Материальное и нематериальное культурное наследие способ соединения культурных маршрутов и туризма в государствах-членах чэс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Материальное и нематериальное культурное наследие способ соединения культурных маршрутов - страница №1/1

Док.GA42/CC41/REP/13/r

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ, ОБРАЗОВАНИЮ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

ДОКЛАД

МАТЕРИАЛЬНОЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ – СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ МАРШРУТОВ И ТУРИЗМА В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЧЭС ”


Докладчик: г-жа Елена НЕТЕЦКАЯ


Заместитель Председателя ПАЧЭС по финансовым вопросам

Глава Украинской делегации в ПАЧЭС



I. ВСТУПЛЕНИЕ
1. Культура и туризм являются важными сферами сотрудничества в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества. Наряду с содействием в установлении межкультурного диалога, защиты культурного разнообразия, развития культурной самобытности региона ЧЭС и охраны культурного и природного наследства, вкрапления культурных аспектов в туристическую деятельность в пределах и за пределами региона ЧЭС является одной из общих целей государств-членов ЧЭС.
2. Парламентская Ассамблея ЧЭС, сознавая важную роль, которую сотрудничество в сфере культурного наследия и туризма играет в процессе достижения основных целей Организации, разработала и приняла ряд докладов и рекомендаций по вопросам туризма и культуры, таких как:



  • Ратификация и выполнение Черноморской конвенции о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации (рек. 3/1994);

  • Защита культурного наследия стран-членов ПАЧЭС (рек. 6/1994);

  • Основные направления программы защиты культурного наследия в Черноморском регионе (рек. 18/1996);

  • Развитие туризма в Черноморском регионе (рек. 32/1999);

  • Роль культуры в развитии региона ЧЭС (рек. 70/2003);

  • Сохранение и улучшение состояния культурного наследия в странах-членах ЧЭС (рек. 80/2004);

  • Устойчивое развитие туристической индустрии (доклад, рек. 75/2004);

  • Сотрудничество в области познавательного туризма в черноморском регионе (рек. 83/2005);

  • Культурные, образовательные и социальные аспекты расширения ЕС: последствия для черноморского региона (рек. 86/2005);

  • Диалог культур, как средство укрепления доверия между народами (рек. 89/2006);

  • Процесс глобализации и потенциальная угроза для культурного многообразия (рек. 93/2006);

  • Культурное сотрудничество в регионе ЧЭС: опыт, возможности и задачи (рек. 119/2010).

3. В ходе общей дискуссии 41-й Генеральной Ассамблеи ПАЧЭС в Софии, 9-11 июля 2013 года, выступавшие отметили ту важную основу для сотрудничества государств-членов ЧЭС, которую туризм может представить в период экономического кризиса и подчеркнули его потенциальную роль в посткризисном восстановлении экономики с точки зрения создания новых рабочих мест, инфраструктуры, торговли и развития.


4. Комитет ПАЧЭС по культуре, образованию и социальным вопросам принял решение сфокусировать внимание на теме, затрагивающей вопрос культурного туризма, названной «Материальное и нематериальное культурное наследие – способ соединения культурных маршрутов и туризма в государствах-членах ЧЭС» в качестве основного вопроса повестки дня 41-го заседания, запланированного на 17 декабря 2013 года в Тбилиси. Материалы для доклада были получены от национальных делегаций Армении, Греции, Румынии, России, Турции и Украины. Справочный материал был заимствован также с официальных сайтов ЮНЕСКО, ВТО, ЕС, Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и других соответствующих международных организаций.

