Местное самоуправление как форма местной публичной власти - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конституция Норвегии конституционно-правовой статус личности высшие... 2 584.84kb.
Социальные отношения в сибирском обществе первой половины XIX века... 1 145.56kb.
О дне местного самоуправления 1 48.54kb.
Отчет муниципального образования город Советск Щёкинского района... 1 41.56kb.
Карагайской больнице 2 557.9kb.
Повышение профессиональной компетентности персонала органов публичной... 1 118.14kb.
Бюллетень за декабрь 2011г. Государство и право Конституционное право... 1 205.47kb.
Программа дисциплины «Качественные исследования публичной сферы и... 2 374.49kb.
Среди сельских поселений района самое компактное расположение, пожалуй... 1 77.49kb.
Что такое "отношение" в понятии "отношения власти" по Фуко? 1 68.28kb.
Государство испытывает потребность в существовании должностного лица... 1 333.95kb.
Комплексирование программно-методического обеспечения педагогического... 1 164.71kb.
- 4 1234.94kb.
Местное самоуправление как форма местной публичной власти - страница №1/1




Местное самоуправление как форма местной публичной власти

Министерство образования Российской Федерации Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова Факультет управления КУРСОВАЯ РАБОТА по основам муниципального управления Тема: "Местное самоуправление как форма местной публичной власти" Выполнил студент 4 курса, отделения государственное и муниципальное управление Бусин Алексей Михайлович Научный руководитель Константинов Александр Сергеевич кандидат исторических наук, доцент Архангельск 2003СодержаниеВведение 31 Местное самоуправление как форма местной публичной власти 6 1.1 Основные понятия 6 1.2 Становление местного самоуправления 8 1.3 Организация власти на местах 11 1.4 Ответственность местного самоуправления 13 1.4.1 Ответственность перед населением 14 1.4.2 Ответственность перед государством 15 1.4.2 Ответственность перед физическими и юридическими лицами 162 Местное самоуправление в Архангельской области 17 2.1 Состояние местного самоуправления в области 17 2.2 Организация местной власти в г. Архангельске 19 2.2.1 Основные положения и вопросы ведения 20 2.2.2 Финансово-экономическая основа местного самоуправления 22 2.2.3 Органы и должностные лица местного самоуправления 23 2.2.4 Ответственность местного самоуправления 26 2.3 «Плюсы» и «минусы» местного самоуправления 28 2.4 Пути решения существующих проблем 29Заключение 30Список использованной литературы 32Введение «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местноесамоуправление» (Конституция РФ, ст. 12)[1]. В данной статье такжеговорится, что местное самоуправление не является частью системыгосударственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно. Таким образом, видно, что местное самоуправление в РоссийскойФедерации довольно интересно в качестве объекта изучения ввиду того, чтоявляется вполне самостоятельной сферой. К тому же современноесамоуправление в России находится на стадии становления. И этот процесс шёлна протяжении, по меньшей мере, десяти лет довольно динамично ипродолжается сегодня. Предметом данной курсовой работы является местное самоуправление какинститут публичной власти на местах, его организация и функционирование. Несмотря на десятилетний срок действия Конституции РоссийскойФедерации тема становления местного самоуправления не утратила своейактуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному СобраниюРоссийской Федерации говорит Президент Российской Федерации. В послании2002 года Президент России В.В. Путин подчеркивает, что “в течениедлительного времени федеральная власть практически не уделяла вниманияпроблемам местного самоуправления”[2]. Рассмотрение вопросов местногосамоуправления актуально сегодня также в свете планируемой реформы местногосамоуправления. Для организации местного самоуправления должны быть «единыеправила, поскольку Россия - единая страна»[3], отметил Президент. Вместе стем, глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «всемногообразие» регионов и территорий»[4]. Начать реформу предполагается 1января 2006 года, «а при условии напряженной работы на местах – возможно,уже в 2005 году»[5]. К тому же, как заявляет РИА «Новости», «Владимир Путинсчитает, что реализация закона об общих принципах организации местногосамоуправления должна быть начата в 2005 году»[6]. При рассмотрении актуальности темы данной курсовой работы нельзя необратить внимание на конституционные права граждан на осуществлениеместного самоуправления[7]: 1. право осуществлять местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст. 3, 32, 130); 2. право участвовать в референдумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 32); 3. право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131); 4. право на участие в решении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131); 5. право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130). То есть здесь мы видим довольно широкий спектр конституционных правграждан Российской Федерации, которые служат основой для законодательства вданной сфере. Это особенно показательно в рамках заявленногопостперестроечными реформаторами курса к демократическому государству игражданскому обществу. Одной из задач данной работы является показать, какие же гарантии иответственность со стороны органов и должностных лиц местногосамоуправления существуют в отношении, в том числе, и населениямуниципального образования. Также среди задач курсовой работы можно выделить следующие: 1. Ознакомиться с сутью понятия и явления местного самоуправления в целом; 2. Дать общую характеристику местного самоуправления в России сегодня в историко-сравнительном аспекте; 3. Ознакомиться с организацией местной власти на местах в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4. Рассмотреть деятельность местной власти в Архангельской области, при этом выявить существенные недостатки системы местного самоуправления в области; 5. Изучить организацию местного самоуправления муниципального образования "Город Архангельск" на основе его устава; 6. Сформулировать пути решения имеющихся проблем, препятствующих эффективному функционированию местных властей города Архангельска (и других муниципальных образований области). Целью данной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью иорганизацией местной публичной власти, рассмотреть различные аспектыместного самоуправления.При изучении темы курсовой работы были использованы различные источники.