страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Методическая разработка проекта «Симпозиум: Пути развития: будущее прогнозы, модели - страница №1/1
![]() Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №44» города Чебоксары Чувашской Республики Методическая разработка проекта «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии» Автор-составитель: Елена Владимировна Егорова учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №44» г Чебоксары Чебоксары, 2011 Оглавление
Введение. Актуальность данной темы обусловлена тем, что концепция модернизации российского школьного образования предполагает формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, что должно в будущем обеспечить их успешность профессионального, личностного и карьерного роста. Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, вводимый в России, предполагает через метапредметный уровень усвоения знаний (включающий освоение обучающимися универсальных учебных действий) обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Данный уровень усвоения удобнее всего внедрять через практики внеурочной деятельности, организуемой как общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности (7). Формы и методы работы в данном контексте на сегодняшний день разрабатываются, но для нас было интересным разработать модели таких мероприятий именно для одаренных детей – детей у которых чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности, присутствует желание погрузиться в творческий процесс, жажда знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознания. Поэтому формы работы должны быть разнообразными. Одной из них стал проект «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии». Цель – составление методической разработки, изучение опыта подготовки и проведения такой формы образовательного события как внеклассное мероприятие - симпозиум. Задачи: 1) изучение информации о мероприятиях такой формы как проект «симпозиум…», 2) составление технологии оптимальной для проведения подобного образовательного события, 3) описание проводимого мероприятия, 4) внедрение в практику данной инновационной формы работы учителя. Объектом исследования стали инновационные подходы организации внеклассного мероприятия с одаренными детьми, предмет исследования данной методической разработки – способы организации деятельности учащихся лицея для проведения симпозиума. Соответственно, в ходе исследования были применены самые разнообразные методы изучения данного вопроса, но наиболее значимыми стали: проектный (конечный продукт деятельности - создание сценария проведения данного вида инновационного мероприятия), метод моделирования - отображение (воспроизведение, имитация) будущего через существенные черты современности. Библиографический метод предполагает широкое изучение существующего библиографического материала, а метод прогнозирования предполагает авторское предположение о возможном применении данной методической разработки в будущем (как в лицее, так и за его пределами). Ценность полученного результата состоит в получении конечного продукта в виде авторской, оригинальной по форме образовательной деятельности учащихся. Традицией лицея стало проведение такого внеклассного образовательного события как Фестиваль науки «Познание и творчество» и впервые в школе секция «обществознание» проводила данное событие в виде проекта «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии». Создание методической разработки по проведению данного образовательного события является личным вкладом автора работы. К сожалению, данная форма проведения внеклассного мероприятия на метапредметном уровне в литературе отражена незначительно, при этом стоит отметить, что литературы о понятии «образовательное событие» и видах его проведения присутствует. (8)
В лицее дети ориентированы на получение нового знания через различные виды деятельности, особенно творческие, а Фестиваль науки «Познание и творчество» проводится в среднем и старшем звене, поэтому возраст участников проекта предполагается с шестого по десятый класс. Симпозиум проводится в учебном кабинете истории и обществознания с использованием мультимедийной техники с выходом в Internet. При создании моделей используются различные программы, например, Google SketchUp7, Windows Movie Maker, Photoshop и т.д.
На втором этапе – организационном группы представляли свои варианты развития будущего в классах, в которых они обучаются, для обсуждения, корректировки и проверки целостности и логичности построения модели, сценария или прогноза. Для информирования учащихся лицея о проведении симпозиума за месяц до начало работы секции на информационно-аналитическом панно вывешивается анонс о данном мероприятии (см. приложение 2). Конечным продуктом стало представление моделей развития будущего на симпозиуме «Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии» в рамках Фестиваля наук «Познание и творчество». Для собственного самоанализа, условий и результатов собственной деятельности и деятельности всех участников образовательного события, для осознания восприятия других людей как партнеров по общению, в конце симпозиума был проведен рефлексивный анализ проведенного мероприятия. Каждому присутствующему на симпозиуме предлагается заполнить бланк рефлексивного отзыва участника, в котором предлагается ответить на несколько вопросов:
