Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа с представителями - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗЛИЧНЫХ КОНФЕССИЙ »
для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки
040101 «Социальная работа»
Автор: Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры «социальных наук».
Рост числа приверженцев традиционных конфессий, а также и различных деструктивных культов в современной России, обуславливает необходимость для специалистов по социальной работе ориентироваться в религиозной ситуации в стране, понимать психологию верующего человека (возможного клиента социальных служб). Это и представляется главной целью курса «Социальная работа с представителями различных конфессий».
Основные задачи курса «Социальная работа с представителями различных конфессий»:
- сформировать основные представления о религиозной антропологии.
-раскрыть типологию религиозности;
-сформировать представления о современной религиозной ситуации в стране и в Мурманской области, в частности;
- познакомить с законодательством о свободе совести в современной России;
-раскрыть основные принципы социальной работы как с представителями традиционных конфессий, так и членами деструктивных сект.
Курс «Социальная работа с представителями различных конфессий» связан с курсами социальной психологии, социологии, истории религий, технологий социальной работы.
Студенты, завершившие изучение данного курса, должны уметь применять полученные знания на практике в работе с клиентом.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
|
Наименование раздела, темы
|
Количество часов
|
Всего ауд.
|
ЛК
|
ПР
|
СР
|
1.
|
Тема 1. Религия в общественной жизни.
|
2
|
2
|
|
7
|
2.
|
Тема 2. Религиозная ситуация в современной России.
|
4
|
2
|
2
|
6
|
3.
|
Тема 3. Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы
|
8
|
4
|
4
|
10
|
4.
|
Тема 4. Представители тоталитарных сект как объект социальной работы
|
8
|
4
|
4
|
10
|
5.
|
Тема 5. Религиозные конфессии и верующие в Мурманской области.
|
2
|
2
|
|
8
|
|
Всего:
|
24
|
14
|
10
|
41
|
Содержание практических занятий
Семинар 1
Тема «Религия в общественной жизни»
-
Социальные позиции религии.
-
Социальные функции религии.
-
Структура религии.
-
Религия и социальная работа.
Вопросы для коллективного обсуждения
-
По Вашему мнению, какие социальные позиции занимает и может занимать в мире религия?
-
Что понимается под сакрализацией общественной жизни? Насколько это понятие применимо к характеристике общественной жизни России на современном этапе?
-
Что понимается под секуляризацией в современном обществе?
-
Какие функции религии имеют значение для социальной работы?
Литература
Основная
1.Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
2.Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
Дополнительная
1.Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1996.
2. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.
3. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.
Семинар 2
Тема «Религиозная ситуация в современной России»
План
-
Понятие религиозной ситуации в социологии религии.
-
Отличительные особенности современной религиозной ситуации в России.
-
Международные документы по вопросам свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций.
-
Законодательство о свободе совести в современной России.
Вопросы для коллективного обсуждения
-
Что Вы вкладываете в понятие «религиозная ситуация»?
-
Что Вы понимаете под традиционными религиозными конфессиями?
-
Как Вы относитесь к деятельности западных миссионеров в России?
-
Каковы основные факторы, определяющие современную религиозную ситуацию в российском обществе?
-
Каково влияние религиозной ситуации на социально-политические процессы в современной России?
Литература
Основная
-
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
-
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).
-
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.)
-
Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.
-
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).
Дополнительная
-
Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.
-
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)
-
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
-
Грашевская О.В. Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.
-
Конституция РФ (1993 г.).
-
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
-
Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.
Семинар 3
Тема «Основы религиозной антропологии. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы»
Часть 1. Основы религиозной антропологии
План
1.Религиозная антропология. Ее специфика.
2.Христианская антропология в целом.
3. Традиционная христианская антропология (православная и католическая).
4. Протестантская антропология.
Вопросы для коллективного обсуждения
1.В чем основное различие западной и восточной религиозной антропологии?
