Методические рекомендации для специалистов федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, учреждений здравоохранения, социальн - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной... 2 722.37kb.
Депутаты Совета депутатов муниципального округа Южное Тушино в городе... 1 41.03kb.
Фонд социального страхования технические средства реабилитации 3 777.65kb.
Система социальной защиты в Московском районе г. Минска: состояние... 1 245.9kb.
Министр труда и социального развития Ульяновской области 1 57.41kb.
О психолого-медико-педагогическом консилиуме 1 138.17kb.
Об итогах работы с письменными обращениями граждан за 2013 год, поступивших... 1 52.74kb.
Программа «Развитие системы социальной защиты населения города Красноярска» 1 40.59kb.
Методические рекомендации председателям региональных, местных и первичных... 3 1163.09kb.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением... 2 686.1kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социальная работа... 1 194.94kb.
Инструкция по бронированию перевозки пассажиру на кресле-коляске 1 37.51kb.
- 4 1234.94kb.
Методические рекомендации для специалистов федеральных учреждений медико-социальной - страница №1/3




Утверждаю

Руководитель ФБМСЭ

Главный Федеральный эксперт

Профессор Пузин С.Н.

обеспечение инвалидов с нарушениями функциЙ передвижения креслами-колясками




Методические рекомендации для специалистов федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, региональных отделений Фонда социального
страхования Российской Федерации



Москва 2007

Составители:




ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

О.С. Андреева

– доктор медицинских наук

С.Н. Пузин

– член.-кор. РАМН, доктор медицинских наук, профессор

Д.И. Лаврова

– доктор медицинских наук, профессор

Н.Д. Талалаева

– кандидат медицинских наук

Д.А. Соколова

– кандидат медицинских наук

Е.В. Лесина

- врач высшей категории













© ФГУ «ФБМСЭ»

Москва – 2007

содержание







Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .

4

1.

Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .

6

2.

Классификация, типы и виды кресел-колясок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

3.

Потребительские и эксплуатационные свойства кресел-колясок . . . . .

24

3.1.

Комнатные кресла-коляски для взрослых с ручным приводом
от обода колеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .

24


3.2.

Прогулочные кресла-коляски для взрослых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .

26

3.3.

Кресла-коляски для взрослых активного типа . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

26

3.4.

Кресла-коляски с электроприводом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

29

3.5.

Малогабаритные кресла-коляски для взрослых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

29

3.6.

Кресла-коляски для детей-инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

30

4.

Клинико-диагностические и реабилитационно-экспертные аспекты обеспечения инвалидов с нарушениями функций передвижения креслами-колясками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .

31


5.

Организационно-методические аспекты обеспечения инвалидов с нарушениями функций передвижения креслами-колясками . . . . . . . . . . .

42





Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

52




Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

67




Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

73




Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

80




Приложение 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

84




Приложение 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

88




Приложение 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

104


введение
Устойчивая тенденция увеличения показателей заболеваемости и смертности населения, наличие в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки инвалидности, делают актуальными проблемы медико-социальной реабилитации инвалидов в Российской Федерации.

В Российской Федерации отмечается высокий уровень первичной инвалидности. Анализ первичной инвалидности за 1994-2003 гг. показал, что число лиц, впервые признанных инвалидами (ВПИ) в год в среднем колебалось в пределах 1-1,1 млн. человек, в том числе лиц пенсионного возраста – в пределах 500-600 тыс. человек. С принятием Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и Закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. увеличилось число лиц, впервые признанных инвалидами: в 2004 г. – 1,5 млн. человек (темп роста 34,1%), в 2005 г. – 1,8 млн. человек (темп роста 22,2%). Рост числа инвалидов произошел в основном за счет лиц пенсионного возраста.

Вместе с тем, внесенные в законодательные акты Российской Федерации изменения направлены на совершенствование процесса социальной интеграции инвалидов в общество и на обеспечение социальных гарантий инвалидам. Среди нормативных актов федерального уровня, определяющих правовой статус инвалидов в области реабилитации и социальной интеграции, важнейшее значение имеет Федеральный Закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В новой редакции Закона указывается, что к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся «утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». Данный Перечень был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 877-ПП были утверждены правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации. Приказом Минздравсоцразвития России от 7.05.2007г. № 321 были установлены сроки пользования техническими средствами реабилитации до их замены.

В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» решение об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации принимается федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

К техническим средствам реабилитации, включенным в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, относятся кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

Согласно данным научных исследований1, в комнатном кресле-коляске нуждается 9,5%, в прогулочном кресле-коляске – 9%, в велоколяске – 4,4% инвалидов. Основным показанием к обеспечению инвалида креслом-коляской является наличие ограничения способности к самостоятельному передвижению.


Анализ практики работы федеральных учреждений медико-социальной экспертизы с индивидуальной программой реабилитации инвалида показал, что за последние два года она формируется гораздо чаще - в 80-90 % случаев первичного или повторного освидетельствования больных. Однако, имеется много проблем в аспекте правильной оценки специалистами бюро МСЭ нуждаемости инвалидов в технических средствах реабилитации.

Настоящие методические рекомендации ставят своей целью обучение специалистов федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, Фонда социального страхования Российской Федерации знаниям, умениям и навыкам в вопросах обеспечения инвалидов креслами-колясками.



1. Общие положения
Движение – одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающее возможность активного взаимодействия составных частей организма и целого организма с окружающей средой.

