Методическая разработка проекта «Симпозиум: Пути развития: будущее прогнозы, модели, сценарии» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Оправдываются ли футурологические прогнозы? 1 252.32kb.
Цибушкина Надежда Константиновна г. Солигалич 2013 пояснительная... 1 70.62kb.
Методическая разработка классного часа «Моя малая родина» 1 182.09kb.
Методическая разработка для студентов по теме: «предметы ухода» по... 1 163.61kb.
Методическая разработка для преподавателя по теме: «Из истории медицины» 1 81.55kb.
Методическая разработка урока-проекта «сердце и душа» " heart and... 1 47.61kb.
Методическая разработка «Личная успешность каждого как фактор сохранения... 1 96.84kb.
Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История... 1 89.83kb.
«Разработка проекта антикризисного развития компании авиаперевозчика» 2 1128.83kb.
Методическая разработка конкурсно игровой программы «День Святого... 1 62.4kb.
Методическая разработка внеурочного занятия (проекта) Музыкально-литературная... 1 107.82kb.
Пайпер Шелли Сыграй со мной 3 1040.95kb.
- 4 1234.94kb.
Методическая разработка проекта «Симпозиум: Пути развития: будущее прогнозы, модели - страница №1/1



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №44» города Чебоксары Чувашской Республики


Методическая разработка

проекта

«Симпозиум: Пути развития:

будущее – прогнозы, модели, сценарии»

Автор-составитель:

Елена Владимировна Егорова

учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей №44» г Чебоксары




Чебоксары, 2011
Оглавление


Введение………………………………………………………………………………….


с. 3

Основная часть

проект «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии»:







1. Пояснительная записка…………………………………………………………


с. 4

2. Методические советы на подготовительный период………………………..


с. 4

3. Сценарный план…………………………………………………………………


с. 5

4. Методические советы организаторам и постановщикам……………………


с. 6

5. Методические советы на период ближайшего последствия………………...


с. 7

6. Список использованной литературы………………………………………….


с. 8

Заключение…………………………………………………………………………….


с. 8

Библиографический список …………………………………………………………


с. 9

Приложения





Введение.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что концепция модернизации российского школьного образования предполагает формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, что должно в будущем обеспечить их успешность профессионального, личностного и карьерного роста. Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, вводимый в России, предполагает через метапредметный уровень усвоения знаний (включающий освоение обучающимися универсальных учебных действий) обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Данный уровень усвоения удобнее всего внедрять через практики внеурочной деятельности, организуемой как общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности (7).

Формы и методы работы в данном контексте на сегодняшний день разрабатываются, но для нас было интересным разработать модели таких мероприятий именно для одаренных детей – детей у которых чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности, присутствует желание погрузиться в творческий процесс, жажда знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознания. Поэтому формы работы должны быть разнообразными. Одной из них стал проект «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии».



Цель – составление методической разработки, изучение опыта подготовки и проведения такой формы образовательного события как внеклассное мероприятие - симпозиум. Задачи: 1) изучение информации о мероприятиях такой формы как проект «симпозиум…», 2) составление технологии оптимальной для проведения подобного образовательного события, 3) описание проводимого мероприятия, 4) внедрение в практику данной инновационной формы работы учителя.

Объектом исследования стали инновационные подходы организации внеклассного мероприятия с одаренными детьми, предмет исследования данной методической разработки – способы организации деятельности учащихся лицея для проведения симпозиума. Соответственно, в ходе исследования были применены самые разнообразные методы изучения данного вопроса, но наиболее значимыми стали: проектный (конечный продукт деятельности - создание сценария проведения данного вида инновационного мероприятия), метод моделирования - отображение (воспроизведение, имитация) будущего через существенные черты современности. Библиографический метод предполагает широкое изучение существующего библиографического материала, а метод прогнозирования предполагает авторское предположение о возможном применении данной методической разработки в будущем (как в лицее, так и за его пределами).

Ценность полученного результата состоит в получении конечного продукта в виде авторской, оригинальной по форме образовательной деятельности учащихся.

Традицией лицея стало проведение такого внеклассного образовательного события как Фестиваль науки «Познание и творчество» и впервые в школе секция «обществознание» проводила данное событие в виде проекта «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии». Создание методической разработки по проведению данного образовательного события является личным вкладом автора работы.