II. КУЛЬТУРНЫЕ МАРШРУТЫ И КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В РЕГИОНЕ ЧЭС.
Роль культурных маршрутов в защите и повышении ценности материального и нематериального культурного наследия и развитие туризма
5. Культурный туризм является одной из крупнейших и наиболее динамично развивающихся составных мирового рынка туризма. Культура и производство предметов искусства все чаще используются для продвижения туристических направлений и повышения их конкурентоспособности и привлекательности. Многие местности, страны и регионы активно создают и развивают свой материальный и нематериальный культурный потенциал как средство повышения привлекательности в условиях постоянно растущей конкуренции на рынке туризма, а также для создания местной самобытности в условиях глобализации. В то же время, туризм является важным средством повышения культуры и источником дохода, который поддерживает и укрепляет культурное наследие и творчество.
6. Результаты анкетирования населения по поводу отношения европейцев к туризму, проведённого «Евробарометром» в 2009 году, показывают, что большинство населения Европы - 54 процента, предпочитает проводить свои отпуска в стандартных туристических местах (или же как они называют их «традиционных» или же «популярных» направлениях). Однако, довольно значительная часть другой половины - 28 процентов, предпочитает исследовать так называемую «глубинку» или менее известные и даже «неоткрытые» туристические маршруты. Туристы все чаще и чаще предпочитают настоящие приключения для знакомства с другими народами и культурами. Туристическую политику необходимо адаптировать к этим новым тенденциям и разработать соответственные предложения для продвижения местных культур и традиций, уделив особое внимание таким важным вопросам, как сохранение культурного наследия, ландшафта и местных культур.
7. Культурное наследие стран ЧЭС является бесценным источником для устойчивого культурного, экономического и социального развития. С его богатым культурным и лингвистическим разнообразием и богатством природных ресурсов, регион Черного моря предлагает огромные возможности для отдыха, туризма и подлинного познания, особенно благодаря инновационному подходу к культурному туризму.
8. В Список всемирного наследия ЮНЕСКО входит 93 объекта, составляющих неотъемлемую часть культурного и природного наследия региона ЧЭС, в то время как более 160 объектов перечислено в Предварительном списке. В то же время, в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включено 27 наименований народного творчества и устных традиций нематериального наследия региона ЧЭС.
9. Исторические связи и оси межкультурного диалога и обмена идей, верований, знаний и навыков, так же как и культурных ценностей и устных традиций, создали уникальную сеть культурных маршрутов Черноморского региона. Эти культурные маршруты необходимо определить, сохранить, эффективно использовать и способствовать их развитию.
10. Культурные маршруты, пересекающие несколько стран, являются хорошим средством для пропаганды разнообразия и целостности Черноморского региона и подготовки туристических предложений. Практически по большей части неисследованные культурные маршруты несут в себе богатый потенциал для развития туризма. Будучи основанными на местных знаниях, навыках и богатстве народного наследия, они также являются потенциалом для создания устойчивых социальных моделей. Более того, это даёт возможность для продвижения менее известных направлений, так как большая часть культурного наследия сосредоточена в сельской местности. Благодаря этому появляется возможность разнообразия выбора и решения проблемы сезонности. Благодаря исследованию и открытию общего культурного наследия региона ЧЭС и поощрению культурных связей и диалога в самом регионе и не только, развитие культурных маршрутов может так же способствовать укреплению региональной идентичности. Наконец, культурные маршруты могут укрепить и расширить культурный обмен и туризм путем привлечения различных туристических сетей и ассоциаций, местных и региональных органов власти, университетов и профессиональных организаций.
Инвестирование в нематериальное культурное наследие Черноморского региона
11. В то время, как памятники материального культурного наследия региона более известны и разрекламированы, до сих пор остаются нетронутыми богатства нематериального культурного наследия региона. Они представляют собой важный потенциал для привлечения туристов. Образцы народного творчества, такие как многоголосное хоровое пение, танцы и музыка, например албанское народное изополифоническое пение, болгарская Бистрица-Баби (многоголосное пение, танцы и обряды региона Шупук) и грузинское полифоническое пение; церемония Мевлеви Сема в Турции, лирическое народное пение Дойна в Румынии; Мугам и изготовление и искусство игры на таре в Азербайджане; изготовление и музыка армянского дудука; это только несколько потенциальных тем возможных культурных маршрутов. Тоже самое можно сказать о народных промыслах и ремёслах, таких как, глиняная керамика Хорезу в Румынии, традиционное ткачество ковров в Азербайджане, искусство создания Хачкаров в Армении, российская керамика Гжель, декоративная роспись Хохлома, миниатюры Палеха, вологодское кружево, резьба по кости, дереву и камням и много других промыслов. Огромное количество неизведанных языков и наречий региона (большинство из которых на грани исчезновения) могли бы составить ещё одну тему для культурного маршрута.
Кулинарный Туризм
12. Народная кухня является важной частью туристического познания, и кулинарные традиции стран Черноморского региона представляют собой богатый источник культурного, экономического и социального разнообразия. Кулинарное наследие фиксируется в различных точках мира, к примеру, в Список нематериального наследия ЮНЕСКО включена Мексиканская кухня и Средиземноморская диета (Испания, Греция, Италия и Марокко).
13. Кухня играет особенно важную роль в разработке и развитии туристических услуг, так как на нее приходится около 30 процентов и более от всей суммы туристических расходов. Причём часто эти средства поступают непосредственно к местным предпринимателям. Кроме того нельзя не согласиться, что добавив кулинарную составную, можно довольно значительно увеличить туристический интерес к сельским и отдалённым районам. Это принесёт пользу в борьбе с бедностью и поможет спасти многие древние традиции от исчезновения. Более того, кухня может стать уникальным элементом в формировании имиджа Черноморского региона и утверждении его самобытности. Культурные маршруты могут быть организованы на темах Средиземноморской диеты, балканской и кавказской кухни, кулинарных традиций Украины и России, и т.д.
Развитие сектора культурного туризма и его сложности
14. В течение последнего десятилетия в контексте международных разработок по совершенствованию правовой основы по сохранению культурного наследия, государства-члены ЧЭС рассмотрели целый ряд вопросов по теме институционального потенциала и улучшению функций и обязанностей учреждений в этой сфере. Модернизация туризма и культурной инфраструктуры была интегрирована в программы социального, экономического и городского планирования, дорожно-транспортной инфраструктуры, а также общие программы развития. Кроме того, комплексные программы были направлены на применение новых технологий в управлении объектами историко-культурного наследия с тем, чтобы обеспечивая сохранение культурной среды, уделять должное внимание природным и историческим ландшафтам в целом. В этом плане, например, в 2010 году историко-культурный музей-заповедник Гарни (Армения) был награжден Международной Премией «Мелина Меркури» за сохранение и организацию использования культурных ландшафтов (ЮНЕСКО-Греция).

