Методические рекомендации к презентации интерпретация стихотворения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс 1 274.05kb.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением... 2 686.1kb.
Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс 3 1319.34kb.
Методические рекомендации для педагогов по проведению занятий тренингов 3 597.25kb.
Методические рекомендации для изучения учебного модуля о Конституции... 2 605.75kb.
Методические рекомендации 5-е издание, исправленное и дополненное... 1 324.88kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 488.35kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 2 482.69kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для... 1 168.32kb.
Методические рекомендации к преподаванию темы Рондо 1 187.26kb.
Серебряный век в зеркалах памяти и в звуках реквиема 1 148.8kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации к презентации интерпретация стихотворения - страница №1/1

Игорь Северянин «Черный квадрат»


Содержание

Интерпретация стихотворения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ




Интерпретация стихотворения


Автор стихотворения Игорь Васильевич Лотарев ( Северянин- псевдоним)- один из самых ярких, неординарных поэтов Серебряного века. Он являлся основателем и душой футуризма, литературного течения, возникшего в начале 20 века. В поэтическом словаре Северянина в 1911 году появилось словосочетание « эго-футуризм», обозначавшее весьма наивную, в понимании поэта, философию индивидуализма и эгоцентризма. Не случайно в одном из своих стихотворений (« Соловей»,1923 г.) Игорь Северянин писал:

Моя двусмысленная слава

Двусмысленна не потому,

Что я превознесен неправо,

Не по таланту своему,-
А потому, что явный вызов

Условностям - в моих стихах

И ряд изысканных сюрпризов

В капризничающих словах...
Эго-футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира с его классическими традициями в литературе и искусстве. Искусство для них (в частности, поэзия) было способом самовыражения.

Что стоит только одна фраза Северянина:

Я - гений, Игорь Северянин…

А стихотворение с таким оригинальным названием , как « Квадрат квадратов», можно считать типичным примером этого литературного течения.

« Квадрат квадратов». В памяти возникает ассоциация со знаменитым «Черным квадратом» Казимира Малевича. Есть ли между ними связь? В чем она выражается?

Квадрат. Равносторонний прямоугольник, показатель степени, равный двум. Устойчивая, замкнутая геометрическая фигура.

«SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS» - магический квадрат римлян - читать который можно было с любой стороны и всегда с одинаковым результатом. Это позволяет предположить, что целью автора было не только описание чувств лирического героя, но и «игра слов», попытка составить нечто, подобное римскому квадрату.

Стихотворение представляет собой четыре строфы с повторяющимися 27 словами в каждом четверостишье. Что такое число 27? Это 3 в кубе. То есть из этих слов можно составить куб со стороной в три слова.

Смысл стихотворения заключается в изображении печальной судьбы человека, вероятно, поэта ( продолжение традиций А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова и др. в раскрытии темы поэта и поэзии, роли поэта в жизни общества), «заплутавшего меж поэм и тревог» и не видящего выхода в сложившейся ситуации.

Никогда ни о чем не хочу говорить…

О, поверь!- я устал, я совсем изнемог…

Был года палачом,- палачу не парить…

Точно зверь заплутал меж поэм и тревог

Первая строка возвращает нас к « Черному квадрату» Малевича. « Никогда ни о чем не хочу говорить…», то есть вечно молчать, быть немым , но «молчанием» «говорить»

по-другому, другим языком - языком чувств и ощущений.

В своем молчании лирический герой отгораживается от мира, света, желая остаться наедине с собой - то есть делает то, к чему побуждает Малевич в своей картине, ибо, как известно, она ( картина), во- первых, имеет еще и другое название- « Победа над солнцем» ( словно отражает стремление героя закрыть для себя солнце), а, во- вторых, « Черный квадрат» нем, глух, но вместе с этим способен рассказать многое, отражая душу зрителя и преломляя ее через призму себя, так же, как воздействует на читателя и стихотворение

« Квадрат квадратов» И. Северянина.

К кому обращается лирический герой? К читателю, к любимой, к самому себе, к Богу? Как искренне звучит этот призыв, не изменяющийся, но усиливающийся интонационно по мере произнесения в последующих строфах: «О, поверь!»

