«международные и российские меры по защите детей как наиболее уязвимых групп трудящихся» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Консультативный комитет по защите прав Девятая сессия Женева, 3 –... 1 134.87kb.
29 июль 2008 г. (Выходит с марта 1999 г.) 3 828.97kb.
Осеннее развлечение для детей старшей, подготовительной групп «Как... 1 54.28kb.
Меры времени. Год 1 55.71kb.
План мероприятий по химической защите растений потребность в пестицидах 1 331.18kb.
Концепция партийного проекта «Ардагерлерді ардақтайық» «С заботой... 1 85.21kb.
Закон о государственном обеспечении и социальной поддержке 1 254.21kb.
Международные, российские, профессиональные, православные праздники 1 195.48kb.
Не детские вопросы Ведущие российские сми настойчиво внедряют в массовое... 1 133.51kb.
Подготовка замещающих родителей к приему ребенка на воспитание в... 1 208.36kb.
Лучшие международные и Российские образовательные ресурсы и методика... 14 4359.72kb.
Кодекс профессиональной этики «Группы газ» 1 62.45kb.
- 4 1234.94kb.
«международные и российские меры по защите детей как наиболее уязвимых групп трудящихся» - страница №1/1

«МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ КАК НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ ГРУПП ТРУДЯЩИХСЯ»

Содержание:



Введение 3

Глава 1. Правовая регламентация детского труда 5

1.1 Международные меры по защите детей-трудящихся 5

Основополагающим международным актом, определяющим права ребенка, которым должны следовать страны, входящие в ООН, является Конвенция о правах ребенка, принятая ООН 20.11.1989. 5

Согласно пункту 1 статьи 32 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. При этом для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. 5

2. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности: 5

а) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу; 5

b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда; 5

c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.» 5

Как уже отмечалось, в соответствии со статьей 32 Конвенции о правах ребенка государства в целях защиты прав детей на нормальное развитие принимают законодательные, административные и социальные меры, в частности, устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу. В ней фактически воспроизводятся положения Конвенции МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года. Ее положения, как следует из статьи 5, применяются «как минимум к работе в: шахтах и карьерах, обрабатывающей промышленности; строительстве; службах электро-, газо- и водоснабжения; санитарно-технической службе; транспорте, складах и службах связи; а также на плантациях и других сельскохозяйственных предприятиях, производящих продукцию главным образом для коммерческих целей, но исключая семейные или мелкие хозяйства, производящие продукцию для местного потребления и не использующие регулярно наемных трудящихся». 5

Согласно статье 1 Конвенции № 138 каждый член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую цель обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков. 5

В статье 3 (пункт 1) Конвенции установлено, что минимальный возраст для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже 18 лет. Вместе с тем, несмотря на эти положения, национальное законодательство или правила или компетентные органы власти могут после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, разрешать работу по найму или другой вид работы лиц в возрасте не моложе 16 лет при условии, что здоровье, безопасность и нравственность этих подростков полностью защищены и что эти подростки получили достаточное специальное обучение или профессиональную подготовку по соответствующей отрасли деятельности. 6

По данным Международной организации труда, большинство работающих детей трудится в сельском хозяйстве (75 - 80%), около 10% работают в обрабатывающей промышленности, остальные - в сфере обслуживания (ресторанах, магазинах, кафе и т.п.). По общим оценкам МОТ в 1996 году во всем мире работало (полный или неполный рабочий день) примерно 250 миллионов детей. 6

Как отмечено выше, одним из направлений социальной защиты подростков является законодательное ограничение минимального возраста, с которого возможен их допуск к определенной работе. 6

На международном уровне этот вопрос решен в Конвенции МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года, которая заменила собой целый ряд конвенций МОТ, устанавливавших минимальный возраст в определенной сфере производства (Конвенцию МОТ № 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (от 15.06.1920), Конвенцию МОТ № 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (от 25.10.1921), Конвенцию МОТ № 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (от 30.04.1932), Конвенцию МОТ № 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы (от 22.06.1937), Конвенцию МОТ № 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (от 22.06.1965)). 6

