Методические рекомендации по дисциплине книжная графика для студентов заочной формы образования по специальности 070601. 65 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для студентов дневной и заочной формы обучения... 1 322.44kb.
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... 1 8.84kb.
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине... 1 357.55kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Методические указания к контрольной работе студента заочной формы... 1 63.21kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Aнглийский язык» для... 2 393.85kb.
Методические рекомендации к выполнению и защите курсовых работ по... 1 336.27kb.
Программа по дисциплине «Валютное право» для студентов заочной формы... 1 78.76kb.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы Для студентов... 1 80.32kb.
Контрольная работа по дисциплине «Эконометрика» для студентов заочной... 3 428kb.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов... 1 40.61kb.
Конспект книги лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом Классика-ххi... 9 4579.38kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации по дисциплине книжная графика для студентов заочной формы - страница №1/1

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


КНИЖНАЯ ГРАФИКА

Для студентов заочной формы образования

по специальности 070601.65 «Дизайн»

Волгоград

2013

3

СОДЕРЖАНИЕ.


ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………….4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ………….……………………………………………6

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ………………………………………………………….7

X СЕМЕСТР

РАЗДЕЛ I. Художественные и изобразительные системы

книжной графики ………………………………………………………………....7

РАЗДЕЛ II. Композиционно-ритмические средства в работе с проектом книги………………………………………………………………………………12

XI СЕМЕСТР

РАЗДЕЛ I. Эмоциональные особенности психологического восприятия в графическом дизайне………………………………………………………..…...17

РАЗДЕЛ II. Синтетические основы и взаимосвязь книжной графики с другими визуальными системами…………………………………………..…..22

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………………….....25

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ……..……………………..….....26

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТТЕРАТУРА……………..……………………….….28

4

ПРЕДИСЛОВИЕ


Преподавание курса осуществляется на шестом курсе по специальности "Графический дизайн" (очная форма обучения) в объеме 128 часа (в том числе 46 аудиторных часов и 82 часа самосто­ятельной работы).

В первом разделе десятого и одиннадцатого семестра идет лекционный материал. Студенты, работая над конспектами, одновременно ведут принципиальные разработки по своим индивидуальным темам. Литературно-художественные произведения наиболее подходят для этих целей. Поэтому в самостоятельных работах хорошо просматриваются достоинства и недостатки проектов. Практические работы ведутся как на компьютере, так и в работе с карандашом или другим материалом. На аудиторное занятие приходится в среднем 4-5 часов самостоятельной работы, в которых продолжается работа по выбранной теме.

В процессе обучения, студенты реализуют знания, полученные на лекциях и практиче­ских занятиях. Демонстрируют умение качественно выполнять проектное задание как при помощи материалов и инструментов (бумага, карандаш, акварель, тушь, перо - эскизирование в клаузуле), так используя современные компьютерные технологии и материалы (цифровая техника), что является непременной основой дальнейшего развития их профессиональных возможностей.

В результате освоения курса "КНИЖНАЯ ГРАФИКА" студенты должны приобрести следующие знания, навыки и умения:

ЗНАТЬ:


  1. исторические предпосылки возникновения книжной графики;

  2. художественные и изобразительные системы книжной графики;

  3. композиционно-ритмические средства в работе с проектом книги;

  4. композиционно-ритмические структуры;

  5. эмоциональные особенности психологического восприятия в графическом дизайне;

  6. поэтапную разработку конструктивно-смысловой структуры в литературном произведении;

  7. синтетические основы и взаимосвязь книжной графики с другими визуальными системами;

  8. перспективные направления в книжной графике.

УМЕТЬ:

  1. использовать методику проектирования в графическом дизайне;

создать эскизно-проектную версию (иллюстрация или графический знак) по

5

литературному произведению, по фирменному стилю и определить необходимую



графическую обработку реалистически-натурного материала;

  1. создать эскизно-проектную версию ритмического модуля по

драматическому произведению или фирменному стилю компании;

4) создать эскизно-проектную версию модульной сетки для книжного издания;



Учебными планами предусмотрены следующие требования к уровню освоения содержания курса:

10 семестр:

- зачет (устный ответ и защита практической работы);

11 семестр:

- зачет (устный ответ и защита практической работы).

6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Раздел, тема



Всего

час.


В том числе

Аудиторных,

всего час.



Лекции,

час.


Практ.

занятия, час



Самостоят.

занятия, час.






1

2

3

4

5

6




10 семестр



















Раздел I. Художественные и изобразительные системы книжной графики

1

Т.1. Книга как визуально-графическая коммуникация. Язык книги.

4

2

2




4

2

Т.2. Сюжетная линия разрабатываемого издания. Сценарий как структура организация издания.

4

2

2




4

3

Т.3. Эскизирование обложки. Поиск образа различными графическими средствами в материале.

4

2

2




4

4

Т.4. Ритм, форма и жанр издания. Графиче­ские средства представления инфор­мации, стилизация графики.

4

2

2




4




Раздел II. Композиционно-ритмические средства в работе с проектом книги

5

Т.5. Точка зрения в книге. Шрифт, его динамика, эффекты и эмоциональное воздействие.

4

2

2




5

6

Т.6. Тектоника проекта и его средовое и адресное положение.

4

2




2

5

7

Т.7. Авторский стиль.