Прежде всего, были рассмотрены законы, обладающие различной юридическойсилой: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Уставмуниципального образования «Город Архангельск», а также было использованозаконодательство советского периода, ныне утратившее свое действие. Такжесреди источников Большая Советская Энциклопедия, позволившая «оттолкнуться»от понятий «самоуправление» и «местное самоуправление». Кроме этого, былииспользованы некоторые Интернет-издания и прочая аналитическая литература.1 Местное самоуправление как форма местной публичной власти1.1 Основные понятия Основными понятиями данной работы являются понятия «местноесамоуправление» и «публичная власть». Понятие «местное самоуправление»(самоуправление) встречается в разных источниках. Большая СоветскаяЭнциклопедия определяет самоуправление как «управление деламитерриториальной общности, организации или коллектива, самостоятельноосуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (спомощью собраний, референдумов и т.п.)»[8]. Но в то же время здесь мывстречаем следующее определение понятия «местное самоуправление». Во-первых, оно рассматривается как «один из видов государственного управленияна местах», а уже потом говорится, что при этом «население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (черезвыборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленныхгосударством». Действительно, в СССР как такового местного самоуправления всовременном понимании, то есть самостоятельного, не было: оно было всистеме строгой управленческой вертикали государственного управления.Отсюда и определение в Большой Советской Энциклопедии, отличное отвстречаемых во многих других источниках, на которые сегодня целесообразноопираться. Например, в Конституции Российской Федерации (ст. 130)говорится, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решениенаселением вопросов местного значения»[9]. Интересным является трактовка понятия местного самоуправления вЕвропейской хартии местного самоуправления (ст. 3). Здесь «под местнымсамоуправлением понимается право и реальная способность органов местногосамоуправления регламентировать значительную часть государственных дел иуправлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и винтересах местного населения»[10]. Таким образом, Европейская хартияместного самоуправления не предусматривает градацию вопросов ведения навопросы местного значения и государственные дела. Скорее хартиейопределяется, что вопросы местного значения являются частью«государственных дел». В этом особенность понятия местного самоуправления,даваемого в настоящем документе. Отметим также, что Европейская хартияместного самоуправления «в свое время послужила ориентиром формированиянационального законодательства в этой сфере, включая и проблемы юридическойзащиты местного самоуправления»[11]. 20 декабря 2001 года в Москве состоялось очередное заседание СессииКонгресса муниципальных образований Российской Федерации. ПредседательКомитета по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый отметил, что«органы местного самоуправления входят в систему публичной власти»[12]. Атакже Большая Советская Энциклопедия среди основных признаковсамоуправления называет «принадлежность публичной власти населению илиизбирателям соответствующей территории, членам общественной организации,коллектива»[13]. Вышесказанное свидетельствует о том, что понятия «местноесамоуправление» и «публичная власть» не просто близкие, но ивзаимосвязанные и – более того – «местное самоуправление» неотъемлемо от«политической власти».1.2 Становление местного самоуправления Местное самоуправление в России имеет давнюю историю. Земскиеучреждения существовали с середины XIX века. В их ведении находилисьуправление имуществом, капиталами, денежными сборами и благотворительнымизаведениями земств, устройство и содержание земских зданий, путейсообщения, обеспечение продовольствием, развитие местной торговли ипромышленности, попечительство народного образования и здравоохранения,воинское и гражданское управление. "Земским положением" (1864 г.) земская игородская власть была отделена от государственной. Это в царской России. А в советский период нашей истории столь явнойавтономии власти на местах не было. Как уже было сказано выше, в Союзе ССРвласть в городах, районах городов и прочих населённых пунктах была частьюгосударственной власти. Статья 1 закона Российской Советской ФедеративнойСоциалистической Республики «О городском, районном в городе Советедепутатов трудящихся РСФСР» гласит, что «городской, районный в городе Советнародных депутатов как орган государственной власти в городе, городскомрайоне решает все вопросы местного значения, исходя из общегосударственныхинтересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета»[14].Отметим также, что «Советы рабочих и солдатских депутатов, родившиеся входе Февральской революции, были выборными органами трудящихся масс»[15].То есть они изначально были своеобразными органами публичной власти наместах. Это особенно соответствует марксистско-ленинскому определениюпубличной власти как «политической власти господствующего класса»[16].Особенность Советов народных депутатов в данном случае состояла в том, чторуководствовались они в своей деятельности помимо законов, действующих натерритории СССР, «постановлениями и иными актами Верховного Совета СССР иВерховного Совета РСФСР, указами и постановлениями Президиума ВерховногоСовета СССР и Президиума Верховного Совета РСФСР, постановлениями ираспоряжениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, решениямивышестоящих Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов»(Закон РСФСР от 29 июля 1971 года «О городском, районном в городе Советедепутатов трудящихся РСФСР», ст. 3)[17]. Таким образом, статья 3 выше упомянутого закона подтверждает, чтоСоветы народных депутатов местного уровня были частью системыгосударственных органов управления страной. Сегодня подходы к определению и реализации местного самоуправлениянесколько изменились. «Местное самоуправление в Российской Федерации –признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерациисамостоятельная и под свою ответственность деятельность населения порешению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросовместного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иныхместных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28 августа 1995г., ст.2)[18]. Таким образом, здесь прослеживаются следующие отличия от принциповсоветского законодательства в вопросе определения власти на местах: 1. В новом законодательстве говорится о самостоятельности деятельности местных властей; 2. В основу этой деятельности ложатся не «государственные интересы» (помимо интересов граждан), но «исторические и иные местные традиции». Очевидно, что такие изменения в законодательстве кардинально меняют непросто подходы к управлению всеми сферами жизни муниципального образования,но и позволяют (руководствуясь в первую очередь не «государственнымиинтересами», а «историческими и иными местными традициями») наиболее полноучитывать местные особенности и, соответственно, наиболее эффективно ихиспользовать. При этом нельзя не отметить, что использовать спецификуместности руководство соответствующей территории будет в интересах (наоснове нового законодательства) местного сообщества и самого муниципальногообразования. А это, в свою очередь, должно способствовать экономическомуросту на местах. В.