Таким образом, можно заключить, что международно-правовые меры защиты детей как наиболее уязвимых групп трудящихся на сегодняшний день являются достаточными и в полной мере отражающими мировую политику в регулировании трудовых прав отдельных категорий работников. 6

1.2 История регулирование труда несовершеннолетних работников в России 6

Глава 2. Особенности правового статуса несовершеннолетних работников 8

2.1 Заключение трудового договора 8

2.2 Условия труда, режимы рабочего времени и времени отдыха 9

2.3 Прекращение трудового договора с несовершеннолетним 11

Заключение 13

Список используемой литературы 15




Введение


Одной из тенденций современного международного законодательства является сокращение детского труда. В девяностые годы двадцатого столетия принимаются ратифицируется ряд конвенций: Конвенция № 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов», Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде», Конвенция № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности», Конвенция № 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах», Конвенция МОТ № 79 «Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах», Конвенция МОТ №90 «О ночном труде подростков в промышленности», Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу», Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

Все эти международные акты имеют целью «действенное запрещение детского труда»1, но практика показывает, что полностью от труда несовершеннолетних невозможно отказаться. В крайнем случае, это сложно сделать в условиях современного общества. Во-первых, труд является формой выражения индивидуальности личности, во-вторых, детский труд зачастую выступает экономической необходимостью.

В Российской Федерации труд несовершеннолетних традиционно используется учебными заведениями, которые принуждают учащихся незаконно осуществлять работу (так называемые, дежурство по столовой, гардеробу, летние отработки, субботники). Труд несовершеннолетних используется и сельскохозяйственными организациями. В настоящее время участилось использование труда несовершеннолетних как кондукторов маршрутных такси, работников ночных стоянок, автомобильных моек, заправок, грузчиков на рынках, работников по приему стеклотары и т.д. Рабочий день несовершеннолетних, как показывают результаты социологического опроса школьников, составляет по 12 часов в сутки, проходит в ночное время, сопряжен с вредными условиями2. При этом никакого трудового договора, а также сопровождающих действий (медицинского освидетельствования и т.д.) работодатель не совершает.

Это одна сторона проблематики, где труд несовершеннолетних используется охотно. Кроме того, можно задать следующие проблемные вопросы по теме исследования: Соблюдаются ли права работающих детей в процессе труда? Какую ответственность несет работодатель? И, собственно, существует ли практика применения российского законодательства о запрете детского труда привлечение к ответственности работодателей? В чем особенности правового статуса несовершеннолетнего? Отражает ли трудовое законодательство современную проблематику? Созданы ли действенные механизмы для реализации действующих трудовых норм?

Трудовое законодательство России устанавливает ряд специальных гарантий и льгот для молодежи, выделив ее в число особых субъектов трудовых правоотношений3.

Трудовое законодательство учитывает, что несовершеннолетние впервые вступают в правоотношение в сфере труда, не имеют опыта работы, нуждаются в особой охране здоровья, нравственного развития, создании специальных условий безопасности труда.

Правовая система России преследуют цель – оптимизировать правовое регулирование труда несовершеннолетних, создать механизм реализации таких трудовых норм.

Целью научного исследования является анализ международных и российских мер по защите детей как наиболее уязвимых групп трудящихся.

Исходя из поставленной цели, можно поставить перед собой следующие задачи:


  1. проанализировать международно-правовые акты в области регулирования труда несовершеннолетних, а также национальное законодательство Российской Федерации;

  2. исследовать особенности правового статуса несовершеннолетних работников по законодательству Российской Федерации;

  3. исследовать судебную практику, а также практическую реализацию действующего законодательства в области трудовых правоотношений несовершеннолетних.

В работе анализируются международные правовые акты, правовые акты России. Фактически, работа будет построена на юридической литературе двух правовых систем: советского трудового права и трудового права Российской Федерации. Для анализа были использованы такие способы исследования как: системный анализ и сравнительно правовой метод.

