Методическая разработка. Работа учителя русского языка и литературы моу сош №12 Нуриахметовой Р. М. Березники 2010 г. Тема: Прекрасе - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чиханова Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы моу... 1 86.92kb.
Гриновский вечер «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся... 1 163.84kb.
Конспект урока литературы с элементами подготовки к гиа. Учитель... 1 59.75kb.
Уроках литературы в 11 классе. Провела учитель русского языка и литературы... 1 97.11kb.
Цель изучения данного предмета – приобщение учащихся к духовным ценностям... 1 133.75kb.
Проект программы элективного курса по литературе «Литература и кино» 1 86.06kb.
Методическая разработка учителя английского языка Подчасской Е. 1 41.18kb.
Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию детей и... 1 74.63kb.
Память, взорванная совестью. Жестокая правда о преступной воле Сталина... 1 61.18kb.
Уроке литературы в 9 классе нелидина И. Н., учитель русского языка... 1 53.01kb.
У рок-конспект тема урока: «Художественные особенности повести М. 1 102.74kb.
Курянин-декабрист Раевский Владимир Федосеевич (1795 1872) 1 81.07kb.
- 4 1234.94kb.
Методическая разработка. Работа учителя русского языка и литературы моу сош №12 Нуриахметовой - страница №1/1

Нуриахметова Рузиля Мунавировна – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
02.01.1953
618425
Город Березники
Улица Юбилейная 129 – 177
МОУ СОШ №12
Улица Свердлова – 23 а

V региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»



Методическая разработка.



Работа учителя

русского языка и литературы

МОУ СОШ №12

Нуриахметовой Р.М.

Березники

2010 г.
Тема: Прекрасен наш союз! Единение прекрасных душ.


Цель: 1. Привлечь внимание учащихся к духовным ценностям.

2. Активизировать интерес школьников к эпистолярному жанру.

3. Определить особенности произведений эпистолярного жанра.

4. Формировать нравственное воспитание учащихся.



Наглядность к уроку: 1. Портреты поэтов.

2. Компьютерные слайды.

3. Музыкальное оформление.
Ход занятия.

Слово учителя:
– Письма матерей и отцов к своим детям. Поэтические письма, обращённые к самым близким и дорогим людям: к деду, матери, отцу, сестре, любимой, другу…

Прочитайте, пожалуйста, именно такие письма, письма, которые вам удалось подобрать для занятия. На что вы обратили особое внимание при чтении? Поделитесь своими впечатлениями.



На фоне музыки звучат поэтические послания, письма, отрывки из писем знаменитых людей России.

Каждый ученик представляет своего поэта: называет его имя, читает его стихотворение, посвящённое друзьям, поэтические отрывки, письма, мотивирует свой выбор.

1

1. Яков Петрович Полонский.



А.Н. Майкову

Ответ на стихи его:

«Полонский! суждено опять судьбою злою…»
Как, ты грустишь? – помилуй бог!...

Мне задушевный твой привет

Был освежительно - отраден…

Прости, мой друг! не знай желаний

Моей блуждающей души!

Довольно творческих страданий,

Чтоб не заплесневеть в глуши.

Поверь, не нужно быть в Париже,

Чтоб к истине быть сердцем ближе,

И для того, чтоб созидать,

Не нужно в Риме кочевать.

Следы прекрасного художник

Повсюду видит и - творит,

И фимиам его горит

Везде, где ставит он треножник,

И где творец с ним говорит.


Баден-Баден. Август 1857
Что поразило меня в этом поэтическом письме? Откровение поэта, сердечные излияния, простота в общении друзей, советы. Вопросительно-восклицательная интонация, красота слога – всё, что свойственно письму. Особенно понравились мне мысли о высоком, о назначении поэта-художника. Это стихотворение вызывает положительные эмоции. При чтении этого поэтического послания обратил внимание на такие слова, как фимиам, треножник, и определил их лексическое значение.
Фимиам (устар.) – благовонное вещество для курения, а также дым, поднимающийся при таком курении.

Треножник – подставка на трёх ножках.


