Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа с социально-незащищёнными слоями населения» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское и патриотическое... 2 345.4kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа... 1 194.94kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 358.96kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Огневая подготовка» 1 357.29kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... 1 204.29kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 136.64kb.
Решение социальных проблем уязвимых слоев населения. Повышение патриотизма... 1 56.71kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальное прогнозирование... 2 582.2kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология» 1 512.5kb.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... 1 83.8kb.
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины 2 459.6kb.
Лекция органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,... 1 390.66kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная работа с социально-незащищёнными - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социальная работа с социально-незащищёнными слоями населения»

направления подготовки 050708.65 «Социальная педагогика»

Автор программы: Сапрыкин В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы МГПУ
Цели освоения дисциплины:

целью данного курса является изучение социально-педагогических технологий, необходимых для творческого применения в практической профессиональной деятельности. Задачами дисциплины является овладение знаниями, предусмотренными образовательным стандартом данного учебного курса. В ходе освоения курса студент должен знать, каким образом технологии соотносятся с другими средствами педагогической деятельности (методами, методиками, приемами и т.д.); хорошо представлять себе, какие виды технологий существуют и какова их структура, как нужно выбрать из многочисленных технологий именно ту, которая позволит наиболее эффективно решить конкретную профессиональную задачу.

Данный учебный курс тесно связан с центральными, определяющими курсами «Социальная педагогика», «Социально-педагогическая работа с семьей». В процессе освоения дисциплины студенты должны научиться обобщать свой профессиональный опыт и использовать его в своей деятельности.
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


п/п



Наименование темы

Количество часов

Всего аудит.ч.

ЛК

ПР/ СМ

Самосто-ят. работа

1

Введение

3

2

1

4

2

Понятие «социально незащищенные слои населения». Общее и особенное в подходах социальных работников к решению их проблем

5

3

2

4

3

Незащищенные слои населения как клиенты социальной работы

3

2

1

4

4

Особенности подходов к разрешению проблем социально незащищенных слоев населения

5

3

2

4

5

Основные проблемы и потребности лиц, относящихся к социально незащищенным слоям

5

3

2

4

6

Формы и методы работы с социально незащищенными слоями населения

5

3

2

4




Всего:

26

16

10

24

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическое занятие № 1-2.

Тема 1. Понятие «социально незащищенные слои населения». Общее и особенное в подходах социальных работников к решению проблем социально незащищенных слоев населения.
План:


  1. Сущность понятия «социально незащищенные слои населения».

  2. Социально незащищенные слои населения как группы социального риска.

  3. Социально незащищенные слои населения как объекты социальной работы.

Государственная политика в отношении социально незащищенных слоев населения.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Сущность понятия «социально незащищенные слои населения».

  2. Социально незащищенные слои населения как группы социального риска.

  3. Социально незащищенные слои населения как объекты социальной работы.

  4. Государственная политика в отношении социально незащищенных слоев населения.

  5. Технология сбора информации о социально незащищенных слоя населения.


Литература:

  1. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Крат. истор.очерк. – М.,1993.

  2. Благотворительные организации социальной направленности. – М.,1998.

  3. Егошина В.Н., Ефимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. – М.,1993.

  4. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федер.Закон Рос.Федерации. – М.,1995.

  5. Милосердие: Учеб.пособие. – М.,1998.


Практическое занятие № 3-4.

Тема 2. Социально незащищенные слои населения как клиенты социальной работы.
План:

  1. Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.

  2. Сущность понятия «милосердие» и «благотворительность».

  3. Этапы развития благотворительности в России: церковная, государственная и частная благотворительность в досоветской России.

  4. Советская система обеспечения детей.

  5. Социальная политика России по обеспечению защиты и прав детей в постсоветский период.

  6. Исторические предпосылки введения профессии «социальный педагог» в России.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Социально-экономические условия, способствующие появлению социально незащищенных слоев населения.

  2. Факторы и критерии социального риска, применимые к определению социально незащищенных слое населения.

  3. Социологический подход к определению социально незащищенных слоев населения.


Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.,1989.

  2. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.,1990.

  3. Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе? / Под ред. Т.И.Шамовой, П.И. Третьякова. – М.,1994.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.,1998.