2.Сравните взгляд на человека в православной и католической антропологии.
3.В чем различие между традиционной христианской и протестантской антропологией?
Литература
Основная
1.Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
2.Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
3.Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
4. Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.
Дополнительная
1. Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.
2. Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.
3. Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.
Часть II. Представители традиционных религиозных конфессий как возможные объекты социальной работы
План
-
Понятие религиозности. Типология религиозности.
-
Социально-демографические характеристики верующих в современной России.
-
Религия и семья.
-
Верующие как возможные объекты социальной работы.
Вопросы для коллективного обсуждения
-
Что Вы понимаете под религиозностью, религиозной психологией?
-
Как Вы считаете, сохранены ли в современной российской семье религиозные традиции? Необходимо ли их пропагандировать в социальной работе?
-
Сопоставьте функции социального работника и священника.
Литература
Основная
-
Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.
-
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
-
Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.
-
Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.
-
Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.
-
Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.
-
«Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.
-
Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.
-
Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.
-
Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.
Дополнительная
-
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
-
Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.
-
Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.
-
Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.
-
Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.
-
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
-
Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.
-
Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.
-
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.
-
Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.
-
Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.
Семинар 4
Тема «Представители тоталитарных сект как объект социальной работы»
План
-
Тоталитарные секты и деструктивные культы. Общие понятия.
-
Тоталитарные секты в современной России.
-
«Свидетели Иеговы» - секта или религиозная конфессия?
-
Члены тоталитарных сект как объект социальной работы.
-
Деятельность социального работника по профилактике сектантства среди молодежи.
-
Нормативно-правовые документы, препятствующие возникновению и деятельности сектантских групп.
Вопросы для коллективного обсуждения
-
Что Вы понимаете под тоталитарной сектой, деструктивным культом?
-
В чем, по Вашему мнению, главное отличие секты от религиозной конфессии?
-
Как Вы считаете, насколько может быть эффективна социальная работа с членами деструктивных культов?
-
Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее эффективными?
-
Известны ли Вам случаи проявления сектантства и религиозного экстремизма в Мурманской области?
Литература
Основная
-
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
-
Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.
-
Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.
-
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
Дополнительная
-
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
-
Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.
-
Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.
-
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.
-
Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература.
Основная
-
Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004.
-
Дворкин А. Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект. – М., 2006.
-
Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2000.
-
Нравственно-гуманистические истоки социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. – М., 1994.
-
Павловский В.П. Основы религиоведения. – М., 2006.
-
Панкин С.Ф. Религиозная антропология. – М., 2006.
-
Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996.
Дополнительная
-
Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. – М., 1993.
-
Бурьянов С.А. Свобода совести. Отношения Российского государства с религиозными объединениями//Закон и право. – 2003. - № 9.
-
Грановская Р.М. Психология веры. – СПб, 2004.
-
Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2000.
-
Грашевская О.В. Русская Православная Церковь и религиозная обстановка на Кольском Севере в конце 80-х гг. – начале ХХI века// Ушаковские чтения: Материалы 1-й научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И.Ф. Ушакова. – Мурманск, 2004. - С.153–158 .
-
Грашевская О.В. Религиозная обстановка и положение Русской православной церкви в Кандалакшском районе в советский период (1917-1988 гг.)// Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие. Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции «Первые Федоритовские чтения», посвященной 480-летию основания Кандалакши – СПБ, 2007 – С.102-120.
-
Грашевская О.В. К вопросу о роли религиозного фактора в жизни советского/российского общества в ХХ в.// Европейский Север в судьбе России. ХХ в. (К 80-летию профессора А.А.Киселева). Сб.научных статей. – Мурманск. - 2006. - С.151-160.
-
Дворкин А. На Север стремятся секты, занимающиеся шпионажем?//Комсомольская правда. – 2007. – 7 ноября. – С.7.
-
Дворкин А. В секту не приходят, туда приводят//Аргументы и факты на Мурмане. - 2007. - № 46. – С.13.