К сожалению, данная форма проведения внеклассного мероприятия на метапредметном уровне в литературе отражена незначительно, при этом стоит отметить, что литературы о понятии «образовательное событие» и видах его проведения присутствует. (8)

Основная часть

проект «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии»
1. Пояснительная записка.
Выбор темы для данного образовательного события объясняется ситуацией неопределенности, в которой оказалось современное общество, и необходимостью уметь не только говорить об абстрактных путях развития, но и сделать будущее представимым в настоящем: через прогнозы, проекты и возможные сценарии будущего, ведь в этом новом мире жить нашим ученикам.

Целью данного проекта стало создание моделей (презентации, фильмы, схемы, коллажи, прогнозы и сценарии) развития будущего на основе изучения тенденций развития современного мира. Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, развитие логического мышления на основе усвоения причинно-следственных связей и сравнительного анализа – задачи мероприятия. Продуктом стали модели, прогнозы и сценарии будущего на основе современной реальности, тенденций развития мира. Так как данное мероприятие предполагалось проводить среди учеников, ориентированных на значимый творческий результат (одаренные дети), то и метод проведения был выбран – проект, продуктом которого должны были стать модели ближайшего будущего.

В лицее дети ориентированы на получение нового знания через различные виды деятельности, особенно творческие, а Фестиваль науки «Познание и творчество» проводится в среднем и старшем звене, поэтому возраст участников проекта предполагается с шестого по десятый класс.

Симпозиум проводится в учебном кабинете истории и обществознания с использованием мультимедийной техники с выходом в Internet. При создании моделей используются различные программы, например, Google SketchUp7, Windows Movie Maker, Photoshop и т.д.

2. Методические советы на подготовительный период.
Первым этапом реализации проекта «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии» является этап подготовительный, на котором ученикам был предложен веер возможностей в выборе тем для создания моделей будущего. Задача детей – самостоятельно разделиться на группы по интересам-темам. Из двенадцати предложенных тем было выбрано шесть – «Будущее…(религиозные и научные прогнозы развития будущего)», «Наука в развитии 50-100 лет будущего», «Человек будущего», «Сценарии развития модной индустрии», «Прогноз развития мировой экономики на будущее», «Моделирование будущего России», «Школа будущего». Для придания проекту системности и целостности участникам проекта предлагается опорная таблица (см. приложение 1).

На втором этапе – организационном группы представляли свои варианты развития будущего в классах, в которых они обучаются, для обсуждения, корректировки и проверки целостности и логичности построения модели, сценария или прогноза.

Для информирования учащихся лицея о проведении симпозиума за месяц до начало работы секции на информационно-аналитическом панно вывешивается анонс о данном мероприятии (см. приложение 2).

Конечным продуктом стало представление моделей развития будущего на симпозиуме «Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии» в рамках Фестиваля наук «Познание и творчество».

Для собственного самоанализа, условий и результатов собственной деятельности и деятельности всех участников образовательного события, для осознания восприятия других людей как партнеров по общению, в конце симпозиума был проведен рефлексивный анализ проведенного мероприятия. Каждому присутствующему на симпозиуме предлагается заполнить бланк рефлексивного отзыва участника, в котором предлагается ответить на несколько вопросов:




Рефлексивный отзыв о работе симпозиума

Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии

20.04.2011




Меня убедили в том, что


Меня удивили тем, что


Мне доказали, что


У меня возник вопрос


Я понял, что

Отзывы были самыми разнообразными – интересными, глубокими, грустными, оптимистическими, то есть разными (приложение 6). Но были и негативные отзывы. Большая Советская Энциклопедия слово симпозиум переводит с греческого (συμπόσιον) и латинского (symposium) как пиршество, но современная трактовка определения иная - совещание, научная конференция по какому-либо научному вопросу. Конечно же, данное образовательное событие не является симпозиумом ни в античном понимании (но пиршество знаний все-таки было), ни в современной трактовке (и некоторые учителя сделали замечание о несоответствии содержания определению - замечания к новостям на личном сайте учителя (http://elenaegorova.ucoz.ru/). Все-таки как форма проведении внеклассного мероприятия с одаренными детьми симпозиум отвечает всем целям и задачам.



3. Сценарный план
Ход проведения мероприятия:


Вступительное слово учителя-ведущего:


Глядя в ночное небо, рассматривая текущую воду, следя за полетом чайки, человек задумывается над вечными вопросами: из чего состоит мир, а откуда все началось и куда все движется. Всегда были и всегда будут предположении о том – а что же ждет нас впереди, в будущем? Когда-то маленькая девочка Алиса увидела кролика и прыгнула вслед за ним в нору и узнала много нового, необычного и интересного. Я предлагаю точно также прыгнуть в кроличью нору и узнать наше будущее.