15. В настоящее время культурно-познавательный туризм в Черноморском регионе развивается достаточно интенсивно, но до сих пор неравномерно. Основную туристическую привлекательность составляют в основном большие города, особенно столицы и исторические центры. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в последнее время, многие части региона все еще страдают от проблем, связанных с недостаточным развитием туристического сектора в целом и культурного туризма в особенности. Среди них: неблагоприятные экономические условия для привлечения инвестиций в инфраструктуру туризма; неблагоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих привлечение рабочей силы и, в частности, местного населения, в сферу туризма; недостаточный уровень развития туристической и транспортной инфраструктур (мало гостиничных объектов с современным уровнем комфорта, низкое качество дорог, недостаточные услуги в аэропортах и ​​морских портах и ​​т.д.); нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень технического обслуживания и ремонта; высокая стоимость туров, проживания, питания, транспорта и других услуг туризма; скудное и недостаточное разнообразие туров, сезонность туристических направлений; дефицит современных транспортных средств, в том числе круизных лайнеров; недостаточный маркетинг туристических услуг, как на внутреннем, так и на международном рынках.


16. По вопросу развития культурных маршрутов, государства-члены ЧЭС делают доклады о существующих или потенциальных проблемах. Они ззаключаются в следующем: большое количество национальностей в Черноморском регионе, наряду с его богатством и потенциалом туристического притяжения, может также стать довольно чувствительным вопросом между государствами-членами организации в переговорах по различным аспектам культурных маршрутов; отсутствие единой системы законодательства; отсутствие преемственности в представительстве экспертов, участвующих в работе соответствующих рабочих групп; влиянием политических и экономических факторов; частые реорганизации административных систем, что приводит к задержкам в выполнении поставленных целей.
17. Кроме того, общая атмосфера продолжающегося экономического кризиса влияет на снижение финансирования проектов культурного наследия, а также выделения требуемых бюджетных ассигнований на обеспечение функционирования музеев и других культурных учреждений, что само по себе является довольно тревожной тенденцией. В этой связи необходимо активизировать местные общества и малое предпринимательство, которые служат экономической и социальной устойчивости и составляют основное направление в разработке политики в области культуры.

Предложения по укреплению сотрудничества в области развития и увязки культурных и туристических маршрутов.
18. Продвижение и развитие культурных и туристических маршрутов в регионе принесет успех в первую очередь от той национальной политики, которая имеет широкий подход к культуре и туризму, с целью разработки успешного взаимодействия этих двух секторов. В этой связи необходимо создать адекватные стратегии для поощрения эффективного партнерства между заинтересованными сторонами обоих секторов.
19. Важно добиться создания не только партнёрства между культурой и туризмом, но и создания других форм партнёрства, например, партнерства с другими регионами или же государственного и частного сектора. Связи между регионами могут расширить культурные возможности, доступные для туристов и увеличить разнообразие туристской продукции. Работа с частным сектором имеет важное значение для привлечения инвестиций и улучшения качества как культурных, так и туристических предложений.
20. Улучшение программ подготовки высококвалифицированных специализированных кадров для туристического сектора имеет важное значение для повышения качества предоставляемых туристических услуг. Примером усилий, предпринятых в этом направлении, является инициатива Санкт-Петербургского университета по созданию Международного консорциума университетов для подготовки кадров в отрасли туризма и гостиничного хозяйства. Цель консорциума - разработка и совершенствование сетевых технологий и возможностей для более эффективного взаимодействия между членами консорциума, общин профессионалов туристического сектора региона ЧЭС и национальными рынками рабочей силы, а также создание единой системы подготовки кадров, работающих в индустрии туризма и квалифицированный академический персонал являются одними из основных целей консорциума.
21. В целом необходимо продолжать расширение и активизацию культурного обмена среди государств-членов организации; концертные туры, выставочная деятельность, выступления самодеятельных творческих коллективов и исполнителей, ярмарки искусств и ремесленных изделий приведут к росту интереса местных и международных туристов.
22. Упрощение визового режима между странами Черноморского региона внесет существенный вклад в развитие культурного туризма в регионе, содействуя общему сотрудничеству между государствами-членами ЧЭС.
23. Наконец, проекты и идеи, сформулированные в рамках ЧЭС могут взаимодействовать с аналогичными проектами других региональных инициатив. Такое сотрудничество может принести взаимную выгоду для ЧЭС и других региональных организаций и инициатив. Усилия по разработке общих проектов необходимо увеличить и больше сосредоточиться на правильном использовании программ приграничного оперативного сотрудничества, таких, как Совместная операционная программа сотрудничества в бассейне Черного моря и Транснациональная программа сотрудничества Юго-Восточной Европы.
III. СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В РАМКАХ РАБОТЫ ЧЭС
24. Вопросы культурного туризма / культурных маршрутов в течение длительного времени стоят на повестке дня обоих групп, Рабочей группы ЧЭС по сотрудничеству в области туризма и Рабочей группы ЧЭС по культуре.
25. Заявление Министров государств-членов ЧЭС, отвечающих за вопросы культуры, утверждённое на заседании в Афинах в июле 2007 года, направлено на «Возрождение древних маршрутов и творческое развитие новых, как средство межкультурного диалога, взаимопонимания, добрососедских отношений и социальной сплоченности».
26. Декларация Министров государств-членов ЧЭС, отвечающих за вопросы туризма, принятая в Афинах (Ноябрь 2010), призывает к «сотрудничеству по развитию Специальных видов туризма, в рамках существующих или новых проектов в сфере культурного туризма». Кроме того, «Экономическая повестка дня ЧЭС по расширению партнерства в ЧЭС» (Июнь 2012 г.), представляющая обновлённые стратегии краткосрочного и долгосрочного сотрудничества в регионе ЧЭС, «поощряет Культурный туризм / Культурные проекты маршрутов в Черноморском регионе и стимулирует их реализацию».