Движения, характерные для человека, представляют собой результат сокращения скелетных мышц, обеспечивающих поддержание позы, перемещение звеньев или всего тела в пространстве. Двигательные реакции бывают простыми (безусловно рефлекторные реакции на болевой, световой, температурный и другие раздражители) и сложными – серия последовательных движений, направленных на решение определенной двигательной задачи. Примером последних могут быть локомоции, т.е. движения скелетно-мышечной системы, обеспечивающей передвижения человека в пространстве (например, ходьба и др.).

Управление движениями скелетных мышц при выполнении двигательных актов осуществляется на основе взаимодействия различных отделов центральной нервной системы (спинальный, бульбарный, среднемозговой уровни, мозжечок). При этом ведущую роль играет кора больших полушарий, особенно при совершении сложных движений человека, на основе условно рефлекторных связей и при взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Большую роль при образовании и осуществлении двигательного навыка играют анализаторы (проприоцептивный, вестибулярный, зрительный).

Функционально наиболее простыми являются «позные» движения, обеспечивающие поддержание позы и неподвижного положения организма в пространстве, а также локомоторные движения, обеспечивающие пространственные перемещения организма.

Двигательная система у человека формируется из скелета и мышц. Скелет выполняет опорную функцию, является основой крепления мышц, определяет возможность направления движений тела или конечностей.

Патологические изменения движений многообразны. Они могут касаться нарушений темпа, характера, ритмичности и точности, координации движений; чаще – ограничения объема и силы движений; наличия насильственных избыточных (гиперкинезия) или замедленных и ограниченных (брадикинезия) движений; акинезии и др.



Ходьба представляет собой один из основных видов передвижения всего тела в пространстве. Она является сложным локомоторным актом, в котором принимаю участие почти все механизмы двигательного аппарата, а также регулирующие его деятельность и питающие его органы нервная и кровеносная системы. В регуляцию ходьбы вовлечены различные разделы центральной нервной системы; в частности, передвижения ног осуществляются под контролем структур спинного мозга; в регуляции равновесия при ходьбе принимают участие стволово-мозжечковые механизмы.

В процессе ходьбы участвует почти вся мускулатура туловища и конечностей, этот способ передвижения сопровождается усилением вентиляции легких, повышением сердечного дебета (увеличением ударного объема и числа сердечных сокращений), повышением интенсивности обмена веществ.

Способность человека к самостоятельному передвижению включает:


  • самостоятельное перемещение в пространстве: ходьба по ровной местности в среднем темпе (4-5 км/час) на расстояние, соответствующее средним физиологическим возможностям;

  • преодоление препятствий: подъем и спуск по лестнице, ходьба по наклонной плоскости (с углом наклона не более 30 градусов);

  • сохранение равновесия тела в покое, при передвижении и при перемене положения тела; возможность стоять, сидеть, вставать, садиться, ложиться, сохранять принятую позу и изменять положение тела (совершать повороты, наклоны туловища вперед, назад, в стороны);

  • выполнение сложных видов передвижения и перемещения: опускание на колени и подъем с коленей, перемещение на коленях, ползание, увеличение темпа передвижения (бег);

  • пользование общественным и личным транспортом (вход, выход, перемещение внутри транспортного средства).

Инвалиды с ограничением способности к самостоятельному передвижению представляют собой группу лиц всех возрастных категорий, имеющую специфические особенности жизнедеятельности, проявляющиеся в ограничении способности самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом. Реабилитация таких инвалидов связана с созданием для них безбарьерной среды, возможности профессионально-трудовой, социально-бытовой и социально-средовой адаптации и интеграции. Одной из основных мер реабилитации таких инвалидов является обеспечение их техническими средствами реабилитации (креслами-колясками).
2. классификация, типы и виды кресел-колясок
В соответствии с ГОСТ Р 50653-94 (ИСО 6440-85) «Кресла-коляски. Термины и определения», введенным в действие 01.07.94, кресло-коляска – это транспортное средство, предназначенное для инвалидов и больных и приводимое в движение мускульной силой пользователя или сопровождающего, электроприводом или смешанным приводом. Термином пользователь обозначают лицо, пользующееся креслом-коляской для передвижения или отдыха.

Согласно ГОСТ Р 50653-94 (ИСО 6440-85) «Кресла-коляски. Термины и определения», следует различать следующие виды кресел-колясок:



  • комнатное кресло-коляска – предназначено для использования в помещениях;

  • прогулочное кресло-коляска – предназначено для использования вне помещений, в том числе на площадках с твердым покрытием и природных ландшафтах;

  • универсальное кресло-коляска – предназначено для использования в помещениях и вне помещений;

  • дорожное кресло-коляска – предназначено для передвижения по улицам и дорогам с твердым покрытием с уклоном не более 10 %;

  • спортивное кресло-коляска – предназначено для занятия спортом (игры в теннис, баскетбол, фигурного вождения и др.);

  • гоночное кресло-коляска – представляет собой разновидность спортивного кресла-коляски для гонки на короткие или длинные дистанции.

По типам привода различают следующие виды кресел-колясок:

  • кресло-коляска с ручным (ножным) приводом, которое приводится в движение мускульной силой пользователя;

  • кресло-коляска с электроприводом, которое приводится в движение электродвигателем;

  • кресло-коляска со смешанным приводом, которое приводится в движение как мускульной силой пользователя, так и электроприводом.