Первый сценарий, модель, прогноз

Ведущий:

Презентация сценария

Вопросы по сценарию

Разные страны – разные идеи – разные времена. Сложно найти общее, но легко найти отличное: много эпох, много гениев, много религий. И все они разные, непохожие. Как же они видели будущее? Может быть оно сбылось? Может мы живем в реализованном будущем?


«Будущее...» Гаврилова Снежана, Зиновьева Екатерина, 10 В


Второй сценарий, модель, прогноз

Ведущий:
Презентация прогноза
Вопросы по прогнозу

Будущее непредсказуемо, но известно, что выживает только, то общество, где наука поддерживается обществом, общества, где приоритетным являются открытия. Причем открытия любые. Главное – они должны двигать вперед развитие общества, человека. Какие же гаджеты и девайся будут в нашей структуре повседневности в ближайшие годы?


Наука в развитии 50-100 лет будущего. Рассказова Татьяна, 7 В, Калашников Евгений, 6 А


Третий сценарий, модель, прогноз

Ведущий:
Презентация модель
Вопросы по прогнозу

Эволюционисты считают, что люди станут меняться постепенно под воздействием окружающей среды. А футурологи приписывают основную роль в формировании образа будущего человека генной инженерии и высоким технологиям. Каким же будет человек будущего? Прекрасным существом или страшной крякозяброй?


Человек будущего. Яндайкина Екатерина, 9 В

(см. приложение 3)




Четвертый сценарий, модель, прогноз

Ведущий:
Презентация прогноза
Вопросы по прогнозу

Экономика, будучи неразрывно связанной с духовным развитием человека, в значительной степени определяет материальные условия существования человечества в будущем: будет ли оно наполнено катаклизмами или предоставит ему перспективу перехода на качественно иной уровень своего развития?


Прогноз развития экономики будущего. Александров Алексей, Варламова Елена, 7 В

Пятый сценарий, модель, прогноз

Ведущий:


Презентация модель
Вопросы по модели

Одна из фундаментальных черт русской нации - острый интерес к перспективе, способность думать о будущем и готовность действовать сегодня с учетом глобальных оценок. Какое же развитие России в ближайшей и дальней перспективе?


Моделирование будущего России. Репина Александра, Ушакова Юлия, 10 А

Шестой сценарий, модель, прогноз

Ведущий:


Презентация модель

Вопросы по модели

Образование – один из столпов фундамента человечества. Именно образование дает целостную картину мира, учит жить в этом сложном, многогранном бытии. Возможно, в будущем все измениться?


Школа будущего. Вахрушев Кирилл, 6 В

Заключительная часть
Ведущий



Игра – презентация «Будущее глазами людей начала XX века»

При подготовке к проекту и поиску иллюстративного материала я нашла очень необычный материал - цветные открытки. Ровно 100 лет назад в 1910-1912 годах во Франции, Германии и России были выпущены открытки о нашем будущем. Очень интересные, несколько наивные открытки о быте и повседневности 2010-2012 годов.

Ваша задача определить – что имели ввиду художники, изображая нашу действительность в открытках.


Вручение дипломов

Ведущий

Всем огромное спасибо, за столь неоднозначное видение нашего будущего. И мне хотелось бы отметить ваши выступления заслуженной наградой – вручить дипломы участника. Сегодня у нас все победители: и те кто готовил модели и сценарии, и те, кто не пожалел своего времени и два часа вместе с нами прогнозировал свое будущее.



Рефлексия

Ведущий

Для анализа результатов деятельности нашего симпозиума, для восприятия других людей как партнеров по общению, мы с вами проведем рефлексивный анализ. У каждого на столе лежит бланк рефлексивного отзыва участника. Вам предлагается подумать и написать свое отношение на то, что сегодня происходило на симпозиуме.



Ведущий

Спасибо всем, кто присутствовал сегодня на симпозиуме, надеюсь, что вам он понравился. К сожалению, симпозиум закончил свою работу, но на следующий год в это же время он опять будет рассматривать вызовы реальности.



4. Методические советы организаторам и постановщикам
Данный вид внеклассного мероприятия очень интересен детям – в нем они могут проявить свои творческие способности, показать наработанные умения и навыки (работа с документами и научной литературой, создание моделей и сценариев, умение поиска информации, анализ и обобщение и т.д.). Созданная ситуация успеха способствует тому, что каждый участник симпозиума получает свою «минуту славы».

