Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Роль химической науки в годы Великой Отечественной войны" - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Роль химической науки в годы - страница №1/1

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Роль химической науки в годы Великой Отечественной войны"



Провела Мальцева Галина Рафаиловна, учитель химии.

Цель урока: систематизировать знания обучающихся о химических веществах, используемых в годы войны.

Задачи урока:

- на основе химических свойств веществ показать значение и использование их в военной промышленности; разъяснить обучающимся о трудностях работ химической промышленности в военные годы;

- развивать: представление о химических веществах, сопоставление исторических событий и значимость открытий ученых - химиков; умения: владеть химической терминологией, самостоятельной работы с текстовым материалом, устанавливать причинно-следственные связи; проводить эксперимент;

- способствовать воспитанию у школьников гражданства и патриотизма, любви к родной стране, чувства гордости за победителей войны; взаимоуважения, взаимопомощи, терпимости.



Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные (дискуссия, беседа),

наглядные (иллюстрация, демонстрация),

практические (творческие занятия),

контроль и самоконтроль.

Основные понятия:

адсорбция, окислительно-восстановительные реакции, легированные стали, отравляющие вещества.

Оборудование и реактивы:

таблица “Химические элементы на службе Родины”,

выставка рисунков на военную тематику,

портреты ученых,

реактивы: серная кислота, сахарная пудра, перманганат калия, порошок угля, порошок железа, лакмус;

посуда: воронка, фильтр, химические стаканы, тигель, штатив, стеклянная палочка,

противогаз.

Виды работ обучающихся: подготовка сообщений, самостоятельная работа с учебником; экспериментальные исследования; составление опорного конспекта; выполнение заданий викторины; самостоятельная оценка результативности работы.

Тип урока – повторительно-обобщающий.
Ход урока:

I. Организационный момент (проверка готовности класса к уроку, настрой на работу).

II. Определение темы и целей урока.

Учитель: Эпиграфом нашего урока служат слова академика А. Е. Ферсмана из его выступления на антифашистском митинге советских ученых в 1941 году в городе Москве: “Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем. Необходимо помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтоб скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды”.

Сегодня наш урок, посвящен развитию химии в военные годы. Успехи химической промышленности во многом определялись деятельностью научно-исследовательских учреждений того времени. Ведущая роль принадлежала химическим институтам АН СССР.

В системе химической промышленности насчитывалось 30 научно-исследовательских институтов. К началу войны химическая промышленность располагала высокоразвитой научно-технической базой, способной в кратчайший срок решать задачи, связанные с требованиями обороны нашей страны и обеспечить нашу армию необходимой продукцией.

В предвоенные годы в Красной армии были организованы подразделения и части, предназначенные для проведения мероприятий противохимической защиты войск и тыла. Химическая служба Красной армии была создана еще летом 1912 г. Ее развитие определялось экономическими возможностями государства и военно-теоретическими взглядами тех времен.



III. Актуализация знаний:

  1. В каком году на снаряжательном заводе в г. Электросталь началось производство противогазов? (В 1923–1924 гг.)

  2. Какое химическое вещество содержится в фильтре противогаза? (Активированный уголь.)

  3. Какую продукцию выпускали цеха противохимической защиты? (12 тыс. противогазов и 60 тонн активированного угля в месяц.)

  4. Какое химическое явление лежит в основе использования активированного угля в противогазе? (Адсорбция – это способность твердого вещества поглощать газы и растворенные примеси.)

  5. Как с помощью химического эксперимента показать адсорбционные качества активированного угля? (Через воронку с активированным углем пропускаем лакмус, он обесцвечивается).

IV. Обобщение и изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы знаем не только о средствах химической защиты, о зажигательных смесях, но и о значении химических элементов металлов в истории Великой Отечественной войны, как помогали металлы ковать побед над фашистской Германией.

Работа в группах:

Каждая группа получает задание к уроку – время на подготовку 2 минуты (обучающиеся получают карточки с заданиями).

1-я группа


  1. Ученые-химики создатели индивидуальных средств защиты. (И.В. Петрянов-Соколов, М.М. Дубинин, И.Л. Кнунянц, Н.Д. Зелинский).

