Методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т. И. Науменко, В. В. Алеев. 5-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 201 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по музыке 8 класс учителя Климачкова О. Н. 1 137kb.
Методическое пособие для учителя изд. «Вако» м г. Тесты по Новой... 2 590.62kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» 5 класс Рассмотрено... 2 655.45kb.
Методические рекомендации для педагогов доу «Обучаем детей пдд» передовой... 1 44.36kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Уголовный процесс» 5 1498.11kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 707.45kb.
Методические рекомендации для студентов заочного отделения учебной... 2 441.22kb.
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для студентов... 8 830.06kb.
Тесты учебно-методическое пособие для подготовки к зачетам, семинарам 1 333.98kb.
Учебно-методическое пособие Новокубанск 2011 2 526.98kb.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей... 6 1613.09kb.
Воспитывать положительную мотивацию учащихся к изучаемой теме средствами... 1 59.86kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т. И. Науменко - страница №1/1





Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету « Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом авторской программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.).

примерных программ «Музыка» «Искусство» (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.), основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Искусство. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г.

- Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г.

-Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.

Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1—4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.

Как и программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов— Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского.

Другие отличительные особенности программы отразились:


  • Во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, — природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства ;

  • В системном погружении в проблематику музыкального содержания;

  • В рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

  • В обновленном музыкальном материале, а также в ведении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

— научить школьников воспринимать музыку как неотъ
емлемую часть жизни каждого человека («Без музыки-земля пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

—содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

—воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;


  • Развивать интеллектуальный потенциал;

  • Всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

  • Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

  • Научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

  • Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

  • Характерная тенденция, стандартов второго поколения – усиление общекультурной направленности общего образования, универсализация и интеграция знаний. Интегративность обуславливает формирование результатов образования. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Столь серьезный подход к музыкальному образованию потребовал адекватного методологического обоснования. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов:

- метод междисциплинарных взаимодействий, (Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.

Расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин—таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.)
- стилевой подход, (Несмотря на то что авторы специально не вводят стилевых тем (как, например, это делается в ряде программ по музыке и мировой художественной культуре), присутствие данного подхода со всей очевидностью заметно во многих разделах программы.

Обозначив составляющие уровни стилевой системы, применяемой в программе, внимание на то, что все эти уровни объединяет одно важнейшее свойство стиля. Оно заключается в выявлении характерно-типологических особенностей, присущих произведениям искусства, —независимо оттого, задействуется ли«стиль времени»или «стиль элемента произведения».

-системный подход, (как и в программе для 1—4 классов, выполняет роль главного «координатора»в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы — ее тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности.

Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы)

- метод проблемного обучения (позволяющий сочетать традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций. Важно отметить, что авторы подразумевают реализацию проблемного обучения не только посредством взаимодействия «учитель—ученик», но и при помощи целенаправленного проблемного выстраивания содержания, представленного в учебно-методических материалах.

Содержание 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки (тема года« В чем сила музыки»).

Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.

В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, программа 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.

В какой музыке господствует мелодия? В чем смысл музыкальной гармонии? Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти и другие вопросы, отраженные в программе и УМК для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека. В программе широко используется метод проблемного обучения, позволяющий сочетать традиционное изложжение материала с включением проблемных ситуаций. Важно отметить, что авторы подразумевают реализацию проблемного обучения не только посредством взаимодействия «учитель—ученик», но и при помощи целенаправленного проблемного выстраивания содержания, представленного в учебно-методических материалах.

Среди наиболее часто используемых авторами методических приемов создания проблемных ситуаций укажем следующие.


В учебниках:

  • Изложение неоднозначных (порой противоречивых) точек зрения при рассмотрении каких-либо явлений с целью предложить учащимся самим найти верные ответы (заключительные параграфы в 5, 6, 7, 8 классах;

— постановка конкретных вопросов:

На конкретизацию (6 класс. Тема«Тонкая палитра оттенков». Вопрос: «Как динамические оттенки проявляют себя в«Пробуждении птиц»О. Мессиана?»);

— побуждение школьников использовать метод сравнения(6класс)Тема «Музыка объединяет людей».Вопрос: «В чём ты видишь силу музыки в двух разных произведениях-Симфонии №9 Л.Бетховена и ноктюрне «Сирены»К.Дебюсси?

С учетом слушательского восприятия учащихся основной школы продолжительность музыкальных фрагментов в фонохрестоматии составляет от двух до пяти минут в 5 и 6 классах .



Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:



  • В формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • В формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • В формировании разностороннего, интеллектуально –творческого и духовного развития;

  • В формировании основ художественного мышления;

  • В ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В области личностных результатов:

  • Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

  • Совершенствование художественного вкуса;

  • Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  • Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • Формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • сотрудничествовходерешенияколлективныхмузыкально-творческихзадач.


В области метапредметных результатов:

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.

В области предметных результатов:

  • определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств—ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;

  • умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности— исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

  • Контроль осуществляется в следующих видах:

  • - входной, текущий, тематический, итоговый.

  • Форма контроля:

  • - самостоятельная работа;

  • - устный опрос;

  • - взаимоопрос;

  • - синквейн;

  • - цифровой диктант;

  • - тест.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в том числе контрольных работ - 4.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста


При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

6 КЛАСС (35 ч)

Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?

Музыка души.



«Тысяча миров» музыки

Наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство—память человечества. В чем сила музыки. Волшебная сила музыки. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей.



Как создается музыкальное произведение

Единство музыкального произведения.



Ритм

«В начале был ритм».

О чем рассказывает музыкальный ритм.

Диалог метра и ритма.

От адажио к престо.

Мелодия

«Мелодия –душа музыки».

«Мелодией одной звучат печаль и радость».

Мелодия «угадывает»нас самих.



Гармония

Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии.

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.

Красочность музыкальной гармонии.



Полифония

Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.



Фактура

Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры.



Тембры

Тембры —музыкальные краски. Соло и тутти.



Динамика

Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.



Чудесная тайна музыки

По законам красоты.

Подводим итоги (обсуждение с учителем).






Календарно-тематический план

Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?»





п/п

Дата

Тема урока, тип урока


Кол-во часов

Элемент содержания


Требования к

результатам

Контрольно-

оценочная

деятельность

Информацион-ное сопровож-дение, цифровые и электронные образователь-ные ресурсы

Д.З.

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма







1.




«Музыка души»

1 ч.


Постановка проблемы, связанной с

изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека. Художественный материал: Поэзия



Е. Винокуров. Есть внутренняя музыка души...

Живопись


И. Левитан. Вечер. Золотой плес; Г,Сорока. Вид на плотину.

Музыка


Е. Дога. Вальс. Из кинофильма«Мой ласковый и нежный зверь» (слушание). Песенный репертуар: М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Цветные сны (пение)

Осознавать и выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека(на личном примере).


Рассказывать о влиянии музыки на человека

Входной

Устный опрос








«ТЫСЯЧА МИРОВ» МУЗЫКИ

2.




Наш вечный спутник

1

Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки(соотнесение материального и духовного в жизни человека). Музыкальный материал: И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание)

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоци-


онального воздейст -вия музыки на
человека.


Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды

Текущий

Устный опрос






3.




Искусство и фантазия

1

Реальность и фантазия в жизни человека.

Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере Вальса-фантазии М. Глинки).

Музыкальный материал:

М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент(слушание);

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (пение);

А. Рыбников, стихи И. Кохановского.

Ты мне веришь? (пение)



Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.


Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства.

Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений



Текущий

Взаимо-опрос






4.




Искусство— память человечества

Урок комплекс-ного приме-нения ЗУН

1

Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен. Легенда о Лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла«Картинки с выставки»М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры.

Художественный материал: Живопись и архитектура Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы. Фрагмент«Группа муз»; Храм Афины Афеина Эгине; Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж;



Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О. Роншан.

Музыка


М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»(слушание).

Песенный репертуар: С. Соснин, стихи Я. Серпина. Победа! (пение)



Осознавать значение искусства
в жизни современного человека.

Рассуждать о специфике воплоще-


ния духовного опыта человека в искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике).



Наблюдать за развитием одного
образа в музыке.

Анализировать приемы развития


одного образа в музыкальном произведении

Текущий

Синквейн

Презентация «Искусство- память человечества »




5.




В чем сила музыки
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Характер всеобщего воздействия музыки

(на примере второй части Симфонии № 7

Л. Бетховена и Антракта к IIIдействию

Из оперы«Лоэнгрин»Р. Вагнера).