С. Вобленко в учебном пособии «Основы местного самоуправления»выделяет четыре этапа становления самоуправления в России 90-х годов.Исходя из основного содержания событий рассматриваемого периода, поВобленко, можно выделить следующие этапы: 1. «Юридическое признание самоуправления и его специфической роли в государстве с многоукладной экономикой»[19], 2. «Политическое признание самоуправления и начало формирования его экономических предпосылок»[20], 3. «Реформа представительной власти мест и субъектов Федерации»[21], борьба центра и мест за экономическую самостоятельность, 4. «Местные органы власти перешли к экономической работе по формированию собственного муниципального хозяйства»[22]. При описании данных этапов Вобленко указывает на то, что Б.Н. Ельцинбыл среди немногих, кто смог вовремя заметить стремление власти на местах кбольшей самостоятельности. Видимо, благодаря позиции центральной власти,поощряющей такое стремление, сформировалась существующая сегодня вполнесамостоятельная система местного самоуправления. Тем не менее, нельзя неуказать на следующий существенный аспект вновь сформированной системысамоуправления. Президентская сторона, отмечает Вобленко С.В., стремиласьпостроить (на всех уровнях власти) систему «с монопольной рольюисполнительной ветви»[23]. Такое же преобладание исполнительной ветвивласти не обошло стороной и местный уровень.1.3 Организация власти на местах В соответствии со статьей 1 федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28августа 1995 года, органы местного самоуправления – это «выборные и другиеорганы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и невходящие в систему органов государственной власти»[24]. Кроме того, статья14 закона гласит, что «осуществление местного самоуправления органамигосударственной власти и государственными должностными лицами недопускается»[25]. То есть мы видим, что законом подразумевается автономияорганов местного самоуправления в решении вопросов непосредственногообеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Основу организации власти на местах составляют выборныепредставительные органы и выборные должностные лица местногосамоуправления. Выборный представительный орган местного самоуправления попредложению администрации утверждает местный бюджет, вводит или отменяетместные налоги и сборы, а также принимает положение (устав) о местномсамоуправлении, контролирует деятельность главы местного самоуправления.Остальные полномочия, предусмотренные законом, реализует местнаяадминистрация. Глава администрации вправе выносить на референдум проектположения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать назаседаниях представительного органа; «через образуемые им органыместного самоуправления управляет муниципальным хозяйством, распоряжаетсяимуществом и объектами муниципальной собственности»[26], разрабатываетместный бюджет, обеспечивает его исполнение; может являться членомпредставительного органа местного самоуправления. «Глава муниципальногообразования и иные выборные должностные лица местного самоуправлениянаделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения всоответствии с уставом муниципального образования»[27]. Также главаадминистрации муниципального образования (или другое выборное должностноелицо местного самоуправления) подотчётен населению непосредственно ипредставительному органу местного самоуправления (в соответствии с уставоммуниципального образования). Данное положение вещей свидетельствует об упоминаемом вышепреобладании исполнительной ветви власти на местах. Это подтверждается тем,что администрация муниципального образования в лице своего главы «управляетмуниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектамимуниципальной собственности». То есть концентрирует в своих рукахэкономические рычаги управления муниципальным образованиям, которыеявляются наиболее важными, ведь в основе любого управленческого решения сточки зрения теории управления лежат ресурсы, в особенности финансовые. Помимо выборных представительных органов и выборных должностных лицместного самоуправления законом «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» предусматривается наличие «иных»органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 17). Они могут бытьпредусмотрены уставом муниципального образования, на основе котороговключаются в систему местной власти данного территориального образования.Эта же статья закона воспрещает образование «иных» органов и назначение«иных» должностных лиц органами государственной власти и государственнымидолжностными лицами. Отметим также, что данные органы и должностные лицамогут вводиться для управления материальными ресурсами соответствующейтерритории и управления муниципальным образованием с помощью этих ресурсов.Так как инициатива разработки положения (устава) муниципального образованияпринадлежит исполнительной ветви местной власти, а также в вопросахсоздания «иных» органов и введения «иных» должностных лиц местногосамоуправления местные власти самостоятельны и не зависят отгосударственной, то на лицо их преимущество в использовании так называемого«административного ресурса». Таким образом, очевиден уклон в распределении полномочий средиразличных ветвей власти на местном уровне в сторону исполнительных органовместного самоуправления (с точки зрения законодательства).1.4 Ответственность местного самоуправления «Органы государственной власти, органы местного самоуправления,должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать КонституциюРоссийской Федерации и законы» (Конституция РФ, ст. 15)[28]. Даннаяконституционная норма является основой юридической ответственности органови должностных лиц местного самоуправления. «Органы местного самоуправленияи должностные лица местного самоуправления несут ответственность переднаселением муниципального образования, государством, физическими июридическими лицами в соответствии с законом»[29].1.4.1 Ответственность перед населением «Ответственность перед населением муниципального образования посуществу является политико-юридической ответственностью избранных лиц передизбирателями и реализуется путем их отзыва в результате утратыдоверия»[30]. Под основаниями же «утраты доверия» разные источники понимаютот совершения уголовного преступления до отказа от приема граждан. Статья 48 закона «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» гласит, что наступлениеответственности органов и должностных лиц местного