4

2




2

5

8

Т.8. Эффект трансформации пространства графики иллюстраций

4

2




2

5

9

Т.9. Концепция проекта. Уникальность проектной идеи.

4

2




2

5




Зачет



















ИТОГО

58

18

10

8

40

























11 семестр



















Раздел I. Книжная графика и графический дизайн

1

Т.1. Смысло-образование и концепция проекта.

4

2

2




2

2

Т.2. Принципиальная схема динамики ритма и цвета в книге

4

2

2




2

3

Т.3. Визуализация концепции проекта.

4

2

2




2

4

Т. 4. Взаимосвязь и адекватность формы графического языка и сообщения.

4

2

2




2

5

Т. 5. Прием работы с концепцией проекта по методу «Банк идей».

4

2

2




2

6

Т.6. Прием игры в смыслы и со смыслом.

4

2

2




2

7

Т.7. Слово и образ в книге.

4

2

2




2




Раздел II. Синтетические основы и взаимосвязь книжной графики с другими визуальными системами

8

Т.8. Эскизирование проекта в графических материалах и реальном формате.

4


2




2

2


9

Т.9 Карандашные наброски иллюстраций

4

2




2

2

10

Т.10. Точная прорисовка иллюстраций

4

2




2

2

11

Т.11. Материал гуашь, смешанная техника с применением техники монтажа

4

2




2

2

12

Т.12. Предварительный просмотр

4

2




2

2

13

Т.13. Исправление и уточнение деталей и общей формы проекта.

4

2




2

2

14

Т.14. Подготовка к зачету

2







2







ИТОГО

70

28

14

14

42

7

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



X СЕМЕСТР

Раздел I. Художественные и изобразительные системы книжной графики

Лаконизм в графическом отображении инфор­мации, обобщение и цельность, применение единой ритмической гармонии, стилевого единства, выделение наиболее концептуально су­щественных элементов структуры книги — все эти требования направлены одновремен­но не только на эргономическую рациональность графических средств пред­ставления информации, но и на повы­шение их эстетических качеств, четкого и ясного графиче­ского изложения основной идеи разрабатываемого проекта.


Тема 1. . Книга как визуально-графическая коммуникация. Язык книги.

Лекция.


В этой теме производится анализ видов и типов книжной графики, а так же рассматривается сам процесс проектирования в общем виде. Рас­крываются возможности графического языка и мето­дология использования графических средств коммуникации. Показывается область применения книжной графики и ее технологий. Анализируются объекты проектных разработок, где могут применяться те или иные методы и технологии книжной графики:

- литературное произведение;

- техническая литература;

- рекламный текст;

- графический проект и его структура, архитектоника, стиль и адрес.

Средства графического представ­ления информации применяются в самых различных областях визуаль­ной коммуникации от иллюстрации технической книги и картографии до создания наглядных учебных посо­бий. Во всех этих областях главное — это вызвать определенные процессы мышления, опирающиеся на образы, а рисунок является именно тем сред­ством, с помощью которого «гра­фическая мысль» передается в вид виде «графического высказывания».

Определение разницы между словом и рисунком. Слово рассказывает, а рисунок показывает. Определение графического образа через раскрытие смысловой направленности объекта проектно-графческой системы (произведения литературы).

Язык книги как многообразен, так и ограничен. Это конкретный предмет, который берется в руки и постепенно раскрывается перед взором читателя.

Язык книги состоит из элементов, которые синтезируются в связи с концепцией разрабатываемой графики.

8

Граф - основное средство графики - точка, пиния, пятно определенных очер­таний, образующее графическую плос­костную или пространственную струк­туру. Граф того или иного цвета - цветовой граф. Исторический опыт освоения плоскости - это, в частности, геомет­рическая сетка, в пределах которой графический язык книги получил третье измере­ние и превратился в структуру архитектоники книги, по­тенциально содержащую множество пространственных графических струк­тур. Граф как элемент языка становится графемой и морфологией в проектно-графческой системе как структурное целое, абстрагированное от идейно-смысловой концепции проекта.



Графика (греч. graphike от grapho - пишу) - вид изобразительного искусст­ва, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравю­ра, литогрофия, монотипия и др.), осно­ванные на искусстве рисунка, но обла­дающие собственными изобразитель­ными средствами и выразительными возможностями.

Выразительные средства графики - контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), которые образуют нюанс или контраст с фоном листа, обычно белым. Стилистические средства гра­фики разнообразны - от беглых, не­посредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тща­тельно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шриф­товых.

Составляющие языка книжной графики связывают, и синтезирует разрозненные части разрабатываемого проекта в единый язык.

Самостоятельная работа.

Конспект по аудиторному занятию, изучение выбранного литературного произведения. В эскизе при конспектировании задания показать графический язык произведения литературы, абстрагированный от идейно-смысловой концепции. Произвести графический и морфологический анализ в рисунке-схеме.
Тема 2. Сюжетная линия разрабатываемого издания. Сценарий как структура организации издания.

Лекция.


Замысел и его вариации в творческом процессе. Кристаллизация замысла в целостную структуру проекта. Идея проектно-графческой системы (произведения литературы или графического средства представления информации), как основная ведущая и формирующая среда, связывающая всю структуру проекта в единое целое – есть сюжетная линия.