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Симфония № 7. IIIчасть. Фрагмент (слушание);

Р. Вагнер. Антракт к IIIдействию. Из оперы«Лоэнгрин» (слушание);

А. Калныньш, стихи В. Пурвса. Музыка

(пение)


Осознавать и рассказывать о влия-
нии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоци-


онального воздейст -вия музыки на человека.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей


(с учетом критериев, представленных в учебнике).

Выявлять круг музыкальных
образов в различных музыкальных
произведениях.

Воспринимать и сравнивать музы


кальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания.

Сотрудничать в процессе коллек-


тивного обсуж -дения проблем -ных вопросов, учитывать мнения своих
товарищей

Текущий

Устный опрос

http://ru.wikisource.org/wiki/

Информация о композиторах








6.




«Волшебная сила музыки»

Комбинирован-ный урок

1

Роль музыки и музыкантов в эпоху античности.

Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены»К.Дебюсси.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание)


Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.



Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое—ложное, красивое—

уродливое). Исследовать значение литературы

для воплощения музыкальных

образов




Текущий

Синквейн







7.




«Музыка объединяет людей»
Урок обобщения и систематиза-ции знаний

1

Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве города Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере – оды Пиндара). Идея человечества и человечности в Симфонии № 9 Л. Бетховена.

Музыкальный материал:- Л. Бетховен. Симфония № 9. IV часть. Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи Н. Соловьевой «Спасем наш мир» (пение)



Рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоци- онального воздейст вия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей -(с учетом критериев , представ ленных в учебнике)

Текущий

Самостоя-тельная работа






8.




Обобщающий урок по теме:

« Сила музыки»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

1

Повторение пройденных музыкальных произведений за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам.



Контролировать и оценивать свою деятельность.

Координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творче-ских задач.

Итоговый

Тест, музыкаль-ная викторина

ФЦИОР. Модуль Тест






КАК СОЗДАЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

9.




Единство музыкального произведения(1 ч)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

С чем проявляются традиции новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к IIIдействию из оперы «Лоэнгрин»Р. Вагнера). Музыкальный материал:

Р. Вагнер. Антракт к IIIдействию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);

Я .Дубравин, стихи В. Суслова. Всюду музыкА живет (пение)

Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.


Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности

Текущий

Устный опрос






РИТМ (6 ч)

10.




«Вначале был ритм»(1 ч)
Комбинирован-ный урок

1

Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм—изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия—коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И. Штрауса«Сказки Венского леса»). Музыкальный материал: И. Штраус. Сказки Венского леса (слушание);

М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма«Мэри Поппинс, до свидания» (пение)

Понимать значение средств художествен ной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учетом крите
риев,представленных в учебнике).



Рассуждать об общности и различии выразительныхсредств музыки
и изобразитель ного искусства


Текущий

Творчес-кое задание

Презентация « ».





11.




О чем рассказывает музы кальный ритм(2 ч)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



1

Разнообразие претворения трехдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч. 7 № 1 Ф. Шопена). Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч. 40 № 1 Ф. Шопена). Музыкальный материал: Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 № 1. Фрагмент (слушание); Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи А. Барто. Бьюттам-тамы. Из кантаты для хора и солиста«Голубь мира» (пение, музыкально-ритмические движения)

Осознавать интонационно-образные, жанровые особенности музыки
(с учетом критериев, представлен
ных в учебнике).

Сравнивать и определять музы


кальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев,
представленных в учебнике).


Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально- ритмическом движении.

Текущий

Творчес-кое задание

http://www.music-dic.ru

Информация о композиторах.










12.




О чем рассказывает музы кальный ритм

Урок закрепления знаний

1

Претворение испанских народных ритмов в Болеро М. Равеля. Музыкальный материал: М. Равель. Болеро (слушание)

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Находить ассоциативные связи между художественными образами литерату ры и музыки.

Раскрывать особенности музы-кального воплоще ния поэтических текстов.



Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Текущий

Устный опрос

ФЦИОР. Модуль




13.




Диалог метра и ритма(1 ч)
Урок закрепления знаний

1

Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями»из балета«Гаянэ» А. Хачатуряна. Роль ритмической интонации в Симфонии № 5 Л. Бетховена. Музыкальный материал: А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ» (слушание); Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть. Фрагмент (слушание); П. Аедоницкий, стихи И. Романовского. Добрая столица (пение); М. Славкин, стихи Э. Фарджен. Новый год (пение)

Воспринимать разнообразные
по смыслу ритмические интонации
при прослушивании музыкальных
произведений.