По способам к складыванию различают следующие виды кресел-колясок:

  • нескладное кресло-коляска – кресло-коляска, габаритные размеры которого не могут быть уменьшены без демонтажа каких либо деталей или сборочных единиц;

  • складное кресло-коляска – кресло-коляска, габаритные размеры которого могут быть уменьшены в одном или более направлениях без демонтажа каких-либо деталей или сборочных единиц;

  • складное катаемое кресло-коляска – складное кресло-коляска, сохраняющее свою способность к перекатыванию на колесах в сложенном состоянии;

  • складное некатаемое кресло-коляска – складное кресло-коляска, которое теряет способность к перекатыванию на колесах в сложенном состоянии;

  • разборное кресло-коляска – кресло-коляска, габаритные размеры которого могут быть уменьшены разъединением на составные части без применения каких-либо инструментов;

  • разборное катаемое кресло-коляска – разборное кресло-коляска, сохраняющее свою способность к перекатыванию на колесах в сложенном состоянии;

  • разборное некатаемое кресло-коляска – разборное кресло-коляска, которое теряет способность к перекатыванию на колесах в сложенном состоянии.

Составными частями кресел-колясок являются:

  • система опоры тела;

  • составные части системы опоры тела;

  • ходовая система кресла-коляски;

Система опоры тела – части кресла-коляски, на которые непосредственно опирается тело пользователя. В систему опоры тела входят: сиденье, спинка, подлокотник, подножка, а также приспособления для кресел-колясок.

Система опоры тела может быть:



  • с регулируемым углом наклона;

  • регулируемая по высоте система опоры тела;

  • регулируемая по горизонтали система опоры тела;

  • вращающаяся система опоры тела.

Составные части системы опоры тела:

  • сиденье кресла-коляски – составная часть системы опоры тела, служащая для сидения. Существуют следующие виды сидений кресла-коляски: съемное сиденье; регулируемое по высоте и по горизонтали сиденье кресла-коляски; сиденье кресла-коляски с регулируемым углом наклона; сиденье для больного кокситом; складное сиденье; пружинное сиденье; сиденье с гигиеническим отверстием;

  • спинка кресла-коляски – составная часть системы опоры тела, служащая для упора спины пользователя. Существуют следующие виды спинок кресла-коляски: съемная спинка кресла-коляски; регулируемая по высоте и горизонтали спинка кресла-коляски; спинка с регулируемым углом наклона; откидная спинка;

  • подлокотник кресла-коляски – составная часть системы опоры тела, служащая для упора руки пользователя. Существуют следующие виды подлокотников кресла-коляски: удлиненные подлокотники зафиксированные / подвижные/; короткие подлокотники зафиксированные /подвижные/; наклонные подлокотники зафиксированные /подвижные/; опускающиеся подлокотники; вращающиеся подлокотники удлиненные /короткие/; откидывающиеся подлокотники удлиненные (короткие); откидывающиеся в стороны подлокотники удлиненные (короткие); регулирующиеся по высоте подлокотники удлиненные (короткие);

  • подножка кресла-коляски - составная часть системы опоры тела, служащая для упора ног пользователя. Существуют следующие виды подножек кресла-коляски: съемная подножка; вращающаяся подножка; регулирующаяся по высоте подножка; подножка с регулируемым углом наклона; подножка с регулируемой опорой стопы; подножка с откидной сплошной опорой стопы; подножка с откидной составной опорой стопы

Приспособления для кресел-колясок (опции) – устройства, служащие для удобства пользователям кресел-колясок. Они включают удлинитель спинки, подголовник, боковые упоры для головы, боковые упоры для тела, подушку на сиденье, подушку на спинку, поясничный валик, валик для сохранения зазора между ногами, сплошную подставку под икры, составную подставку под икры, регулируемую по глубине подставку под икры, держатели для ног, задники-держатели, предохранительный пояс, приставной столик.

Ходовая система кресла-коляски – это набор деталей и сборочных единиц кресла-коляски, необходимый для ее передвижения. Ходовая система состоит из системы привода, системы управления и системы торможения.

Система привода кресла-коляски – это набор деталей и сборочных единиц, необходимые для приведения кресла-коляски в движение, она состоит из механизма управления, привода и ведущих колес. Механизм управления приводом кресла-коляски – это составная часть системы привода, предназначенная для сообщения на привод усилия, необходимого для начала движения кресла-коляски. Источником усилия может служить мускульная энергия пользователя, а также любая другая энергия, контролируемая пользователем или сочетание энергий. Основной привод кресла-коляски – это набор деталей и сборочных единиц кресла-коляски, предназначенный для передачи усилия на ведущие колеса. Основной привод может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, электрическим или комбинированным.

Система управления креслом-коляской – это набор деталей и сборочных единиц кресла-коляски, необходимый для ее управления. Система управления состоит из механизма управления, привода управления и ведущих колес. Механизм управления движения кресла-коляски является элементом системы управления, предназначенным для сообщения на привод усилия, необходимого для движения кресла-коляски и приводимый в действие пользователем. Привод управления креслом-коляской – это набор деталей и сборочных единиц кресла-коляски, предназначенный для сообщения усилия ведущим колесам кресла-коляски.

Система торможения кресла-коляски – это набор деталей и сборочных единиц, необходимый для снижения скорости движения и фиксации стационарного положения кресла-коляски. Система торможения состоит из механизма управления торможением, привода торможения и колесного и стояночного тормоза. Механизм управления торможением кресла-коляски является частью системы торможения, которая управляется непосредственно пользователем с целью передачи на привод усилия, необходимого для торможения. Привод торможения кресла-коляски представляет собой набор деталей, предназначенных для сообщения усилия на колесный тормоз посредством механизма управления. Колесный тормоз кресла-коляски – это набор деталей и сборочных единиц кресла-коляски, посредством которого производится ее торможение; колесный тормоз может быть фрикционным и электрическим. Различают рабочий тормоз кресла-коляски (систему торможения, предназначенную для снижения скорости движения кресла-коляски или ее полной остановки) и предохранительный тормоз кресла-коляски (систему торможения, предназначенную для удержания кресла-коляски в неподвижном состоянии с пользователем или без него на наклонной поверхности).

