Материалы о состоянии антикоррупционного образования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и мерах по его совершенствованию - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании... 1 229.52kb.
Закон санкт-петербурга о внесении дополнений и изменений в Закон... 1 39.62kb.
Закон санкт-петербурга о дополнительных мерах социальной поддержки 1 80.79kb.
Региональный ресурсный центр развития дополнительного образования... 1 65.8kb.
Пояснительная записка Учебный план составлен в соответствии с региональной... 1 217.15kb.
Закон санкт-петербурга о целевой программе санкт-петербурга "молодежи... 1 137.94kb.
Инвестиции в основной капитал Источник: Петростат, Росстат 1 119.73kb.
Информация о награждении лучших магазинов и розничных сетей спортивных... 1 70.62kb.
Руководство проведением соревнований осуществляют: Комитет по физической... 1 48.05kb.
Аркадий А. Бартов Союз писателей Санкт-Петербурга 1 143.93kb.
Законодательное собрание Санкт-Петербурга Комитет по науке и высшей... 1 116.68kb.
Дневники Николая II 13 4971.52kb.
- 4 1234.94kb.
Материалы о состоянии антикоррупционного образования в образовательных учреждениях - страница №1/2

Материалы о состоянии антикоррупционного образования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и мерах по его совершенствованию



  1. Формирование антикоррупционного мировоззрения у учащихся: теория и практика

Для системы образования Санкт-Петербурга, как и для всего российского образования, разработка темы по созданию системы антикоррупционного образования и воспитания была новой.

Существовали зарубежные практики, наиболее известные это образовательные модели, созданные европейскими странами в рамках Руководства для Европейского совета и Европейского парламента по антикоррупционной политике Европейского Сообщества (1997 год).

В последующее десятилетие европейские страны создали и реализовали несколько крупных образовательных проектов по созданию моделей, программ, пособий по антикоррупционному образованию. Например:


  • Образовательные проекты «Образование против коррупции», Литва, Дания в 2002, 2004, 2006 г.г.

  • 2004 год, введение антикоррупционных модулей в учебные программы средних школ Болгарии.

  • Опыт Норвегии и других стран Северной Европы в области антикоррупционного образования.

  • Исследования и разработки программ обучения педагогов в странах третьего мира (Великобритания).

Наиболее известен опыт TransparencyInternational ( (TI) является всемирной организацией по борьбе с коррупцией), которая представила свою программу по борьбе с коррупцией образования 5 июля 2010 года.

Ссылаясь на слова Нельсона Мандэлы, TI утверждает, что «образование является самым мощным оружием, которое можно использовать, чтобы изменить мир». Поэтому борьба с коррупцией через систему образования может способствовать формированию знаний и навыков для противодействия коррупции, возможности противостоять этому явлению, развитию знаний людей о своих правах и обязанностях для сохранения общественного блага. По мнению TI важно образование и взрослых, и молодежи, только тогда есть шанс разорвать порочный круг.

В 2008 году в системе российского образования появляются первые модели антикоррупционного образования.

Целостной можно назвать модель, разработанную в 2010-11 годах в республике Татарстан, это комплекс учебно-методических пособий по антикоррупционному воспитанию обучающихся.




  1. В системе образования Санкт-Петербурга данное направление развивалось в контексте важных региональных документов: запросов представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе для подготовки доклада в Администрацию Президента Российской Федерации по противодействию коррупции в системе образования и Программы противодействия коррупции в Комитете по образованию на 2012-2013 годы, утвержденной распоряжением Комитета по образованию от 20.01.2012 № 108-р.

С первых шагов развития этого направления в России Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования участвовала в разработке методического сопровождения данной темы, стала первопроходцем и лидером в создании пособий для учителя по антикоррупционному образованию. Специалистами подготовлен ряд изданных учебных и методических пособий по соответствующей тематике.

Опыт Санкт-Петербурга в становлении данного направления образования признан специалистами, это было подтверждено участниками Всероссийского съезда учителей обществознания «Конституционно-правовые ценности формирования личности школьника», проходившего по инициативе Министерства образования и науки РФ 18-19 мая 2013 года в Санкт-Петербурге, Специалистам СПб АППО было поручено проведение секции съезда: «Формирование гражданских качеств и антикоррупционного мировоззрения личности в рамках правового воспитания».