самоуправления«определяются уставами муниципальных образований»[31]. То есть вопросыответственности органов (должностных лиц) местного самоуправления переднаселением (в том числе отзыв депутата соответствующего представительногооргана) федеральным законодательством практически не регулируются. Отметим также, что должностные лица местного самоуправления несутответственность перед представительными органами местного самоуправления(она определяется исключительными полномочиями представительных органов врешении наиболее важных вопросов жизнедеятельности муниципальныхобразований). Это также форма ответственности должностных лиц переднаселением, поскольку представительный орган состоит из избранников граждан-избирателей данного муниципального образования. Еще одна разновидность ответственности органов и должностных лицместного самоуправления перед населением связана с реализацией контрольныхфункций сходов (собраний) граждан. Деятельность их следует оценивать какдеятельность органа, «непосредственно осуществляющего полномочияпредставительной власти»[32].1.4.2 Ответственность перед государством Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправленияперед государством базируется на статьях 12 и 15 Конституции РоссийскойФедерации, т.е. на признании самостоятельности местного самоуправления «впределах своих полномочий» и обязанности местных властей соблюдать законы. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» устанавливает процедуру реализации ответственности,включающую судебную оценку факта нарушения местной властью Конституции РФ ифедеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов Федерации иуставов муниципальных образований. Затем следует принятие закона субъектаФедерации о прекращении полномочий органа или выборного должностного лицаместного самоуправления и назначение новых выборов. Нельзя не заметить, чтозакон устанавливает ответственность органов и должностных лиц местногосамоуправления за нарушения, различные по своей природе; за нарушениедействующего законодательства (п. 1 ст. 49), а также за неисполнениеотдельных государственных полномочий (п. 2 ст. 49). Отметим также, что применение мер ответственности органа и выборногодолжностного лица базируется на заключении суда областного звена опризнании несоответствия их деятельности Конституции РФ и действующемузаконодательству. Это является довольно весомым обстоятельством: даннаянорма соответствует заявленной в Конституции самостоятельности местногосамоуправления и способствует ее реализации.1.4.2 Ответственность перед физическими и юридическими лицами Ответственность перед физическими лицами, прежде всего, связана собязанностью органов и должностных лиц местного самоуправления соблюдатьконституционные права и свободы человека и гражданина. Наиболее действенныйспособ восстановления нарушенных прав – обращение в суд в соответствии сЗаконом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан»[33]. Другие проблемы ответственностиорганов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими июридическими лицами регулируются нормами гражданского законодательства иразрешаются в общеустановленном порядке, путем обращения в суды общейюрисдикции и арбитражные суды. Таким образом, видно, что ответственность органов и должностных лицместного самоуправления перед физическими и юридическими лицамифедеральными законами как некая специфическая форма ответственности непрописана.2 Местное самоуправление в Архангельской области2.1 Состояние местного самоуправления в области В Архангельской области происходит процесс становления местногосамоуправления, рассматриваемый как институт местной публичной власти, содной стороны, и как институт гражданского общества – с другой. На территории Российской Федерации федеральным законодательствомустанавливаются основы и организация местного самоуправления, регулируетсяего деятельность. В то же время на местном уровне деятельность местногосамоуправления регулируется уставом муниципального образования, чтопозволяет учитывать культурные, социальные и исторические особенностиконкретной территории. На территории Архангельской области создано 27 муниципальныхобразований, которые обладают муниципальной собственностью и местнымифинансами. Сформированы и работают органы местного самоуправления,возглавляемые, как правило, главами муниципальных образований. «Развиваетсятерриториальное общественное самоуправление. За прошедший период накопленопределенный опыт управления местными сообществами и муниципальнымихозяйствами»[34]. В то же время нельзя не отметить и негативные аспекты формированияместного самоуправления на территории Архангельской области. В первуюочередь стоит сказать, что «формирование данного института местнойпубличной власти происходит не "снизу", а "сверху"»[35]. Россия –государство с большим разнообразием территорий, нравов, специфик укладажизни и многих других индивидуальных особенностей. Это утверждениепризнается многими учеными. В России нельзя (и исторический опыт этоподтверждает) насаждать для всей территории страны единую модель чего бы тони было, а уж тем более модель устройства системы управления территорией,даже в рамках одного субъекта Российской Федерации. То есть стремлениецентрализованно насадить устройство местного самоуправления (и создание дляэтого условий, в том числе через областное законодательство) являетсясерьезным недостатком самоуправления в Архангельской области. Также к недостаткам местного самоуправления области можно отнестисуществующий механизм перераспределения финансовых потоков относительновыполняемых функций. «Органы местного самоуправления были наделеныфедеральным и региональным законодательством такими неподъемнымиполномочиями, выполнение которых требует больших материальных и финансовыхсредств»[36]. В то же время в местных бюджетах средств, как правило, нехватает. А это, в свою очередь, отчасти связано с тем, что значительнаячасть поступлений денежных средств направляется не в местные бюджеты, а ввышестоящие. Примечательна также политика органов государственной власти поразвитию местного самоуправления в Архангельской области: «постоянныепопытки руководителей органов государственной власти поставить под жесткийадминистративный и финансовый контроль процесс развития и функционированияместного самоуправления»[37]. В своем стремлении поставить под полныйконтроль местное самоуправление в регионе представители государственнойвласти опираются на значительную часть местного населения, у которойсформировано негативное отношение к местному самоуправлению, которое, по ихмнению, стало не "ближе" к народу, а, наоборот, еще больше "отдалилась" отнего. Результатом бездействия представителей государственной власти вобласти формирования положительного имиджа муниципальных властей иразъяснения населению сущности данного