В этой теме рассматриваются вопросы, которые взаимосвязаны и имеют общий предмет рассмотрения:

9

- пространство в ритм издания по сюжетной линии проекта;



- пространство и графическая форма в зависимости от содержания сюжетной

линии проекта;

- пространство и форма, определяемая замыслом и идеей разрабатываемого издания

- образное восприятие формы и ее эмоционально-чувственное звучание в вариантах сюжетной линии.

Сценарий рассматривается как программа для решения проектно-графических задач. Графическая форма как синтез внутреннего пространства произведения и внешнего антропометрического, адресного пространства. Художественное пространство и графическая форма соответствуют архитектоники как ритму литературного произведения.

Построение сценария соединяет характер события и эмоциональный потенциал темы. Два подхода к сценарному проектирова­нию:

1) по принципу «хронометриро­вания», который предусматривает последовательное ритмизированное раскрытие структуры действия во вре­мени и движении;

2) по принципу «кульминации», ког­да подчеркивается и во времени, и в пространстве доминантный элемент композиции. Большин­ство сценарных разработок, как пра­вило, соединяет оба принципа.

Составление сценария заверша­ется подробной проработкой его эле­ментов - мизансцен, которые моде­лируют единство данного фрагмента пространственной ситуации и отрезка общего действия через их детали.

Реализм и модернизм: различный подход в трактовке формы и пространства, принципов построения композиции и их программного сценария.

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, сделать схематические построения по образному восприятию формы идеи книги в вариантах сюжетной линии разрабатываемого сценария проекта.


Тема 3. Эскизирование обложки. Поиск образа различными графическими средствами в материале.

Лекция.


Варианты дизайна обложек по графическим составляющим. Слова и числа, как части рисунка, также являются объектами графи­ческого конструирования. Видимая форма и ее смысл. Смысловое со­держание
10

элементов графики обложки, их качественная ха­рактеристика. Название и

другие над­писи обложки используются для более полного рас­крытия назначения книги и образа как графического высказывания. По этой причине рису­нок должен конструироваться с уче­том необходимых словесных и число­вых надписей, которые в свою оче­редь должны восприниматься как части формы и конструироваться в соответствии с формой всей композиции. Общая цель графики обложки за­ключается в визуализации идеи, слова и должны надлежащим обра­зом подчиняться содержанию графической концепции.

Образ - понятие, воплощенное в форме, слове или числе. В графической фигуре та­кое содержание обязательно отно­сится к конкретной визуальной фор­ме и служит для сообщения этой форме дополнительного смысла. Графические средства материала дизайна в книжной графике должны служить для характеристики образа и полного выражения идеи книги, проекта. Поэтому само содержание фактуры материального выражения образа должно «конструироваться» для то­го, раскрывая заложенный в себе визуальный смысл.

Графический образ - идеаль­но-чувственное представление смыс­лов, идей, информации, возникающее в процессе и результате восприятия, «прочтения» визуально-графических знаков, символов, текстов и, таким об­разом, коммуникативной связи дизай­нера-графика и потребителя. Графический образ - идеальное пред­ставление об объекте, целостная худо­жественно-графическая модель, создан­ная воображением дизайнера-графика. Создание проектно-графического обра­за включает отражение социально-культурных ситуаций, композиционное формообразование, смыслообразование, ассоциативность, стремление к сти­левому единству.

Самостоятельная работа

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и схематические построения в аудитории. Составить представление о принципах формирования графического образа и показать значение составляющих визуализации идеи в разработке графического решения обложки, слова.

Тема 4. Ритм, форма и жанр издания. Графиче­ские средства представления инфор­мации, стилизация графики.

Лекция.


11

Разнообразие книжных изданий: от рек­ламных проспектов, до энциклопедий. Книжные облож­ки это гра­фический образ организации или романа. Книжная обложка рас­сматривается как самый представительный и обобщенный идентифицирующий комму-

никационный элемент издания, как «основная со­ставляющая любой программы зрительной идентифи­кации».

Зрительное пред­ставление объекта или его части характеризуется ритмом, он осу­ществляет отбор уместных значимых элементов всей формы. В этом случае элемен­ты, обеспечивают возможность узнавания образа объекта даже в отсутствие полноты объекта.

Форма и пространство в изобразительном искусстве. Пространство в изобразительном искусстве (живопись, графика). Форма и пространство в скульптуре. Форма и пространство в графическом дизайне.

Традиции печатного кодекса. Классическая парадигма. Парадигма Модерна в графическом дизайне. Схемы построения разворота книги.

Всю работу по созданию компози­ционного решения графического средства представления информации можно разделить на два этапа:

1) компоновку графического средст­ва и

2) художественно-композицион­ное решение графического средства.

Стилизация графики выражается следующими принципами:

1). Принцип лаконичности. Графиче­ское средство представления инфор­мации должно содержать лишь те элементы, которые необходимы для сообщения читателю существен­ной информации или точного понимания содержания. Принцип лаконичности является наиболее универсальным при компоновке графических инфор­мационных средств. Его роль весьма существенна при дальнейшей отра­ботке графики и решении художест­венно-композиционных и стилистических задач. Необ­ходимый зрительный акцент на основных композиционных элементах достигается более успешно и притом более экономно путем изъятия лиш­них деталей.