Сотрудниками СПб АППО (к.н.н., Журавлева О.Н.) было подготовлено первое в Российской Федерации учебное издание, освещающее вопросы антикоррупционного образования: Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010. –144 с.

Эти материалы и другие, значимые для организации антикоррупционного образования пособия, были разработаны и размещены на сайте СПб АППО и портале «Петербургское образование»:



  • Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников: методические рекомендации.– СПб.:СПб АППО, 2009. – 65 с.

  • Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении, методические рекомендации /Под ред. Е.Н. Барышникова. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 52 с.

С 2010 по 2013 развитие отдельных направлений темы продолжалось, на сайте академии были размещены в открытом доступе для учителя следующие пособия, программы и рекомендации:

  • Междисциплинарная, интегративная учебная программа «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации», 2010 г.

  • «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации», учебная программа для ОУ, ОУ НПО/СПО, 2010 г.

  • Рекомендации по отдельным предметам, например, «Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка на уроках литературного чтения» (начальная школа), 2011 г.

  • Исследование «Антикоррупционное образование в мире»,2011, 2013 г.г.

  • Материал для организации лекций в образовательных учреждениях и системе повышения квалификации «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников» , 2013 г.




  1. За последние годы в Академии создана система повышения квалификации по данному направлению, это система курсов, модулей и отдельных лекций, встроенных практически во все курсы, которые ведет Академия для учителя.

Первое направление - создание цикла лекций, модулей в программах повышения квалификации (ПК), комментирующих нормативную базу, лекции превентивного характера, например:

  • Модуль (6 часов), кафедра управления и экономики образования в рамках программы «Управление ГБОУ в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности» (72 часа)

  • Модуль «Типичные нарушения законодательства при организации платных услуг в дошкольном учреждении» в рамках программы «Управление по результатам в ДОУ» (72 часа)

Второе направление повышения квалификации - подготовка учителя: разработка программ повышения квалификации, модулей, лекций по формированию антикоррупционного образования у учащихся:

  • Программа ПК (тьюторская) для методистов Информационно-методических центров «Пути формирования антикоррупционного мировоззрения учащихся» (72 ч.)

Модули:

  • «Государственная политика противодействия коррупции» (модуль кафедры социального образовании в программах курсов для учителей истории и обществознания)

  • «Государство и мораль гражданина: содержание и методические аспекты изучения модуля «Основы светской этики», 4 часа

  • «Особенности формирования основ антикоррупционного поведения учащихся», в рамках всех ведущих программ по кафедре социально-педагогического образования, 4 часа и т.п.

Всего с 2010 года были разработаны 2 программы 72 часа), 10 модулей ( 4 до 12 часов) для специалистов системы образования Санкт-Петербурга.

Прошли обучение - в 2011-12 году обучено по данной тематике около 3000 слушателей курсов, в 2013 году - 1075 педагогов.



  1. Еще одно преимущество системы образования Санкт-Петербурга - возможность поэтапного формирования антикоррупционного мировоззрения у учащихся школ, которое реализуется на уроках и во внеурочной деятельности в системе «Петербургская модель гражданско-правового образования», сегодня эту модель используют более 10% образовательных учреждений города, более чем в 25% учреждений используются элементы этой модели. Это система учебников и учебных пособий курса гражданско-правого образования, автор – д.п.н., профессор СПб АППО Н.И. Элиасберг, лауреат премии Президента РФ за данную линейку пособий.

В курсе «Петербургская модель гражданско-правового образования» предусмотрена реализации задач формирования антикоррупционного сознания на уроках в учебных курсах системы:





Класс

Название курса

Вклад в антикоррупционное воспитание

1

1-4

(четыре года)

школьный

компонент



Я и мой мир

Учащиеся усваивают нравственные ценности: жизнь человека, здоровье, достоинство человека, уважение к людям. Узнают о правах ребенка, праве на образование. Учатся уважать правила поведения в обществе. Формируется негативное отношение к таким свойствам человека как эгоизм, потребительство, жадность, стремление жить за счет других

2

5-7

(три года)