Кресло-коляска имеет колеса: ведущее, управляющее, поворотное, поддерживающее.

Ведущее колесо кресла-коляски – это колесо, соединенное с системой привода, обеспечивающее возможность преобразования усилия в движение кресла-коляски.

Управляющее колесо кресла-коляски – это колесо, соединенное с системой управления, позволяющее при контакте с поверхностью дороги (пола) придерживаться выбранного направления движения.

Поворотное колесо кресла-коляски – это колесо, поворачивающееся при изменении направления движения, независимо от системы управления креслом-коляской.

Поддерживающее колесо кресла-коляски – это колесо, жестко закрепленное, не предназначенное для сообщения движения или направления движения.

Рама кресла-коляски – узел, служащий для соединения и размещения составных частей кресла-коляски.

В соответствии с ГОСТ Р 50653-94 (ИСО 6440-85) принято использовать следующие размеры кресел-колясок: ширина сиденья, высота сиденья, глубина сиденья, высота спинки, высота подлокотников, расстояние между подлокотниками, габаритная ширина кресла-коляски, габаритная высота кресла-коляски, габаритная длина кресла-коляски, габаритная ширина кресла-коляски в сложенном виде, габаритная высота кресла-коляски в сложенном виде.

Согласно ГОСТ Р 50603-93 «Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках внешнего вида», введенного в действие 01.01.95, кресла-коляски классифицируют по наиболее характерным признакам, что находит свое отражение в использовании пятизначного цифрового кода, в котором каждая цифра (разряд) обозначает определенный тип кресла-коляски в пределах каждой группы (цифры должны быть отделены друг от друга тире).

Первый знак – способ приведения в движение и управления. Различают следующие типы кресел-колясок:


  • тип 1 – кресло-коляска, управляемое сопровождающим лицом, немеханизированный привод;

  • тип 2 – кресло-коляска с ручным прямым приводом на задние колеса, двуручное;

  • тип 3 – кресло-коляска с ручным прямым приводом на передние колеса, двуручное;

  • тип 4 – кресло-коляска с ручным рычажным приводом, двуручное;

  • тип 5 – кресло-коляска с ручным односторонним приводом;

  • тип 6 – кресло-коляска с ножным приводом;

  • тип 7 – кресло-коляска, управляемое сопровождающим лицом, с механизированным приводом;

  • тип 8 – кресло-коляска с электроприводом, с ручным управлением;

  • тип 9 – кресло-коляска с электроприводом, с сервоуправлением;

  • тип 0 – прочие.

Второй знак – классификация кресел-колясок по габаритной ширине и диаметру колес. Этот знак дает общее указание на пригодность использования кресел-колясок на конкретной местности и на пригодность кресла-коляски для конкретного вида деятельности ее пассажира.

Сочетание диаметра колес и габаритной ширины кресел-колясок обозначают в соответствии с таблицей 1.

Т а б л и ц а 1.

Габаритная

ширина, мм



Второй знак кода

Диаметр всех колес меньше 260 мм или одно-два колеса имеют диаметр меньше 180 мм

Диаметр больших колес превышает 260 мм, диаметр малых колес от 180 до 260 мм

Диаметр всех колес превышает 260 мм

Меньше 550

1

4

7

От 550 до 660

2

5

8

От 660 до 700

3

6

9

Цифра «0» во втором разряде обозначает специальную конструкцию кресла-коляски, например, конструкцию кресла-коляски с габаритной шириной, превышающей 700 мм по ГОСТ Р 50602.



Третий знак – регулирование сиденья и спинки сиденья (таблица 2).

Т а б л и ц а 2.



Положение

наклона спинки



Третий знак кода

Положение наклона сиденья

не регулируется

регулируется вручную

регулируется

сервоприводом



Не регулируется

1

4

7

Регулируется

вручную


2

5

8

Регулируется сервоприводом

3

6

9

Цифра «0» в третьем разряде обозначает либо то, что кресла-коляски поставляются с сиденьем без спинки, либо то, что угол между сиденьем и спинкой неизменный, а регулируется вся система поддержки тела.



Четвертый знак – регулирование подлокотников и подножек (таблица 3).

Т а б л и ц а 3.



Положение

подножки


Четвертый знак кода

Положение подлокотника

фиксированного

регулируемого по высоте

съемного или складывающегося

Не регулируется

1

4

7

Регулируется

вручную


2

5

8

Регулируется сервоприводом

3

6

9

Если кресла-коляски поставляются с регулируемыми по высоте и съемными подлокотниками, то четвертый знак должен быть таким же, как и у кресел-колясок с подлокотниками, регулируемыми по высоте. Цифра «0» в четвертом разряде обозначает, что подлокотник или подножка в кресле-коляске отсутствует.



Пятый знак – способность к складыванию. Способ, которым могут быть уменьшены габаритные размеры кресла-коляски, должен быть обозначен в соответствии со следующими типами: тип 1 – нескладываемое, тип 2 – катаемое складное, тип 3 – некатаемое складное, тип 4 - разборное, тип 5 – разборное (катаемое складное), тип 6 – разборное (некатаемое складное).