института власти стало безразличное(а порой и негативное) отношение местного сообщества к органам местногосамоуправления. Все участие населения муниципального образования ворганизации местного самоуправления в своих городских и сельскихпоселениях, в районах свелось к реализации права избирать и быть выбраннымив представительные органы местного самоуправления. Остальные права иобязанности населения, прописанные в нормативных правовых актах по местномусамоуправлению, на деле не осуществляются. Одной из причин такого отношения населения Архангельской области кместному самоуправлению как институту публичной власти на местах являетсято, что к началу 90-х годов прошлого столетия в России (и области) не былодостаточного количества специалистов в данной сфере. Ведь в СССР в научныхкругах широко изучались научно-теоретические аспекты деятельности местныхСоветов. В результате к началу реформирования всей политико-экономическойсистемы страны в России не оказалось достаточного количества подготовленныхлюдей в области местного самоуправления, которые бы донесли идеиреформаторов до населения и – соответственно – разъяснили бы сущность,содержание и миссию деятельности органов и должностных лиц местногосамоуправления. Таким образом, можно отметить, что в целом в Архангельской областиимеется немало проблем и нерешенных вопросов, которые во многомпрепятствуют эффективной реализации функций местной власти. Среди основныхпроблем самоуправления в Архангельской области следует выделить: 1. Стремление представителей государственной власти как можно в большем объеме контролировать местные власти; 2. Равнодушное (негативное) отношение населения к институту местного самоуправления, не способствующее его развитию.2.2 Организация местной власти в г. Архангельске Для рассмотрения данного вопроса целесообразно использовать Уставгорода Архангельска, так как он «определяет правовые, экономические ифинансовые основы местного самоуправления, устанавливает основные формыучастия населения в осуществлении местного самоуправления»[38]. К тому жеУстав города Архангельска имеет высшую юридическую силу по отношению кдругим актам местного самоуправления и является основой для их принятия,которой они не должны противоречить.2.2.1 Основные положения и вопросы ведения Местное самоуправление в городе Архангельске – это «самостоятельная ипод свою ответственность» деятельность населения по решению вопросовместного значения (Устав муниципального образования «Город Архангельск»,ст. 6). Здесь видно, что данная норма вполне соответствует «общим правилам»организации местного самоуправления на территории Российской Федерации. ВУставе говорится также, что осуществляется эта деятельность«непосредственно или через органы местного самоуправления» (исходя изинтересов населения). Практика же показывает, что наибольшее развитиеполучило осуществление прав местного населения на самоуправление черезвыборные и иные органы местного самоуправления. То есть здесь для местныхвластей имеется довольно значительное поле деятельности по развитию формнепосредственной демократии. К основным вопросам ведения местного самоуправления городаАрхангельска можно отнести[39]: 1. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 2. местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; 3. содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; 4. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения, органов охраны общественного порядка, муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; 5. предоставление и изъятие земельных участков на территории города Архангельска, контроль за их использованием в соответствии с действующим законодательством; 6. регулирование использования водных объектов местного значения, других месторождений; 7. организация дорожного строительства и транспортного обеспечения населения; 8. создание условий для деятельности учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности; 9. обеспечение гражданской обороны, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории города Архангельска. Также и другие задачи стоят перед местной властью города всоответствии с Уставом. Таким образом, видно, что на муниципальноеобразование «Город Архангельск» возлагается довольно большое количествофункций. К тому же данные функции в основном довольно затратны, так какнаправлены на обеспечение населения теми или иными общественными благами.2.2.2 Финансово-экономическая основа местного самоуправления Основой деятельности местной власти являются, в первую очередь,финансово-экономические ресурсы. «Экономическую основу местногосамоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы,имущество, находящееся в государственной собственности и переданное вустановленном порядке в управление органам местного самоуправления»[40], атакже другая собственность, направленная на удовлетворение интересовместного сообщества. В состав муниципальной собственности входит довольно широкий спектробъектов. Среди основных можно выделить: 1. средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; 2. имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; 3. муниципальные унитарные предприятия, учреждения и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; 4. муниципальный жилой фонд и нежилые помещения. Муниципальной собственностью управляют и распоряжаются органы местногосамоуправления. Они могут передавать ее в пользование, сдавать в аренду, атакже осуществлять иные сделки в соответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации. К компетенции муниципального образования относитсятакже право учреждать муниципальные унитарные предприятия и учреждения,определять цели, условия и порядок их деятельности и другие полномочия. Таким образом, в данной сфере местные власти имеют (по Уставу)довольно широкие полномочия, что должно способствовать наиболееэффективному удовлетворению потребностей населения. «Финансовые ресурсы города Архангельска включают в себя бюджетныесредства, ценные бумаги, средства внебюджетных и валютных фондов, кредитныхи иных ресурсов, полученных органами местного самоуправления в соответствиис действующим законодательством»[41]. К тому же органы местногосамоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местного бюджета, апревышение доходов над расходами не подлежит передаче государственныморганам, а используется на нужды муниципального образования. Данная норма(Устав муниципального образования «Город Архангельск», ст.30)предусматривает довольно большие полномочия местной власти по формированиюи распоряжению финансовыми ресурсами, что позволяет, помимо всего прочего,осуществлять свою деятельность на самостоятельной основе (на сколько этовозможно).2.2.3 Органы и должностные лица местного самоуправления К органам и должностным лицам местного самоуправления городаАрхангельска относятся: 1. городской Совет депутатов; 2. мэр города Архангельска; 3. мэрия города Архангельска; 4. муниципальные служащие города Архангельска, имеющие статус должностных лиц. Рассмотрим компетенцию городского Совета депутатов, мэра и мэриигорода Архангельска, дабы оценить значимость каждого из них. ГородскойСовет депутатов осуществляет значительный перечень полномочий, в томчисле[42]: 1. принятие Устава, внесение изменений и дополнений в Устав города Архангельска, передача его на референдум; 2. утверждение по представлению мэра города Архангельска местного бюджета и иных финансовых документов; 3. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, условий приобретения, создания и преобразования ее объектов, порядка и условий приватизации муниципального имущества; 4. установление и отмена местных налогов и сборов, порядка предоставления льгот по ним; 5. утверждение структуры не только городского Совета, но и мэрии города Архангельска, перечня должностных лиц, назначение на должность которых производится с согласия городского Совета; 6. городской Совет осуществляет контроль за деятельностью мэра, мэрии и ее должностных лиц. Таким образом, городской Совет депутатов города Архангельскарасполагает полномочиями, которые позволяют ему в основном контролировать изадавать правила осуществления властных полномочий муниципальнымобразованием. Наряду с этим стоит отметить, что право установления и отменыместных налогов и сборов указывает на то, что городской Совет депутатовнаделен также и реальными полномочиями по управлению делами муниципальногообразования. К таким полномочиям можно отнести также право утвержденияструктуры исполнительной ветви власти. В качестве Главы муниципального образования выступает мэр городаАрхангельска. Он является выборным должностным лицом, возглавляющимдеятельность по осуществлению местного самоуправления на территориимуниципального образования. Таким образом, он – по определению – стоит«над» остальными органами и должностными лицами местного самоуправлениягорода. И действительно, рассмотрев компетенцию мэра (в соответствии сУставом города Архангельска), видно, что ему принадлежат ключевые функциипо управлению городом: пункт 1 статьи 18 Устава муниципального образования«Город Архангельск» гласит, что мэр «непосредственно на основе единоначалияили через структуры мэрии города» выполняет функции местногосамоуправления. Об особом положении мэра по сравнению с городским Советомдепутатов свидетельствуют также следующие его полномочия[43]: 1. мэр осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета; 2. использует средства внебюджетных и иных, в том числе валютных фондов; 3. представляет непосредственно или через своих представителей интересы города Архангельска в различных инстанциях; 4. назначает на должности руководителей подразделений мэрии города и освобождает их от должности, применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к должностным лицам мэрии города, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений; 5. определяет компетенцию отраслевых и территориальных органов мэрии города Архангельска и устанавливает фонды оплаты труда их работников. Помимо вышеперечисленного важным является право председательствоватьна заседаниях городского Совета, а также то, что мэр «издает постановленияи распоряжения, которые обязательны для всех предприятий, учреждений,организаций и граждан на территории города Архангельска»[44]. Нельзя не отметить также, что мэр осуществляет руководстводеятельностью мэрии города Архангельска, образует ее структурныеподразделения. При этом фактически мэрия выполняет роль организации, посредством которой мэр города осуществляет полное руководство городом. Исходя из проведенного выше анализа организационной структуры местнойвласти муниципального образования «Город Архангельск», можно сделатьследующие промежуточные выводы. В первую очередь, очевидно, что на местнуювласть возлагается довольно широкий круг задач, связанных, прежде всего, спредоставлением населению различных благ и обеспечением достойного уровня икачества жизни. А также анализ показал, что властные полномочия,позволяющие осуществлять реальный контроль, сосредоточены в руках мэра. Вменьшей степени реальной властью обладает городской Совет депутатов.Администрация же города Архангельска как таковым самостоятельным органомвласти фактически не является. Основанием такого умозаключения явилось тообстоятельство, что экономические, административные и представительскиефункции принадлежат в большей степени мэру города. Те же полномочия,которыми располагает городской Совет депутатов, не позволяют ему в должноймере влиять на принимаемые решения по управлению делами города.2.2.4 Ответственность местного самоуправления Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправлениягорода Архангельска состоит в их ответственности «перед населением городаАрхангельска, государством, физическими и юридическими лицами всоответствии с законодательством»[45]. В отношении ответственности местного самоуправления перед населением вУставе говорится, что основанием для нее является утрата доверия органами идолжностными лицами местного самоуправления города. Также, по Уставу,формой реализации ответственности является досрочное прекращение полномочийорганов и должностных лиц местного самоуправления. Для этого необходимаинициатива «не менее 3% избирателей либо по инициативе не менее двадцатидепутатов городского Совета», а для отзыва депутата городского Советанеобходима инициатива не менее 1% избирателей соответствующего округа.Таким образом, со стороны населения имеются достаточно действенные рычагивоздействия на местную власть, поскольку достаточна инициатива сравнительнонебольшого числа граждан. В этой связи возникает другой вопрос: на сколькоактивно (и по каким причинам) население пользуется своим правом досрочнопрекращать полномочия того или иного органа или должностного лица местнойвласти? Ответственность перед государством предусматривается Уставоммуниципального образования «Город Архангельск» таким же образом, что изаконом «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» (менее подробно). Специальных норм, устанавливающих ответственность органов идолжностных лиц местного самоуправления города Архангельска передфизическими и юридическими лицами, Устав не содержит. Таким образом, онареализуется на основе общего законодательства.2.3 «Плюсы» и «минусы» местного самоуправления Проведенный анализ организации и деятельности местного самоуправленияв Архангельской области и городе Архангельске позволяет подвести некиеитоги, выявить положительные и отрицательные стороны функционированияместной власти. В первую очередь нельзя не отметить, что в области уже имеетсяопределенный опыт в сфере муниципального управления. В то же время процессформирования института