Надежда, боль, отчаяние, осуждение, отрезвление звучат в следующей строке:

Был года палачом,- палачу не парить…

Палач-мучитель, угнетатель. Палач-исполнитель пыток, смертных приговоров. Подвластный человек. Вряд ли в прямом смысле можно воспринимать эту фразу в стихотворении Северянина. Палачом лирический герой быть не может, однако он вполне может быть палачом искусства, что напрямую связано с самим течением эго-футуризма, т.к. эго-футуризм не только противопоставлял себя предыдущим течениям ( символизму и акмеизму), но и полностью отрицал их, т.е. был их « палачом», стремясь уничтожить все, что не находило отражения в «эго» его приверженцев. Отрицая все, что до него было в искусстве, заполнял мировое пространство лишь собой, своим «я». Но человек, замыкающий весь мир на себе, годами исполняющий некий приговор - заказ общества, не только убивал веру в будущее в людях, но и себя лишал этой уверенности, - такой человек гармоничным быть не может. Вот почему звучит фраза: « …палачу не парить». В картине Малевича тоже нет гармонии, и то напряжение, которое ощущает зритель, смотря на картину ( а, вернее, смотря в черный квадрат), соответствует ощущению от чтения данной строки стихотворения « Квадрат квадратов». Уместно здесь вспомнить Мастера из романа М. Булгакова « Мастер и Маргарита», человека, осознавшего невозможность подняться к высотам, высоким целям искусства, видящего счастье только в покое:

« Награди меня покоем, ибо света я не достоин», - просит Мастер Воланда.

« Легкость и парение есть свобода»,- пишет Э. Фромм в своей книге

« Бегство от Свободы». Человек, замкнувшийся в себе, в своем «эго», скорее бежит от свободы, чем обретает ее. И этим он напоминает загнанного зверя, образом которого заканчивается первая строфа стихотворения:

Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…

Слово «зверь» вызывает множество ассоциаций:



жестокий, кровожадный хозяин леса;

загнанный зверь, травимый охотниками;

испуганный зверь, мечущийся в поисках спасения,

но не находящий ничего, кроме смерти.

Зверь живет лишь инстинктами, а лирический герой - разумом и чувствами, что и обуславливает невозможность человека выйти за рамки жизни, за рамки квадрата, уподобиться зверю, повинующемуся не разуму, а инстинкту, не желанию, а судьбе.

И еще одна ассоциация рождается при чтении этой строчки: у Врубеля в картине

«Демон», демон - чудовище только внешне кажется ужасным, отталкивающим, а под этой маской скрывается существо страдающее, испуганное и одинокое, как лирический герой а « Квадрате…» Игоря Северянина.

Следующие три строфы являются « кривыми зеркалами» по отношению к предыдущей. Поэт играет со словами, меняя их местами, что позволяет ему заставить читателя вновь и вновь испытывать те ощущения, которые он

( читатель) переживал при чтении первой строфы. Но эти ощущения не одинаковы, т.к. , меняя слова и части предложения местами (используя инверсию), автор делает акцент на разных сторонах «эго» и изменяет, накаляет атмосферу стихотворения от его начала до заключительных строк, благодаря чему стихотворение не становится скучным и однообразным, как если бы поэт просто повторил все четыре строфы без изменения.

Можно представить, что четыре строфы Северянина – это четыре стороны квадрата: они на первый взгляд одинаковы, но на самом деле все разные, а вместе составляют единое целое- квадрат, замкнутое пространство, из которого не в состоянии вырваться лирический герой , он находится в тупике, в клетке, в тюрьме, т.к. все, что он делал и делает, не имеет смысла, и ничего нельзя уже изменить. Он становится истинным королем квадратов – « Квадратом квадратов». За рамку «Черного квадрата» К. Малевича также невозможно выйти: картина затягивает зрителя вовнутрь, как в стихотворении Северянина герой попадает в лабиринт и не может вырваться оттуда, и доходит до душевного изнеможения, моральной и физической усталости.

Если бы подобное стихотворение писал В.В. Маяковский, ритм его стиха скорее всего выглядел бы, как кардиограмма человека с больным сердцем, а Игорь Северянин превратил свое стихотворение в вальс ноющей боли от нерешенных проблем лирического героя и от невозможности что-либо изменить в собственной жизни, от потерянности в омуте запутанных тропинок (« меж поэм и тревог») и от невиденья смысла жизни ( « я устал, я совсем изнемог».