Практическое занятие № 5-6.

Тема 3. Особенности подходов к разрешению проблем социально незащищенных слоев населения.
План:

  1. Система категорий и понятий в науке.

  2. Категориальная взаимосвязь педагогики и социальной педагогики. Педагогическая и социально-педагогическая деятельность: общие и отличительные признаки.

  3. Сущность знания и умения – основа социализации ребенка.

  4. Сущность понятий «принцип» и «правило» в науке.

  5. Назначение принципов в социальной педагогике.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Психофизиологические особенности оказания помощи социально незащищенным клиентам.

  2. Половозрастные особенности оказания помощи социально незащищенным клиентам.

  3. Особенности формирования психоисторической перспективы социально незащищенных клиентов.


Литература:

  1. Буянов М.И. Ребенок в неблагополучной семье: Записки детского психиатра. – М., 1988.

  2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М., 1991.

  3. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. – М.,1987.

  4. Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1994.


Практическое занятие № 7-8.

Тема 4. Основные проблемы и потребности лиц, относящихся к социально незащищенным слоям населения.
План:

  1. Сущность понятия «методика социально-педагогической деятельности». Метод, прием и средство: общие и отличительные признаки.

  2. Методы убеждения, упражнения, и коррекции в социальной педагогике.

  3. Использование социологических методов в работе социального педагога.

  4. Характеристика, структура и виды социально-педагогических технологий.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Состояние психического и физического здоровья социально незащищенных слоев населения.

  2. Социальные перспективы социально незащищенных слоев населения.

  3. Потребности социально незащищенных слоев населения.

  4. Физические и психические отклонения от социальной нормы лиц, относящихся к социально незащищенным слоям населения.


Литература:

  1. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Истор. очерк. – М.,1993.

  2. Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. – М., 1987.

  3. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: История и современность. – М.,1994.

  4. Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России: Что делать? – М., 1997.


Практическое занятие № 9-10.

Тема 5. Формы и методы социальной работы с социально незащищенными слоями населения.
План:

  • Семья и ее основные функции.

  • Проблемы социализации ребенка в семье.

  • Социальный статус семьи и ее типология.

  • Особенности социально-педагогической деятельности с различными типами семей.

  • Формы социально-педагогической помощи семье.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Организация медицинской помощи социально незащищенным слоям населения.

  2. Вопросы материальной поддержки социально незащищенных слоев населения.

  3. Условия и правовые нормы социализации лиц, относящихся к социально незащищенным слоям населения.


Литература:

  1. Дети с отклонениями в развитии / Под. Ред. – М.С. Певзнер. – М., 1966.

  2. Земский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ в. – М.., 1995.

  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

  4. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.

  5. Миллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для родителей. – М., 1996.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1 Рекомендуемая литература
Основная литература:

  1. Актуальные проблемы современного детства. – М., 1996.

  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.

  4. Антология социальной работы. В 2-х т. / Сост. М.В. Фирсов. – М., 1994-1995.

  5. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.,1990.

  6. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. – М.,1995.

  7. Благотворительные организации социальной направленности. – М.,1998.

  8. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. – М.,1995.

  9. Дети с отклонениями в развитии: Метод.пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. Учреждений и родителей. – М.,1997.

  10. Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., 1998.

  11. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

  12. Егошина В.Н., Ефимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. – М., 1993.

  13. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г.К. Селевко. – М.,1996.

  14. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения.- М.,1997.

  15. Коррекционная педагогика: Учеб.пособие. – М.,1998.

  16. Кулаков А.Е. Религии мира. – М., 1997.

  17. Лихачев Б.Т. Философия воспитания.- М., 1995.

  18. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

  19. Муратова И.Д., Сидоров П.И. Антиалкогольное воспитание в школе. – Архангельск, 1997.

  20. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: История и современность. – М., 1994.

  21. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М., 1993.

  22. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. – М., 1993.

  23. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / Под. ред. М.Н. Лагутовой. – М., 1995.

  24. Педагогика: Учеб.пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1995.

  25. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: Опыт и проблемы. – М., 1997.

  26. Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России: Что делать? – М., 1997.