В первой главе данной работы анализируется история регулирования труда несовершеннолетних работников на международном и внутрироссийском уровне (от нормативных источников, закрепляющих право на труд Российской империи, до современного законодательства). В следующей главе рассматривается особенности трудовой правоспособности несовершеннолетних, особенности заключения и расторжения трудового договора.



Глава 1. Правовая регламентация детского труда

1.1 Международные меры по защите детей-трудящихся

Основополагающим международным актом, определяющим права ребенка, которым должны следовать страны, входящие в ООН, является Конвенция о правах ребенка, принятая ООН 20.11.1989.

Согласно пункту 1 статьи 32 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. При этом для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

2. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

а) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.»

Как уже отмечалось, в соответствии со статьей 32 Конвенции о правах ребенка государства в целях защиты прав детей на нормальное развитие принимают законодательные, административные и социальные меры, в частности, устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу. В ней фактически воспроизводятся положения Конвенции МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года. Ее положения, как следует из статьи 5, применяются «как минимум к работе в: шахтах и карьерах, обрабатывающей промышленности; строительстве; службах электро-, газо- и водоснабжения; санитарно-технической службе; транспорте, складах и службах связи; а также на плантациях и других сельскохозяйственных предприятиях, производящих продукцию главным образом для коммерческих целей, но исключая семейные или мелкие хозяйства, производящие продукцию для местного потребления и не использующие регулярно наемных трудящихся».

Согласно статье 1 Конвенции № 138 каждый член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую цель обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков.

В статье 3 (пункт 1) Конвенции установлено, что минимальный возраст для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже 18 лет. Вместе с тем, несмотря на эти положения, национальное законодательство или правила или компетентные органы власти могут после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, разрешать работу по найму или другой вид работы лиц в возрасте не моложе 16 лет при условии, что здоровье, безопасность и нравственность этих подростков полностью защищены и что эти подростки получили достаточное специальное обучение или профессиональную подготовку по соответствующей отрасли деятельности.

По данным Международной организации труда, большинство работающих детей трудится в сельском хозяйстве (75 - 80%), около 10% работают в обрабатывающей промышленности, остальные - в сфере обслуживания (ресторанах, магазинах, кафе и т.п.). По общим оценкам МОТ в 1996 году во всем мире работало (полный или неполный рабочий день) примерно 250 миллионов детей.

Как отмечено выше, одним из направлений социальной защиты подростков является законодательное ограничение минимального возраста, с которого возможен их допуск к определенной работе.

На международном уровне этот вопрос решен в Конвенции МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года, которая заменила собой целый ряд конвенций МОТ, устанавливавших минимальный возраст в определенной сфере производства (Конвенцию МОТ № 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (от 15.06.1920), Конвенцию МОТ № 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (от 25.10.1921), Конвенцию МОТ № 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (от 30.04.1932), Конвенцию МОТ № 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы (от 22.06.1937), Конвенцию МОТ № 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (от 22.06.1965)).

Таким образом, можно заключить, что международно-правовые меры защиты детей как наиболее уязвимых групп трудящихся на сегодняшний день являются достаточными и в полной мере отражающими мировую политику в регулировании трудовых прав отдельных категорий работников.

1.2 История регулирование труда несовершеннолетних работников в России


Вопросы детского труда стали первыми, урегулированным законодательством Российской империи4 в дореформенную эпоху Положением от 7 августа 1845 г. о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста. Данное положение запрещало фабрикантам назначать в ночные смены (от 12 часов ночи до 6 часов утра) детей до 12 лет. За нарушение этого закона также не было предусмотрено санкций, а наблюдение за его применением предоставлялось местным властям. С 1882 по 1903 гг. в России в весьма короткие сроки сформировалось фабрично-трудовое законодательство. Было последовательно принято девять главных законов промышленного (рабочего) права. Для начала был запрещен труд детей в возрасте до 12 лет, установлены специальные правила по охране труда детей от 12 до 15 лет. Малолетним рабочим, не имевшим образования, фабрикант должен был предоставить возможность поступить в народные училища5. Также, владельцам фабрик рекомендовалось открыть школы при предприятии, порядок посещения которых и программы преподавания должны были определяться директорами народных училищ по соглашению с фабричной инспекцией6. Далее, запрещалось привлекать подростков, не достигших 17 лет, к ночным работам на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках7. В 1890 г. был издан Закон «Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и женщин на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения»8, который скорректировал содержание предыдущего Закона в пользу фабрикантов, расширив их возможности по применению ночного труда подростков.