Воспринимать характерные чер


ты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов—
Л. Бетховена и А. Хачатуряна

(с учетом критериев, представленных в учебнике



Узнавать по характерным признакам (ритму) музыку отдельных вы
дающихся композиторов прошлого
и современности.

Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать


их в эмоциональном исполнении

Текущий

Самостоя-тельная работа







14.




От адажио к престо(2 ч)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Основные темпы в музыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения.

Медленные величественные темпы как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии«Я взываю к Тебе, Господи»И. С. Баха). Зажигательный народный танец Италии тарантелла(на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини).

Музыкальный материал: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». ВWV 639 (слушание);

Дж. Россини, стихи К. Пеполи. Неаполитанская тарантелла (слушание); И. С. Бах, обработка В. Попова, русский текст Я. Родионова. Нам день приносит свет зари... (пение);

Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня (пение)


Воспринимать характерные
черты творчества отдельных
зарубежных композиторов
(И. С. Баха).


Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания (с учетом критериев, представленныхв учебнике).


Текущий

Устный опрос

Презентация




15.




От адажио к престо

Урок закрепления знаний

1

Изменения темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента«Поет зима» из«Поэмы памяти Сергея Есенина»Г. Свиридова). Музыкальный материал: Г. Свиридов. Поет зима. Из«Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Три белых коня (пение)



Осознавать интонационно -образные, жанровые и стилевые основы
музыки (с учетом критериев, пред
ставленых в учебнике).


Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров (с учетом критериев, представленных в учебнике)




Текущий

Взаимооп-рос







16.




Урок-обобщение по теме: « Ритм»

1

Повторение пройденного музыкального материала. Пение: по выбору учащихся.

Развивать слушательскую культуру. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Контролировать и оценивать свою деятельность, качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.

Итоговый

Тест, музыкаль-ная викторина









МЕЛОДИЯ (3 ч)

17.




«Мелодия— душа музыки»

(1 ч)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Мелодия—важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного.

Проникновенность лирической мелодии в«Серенаде»Ф. Шуберта. Музыкальный материал: Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. Серенада (слушание);



Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. Прекрасное далеко (пение)



Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы
музыки (с учетом критериев, пред
ставленых в учебнике).

Воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф. Шуберта).




Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку
отдельных выдающихся композиторов (Ф. Шуберта)

Текущий

Устный опрос

ФЦИОР. Модуль




18.




«Мелодией одной звучат печаль и радость»


Комбинированный урок

1

Свети радость в «Маленькой ночной серенаде»В. А. Моцарта.

Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали в Реквиеме В. А. Моцарта (на примере«Лакримоза» из Реквиема В. А. Моцарта). Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. I часть. Фрагмент (слушание); В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза

(слушание);

Вокализ на тему Лакримоза из Реквиема



В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского

(пение)


Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы
музыки (с учетом критериев, пред
ставленых в учебнике).


Воспринимать и сравнивать раз
личные по смыслу музыкальные ин
тонации при прослушивании музыкальных произведений.

Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (В. А. Моцарта)



Текущий

Взаимооп-рос

ФЦИОР. Модуль




19.




Мелодия «угадывает» нас самих(1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русское» в балете«Щелкунчик»П. Чайковского. Сила чувств, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па-де-де из балета«Щелкунчик). Музыкальный материал: П. Чайковский. Па-деде. Из балета «Щелкунчик» (слушание); П. Чайковский, стихи А. Майкова. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года». Обработка А. Кожевникова (пение); П. Чайковский, стихи В. Лунина. Утренняя молитва. Из«Детского альбома» (пение)

Осознавать интонационно-образные и стилевые основы музыки

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

Воспринимать и сравнивать разно
образные по смыслу музыкальные
интонации.

Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных композиторов (П. Чайковского).




Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку
выдающихся композиторов

(П. Чайковского)




Текущий

Устный опрос

ФЦИОР. Модуль




ГАРМОНИЯ (4 ч)

20.




Что такое гармония в музыке

(1 ч)


Комбинированный урок

1

Многозначность понятия гармония. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии в Прелюдии до мажор из I тома«Хорошо темперированного клавира»И. С. Баха.

Музыкальный материал:



И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома

«Хорошо темперированного клавира»

(слушание);

Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка

(пение)


Понимать значение средств художествен ной выразительности (гармонии) в созда нии музыкального произведения (с учетом критерии ев, представленных в учебнике). Выявлять возможности эмоционального воздействи я музыки на человека.


Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

Находить ассоциативные связи между образами музыки и изобрази


тельного искусства.

Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-


творческой деятельности

Темати-ческий

Тест





21.




Два начала гармонии(1 ч)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра«света»и«тени» в Симфонии № 40 В. А. Моцарта. Музыкальный материал: В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание); Ю. Тугаринов, стихи В. Пальчинскайте. Веселая история (пение)

Воспринимать и осознавать гармо
нические особенности музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации

в музыке.


Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармо
нии) музыку отдельных композиторов прошлого (В. А. Моцарта).

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека



Текущий

Устный опрос






22.




Как могут проявляться выразительные возможности гармонии

(1 ч)


Урок закрепления знаний

1

Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода«забегания вперед»в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти. (Содержание данной темы следует рассматривать одновременно и как первое введение в тему 7 класса« Музыкальная драматургия».)

Художественный материал: Поэзия А. Блок. Поэтический цикл« Кармен». Фрагмент. Музыка Ж. Бизе Увертюра к опере«Кармен» (слушание). Песенный репертуар:

Праздничный вечер. Голландская народная песня, русский текст К. Алемасовой, обработка В. Попова(пение)


Воспринимать г армонические
особенности музыкального произведения.

Анализировать приемы взаимо


действия нескольких образов в музыкаль ном произведении.


Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы раз
ного смыслового содержания

Текущий

Синквейн







23.




Красочность музыкальной гармонии(1 ч)

Урок закрепления знаний


1

Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в«Шествии чуд морских» из оперы«Садко»Н. Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины ее возникновения. Музыкальный материал: Шествие чуд морских. Из оперы«Садко» (слушание)

Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных
выдающихся композиторов

(Н. Римского-Корсакова).

Устанавливать ассоциативные
связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.


Наблюдать за развитием одного
образа в музыке.

Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке



Текущий

Самостоя-тельная работа.



ФЦИОР. Модуль







ПОЛИФОНИЯ (2 ч)

24.




Мир образов полифонической музыки(1 ч)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличительные особенности. Полифонический прием«имитация» (на примере канона В. А. Моцарта«Да будет мир»).

Музыкальный материал: И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи». BWV 639 (слушание);



В. А. Моцарт. Dona nobis pac em (Да будет мир) (пение);

Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве(пение)



Осознавать значение искусства
в жизни современного человека.

Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве (с учетом критериев, представленных в учебнике).




Воспринимать характерные чер
ты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха,

В. А. Моцарта).

Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифонии ческим приемам)музыку отдельных выдающихся
композиторов прошлого (И. С. Баха,
В. А. Моцарта


Текущий

Устный опрос

Презентация




25.




Философия фуги(1 ч)

Урок закрепления знаний

1

Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И. С. Бах. Органная токката и фуга ре минор. Художественный материал: Живопись М. Чюрленис. Фуга. Музыка И. С. Бах. Токката и фуга ре минор для органа (слушание). Песенный репертуар: Во поле береза стояла. Русская народная песня, обработка Г. Струве(пение); В сыром бору тропина. Русская народная песня(пение)



Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И. С. Баха). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодико-гармонической организации, использованию полифонических приемов и форм) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого(И. С. Баха).

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности

Текущий

Синквейн

Презентация







ФАКТУРА (2 ч)

26






Какой бывает музыкальная фактура(1 ч)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи в учебнике, с. 99 — 100). Одноголосная, фактура(на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова). Мелодия с сопровождением(на примере романса С. Рахманинова«Сирень»). «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы«Снегурочка» (в исполнении учителя) (слушание;

С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. Сирень (слушание);



Г. Струве, стихи С. Маршака. Пожелание друзьям (пение);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. До чего дошел прогресс! (пение)


Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства

Текущий

Устный опрос, самостоя-тельная работа

Презентация





27.




Урок-обобщение по темам: «Мелодия.Гармония. Полифония»
Урок закрепления знаний

1

Повторение пройденного музыкального материала. Пение: по выбору учащихся.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на


человека (на личном примере).


Контролировать и оценивать свою деятельность

Итоговый

Тест

Тест




28.




Пространство фактуры(1 ч)
Комбинированный урок

1

Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».

Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах»из оперы« Кармен»Ж. Бизе. Музыкальный материал: С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. Весенние воды (слушание);

Ж. Бизе. Утро в горах. Антракт к III действию. Из оперы «Кармен» (слушание)

Понимать значение средств художественной выразительности
(фактуры) в создании музыкального
произведения (с учетом критериев,
представленных в учебнике).


Рассуждать о яркости образов
в музыке.

Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных


произведений в изобразительной деятельности

Текущий

Устный опрос,

Интерактивные мультимедиа продукты.




ТЕМБРЫ (3 ч)


29.




Тембры музыкальные краски

(1 ч)


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки(на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты«Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и Полета шмеля из оперы«Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере Вокализа С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты(на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады. Из симфонической сюиты«Шехеразада» (слушание);

Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы«Сказка о царе Салтане» (слушание);

Вокализ (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание); И. С. Бах. Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра (слушание);



М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Скрипка (пeние)



Исследовать разнообразие и спе
цифику тембровых воплощений

в музыкальных произведениях.

Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике


Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров


Текущий

Устный опрос

Видеофрагменты




30.




Соло и тутти

(2 ч)


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. Музыканты. Немецкая народная песня (пение)


Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений

в музыкальных произведениях.




Понимать значение средств художест венной выразитель ности (тембров) в создании музыкаль ного произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике).


Текущий

Устный опрос

Презентация




31.




Соло и тутти
Комбинированный урок

1

Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний (на примере фрагмента«Три чуда» из оперы«Сказка о царе Салтане » Н. Римского-Корсакова). Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);

Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Находить ассоциа тивные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.





Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.

Текущий

Устный опрос, взаимооп-рос

Видеофрагменты






ДИНАМИКА (2 ч)

32.




Громкость и тишина в музыке(1 ч)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в Шестой «Пасторальной»симфонии Л. Бетховена (на примере IV части«Гроза». Буря»). Музыкальный материал: Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная». lV часть. «Гроза. Буря» (слушание); Ночной костер. Хоровая обработка«Венгерского танца» № 1 И. Брамса, выполненная Ю. Алиевым. Стихи Э. Александровой (пение)

Устанавливать внешние связи
между звуками природы и их музыкально-динамичес кими воплощениями.

Исследовать разнообразие и специфику динами ческих воплощений


в музыкальных произведениях.


Анализировать приемы развития
художественного образа в музы
кальном произведении (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии (с учетом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений)



Текущий

Устный опрос







33.




Тонкая палитра оттенков (1 ч)

Комбинированный урок

1

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образа лунной ночи (на примере пьесы К. Дебюсси«Лунный свет»). Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей (на примере фрагмента произведения«Пробуждение птиц»О. Мессиана). Музыкальный материал: К. Дебюсси. Лунный свет. Из«Бергамасской сюиты (слушание);

О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание);

М. Минков, стихи Ю. Энтина. Дорога добра (пение)

Воспринимать и выявлять внеш
ние связи между звуками природы
и их музыкально-динамическими
воплощениями.

Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений


в музыкальных произведениях.


Наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных образов (тем) в произведении

Текущий

Творчес-кая работа









Чудесная тайна музыки

34.




По законам красоты(1 ч)

Урок обобщения и систематиза-ции знаний



1

Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь»из фортепианного цикла «Карнавал животных»К. Сен-Санса). Различный смысл выражений«слушать музыку»и«слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони.

Созидание по законам красоты. Музыкальный материал: К. Сен-Санс. Лебедь. Из фортепианного цикла«Карнавал животных» (слушание); Т. Альбиони. Адажио (слушание



Рассуждать о преобразующем
влиянии музыки.

Воспринимать и сопоставлять ху


дожественно-образное содержание
музыкальных произведений (правдивое—ложное, глубинное—по
верхностное). Воспринимать и сравнивать музы
кальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального
содержания.



Устанавливать внешние связи
между звуками окружающего мира и звуками музыки (с учетом критериев, представленных в Дневнике
музыкальных размышлений).

Творчески интерпретировать содержание изученного материала

в слове, изобразительной деятельности (с учетом критериев, представ ленных в Дневнике музыкальных размышлений)


Текущий

Тест

Презентация




35.




Подводим итоги

(1ч)Обобщение по теме года






Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?».

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.




Приводить примеры преобразую
щего влияния музыки.

Понимать выразительные особенности музыкального языка в произведениях разного эмоционального



И смыслового содержания (с учетом критериев, представленных в учебнике для 6 класса)

Итоговый