При подготовке и проведении данного образовательного события следует учитывать несколько немаловажных моментов:

1) предложенные темы не должны быть однозначными, то есть в научной литературе, средствах массовой информации, сети Интернет не должно быть готового выступления, так как одна из основных задач проекта – это не только поиск информации, но, самое главное, ее переработка, осмысление с разных позиций и создание готового оригинального продукта.

2) Обязательно следует провести второй этап проекта – организационный для обсуждения и проверки целостности и логичности построения выступления. Этот этап помогает скорректировать готовый материал, внести дополнения, а возможно даже и переделать все выступление. Проводить корректировку лучше всего за три месяца до проведения симпозиума (проект в лицее осуществлялся с октября по апрель).

3) При подготовке к подготовительному этапу проекта казалось, что ничего нового найти и проанализировать нельзя, и все что подготовят дети известно всем. Оказалось, что это не так. Присутствующие учителя отмечали, что выступления учеников были часто очень неожиданными именно с точки зрения материала выступлений. Поэтому еще одно условие успешного проведения симпозиума – модели, сценарии и прогнозы должны строиться только на основе современной действительности, и рассматриваться должны разные, очень часто противоположные, точки зрения на влияние современной действительности на будущее.

4) Все выступления должны быть парадоксальными и заставлять присутствующих удивляться, задуматься и попытаться самим ответить на поставленные вопросы. Готовых ответов быть не должно – будущее инвариантно и взмах крыльев бабочки в амазонских лесах может привести к последствиям, например, на торговых биржах.



5. Методические советы на период ближайшего последствия
Подвести итоги лучше всего каким-то ярким неожиданным моментом. Наш симпозиум закончился игрой «Будущее глазами людей начала XX века». При подготовке к проекту и поиску иллюстративного материала для анонса, заставки и дипломов участников выяснилось, что ровно 100 лет назад в 1910-1912 годах во Франции, Германии и России были выпущены цветные открытки о нашем времени. Это привело к созданию очень интересного продукта, который вызвал бурю положительных эмоций у учителей и учеников: перед участниками симпозиума стояла непростая задача угадать, что имели ввиду художники, фантазируя по поводу бытовых вещей будущего. Какие-то вещи легко угадывались, а что-то просто было смешно изображено. (см. приложение 4).

Обязательно должны быть дипломы участников, и они должны быть выданы всем, кто готовился и выступал (можно придумать номинации для каждого). На нашем симпозиуме такие дипломы получили все участники (см. приложение 5).

Некоторые участники проекта могут выразить желание продолжить работу, поэтому доработанные модели, сценарии, прогнозы можно отправит на НПК или другие муниципальные, региональные или всероссийские конкурсы. Например, автор модели «Школа будущего» после симпозиума участвовал во Всероссийском Интернет-проекте «Школа будущего строим вместе» в номинации «Если бы я был директором школы».

После проведения данного образовательного события материал симпозиума был обобщен в методическом сборнике. Подготовленные модели и сценарии также можно использовать на уроках обществознания в качестве дополнительного иллюстративного материала:




Тема выступления

На каких уроках можно использовать

Класс

Тема урока

«Будущее...»


6

- Наука и познание

10 физико-математический профиль

- Национальные и мировые религии

10 социально-экономический профиль

- Мировоззрение, убеждение, вера

- Средневековые представления о человеке и обществе



Наука в развитии 50-100 лет будущего

9

- Наука

10 физико-математический профиль

- Наука

10 социально-экономический профиль

- Общественный прогресс, общественное развитие

- Постиндустриальное общество



Человек будущего


8

- Человек, природа, общество

10 физико-математический профиль

-Природа человека

10 социально-экономический профиль

- Человек

Прогноз развития экономики будущего


9

- Что такое экономика

10 физико-математический профиль

- Природа человека

11 физико-математический профиль

- Экономические циклы

- Мировая экономика



Моделиро-вание будущего России


10 физико-математический профиль

- Общественное развитие. Общественный прогресс

10-11 социально-экономический профиль

- Общественный прогресс, общественное развитие

- Социальная структура РФ

-Политическое устройство современной России


Школа будущего

9

- Образование

10 физико-математический профиль

- Образование. Реформа образования

11 социально-экономический профиль

- Образование


6. Список использованной литературы

к проекту «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии»

1. [Электронный ресурс] http://trendymen.ru/style/fashion/50766/ (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

2. [Электронный ресурс] http://images.yandex.ru/ (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

3. [Электронный ресурс] http://soyuzpisateley.ru/colzo/37/37shm.htm (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

4. [Электронный ресурс] http://www.rusrep.ru/ (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

5. [Электронный ресурс] (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

6. Аритц У. Кроличья нора, или Что мы знаем о себе и о Вселенной. – М.: Эксмо, 2011

7. Будущее науки в XXI веке. Следующие 50 лет / под ред. Д. Брокмана – М.: АСТ, 2008

8. Каку М. Физика невозможного

9. Капица С.Парадоксы роста: Законы развития человечества. – М.: Альпина, 2010.