-
Ионов А.И. Современный ислам, человек и общество. – М., 1991.
-
Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. – М., 1981.
-
Козлов А.А. Социальная работа и проблемы духовности//Российский журнал социальной работы. - № 1996 - № 1.
-
Кураев А. (диакон). Диспут с атеистом. – М., 2007.
-
Кураев А. (диакон). Почему православные такие? – М.. 2006.
-
Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.. 1985.
-
Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России//Социс. – 1995. - № 11.
-
Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего//Социс. – 2002. - № 7.
-
На покаяние, к священнику//Литературная газета. – 2006. - № 28. – 12-18 июля. – С.5.
-
«Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности//Социс. – 2004. - № 5. – С.130-136.
-
Писманик М.Г. Светская школа и религия//Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 4.
-
Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/Под ред. М.Г.Писманика. – М., 2000.
-
Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения//Социс. – 2001. - № 7. – С.89-96.
-
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2004.
-
Угринович Д.М. Психология религии. – М., 1986.
-
Форсова В.В.Православные семейные ценности//Социс. – 1997. - № 1.
-
Чернышев В.М. Сектоведение. – Киев, 2006.
-
Чеснокова В. Тесным путем. – М., 2005.
-
Элкабян Е.С., Медведко С.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//Социс. – 2001. - № 8.
-
Шаймиев М. Нация и вера – в наших генах//Аргументы и факты. – 2006. - № 37. – С.5.
Международные и отечественные законодательно- правовые акты
-
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)
-
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).
-
Конституция РФ (1993 г.).
-
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).
-
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.).
Материально-техническое обеспечение дисциплины
DVD: Религиозные секты: свобода от совести. Части 1, III, IV, V. Автор и режиссер А.Егорцев, продюсер Н.Фрицлер. – 2004.
Примерные зачетные тестовые задания
1. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ 125 ФЗ, 26 сентября 1997 г.) признает «особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»:
а. буддизма
б. ислама
в. иудаизма
г.православия
2. Под свободой совести понимается:
а. принятие любого вероисповедания
б.атеистические воззрения
в. обеспеченная законом возможность для каждого гражданина добровольного выбора своего отношения к религии: как принятия любого вероисповедания, так и полного неприятия вероисповедания и культа.
3. Православие является в России:
а. государственной религией
б. традиционной конфессией
в. деноминацией
4. Изоляция, социальное групповое давление, страх - приемы, которые используются в :
а. в традиционных церквях
б.деноминациях
в. тоталитарных сектах
Примерный перечень вопросов к зачету
-
Социальные функции религии.
-
Структура религии.
-
Религиозная антропология.
-
Характеристика современной религиозной ситуации в России.
-
Традиционные религиозные конфессии в современной России.
-
Законодательство о свободе совести в России.
-
Понятие о религиозности и религиозной психологии.
-
Религия и социальная работа.
-
Религия и семья в современном обществе.
-
Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.
-
Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.
-
Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.
-
Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.
-
Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.
Примерная тематика рефератов
-
Роль религии в современном обществе.
-
Социальные функции религии.
-
Современная религиозная ситуация в России: проблемы и противоречия.
-
Гуманистический потенциал мировых религий и его влияние на практику социальной помощи.
-
Современные верующие: кто они?
-
Традиционные религиозные конфессии в современной России.
-
Религиозность и религиозная психология.
-
Религия и семья в современном обществе.
-
Представители различных конфессий как возможные объекты социальных служб.
-
Тоталитарные секты и деструктивные культы в современной России.
-
Представители тоталитарных сект как объект социальной работы.
-
Деятельность социального работника и социального педагога по профилактике религиозного сектантства в молодежной среде.
-
Нравственно-гуманистические истоки социальной работы.
-
Верующие, религиозные конфессии и религиозная ситуация в Мурманской области.
-
«Православные: почему они такие?»