Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей - страница №1/1

Фрагмент научной статьи

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Снижение интереса к обучению, а затем и показателей интеллектуального и творческого развития у наиболее одаренных детей, начинающих учиться в школе, вызывает тревогу у педагогов и психологов разных стран. Важнейшим звеном в решении этой проблемы является создание специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли обеспечить дальнейшее развитие их одаренности. В то время как зарубежная практика обучения отличается обилием таких программ, в нашей стране делаются лишь первые шаги в этом направлении.

В связи с этим восемь лет назад нами была поставлена задача и начато исследование по построению развивающей программы обучения для одаренных детей и изучению результатов ее осуществления. При этом нас интересовали, прежде всего, дети, чьи любознательность и потребность в познании выходили далеко за пределы возможностей традиционного обучения, те, кто обнаруживал высокие интеллектуальные и творческие показатели, т.е. дети с так называемой общей, а не специальной одаренностью.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ "ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК Многочисленные зарубежные исследования феномена одаренности обеспечили научную основу для выработки требований, которым должна удовлетворять программа обучения одаренных детей. Эти требования наиболее полно сформулированы и изложены в работе С. Кэплэн [8]. Содержание программ обучения должно быть основано на: 1) изучении глобальных, основополагающих тем; 2) интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; 3) использовании принципа междисциплинарности; 4) рассмотрении задач "открытого типа ", т.е. не имеющих единственного и окончательного решения; 5) соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.

Методы же обучения должны развивать продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактнологического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.

Наиболее полно, на наш взгляд, эти принципы обучения могут быть реализованы в рамках модели тематической междисциплинарной интеграции, уходящей своими корнями к идеям Д. Дьюи и В.П. Вахтерова [1], [2]. Эту модель обучения мы и положили в основу построения авторской развивающей программы для одаренных детей, получившей название "Одаренный ребенок ", которая осуществляется в учебно-воспитательном комплексе (УВК) № 1624 "Созвездие ", представляющем собой научно-практический центр по разработке и реализации новой модели содержания образования тематической междисциплинарной интеграции.

Важным аргументом в пользу выбора данной модели были накопленные в литературе сведения о том, что чрезвычайная любознательность одаренных детей, высокий уровень развития абстрактного мышления и речи, легкость обобщения, стихийное стремление к построению целостной картины мира у этих детей могут быть удовлетворены и подняты на более высокий уровень при обучении их по междисциплинарному типу. Кроме того, данная модель уникальна в том смысле, что она дает ключ к созданию системы развивающего обучения для одаренных детей, а не просто отдельного курса развития, так как открывает общий принцип построения содержания обучающих программ.

Содержание обучения по экспериментальной программе "Одаренный ребенок " выстраивается вокруг глобальных философских тем. Одна такая тема является как бы фокусом развивающей программы одного учебного года. По своему характеру тема является аморфной, т.е. она не имеет четких границ для изучения, что позволяет строить обучение практически на любом содержательном материале, отбираемом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и требований обязательной программы. Выбор той или иной глобальной темы для изучения осуществляется с учетом возрастных интересов и особенностей содержания общеобразовательной программы. Так, центральными вопросами дошкольников являются вопросы о том, что откуда берется и что из чего состоит. Именно поэтому обучение для дошкольников начинается с изучения глобальных тем "Происхождение " и "Структура ". Младших же школьников интересуют причины вещей и явлений, особенности устройства мира, поэтому темами для изучения в начальной школе являются "Изменение ", "Влияние ", "Порядок ". Каждая новая глобальная тема, сменяющая старую, позволяет на новом витке спирали, уже в другом "ключе " вернуться к предыдущим темам.

Глобальная проблема каждого учебного года раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, т.е. таких идей, которые справедливы по отношению к целому ряду областей знания, например: изменения могут быть полезными и вредными, полезные и вредные изменения относительны, одно изменение влечет за собой другое и т.п. Именно изучение многочисленных сведений и фактов из различных дисциплин позволяет учащимся открывать эти идеи, а затем доказывать их справедливость, развивать далее или опровергать. Возможность же изучать любое обобщение с разных точек зрения: естествоиспытателя, лингвиста, историка или искусствоведа создает чрезвычайно благоприятные условия для развития творческого мышления одаренных детей и их способности решать проблемы. Междисциплинарное обобщение требует от ребенка высокого уровня абстракции, что потенциально расширяет возможную сферу "применимости " его способности к решению проблем.

Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у учащихся целостной картины мира. При этом сами учебные предметы не исчезают, не теряют своей специфики, а вносят лишь свой вклад в открытие и доказательство междисциплинарной идеи. На осуществление этой программы необходимо четыре часа в неделю специальных междисциплинарных занятий (МДО) в начальной школе и два в старшей. На этих занятиях через обобщение "протягивается " связующая нить между дисциплинами, в то время как с помощью отдельных предметов осуществляется конкретизация и детальная разработка этого обобщения. Так, например, на уроке МДО, изучая особенности порядка в природе, обществе и искусстве, дети приходят к открытию, что порядок выполняет определенные функции.



Связующим методическим принципом обучения по программе "Одаренный ребенок " является научный метод познания, осуществление которого на практике предполагает такую организацию учебного процесса, при которой ребенок находится в позиции исследователя, открывающего с помощью учителя новые знания о мире. Особенностью же применения данного метода в нашем случае является его сочетание с использованием разнообразных приемов творческого обучения. Созданная Д. Треффингер [11] трехуровневая модель творческого обучения послужила основой для разработки и использования различных методических приемов обучения детей по междисциплинарной программе "Одаренный ребенок ". Первый из этих уровней предполагает развитие дивергентных функций (беглости, гибкости, оригинальности и способности к разработке идей), второй так называемых мыслительных процессов высокого уровня, без которых невозможно творческое решение проблем (creative problem solving), третий вовлечение в самостоятельное, управляемое самим ребенком исследование, в решение реальных проблем, т.е. проблем, которые формулируют сами дети в соответствии со своими индивидуальными потребностями и возможностями.

При обучении по программе "Одаренный ребенок " процесс открытия закономерностей окружающего мира основан не просто на проведении ребенком или группой детей специально организованных индуктивных или дедуктивных исследований, но и на использовании приемов творческого мышления как необходимых звеньев осуществления этих исследований. Например, занятие, задуманное как индуктивное исследование, в результате которого дети откроют, что одно какое-то изменение в природе, обществе, искусстве или в жизни людей неизбежно приводит к другому, может начинаться с того, что учащихся стимулируют задавать разнообразные интересующие их вопросы об изменении, используя для этого специальный прием ключевых слов. Поставленные детьми вопросы будут в этом случае необходимым этапом для последующего сбора и обмена информацией между учащимися, ее классификации, связывания и нахождения общей идеи, т.е. для осуществления индуктивного исследования. Таким образом, преодолевается обычно существующий в практике обучения разрыв: одни программы обеспечивают усвоение необходимого содержания, а задача развития творческого мышления при этом фактически только декларируется. Другие же носят характер специального тренинга, как, например, программы Э. де Боно или Д. Сиск, и предназначены для развития творческого мышления и личности ребенка, но при этом содержание, на котором осуществляется развитие дивергентных функций, способности решать проблемы и т.п., никак не связано с содержанием обязательной программы.