  27. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб. пособие для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов пед. вузов / Под ред. Н.К. Арсановой, - М., 1997.

  28. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. – М., 1996.

  29. Фильдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.

  30. Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1994.

  31. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика: Кн. для учителя и родителей. – М., 1997.

  32. Шестун Е. Православная педагогика: Истор. психолого-педагогические очерки. – Самара, 1998.

  33. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997.


Дополнительная литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

  2. Библия: Ветхий и Новый завет. – М.,1994.

  3. Болотов В.А., Костикова М.Н. Педагогическое образование – страницы реформирования. – Волгоград, 1998.

  4. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-педагогические основы социальной педагогики. – Барнаул, 1996.

  5. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.

  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

  7. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993.

  8. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

  9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

  10. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – М.,1983.

  11. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.,1995.

  12. Мень А. История религии. – М.,1991.

  13. Об образовании: Федер. Закон РФ. – М.,1997.

  14. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федер. Закон РФ. – М.,1997.

  15. О положении детей в РФ. – М.,1994.

  16. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. – М., 1997.

  17. Соловьев В.С. Оправдание добра. – М., 1996.

  18. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина. – М.,1980.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1 Перечень используемых технических средств

  1. персональный компьютер (или ноутбук);

  2. цифровой проектор;

  3. экран;

  4. аудиоколонки;

  5. интернет-доступ;

1.9.2 Перечень используемых пособий

  1. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М., 2004. – 692 с.

  2. Технология социальной работы. Ч.1. Учебное пособие для вузов (материалы для практических занятий0. /Под ред. П.Я. Циткилова. - Новочеркасск; Ростов н/Д., 1998


1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения

-

1.10 Примерные зачетные тестовые задания
Тестовые задания по данной дисциплине не предусмотрены.

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету

Зачет по данной дисциплине не предусмотрен.


1.12 Комплект экзаменационных билетов


Экзамен по данной дисциплине не предусмотрен.

1.13 Примерная тематика рефератов



  1. Развитие ребенка в процессе деятельности.

  2. Развитие ребенка в процессе общения.

  3. Воспитание и социализация ребенка.

  4. Одаренность как отклонение от нормы.

  5. Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема.

  6. Типология социально-педагогических норм и отклонений.

  7. Обучение и социально обучение: общие и отличительные признаки.

  8. Проблема воспитания и социального воспитания в современных условиях.

  9. Природосообразность и проблемы социальной педагогики.

  10. Культуросообразность и проблемы социальной педагогики.

  11. Принцип гуманизма в социальной педагогике.

  12. Семья как институт социализации ребенка.

  13. Социально-педагогические проблемы неполных семей в России.

  14. Специфика социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье.

  15. Социально-педагогическая поддержка многодетных семей.

  16. История развития опеки и попечительства в России.

  17. Социальное сиротство в России.

  18. Проблемы усыновления детей в России.

  19. Специфика работы приюта с детьми-сиротами.

  20. Специфика работы социального педагога в общеобразовательной школе.

  21. Специфика работы социального педагога в детском доме.

  22. Девиации как социально-педагогическая проблема.

  23. Социальная адаптация трудных подростков.

  24. Роль семьи в предупреждении девиантного поведения детей.

  25. Пьянство и алкоголизм как социально-педагогическая проблема.

  26. Педагогическая неграмотность родителей как фактор вовлечения детей в употребление спиртных напитков.

  27. Наркотики и человек.

  28. Специфика детской наркомании.

  29. Проституция детей: причины и последствия.

  30. Роль микросреды в формировании личности правонарушителя.

  31. Конвенция ООН о правах ребенка, принимающего спиртные напитки.

  32. Роль общественных организаций в профилактике детского алкоголизма.

  33. Христианские традиции и религиозное воспитание как инструменты социализации и инкультурации ребенка

  34. Предпосылки возникновения социально незащищенных слоев населения

  35. «Бомжи» - социальная реальность современного российского города


1.14 Примерная тематика курсовых работ


Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.


1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ


Квалификационные работы по данной дисциплине не предусмотрены.


1.16 Методика исследования


Нет.


1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине


Нет.

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения



  1. следующая страница >>