10. [Электронный ресурс] Finam.ru (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

11. [Электронный ресурс] Quote.ru (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

12. [Электронный ресурс] Lenta.ru (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

13. [Электронный ресурс] Prime-Tass.ru (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

Заключение.
Опыт проведения данной формы внеклассного мероприятия полезен, прежде всего, для участников мероприятия: и ученики и учителя после окончания симпозиума ушли в хорошем эмоциональном состоянии, ученики получили опыт поиска, обобщения информации о современном мире, учились создавать модели, прогнозы и сценарии будущего на основе сравнительного анализа реалий сегодняшнего дня. Поэтому данный формат работы секция «обществознание» на школьном Фестивале науки «Познание и творчество» будет теперь традиционным.

Методическая разработка проекта «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии» может быть полезна преподавателям истории и обществознания как способ активизации познавательного интереса детей, развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, развитие логического мышления на основе усвоения причинно-следственных связей и анализа источников.

Создание методической разработки по проведению данного образовательного события, получение конечного продукта в виде авторской, оригинальной по форме образовательной деятельности учащихся является новым опытом в решении задач, поставленных государством и обществом перед современной инновационной школой.

Библиографический список

к методической разработке


1. Абаскулиева Э. 4 сценария развития мировой индустрии моды в 2025 году. [Электронный ресурс] URL: http://hotlife.com.ua/index.php?go=text&idn=408 (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

2. Аверков М. С., Ермаков С. В., Попов А. А. Событие как единица образовательного проектирования. [Электронный ресурс] URL: http://opencu.ru/dcs/spaw2/uploads/files/eventop.pdf (дата обращения 03.11.2011)

3. Ващекин Н., Урсул А. Ключи от будущего: Будущее России и образование ХХI века. [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/dir/cat26/subj87/file1165/view1633.html (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

4. Ващекин Н., Урсул А. Опережающее образование: ориентиры развития. [Электронный ресурс] URL: http://sk.edu3000.ru/gazetes/arhiw_nomr07/soder_9_07/Vashekin%20end%20Ursul. htm (дата обращения 03.11.2011)

5. Гусейнов Р. Различные сценарии развития могут привести к разным вариантам будущего [Электронный ресурс] URL: http://www.maib.ru/bookspublication/memberspublications/2007/09/19/ memberspublications_21.html (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

6. Трубецкой А.Ю.. Планирование развития или развитие без планирования. Образ будущего как идея развития. [Электронный ресурс] URL: http://www.cscp-pfo.ru/index.php? option=com_content&task=view&id=162&Itemid=36) (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)

7. Федеральные государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ (дата обращения 03.11.2011)

8. Чалганская Л. Образовательное событие как тренажер для компетенций старшеклассников. [Электронный ресурс] URL: http://cvr-spectr.ru/paper.php?N=470 (дата обращения 03.11.2011)



Приложение 1. Опорная таблица « Веер возможностей».
Всего, что было - уже нет. Всего что будет, - ещё нет.

У будущего есть несколько имен.

Для слабого человека имя будущего - невозможность.

Для малодушного - неизвестность.

Для глубокомысленного и доблестного - идеал.

Виктор Гюго

Будущее хотят знать все. Только одни предсказывают его на основе научных методов, а другие — гадая на кофейной гуще (или используют ненаучные методы, например, предсказания). Будущее многовариантно и многослойно. Разные авторы строят разные модели развития будущего. Попробуем построить собственное будущее.



Тема

ФИО, класс

Будущее нации — в руках матерей.

Бальзак О.

Общество состоит из людей, индивидуумов. С одной стороны нас становится больше, но с другой стороны – мы растем неравномерно – и это суть будущих проблем. В семьях экономически передовых стран – все меньше детей, а в других частях света детей все больше. К чему это приведет?



Демография – культура.

Все, что отжило, является

необходимой пищей для новых видов бытия.

Франс А.

Настоящее диктует условия будущему, а значит, мода будущего направлена на оптимизацию всех процессов и этапов производства, для обеспечения гармоничного развития общества без вреда для общества и окружающей среды. Как будет выглядеть fashion-индустрия будущего? Как она будет реагировать на вызовы истории?