Вы знаете, насколько интересно было читать письма Я.П. Полонского, адресованные друзьям, знакомым. «Я был рассеян, меня развлекали новые встречи, занимали задачи искусства, восхищал Лермонтов».
« Что-то недоброе стало скопляться в душе моей, происходила страшная умственная и нравственная ломка. Меня стали преследовать и как бы жечь мозг мой собственные стихи мои. Я был искренен, когда писал:

2

И я сын времени, и я



Был на пороге бытия

Встречаем демоном сомненья».


2. Кондратий Федорович Рылеев.
Друзьям.
Нельзя ли на новоселье,

О други, прикатить

И в пунше, и в веселье

Все горе потопить?

Друзья! Прошу, спешите,

Я ожидаю вас!

Мрак хаты осветите

Весельем в добрый час!..

Друзья! Коль посетите

Меня вы на часок,

Яств пышных не просите:

Под вечер – пунш, чаёк,

На полдень – щи с сметанкой,

Хлеб чёрный, да баранки,

И мяса фунта с два,

А на десерт от брата,

Хозяина-солдата, –

Приветные слова…

(1816)
Друзей у Рылеева было много, он им доверял, просил у них совета, сам помогал советами. «Умоляю вас, поймите Рылеева! Отечество ожидает от нас усилий для блага страны!! Души с благороднейшими чувствами постоянно должны стремиться ко всему новому, лучшему, а не пресмыкаться во тьме. Вы видите, сколько у нас зла на каждом шагу; так будем же стараться уничтожать и переменить на лучшее!»

И откровение перед матерью: «И так уже много прошло времени в службе, которая никакой не принесла мне пользы, да и вперёд не предвидится, ибо с моим характером я вовсе для неё не способен. Для нынешней службы нужны подлецы, а я, к счастью, не могу им быть».

Вот эти откровения меня и поразили. Смело сказано, не каждый на это способен. По этим письмам можно определить уровень высокой гражданской позиции К.Ф.Рылеева, его отношение к друзьям, матери. На синтаксическом уровне (это тоже свойственно стилю письма) поэт использует восклицательные предложения, глаголы в форме повелительного наклонения, вводные слова, односоставные определённо-личные предложения.

3

3. Алексей Константинович Толстой.


* * *

Не верь мне, друг, когда в избытке горя,

Я говорю, что разлюбил тебя,

В отлива час не верь измене моря,

Оно к земле воротится, любя.

Уж я тоскую, прежней страсти полный,

Мою свободу вновь тебе отдам,

И уже бегут с обратным шумом волны

Издалека к любимым берегам!
Лето 1856 г.
Я люблю читать стихотворения, наполненные глубиной мысли, неким сравнением. В этом поэтическом послании поражает параллель мира человека и мира природы, вечное соединение души человека и природы. И философские мотивы присущи этому стихотворению А.К.Толстого. Обращение, глаголы повелительного наклонения, выразительные средства, односоставные определённо-личные предложения также характерны для этого стихотворения.
4. Михаил Юрьевич Лермонтов.
Мне нравится его поэзия, нравится его отношение к друзьям.

Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться – вот каким он был и каким навсегда остался в отношениях с друзьями. Он не изменял им, не забывал их.

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Покрытое землёй чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей!


К кому обращается поэт? К умершему декабристу – поэту Александру Одоевскому, с которым встретился на Кавказе.

В поэзии Лермонтова подкупает искренность. Хочется иметь такого настоящего друга! Есть фраза «Мир дому твоему», а у поэта – «Мир сердцу твоему», этим и определяется искренность сердечных излияний поэта. Налицо атрибуты письма: обращения, побудительные предложения, глаголы, образные выражения, восклицательная интонация.


5. Александр Сергеевич Пушкин.
Хочу начать своё выступление с вопросов.

  • Кого из своих друзей Пушкин в своих письмах называл Спартанцем?

4

Спартанцем Пушкин называл Раевского. Владимир Федосеевич Раевский вошёл в историю под именем «первого декабриста». С известным генералом М.Ф.Орловым Пушкин, проживая в Кишинёве, был в большой дружбе. Раевский был адъютантом Орлова и здесь сблизился с поэтом. Оба они были членами кишинёвской масонской ложи «Овидий».