5-й класс - школьный

компонент

6-7 обязательный (инвариантный)

компонент




Обществознание

Социальная практика



Закрепляются у учащихся нравственные ориентиры: жизнь, здоровье, уважение к личности, дружба и взаимопомощь среди людей. Закладываются элементы правовой культуры, узнают о роли права и законов в жизни общества, необходимости соблюдать законы, о юридической ответственности за их нарушение. Продолжается формирование негативного отношения к проявлениям у человека стяжательства, эгоизма, жадности, попыток жить за счет других людей

3

8-9

2 года


Инвариантная часть

Обществознание Права человека в свободной стране

На протяжении всего курса в связи с рассмотрением политических, экономических,

юридических проблем раскрывается следующий круг вопросов:

- сущность коррупции

- проявления коррупции

- опасность коррупции для жизни общества и деятельности государства

- нарушения прав человека в результате коррупции

- формы юридической ответственности за коррупцию

- меры государства по борьбе с коррупцией



4

10-11

2 года


Инвариантная часть

Обществознание. Модуль «Право»

В модуле «право» организация текстового изучения юридических документов антикоррупционнной направленности. Во внеурочное время по данной проблеме – встречи с представителями правоохранительных органов

5

10-11

2 года



Элективный курс

«XX век. Время. Личность. Судьба»



Содержание модуля позволяет сформировать у учащихся представление о достойных гражданах Отечества, их идеалах и нравственных ориентирах



  1. В Санкт-Петербурге СПб АППО по заданию Комитета по образованию дважды в 2010 и 2012 году проводилось исследование «Об организации антикоррупционного образования и воспитания в образовательных учреждениях». Исследование обобщило опыт и практику образовательных учреждений Санкт-Петербурга в области антикоррупционного образования и воспитания.

В ходе исследования был выявлен ряд основных проблем, без решения каждой из которых, невозможно создание эффективной системы антикоррупционного воспитания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

Например, такая проблема как отсутствие антикоррупционного воспитания в традиционной системе воспитания.

Основными проблемами становятся определение возраста: в каком возрасте, и каким образом знакомить учащихся с понятием коррупция выявление прецедентных ситуаций, на основе которых следует говорить с учащимися о коррупции.

Выделить тему коррупции из контекста жизни в стране в детской аудитории очень затруднительно. Это должны делать специалисты по данной проблематике. Существуют сложности при выборе материала для младшей и средней возрастной группы учащихся, требует разработки психолого-педагогическая диагностика по данной теме. Необходимо педагогическое осмысление сущности коррупционных действий человека и определение содержания и средств антикоррупционного воспитания, должна быть предложена определенная система педагогических действий по решению задач антикоррупционного воспитания. Дети не всегда понимают правильно понятие коррупции. не хватает специальных точных знаний, приходится приглашать специалистов (правоохранительные органы, преподаватели ВУЗов), но они используют только лекционные формы работы;

Важно, чтобы антикоррупционное воспитание не противопоставлялось другим дисциплинам. Особая проблема антикоррупционного воспитания — как избежать опасности, что эта программа превратится в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Как и во всех других случаях, когда в школе стремятся прививать установки, которые противоречат «удобной» практике поведения, антикоррупционное воспитание требует от учителей мудрости, психологической проникновенности и методического мастерства. В школах нужен правовой практикум для преподавателей, учащихся, родителей, организованный представителями правоохранительных органов, ощущается нехватка электронных пособий по данной теме, которые понимают, зачем отдельно выполнять работу по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников, если в учебно-воспитательную работу ОУ и так входит направление правового образования и воспитания; недостаточно времени в учебном процессе

Еще одна проблема - выбор приоритета: антикоррупционное просвещение или воспитание. Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем. Особая проблема антикоррупционного воспитания — как избежать опасности, что эта программа превратится в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения.

Для проведения уроков и воспитательных мероприятий недостаточное количество пособий, которые бы учитывали возрастные особенности школьников. Сложность адаптации материала к проведению классных часов в начальной школе. Отсутствие учебной программы для ОУ, регламентирующей деятельность педагогов по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся.

Нельзя не учитывать негативное влияние на процесс антикоррупционного воспитания в ОУ социальной среды и средств массовой информации.

