Материал по подготовке к егэ (часть С, аргументы) Проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок литературы в 9 классе М. А. Булгаков. Жизнь и судьба. Художественные... 1 62.11kb.
Конспект урока по литературе в 9 классе. «Отражение революционной... 1 35.45kb.
У рок-конспект тема урока: «Художественные особенности повести М. 1 102.74kb.
Урок по повести «Собачье сердце» М. Булгакова Вот одна из черт моего... 1 175.54kb.
Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М. А. 1 79.48kb.
Проверочная работа на знание повести «Собачье сердце» М. А. 1 28.95kb.
Урока по литературе в 9 классе по теме: „Система образов повести М. 1 96.77kb.
Господин Бортко договорился с господином Зюгановым 1 46.1kb.
Заключение 7 1 85.39kb.
«Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» в контексте эпохи» Интегрированный... 1 36.57kb.
Михаил Афанасьевич Булгаков Собачье сердце Михаил Булгаков Собачье... 4 1428.88kb.
Михаил Булгаков Собачье сердце 7 1212.66kb.
- 4 1234.94kb.
Материал по подготовке к егэ (часть С, аргументы) Проблематика повести М. А. Булгакова - страница №1/1

Абдуллина О.А.,

МБОУ Шаминская СОШ Алексеевского муниципального района РТ


МАТЕРИАЛ

по подготовке к ЕГЭ (часть С, аргументы)
Проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (1926)

Проблема

Пример

1.Проблема опасности непредвиденных результатов научных экспериментов.


Непредвиденный результат эксперимента получает доктор Преображенский в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Он наблюдает становление "нового человека", бывшего недавно не то что никем, а собакой. Ещё до полного превращения, 2 января, существо обругало своего создателя "по матери", к Рождеству же его лексикон пополнился всеми бранными словами. Первая осмысленная реакция нового человека на замечание создателя – «Отлезь, гнида». Куда-то подевались красивые слова: «маг», «кудесник», «инкогнито». Доктор Борменталь выдвигает гипотезу о том, что перед нами «развернувшийся мозг Шарика». Но правым оказался профессор, сомневающийся в возможности развить Шарика в очень «высокую психическую личность».
      Экспериментальное существо прибавляет к автоматической ругани всё новые и новые качества: курение, нечистоплотность (семечки) и неопрятность в одежде, хамство (балалайка в любое время суток, приставание к женщинам), вседозволенность. Филипп Филиппович быстро утрачивает звание божества и превращается в "папашу". Проявляется абсолютная аморальность Шарикова: безнравственность, пьянство и воровство. Он превращается из "милейшего пса в мразь", которая представляет угрозу жизни.



2. Проблема нравственной ответственности человека за совершённые поступки

Проблема нравственной ответственности человека за совершённые поступки раскрывается в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Швондер, который становится "крестным отцом" Полиграфа Полиграфовича, пытается воспитать Шарикова по-своему. Швондер - фигура трагикомическая, потому что он искренне верит в то, что проповедует, честно пытается строить новую жизнь. Он бескомпромиссен и неподкупен, в отличие от вышестоящих советских начальников: для него Преображенский - враг, с которым он пытается бороться, несмотря на покровительство, оказываемое профессору новой властью. Но Швондер - "дурак", по словам Преображенского, потому что не понимает, какого джинна выпускает из бутылки, не понимает, что в скором времени он сам может стать жертвой монстра, которого так усиленно "развивает" и ценит больше, чем недорезанного буржуя. А Шариков, сменив форму своего тела, человеком так и не стал. Результаты воспитания сказываются мгновенно. Новому существу не надо преодолевать инстинкт, наоборот, он получает официальное право уничтожать всех, кто мешает ему жить так, как он хочет.



3. Проблема эволюции.


Доктор Борменталь из повести М.Булгакова «Собачье сердце» считает, что у Шарикова - собачье сердце, имея в виду доминирование в лабораторном существе собачьих черт. Профессор Преображенский, напротив, утверждает, что у Шарикова "именно человеческое сердце", подразумевая, что верх взял Клим Чугункин. Шариков, приняв облик человека, усвоив некоторые его внешние качества и свойства, не остался собакой, но не стал и человеком. Клим Чугункин - человек лишь по внешним своим признакам. Оказывается, что между далеко стоящими друг от друга на эволюционной лестнице человеком и собакой нет непреодолимой пропасти: человек может стать (остаться?) животным без всяких операций!
      Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством, который понимает и признает только силу, готовый, как всякий раб, мстить всем, кому подчинялся, при первой возможности.



4. Проблема нераздельности реального и мистического.

К проблеме нераздельности реального и мистического обращались многие известные писатели. М.А. Булгаков определяет эту проблему и в романе «Мастер и Маргарита». В повести «Собачье сердце» она тоже находит отражение.    В эпизоде операции автор прерывает внутреннюю речь Шарика. Пес предстаёт перед нами как мученик, совершающий «трудный подвиг». Ассоциации с мучеником усиливаются «красным венцом» на лбу животного. И, конечно, сочувствие читателя на стороне собаки, так жестоко ошибавшейся в своих предположениях о «счастливом билете», подобранной вовсе не из жалости, а с конкретной научной целью. На наших глазах «седой Фауст» создаёт человека не в пробирке, а путём превращения собаки.
      Даты в дневнике доктора Борменталя позволяют нам отметить сакральную параллель: 23 декабря, вечером, проведена операция; с 24 декабря по 6 января, когда новое существо теряет один за одним признаки, напоминавшие о собаке, от Сочельника до Рождества, происходит преображение собаки в человека . Не случайно Булгаков выбрал для хирурга фамилию Преображенский.



5. Проблема стремления к познанию окружающего мира.


По - разному изображали писатели стремление героев к познанию окружающего мира. А в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» автор наделяет собаку «потоком сознания": пёс способен не только думать, но и читать, различать цвета, понимать людей по глазам, рассуждать. Странность пса заключается в том, что именно он знает и что именно об этом думает. Пёс знакомится с домом профессора и его обитателями. Из хаоса, мрака, из мира ненависти, распада человеческих отношений Шарик попадает в квартиру, где жизнь идёт, словно по другим законам: там порядок, уют, там уважают ближнего и его труд.
     И Шарик, как ребёнок, наблюдает новый для него мир, подчас замечая то, чего не увидит человек, потерявший остроту восприятия. Но пёс многого не понимает, многое не хочет понимать и делает для себя целый ряд выводов о выгодах новой жизни.   И дух конформизма в собаке оказывается сильнее естественного нравственного чувства: "Похабная квартира, но до чего хорошо...".