Отзывы были самыми разнообразными – интересными, глубокими, грустными, оптимистическими, то есть разными (приложение 6). Но были и негативные отзывы. Большая Советская Энциклопедия слово симпозиум переводит с греческого (συμπόσιον) и латинского (symposium) как пиршество, но современная трактовка определения иная - совещание, научная конференция по какому-либо научному вопросу. Конечно же, данное образовательное событие не является симпозиумом ни в античном понимании (но пиршество знаний все-таки было), ни в современной трактовке (и некоторые учителя сделали замечание о несоответствии содержания определению - замечания к новостям на личном сайте учителя (http://elenaegorova.ucoz.ru/). Все-таки как форма проведении внеклассного мероприятия с одаренными детьми симпозиум отвечает всем целям и задачам. 3. Сценарный план Ход проведения мероприятия:
4. Методические советы организаторам и постановщикам Данный вид внеклассного мероприятия очень интересен детям – в нем они могут проявить свои творческие способности, показать наработанные умения и навыки (работа с документами и научной литературой, создание моделей и сценариев, умение поиска информации, анализ и обобщение и т.д.). Созданная ситуация успеха способствует тому, что каждый участник симпозиума получает свою «минуту славы». При подготовке и проведении данного образовательного события следует учитывать несколько немаловажных моментов: 1) предложенные темы не должны быть однозначными, то есть в научной литературе, средствах массовой информации, сети Интернет не должно быть готового выступления, так как одна из основных задач проекта – это не только поиск информации, но, самое главное, ее переработка, осмысление с разных позиций и создание готового оригинального продукта. 2) Обязательно следует провести второй этап проекта – организационный для обсуждения и проверки целостности и логичности построения выступления. Этот этап помогает скорректировать готовый материал, внести дополнения, а возможно даже и переделать все выступление. Проводить корректировку лучше всего за три месяца до проведения симпозиума (проект в лицее осуществлялся с октября по апрель). 3) При подготовке к подготовительному этапу проекта казалось, что ничего нового найти и проанализировать нельзя, и все что подготовят дети известно всем. Оказалось, что это не так. Присутствующие учителя отмечали, что выступления учеников были часто очень неожиданными именно с точки зрения материала выступлений. Поэтому еще одно условие успешного проведения симпозиума – модели, сценарии и прогнозы должны строиться только на основе современной действительности, и рассматриваться должны разные, очень часто противоположные, точки зрения на влияние современной действительности на будущее. 4) Все выступления должны быть парадоксальными и заставлять присутствующих удивляться, задуматься и попытаться самим ответить на поставленные вопросы. Готовых ответов быть не должно – будущее инвариантно и взмах крыльев бабочки в амазонских лесах может привести к последствиям, например, на торговых биржах. 5. Методические советы на период ближайшего последствия Подвести итоги лучше всего каким-то ярким неожиданным моментом. Наш симпозиум закончился игрой «Будущее глазами людей начала XX века». При подготовке к проекту и поиску иллюстративного материала для анонса, заставки и дипломов участников выяснилось, что ровно 100 лет назад в 1910-1912 годах во Франции, Германии и России были выпущены цветные открытки о нашем времени. Это привело к созданию очень интересного продукта, который вызвал бурю положительных эмоций у учителей и учеников: перед участниками симпозиума стояла непростая задача угадать, что имели ввиду художники, фантазируя по поводу бытовых вещей будущего. Какие-то вещи легко угадывались, а что-то просто было смешно изображено. (см. приложение 4). Обязательно должны быть дипломы участников, и они должны быть выданы всем, кто готовился и выступал (можно придумать номинации для каждого). На нашем симпозиуме такие дипломы получили все участники (см. приложение 5). Некоторые участники проекта могут выразить желание продолжить работу, поэтому доработанные модели, сценарии, прогнозы можно отправит на НПК или другие муниципальные, региональные или всероссийские конкурсы. Например, автор модели «Школа будущего» после симпозиума участвовал во Всероссийском Интернет-проекте «Школа будущего строим вместе» в номинации «Если бы я был директором школы». После проведения данного образовательного события материал симпозиума был обобщен в методическом сборнике. Подготовленные модели и сценарии также можно использовать на уроках обществознания в качестве дополнительного иллюстративного материала:
6. Список использованной литературы к проекту «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии» 1. [Электронный ресурс] http://trendymen.ru/style/fashion/50766/ (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 2. [Электронный ресурс] http://images.yandex.ru/ (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 3. [Электронный ресурс] http://soyuzpisateley.ru/colzo/37/37shm.htm (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 4. [Электронный ресурс] http://www.rusrep.ru/ (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 5. [Электронный ресурс] (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 6. Аритц У. Кроличья нора, или Что мы знаем о себе и о Вселенной. – М.: Эксмо, 2011 7. Будущее науки в XXI веке. Следующие 50 лет / под ред. Д. Брокмана – М.: АСТ, 2008 8. Каку М. Физика невозможного 9. Капица С.Парадоксы роста: Законы развития человечества. – М.: Альпина, 2010. 10. [Электронный ресурс] Finam.ru (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 11. [Электронный ресурс] Quote.ru (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 12. [Электронный ресурс] Lenta.ru (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 13. [Электронный ресурс] Prime-Tass.ru (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.)