Основные проблемы связаны с влиянием средств массовой информации, которые формируют позицию о России как о коррумпированной составляющей. Поэтому у учащихся, особенно старшей школы формируется негативное отношение к мероприятиям, направленным на воспитание правового сознания. Расхождение теории и пока еще существующих реалий современной жизни. Несоответствие теоретического материала практической реальности. При просмотре телевизионных передач, при чтении газет учащиеся ежедневно сталкиваются с фактами порой не наказуемой коррупции. СМИ не всегда является союзником школы в формировании антикоррупционного мировоззрения подростка.

Анализ позволил выявить следующие компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:



  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;

  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;

  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Основной результат антикоррупционного воспитания заключается в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды.



Основные элементы системы антикоррупционного воспитания

Возраст учащихся

Ведущая воспитательная задача

Основное содержание воспитательной деятельности

Основные формы воспитательной работы

Учащиеся начальных классов

Формирование положительного отношения к хранителям порядка,

стремление стать хранителем порядка



Хранители порядка:

правила охраны порядка, отношения с хранителями



Беседы-убеждения,

ролевые игры




Учащиеся 5–7-х классов

Формирование навыков совместной организации порядка в классе и школе

Организаторы порядка

Коллективно-творческие дела,

ролевые игры




Учащиеся 8–9-х классов

Формирование компетентности в решении

жизненных задач по существующим нормам и правилам



Успех без нарушений

Обучающие практикумы

Учащиеся 10–11-х классов

Формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения

Коррупция как особый вид правонарушения

Уроки,

дискуссии




Базовые компоненты развития системы антикоррупционного образования и воспитания в образовательных учреждениях города.

В качестве первого компонента такой системы все образовательные учреждения выделили учебный процесс, отметив, что формирование антикоррупционного сознания осуществляется при изучении таких учебных предметов как история, обществознание, литература, русский язык, основы безопасности жизнедеятельности

В целом, можно сделать вывод, что данный компонент является наиболее проработанным. Таким образом, формирование антикоррупционного сознания осуществляется прежде всего, на уроке и учителя-предметники оказались наиболее подготовленными к решению задач антикоррупционного воспитания.

Второй компонент развития системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении, также как и первый, существует и успешно работает в большинстве школ. Это система проведения классных часов с учащимися первых-одиннадцатых классов. Педагоги города разработали более 200 различных тем классных часов.

Выделим наиболее популярные темы: «Быть честным», «По законам справедливости», «Что такое взятка», «На страже порядка», «Проблема «обходного пути» «Что такое коррупция», «Коррупция как противоправное действие», «Как решить проблему коррупции?», «Права и обязанности школьника», «Конституция - основной закон нашей жизни», «Счастье твое закон бережет», «Я - гражданин России», «Коррупция – угроза для демократического государства» и т.п.

В целом, классные часы становятся в школах города эффективным средством антикоррупционного воспитания. При этом, нельзя не отметить, что классные руководители нуждаются в подолнительной методической помощи при подготовке подобных классных часов.

Третий компонент – возможности, которые дает нам сегодня система дополнительного образования и внеурочной работы.

Педагогами города созданы яркие элективные курсы по антикоррупционной тематике, например, элективный курс для учащихся 11-х классов - «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» (ГОУ СОШ № 241 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, профориентационный курс «Основы поиска работы, трудоустройства» и др. Сегодня, в контексте первого экспериментального года введения Федерального образовательного стандарта, разрабатываются темы в рамках нового для школы направления внеурочной деятельности – социальная практика.

Это и система внеурочных массовых мероприятий, элементами которой могут быть:


  1. Деловые игры «Поступление в ВУЗ», « Сдача экзамена», «Приёмная комиссия».

  2. Практикумы обучения правилам: «Соблюдение правил дорожного движения», «Получение пособия», «Разрешение конфликта»

  3. Диспуты и дисскуссии «Коррупция в России – преступление или образ жизни?»

  4. Конкурсы и соревнования: Конкурс частушек антикоррупционной направленности

  5. Встречи со специалистами: юристами, политиками, экономистами

  6. Научно-практические конференция старшеклассников: «Всеобщая декларация прав человека и гражданина».