2). Принцип обобщения и унификации. Основные формы графического средства представления информации включают только су­щественные элементы с точки зрения отобра­жаемой информации и деталей изобра­жаемых объектов; их форма должна быть рационально обобщена. Кроме того, в пределах всего комплекса графических средств представления информации символы, обозначаю­щие одни и те же объекты или яв­ления, должны быть обязательно унифицированы — иметь единое гра­фическое решение.

3). Принцип акцента. Основные смысловые элементы графиче­ских средств

отображения инфор­мации следует выделить размерами, формой, цветом.

4). Принцип автономности. Части гра­фического средства представления информации,

12

передающие относи­тельно автономные (самостоятель­ные) сообщения, следует обособить



и четко отграничить от других ча­стей.

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить

конспекты и схематические построения, проведенные на аудиторном занятии. Соотнести значимость ритма и формы ритма на примерах видов искусства. Рассмотреть этапы создания компози­ционного решения для книги, показать основные принципы стилизации графических работ.


Раздел II.

Композиционно-ритмические средства в работе с проектом книги

Книжная графика – это не только отдельная иллюстрация или заставка, или буквица, но и все тело книги, в которой шрифт занимает базовое положение в ее структуре.

Композиционно-ритмические средства определенно касаются всего дизайна книги. Выбираются они исходя из гарнитуры шрифта, которая в первую очередь определяется самой темой - книгой.

Гармония шрифта и изображения в различных эпохах и цивилизациях достигалась путем формального согласования шрифта с изображением и посредством единой техники исполнения (торцовая гравюра, литография).

Естественность и чистота художественного языка, образная сила, функционализм, структурная изощренность композиции, технологичность и рационализм стали законами типографики и книжной графики.

Концептуальный подход ко всему процессу в работе над книгой и ее графической формой рассматривается во всех темах второго раздела и закрепляется практическими работами по изначально выбранному произведению.


Тема 5. Точка зрения в книге. Шрифт, его динамика, эффекты и эмоциональное воздействие.

Лекция.


При создании книжной графики надо учитывать уровень культуры целевой аудитории, базовую точку зрения на потребляемый продукт.

Принцип использования привычных ассоциаций и стереотипов. При соз­дании графических средств пред­ставления инфор­мации должны учитываться устойчи­вые, привычные ассоциации между графикой и обозначаемыми ими объектами и явлениями, а также сте­реотипные реакции на определенные ритмы и формы. Вообще,

13

где это, возможно, желательно применять не абстрактные графические формы, но



ассоциативные формы, привычно соответствующие объектам и яв­лениям.

Однако необходимо учитывать так­же, что натуралистическая (фотографическая), графическая форма фиксирует мысль наб­людателя именно на внешнем сход­стве с объектом и мешает осознанию более существенных с точки зрения представляемой информации призна­ков данной графики.

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить

конспекты и схематические построения, проведенные на аудиторном занятии. разобрать на практических примерах (произведения литературы: за­головки) динамику изменения в модуле-схеме обложки и титульного разворота в зависимости от графики рисунка и его пропорций, в зависимости от адресной направленности проекта.

На формате А-4, горизонтально, в черно-белом исполнении (карандаш, тушь, рейсфедер) вычертить схему модульного построения заголовка для обложки художественного произведения, например: "Преступление и наказание".

Разместить рисунок на обложке с прочерчиванием от руки шрифта заголовка и выполнить следующие условия:

- добиться структурного единства композиции разворота обложки,

- определить ритмические акценты в модульном построении,

- перевести разработанный эскиз на компьютер.


Тема 6. Тектоника проекта и его средовое и адресное положение.

Практическая работа.

Разобрать на практических примерах динамику изменения ритмо-образований формы и структуры книги в зависимости от примененного метода, например, фактора «неожиданности» - композиционного приема, идея которого разрабатывается с учетом акцентирования внимания на системе навигации издания.

В программе Corel Draw, на горизонтальном столе А-4 расположить прямоугольники схемы разворота шмуц-титула с графикой элемента навигации:



  1. в статическом ритме по центральной оси одной из страниц разворота расположить элемент навигации, добиваясь эмоционального ощущения "новость – свежий взгляд".

  2. в динамическом ритме по центральной оси одной из страниц разворота расположить элемент навигации, добиваясь эмоционального ощущения "новость – свежий взгляд".

14

Разработать графическую серию (иллюстративного материала) по литературному произведению. Необходимо создать мир, выбранной книги в графике, исходя из закономерностей его самоорганизации, а не следуя субъективным поискам «идеаль­ного», «просто нового» или «самовыражения», опираясь на знание реальной социально-культурной позиции выбранной аудиторией, с учетом новейших движений в сфере художественного творчества и общественного сознания.

На листе А-4, в карандаше, каждый студент, по выбранному произведению создает три иллюстрации, учитывая:

1) ритмическое членение содержания текста в линейном графике;

2) архитектонику издания, представляя образ произведения со всеми тектоническими признаками, ее "индивидуальностью".

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и схематические построения аудиторного занятия.
Тема 7. Авторский стиль.

Практическая работа.

Выполнить графическую работу по созданию композиции иллюстрации, учитывая вид пространства и структуру произведения в «авторском стиле».

Внимание должно быть направлено к жизненно конкретным ситуациям, к пониманию особенностей образа и стиля жизни окружающей социально-культурной среды, в которой работает автор. Его задача – выбрать визуальный язык, понятный адресату. Потому что необходимо не только отразить целостный смысл всех иллюстрированных состояний, но и проявить заботу о ценностной концепции наличного образа жизни адресата. Авторское графическое прочтение в образах иллюстраций достигается без утраты или повреждения стиля произведения.