местной публичной власти шел «сверху», что наложилона него негативный отпечаток: не позволило наиболее полно учесть интересы иособенности конкретной территории, так как «центр» стремился учесть (какможно полнее) свои интересы. Это первый «минус» самоуправления в области,выявленный в ходе написания данной работы. К недостаткам местного самоуправления в Архангельской области можноотнести также то, что в сфере перераспределения финансовых средств уклонделается в сторону органов государственной власти (хотя по закону местнаявласть располагает большим перечнем финансовых поступлений), в то время какперед местными властями стоят довольно серьезные задачи. Одной из проблемместного самоуправления также является в основном отрицательное отношениенаселения к местной власти, что отражается и на участии населения всамоуправлении, которое является довольно ограниченным. Рассмотрение организации местного самоуправления в городе Архангельскепоказало, что местные власти города своими полномочиями осуществляютдовольно широкий круг деятельности. Также (по закону) они наделены высокойстепенью самостоятельности. Тем не менее, недостатком здесь является то,что реализуется право на местное самоуправление в основном через органы идолжностных лиц местного самоуправления; на практике слабо развиты формынепосредственной демократии. Среди органов и должностных лиц местного самоуправления в городеАрхангельске объемы власти распределены неравномерно. С одной стороны, этозакономерно, так как соответствует построению власти в целом в стране. Тоесть законодательная власть находится как бы «на втором плане». Но в то жевремя практически «размыта» роль администрации города. Фактически онавыполняет роль администрации мэра: им формируется и возглавляется.Городской Совет депутатов осуществляет довольно широкий круг полномочий, нореально позволяющих ему управлять делами города полномочий практически неимеет. Стоит отметить также, что касательно ответственности органов идолжностных лиц местного самоуправления города Архангельска переднаселением Устав содержит норму, позволяющую горожанам реально пользоватьсяправом отзыва депутата городского Совета и досрочного прекращениядеятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.2.4 Пути решения существующих проблем Таким образом, видно, что местное самоуправления в Архангельскойобласти и городе Архангельске имеет немало недостатков (проблем), которыенеобходимо решать, чтобы местная власть могла функционировать наиболееэффективно. Прежде всего, необходимо задействовать имеющийся потенциалспециалистов в области муниципального управления для подготовкиквалифицированных кадров и – в первую очередь – разъяснения населению сутиместного самоуправления. При этом (задействовав не только системуобразования, но и местные СМИ) необходимо донести до населения осознаниепотенциала местной публичной власти, чтобы сформировать у людейзаинтересованность в участии в ее осуществлении, особенно в формахнепосредственной демократии. Решение данной проблемы будет способствоватьрешению проблемы, связанной с пассивной реализацией ответственности органови должностных лиц местного самоуправления перед населением. Затем на местный уровень необходимо передать ряд финансовыхпоступлений, усилив при этом надзор за их использованием. Вместе с тем надопровести анализ деятельности местной власти, выявить те сферы, которыетрадиционно для нее являются «неподъемными», и передать данные задачи нагосударственный уровень (хотя бы временно). В Архангельской области и городе Архангельске есть еще много проблем,которые необходимо решать (давление областных властей, распределениевластных полномочий между органами и должностными лицами местногосамоуправления и др.). Но в данной курсовой работе были выделены наиболеесущественные недостатки, препятствующие как можно более эффективномуфункционированию местной власти. В этой связи были предложены пути решениядвух основных проблем – экономической и социальной.Заключение Тема данной курсовой работы является довольно интересной и актуальной.Она позволяет полнее раскрыть суть местного самоуправления как явления. Этоявляется актуальным в свете предстоящей (планируемой) реформы местногосамоуправления в Российской Федерации. По ходу изучения данной темы был сформулирован ряд задач, которыепомогли дифференцированно подойти к предмету настоящей курсовой работы. Вней сначала были рассмотрены общетеоретические аспекты местногосамоуправления, что позволило углубиться в изучаемое понятие, рассмотретьего особенности. Были выявлены разные подходы к понятию «местноесамоуправление». При написании курсовой работы был затронут исторический аспект,показывающий развитие самоуправления в России в различные историческиепериоды. Он выявил особенности местного самоуправления сегодня в сравнениис прошлыми историческими периодами. Также было проанализировано законодательство в области местногосамоуправления. На основе этого анализа удалось раскрыть организацию и иныеаспекты власти на местах, характерные в целом для России. Кроме аспектов местного самоуправления, характерных для РоссийскойФедерации в целом, изучалось устройство и деятельность местной власти вАрхангельской области, в городе Архангельске в частности. Была рассмотренадеятельность местного самоуправления в Архангельской области, при этомвыявлены первостепенные проблемы самоуправления в области. Далее был проанализирован Устав муниципального образования «ГородАрхангельск», на основе него было изучено устройство и функционированиеместной публичной власти города, определены ее особенности, в том численедостатки (проблемы). Относительно ключевых из них были предложеныварианты решения. Немаловажным в данной курсовой работе является также изучениеответственности органов и должностных лиц местного самоуправления передгосударством, населением, а также юридическими и физическими лицами, таккак именно данный аспект деятельности местной власти является одним изосновных в определении местного самоуправления как формы местной публичнойвласти. Таким образом, задачи курсовой работы в ходе ее написаны были решены.А, соответственно, была достигнута и цель работы, то есть деятельность иорганизация местной власти были рассмотрены с разных сторон (хотя и врамках одной темы).Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации – М.: Информационно- издательский дом «Филинъ», 1997. – 80 с. 2. Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (в ред. от 17 марта 1997 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” //Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст.3506. 3. Закон РСФСР «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР». – Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1971. - № 31 – Ст.653 4. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1975. Т. 21 Проба – Ременсы. 