  2. Рассказать, как работает противогаз (демонстрация противогаза).

3. Что представляет собой бутылка КС (Качурина – Солодовникова)?

4. Рассказать о сути химических превращений, лежащих в основе действия запала.

5. Чем были опасны зажигательные бомбы?

2-я группа



  1. Роль алюминия и его сплавов.

  2. Роль железа, различные виды стали.

3. Применение свинца, никеля, меди в военном деле.

Учитель: В I Мировую войну 22 апреля 1915 года хлор применили как оружие массового уничтожения на Западном фронте недалеко от Бельгийского города Ипра против англо-французских войск. Для того чтобы спасти жизнь и здоровье человека использовались ватно-марлевые повязки, смоченные в растворе соды. Многие ученые-химики посвятили свои работы защите людей от отравляющих веществ.

I группа
Иван Людвигович Кнунянц

Во время войны и после нее – профессор и заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты. Премия, которой Иван Людвигович Кнунянц был удостоен в 1943 г. была присуждена ему за разработку надежного средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ. Иван Людвигович является основоположником химии фторорганических соединений.


Михаил Михайлович Дубинин.

Еще до начала Великой Отечественной войны на посту начальника кафедры и профессора Военной Академии химической защиты он проводил исследования адсорбции газов, паров и растворенных веществ с твердыми пористыми телами. Михаил Михайлович – признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания.


И.В. Петрянов-Соколов

Игорь Васильевич Петрянов-Соколов родился 18 июня 1907 года в крестьянской семье в селе Большая Якшень Нижегородской губернии. В Большой Якшени и в соседних селах было много семей с фамилией Петряновы. Чтобы отличаться от однофамильцев, придумывали клички. Отец будущего академика любил соколиную охоту, поэтому добавил к фамилии “Соколов”. Отец – Василий Михайлович Петрянов отправился на заработки в Москву, начинал свою жизнь в столице ломовым извозчиком, после революции работал в Совете. Мать – Пелагея Матвеевна осталась в Якшени. В 1925 году Игорь Петрянов-Соколов едет из большой Якшени в столицу, поступает в МГУ на химический факультет. Свою первую научную статью Игорь Васильевич написал студентом, в этот же период его принимают на работу НИФХИ им. Карпова в качестве младшего научного сотрудника. В 1939 Игорь Васильевичу было присвоено звание старшего научного сотрудника. В возрасте 33 лет Петрянов-Соколов защитил докторскую диссертацию. В звании профессора был утвержден 22 июня 1941 года. В период Великой Отечественной войны институт эвакуировали на Северный Урал. Игорь Васильевич руководил строительством и пуском промышленных объектов, на которых производились оборонные средства, разработанные в его лаборатории. Петрянов-Соколов стал лауреатом Сталинской премии (1941). С 1945 года Игорь Васильевич участвует в подготовке атомного проекта. Научные разработки Петрянова-Соколова легли в основу системы эффективной защиты от радиоактивной опасности персонала предприятий, перерабатывающих ядерное топливо. После войны он, наряду с научной работой, руководит выпуском научно-популярной литературы Академии наук СССР, является главным редактором журнала “Химия и жизнь”, серии книг “Ученый – школьнику”. С 1947 года Петрянов-Соколов читает курс лекции в МХТИ им. Д.И.Менделеева, организовав на инженерно-химическом факультете специальную кафедру. В 1953 году Игорь Васильевич избирается членом-корреспондентом, в 1966 действительным членом-академиком Академии наук СССР. Много времени академик уделяет подготовке научных кадров. Его ученики становились кандидатами и докторами наук. Главной задачей ученый считал защиту атмосферы, окружающей среды от вредных примесей в воздухе. Ученый-практик, Петрянов-Соколов связывал научный процесс с производством. Много времени и сил Иван Васильевич отдавал проблемам сохранения историко-культурного достояния и природы России. Он является одним из основателей: Всероссийского общества охраны памятников; Всесоюзного общества книголюбов; журналов “Химия и жизнь” и “Памятников Отечества”.Академик Петрянов-Соколов – автор многих книг и статей по вопросам охраны окружающей среды. Заметную роль Петрянов-Соколов сыграл в противодействии гиперпроекту “Поворот северных рек”. И.В. Петрянов-Соколов принимал активное участие в общественной жизни. Неоднократно избирался депутатом районного Совета Москвы.