Пример обозначения кресла-коляски с расшифровкой каждой цифры кода: кресло-коляска фирмы “Майра”, модель 1.406-14-93: 4-7-1-2-5, где в пятизначном цифровом коде каждая цифра обозначает следующее : 4- кресло-коляска имеет ручной рычажный привод, двуручное ;7-диаметр всех колес превышает 260 мм; 1- наклон сиденья и спинки не регулируется;2- подлокотник не регулируется, подножка регулируется;5- разборное ( катаемое, складное) кресло-коляска.

Технические средства реабилитации инвалидов, в том числе кресла-коляски, должны отвечать требованиям ГОСТ Р 51632-2000 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний». Общие технические требования включают: требования назначения, требования стойкости к внешним воздействиям, требования радиоэлектронной защиты, требования эргономики, требования к конструкции. Требования безопасности включают: требования электрической безопасности, требования пожарной безопасности.

Максимальные габаритные размеры кресел-колясок должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры», введенного в действие 01.01.1995, согласно которому габаритные размеры устанавливаются для незанятых пользователем кресел-колясок и включают:


  • габаритную длину L – размер по горизонтали между самыми выступающими передней и задней деталями кресел-колясок, который должен быть равен 1200 мм;

  • габаритную ширину B – размер по горизонтали между выступающими боковыми деталями кресел-колясок при полной раскладке, который должен быть равен 700 мм;

  • габаритную высоту H – размер по вертикали от пола до самой выступающей верхней точки кресел-колясок, который должен быть равен 1090 мм.

При изготовлении кресел-колясок для особо грузных пользователей и ампутантов значения габаритных размеров могут быть увеличены: длина – до 1750 мм, ширина – до 810 мм.

Габаритные размеры кресел-колясок измеряются в соответствии с ГОСТ Р 50605-93 «Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота», введенного в действие 01.01.1995.

При определении габаритных размеров кресла-коляски должен соблюдаться определенный порядок подготовки кресла-коляски. Кресла-коляски должны быть оснащены всеми вспомогательными устройствами ( например, подголовниками, удлинителем спинки), входящими в комплект поставки, и должны быть в состоянии готовности для пользователя. Если спинка кресел-колясок регулируется по высоте и (или) по углу наклона, то при проведении измерений она должна быть установлена в верхнее вертикальное положение или верхнее положение, максимально близкое к вертикальному. Подножка должна быть отрегулирована таким образом, чтобы ее нижняя точка находилась на 50 мм выше опорной поверхности. Для определения габаритных размеров кресел-колясок в состоянии полной готовности для пользователя поворотные колеса следует устанавливать для движения вперед, а спинку- в ее верхнее вертикальное положение. Измеряют горизонтальное расстояние L между крайними передней и задней точками кресла-коляски (с учетом подножки). Измеряют горизонтальное расстояние L0 между крайними передней и задними точками кресло- коляски ( без учета подножки). Измеряют максимальную ширину В кресла-коляски. Измеряют вертикальное расстояние Н от основания до верхней точки кресла-коляски.

Размеры кресла-коляски в сложенном виде включают: определение минимальной длины L min, для чего измеряют расстояние между крайними передней и задней точками кресла-коляски; определение минимальной ширины Вmin для чего измеряют общую ширину кресла-коляски; определение минимальной высоты Нmin, для чего измеряют расстояние от основания до крайней верхней точки кресла-коляски.

Минимальный радиус поворота кресла-коляски – радиус наименьшей окружности, в которую может быть вписано кресло-коляска при его повороте на 360, должен быть не более 650 мм. Минимальная ширина разворота кресла-коляски – минимальная ширина коридора, в котором кресло-коляска может быть развернуто на 180, не касаясь стен, должна быть не более 1100 мм.

Значения геометрических параметров кресла-коляски, измеренные по ГОСТ Р 51082-97 «Кресла-коляски. Метод измерения параметров сиденья и колеса», указывают в технических условиях на кресла-коляски конкретных типов.

В соответствии с ГОСТ Р 51083-97 «Кресла-коляски. Общие технические условия» масса полностью оснащенного для нормального использования кресла-коляски с ручным приводным ободом – не более 25 кг, с ручным рычажным приводом – не более 35 кг. Допускается, по согласованию с заказчиком, изготовление кресел-колясок, параметры которых имеют другие значения, установленные техническими условиями на кресла-коляски конкретных типов.

Правила установки кресла-коляски для испытаний регламентированы ГОСТ Р ИСО 7176-22-2004 «Кресла-коляски. Часть 22. Правила установки», они включают: оборудование для испытаний и средства измерений, оснащение кресла-коляски, регулировку кресла-коляски, заключительные регулировки, заключительный контроль, порядок установки испытательного манекена, регистрацию результатов установки регулируемых элементов кресла-коляски.