  • Почему Раевский называл Пушкина Овидиевым племянником?

Замечательного римского поэта Овидия Назона, родившегося в 43 году до нашей эры, Пушкин считал внутренне близким себе. Он посвятил ему большое стихотворение «К Овидию», в котором признавался:


Я сердцем следовал, Овидий, за тобою! ..

Я повторил твои, Овидий, песнопенья…


Да сохранится же заветное преданье:

Как ты, враждующей покорствую судьбе,

Не славой – участью я равен был тебе.


  • Какое стихотворение послал Пушкин декабристам с уезжающей в Сибирь Александриной Муравьёвой? Под какими названиями оно распространилось в то время по всей России?

Послание «В Сибирь». «Послание в Петровский завод», «Послание к друзьям», «В Сибирь, сосланным после 14 декабря».




  • Муравьёва привезла с собою в Читу ещё одно пушкинское письмо-послание. Назовите адресата этого послания.

Пушкинское послание было обращено лицейскому товарищу и другу поэта, декабристу И.И.Пущину. И лишь через год, 5 января 1828 года, когда Пущин прибыл в Читу, Муравьёва подозвала его к окружавшему тюрьму частоколу и через щель протянула листок с пушкинским стихотворением:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединённый,

Печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует тоже утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

5

Стихотворение это было написано 13 декабря 1826 года в Пскове.





  • Кому Пушкин адресует своё посвящённое лицейской годовщине

19 октября стихотворение:
Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!


К своим заживо погребённым на каторге лицейским товарищам, декабристам Пущину и Кюхельбекеру Пушкин пишет это стихотворение.
И слова, обращённые друзьям «первый друг», «друг бесценный», «Бог помочь вам, друзья мои», и проявление любви, и желание утешить друзей – то, что характеризует Пушкина как человека, как верного друга. И об этом говорят его лирические и обычные письма, адресованные друзьям.
Слово учителя:
– А задумывались ли вы о переписке учителя и ученика? Конечно, речь идёт о людях искусства.

Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин. Учитель и ученик. Что мы знаем о союзе двух великих поэтов? Предоставим слово нашим участникам литературного салона.


1-ый участник:
– Важную роль в жизни А.С.Пушкина сыграл Василий Андреевич Жуковский.

С 1815 года В.А.Жуковский – бессменный секретарь литературного общества

«Арзамас», куда входили К.Н.Батюшков, П.А Вяземский, лицеист Пушкин и

многие другие.

Жуковский – один из создателей новой русской поэзии. Перед его поэзией склонялся Пушкин, считавший себя его «учеником».
2-ой участник:
– «Что ни говори, - отзывался Пушкин в письме Рылееву 25 января 1825 года, – Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности, к тому же переводный слог его останется всегда образцовым».

Жуковского справедливо называют гением перевода (впервые так отозвался о нём Пушкин).


6

В 1802 году появляется в лучшем тогдашнем журнале – «Вестнике Европы» Н.М.Карамзина – перевод Жуковского из английского поэта Томаса Грея («Сельское кладбище»), принёсший автору всероссийскую известность, которую ещё более укрепила знаменитая элегия «Вечер».



Пушкин писал о Жуковском: «Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его».
3-ий участник:
– Жуковский обогатил русскую поэзию не только проникновенным лиризмом, он, убеждённый гуманист, навсегда внёс новые этические идеи в поэзию и тем расширил и углубил нравственное начало в ней.

Юный Пушкин в стихотворении «К портрету Жуковского» уже провидел неувядающую жизнь музы своего старшего друга:


Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.
4-ый участник:
– Переписка «учителя» и «ученика». «Я люблю тебя и твою музу…»
5-ый участник:
– Вызывает особый интерес переписка «учителя» и «ученика». Жуковский называет в одном из писем Пушкина «сверчком моего сердца».
«Обнимаю тебя за твоего «Демона». К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз. Ты создан попасть в боги – вперёд. Крылья у души есть!»

1 июня 1824г. Петербург.