Методическая разработка проекта «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии» может быть полезна преподавателям истории и обществознания как способ активизации познавательного интереса детей, развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, развитие логического мышления на основе усвоения причинно-следственных связей и анализа источников. Создание методической разработки по проведению данного образовательного события, получение конечного продукта в виде авторской, оригинальной по форме образовательной деятельности учащихся является новым опытом в решении задач, поставленных государством и обществом перед современной инновационной школой.
к методической разработке 1. Абаскулиева Э. 4 сценария развития мировой индустрии моды в 2025 году. [Электронный ресурс] URL: http://hotlife.com.ua/index.php?go=text&idn=408 (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 2. Аверков М. С., Ермаков С. В., Попов А. А. Событие как единица образовательного проектирования. [Электронный ресурс] URL: http://opencu.ru/dcs/spaw2/uploads/files/eventop.pdf (дата обращения 03.11.2011) 3. Ващекин Н., Урсул А. Ключи от будущего: Будущее России и образование ХХI века. [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/dir/cat26/subj87/file1165/view1633.html (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 4. Ващекин Н., Урсул А. Опережающее образование: ориентиры развития. [Электронный ресурс] URL: http://sk.edu3000.ru/gazetes/arhiw_nomr07/soder_9_07/Vashekin%20end%20Ursul. htm (дата обращения 03.11.2011) 5. Гусейнов Р. Различные сценарии развития могут привести к разным вариантам будущего [Электронный ресурс] URL: http://www.maib.ru/bookspublication/memberspublications/2007/09/19/ memberspublications_21.html (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 6. Трубецкой А.Ю.. Планирование развития или развитие без планирования. Образ будущего как идея развития. [Электронный ресурс] URL: http://www.cscp-pfo.ru/index.php? option=com_content&task=view&id=162&Itemid=36) (дата обращения ноябрь-апрель 2010-2011 гг.) 7. Федеральные государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ (дата обращения 03.11.2011) 8. Чалганская Л. Образовательное событие как тренажер для компетенций старшеклассников. [Электронный ресурс] URL: http://cvr-spectr.ru/paper.php?N=470 (дата обращения 03.11.2011) Приложение 1. Опорная таблица « Веер возможностей». Всего, что было - уже нет. Всего что будет, - ещё нет. У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего - невозможность. Для малодушного - неизвестность. Для глубокомысленного и доблестного - идеал. Виктор Гюго Будущее хотят знать все. Только одни предсказывают его на основе научных методов, а другие — гадая на кофейной гуще (или используют ненаучные методы, например, предсказания). Будущее многовариантно и многослойно. Разные авторы строят разные модели развития будущего. Попробуем построить собственное будущее.
Приложение 2. Анонс проекта «Симпозиум: Пути развития: будущее – прогнозы, модели, сценарии» ![]() ![]() Научное общество лицея «Шаг в будущее» Фестиваль науки-2011 “Познание и творчество” ![]() Будущее будет такое, каким его создаем. Силован Рамишвили 20 апреля
С И М П О З И У М
1. Будущее... (Гаврилова Снежана, Зиновьева Екатерина, 10 В)
(Рассказова Татьяна, 7 В, Калашников Евгений, 6 А)
(Яндайкина Екатерина, 9 В)
(Александров Алексей, Варламова Елена, 7 В)
(Репина Александра, Ушакова Юлия, 10 А)
(Вахрушев Кирилл, 6 В)
Приложение 3. Модель развития будущего: «Человек будущего» Яндайкина Екатерина, 9 в Согласно теории Дарвина, человек произошел от обезьяны. Он выпрямился, избавился от большей части шерстяного покрова, обзавелся большим мозгом … Человек, такой, каким мы его видим, существует не так уж и долго, а современные ученые уже прогнозируют дальнейшее развитие человеческого вида. Итак. Антропологи сейчас поделены на два больших лагеря.