К креслам-коляскам предъявляются определенные технические требования в соответствии с ГОСТ Р 51083-97 «Кресла-коляски. Общие технические условия»:

  • требования устойчивости к климатическим внешним воздействующим факторам. В зависимости от устойчивости к климатическим факторам кресла-коляски изготовляют климатических исполнений У 1, У 1.1, УХЛ 4.2 по ГОСТ 15150. По согласованию с заказчиком допускается изготавлять кресла-коляски других исполнений и категорий по ГОСТ 15150. Кресла-коляски климатических исполнений должны быть исправны в процессе эксплуатации при воздействии температуры, номинальные значения которой составляют: для кресел-колясок климатических исполнений У 1, У 1.1 +40С (верхнее) и – 40С (нижнее, при эксплуатации кресла-коляски не более 30 мин., при длительной эксплуатации – номинальное значение температуры –25С); для кресел-колясок климатических исполнений УХЛ 4.2 +35С (верхнее) и +10С (нижнее);

  • конструктивные требования. Конструкция кресла-коляски должна обеспечивать удобное размещение в нем пользователя и свободу движений последнего при перемещениях, а также обеспечивать ремонтопригодность, включая, в первую очередь, доступ к отдельным сборочным единицам и деталям, их взаимозаменяемость при техническом обслуживании и ремонте;

  • требования прочности. Кресла-коляски должны соответствовать требованиям статической, ударной и усталостной прочности по ГОСТ Р 51081;

  • требования статической устойчивости. Нагруженное манекеном кресло-коляска с включенной тормозной системой должно обладать статической устойчивостью в продольном направлении движения вперед и назад, а также боковой статической устойчивостью не менее 10°. Кресло-коляска должно стоять устойчиво на горизонтальной поверхности, при этом значение максимального зазора между поверхностью и одним из колес не должно быть более 3 мм;

  • требования надежности. Средний срок службы до списания кресла-коляски – не менее 5 лет. За предельное состояние принимают состояние кресла-коляски, при котором восстановление его работоспособности не возможно либо экономически нецелесообразно (стоимость годового ремонта превышает половину стоимости нового кресла-коляски);

  • требования к системам торможения. Кресло-коляска должно быть оборудовано стояночной и, при необходимости, рабочей системами торможения, легко управляемыми пользователем или сопровождающим лицом и обеспечивающими удержание кресла-коляски с пользователем в неподвижном состоянии и снижение скорости движения кресла-коляски или полную его остановку. Стояночная тормозная система должна обеспечивать надежное удержание нагруженного манекеном кресла-коляски в заторможенном состоянии на плоскости с уклоном до 10°. Значение усилия для торможения ведущих колес, прилагаемого к рукоятке стояночного тормоза, - не более 60 Н, а к рукоятке рабочего тормоза – не более 100 Н;

  • требования к колесам. Ведущие колеса кресла-коляски должны вращаться на горизонтальной оси без заеданий при приложении усилия, значение которого составляет не более 0,35 Н, а в заторможенном состоянии не должны проворачиваться при приложении усилия, значение которого составляет (150±1) Н. Ведущие колеса кресла-коляски должны иметь следующие значения параметров: развал – не более 2°, схождение – не более 1°, концентричность и биение – не более 1% радиуса колеса. Поворотные колеса кресла-коляски должны быть самоориентирующимися и должны поворачиваться относительно вертикальной оси кронштейна легко, без заеданий;

  • требования к материалам. Материалы, применяемые для изготовления кресел-колясок, не должны содержать ядовитых (токсичных) компонентов, а также воздействовать на цвет поверхности (пола, одежды, кожи пользователя), с которой контактируют те или иные детали кресла-коляски при его нормальной эксплуатации. Металлические части должны быть изготовлены из коррозийно-стойких материалов или иметь защитные покрытия.

Кресла-коляски подвергают испытаниям следующих категорий: квалификационным, приемо-сдаточным, периодическим, сертификационным, типовым.

Техническим комитетом Международной организации по стандартизации (ИСО), членами которой являются федерации национальных органов по стандартизации, разработан международный стандарт на кресла-коляски ИСО 7176, который состоит из следующих частей под общим заголовком «Кресла-коляски»:



  • ГОСТ Р ИСО 7176-1-2005 «Кресла-коляски. Определение статической устойчивости»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-2-2005 «Кресла-коляски. Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-3-96 «Кресла-коляски. Методы испытаний для определения эффективности действия тормозной системы»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-4-2005 «Кресла-коляски. Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-5 «Кресла-коляски. Определение габаритных размеров, массы и радиуса поворота»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-6-2005 «Кресла-коляски. Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-7 «Кресла-коляски. Определение размеров сиденья и колеса кресла-коляски»;

  • ГОСТ Р 51081-97 (ИСО 7176-8-96) «Кресла-коляски. Технические требования и методы испытания на статическую, ударную и усталостную прочность»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-9-2005 «Кресла-коляски. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-10-96 «Кресла-коляски. Методы испытаний для определения возможности преодоления препятствий»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-11-96 «Кресла-коляски. Испытательные манекены»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-13-96 «Кресла-коляски. Методы испытаний для определения коэффициента трения испытательных поверхностей»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-14-2005 «Кресла-коляски. Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом. Требования и методы испытаний»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-15-1996 «Кресла-коляски. Требования к информационному описанию, документированию и маркировке»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-16 «Кресла-коляски. Сопротивление возгоранию частей с мягкой обивкой. Требования и методы испытаний»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-17 «Кресла-коляски. Средства управления серийным интерфейсом кресла-коляски с электроприводом»;

  • ГОСТ Р ИСО 7176-20 «Кресла-коляски. Определение эксплуатационных характеристик кресел-колясок стоячего типа»;

ГОСТ Р ИСО 7176-22-2000 «Кресла-коляски. Правила установки».

3. потребительские и эксплуатационные свойства кресел-колясок

На Российском рынке представлен достаточно широкий выбор кресел-

колясок отечественного и зарубежного производства. Специалисты федеральных учреждений МСЭ должны знать основные виды кресел-колясок участвовавших в конкурсах , проводимых ФСС РФ, предназначение и конструктивные особенности кресел-колясок их основные параметры и технические данные, что позволит более правильно осуществлять индивидуальный подбор кресла-коляски для инвалида.