Открытия и изобретения:

  • “ФП” – синтетический материал с уникальными защитными свойствами, которому было присвоено его имя – фильтр Петрянова;

  • “Лепесток” – респиратор, предохраняющий людей от вредностных аэрозолей (радиоактивных, токсичных и других);

  • “Ланк” – высокоэффективные фильтры большой производительности, на которых очищаются во всех отраслях промышленности газовоздушные выбросы;

  • “Афа” – аналитические фильтры, которые позволяют вести повседневный контроль загрязненности воздушного пространства;

  • “Беруши” – приспособление, предохраняющее слух человека, работающего в условиях повышенного шума; многочисленный оригинальные технологические процессы получения новых волокнистых фильтрующих материалов (в настоящее время это самостоятельная отрасль промышленности);

  • Система воздушной безопасности в атомной промышленности. Идея создания безотходных технологий.

Н.Д. Зелинский

Основным направлением разносторонней научной деятельности Н.Д. Зелинского было исследование химии углеводородов, решение проблемы катализа органических соединений. Фундаментальные труды Зелинского и его учеников, составивших научную школу, сыграли большую роль в развитии отечественной химии, и прежде всего нефтехимической промышленности, в укрепление обороноспособности страны. Особое место в деятельности Зелинского заняло создание в 1915 году противогаза. Применение германскими войсками с начала первой мировой войны различных отравляющих веществ показало неэффективность влажных масок, а затем и масок с очками. Основываясь на своих исследованиях адсорбции, Зелинский предложил новый принцип защиты - с помощью активированного угля. Уже в 1916 г. русская армия получила около 5 млн. сухих фильтрующих противогазов с резиновой маской Куманта, вскоре принятых на вооружение союзническими армиями. В 1918-1919 гг. Зелинский разработал метод получения бензина крекингом солярового масла и нефти в присутствии хлористого и бромистого алюминия, что имело первостепенное значение для обеспечения горючим авиации и броневых частей Советской Армии в условиях отрыва от республики нефтепромышленных районов.



Учитель: Расскажите, ребята, как работает противогаз.

Древесный уголь твердый, пористый, высокоуглеродистый продукт, образующийся при пиролизе древесины. Пиролиз – это получение древесного угля. При этом древесину нагревают без доступа воздуха. В результате ее разложения образуется уголь, горючий газ, в состав которого входят метан и другие продукты. Применяется в производстве кристаллического кремния, сероуглерода, активного угля, а также как топливо в быту. Древесный уголь при обычных условиях поглощает различные газы и растворенные вещества.



Учитель: В настоящее время древесный уголь, сохранивший в былых войнах миллионы людей от ужасных мучений и смерти, в знак благодарности демонстрируется на музейных стендах.

Вспомним начало войны. 1941 год. Немецкие танки рвались к Москве. Красная армия буквально грудью сдерживала врага. Не хватало обмундирования, продовольствия, боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь пришли ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов был налажен выпуск бутылок КС (Качурина – Солодовникова), или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и даже весной 1945 г. в Берлине.



Ребята, какую информацию вы нашли о бутылках КС, что они из себя представляли?

К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, берталетовую соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась об броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

(Ученик объясняет сущность окислительно-восстановительных реакций и объясняет что 3 компонента запала берутся в отдельности, их нельзя смешивать заранее, так как получается взрывоопасная смесь).

3KClO3 + H2SO4 = 2ClO2 + KClO4 + K2SO4 + H2O

2ClO2 = Cl2 + 2O2

C12H22O1 1 + 12O2= 12CO2 + 11H2O



Учитель: Многие ваши сверстники, ребята, в военные годы, во время налетов дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы. Чем были опасны эти бомбы?