Таким образом, нормы, регламентирующие детский труд в России впервые кодифицированы в 1882 году Законом «О малолетних работающих на заводах, фабриках и мануфактурах». Именно с этого времени за эксплуатацией несовершеннолетних начало наблюдение государство.

В советский период в Кодексах законов о труде (1918 г.9, 1922 г10. и 1971 г11.) труд несовершеннолетних так же регулировался. Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет, для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя. Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра. Работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру. Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни.

В 2001 г был принят Трудовой кодекс, в котором была закреплена отдельная гл. 42. В статье 63 ТК РФ закреплен возраст, с которого допускается заключение трудового договора. По общему правилу с 18 лет, но есть исключение с 15 лет разрешается в случае если лицо, поступающее на работу получило общее образование, либо продолжать получать в иной очной форме обучения, с 14 лет – если данная работа не будет препятствовать учебному процессу, и разрешать органы опеки и попечительства и один из родителей (опекунов).

Как показало исследование, история нормативного регулирования вопросов детского труда насчитывает 166 лет. На сегодняшний день существует база международных и российских актов в исследуемой области, регламентирующих особенности правового статуса несовершеннолетних работников, которые будут рассмотрены во второй главе.

Глава 2. Особенности правового статуса несовершеннолетних работников

2.1 Заключение трудового договора


Современное право считает граждан субъектами трудового права не с момента возникновения у них фактической способности к труду, а с появлением способности к труду как правовой категории, то есть трудовой правосубъектности. Работником может быть дееспособное или ограниченно дееспособное физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста12.

В конвенции МОТ № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (п.3 ст.2) закреплено, что минимальный возраст для приема на работу, не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. В качестве исключения, Конвенция № 138 устанавливает планку в 14 лет для стран со слаборазвитой экономикой. В России, согласно ранее действовавшему законодательству не допускался, как общее правило, прием на работу лиц моложе 15 лет13. Из этого правила были сделаны исключения: для подготовки молодежи к производственному труду допускался прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя.

Трудовой кодекс РФ внес изменения в этот порядок ограничения возраста, дающего право на поступление на работу. Заключение трудового договора допускается, как правило, с лицами, достигшими возраста 16 лет14. Из этого правила сделаны исключения.

1. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральными законами общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет.

2. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

3. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Прием на работу несовершеннолетнего должен быть оформлен договором, в котором полно изложены взаимные обязательства сторон. Заключение трудового договора является итоговым и обязательным правоотношением по поиску работы любого несовершеннолетнего. В Российской Федерации порядок заключения трудового договора с несовершеннолетними регулируется, наряду с ТК РФ, также «Положением о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время»15 и др. актами.

Беспредметно говорить о рабочем времени и времени отдыха, а также об оплате за работу по трудовому договору и т.п. при отсутствии такого договора. Как же быть когда несовершеннолетний работник приступил к работе, а трудовой договор при этом не заключен? Согласно ст. 67 ТК РФ при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе.



2.2 Условия труда, режимы рабочего времени и времени отдыха


Действующим трудовым законодательством России несовершеннолетние граждане с 14 лет в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним. Это означает, что они имеют все права, предусмотренные для работников законодательством о труде, в том числе права: на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации; на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков; на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях; на судебную защиту своих прав и др.