Потребительские и эксплуатационные свойства комнатных кресел-колясок для взрослых с ручным приводом от обода колеса, представленных на российском рынке, изложены в Приложении 1.

Комнатные кресла-коляски для взрослых с ручным приводом от обода колеса предназначены для передвижения внутри и вне помещений по дорогам и площадкам с твердым покрытием как самостоятельно инвалидами, так и с помощью сопровождающих лиц.

Комнатные кресла-коляски могут иметь разные габаритные размеры и грузоподъемность. Для обеспечения удобства при эксплуатации комнатное кресло-коляска может быть оснащено съемными и откидными опорами для ног, регулируемыми по длине голени; откидными или фиксированными подлокотниками; стояночными тормозами; пневматическими или цельнолитыми шинами; съемными боковинами; облегающими округлыми щитками больших колес; может иметь не откидную или откидную спинку с регулируемым углом наклона, регулируемую высоту сиденья, подлокотников. Цельнолитые шины надежны и долговечны, однако, они предназначены для передвижения кресла-коляски исключительно по ровной, твердой поверхности; обычно кресла-коляски с такими шинами применяются в помещениях. Пневматические шины гораздо более удобны для передвижения по улице, так как амортизируют небольшие неровности, однако они требуют со временем накачивания или замены. Кресла-коляски с фиксированными подлокотниками достаточно просты и надежны, их конструкция прочна и устойчива, что позволяет осуществлять надежное размещение и безопасное передвижение инвалида. Однако, фиксированные подлокотники затрудняют процесс пересаживания, поэтому современные типы кресел-колясок включают в себя съемные или откидывающиеся назад подлокотники, которые обеспечивают инвалиду удобство быстрого пересаживания; регулируемые по высоте и поворачивающиеся подножки способствуют удобному расположению конечностей инвалида. Наклонная спинка и подголовник создают условия для удобного положения тела при повседневной эксплуатации. Кресло-коляска комнатное может складываться и раскладываться по вертикальной оси без инструмента; складная рама создает удобство при хранении и транспортировке кресла-коляски. Убирающиеся подножки нужны для инвалидов, у которых в ограниченных пределах сохранены движения в ногах, чтобы подножки не мешали при вставании и давали возможность передвигаться на кресле-коляске путем отталкивания ног от поверхности пола. Также использование съемных подножек инвалидами с высокой ампутацией ног позволяет уменьшить общую длину коляски. Ширина сиденья для взрослых может быть от 38 до 58 см (63 см – с широким сидением). Существуют комнатные кресла-коляски для взрослых повышенной грузоподъемности (при массе пользователя до 150 кг). Большие ведущие колеса коляски могут располагаться как спереди, так и сзади. Кресла-коляски с большими, расположенными спереди колесами облегчают вращение обода колес для лиц с малой подвижностью рук, такие кресла-коляски более устойчивы на ровной поверхности. Однако практика применения вывела в лидеры кресла-коляски с большими задними и малыми передними колесами, что связано с рядом преимуществ: лучшее преодоление препятствий при подъеме передних колес; удобство при пересаживании, так как большие колеса не мешают пересаживанию; большая скорость кресла-коляски, так как обеспечивается больший «ход рук» при вращении колес.

Прогулочные кресла-коляски предназначены для передвижения инвалидов с утратой функций опорно-двигательного аппарата в условиях преимущественно вне помещений, для преодоления значительных расстояний по дорогам с твердым покрытием.

Потребительские и эксплуатационные свойства прогулочных кресел-колясок для взрослых, представленных на российском рынке, изложены в Приложении 2.

Существуют прогулочные кресла-коляски для взрослых с рычажным приводом и с ручным приводом от обода колеса.

Кресла-коляски с рычажным приводом обеспечивают вращение колес посредством рычагов. Существуют прогулочные кресла-коляски с правосторонним и левосторонним рычажным приводом.
Кресло-коляска активного типа предназначается для реабилитации инвалидов, ведущих активный повседневный образ жизни, для самостоятельного, а также с помощью сопровождающих лиц, перемещения в жилом помещении, на улице, на работе, для быстрой, комфортной езды по любой дороге, для частого преодоления сложных препятствий, для долгих и далеких самостоятельных прогулок. Неоспоримыми преимуществами активных кресел-колясок являются: повышенная маневренность; легкость хода; малый вес и габариты; возможность преодолевать лестничные марши, бордюры и другие препятствия; удобство складывания и транспортировки, наличие достаточно широких возможностей индивидуальной подгонки.

Конструкция активного кресла-коляски имеет ряд особенностей, обеспечивающих преимущества перед обычными креслами-колясками, к ним относятся:



  • возможность регулировки положения осей задних колес, что позволяет уменьшить нагрузку на передние колеса и обеспечивает высокую маневренность;

  • наличие развала колес в 3-5 градусов, что является оптимальным для активных кресел-колясок и позволяет повысить боковую устойчивость кресла-коляски, особенно при перемещении по дорогам с поперечным наклоном, а также уберечь пальцы рук инвалида от травм при проезде между створками дверей;

  • наличие быстросъемных задних колес, что позволяет при их снятии снизить вес кресла-коляски (приблизительно на 5 кг) и уменьшить его габариты, это дает возможность инвалиду самостоятельно погрузить его в автомобиль и облегчает его транспортировку;

  • наличие укороченной базы (в основном за счет упрощенной конструкции подножки и уменьшенного расстояния между осями передних и задних колес), что позволяет креслу-коляске размещаться в обычном пассажирском лифте, осуществлять развороты в ограниченном пространстве;

  • наличие минимальной высоты спинки способствует естественному прогибу позвоночника в поясничном отделе, не препятствует поворотам корпуса вместе с руками, позволяет полностью отводить назад руки при вращении обручей коляски; уменьшает габариты коляски.