На листе А-4 в карандаше, каждый студент, по выбранному произведению выполняет иллюстрации уже ранее разработанной серии из трех рисунков в новом авторском прочтении. Авторский стиль как подчерк дорабатывается в вариантах быстрого рисунка. Но он не должен противоречить стилю и ритму произведения.

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.

15

Тема 8. Эффект трансформации пространства графики иллюстраций.

Практическая работа.

Выполнить графическую работу по созданию композиции иллюстрации к выбранному произведению, совмещая в одной плоскости элементы сюжета из различных планов пространства их реального существования.

Использование эффекта трансформации в создаваемой иллюстрации направлено на изменение исходной проектной ситуации и делится на две части, ана­литическую и синтетическую. Двигаясь от изучения возможных сдвигов в пространстве композиции и определение ритма трансформы, к синтезу новой формы, лишенной недостатков, свойственных вариантам. На этой базе заканчивается формообразование, которое включает сначала учет формообразующих факторов, а затем, при композици­онном выходе на целостную форму, завершает процесс.

На листе А-4 в карандаше, каждый студент, по выбранному произведению выполняет сюжетную двух или трех плановую композицию в интерьере или экстерьере. Добиться объединения элементов разных планов в одной плоскости – цель этого задания.

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.


Тема 9. Концепция проекта. Уникальность проектной идеи.

Практическая работа.

Концептуальная организация всех составляющих проекта для определения оригинальности всего комплекса работ. Стоящие перед ди­зайнером проектные задачи, не имея проверенных временем прототипов, допускают разные варианты их решения, как по функциональным направлениям, так и в области декора­тивно-пластических поисков. Дизайн-концепция, формируя сравнительные достоинства этих вариантов, рассматривает перспек­тивность их реализации в свете выяв­ленных во время анализа задания функционально-эстетических проблем, вырабатывает своего рода предпроектную идею будущего решения, фор­мулирующую принципы работы.

Концепция типографики проекта должна сочетать строгость в отборе аспектов художественной формы, специфических для типографики, но строгость с широтой кругозора, позволяющей работать в ней законам и категориям композиции, общих для всей дизайн-концепции. Современное направление в книжной графике - конструктивизм, и корни его «переплелись с корнями живописи, поэзии и архитектуры двадцатого века»

На листе А-4 в карандаше, каждый студент, по разработанному материалу проекта

16

книги отрабатывает схему структурно-смысловых связей книжной графики и типографики.



Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.

17

XI СЕМЕСТР
Раздел I. Книжная графика и графический дизайн.

Книжная графика в графическом дизайне комплекс графических средств, используемых в книгопечата­нии: иллюстрации, шрифт, общее кон­струирование и оформление книги. Условно книжные иллюстрации и создание шрифта относят главным образом к изобразительному искусству. Художники – теоретики, работавшие с книгой В.А. Фаворский, Е.Е. Лансере, СБ. Телингатер, А.Н. Гончаров создали стройную систему понимания книжной графики. Это макет книги, его общий конструктив­ный замысел, учитывающий вид изда­ния, способ воспроизведения, формат книги, композиция иллюстраций с тек­стом, наличие графических заставок, выбор шрифта, оформление обложки, переплета, суперобложки и других эле­ментов книги, и это объект графиче­ского дизайна.

Графический дизайн, как специфическая область творчества, представляет собой результат постепенного слияния двух направлений в художественной культуре. С одной стороны, популярного коммерческого искусства (афиши, реклама, газетные и журнальные иллюстрации), получившего развитие в конце XIX - первой половине XX века и открывшего новый изобразительный язык. С другой - современного изобрази­тельного искусства, развивавшегося в Европе в первые три десятилетия XX века.

Графический дизайн - интернациональное явление (одно из его современных названий «viscom» - «визуальный коммуникатор»), решающее такие комплексные задачи проектирования сложных структур, как выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, образа целых отраслей промышленности, обновление зрительно-информационного ряда учебников, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т.д.

Размытость внешних границ графического дизайна усложняет рассмотрение его типологии и часто полностью меняет привычные представления о графике как изобразительном искусстве. Например, такие виды прикладной графики, как книжная и газетно-журнальная, с точки зрения дизайна являются не только объектами изобразительного искусства (создание иллюстраций или шрифта), но и объектами созидательной деятельности, включающей техническое редактиро­вание, набор, верстку. Во всех формах графического дизайна, использующих текст, значительную роль играет типографика, в основе которой - проек­тирование текста средствами типографского набора.

Книжная графика в своих истоках ограничивалась работой художника, который бал живописцем и рисунки – иллюстрации им воспринимались как прикладная деятельность.

18

Фаворский и Ян Чихольд, Дмитрий Бисти и Вернер Клемке впервые основательно, теоретически обосновано стали подходить к работе с книгой.



В темах этого раздела рассматриваются вопросы концептуально-проектной разработки книжной графики по основным законам проектирования в графическом дизайне.
Тема 1. Смысло-образование и концепция проекта.

Лекция.


Визуальная среда книги - особая форма восприятия и передача целостной, образной, смысловой и пространственной ситуации книги с помощью зрительных ощущений; зрительный слепок с комплекса функ­ционально-пространственных реалий, составляющих содержание и смысл литературного произведения.