Вместе с тем действующим законодательством о труде предусмотрены нормы, устанавливающие определенные ограничения при приеме на работу несовершеннолетних и направленные на защиту их интересов и здоровья. Совокупность предоставляемых льгот и ограничений при заключении трудового договора можно рассматривать как особенности при приеме на работу несовершеннолетних. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию16. Подобное же положение закрепляет Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»17, Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. Постановлением Правительства РФ18.

Важно подчеркнуть, что применение труда подростков на работах, включенных в настоящий перечень, запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы собственности. При прохождении производственной практики (производственного обучения) учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут находиться на работах, включенных в перечень, не свыше четырех часов в день при условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда19. Разрешение на прохождение производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные работы, подземные и подводные работы). Также, допускается профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, для лиц не моложе 17 лет при условии достижения к моменту окончания восемнадцатилетнего возраста.

Наряду с Перечнем необходимо выделить Постановление НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г, по которому для юношей предельная масса при ручной переноске не должна превышать 16,4 кг, а для девушек – 10,25 кг. К передвижению тяжестей на одноколесных тачках и двухколесных тележках девушки до 18 лет вообще не допускаются. Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет не могут привлекаться к работам, заключающимся только в переноске или передвижении тяжестей массой более 4,1 кг. Для 15-летних эта норма снижена до 2 кг. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать: для юношей 14 лет - 12 кг, 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет -24 кг; для девушек 14 лет - 4 кг, 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет - 8 кг. 20.

Законодатель установил запрет на привлечение несовершеннолетних к сверхурочным работам, а также запрет на вызов в ночную смену и в выходные дни21. Поскольку работники моложе 18 лет вообще не допускаются к выполнению ночных работ, их утренняя смена не может начинаться ранее 6 часов, а вечерняя - заканчиваться позднее 22 часов. Законодательство РФ устанавливает укороченный рабочий день для несовершеннолетних работников. В статье 91 ТК РФ указано, что нормальная продолжительность рабочей недели равна 40 часам. Но для сотрудников, которым не исполнилось 18 лет, установлена сокращенная рабочая неделя22: младше 16 лет – не более 24 часов в неделю; от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю.

Если подросток, помимо работы, еще и учится в каком-либо образовательном учреждении, то эти нормы необходимо сократить вдвое: учащиеся до 16 лет могут работать не более 12 часов в неделю; учащиеся от 16 до 18 лет – не более 18 часов в неделю.

Российское законодательство запрещает подростков отправлять в служебные командировки. Помимо этого организация не имеет права принимать несовершеннолетнего на работу по совместительству23.

Кроме этих льгот, несовершеннолетним предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью не менее 31 календарного дня24. Отзыв из отпуска не допускается ни при каких обстоятельствах, также как и его замена, денежной компенсацией.



2.3 Прекращение трудового договора с несовершеннолетним


Трудовые отношения с несовершеннолетними прекращаются в случаях, предусмотренных законодательством или самим договором (статьи 77-84 ТК РФ).

Статьей 269 ТК РФ работникам в возрасте до восемнадцати лет устанавливаются дополнительные гарантии при расторжении трудового договора. Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Увольнение без согласия указанных инспекции и комиссии влечет за собой не только восстановление уволенного на работе с оплатой вынужденного прогула. Применительно к увольнению работников по сокращению численности или штата, несоответствию занимаемой должности или выполняемой работе в настоящее время ст. 81 ТК РФ говорит следующее: такое увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

В соответствии с п.9 «Положения о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время» учащиеся вправе расторгнуть договор самостоятельно, предупредив об этом администрацию организации письменно за три дня. Работа учащегося должна быть также прекращена по письменному заявлению одного из родителей или заменяющего его лица либо на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, препятствующего продолжению работы.

Если несовершеннолетний увольняется по собственному желанию, то организация также должна сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних в течении трех дней с момента подачи заявления. Таково требование статьи 11 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения по делам несовершеннолетних»25.