Ученик: Начинкой таких бомб была смесь порошков: алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Горячий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с водой. На доске:

4Al+ 3O2 = 2Al2O3

2Mg + O2 = 2MgO

3Fe3O4 + 8Al = 9Fe + 4Al2O3

Mg+ 2H2O = Mg(OH)2+ H2

Учитель: А чем же тогда можно было потушить зажигательную бомбу? (Песком)

Металлов много есть, но дело не в количестве:


В команде работящей металлической,
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов…

Слушаем теперь 2 группу, которая нам расскажет о роли металлов в годы войны

II группа

В таблице Менделеева трудно найти какой – либо элемент, с которым так бы неразрывно связывалась вся жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастья. “В бою железо дороже золота!” – гласит татарская пословица и русские говорили: “при рати железо дороже золота”, “железом и золото добуду”. Железо являлось основным металлом, из которого изготовляли многочисленные и разнообразные орудия для истребления людей. Недаром копье и щит характерные принадлежности бога войны Марса, древние мудрецы сделали символом обозначающим железо. Более 90% всех металлов, которые использовались в годы ВОВ, приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства.

Сколько этого металла было выброшено в бомбах, минах и гранатах! Чтобы судить о расходах железа в минувшей войне назовем одну цифру: 1000000 бомб сброшенных фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только война, разрушение; железо – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.

Алюминий называют крылатым металлом, т.к его сплавы с магнием, марганцем, бериллием, натрием, кремнием, используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Об этом можно судить по рассказу о зажигательных бомбах. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. Так при отражении налетов авиации на Гамбург, операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолеты союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тон алюминиевой фольги. В годы войны инженером Головкиным был разработан непрерывный способ производства литой алюминиевой проволоки диаметром до 9мм. Потребность в ней была громадной. Каждому, кто летал на самолете, приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на крыльях и фюзеляже. Так вот на истребители военного времени их число доходило до 2тыс. штук, а на бомбардировщике даже до миллиона.

Свинец № 82. С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для оружий, пистолетов и картечи, для артиллерии стали расходовать много свинца.

Свинец – тяжелый металл, его плотность 11,34 именно это обстоятельство послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии.

Свинцовыми металлическими снарядами пользовались еще в древности: пращники армии Ганнибала, они метали в римлян свинцовые шары. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость. В свинец идущий на изготовление шрапнелей, добавляют до 12% сурьмы, а в свинец ружейной дроби 1% мышьяка. Без инициирующих взрывчатых веществ, не одно скорострельное оружие действовать не будет. Среди веществ этого класса преобладают соли тяжелых металлов. Используют, в частности, азид свинца PbN6.

Свинец не раз решал судьбу грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом.



Никель № 28. На службу войне были поставлены и другие металлы. В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он считался, поэтому ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако позже он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков. Вот что пишет С. Гагарин в произведении “ Три лица Януса” о роли никеля в Отечественной войне. “На подводной лодке “Валькирия”, исчезнувшей при загадочных обстоятельствах для германского командования, находилось 160 тонн никеля в слитках и монетах США и Канады. Никель был такой же сложной проблемой для Германии, как горючее, а может и сложней. Ведь горючее из нефти можно хоть чем-то заменить. Никель же незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах второй мировой войны. Природа обделила Германию никелем. Незначительные запасы его есть в Рейнской долине. Основную часть никеля Германия получала из Канады. Началась война, и канадский никель был потерян для Рейха. Гитлер захватил Грецию, а вместе с ней и никелевые рудники. Вассальная Финляндия открыла для немцев рудники на севере в районе Петсамо. Там работали заключенные и военнопленные. Целый эсэсовский корпус обеспечивал охрану рудников и гарантировал бесперебойную добычу красного колчедана и отправку его в Германию на металлургические заводы. Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: что русская броня содержит большой процент никеля, что делает ее сверхпрочной. Недостаток никеля в стали привел к тому, что в 1944 г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины и “тигры”, и “пантеры”, “фердинанды”, одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”. Броня с повышенным содержанием никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой.

Тепло отозвался о танке Т-34 прославленный маршал И.С. Конев. Он писал: “ Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны за него нашим уральским рабочим и инженерам!”