  7. Интеллектуально-познавательные игры: «Ваши права».
    «Экономические преступления», интерактивная игра на базе музея политической истории.

В качестве четвертого компонента системы антикоррупционного воспитания выделим наличие информационных стендов и системы антикоррупционного просвещения

Например, стенды, на которых размещены:

- устав школы с целью ознакомления родителей;

- адреса и телефоны органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий;

- информация для родителей о расходовании средств;

-информация для родителей о политике школы в отношении коррупции.

Просветительские акции школы для учащихся, родителей, важная информация на сайтах образовательных учреждений, создание каталогов Интернет-ресурсов по антикоррупционной деятельности, организация диалога-форума о правовом поведении в открытом информационном пространстве.

6. В ходе становления системы антикоррупционного образования формируются ее принципы и перспективы:

Цель антикоррупционного образования и воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

В образовательных учреждениях города система антикоррупционного образования и воспитания находится в стадии становления. Продолжается серьезная научная, исследовательская, методическая работа в данном направлении. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Актуальные задачи антикоррупционного образования и воспитания:



  1. Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи

  2. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства,

  3. Формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы.

К числу приоритетных направлений развития системы антикоррупционного воспитания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга можно отнести:

  • Дальнейшее развитие концепции антикоррупционного образования и воспитания, разработку основных моделей формирования антикоррупционного мировоззрения в различных типах образовательных учреждений:

              1. Обоснование антикоррупционного образования и воспитания как особого направления учебной и воспитательной работы, обеспечивающего решение актуальной социальной проблемы: коррупционного мировоззрения и поведения.

              2. Разработка технологий антикоррупционного образования и воспитания в процессе организации совместной деятельности и преодоление существующего информационного перекоса.

              3. Разработка эффективных механизмов социально-педагогического партнерства в решении задач антикоррупционного образования и воспитания.

              4. Создание комплекса методических пособий по формированию антикоррупционного мировоззрения и предупреждению антикоррупционного поведения.

              5. Разработка и осуществление в системе повышения квалификации педагогов спецкурсов, обеспечивающих подготовку педагогов к осуществлению антикоррупционного образования и воспитания.

              6. Развитие системы внеурочной деятельности – разработка курсов, которые становятся частью учебного плана в связи с введением Федеральных образовательных стандартов.

              7. Популяризация и тиражирование опыта, лучших практик петербургской школы в данной области.

Приложение.

Примеры наиболее успешных практик образовательных учреждений города в области антикоррупционного воспитания и образования.

Оосновные направления деятельности по антикоррупционной тематике:

I направлением работы учреждений является реализация учебных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся, а также включение тематики антикоррупционной направленности в изучаемые предметы. В соответствии с междисциплинарной, интегративной учебной программой «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» (автор-составитель к.п.н., доц. О.Н. Журавлёва) антикоррупционный модуль включается в тематическое и поурочное планирование разных предметов. В качестве примера приведем содержание интегративной междисциплинарной программы колледжа «Высшая банковская школа»: «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» на уроках истории, обществознания, географии, основ философии, литературы:


Название и основное содержание модуля антикоррупционной направленности

Кол-во

часов

Предмет, темы урока

Понятие коррупции.

Коррупция как фактор, угрожающий национальной безопасности. Статистика коррупции в обществе. Актуальность проблемы противодействия коррупции.

1

Обществознание. Тема 1.

Общество. Урок: Общество – сложная динамичная система.


Тема 1. Коррупция как социальное явление: 5 часов

Коррупция в человеческой истории. Причины появления. Древние восточные и античные авторы о коррупции.

1

История. Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья.

Урок: Повторительно-обобщающий


Осуждение Коррупции в Священных писаниях (Библия, Коран) и религиях (буддизм, конфуцианство).


1

Обществознание: Тема 3.

Урок « Мораль. Религия».

География: Тема 2

Уроки: Цивилизации Востока. Цивилизации Запада.

Основы философии: Тема 3.

Природа человека и смысл его существования.

Урок: Человек и Бог.

Этические отклонения как основа распространения коррупции в обществе.

1

Основы философии: Тема 3.

Природа человека и смысл его существования.

Урок: Человек и Бог

Коррупция как социально опасное явление. Негативные последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества.