Мода.

Прошлое и настоящее — наши средства,

только будущее — наша цель.

Б.Паскаль

Одна из фундаментальных черт русской нации - острый интерес к перспективе, способность думать о будущем и готовность действовать сегодня с учетом глобальных оценок. Какое же развитие России в ближайшей и дальней перспективе?



Россия.


Будущее это канва, по которой воображение вышивает согласно своей прихоти, но рисунок его никогда не бывает верным.

П. Буаст

Человек всегда задумывался о будущем развитии общества, но когда научная модель мира не сформулирована, то действует модель, основанная на других принципах. Такие прогнозы будущего влияют на современность, на нашу канву бытия.



Религиозное видение будущего.

Все мы живем за счет будущего.

Не удивительно, что его ожидает банкротство.

К.Ф. Геббель

Прогнозирование и формирование новых экономических принципов уже давно занимает умы многих экспертов и аналитиков. Строго говоря, решение этих вопросов должно стать главной экономической темой нашего века. Будучи неразрывно связанной с духовным развитием человека, она в значительной степени будет определять материальные условия существования человечества в будущем: будет ли оно наполнено катаклизмами или предоставит ему перспективу перехода на качественно иной уровень своего развития?



Экономика.

Будущность имеет культура только тех народов,

которые совершают открытия.

Ауэрбах

Будущее непредсказуемо, но известно, что выживает только, то общество, где наука поддерживается обществом, общества, где приоритетным являются открытия. Причем открытия любые. Главное – они должны двигать вперед развитие общества, человека. Всегда человек стремился в космос, такой непонятный, огромный, манящий. Так может наше будущее в этом непознанном мире – космосе? А может, все-таки Земля?



Наука.

Человек — это будущее человека.

Понж

Эволюционисты считают, что люди станут меняться постепенно под воздействием окружающей среды. А футурологи приписывают основную роль в формировании образа будущего человека генной инженерии и высоким технологиям. Каким же будет человек будущего? Прекрасным существом или страшной крякозяброй?



Человек.

Будущее принадлежит демократии.

Кошут

Будущее неопределенно и альтернативно. Можно существенно уменьшить неопределенность грядущего, когда из различных альтернатив и прогнозов удается вычленить множество наиболее желаемых и одновременно наиболее реальных тенденций, простирающихся в будущее, которое поддается направлению. На всем протяжении истории, человечество переболело множеством политических режимов, пережило множество форм правления, делилось на множество административно-территориальных устройств. Что же ждет человечество в будущем?



Политика.

Будущее — в руках школьного учителя.

Гюго В.

Образование – один из столпов фундамента человечества. Именно образование дает целостную картину мира, учит жить в этом сложном, многогранном бытии. Система образования менялась в каждую эпоху, но были общие принципы, цели и формы. Возможно, в будущем все измениться?



Образование.

Будущее уже не то, что было раньше.

Поль Валери

Разные страны – разные идеи – разные времена. Сложно найти общее, но легко найти отличное: много эпох, много гениев, много религий. И все они разные, непохожие. Как же они видели будущее? Может быть оно сбылось? Может мы живем в реализованном будущем?



Модели будущего в разные эпохи.

Будущему людей больше всего угрожает

деятельность специалистов.

В. Швебель

Долгие годы человек чувствовал себя покорителем природы. Сформировалась модель экстенсивного наращивания масштабов вовлечения природных ресурсов в расширение промышленной деятельности, транспортных коммуникаций и жилищно-бытовой сферы. И тогда человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Можно ли решить эти проблемы? Или наше будущее бесперспективно?



Глобальные проблемы.

Неустанный труд воображения – сила,

которая, сочетая идею горы с идеей золота,

способна породить идею золотой горы.

У. Эко

В настоящее время, архитекторы все больше стали задумываться о разработках градостроительных моделей, соответствующих идее «ноосферного развития» среды, о создании идеальной и устойчивой концепции будущего. Город будущего – город новый. Что же мы увидим? Что нового появится? А может город будущего нам не понравиться?



Градострои-тельство.


Приложение 2. Анонс проекта «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии»


Научное общество лицея «Шаг в будущее»

Фестиваль науки-2011 “Познание и творчество”







Будущее будет такое, каким его создаем.

Силован Рамишвили


20 апреля

 

Время: 15.00

 

Кабинет 312




С И М П О З И У М

 

Пути развития: будущее — прогнозы, модели, сценарии

 

 

Программа работы:



1. Будущее...