Типовая конструкция активного кресла-коляски (рис. 1) имеет раму (7), складывающуюся «ножницами» в вертикальном направлении, или раму со складывающейся вперед спинкой в горизонтальном направлении. Рама устанавливается на два ведущих (6) и два самоориентирующихся (2) колеса. Ведущие (задние) колеса крепятся в адаптерах (5), конструкция которых позволяет изменять угол наклона сиденья и положение центра тяжести путем перестановки приемных втулок (10) ведущих колес в те или иные отверстия. Задние колеса являются быстросъемными, для их снятия требуется нажать кнопку (11) на оси колеса и потянуть колесо на себя, не отпуская кнопку. Установка задних колес производится в обратной последовательности. Задние колеса устанавливаются



Рис. 1. Типовая конструкция активного кресла-коляски

с развалом для улучшения ездовых качеств кресла-коляски. Чем больше оси задних колес вынесены вперед, тем легче ход кресла-коляски за счет снижения нагрузки, приходящейся на передние колеса, а также при эксплуатации кресла-коляски легче «встать на баланс» на задние колеса (поднять передние колеса) для преодоления различных препятствий. Для предотвращения возможности опрокидывания могут быть установлены блокираторы опрокидывания, располагаемые сзади в нижней части кресла-коляски. Кресла-коляски активного типа имеют достаточно широкий диапазон регулировок высоты подножки, высоты сиденья, угла установки сиденья, а также положения подлокотника.

Конструктивные, эксплутационные параметры и технические характеристики кресел-колясок активного типа представлены в Приложении 3.
Кресло-коляска с электроприводом предназначено для самостоятельного передвижения в помещении и на улице инвалидов с нарушением функций верхних и нижних конечностей, приводится в движение электроприводом. Рамная конструкция такого кресла-коляски должна быть изготовлена из высокопрочных материалов. Кресло-коляска должно иметь электродвигатель, систему управления, тормоз, противоопрокидывающее устройство и др. Габариты современных электроколясок очень малы за счет ведущих колес меньшего, чем у обычных кресел-колясок, диаметра и отсутствия обручей. Электроколяски очень устойчивы за счет низко расположенного двигателя а аккумулятора. Управлять электроколяской можно пальцами одной руки, через пульт управления типа «джойстик», который может быть установлен на подлокотнике электроколяски под любую руку.

Конструктивные, эксплутационные параметры и технические характеристики кресел-колясок с электроприводом представлены в Приложении 4.

Малогабаритные кресла-коляски предназначены для самостоятельного передвижения инвалидов с высокой ампутацией бедер в помещениях и на улицах по дорогам с твердым покрытием. Они имеют следующие характеристики: металлическое основание на 4-х колесах; вес коляски 4-6 кг, грузоподъемность – 80 кг, длина – 470 мм, ширина – 380 мм, высота – 170 мм и быть оснащены мягким сиденьем, ремнями для фиксации туловища, колесами, толкателями.

Конструктивные, эксплутационные параметры и технические характеристики малогабаритных кресел-колясок представлены в Приложении 5.

Малогабаритными также называют кресла-коляски с ручным приводом от обода колеса, имеющие ширину не более 580-600 мм, что позволяет без каких-либо операций и регулировок свободно проезжать в любую дверь квартиры, лифта, подъезда; имеющие меньший вес, высокую грузоподъемность, удобства в эксплуатации (имеют складную конструкцию, подножки, откидывающиеся в стороны, съемные и регулируемые по высоте, подлокотники съемные и фиксируемые; стояночные тормоза; пневматические или цельнолитые передние и задние колеса).
Кресла-коляски для детей-инвалидов предназначены для самостоятельного или с помощью сопровождающего лица передвижения в помещениях и на дорогах с твердым покрытием; имеют различные типоразмеры: для детей в возрасте до 4 лет; от 0 до 7 лет; от 2 до 6 лет; от 3 до 6 лет; от 6 до 12 лет; от 7 до 15 лет, для подростков в возрасте до 14 лет. Детское кресло-коляска должно быть выполнено из высокопрочного сплава, легко управляться, компактно складываться (для перевозки в общественном транспорте).

Условно все кресла-коляски для детей-инвалидов могут быть разделены на 3 группы: кресла-коляски для детей, кресла-коляски для подростков, кресла-коляски для детей, больных ДЦП.

Конструктивные, эксплутационные параметры и технические характеристики кресел-колясок для детей-инвалидов представлены в Приложении 6.
Специальные кресла-коляски для детей, больных детским церебральным параличом, имеют необходимые антропометрические и эргономические показатели, могут быть оснащены специальными приспособлениями (специальный ортопедический стульчик, нагрудник для пристегивания ребенка, быстросъемный столик с установленной на нем антиспастической ручкой и др.).

Кресла-стулья с санитарным оснащением предназначены для отправления естественных надобностей инвалидов. Они могут быть различных документаций: без колес, на 4х колесиках, с унитазной крышкой, с регулируемыми ножками.



следующая страница >>