Дизайн-концепция, принципиаль­ная дизайнерская идея будущего про­екта, но уже содержащая его реально представимые формы: структурные, пространственные, образные. Как правило, формулиру­ется дизайн-концепция в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожи­данной метафоры, наиболее выпукло отражающей смысл дизайнерского предложения: «перетекающее про­странство».

Задача темы: теоретически и практически разобрать принципы смысло-образования по выявленной концепции.

Самостоятельная работа.

На листе А-4 в карандаше, каждый студент, по выбранному произведению выполняет сюжетную двух или трех плановую композицию в интерьере или экстерьере. Необходимо добиться зрительного «слепка» концептуальной идеи литературного произведения.
Тема 2. Принципиальная схема динамики ритма и цвета в книге

Лекция.


Формообразование с по­мощью цвета - основано на способности полихромии, создавать ощущение объем­но-пространственной формы. В основе формообразования с по­мощью цвета лежат моно­литные формы. Величина контраста полихромии меж­ду отдельными цветами по тону, светлоте, насыщенности и од­новременному контрасту очертаний цветовых графов и структурных чле­нений формы. Динамика ритма отношений цвета в структуре книги создает особые пространственные ощущения от книги.

Задача темы: разобрать методику формирования «монолитной формы» в обложке книги (разворот с корешком) в полихромии с эффектом объема.

На компьютере, каждый студент, по выбранному произведению выполняет

19

композицию обложки книги по принципам полихромии.



Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.


Тема 3. Визуализация концепции проекта.

Лекция.


Интерпретация - свободное многовариантное толкование понятий, зна­чений и смыслов одного и того же термина или явления. Этот прием, дает возможность опираться в поисках проектно-образных идей на существующую концепцию и на основе пристального рассмотрения содержания, проводя графический анализ, по­нять принципы и закономерности проектной концепции.

Задача темы: создать список вариантов словесного описания концепции проекта и сделать эскизы по двум контрастным смысловым понятиям концепции.

На компьютере, каждый студент, по выбранному произведению выполняет эскизирование одного из разворотов книги.

Цель: добиться ритмически цельного композиционного ансамбля разворота.

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.


Тема 4. Взаимосвязь и адекватность формы графического языка и сообщения.

Лекция.


Аллюзия - творческий прием, обо­гащающий художественный образ до­полнительными ассоциативными смыс­лами путем намека на другое, уже известное произведение искусства.

Этот прием имеет широкое распростране­ние в художественном творчестве, со­знательно или бессознательно присут­ствует практически в любом произве­дении искусства, так как творчество протекает в массиве культуры, форми­руемом, в сущности, образами, создава­емыми художниками разного времени и географических зон. Аллюзия приобретают разный характер - от очевидных, пря­молинейных до образов зашифрованных, зыбких.

Задача темы: анализ взаимосвязанных областей проекта - рассмотре­ние вопросов несовместимости комп­лекса целей в пределах одной работы посредством выявления и оценки всех совместимых комбинаций и частичных решений проектной проблемы. Это

20

выявление не­скольких возможных вариантов реше­ний для каждой локальной функции разворота (например, буквица). Определение критерия для выбора вариан­тов - эскизное предло­жение по выбранному критерию.



На листе А-4 в карандаше, каждый студент, по выбранному произведению выполняет эскиз композиции буквицы и ее геометрическое обоснование в комплексе текстом.

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.
Тема 5. Прием работы с концепцией проекта по методу «Банк идей».

Лекция.


Банк идей - комплекс видов дея­тельности, связанных с наработкой, накоплением и хранением прогностической информации для дальнейшего продуктивного развития какой-либо сферы науки, искусства или культуры.

Задача темы предполагает сбор и переработку, осмысление существующих идей с позиций разрабатываемой концепции.

На листе А-4 в карандаше, каждый студент, по выбранному произведению выполняет сюжетную двух или трех плановую композицию в интерьере или

экстерьере. Добиться объединения элементов разных планов в одной плоскости – цель этого задания.

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.


Тема 6. Прием игры в смыслы и со смыслом.

Лекция.


«Игра» — один из аспектов совре­менной концепции творческого отно­шения к действительности, высококаче­ственный инструмент узнавания мира и передачи другим этого знания с помощью моделирования и означива­ния реальности, условная подмена «серьезного» понимания задач и об­стоятельств жизнеустройство их вооб­ражаемыми эквивалентами, позволяю­щая принимать интересные решения. Игра в смыслы воссоздает реальность через абстрагирование с помощью масок, моделей, артикуляции, повышенной вы­разительности производимых действий, макетов, пере­водящих сложные реакции в разряд простых, позволяющих объемно почувство­вать структуру проектной задачи –

21

концепции.



Задача темы: добиться повышенной вы­разительности в графике за счет артикуляции персонажей иллюстраций.

На компьютере, каждый студент, по выбранному произведению дорабатывает сюжетную двух или трех плановую композицию.

Добиться повышенной вы­разительности и конкретности жестов или поз в графике иллюстраций.

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.
Тема 7. Слово и образ в книге.

Лекция.


Графический образ как идеаль­но-чувственное представление смыс­лов, идей, информации, возникающее в процессе и результате восприятия, «прочтения» визуально-графических знаков, символов, текстов, рисунков.