    27. План действий Рабочей группы по вопросам культуры (2011-2012), предусматривает следующие аспекты в отношении культурных маршрутов:

    «Развитие культурных маршрутов и направлений, специфических для Черноморского региона, в целях защиты наследия в этой области; морское наследие - возможности для регионального сотрудничества между странами-членами ЧЭС; информационно-ознакомительные кампании с акцентом на важность наследия широкого Черноморского региона и о необходимости его сохранения; рациональное использование наследия, путем сопоставления культурных действий различных заинтересованных сторон (национальных и международных), учитывая социальный фактор существующих общин и экономического фона, которые могут оказать поддержку в проектах, затрагивающих культурное наследия; укрепление регионального сотрудничества в области нематериального культурного наследия, направленного на использование и сохранение фольклора и традиций Черноморского региона; необходимость междисциплинарного подхода к использованию объектов культурного наследия, включая туризм, транспорт, строительство и т.д.»





28. Для того, чтобы избежать дублирования и улучшить координацию, были проведены три совместных заседания Рабочей группы ЧЭС по сотрудничеству в области туризма и Рабочей группы ЧЭС по вопросам культуры. На первом совместном заседании (Стамбул, Июнь 2009 г.), некоторые государства-члены организации представили ряд проектов, оставив открытой возможность присоединения к ним других государств-членов организации. На втором совместном совещании (Стамбул, Сентябрь 2010 г.), было принято решение создать список стран-партнеров связанных с проектами.
29. Третье заседание состоялось в Стамбуле в Октябре 2012 года, на котором были рассмотрены следующие проекты: а) «Маршрут розы» (Республика Болгария), б) «Маршруты чеканных монет» (Греческая Республика), в) «Маршрут римских императоров» (Республика Сербия); г) «Шелковый путь» (Турецкая Республика); д) «Винные пути Азербайджана» (Азербайджанская Республика), е) «Виноградные и винные маршруты Армении» (Республика Армения), ж) «Легенда об аргонавтах» (Грузия), а также з) «Парусник XIII века «Киликия» (Республика Армения).
30. Отчет о ходе работ по планированию и осуществлению культурных маршрутов и проектов культурного туризма, подготовленный Постоянным Международным Секретариатом ЧЭС (Сентябрь 2012 г.), показывает состояние дел по предложенным проектам:


  1. «Маршрут роз» (Болгария)

31. Целью проекта является создание более комплексной и более доступной информации о розах, используя знания всех партнеров, намеренных принять участие в проекте по следующим тематическим пунктам независимо от времени их осуществления:


- география культуры выращивания роз, сфера использования и история;

- богатая разновидность роз и их типы;

- климатические и природные условия, необходимые для выращивания маслянистых

роз;


- производство и применение продукции из роз - косметика, продукты питания,

напитки, медицина, ароматерапия;

- этнография выращивания роз;

- этнография разработки масла из роз, продуктов питания, напитков, медицинская

практика с использованием масла из роз в разные исторические эпохи;

- символ розы в практике мировых культур и религий; в геральдике; в философских

учениях, в рыцарских и мистических доктринах;

- роза в нематериальном культурном наследии - фольклоре, песнях, поэзии, литературе;

- розы в декоративном искусстве; цветочной композиции, текстильной продукции,

национальных костюмах и т.д.;

- роза в садово-парковом искусстве народов;

- упоминание роз в системе мировых имён - мужские и женские имена;

- фестивали, посвященные розам;

- учреждения и ассоциации производительной и духовной культуры роз.


