Похожие работы
|
Материал по подготовке к егэ (часть С, аргументы) Проблематика повести М. А. Булгакова - страница №1/1
Абдуллина О.А.,
МБОУ Шаминская СОШ Алексеевского муниципального района РТ
МАТЕРИАЛ
по подготовке к ЕГЭ (часть С, аргументы)
Проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (1926)
Проблема
|
Пример
|
1.Проблема опасности непредвиденных результатов научных экспериментов.
|
Непредвиденный результат эксперимента получает доктор Преображенский в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Он наблюдает становление "нового человека", бывшего недавно не то что никем, а собакой. Ещё до полного превращения, 2 января, существо обругало своего создателя "по матери", к Рождеству же его лексикон пополнился всеми бранными словами. Первая осмысленная реакция нового человека на замечание создателя – «Отлезь, гнида». Куда-то подевались красивые слова: «маг», «кудесник», «инкогнито». Доктор Борменталь выдвигает гипотезу о том, что перед нами «развернувшийся мозг Шарика». Но правым оказался профессор, сомневающийся в возможности развить Шарика в очень «высокую психическую личность».
Экспериментальное существо прибавляет к автоматической ругани всё новые и новые качества: курение, нечистоплотность (семечки) и неопрятность в одежде, хамство (балалайка в любое время суток, приставание к женщинам), вседозволенность. Филипп Филиппович быстро утрачивает звание божества и превращается в "папашу". Проявляется абсолютная аморальность Шарикова: безнравственность, пьянство и воровство. Он превращается из "милейшего пса в мразь", которая представляет угрозу жизни.
|
2. Проблема нравственной ответственности человека за совершённые поступки
|
Проблема нравственной ответственности человека за совершённые поступки раскрывается в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Швондер, который становится "крестным отцом" Полиграфа Полиграфовича, пытается воспитать Шарикова по-своему. Швондер - фигура трагикомическая, потому что он искренне верит в то, что проповедует, честно пытается строить новую жизнь. Он бескомпромиссен и неподкупен, в отличие от вышестоящих советских начальников: для него Преображенский - враг, с которым он пытается бороться, несмотря на покровительство, оказываемое профессору новой властью. Но Швондер - "дурак", по словам Преображенского, потому что не понимает, какого джинна выпускает из бутылки, не понимает, что в скором времени он сам может стать жертвой монстра, которого так усиленно "развивает" и ценит больше, чем недорезанного буржуя. А Шариков, сменив форму своего тела, человеком так и не стал. Результаты воспитания сказываются мгновенно. Новому существу не надо преодолевать инстинкт, наоборот, он получает официальное право уничтожать всех, кто мешает ему жить так, как он хочет.
|
3. Проблема эволюции.
|
Доктор Борменталь из повести М.Булгакова «Собачье сердце» считает, что у Шарикова - собачье сердце, имея в виду доминирование в лабораторном существе собачьих черт. Профессор Преображенский, напротив, утверждает, что у Шарикова "именно человеческое сердце", подразумевая, что верх взял Клим Чугункин. Шариков, приняв облик человека, усвоив некоторые его внешние качества и свойства, не остался собакой, но не стал и человеком. Клим Чугункин - человек лишь по внешним своим признакам. Оказывается, что между далеко стоящими друг от друга на эволюционной лестнице человеком и собакой нет непреодолимой пропасти: человек может стать (остаться?) животным без всяких операций!
Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством, который понимает и признает только силу, готовый, как всякий раб, мстить всем, кому подчинялся, при первой возможности.
|
4. Проблема нераздельности реального и мистического.
|
К проблеме нераздельности реального и мистического обращались многие известные писатели. М.А. Булгаков определяет эту проблему и в романе «Мастер и Маргарита». В повести «Собачье сердце» она тоже находит отражение. В эпизоде операции автор прерывает внутреннюю речь Шарика. Пес предстаёт перед нами как мученик, совершающий «трудный подвиг». Ассоциации с мучеником усиливаются «красным венцом» на лбу животного. И, конечно, сочувствие читателя на стороне собаки, так жестоко ошибавшейся в своих предположениях о «счастливом билете», подобранной вовсе не из жалости, а с конкретной научной целью. На наших глазах «седой Фауст» создаёт человека не в пробирке, а путём превращения собаки.
Даты в дневнике доктора Борменталя позволяют нам отметить сакральную параллель: 23 декабря, вечером, проведена операция; с 24 декабря по 6 января, когда новое существо теряет один за одним признаки, напоминавшие о собаке, от Сочельника до Рождества, происходит преображение собаки в человека . Не случайно Булгаков выбрал для хирурга фамилию Преображенский.
|
5. Проблема стремления к познанию окружающего мира.
|
По - разному изображали писатели стремление героев к познанию окружающего мира. А в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» автор наделяет собаку «потоком сознания": пёс способен не только думать, но и читать, различать цвета, понимать людей по глазам, рассуждать. Странность пса заключается в том, что именно он знает и что именно об этом думает. Пёс знакомится с домом профессора и его обитателями. Из хаоса, мрака, из мира ненависти, распада человеческих отношений Шарик попадает в квартиру, где жизнь идёт, словно по другим законам: там порядок, уют, там уважают ближнего и его труд.
И Шарик, как ребёнок, наблюдает новый для него мир, подчас замечая то, чего не увидит человек, потерявший остроту восприятия. Но пёс многого не понимает, многое не хочет понимать и делает для себя целый ряд выводов о выгодах новой жизни. И дух конформизма в собаке оказывается сильнее естественного нравственного чувства: "Похабная квартира, но до чего хорошо...".
|
|