1

Обществознание: Тема 4.

Урок: Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Политический режим и коррупция. Коррупция в системе политической власти.

1

Обществознание: Тема 5.

Урок: Политическая система. Политические режимы.

Тема 2. Явление коррупции в мировой истории: 6 часов

Отношение церкви, государства и общества к коррупции в период Средневековья.

1

История: Тема 3.

Урок: Культура средневекового Запада.

Идеология Просвещения. Новации в образе жизни, характере мышления и социальных нормах в эпоху Нового времени.


1

История: Тема 5.

Урок: Эпоха Просвещения.

Обществознание: Тема 5.

Урок: Гражданское общество и правовое государство.

Основы философии: Тема 2. История философии.

Урок: Философия Нового времени

Новый этап в эволюции коррупции в развитых странах на рубеже XIXXX в.в.

1

История: Тема 7.

Урок: Промышленный переворот и становление индустриального Запада.

Эволюция коррупции во второй половине XX века. Появление клептократических режимов в странах «третьего мира».

1

История: Тема 4 (17) 2 курс.

Урок: Страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Современное мировое сообщество в борьбе с коррупцией. Международные организации по противодействию коррупции (ООН, Совет Европы, ГРЕКО и др.)

1

История: Тема 5 (18) 2 курс

Урок: Мир на пороге XXI века.

География: Тема 1.

Урок: Международные организации.

Тема 3. Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве: 8 часов

Проявление коррупции (мздоимство, лихоимство) в период древней и средневековой Руси.

1

История: Тема 2.

Урок: Повторительно-обобщающий урок

Эволюция коррупции в российском государстве в XIV-XVII в.в.

1

История: Тема 4.

Урок: Повторительно–обобщающий урок

Противоречивый характер борьбы со взяточничеством и казнокрадством в Российской империи в XVII веке. Антикоррупционная политика от Петра I до Павла II .

1

История: Тема 6.

Урок: Повторительно-обобщающий урок.


Антикоррупционная политика в Российской империи в XIX веке. Социально-политические противоречия в государственном управлении.

1

История: Тема 8.

Урок: Повторительно-обобщающий урок.


Обострение экономических и социальных противоречий в начале XX века. Взяточничество, казнокрадство, «распутинщина».

1

История: Тема 10.

Урок: Повторительно-обобщающий урок.


Антикоррупционные меры советской власти (1917-20-е г.г.): социалистическая законность, революционные трибуналы, Декреты СНК.

1

История

Урок: Повторительно-обобщающий урок.


«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. «Теневая экономика» и коррупция в 70-е – начале 80-х гг.

1

История

Урок: Кризис «развитого социализма».

Размах коррупции в 1990-ые годы: причины, институционализация, последствия.

1

История

Урок: Становление новой России.

Тема 4. Антикоррупционная политика в мире и в современной России: 4 часа

Опыт международной борьбы с коррупцией. Стратегия борьбы на примере стран (страны ЕС, США, Япония, КНР, Сингапур и др.)

1

География:

Раздел «Региональная география».

Практ. работы № 10, 11, 12, 13.

«Визитная карточка»

Молодёжь как объект или субъект возможных коррупционных действий. Проявление коррупции в системе образования.

1

Обществознание.

Урок: Наука. Образование.

Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ.

1

Обществознание.

Урок: Общественное сознание.

Роль гражданского общества, каждого гражданина в противодействии коррупции.

1

Обществознание.

Урок: Повторительно-обобщающий по теме № 7.



Тема 4. Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве (6 час.)

Произвол чиновников и маленький человек. «Ревизоры» нашего времени. Критика идеи наживы за счет маленьких людей. «Бендеры» в современном обществе. Обличение бюрократизма, взяточничества, круговой поруки.

6

Литература

Творчество писателей

19 века:

А.В. Сухово-Кобылин,

Н.В. Гоголь, И.А. Крылов,

М.Е. Салтыков-Щедрин,

А. Островский.

20 века:

И. Ильф, Е.Петров.

В. Маяковский.

А. Гельман (Протокол одного заседания) и др.





Обществознание: Тема 7.

Урок: Повторительно-обобщающий по теме № 7.