(Гаврилова Снежана, Зиновьева Екатерина, 10 В)

 

2. Наука в развитии 50-100 лет будущего



(Рассказова Татьяна, 7 В, Калашников Евгений, 6 А)

 

3. Человек будущего



(Яндайкина Екатерина, 9 В)

 

4. Прогноз развития экономики будущего



(Александров Алексей, Варламова Елена, 7 В)

 

5. Моделирование будущего России



(Репина Александра, Ушакова Юлия, 10 А)

 

6. Школа будущего



(Вахрушев Кирилл, 6 В)

 



Приложение 3. Модель развития будущего:
«Человек будущего»

Яндайкина Екатерина, 9 в

Согласно теории Дарвина, человек произошел от обезьяны. Он выпрямился, избавился от большей части шерстяного покрова, обзавелся большим мозгом … Человек, такой, каким мы его видим, существует не так уж и долго, а современные ученые уже прогнозируют дальнейшее развитие человеческого вида. Итак.

Антропологи сейчас поделены на два больших лагеря.


  1. Представители одного уверяют, что эволюция человека закончилась.

  2. Другие считают, что она продолжается. Да еще и ускоряется.




  • Если верить ученым из первого лагеря, то люди будущего практически не изменятся внешне. Очутишься, скажем, в 25-м веке, а на улицах точно такие же, как мы? Ну, почти такие же. В общем, не страшно.

- Люди в целом сохранят свой привычный облик и через 1000 лет, - успокаивает итальянский антрополог Джорджио Манци (Giorgio Manzi).

- Если не случится какого-нибудь катаклизма, - поправляет коллегу Стив Джонс (Steve Jones) из Лондонского университетского колледжа.

Футурологи из "первого лагеря" считают, что более вероятны внутренние изменения. В связи с чем предрекают следующее:
Первое: исчезнут страшные болезни вроде рака и СПИДа. Но это ослабит иммунную систему. И "подсадит" на многочисленные лекарства, которые придется принимать по любому поводу.
Второе: развитие информационных технологий угрожает психике. Интернет будущего, виртуальная реальность, различные гаджеты и девайсы позволят без проблем устанавливать и развивать отношения, удовлетворять многие потребности. Но от этого притупятся чувства любви, симпатии, доверия, уважения. Люди будут все менее способны заботиться о других и не стремиться действовать сообща. Могут вообще стать похожими на домашних животных. Но не преданных, а равнодушных. По прогнозам, от всего этого можно впасть в депрессию и серьезно поправиться, как в мультфильме "Валли".


  • Из второго лагеря, наоборот, прогнозируют серьезные перемены. И чем дальше в будущее, тем более заметные. Но единого мнения по поводу грядущего человеческого облика нет, равно как и согласия по срокам.

По мнению американских исследователей во главе с Ричардом Доукинсом, эволюция увеличит размер головы - это произойдет из-за роста мозга. Волосы начнут исчезать в связи с сильным потеплением климата. Чтобы выдерживать контакт с загрязняющими веществами в атмосфере, глаза человека станут меньше. А прозрачная мембрана (которую сейчас можно найти во внутреннем углу глаза) станет больше размером и будет служить вторым веком. Усиленное шумовое загрязнение окружающей среды приведет к удлинению слуховых аппаратов.

Нос увеличится, а волосы в нем станут более густыми. Такой большой рот, какой у нас сейчас, тоже не потребуется: скорее всего, употреблять мы будем некий фаст-фуд из тюбиков, по типу еды для космонавтов.

Легкие увеличатся, это позволит извлекать из воздуха большее количество кислорода. Поскольку функцией печени является очищение крови, она тоже увеличится, чтобы более успешно фильтровать отравляющие вещества. Культура и окружающая среда во многом станут определять нашу биологию.

Полагают, что у всех людей со временем будут длинные тонкие пальцы – так удобно нажимать на клавиши, тыкать в экранчики. Может быть, и пяти пальцев на руке не понадобится - хватит двух — трех. Человек станет субтильным. Мышечная масса тела заметно снизится. Кожа огрубеет.

Люди будут в 80 лет выглядеть, как 40-летние, а продолжительность жизни увеличится в среднем до 120 лет. К тому же появится больше левшей — они будут преобладать над правшами.

Человеческая мутация происходит уже много лет. Недавно французские исследователи подсчитали, что обоняние у нас гораздо хуже, чем у предков: 72 процента генов, отвечающих за нюх, уже мутировало. Большей мутации подвергаются жители мегаполисов: у них хромосомный набор отличается от того, который существует у сельских жителей. Разве что внешне пока эти различия не бросаются в глаза.