Проектно-графический образ - идеальное пред­ставление об объекте, идее, замысле или концепции, целостная худо­жественно-графическая модель, создан­ная воображением дизайнера-графика. Создание проектно-графического обра­за включает отражение социально-культурных ситуаций, композиционное формообразование, смысло-образование, ассоциативность, стремление к сти­левому единству.

Воображение - форма интеллек­туальной деятельности, создание новых представлений на основе уже имею­щихся путем их творческого преобра­зования. Это создание новых образов на основе «склеивания» частей имеющих­ся образов и представлений, или создание новых обра­зов путем подчеркивания, акцен­тирования тех или иных черт (может проявляться как уменьше­ние, или увеличение, или как измене­ние пропорций отдельных сторон изображаемого, как многократное их повторение). Или опережающее отраже­ние — форма логического мышления и проектных действий, обеспечивающая возможность предвидеть ход развития процессов.

Задача темы: создать целостный худо­жественно-графический образ главного героя произведения.

На листе А-4 в карандаше, каждый студент, по выбранному произведению выполняет сюжетную двух или трех плановую композицию в интерьере или

экстерьере. Добиться объединения элементов разных планов в одной плоскости – цель этого задания.

22
Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.


Раздел II. Синтетические основы и взаимосвязь книжной графики с другими визуальными системами

В работе художника, как и дизайнера всегда взаимодействуют два направления творческого поиска: композиция, создание структурных связей между компонентами целого, и гармонизация, согласование свойств этих компонентов. Упорядочивая элементы зрительного ряда иллюстраций и всей графики в книге, художник одновременно создает основание, каркас художественного решения, провозглашая свою цель - будущий образ, и гармо­низирует, совершенствует эту основу, дополняя ее выразительными деталями, смягчая нежелательные контрасты, собирая в ансамбль разнородные впечатления, цвет, пропорции и т.д. Дизайнерский подход к книжной графике наиболее основателен и не включает только работу рисовальщика. Это связано с концептуальной деятельностью в графическом дизайне, и не ограничивается станковыми характеристиками в искусстве графики.

Книжная графика имеет прямое отношение к графическому дизайну. Тем более эта дисциплина преподается как параллельная специальности. Именно поэтому ее связь имеет место практически со всеми визуальными системами в графическом дизайне.
Тема 8. Эскизирование проекта в графических материалах и реальном формате.

Практическая работа.

Компоновка - взаимное про­странственное расположение и функ­циональная взаимосвязь элементов, составляющих объект. Поиск оптимальной композиции является одной из важнейших составляющих процесса формообра­зования, так как от нее в значительной степени зависит визуальный об­раз книги и ее графики. Компоновка представляет собой промежуточный (как правило, утилитар­но-практический, инженерный) этап проектного процесса и является базой формирования его эстетической кон­струкции.

Задача темы: перевести эскиз одной из иллюстраций в рисунок пером – тушь. Компоновка всех деталей и расчет ритмов штриха относительно композиции разворота.

На листе А-4 в реальном размере, каждый студент, по выбранному произведению выполняет сюжетную двух или трех плановую композицию тушью пером. Добиться объединения элементов разных планов за счет ритма штриха – цель этого задания.

23

Самостоятельная работа.



Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.
Тема 9. Карандашные наброски иллюстраций

Практическая работа.

Задача темы: все карандашные рисунки переснять (отсканировать) и подготовить для представления в листе А-1 как материал разработки книжной графики для подачи на зачет. Оригиналы оформить в паспорту.

Все работы в карандаше необходимо подготовить для сканирования. Добиться исправление помарок, слабый штрих усилить.

Самостоятельная работа.

Окончательное экспозиционное оформление графики, конспектов лекций и практических аудиторных занятий.


Тема 10. Точная прорисовка иллюстраций

Практическая работа.

Задача темы: все рисунки пером исправить и подготовить к дальнейшей работе как на прошлом занятии (тема 9). Оригиналы оформить в паспорту.

Все работы пером необходимо подготовить для сканирования. Добиться исправление помарок, слабый штрих усилить.

Самостоятельная работа.

Окончательное экспозиционное оформление графики, конспектов лекций и практических аудиторных занятий.


Тема 11. Материал гуашь, смешанная техника с применением техники монтажа

Практическая работа.

Задача темы: создать эскиз суперобложки в оригинале при помощи смешанной техники и применением технологий коллажа или фотографики. Учесть, что суперобложка является и рекламой книги, и одновременно упаковкой.

Эскиз суперобложки подготовить для сканирования. Разместить на общей подаче в редакционной программе.

Самостоятельная работа.

Окончательное экспозиционное оформление эскиза суперобложки, конспекта аудиторного занятия.

24

Тема 12. Предварительный просмотр

Практическая работа.

Выделение визуальных несо­ответствий - метод определения путей совершенствования дизайнер­ского решения за счет поиска и уст­ранения визуальных противоречий между элементами облика (чертежа, макета) проектируемого объекта и принципами его компоновки, функцио­нальными параметрами, назначением деталей конструкции. При В.в.н. определяются причины зрительных и функциональных проти­воречий, пути их ликвидации и предла­гается новая художественно-конструк­торская разработка объекта. Этот метод используется для работы над особенностями конструкций, вид кото­рых вызывает сомнения у наблюдате­ля, обладающего достаточным опытом в данной области

На компьютере, каждый студент представляет все свои файлы и одновременно все ручные работы, включая конспекты. Получив указания от преподавателя выполняет их.