Заключение


Детский труд – проблема во многом социальная, не зря, международные органы акцентируют внимание на необходимости учета нужд семей, социальной интеграции и т.д. Однако, т.к. проблематику детского труда, пока, не возможно искоренить, действующее законодательство России стремится защитить и гарантировать права несовершеннолетних работников. Это выражается в целом ряде мер.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что современное законодательство можно назвать отвечающим действительности и требованиям международно-правовых актов и континентального права.

Однако наличие действенных норм не решает сложившейся проблемы.

Масштабы детского труда измерить трудно. Многие дети работают нелегально и не подпадают под официальную статистику. Кроме того, в сельских районах дети привлекаются к труду в натуральном хозяйстве, который, редко полностью учитывается при обычном сборе данных. Отсюда вывод, что нормы, закрепленные в трудовом законодательстве, зачастую носят декларативный характер.

На мой взгляд, источником нарушений прав несовершеннолетних является, прежде всего, школа. Первое – сознательное нарушение состоит в том, что несовершеннолетних привлекают к труду, нарушая действующие нормы. Второе – в том, что школа не раскрывает юношам и девушкам совокупность их прав и обязанностей как работников. Так, например, трудовое законодательство содержит нормы о запрещении требовать выполнение работы, не обусловленной договором. Но на практике, данная норма также не соблюдается. Могу предположить, что если ввести определенные способы борьбы с администрациями школ, где принуждают работников к такому труду, принудительный труд будет забыт в таких школах. Возможно, стоит создать сайт, где учащиеся и их родители будут сообщать о призыве к принудительному труду в их образовательном учреждении, а государственная инспекция труда, органы опеки и попечительства будут проверять добросовестность администрации школ.

Как может несовершеннолетний работник отстоять свои права? Получается, что никак. Несмотря на то, что он может обратиться в соответствующий орган с указанием на факт, что нарушаются его права, несовершеннолетний этого не сделает. Во-первых, потому, что однозначно потеряет работу, а во-вторых, потому, что он просто не знает о возможности такого обращения.

На мой взгляд, для того, чтобы нормы, закрепляющие особый правовой статус несовершеннолетнего работника, нашли свое отражение не только «де юре», но и «де-факто», более активную деятельность должны вести государственная инспекция труда, органы опеки и попечительства, ведь именно с их согласия многие несовершеннолетние устраиваются на ту или иную работу. Государственные инспекции должны активно выявлять места работы несовершеннолетних, проверять условия работы и наличие трудовых договоров, а также принимать меры по развитию правовой грамотности у потенциальных несовершеннолетних работников (вплоть до чтения лекций в школах и др. учебных заведениях). Должен быть создан механизм привлечения к ответственности «нерадивых» работодателей, более того, такие процессы должны носить публичный характер.

Можно предложить следующие рекомендации по изменению сложившейся ситуации:

При совершении работодателем проступка, связанного с незаконным приемом детей на работу, нарушением законодательных норм труда установить меры специальной уголовной ответственности: статью 145.2 можно изложить в следующей редакции: «Нарушение правил принятия работников в возрасте до восемнадцати лет на работу, а равно несоблюдение перечня работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельных норм тяжестей наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов».

Понятно, что если вести против организаций нарушающих права несовершеннолетних жесткую политику привлечения к ответственности, последние полностью откажутся от труда несовершеннолетних работников. В связи с этим, в России можно институт квотирования рабочих мест для несовершеннолетних. В некоторых городах России такое квотирование было введено вместе с квотированием мест для инвалидов. Например, в Ульяновске инвалиды и несовершеннолетние должны занимать 3% рабочих мест в организации. В Москве специально для этого был издан закон «О квотировании рабочих мест»26. Согласно ему всем организациям с численностью работающих от 15 человек устанавливалась квота для приема на работу инвалидов и молодежи. Так почему не во всех городах есть такие законы? К сожалению. Я не могу дать на этот вопрос ответ. Возможно, просто администрация Омской области не считает это важным и нужным.