К середине XXI века население планеты заметно потемнеет кожей. Связано это, прежде всего, с заметным отставанием рождаемости европейских народностей от азиатов и африканцев. Это, кстати, прекрасно иллюстрируют современные итальянцы. Из голубоглазых и белокурых жителей Римской империи практически никого не осталось — их заметно «размешали» южные народности.

Наша нынешняя кожа - не последняя. Футурологи полагают, что в отдаленном будущем не станет ни белых, ни черных, ни желтых, ни красных. "Цвета" в итоге перемешаются. И появится средний - "кофе с молоком". У всех.

Но вдруг что-нибудь случится с едой? И чтобы накормить человечество, придется выращивать в реакторах экзотическую питательную субстанцию? Тогда цвет кожи может измениться на любой. Допустим, зеленый, синий или серый, как у пришельцев. Некоторые химикаты и кислородное голодание способны обеспечить подобное преображение.
То, что эволюция продолжается, указывает и недавнее сенсационное открытие. Группа ирландских ученых из Дублина обнаружила в генетическом коде человека три новых гена, которые появились совсем недавно. Что считалось невозможным. Какие особенности нашего организма или внешности кодируют эти новые гены, исследователи пока не определили. Но выяснили, что созданы они из наследственного материала, который прежде представлялся ученым бесполезным.
Меняться мы будем, но точно сказать в какую сторону - тяжело. Ибо сам процесс эволюции зависит от её движущих факторов, в том числе, среды обитания. А какой будет среда обитания в будущем - отдельный и очень большой разговор, который будет зависеть от общественных приоритетов, что в свою очередь, еще один вопрос.

Приложение 4. Будущее глазами людей начала ХХ века.














Приложение 5. Дипломы участников



Приложение 6. Рефлексивный отзыв о работе симпозиума.

Меня убедили в том, что…

- будущее России может быть различным

- будущее непредсказуемо, его нельзя предугадать

- человеческий организм в любом случае изменится. Вопрос состоит лишь в том, в какую сторону будут эти перемены

- прошлое не изменить, будущее неизвестно, следовательно - стоит жить в настоящем

- мы сами создаем свое будущее

- мы всегда можем выбрать будущее

- даже если на Земле случится конец света, человечество сможет спастись и поселиться на другой планете. Человечество вечно


Меня удивили тем, что…

- человек очень изменится

- предсказаний будущего очень много, и вряд ли, есть точное

- выступающие смогли интересно представить доклады

- некоторые предсказания и идеи прошлого смогли воплотиться в современном мире

- ученики так тщательно подготовились к симпозиуму

- в будущем будет больше левшей

- человек будут жить до 120 лет


Мне доказали, что…

- будущее за новыми технологиями

- будущее будет таким, каким мы его создадим

- наука не стоит на месте, а движется вперед с большой скоростью

- чем больше думаешь о неизвестном, тем темнее и еще более «неизвестнее» оно становится

- может быть все, что вообще может быть

- люди сами разрушают мир и природу. Человек – виновник всех бед человечества
У меня возник вопрос…

- будет ли конец света 23 декабря 2012 года?

- когда научные открытия (гаджеты, девайсы, сенсорная одежда и т.д.) будут доступны массам?

- а смогут ли люди стать добрыми и честными? И каким же все таки будет будущее?

- а остались ли среди нового информационного поколения ретрограды?

- почему Россия не учится на своих ошибках?


Я понял, что…

- наше общество держится на экономике

- будущее будет оптимистичным

- надо идти в президенты

- будущее уже наступило

- вскоре, в связи с концом света или истощением природных ресурсов, мы переселимся в космос

- будущее зависит от нас.

- невозможно абсолютно точно предугадать, что будет даже в ближайшем будущем. Даже самые логичные предсказания могут не сбыться. Можно лишь извлекать для себя ценные уроки.



Отзывы оставили:Николаев А. 6в, Шумилов Д. 6а, Самсонов А. 6в, Петров А. 6 в, Калашников Е. 6а, Варламова Е. 7 в, Баранова Д. 7 а, Абрамова Д. 7а, Краснова К. 8б, Бурина О. 9в, Олаева А. 9в, Логинова А. 9в, Долгова Д. 10в, Ушакова Ю. 10а, Репина А. 10а, Зиновьева Е. 10в, Гулянова Ю. 10в, Чапурина Е. 10в, Петрова А. 10в, Гаврилова С. 10в, Егорова А. 10в

Приложение 7. Фотоотчет.