В материалах школ, участвовавших в исследовании «Об организации антикоррупционного образования и воспитания в образовательных учреждениях». заявлено более 500 названий уроков, на которых решались задачи антикоррупционного воспитания. Наиболее часто встречающиеся темы:

История, 10, 11 классы:

  • Россия на рубеже 19 – 20 в.

  • Обострение экономических и социальных противоречий.

  • Духовная жизнь российского общества на рубеже веков.

  • Россия в 1 мировой войне: «Причины снарядного голода».

  • Система «кормлений» и ее последствия.

  • Фаворитизм – как фактор распространения.

  • Обществознание, 10 класс:

Правоведение:

  • Социальный контроль в обществе.

  • Россия в мировых интеграционных процессах.

  • СМИ. Роль СМИ в борьбе с коррупцией.

Литература, 5 – 6 классы:

  • Сатира Салтыкова Щедрина.

  • 8 класс. Ревизор.

  • 10 класс. Рассказы Чехова.

  • беседы, диспуты на уроках по творчеству: Салтыкова-Щедрина, Н.В.Гоголя (например: «Ревизор», «Мертвые души»), Н.А.Некрасова, А.П.Чехова и уроках по изучению современной литературы.


Русский язык и культура речи:

  • Русский язык – «Лингвистический анализ текста»

  • 9 класс. Деловые бумаги.

  • 10 класс. Культура речи: Деловые бумаги.

\О Б Ж:

  • 9 класс. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

  • 10 класс. Закон о воинской обязанности. Постановка на учет.

  • 11 класс. Получение водительского удостоверения в России. Штрафы на дорогах.

География:

  • 9 класс. Население и география России: Россия – единство в многообразии.

  • 10 класс. Социальная и экономическая география мира. Мировое хозяйство: Политическая география и геополитика.

  • 11 класс. Социальная и экономические география мира. Мировое хозяйство: Региональные контрасты современного мира.

Биология:

  • 6 класс. Охрана растительных сообществ.

  • 7 класс. Значение животных в жизни человека (пушное, мясное хозяйство).

  • 8 класс. Система органов (продажа органов).

  • 9 класс. Экологические факторы среды (невозобновимые ресурсы).

  • 10 класс. Наследственные заболевания.
    Генная инженерия.


  • 11 класс Деление территории Арктики и Антарктики.

Английский язык:

  • 8 класс Основы экологии. Всемирный фонд защиты природы.

  • 9 класс СМИ. Печатные страницы(книги, газеты, журналы).

  • 10 класс Политические системы стран. Идеальное государство. Молодое поколение (субкультуры).

Математика:

  • 5, 6 классы Проценты.

  • 6 класс Отношение. Пропорции.

  • 7 класс Графики(возрастание, убывание).

  • 8 класс Задачи на составление уравнений.

  • 9 класс Прогрессии.

Экономика:

  • 6 класс Теневая экономика. Оплата труда.

  • 7 класс Торговля. Биржа.

  • 8 класс Банки. Банковская деятельность. Доходы. Профессии образования. Собственность.

  • 9 класс Деньги. Рынок труда. Дифференциация доходов и их проблемы. Экономическая свобода.

  • 10 класс Метод антимонопольного регулирования. Налогообложение.

  • 11 класс Международная финансовая система. Ценные бумаги. Фирма: управление, структура, прибыль.

Опыт образовательных учреждений, в которых эффективно реализуется данное направление:

Адмиралтейский район. ГОУ СОШ № 241. Элективный курс для учащихся 11-х классов - «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации». ГОУ СОШ № 616: В образовательном процессе используется программа «Права человека. Что нам мешает жить». Учащиеся изучали проблему прав человека, в том числе с точки зрения задач противодействия коррупции. Работа по модулю антикоррупционной направленности проводилась как ряд видеоуроков, презентаций, подготовленных учащимися по заранее полученным темам.