Анапест - трехсложный размер, по ритму напоминающий вальс, абсолютно без единого пиррихия , с перекрестной мужской рифмой, представляет в данном случае стихотворение « Квадрат квадратов», построенного по строгим канонам стихосложения. В. Набоков об анапесте сказал: « А хочешь петь - в эоловом размахе анапеста - звон лютен и ветрил…» В эоловом размахе анапеста пишет Северянин об одиночестве и непонимании. Горечью, разлитой по всему стихотворению, « Квадрат квадратов» напоминает « Классические розы», написанные поэтом гораздо позже, в 1925 году. Тема разочарования жизнью прошла через все творчество поэта ( 15 лет разделяют эти стихотворения). Эта тема не оставила его в конце жизни, а , напротив, приобрела завершенность:

В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви , и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы…

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…

Как хороши, как свежи ныне розы

Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут - уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп…

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

И в заключение необходимо сказать о языковых особенностях стихотворения

И. Северянина.

«Каждое стихотворение,- отмечал А. Блок,- это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды, из-за них и существует стихотворение». Так какие же это слова, на которых растянуто покрывало стихотворения? Вот они: никогда, ни, о, чем, не, хочу, говорить, о, поверь, я, устал, я, совсем, изнемог, был, года, палачом, палачу, не, парить, точно, зверь, заплутал, меж, поэм, и, тревог. Их 27, и повторяются они в четырех строфах стихотворения, доказывая правомерность названия

«Квадрат квадратов», т. к. квадрат является основой композиции стихотворения.

Если взять только первые строчки каждой из четырех строф, можно сделать интересное наблюдение:
1 2 3 4

Никогда ни о чем не хочу говорить…

2 1 4 3
Ни о чем никогда говорить не хочу…

3 4 1 2

Не хочу говорить никогда ни о чем…

4 3 2 1

Говорить не хочу ни о чем никогда!
(Соединив линией все повторяющиеся слова в данном четверостишье, мы получим 6 квадратов, что соответствует 6 сторонам куба)

Это прослеживается и в других строчках стихотворения. В результате получается оригинальное сочетание четырех кубов (наподобие известного кубика Рубика), что доказывает строгость и совершенство формы стихотворения.


«Квадрат квадратов» не изобилует средствами выразительности.

Можно отметить:



Метафоры –

«был года палачом»,

«палачу не парить»,

«заплутал меж поэм и тревог»;



одно сравнение - «точно зверь»;

два синонима в градации: «я устал, я совсем изнемог».

Отсутствие эпитетов не умаляет образность и красоту стихотворения, напротив, это позволяет сконцентрироваться на проблеме произведения.

А вот использование большого количества многоточий помогает понять состояние полной растерянности лирического героя и вместе с постановкой восклицательных знаков и многоточий в четвертой строфе - ощущение взрыва чувств, недосказанности, безнадежности и , может быть, трагедии в жизни героя. Об этом говорит и интонация стихотворения: от шепота в первой строфе до почти крика в последней строфе.

Обратим также внимание на восклицание лирического героя: « О , поверь!»

В каждой последующей строфе эта фраза сдвигается от начала строчки до конца строчки

1-2-3-4


(Мольба-просьба-требование- приказ)

Это доказывает, что образы Игоря Северянина не только звучны и зримы, но и материальны, фактурны, осязаемы.

Северянин не использует в стихотворении ни одного слова, обозначающего цвет, но с помощью ассоциаций ( палач, зверь) легко можно увидеть красный ( цвет крови) и черный(цвет смерти).

Кольцевая композиция еще раз подчеркивает замкнутость и ограниченность пространства стихотворения и неразрешимость проблемы лирического героя.

Стихотворение Игоря Северянина поражает своей оригинальностью, математической точностью, четкостью композиции, музыкальностью.

Работа над стихотворением « Квадрат квадратов» дает возможность говорить о таланте, самобытности поэта и сожалеть о том, что Игорь Северянин незаслуженно обойден вниманием читателей.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

Данная презентация может быть использована на уроках литературы, посвященных изучению творчества поэтов Серебряного века; на уроках по анализу стихотворений;

в индивидуальной работе с учащимися по теме исследовательской работы по литературе , связанной с интерпретацией стихотворения и подготовкой презентации.

Методический комментарий представлен к уроку: «Интерпретация стихотворения

Игоря Северянина « Квадрат квадратов» в 11 классе».



слайда

Работа со слайдом

Комментарий

Подробнее…

Слайд №1

Изображение квадрата появляется по щелчку мыши.

Титульный лист




Слайд № 2

Изображения загружаются автоматически, без щелчка мышью.

Содержание работы ( План презентации)

Гиперссылка к каждому пункту плана.