- Люди в целом сохранят свой привычный облик и через 1000 лет, - успокаивает итальянский антрополог Джорджио Манци (Giorgio Manzi). - Если не случится какого-нибудь катаклизма, - поправляет коллегу Стив Джонс (Steve Jones) из Лондонского университетского колледжа. Футурологи из "первого лагеря" считают, что более вероятны внутренние изменения. В связи с чем предрекают следующее:
По мнению американских исследователей во главе с Ричардом Доукинсом, эволюция увеличит размер головы - это произойдет из-за роста мозга. Волосы начнут исчезать в связи с сильным потеплением климата. Чтобы выдерживать контакт с загрязняющими веществами в атмосфере, глаза человека станут меньше. А прозрачная мембрана (которую сейчас можно найти во внутреннем углу глаза) станет больше размером и будет служить вторым веком. Усиленное шумовое загрязнение окружающей среды приведет к удлинению слуховых аппаратов. Нос увеличится, а волосы в нем станут более густыми. Такой большой рот, какой у нас сейчас, тоже не потребуется: скорее всего, употреблять мы будем некий фаст-фуд из тюбиков, по типу еды для космонавтов. Легкие увеличатся, это позволит извлекать из воздуха большее количество кислорода. Поскольку функцией печени является очищение крови, она тоже увеличится, чтобы более успешно фильтровать отравляющие вещества. Культура и окружающая среда во многом станут определять нашу биологию. Полагают, что у всех людей со временем будут длинные тонкие пальцы – так удобно нажимать на клавиши, тыкать в экранчики. Может быть, и пяти пальцев на руке не понадобится - хватит двух — трех. Человек станет субтильным. Мышечная масса тела заметно снизится. Кожа огрубеет. Люди будут в 80 лет выглядеть, как 40-летние, а продолжительность жизни увеличится в среднем до 120 лет. К тому же появится больше левшей — они будут преобладать над правшами. Человеческая мутация происходит уже много лет. Недавно французские исследователи подсчитали, что обоняние у нас гораздо хуже, чем у предков: 72 процента генов, отвечающих за нюх, уже мутировало. Большей мутации подвергаются жители мегаполисов: у них хромосомный набор отличается от того, который существует у сельских жителей. Разве что внешне пока эти различия не бросаются в глаза. К середине XXI века население планеты заметно потемнеет кожей. Связано это, прежде всего, с заметным отставанием рождаемости европейских народностей от азиатов и африканцев. Это, кстати, прекрасно иллюстрируют современные итальянцы. Из голубоглазых и белокурых жителей Римской империи практически никого не осталось — их заметно «размешали» южные народности. Наша нынешняя кожа - не последняя. Футурологи полагают, что в отдаленном будущем не станет ни белых, ни черных, ни желтых, ни красных. "Цвета" в итоге перемешаются. И появится средний - "кофе с молоком". У всех. Но вдруг что-нибудь случится с едой? И чтобы накормить человечество, придется выращивать в реакторах экзотическую питательную субстанцию? Тогда цвет кожи может измениться на любой. Допустим, зеленый, синий или серый, как у пришельцев. Некоторые химикаты и кислородное голодание способны обеспечить подобное преображение.
Приложение 5. Дипломы участников ![]() ![]() Приложение 6. Рефлексивный отзыв о работе симпозиума. Меня убедили в том, что… - будущее России может быть различным - будущее непредсказуемо, его нельзя предугадать - человеческий организм в любом случае изменится. Вопрос состоит лишь в том, в какую сторону будут эти перемены - прошлое не изменить, будущее неизвестно, следовательно - стоит жить в настоящем - мы сами создаем свое будущее - мы всегда можем выбрать будущее - даже если на Земле случится конец света, человечество сможет спастись и поселиться на другой планете. Человечество вечно Меня удивили тем, что… - человек очень изменится - предсказаний будущего очень много, и вряд ли, есть точное - выступающие смогли интересно представить доклады - некоторые предсказания и идеи прошлого смогли воплотиться в современном мире - ученики так тщательно подготовились к симпозиуму - в будущем будет больше левшей - человек будут жить до 120 лет Мне доказали, что… - будущее за новыми технологиями - будущее будет таким, каким мы его создадим - наука не стоит на месте, а движется вперед с большой скоростью - чем больше думаешь о неизвестном, тем темнее и еще более «неизвестнее» оно становится - может быть все, что вообще может быть - люди сами разрушают мир и природу. Человек – виновник всех бед человечества
- будет ли конец света 23 декабря 2012 года? - когда научные открытия (гаджеты, девайсы, сенсорная одежда и т.д.) будут доступны массам? - а смогут ли люди стать добрыми и честными? И каким же все таки будет будущее? - а остались ли среди нового информационного поколения ретрограды? - почему Россия не учится на своих ошибках? Я понял, что… - наше общество держится на экономике - будущее будет оптимистичным - надо идти в президенты - будущее уже наступило - вскоре, в связи с концом света или истощением природных ресурсов, мы переселимся в космос - будущее зависит от нас. - невозможно абсолютно точно предугадать, что будет даже в ближайшем будущем. Даже самые логичные предсказания могут не сбыться. Можно лишь извлекать для себя ценные уроки. Отзывы оставили:Николаев А. 6в, Шумилов Д. 6а, Самсонов А. 6в, Петров А. 6 в, Калашников Е. 6а, Варламова Е. 7 в, Баранова Д. 7 а, Абрамова Д. 7а, Краснова К. 8б, Бурина О. 9в, Олаева А. 9в, Логинова А. 9в, Долгова Д. 10в, Ушакова Ю. 10а, Репина А. 10а, Зиновьева Е. 10в, Гулянова Ю. 10в, Чапурина Е. 10в, Петрова А. 10в, Гаврилова С. 10в, Егорова А. 10в Приложение 7. Фотоотчет. ![]() ![]() ![]() ![]() |