Если рассматривать международный опыт по трудоустройству несовершеннолетних, то мы увидим, что практически в любом крупном государстве есть нормы, регулирующие детский труд, и несовершеннолетним можно устраиваться на работу, это не так сложно как в России27.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина сказано, что каждый имеет право на труд, так почему же мы законно не осуществляем эти права для несовершеннолетних работников?

На мой взгляд, лучше создать действенный механизм реализации правомочий несовершеннолетних работников, нежели продолжать нормотворчество в этой области, но всеже усиление мер ответственности работодателя может принести действенные плоды. Заканчивая рассмотрение, подчеркну, что Российской Федерации нужен системный механизм реализации трудового законодательства о несовершеннолетних работниках, включающий в себя меры правовой пропаганды, повышения уровня правовой культуры работников школ и самих детей, экономические меры по квотированию рабочих мест.

Предложенный комплекс мер позволит улучшить механизм защиты несовершеннолетних работников.


Список используемой литературы


Нормативно-правовые акты

  1. Конвенция Международной Организации Труда №16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов (Женева, 25 октября 1921 г.) // [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

  2. Конвенция Международной Организации Труда №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.) // Библиотечка Российской газеты. - выпуск №22-23. - 1999 г.

  3. Конвенция Международной Организации Труда № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.) // Библиотечка Российской газеты. - выпуск №22-23. - 1999 г.

  4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с изменениями на 25.03.2004г.) // [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  5. Трудовой кодекс РФ // [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 7 января 2002 г. – №1. – Ст. 1.

  7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 19 июля 1999 г. – № 29. – Ст.3702.

  8. Резолюция Международной Организации Труда «О занятости молодежи» (Женева, 16 июня 1998 г.) (извлечение) // Библиотечка Российской газеты. – 2000 г. – выпуск № 15.

  9. Рекомендация Международной Организации Труда от 12 мая 1944 г. № 70 о минимальных нормах социальной политики на зависимых территориях [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  10. Рекомендация Международной Организации Труда от 25 октября 1921 г. №14 о ночном труде детей и подростков в сельском хозяйстве [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  11. Рекомендация Международной Организации Труда от 9 октября 1946 г. № 80 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  12. Положение о комиссии по делам несовершеннолетних, утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. с изменениями и дополнениями - ВВС РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536; 1972. № 51. Ст. 1209; 1974. № 29. Ст. 782; 1997. № 12. Ст. 259; 1985. № 40. Ст. 1400; ВВС РФ. 1993. №12. Ст. 429.

  13. Постановление Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 3 июня 1988 г. №343/90-01-490/25-01/17-30/43/34-а «Об утверждении Положения о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время» // [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  14. Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - 1999г. - № 7.

  15. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 марта 2000 г. - №10. - Ст. 1131.

  16. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 4 апреля 1997 г. №5 // [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  17. Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» // URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11). (Утратил силу).

  18. Закон от 10 июня 1903 г. «Об учреждении старост в промышленных предприятиях» // URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11). (Утратил силу).

  19. Закон от 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» // URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11). (Утратил силу).

  20. Закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» // URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11). (Утратил силу).

  21. Закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» // URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11). (Утратил силу).

  22. Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» (временный на 3 года) // URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11). (Утратил силу).

  23. Закон от 3 июня 1886 г. «Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» // URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11). (Утратил силу).

  24. Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 10 сентября 1980 г. № 283/П-9 «О Списке производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» // Бюллетень Госкомтруда СССР. - 1981 г. - №№3-7. (утратил силу)


Научная и методическая литература

  1. Буянова А.В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников // Трудовое право. 2005. № 6. С. 18.

  2. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков. Санитарные правила и нормы.

  3. Емеленко Е. Дорогие GRP-программы, или Почему работа с молодежью стоит дорого? // Управление персоналом. 2005. № 7. С. 42 - 43.

  4. Если на вашем предприятии работают студенты и школьники. Яремчук И.В. // Отраслевое приложение «Учет в сельском хозяйстве». - № 3. - III квартал 2002 г.

