объяснительной гипотезы:

  • если социальный педагог реабилитационного центра организует социально-психолого-педагогическую диагностику личностных особенностей детей, то это позволит конкретизировать индивидуальные причины социально-педагогической запущенности и своевременно разработать способы её устранения;

  • воздействие средств массовой информации на социальное воспитание детей младшего школьного возраста будет носить положительный характер при соблюдении следующих условий:

а) учете возрастных интересов ребёнка при выборе информации;

б) направленности информации на формирование положительных качеств личности и усвоение норм нравственности, принятых в обществе.




  1. План исследовательской работы (для курсовых работ исследовательского типа)

С учетом целей, задач, гипотезы исследования создается план проведения эксперимента в соответствии с его тремя этапами: констатирующим, формирующим, итоговым.

На констатирующем этапе эксперимента планируется проведение эксперименального и контрольного коллективов испытуемых, проведение среза по определению уровня изучаемого явления или процесса с указанием сроков выполнения.

На формирующем (преобразующем) этапе педагогического эксперимента планируются действия, направленные на изменение привычных условий течения педагогического процесса, порядка или интенсивности педагогических воздействий, внесение других элементов новизны.

Третий, итоговый этап экспериментальной работы, связан с проведением заключительного среза состояния дел по исследуемому вопросу с использованием тех же методов диагностики, что и на первом, констатирующем, этапе, дальнейшей обработкой полученных результатов и проверкой их на достоверность. Качественный и количественный анализ полученных данных проверяется с помощью методов математической статистики.

Пример составления и оформления плана исследовательской работы.


следующая страница >>