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.


Тема 13. Исправление и уточнение деталей и общей формы проекта

Практическая работа.

Проектный «монолог», как способ самовыражения автора, лишает студента объективности, провоцирует его на насильствен­ное насаждение собственных вкусов, осуждение тех или иных норм в угоду новым и не всегда оп­равданным. Тогда как диалог дисциплинирует сознание студента, возвраща­ет к реальности, прибавляет жизненной трезвости. Диалоговое проектирование не лишает дизайнера права на выра­жение собственных представлений, но направляет их в русло взаимного твор­чества с теми, для кого осуществляется разрабатываемый проект.

Задача темы: диалоговое проектирование и право студента на выра­жение собственных представлений о решении проектных задач.

На компьютере, каждый студент представляет все свои файлы и одновременно все ручные работы, включая конспекты. Получив указания от преподавателя выполняет их.

Самостоятельная работа.

Студенты должны, изучив материал по литературным источникам, дополнить конспекты и закончить аудиторное задание.

25

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


1). После обзора преподавателем проблематики темы аудиторного занятия, которое имеет, как правило, связь с предыдущими темами, (указывается какими), Студентам предлагается составить индивидуальный план-конспект по теме практического занятия. Практические работы студентов должны иметь отличительные черты, поэтому каждый студент выбирает свой вариант шрифта в интерпретации предложенного или название произведения близкого по стилю и т.д.

2). Предлагается, если это необходимо, сделать наброски, составить схемы по выбранному направлению практической работы. Все записи или эскизы выполняются в общей тетради для конспектов.

3). Работа продолжается на компьютере программе Corel Draw. Эта программа позволяет оперативно вести разработку всех проектных заданий и упражнений.

4). В процессе аудиторной работы ведется контроль над ее выполнением и даются необходимые указания и исправления.

Самостоятельная работа.

1). В домашней самостоятельной работе все тезисы и схемы переносятся на компьютер, для последующего формирования электронной версии в пояснительной записке к презентации визуально-практической работы на зачете. Оформить конспекты по аудиторным занятиям, самостоятельной работе как пояснительную записку и распечатать.

26
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ.


  1. Ограниченное и неограниченное пространство в синтезе и взаимодействии.

2 Трансформация пространства.

3. Цвет(фактура) в книжной графике.



  1. Культурный образец и символически-знаковый язык.

5. Проблематика пространства и парадигма мышления.

6. Эмоциональное пространство и плоскость листа.


7 . Средства и методы книжной графики.


8. Форма и пространство в изобразительном искусстве.

9 . Пространство модерна, постмодерна.

10. Виды пространств в книжной графике.

11. Фактура полосы набора, цветность.

12. Постмодерн (стилизации) в книжной графике.

13. Импрессионизм и книжной графике.

14. Интерьер и экстерьер. Взаимодействие структур в ритме акцентов этих пространств.

15. Колорит, цвет и пространство.

16. Язык книги.

17. Гармонизация среды пространства сообразно замыслу и образу.

18. Противоречия иллюзорного пространства.

19. Ведущий образ в структуре композиции (входная группа).

20. Виды пространства.

21. Цели и задачи книжной графики.

22. Образно-смысловой аспект проектирования.

23. Замысел и идея.

24. Идея как объект ритмо-образования формы.

25. Форма и пространство в художественном произведении (литература).

26. Форма и пространство в изобразительном искусстве.

27. Форма и пространство в графическом дизайне.

28. Структура формы и пространство в книжной графике.

29. Элементы формы и пространства в книжной графике.

30. Адресная направленность и эргономика проекта.

31. Функциональные качества целого и частей в структуре проекта.

27

32. Сценарий как структура организация издания



33. Поиск образа различными графическими средствами

34. Ритм, форма и жанр издания

35. Точка зрения в книге.

36. Видовые качества и функциональные особенности в графическом дизайне.

37. Шрифт, его динамика, эффекты и эмоциональное воздействие.

38. Слово и его пространство, как образ в книжной графике.

39. Эффект трансформации пространства графики иллюстраций.

40. Эффект наезда структурных элементов (коллаж).

41. Концепция проекта. Поиск уникальной проектной идеи.

42. Композиционно-ритмические средства в работе с проектом книги

43. Принципиальная схема динамики ритма и цвета в книге

44. Визуализация концепции проекта.

45. Прием игры в смыслы и со смыслом.

46. Слово и образ в книге.

47. Синтетические основы и взаимосвязь книжной графики с другими визуальными системами

28
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.




  1. Рейн Хембри. Графический дизайн. М. АСТ. 2008г.

  2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. М. Архитектура-С. 2004г.

3. Вильсон Гарвей. 1000 способов шрифтового дизайна. М. Рип-хлодинг. 2005г.

4. С.С. Водчиц. Эстетика пропорций. М. Техносфера. 2005г.

5. С.Б. Головко. Дизайн деловых и периодических изданий. М. ЮНИТИ-ДАНА 2008г.

6. И. А. Розенсон. Основы теории дизайна. М. ПИТЕР. 2006г.



7. Тимоти Самара. Структура дизайна. М. Рип-хлодинг. 2008г.

8. Ян Лоренц. Дизайн выставок. М. АСТ. 2008г.