До сих пор не поступало заявок о партнерстве по проекту.
(b) “Маршруты чеканных монет ” (Греция)
32. Проект, предложенный греческим министерством культуры и туризма, нацелен на представлении различных аспектов частной и общественной жизни на Балканах и в Черноморском регионе, с демонстрацией монет. Он сосредоточен на связи экономических, социальных и культурных аспектов различных цивилизаций с нумизматикой, фокусируя внимание на стоимости продуктов питания. Музей нумизматики в Афинах разослал приглашения для участия в проекте Отделу нумизматики Национального музея Белграда (Республика Сербия) и Византийской нумизматической коллекции Государственного Эрмитажа, (Санкт-Петербург, Россия). В сентябре 2010 года Молдова и Армения выразили готовность присоединиться к проекту. Греческая Республика информировала о том, что Музей нумизматики в Афинах занимается пересмотром проекта «Маршруты чеканных монет» и внесенные изменения в ближайшее время будут доведены до сведения государств-членов ЧЭС.
(c) “Маршрут римских императоров” (Сербия)
33. Основной целью проекта является вклад в разнообразие европейских туристических предложений по развитию культурного туризма с помощью двух культурных маршрутов в регионах Среднего и Нижнего Дуная (Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния), одинаково опираясь на общее и то же время уникальное европейское наследие римского периода и винной культуры с целью улучшения имиджа региона и превращения его в область выдающегося назначения. Проект направлен ​​на укрепление территориальной идентичности через транснациональное сотрудничество между ключевыми организациями развития туризма (государственного и частного секторов), создавая основы для длительного межнационального и межсекторального сотрудничества различных сторон, заинтересованных в маршруте.
Ожидаемые результаты:


  • Повышение роли культурного туризма как фактора устойчивого экономического развития, европейской гражданственности и межкультурного диалога;

  • Помочь заинтересованным сторонам разработать национальные / региональные / местные подходы и стратегии в области коммуникации и разработки необходимых дополнений для придачи Маршруту межнационального характера;

  • Дополнительный вклад в достижение результатов в сфере туризма и культуры, заложенных Дунайской стратегией ЕС;

  • Достижение общего взгляда и понимания культурных туристических маршрутов и осознание важности его потенциала для увеличения туризма в регионе на постоянной основе.

34. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в рамках проекта «Культурно- туристического Маршрута римских императоров» был подписан между Министерством экономики, энергетики и туризма Республики Болгарии, Министерством туризма Республики Хорватия (страна наблюдатель в ЧЭС), Министерством регионального развития и туризма Румынии и Министерством экономики и регионального развития Республики Сербии, в Сремских Карловцах, Сербия, 24 Февраля 2012 года.


(d) “Шелковый путь” (Турция)
35. Основными целями проекта являются:

  • Возрождение Великого шелкового пути в Черноморском регионе в качестве средства межкультурного обмена;

  • Информационное ознакомление и развитие культурного туристического маршрута по линии Кавказ – Анатолия – Европа;

  • Стимулирование, сохранение и восстановление материального культурного наследия в регионе;

  • Поощрение совместного нематериального культурного наследия, такого как: фестивали, кулинарная культура и т.д.;

  • Создание новых рабочих мест благодаря культурному туризму;

  • Реабилитация физической инфраструктуры и улучшение социально-культурных условий жизни местного населения.

36. Республика Армения, Грузия, Греческая Республика и Республика Молдова присоединились к проекту. Республика Сербия, Азербайджанская Республика и Республика Албания выразили готовность присоединиться. Российская Федерация высказала свою заинтересованность в проекте. Деловой Совет ЧЭС также выразил свою заинтересованность в участии в проекте.


(e) “Винные маршруты Азербайджана” (Азербайджан)
37. Основными целями проекта являются:


  • Поощрение культурного и природного наследия винодельческой промышленности региона;

  • Вина как свидетельство культурного разнообразия каждой страны, а также региона в целом;

  • Содействие туристским перемещениям между государствами участниками проекта;

  • Развитие местной инфраструктуры.

До сих пор ни один из ассоциированных партнеров не подключился к проекту.


(f) “Виноградные и винные маршруты Армении” (Армения)
38. Основной целью проекта является содействие транснациональному обмену продуктами и услугами в сфере туризма, культуры, виноделия и виноградарства; развитие межрегионального, приграничного виноградарства и винных туристических путей и их использование для развития межкультурного диалога в регионе. Проект направлен ​​на создание устойчивых, хорошо спланированных и организованных винных маршрутов на базе богатых традиций, культурных и промышленных ресурсов виноградарства, которыми может похвастаться Армения.
Основными целями проекта являются:


  • Ознакомление с винным туризмом по всей территории Армении;

  • Техническое обслуживание и защита культурно-исторического наследия, природных и человеческих ресурсов;

  • Увеличение количества туристов и гостей страны;

  • Содействие развитию виноделия и виноградарства в Армении

  • Децентрализация индустрии туризма из столицы республики в сельские районы, путём создания новых рабочих мест;

  • Источник новых доходов;

  • Увеличение доходов местных организаций;

  • Осознанное участие местного населения в процесс сохранения природных, традиционных и культурных ресурсов.