Из опыта «Второй Санкт-Петербургской гимназии»

  • Темы уроков и воспитательных мероприятий:

В гимназии формирование антикоррупционного мировоззрения осуществляется на уроках истории, обществознания, литературы, более трех лет работает «Клуб молодого лидера», складывается система антикоррупционного образования и в урочной деятельности:

литература – «Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве (НВ Гоголь, НЕ Салтыков-Щедрин, ИА Крылов, АН Островский);

история - «Явления коррупции в мировой истории», «отношение государства и общества к коррупции» и др.;

обществознание «Расширение антикоррупционной нормативно-правовой базы России 90-х годов причины низкой эффективности противодействия коррупции», «роль гражданского общества каждого гражданина противодействии коррупции»;

«Клуб молодого лидера» каждый триместр осуществляет встречи с представителями правоохранительных структур и организаций района

В ГОУ № 260 Адмиралтейского района формирование антикоррупционного мировоззрения углубленно осуществляется на уроках истории и обществознания. Постоянно действует орган самоуправления школы «Школьный Совет». Во внеурочной деятельности разработаны мероприятия направленные на создание условий для антикоррупционного воспитания и исследовательской деятельности школьников.

  • Темы уроков и воспитательных мероприятий:

История – в 11 кл. используется модуль «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» (учебная программа к.п.н. О.Н. Журавлева). По предмету организована исследовательская деятельность учащихся.

Школьный Совет – проведены социальная игра «Поступление в ВУЗ», радиолинейка «Толерантность – единство разных»;

Классные часы – «Коррупция как социальное явление», «Отношение к взяточничеству в мировых религиях», «Правовые памятники Древней Руси».

Исследовательская работа – проводится конкурс исследовательских работ школьников, победители школьного тура участвуют в районной научно-практической конференции старшеклассников «Лабиринты науки»

260 школа Адмиралтейского района

дискуссии – «Взятка - средство легкого решения вопроса». «Коррупция в советской системе – исключение, а не характерное явление».

Деловая игра – «Приемная комиссия», «Я знаю свои права» В начальной школе реализуется этико-правовой курс «Я и мой мир», в рамках которого проводятся этические беседы и практикумы, которые направлены на формирование правового мировоззрения младших школьников.

Разнообразны темы уроков и воспитательных мероприятий:

«Путешествие в страну прав и обязанностей школьника», «права человека и способы их защиты», «Индивидуальность человека его честь и достоинство». Названия классных часов: "человек среди людей", "все хорошее на земле от природы, а все доброе от человека" (1 кл.), "Роль правил в жизни человека" (2 кл.), "Жестокость и насилие под запретом", "Если бы я был президентом" (3 кл.), "Права, делающие мир человечнее" (4 кл.), "Что значит быть честным", "На страже порядка" (5-6 кл.), "Кто и как обеспечивает твои права", "Легко ли быть честным", "Откуда берутся запреты. О травмах в школе" (7-8 кл.), "Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ", "О толерантности. Подарок или взятка", "Права человека. Если нарушены твои права" (10-11 кл.).

Василеостровский район. В школе 12 Василеостровского района система антикоррупционного воспитания и антикоррупционного мировоззрения осуществляется:

1. на уроках

- Литературного чтения в 1-4 классах, например: русская народная сказка «Лиса и волк» (1 класс);

- «Окружающий мир» (1-4класс), например «Человек – член общества», «Взаимоотношения человека с другими людьми»;

- Истории, например «Становления российской государственности в 16 веке» (10 класс);

- Обществознания в 9-11 классах, например «Гражданское общество и правовое государство»;

- Литературы 8-9 классы, например, при изучении классических произведений «Ревизор», «»Мертвые души», «Шинель»


Педагогами Средней общеобразовательной школы № 29 с углубленным изучением французского языка и права подготовлен элективный курса «Антикоррупционное мировоззрение (правовые аспекты борьбы с коррупцией)» для учащихся 9–11 классов (34 часа). Отличительной особенностью данной программы является ее просветительско-воспитательный характер, так как она предполагает правовое просвещение учащихся и рассмотрение коррупции, прежде всего, как социально-юридического явления и правовых аспектов борьбы с ней. Данная программа обеспечена учебно-методическими материалами к урокам, а также методическим пакетом к обучающим семинарам для педагогов на бумажных и электронных носителях. Программа была апробирована на базе ГОУ № 29. Педагоги школы провели серию консультаций для учителей, открытое занятие кружка «Служители Фемиды» в отделении дополнительного образования на базе школы.


следующая страница >>