  5. Иванов С. А. Российское трудовое право: история и современность // Государство и право. 1999. № 5. С. 37.

  6. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право М. Шк. соц. и экон. Наук – М.: Дело, 1999 -725

  7. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ / Под ред. Коршунова Ю.Н., Коршуновой Т.Ю., Кучмы М.И., Шеломова Б.А. – М.: Спарк. - 2002 г. – с.231.

  8. Льготы рабочим и служащим, М. Е. Панкин, М.: Профиздат, 1979-224с.

  9. Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков. Методические указания.

  10. Опарина М.В. Трудовые отношения с несовершеннолетними//Новый правовед, 2005 , № 12 – с.99

  11. Охрана труда, Г. Ф. Денисенко, М.: Высшая школа, 1985-319с.

  12. Правовое обеспечение интересов личности, Н. А. Шайкенов, Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1990-199с.

  13. Современные проблемы общей части российского трудового права. Марвин С.П. СПб., 1993.

  14. Трудовые права рабочих и служащих, В. К. Колосов, М.: Экономика, 1987-96с.

  15. Щур-Труханович Л.В. О возрасте, с которого допускается заключение трудового договора в Российской Федерации // Трудовое право. 2006. № 8. С. 52.

Электронные ресурсы

  1. URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/law.htm [Электронный ресурс] (дата обращения 02.10.11).

  2. URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11).

  3. URL: http://pravo.levo№evsky.org/baza/soviet/sssr1575.htm [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11).

  4. URL: http://www.pravoteka.ru/pst/1072/535858.html [Электронный ресурс] (дата обращения 03.10.11).

  5. URL: http://www.cosultat.ru/popular/tkrf [Электронный ресурс] (дата обращения 02.10.11).

  6. URL: http://www.tehbez.ru/Docum/DocumShow_DocumID_507.html

[Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11).

1 Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 г.// [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


2 Опрошено 100 респондентов в возрасте с 11 до 18 лет, выборка случайная.

3 Глава 42 Трудового кодекса РФ [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


4 О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста : Положение Мануфактурного совета Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов России от 7 августа 1845 г. // URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11).

5 Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» // URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/1882.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения 02.10.11).

6 Закон от 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» // URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11).

7 Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» (временный на 3 года)»//URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11).

8 Закон от 24 июля 1890г. «Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и женщин на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения»// URL: http://www.№lr.ru/e-res/law_r/search.php [Электронный ресурс] (дата обращения 06.10.11).

9 Кодекс законов о труде (КЗоТ РФ) от 1918г. // [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Кодекс законов о труде (КЗоТ РФ) от 1922 г.// [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11 Кодекс законов о труде (КЗоТ РФ) от 09.12.1971// [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


12 п.1 ст.63 ТК РФ.// [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13 ст.173 КЗоТ РСФСР // [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14 ст. 63 ТК РФ// [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15 Постановление Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 3 июня 1988 г. № 343/90-01-490/25-01/17-30/43/34-а «Об утверждении Положения о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время» URL: http://pravo.levo№evsky.org/baza/soviet/sssr1575.htm [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11).

16 ст. 265 ТК РФ // [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 19 июля 1999 г. – № 29. - Ст.3702.

18 Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 марта 2000 г. - №10. - Ст. 1131.

19 Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 4 апреля 1997 г. № 5 URL: http://www.tehbez.ru/Docum/DocumShow_DocumID_507.html [Электронный ресурс] (дата обращения 04.10.11).

20 Постановление Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - 1999г. - № 7

21 ст. 268 ТК РФ// [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22 ст. 92 ТК РФ// [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

23 ст. 282 ТК РФ// [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

24 ст. 267 ТК РФ// [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


25 Положение о комиссии по делам несовершеннолетних, утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. с изменениями и дополнениями. URL: http://www.pravoteka.ru/pst/1072/535858.html [Электронный ресурс] (дата обращения 03.10.11).

26 Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест»// [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


27 Киселев И.Я. Трудовое право зарубежных стран. М, 1998. – 263с.