Слайд № 3,4,5,6,7,

8,9,10.


По два щелчка в каждом слайде.

Страницы биографии Игоря Северянина.

Об эгофутуризме И. Северянина:

эгофутуризм Северянина нельзя сводить эгофутуристическому эпатажу. В основе его системы лежат следующие лозунги:

*Душа- единственная система.

*Самоутверждение личности.

*Поиски нового без отвергания старого.

*Осмысленные неологизмы.

*Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.

*Борьба со

«стереотипами» и «заставками».

*Разнообразие метров.



Слайд № 11,12,13,14,15,16,17.

По два щелчка в каждом слайде

Противоречивость мнений о поэте Игоре Северянине.




Слайд № 18,19,20.

18-4 щелчка

19-8


20-2 щелчка

Об авангардном течении в искусстве ХХ века футуризме.




Слайд № 21,22,23,24.

21- бегущая строка.

22-2 щелчка

23-2 щелчка

24-2 щелчка,2 гиперссылки




Название стихотворения

« Квадрат квадратов»



Прочитать стихотворение,

интонируя все знаки препинания

( Индивидуальная подготовка учащегося или запись чтения артиста)


Слайд № 25,26,27,28.

25-2 щелчка

26- 2 щелчка

27-2 щелчка,

замена цвета

28-каледоскоп-1 щелчок



Построение стихотворения, вопросы стихосложения, ритм, ритмика, новаторство Северянина в области стихосложения.

Понятие литературной комбинаторики.

Слайд №29,30,31.

29-2 щелчка, выпад букв

30-


31-

Понятие лирический герой, раскрытие характера лирического героя.

Образ клетки, лабиринта, тюрьмы.

Слайды № 32, 33, 34, 35.

32- гиперссылки-7

(туда и обратно)



Особенности языка стихотворения. Словарная работа. Ассоциативные связи.

Обращение к словарным статьям

( гиперссылки),

Рассказ о жеводанском звере. Это загадочное существо, зверь- людоед, терроризировав

ший французскую провинцию Жеводан ( юг Франции) с 1764 по 1767 гг. С ним связана легенда о Железной маске.

О картине

М. Врубеля

« Демон».

Демон- символический образ. « Это дух страдающий, но не злобный»

Художник показывает нам одиночество, безысходность человека,

чьи титанические силы не находят себе применения.





Слайд

№ 35,36,37,38,39,40.



36-1 щелчок

37-2 щелчка

38- 2щелчка

39-13 щелчков

40-3 щелчка


«Квадрат квадратов» в искусстве.

Казимир Малевич.

Супрематизм.

Тайна « Черного квадрата»

Работы архитектора

А.М. Родченко.

О « Томных грезах»

В. Брюсова

Песня Ильи Зусковича «Квадрат квадратов» на слова И. Северянина


О музыкальности стихов Игоря Северянина. В 1930 С.С. Прокофьев выразил мнение, что у Северянина имелись « начатки» композиторского дарования. Особенно он восхищался стихотворением

« Квадрат квадратов»

На стихи Северянина писали музыку

С. В. Рахманинов, М. Якобсон,, А.Н. Вертинский.

Названия стихов говорит и об особенном отношении поэта к музыке.

«Увертюра»,

«Рондо».

«Соната»,

« Прелюдия», «Романс».


Слайд №41

41-6 щелчков

Вопросы.

Дать возможность учащимся ответить на вопросы. Делать паузы.

Слайд № 42, 43, 44,45,46,47,48.

По 2 щелчка на словарную статью

Словарные статьи:

изнемогать, палач, парить, зверь, заплутать, поэма, тревога.






Слайд № 49

-

Контактная информация




Библиография:


  1. Игорь Северянин. « Менистрель». Новейшие поэзы. Изд. « Москва». Берлин, 1921.

  2. Ахмедова Ю.А. Стилистические особенности лирики Игоря- Северянина ( Текст). «Русский язык в школе» 2007,№7.

  3. Ахмедова Ю.А.Эгофутуризм Игоря- Северянина//Знание.Понимание.Умение- Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2008,№1.//

  4. С. Бавин, И. Семибратова. Судьба поэтов Серебряного века. Русская государственная библиотека. Москва: книжная палата, 1993.

  5. mhtml:fileF:/ Говорит Москва_ Искусство авангарда_ Генезис изобразительных форм.mht

  6. htt://severyanin.narod.ru/Sun/sun8.htm

7. Аннотированная таблица материалов по теме.