До сих пор ни один из ассоциированных партнеров не подключился к проекту.


(g) “Легенда об аргонавтах” (Грузия)
39. Основной целью проекта является создание культурного маршрута по следам древней легенды об аргонавтах (Колхидское царство, Золотое руно) и открыть для себя культурное наследие и туристические достопримечательности Грузии. Греция выразила свою готовность присоединиться к проекту.
(h) «Парусник XIII века «Киликия» (Армения)
40. Этот проект был предложен на рассмотрение в рамках предложения Европейского Центра византийских и пост-византийских памятников (Греция) по теме: «Лимен. Культурные порты по маршруту из Эгейского до Черное моря».
41. Кроме того, Румыния в настоящее время рассматривает и другие возможности по созданию новых культурных маршрутов, касающихся:


  • Дуная и дельты Дуная;

  • Кукутени - Трипольская культура (Румыния, Украина, Республика Молдова);

  • Зачатие христианской веры в Черноморском регионе (меловые церкви, могилы первых мучеников и легенда о святом Андрее хорошо представлены в Румынии);

  • Фракийское наследие.

42. Украина также готовит проект «Крепости времен Османской империи (XVI-XVIII вв.)» со следующими целями:



  • Археологические исследования фортификационных сооружений периода османского присутствия на территории Украины и соседних государств;

  • Проведение необходимых реставрационных работ памятников, и их дальнейшего использования с образовательной и научной целью;

  • Популяризация, использование в качестве туристического ресурса;

  • Подготовка номинационного досье для занесения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

43. Украинская часть проекта включает следующие объекты оборонного зодчества времен Османской империи: Акерманская крепость (Белгород-Днестровская крепость) памятник архитектуры национального значения, расположенный на территории памятника археологии национального значения – «Городище Тира-Белгород»; Крепость Ени-Кале (1703-1710 гг.) – памятник архитектуры и градостроительства национального значения. Расположена в г. Керчь автономной Республики Крым; Арабатская крепость (руины), 1703 г. (XVII-XVIII вв.) – контролировала самую важную торговую и стратегическую дорогу, идущую с севера через Геническ в Крым. Памятник расположен в автономной Республике Крым; Турецкая крепость XVIII в. Как составная комплекса сооружений Хотинской крепости XIII-XVIII вв. – памятника архитектуры национального значения. Расположена в г. Хотин Черновицкой области.
44. Для участия в проекте приглашаются страны, исторические территории которых определенное время пребывали под властью Османской империи, к которым относятся преимущественно Придунайского регион и регион Черноморского бассейна (Украина, Румыния, Болгария и.д.).
45. Рассматривая пути и средства осуществления вышеупомянутых проектов, некоторые моменты довольно очевидны, такие как необходимость дальнейшего институционального участия ЧЭС и организация финансовой помощи через Фонд развития ЧЭС и ЧЭС-Греческий Фонд Развития. В то же время, необходимо содействовать совместным усилиям государств-членов организации в поощрении и осуществлении совместных проектов. В частности, подготовка «дорожных карт», содержащих конкретные шаги и определение сроков реализации проектов соответствующими государствами-членами организации. Обмен опытом с другими международными и региональными организациями также принесёт пользу в процесс планирования и реализации культурных проектов ЧЭС и их маршрутов.

IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАМКИ РАБОТЫ И ИХ ОПЫТ
46. ЮНЕСКО, известная своими культурными конвенциями, представляет собой уникальную глобальную платформу для международного сотрудничества и создания целостной системы по управлению культурой, основанной на правах человека и общих ценностях. Эти международные договора стремятся сохранить и обезопасить мировое культурное и природное наследие, в том числе древние археологические памятники, нематериальное и подводное наследие, музейные коллекции, традиции устного творчества и других форм наследия, и также  поддержать творчество, инновации и динамику в секторе культуры. В 1994 году Комитет всемирного наследия объявил о создании Глобальной стратегии обеспечения репрезентативности, сбалансированности и авторитетности Списка всемирного наследия. С момента оглашения списка, были привлечены международный интерес и внимание к памятникам, входящих него. Следовательно, данный статус предполагает задействование особых усилий по региональному туризму. Задача состоит в том, чтобы обратить внимание на различные факторы, такие как культурное образование, международный интерес, защита и сохранение памятников, а также на подлинность и внимание к традициям и обычаям организации и региона. Некоторые культурно-познавательные маршруты уже включены в Список всемирного наследия. Нематериальное культурное наследие представлено в Репрезентационном списке нематериального культурного наследия человечества, который состоит из нематериальных элементов, которые помогают продемонстрировать его разнообразие и повысить уровень осведомленности о его важности.