1975. 640 с. с илл., 20 илл., 3 л. карт. 5. Большая Советская Энциклопедия. (В 20 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия». 1975. Т. 22 Ремень – Сафи. 1975. 628 с. С илл., 33 илл., 4 л. карт. 6. Консультант Норд: Бюллетень правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск». – 1998. – № 3(4). – 122 с. 7. Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. – М.: Юрид. лит., 1998. – 784 с. 8. СЗ РФ. 1993. № 19. Ст. 685; 1995. № 51. Ст. 4970. 9. Основы местного самоуправления: В 3-х ч. Ч. 2. – Учебное пособие для муниципальных служащих под ред. С. В. Вобленко. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1997. – 94с., ил. 10. Советы народных депутатов: Справочник / Лукьянов А.И., Авакьян С.А., Гуреев П.П. и др. – М.: Политиздат, 1984. – 382 с. 11. http://news.http://news.chastnik.ru/print_ver.php?msg_select=12&id x=1657 12. http://pravogizn.h1.ru/KSNews/PIG_75.htm 13. http://www.allcars.biz/txt/2760/news_3774.shtml 14. http://www.arhcity.ru/4/kas/st06.shtml 15. http://www.kazanfed.ru/actions/konfer4/doklad1/ 16. http://www.mfit.ru/local/obzor/theses.html 17. http://www.strana.ru/print/161804.html 18. http://www.vcom.ru/cgi-bin/zakdoc?_reg_number=%D09304658-----------------------[1] Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом«Филинъ», 1997. – С. 12.[2] http://www.kazanfed.ru/actions/konfer4/doklad1/[3] http://www.strana.ru/print/161804.html[4] http://www.strana.ru/print/161804.html[5]http://news.http://news.chastnik.ru/print_ver.php?msg_select=12&idx=1657[6] http://www.allcars.biz/txt/2760/news_3774.shtml[7] Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом«Филинъ», 1997. – С. 9, С. 19, С. 66.[8] Большая Советская Энциклопедия. (В 20 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров.Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия». 1975.Т. 22 Ремень – Сафи. 1975. 628 с. С илл., 33 илл., 4 л. карт.[9] Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом«Филинъ», 1997. – С. 66.[10] Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативныхправовых актов. – М.: Юрид. лит., 1998. – С. 8.[11] http://pravogizn.h1.ru/KSNews/PIG_75.htm[12] http://www.mfit.ru/local/obzor/theses.html[13] Большая Советская Энциклопедия. (В 20 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров.Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия». 1975.Т. 22 Ремень – Сафи. 1975. 628 с. С илл., 33 илл., 4 л. карт.[14] Закон РСФСР «О городском, районном в городе Совете народных депутатовРСФСР». – Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1971. - № 31 – Ст.653[15] Советы народных депутатов: Справочник / Лукьянов А.И., Авакьян С.А.,Гуреев П.П. и др. – М.: Политиздат, 1984. – С. 13.[16] Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров.Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1975.Т. 21 Проба – Ременсы. 1975. 640 с. с илл., 20 илл., 3 л. карт.[17] Закон РСФСР «О городском, районном в городе Совете народных депутатовРСФСР». – Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1971. - № 31 – Ст.653.[18] Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (в ред. от 17 марта1997 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации” //Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст.3506.[19] Основы местного самоуправления: В 3-х ч. Ч. 2. – Учебное пособие длямуниципальных служащих под ред. С. В. Вобленко. – Обнинск: Институтмуниципального управления, 1997. – С. 15.[20] Там же, С. 15.[21] Там же, С. 17.[22] Основы местного самоуправления: В 3-х ч. Ч. 2. – Учебное пособие длямуниципальных служащих под ред. С. В. Вобленко. – Обнинск: Институтмуниципального управления, 1997. – С. 17.[23] Там же, С. 15.[24] Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (в ред. от 17 марта1997 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации” //Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст.3506.[25] Там же.[26] ПОЛОЖЕНИЕ «Об основах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации на период поэтапной конституционной реформы» от 26 октября 1993г. N 1760 // http://www.vcom.ru/cgi-bin/zakdoc?_reg_number=%D09304658[27] Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (в ред. от 17 марта1997 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации” //Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст.3506.[28] Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом«Филинъ», 1997. – С. 14.[29] Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (в ред. от 17 марта1997 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации” //Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст.3506.[30] http://pravogizn.h1.ru/KSNews/PIG_75.htm[31] Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (в ред. от 17 марта1997 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации” //Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст.3506.[32] http://pravogizn.h1.ru/KSNews/PIG_75.htm[33] СЗ РФ. 1993. № 19. Ст. 685; 1995. № 51. Ст. 4970.[34] http://www.arhcity.ru/4/kas/st06.shtml[35] Там же.[36] http://www.arhcity.ru/4/kas/st06.shtml[37] Там же.[38] Устав муниципального образования «Город Архангельск» (п. 1 ст. 5) //Консультант Норд: Бюлл. правовых актов органов местного самоуправлениямуниципального образования «Город Архангельск». – 1998. – № 3(4). – С. 8.[39] Устав муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2 ст. 7) //Консультант Норд: Бюлл. правовых актов органов местного самоуправлениямуниципального образования «Город Архангельск». – 1998. – № 3(4). – С. 8.[40] Устав муниципального образования «Город Архангельск» (ст. 28) //Консультант Норд: Бюлл. правовых актов органов местного самоуправлениямуниципального образования «Город Архангельск». – 1998. – № 3(4). – С. 19.[41] Устав муниципального образования «Город Архангельск» (п. 1 ст. 30) //Консультант Норд: Бюлл. правовых актов органов местного самоуправлениямуниципального образования «Город Архангельск». – 1998. – № 3(4). – С. 20.[42] Устав муниципального образования «Город Архангельск» (п. 1, 2 ст. 13)// Консультант Норд: Бюлл. правовых актов органов местного самоуправлениямуниципального образования «Город Архангельск». – 1998. – № 3(4). – С. 11.[43] Устав муниципального образования «Город Архангельск» (п. 2 ст. 18) //Консультант Норд: Бюлл. правовых актов органов местного самоуправлениямуниципального образования «Город Архангельск». – 1998. – № 3(4). – С. 14.[44] Устав муниципального образования «Город Архангельск» (п. 3 ст. 18) //Консультант Норд: Бюлл. правовых актов органов местного самоуправлениямуниципального образования «Город Архангельск». – 1998. – № 3(4). – С. 15.[45] Устав муниципального образования «Город Архангельск» (п. 1 ст. 39) //Консультант Норд: Бюлл. правовых актов органов местного самоуправлениямуниципального образования «Город Архангельск». – 1998. – № 3(4). – С. 24.