Медь № 29. В годы ВОВ главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав меди (90%) и олова (10%) – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – спала меди (68%) с цинком (32%). Большинство артиллерийских латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек (обычно офицер), ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова. Металлы: олово, цинк и медь – образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают памятники воинам. В Трептов-парке в г. Берлине у памятника воинам Советской Армии, павшим при штурме столицы фашисткой Германии, отлиты 5 огромных (до 5 м в диаметре_ бронзовых венков, лежащих на братских могилах.) Там же, в Мемориальном зале Мавзолея, воинам Советской Армии на постаменте из черного лабрадора в золотом ларце хранится книга с именами героев, павших смертью храбрых при героическом штурме столицы Германии.

V. Викторина по теме “Металлы”

  1. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?

  2. Как используется магний в военном деле?

  3. Какой металл называют воплощением надежд и тревог?

  4. Какой металл может “болеть чумой”?

  5. Какой металл и почему называют “крылатым”?

  6. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т - 34 особой прочности брони?

  7. Какой металл придает ума глупцу, честь – подлецу, трусливому – геройства?

  8. Какой металл используют для изготовления пуль для ружий и пистолетов?

  9. Из какого металла изготавливалась посуда для офицеров войска Александра Македонского?

10. Какой металл А.Е. Ферсман назвал “металлом консервной банки”?

Учитель: Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто не вернулся с войны. Памяти химиков-фронтовиков посвятил свое стихотворение бывший фронтовик З.И. Барсуков.

Кто про химика сказал: “ Мало воевал”


Кто сказал: “ Он мало крови проливал?”
Я в свидетели зову химиков-друзей, –
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько пролегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.

Опыт “Снопа” искр из тигля”:

Оборудование:

  • железный тигель, штатив с кольцом,

  • фарфоровый треугольник, спиртовка,

  • лист бумаги, стеклянная палочка,

  • порошки железа и древесного угля,

  • сухой мелкокристаллический перманганат калия.

Описание опыта.

На чистом листе бумаги (или на стекле) тщательно смешиваем стеклянной палочкой или шпателем равные количества (примерно по 1-2 чайной ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени спиртовки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр. С появлением искр спиртовку следует поставить (опыт эффективнее проводить в затемненном помещении).



VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Закончите фразы:

- Сегодня на уроке я узнал(а) …

- Сегодня на уроке я научился(ась)…

- Особенно меня поразило…

- Мне было трудно…

- Я себя оцениваю…

VII. Домашнее задание: § 40-42 - чтение с пометками, используя § 45 подготовить рассказ о круговороте углерода в природе и выполните тест (карточка):

1. Атом углерода расположен в:

а) VI группе главной подгруппе; б) V группе побочной подгруппе;

в) IV группе побочной подгруппе; г) IV группе главной подгруппе.

2. Углерод не проявляет степень окисления:
а)+4; б)+5; в)-4; г)+2.

3. Степень окисления углерода -4 в соединении:

а) СН4; б) СО; в) СС14; г) Н2С03.

4.Углерод проявляет свойства:

а) только окислительные;

б) только восстановительные;

в) окислительные и восстановительные.

5.Кристаллическая решётка в простых веществах углерода:

а) ионная; б) молекулярная, в) атомная; г) металлическая.

6.Самое твёрдое вещество:

а) графит; б) карбин; в) фуллерен; г) алмаз.

7. Не имеет кристаллического строения:

а) кокс; б) алмаз; в) графит; г) карбин.

8*. В схеме расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Определите окислитель и восстановитель: С + Н24 (конц.) → СО2↑+ SО2↑ + Н2О


Литература:

1. Кузнецова Н.Е. Химия, учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана- Граф, 2006.

2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/ И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.

3. Рябов М.А. Тесты по химии. Неметаллы. Органические вещества: 9 класс: к учебнику “Химия. 9 класс”/М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. – М.: Издательство “Экзамен”, 2009.

4. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 8-9 классы (Серия “Школа радости”) – Ростов на Дону: изд-во “Феникс”, 2002.



5. Энциклопедический словарь юного химика.- Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1990.