47. Всемирная туристская организация при ООН (ВТОООН), разработала Программу Шелкового пути в целях добиться устойчивого развития туризма по этому историческому маршруту. Она направлена ​​на достижение максимальной выгоды для местного населения от развития туризма Шелкового пути, в то же время на стимулирование инвестиций и содействие сохранению природного и культурного наследия маршрута. Кроме того, она разработана на продвижение сотрудничества между странами и регионами Шелкового пути, для получения непрерывных и запоминающихся впечатлений от путешествий по Шёлковому пути. Программа организовывает и поддерживает ряд международных и региональных конференций, корпоративных мероприятий и семинаров для заинтересованных сторон, охватывая широкий круг вопросов. Среди них: региональное сотрудничество, разработка культурной продукции и управления маршрута; туризм и культурное наследие организации; маркетинг и статистика; связь и средства массовой информации. В программе «Шелковый путь» в настоящее время принимает участие 31 страна, среди которых 9 стран-членов ЧЭС: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Россия, Турция и Украина.
48. Программа по Культурным маршрутам была начата Советом Европы в 1987 году. Её целью с помощью путешествия в пространстве и времени является демонстрация, как наследия разных стран и культур Европы вносят вклад в общее культурное наследие. Культурные маршруты на практике демонстрируют основополагающие принципы Совета Европы: права человека, культурная демократия, культурное разнообразие и самобытность, диалог, взаимный обмен и обогащение через границы и века. В декабре 2010 года Комитет Министров Совета Европы принял резолюцию CM/Res(2010)53 по созданию Расширенного частичного соглашения (РЧС), которое будет содействовать более тесному сотрудничеству между государствами, особенно заинтересованными в развитии культурных маршрутов. Расширенное частичное соглашение по развитию культуры направлено ​​на увеличение потенциала культурных маршрутов для культурного сотрудничества, устойчивого территориального развития и социальной сплоченности, с особым акцентом на темах, имеющих символическое значение для европейского единства, истории, культуры и ценностей и открытие менее известных направлений. Оно способствует укреплению демократического измерения культурного обмена и туризма благодаря привлечению участия широких масс населения и ассоциаций, местных и региональных органов власти, университетов и профессиональных организаций. Оно вносит вклад в сохранение наследия через разнообразные тематические и альтернативные туристические маршруты и культурные проекты. Азербайджан, Болгария, Греция, Румыния, Россия и Сербия являются членами Расширенного частичного соглашения по культурным маршрутам.



Культурные маршруты программ СЕ с участием государств-членов ЧЭС:
«Ганза» (Россия); «Маршруты викингов» (Греция, Россия, Турция, Украина); «Маршруты финикийцев» (Греция, Турция); «Маршрут оливковое дерево» (Албания, Греция, Сербия, Турция); «Маршрут «Царский путь» (Украина); «Транс-романика - романский маршрут европейского наследия» (Сербия); «Винные пути Европы» (Армения, Азербайджан, Грузия, Греция, Молдова, Румыния); «Маршрут по европейским кладбищам» (Греция, Россия, Сербия).