1-ый участник:
–А какой щедрый подарок сделал именитый поэт молодому Пушкину!
2-ой участник:
– Слава Пушкина распространилась по всей Росси после выхода его поэтической сказки «Руслан и Людмила».
7

И самое замечательное, что поэт Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Жуковский высоко ценит талант Пушкина, читает его произведения, делится впечатлениями, даёт советы.

3-ий участник:
– «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное; ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рождён быть великим поэтом; будь же этого достоин.

Читал «Онегина» и «Разговор», служащий ему предисловием: несравненно! По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».

12 ноября 1824.
4-ый участник:
– Насколько трогательны слова признания в любви: «Я люблю тебя и твою музу и желаю, чтобы Россия вас любила».
5-ый участник:
– В письме к Сергею Львовичу Пушкину Жуковский описал последние минуты жизни А.С. Пушкина. Жуковского поразило выражение лица поэта.

«Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! …какая-то глубокая, удивительная мысль на нём развилась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне всё хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?» В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нём и свою и его тайну.

Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нём и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда всё земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина».

8

1-ый участник:

(А.С.Пушкин)
Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе

Руки свои опустив. Голову тихо склоняя,

Долго я стоял над ним, один, смотря со вниманьем

Мёртвому прямо в глаза; были закрыты глаза.

Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,

Что выражалось на нём, – в жизни такого

Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья

Пламень на нём; не сиял острый ум;

Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью

Было объято оно: мнилося мне, что ему

В этот миг предстояло как будто какое виденье,

Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что

видишь?

Начало февраля 1837


Насколько мысли, изложенные в письме, совпадают с тем, о чём написано в стихотворении!
2-ой участник:
– Учитель и ученик. Величие учителя и ученика. Действительно, союз прекрасный и – бессмертный…
Слово учителя:
– Переписка учителя и ученика помогает понять, насколько люди дорожат друг другом, определить глубину их чувств. Читаешь такие письма и – задумываешься о силе дружбы, о верности, умении ценить красоту высокой любви ученика к учителю.

Такие письма – это историческая память, возможность «окунуться» в мир искусства, «заглянуть» в мир человеческих взаимоотношений.

Сегодня, ребята, у вас была прекрасная возможность прочитать, послушать письма, поэтические послания известных вам поэтов, почувствовать их стиль, обратить внимание на форму написания писем, определить их глубину, содержательность. Вы обратили внимание и на то, как авторы писем излагали свои мысли, о чём они писали (и советы, и пожелания, и отзывы, и рассказ о своих планах, и наблюдения, и нравственное достоинство…).

Люди ушли из жизни, но остались их письма, которые говорят нам о многом – не меркнет связь времён. Спасибо всем участникам занятия.

Попытайтесь написать письмо любимому поэту, учителю…

9

Слайд №1 (после вступительного слова учителя)




Содержание:

  • отзывы

  • пожелания

  • наблюдения

  • рассказ о своих планах

  • признания в дружбе, в любви

  • советы


Обращения

(одиночные и распространённые, с указанием и без указания конкретного адресата):

- мой друг!

- мой первый друг, мой друг бесценный!

- мой милый Саша!

- о други!

- Овидий
Элементы формы:

- ?! предложения

- прямая речь

- обращения

- многоточие

- побудительные предложения

- глаголы повелительного наклонения

- вводные слова

- дата

- средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры…)


Роль писем:

- историческая память

- возможность услышать поэта

- возможность «окунуться» в мир искусства

- возможность «заглянуть» в мир человеческих взаимоотношений

- оценка человеческих качеств


Слайд №2 (после заключительного слова учителя)


  • Воспоминание – род встречи.

Джубран Х.


  • Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.

Гёте И.


  • Самые высокие мысли подсказывает нам сердце.

Вовенарг


  • Не столько ум, сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятным.

Лабрюйер Ж.

  • Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Фонвизин Д.И.


Литература

1. А.Гессен. Во глубине сибирских руд… Москва. «Детская литература», 1976.

2. В.А.Жуковский. Избранное. Москва. Издательство «Правда», 1986.

3. А.Никитин. Пушкин и Урал. Пермское книжное издательство,1984.



4. Русские поэты. Антология. Том первый. Москва. «Детская литература», 1989

5. Музыка. Whitney Houston-Silhouette