Региональные инициативы и возможности финансирования
Совет Европы - Киевская инициатива Региональной Программы (Черного моря и Южного Кавказа)
49. Киевская инициатива объединяет Азербайджан, Армению, Грузию, Молдову и Украину с целью восстановления доверия и уверенности во всем регионе. Программа фокусируется на пяти основных темах, которые объединяют и характеризуют страны-участницы – управление наследием, кино, формирование культурной политики, литература, винная культура и туристический обмен. Через ряд проектов, направленных на поощрение приграничного сотрудничества, Киевская инициатива дает возможность обмена опытом и развития профессионализма и навыков как в городах так и в сельской местности. Киевская инициатива стремится показать дополнительную ценность скоординированного и междисциплинарного планирования по целому ряду ключевых функций, в том числе наследия и охраны окружающей среды, туризма, культурного развития, образования и экономического развития. Результатом инициативы является широкий спектр мероприятий, в том числе виноградарство и виноделие, документальные и архивные фильмы, воссоздание путешествия Александра Дюма по Кавказу, восстановление исторических центров и городов.
Совет Европы - Региональная Программа по Культурному и Природному Наследию в Юго-Восточной Европе (RPSEE)
50. Эта Региональная программа была запущена в 2003 году и охватывает Албанию, Болгарию, Румынию и Сербию. С её тремя компонентами (создание институционального потенциала, реабилитации наследия и местного развития), она направлена на содействие мира и примирения в регионе, в котором происходят сложные политические, правовые, экономические и социальные преобразования. Получив поддержку Европейской Комиссии по нескольким проектам, Региональная программа подчеркивает понятие "развитие на местном уровне". Если изначально Региональная программа была сосредоточена главным образом на постконфликтных проблемах в Юго-Восточной Европе, то теперь она перенесла своё внимание на процессы развития. Основываясь на межнациональном подходе, она придает особое значение вопросам, связанным с разнообразием культур и религий на Балканах. Наряду с её общими целями, Региональная программа предоставляет глобальный обмен знаниями и опытом между соседними странами, сталкивающимися с аналогичными ситуациями в области охраны, сохранения, восстановления и укрепления культурного и природного наследия. Значительный акцент делается на городское и сельское управление, демократию и процессы участия и улучшения условий и качества жизни.
51. С помощью Общеевропейских культурных маршрутов, Европейская Комиссия осуществляет ряд мероприятий по поддержке транснациональных туристических товаров на основе конкретных тем, имеющих большой потенциал роста. В частности, она направлена ​​на поощрение интеграции малых и средних предприятий (МСП) в сферу туризма и создания возможностей для сотрудничества с туроператорами и т.д. Комиссия уже провела финансирование нескольких совместных проектов сотрудничества и поощрения транснациональных тематических туристических товаров через три призыва к предложениям в 2011 и 2012 годах. Комиссия также тесно сотрудничает с Советом Европы по культурным маршрутам на основе многолетнего совместного управления. Более 20 транснациональных маршрутов получили сертификацию Совета Европы. Кроме того, Комиссия взяла на себя организацию первого европейского фестиваля, посвященного культурным маршрутам в ЕС.
52. Совместная операционная программа в бассейне Черного моря 2007-2013 (Черноморская СОП) представляет собой программу в рамках Инструментов Европейского Соседства и Партнерства (ИЕСП), затрагивающую интересы стран находящихся под влиянием Черноморского взаимодействия ЕС. Программа имеет три конкретные цели: 1. Поощрение экономического и социального развития в приграничных районах; 2. Совместная работа по решению общих проблем; 3. Поощрение местного сотрудничества по принципу - от людей к людям. Проекты будут совместно представлены и реализованы через партнерские отношения, привлекающие партнеров из одного или нескольких государств-членов ЕС (Болгария, Греция, Румыния) и  из одной или нескольких стран-участников организации (Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Россия, Украина) и Турции. Среди приоритетов Черноморской СОП находится поддержка культурных и образовательных сетей для создания общей культурной среды в Бассейне путем поощрения культурных сетей и образовательных обменов через различные общины Черноморского бассейна.
53. Кроме того, в области культурного сотрудничества, Культурная Программа Восточного Партнерства - Часть I была создана ​​для укрепления региональных культурных связей и диалога в рамках Европейской политики соседства (ЕПС) для Восточного региона, а также между ЕС и культурными сетями и участниками стран Востока ЕСП. Она охватывает сотрудничество с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой, Украиной и Беларусью с 2010 по 2013 год. Культурная Программа Восточного Партнёрства направлена ​​на оказание содействия странам-партнерам в их культурных реформах в области политики на правительственном уровне, а также в создании потенциала и повышении профессионализма лиц задействованных в области культуры в Восточном регионе ЕСП. Она способствует обмену информацией и опытом между лицами, задействованными в области культуры на региональном уровне и с ЕС. Программа направлена ​​на поддержку региональных инициатив, которые демонстрируют положительный вклад культуры в экономическое развитие, социальную интеграцию, разрешение конфликтов и межкультурного диалога. В октябре 2010 года Европейский Союз провёл конкурс на лучшие предложения, посвященные культурному партнёрству в Восточном регионе. В результате, 15 региональных проектов были отобраны и профинансированы за счет Программы культурного восточного партнёрства.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
54. Развитие культурных и туристических маршрутов имеет значительный потенциал для экономического, культурного и социального роста в регионе ЧЭС. Развитие культурной и туристической политики может способствовать сохранению материального и нематериального культурного наследия, содействию экономического развития и занятости населения, укреплению и поощрению разнообразия туристических услуг, сохранению поселений, развитию культурного взаимопонимания.
55. Успешная политика в этой области тесно связана с ролью региональных заинтересованных сторон, лидерскими качествами представителей государственного сектора и административным устройством в области туризма и культуры. Особое внимание должно быть уделено развитию сотрудничества между туристическим и культурным сектором, а также между различными уровнями государственного управления и частного сектора. Государственно-частные партнерства являются центральным звеном в процессе этого сотрудничества, в частности, в развитии рыночных культур и туристических товаров и их маркетирование для потребителей.
56. Опираясь на свои огромные богатства культурного и природного наследия и пользуясь отечественным и международным опытом, государства-члены ЧЭС могут смело принять вызов по увязке культурных и туристических маршрутов и заняться повышением глобальной популяризации Черноморского региона как туристического направления с уникальными ценностями и качеством.

* Текст был рассмотрен и одобрен на Сорок первом заседании Комитета по культуре, образованию и

социальным вопросам в Тбилиси 17 декабря 2013 года и утвержден на Сорок второй сессии

Генеральной Ассамблеи в Тбилиси 18 декабря 2013 г.